Развитие впф у ребенка с дцп

Развитие впф у ребенка с дцп thumbnail

Особенности развития высших психических функций у детей с нарушением  опорно-двигательного аппарата.  Структура нарушений познавательной деятельности.   Презентацию подготовила учитель-дефектолог ГБУКО «Школы – интернат» Василенко Елена Николаевна

Особенности развития высших психических функций у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Структура нарушений познавательной деятельности.

Презентацию подготовила

учитель-дефектолог ГБУКО «Школы – интернат»

Василенко Елена Николаевна

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ  – это группа различных по клиническим проявлениям синдромов, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционирование мышц, характеризующихся неспособностью сохранить нормальную позу и выполнять непроизвольные движения 

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ  –

это группа различных по клиническим проявлениям синдромов, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционирование мышц, характеризующихся неспособностью сохранить нормальную позу и выполнять непроизвольные движения 

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата — это поли­морфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении ка­тегория лиц.

Дети с нарушением

опорно-двигательного аппарата —

это поли­морфная в клиническом и

психолого-педагогическом отношении ка­тегория лиц.

Среди них условно можно выделить три группы

Среди них условно можно выделить три группы

1.Дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическими поражениями нервной системы: — головного мозга (детский церебральный паралич, опухоли, и травмы); — проводящих путей (параличи рук, кривошея и т. п.); — спинного мозга (последствия полиомиелита, травмы).

1.Дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическими поражениями нервной системы:

головного мозга (детский церебральный паралич, опухоли, и травмы);

проводящих путей (параличи рук, кривошея и т. п.);

спинного мозга (последствия полиомиелита, травмы).

2. Дети, имеющие сочетанные поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм. 3. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте (артрогриппозы, хондродистрофии, сколиозы и т. д.).

2. Дети, имеющие сочетанные поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм.

3. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте (артрогриппозы, хондродистрофии, сколиозы и т. д.).

У РЕБЕНКА С ДЦП В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ ВЫКЛЮЧЕНА ИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЖ­НЕЙШАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — ДВИГАТЕЛЬНАЯ.  ВЫРАЖЕННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ, НЕРЕДКО В СОЧЕТАНИИ С СЕНСОРНОЙ НЕДО­СТАТОЧНОСТЬЮ, МОЖЕТ БЫТЬ ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН НЕДОРАЗВИТИЯ ПОЗНАВА­ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА.

У РЕБЕНКА С ДЦП В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ ВЫКЛЮЧЕНА ИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЖ­НЕЙШАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — ДВИГАТЕЛЬНАЯ.

ВЫРАЖЕННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ, НЕРЕДКО В СОЧЕТАНИИ С СЕНСОРНОЙ

НЕДО­СТАТОЧНОСТЬЮ, МОЖЕТ БЫТЬ ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН НЕДОРАЗВИТИЯ ПОЗНАВА­ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА.

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. Выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ. 

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. Выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ. 

Познавательная сфера  это совокупность познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь), познавательных интересов и различных видов познавательной деятельности (игра, изодеятельность, учение, исследование)

Познавательная сфера

это совокупность познавательных процессов

(память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь), познавательных интересов и различных видов познавательной деятельности

(игра, изодеятельность, учение, исследование)

Структура нарушений   познавательной сферы   при нарушении опорно-двигательного аппарата:

Структура нарушений  познавательной сферы  при нарушении опорно-двигательного аппарата:

1 ) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга

1 ) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга

2) повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления;

2) повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления;

3) выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы. Истощаемость выражается в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения

3) выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы.

Истощаемость выражается в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения

  4) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.   Это обусловлено следующими причинами:

4) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Это обусловлено следующими причинами:

вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;   • затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств;   •нарушение сенсорных функций

  • вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; • затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств; •нарушение сенсорных функций

ВНИМАНИЕ. Внимание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуется рядом патологических особенностей. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными .  

ВНИМАНИЕ.

Внимание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуется рядом патологических особенностей.

Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными .  

НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА: с невозможностью фиксации взора, с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз, с ограничением поля зрения, нистагмом.

НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА:

  • с невозможностью фиксации взора,
  • с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз,
  • с ограничением поля зрения, нистагмом.

ОТМЕЧАЮТСЯ ТРУДНОСТИ :  в переключении внимания на другие виды деятельности, недостаточность концентрации,  застревание на отдельных элементах, что связано с инертностью психической деятельности. формировании произвольного внимания . Отмечается слабость активного произвольного внимания.

ОТМЕЧАЮТСЯ ТРУДНОСТИ :

  • в переключении внимания на другие виды деятельности,
  • недостаточность концентрации,
  • застревание на отдельных элементах, что связано с инертностью психической деятельности.
  • формировании произвольного внимания .
  • Отмечается слабость активного произвольного внимания.

ВОСПРИЯТИЕ Нарушение зрительного восприятия (гнозиса) снижение слуха ограниченность предметно-практической деятельности, Нарушенное восприятие пространства   Нарушение пространственного анализа

ВОСПРИЯТИЕ

  • Нарушение зрительного восприятия (гнозиса)
  • снижение слуха
  • ограниченность предметно-практической деятельности,
  • Нарушенное восприятие пространства
  • Нарушение пространственного анализа

Таким образом, у ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности и других нарушений задерживается развитие пространственных представлений и формирование схемы тела. Характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

  • Таким образом,

у ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности и других нарушений задерживается развитие пространственных представлений и формирование схемы тела. Характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

ПАМЯТЬ нарушение образной памяти нарушения двигательной памяти нарушения словесно-логической памяти; Как правило хорошо развита механическая память

ПАМЯТЬ

  • нарушение образной памяти
  • нарушения двигательной памяти
  • нарушения словесно-логической памяти;
  • Как правило хорошо развита механическая память

МЫШЛЕНИЕ Недостаточность наглядно-действенного мышления приводит к недостаточности в формировании других, более сложных форм мыслительной деятельности. Недостаточность развития наглядно-образного мышления; Недостаточность развития словесно-логического мышления

МЫШЛЕНИЕ

  • Недостаточность наглядно-действенного мышления приводит к недостаточности в формировании других, более сложных форм мыслительной деятельности.
  • Недостаточность развития наглядно-образного мышления;
  • Недостаточность развития словесно-логического мышления

РЕЧЬ недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи; недостаточная дифференциация и низкая актуализация временных и особенно всех пространственных связей и отношений в активной речи. недостаточность лексико-грамматического развития. ограниченность пассивного и активного словаря несформированность фразовой речи или более позднее формирование  нарушенное мелодико-интонационная сторона речи И многое другое …..

РЕЧЬ

  • недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи;
  • недостаточная дифференциация и низкая актуализация временных и особенно всех пространственных связей и отношений в активной речи.
  • недостаточность лексико-грамматического развития.
  • ограниченность пассивного и активного словаря
  • несформированность фразовой речи или более позднее формирование
  • нарушенное мелодико-интонационная сторона речи
  • И многое другое …..

Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие и своеобразие в формировании познавательных процессов, хотя оно идет по тем же законам, что и развитие познавательной сферы нормально развивающихся детей.

Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие и своеобразие в формировании познавательных процессов, хотя оно идет по тем же законам, что и развитие познавательной сферы нормально развивающихся детей.

Нарушения развития отдельных психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, речь) тормозят психическое развитие ребенка в целом. 

Нарушения развития отдельных психических функций

(внимание, восприятие, память, мышление, речь)

тормозят психическое развитие ребенка в целом. 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ

Источник

4.1. Теоретические предпосылки нейропсихологического

Исследования

Изучение
многоуровневой иерархической организации
психи­ческих процессов и функций при
дизонтогенезе требует не только
возрастного, но и тщательного структурного
анализа. Разработан­ный отечественными
учеными подход к психическим процессам
как к сложно организованным функциональным
системам, рабо­тающим в результате
взаимодействия высокодифференцированных
мозговых структур, где каждая из них
вносит свой вклад в ди­намическое
целое, является важной теоретической
предпосылкой при анализе дизонтогенеза.

Читайте также:  Анна уханова развитие эмоций и навыков общения у ребенка скачать

Еще
в исследованиях Л. С. Выготского (10, 12)
подчеркивалось, что в эволюционном
развитии высших центров низшие (более
ста­рые) центры не утрачивают своего
назначения, но начинают функционировать
в новом режиме под управлением высших
центров. Эти теоретические предпосылки
чрезвычайно важны в анализе психических
функций при раннем поражении мозга,
когда функ­циональные структуры еще
не сформированы, например при

ДЦП.

В
нейропсихологических исследованиях
взрослых больных с органическими
поражениями головного мозга были
выявлены вы­раженные изменения
межполушарных взаимодействий.
Установ­лено, что поражение
правополушарных структур приводит к
изме­нению психосенсорных процессов,
обусловливая нарушения чув­ственного
познания внешнего мира и самого себя.
При поражении левого полушария в большей
степени страдают психомоторные и речевые
процессы, что негативно влияет на
абстрактные функции.

Исследования
детских нейропсихологов проводились
в двух основных направлениях: изучение
очаговых поражений мозга у де­тей на
различных этапах онтогенеза (68) и изучение
комплекса нарушений высших психических
функций, складывающегося из
дизонто-генетических симптомов (33, 43,
45, 46, 57, 84).

Э.Г.
Симерницкой (68) на основе обобщения
результатов ней-ропсихологического
исследования психических процессов
при повреждениях головного мозга-в
детском возрасте были подтверж-

46

дены
положения Л. С. Выготского (12) о том, что
мозговые механизмы, обеспечивающие
осуществление психических функций,у
детей являются иными, чем у взрослых,
ив процессе онтогенетического развития
изменяется не только структура психическойфункций,
но и ее Мозговая организация. Функциональная
неравнозничность различных отделов
головного мозга в детском возрасте
отчетливо выступает как на межполушарном,
так и на внутри- полушарном уровнях.

Мозговая
организация психических процессов не
остается неизменной в онтогенезе и
претерпевает ряд существенных перестроек.
С наибольшей отчетливостью возрастная
динамика функциональной организации
мозга, проявляется при анализе механизмов
межполушарного взаимодействия. При
поражении левого полушария у детей
правое полушарие не испытывает тормозящего
влияния со стороны патологического
очага, оно имеет у детей больше возможностей
для пластичности и компенсации речевых
расстройств, чем у взрослых (84).

В
процессе онтогенеза изменяются механизмы
и внутриполушарного взаимодействия.
Проводя нейропсихологический анализ
памяти у детей с очаговыми поражениями
мозга, Э.Г. Симерницкая (68) выявила высокую
корреляцию снижения объема слухоречевой
памяти с поражением левой височной
доли, В перцептивной сфере были отмечены
связи нарушения зрительного восприятия
с поражением затылочной доли и нарушения
зрительно-конструк­тивной деятельности
с поражением теменной доли.

Нейропсихологический
подход при изучении высших психи­ческих
функций у детей с очаговыми поражениями
головного моз­га позволил приблизиться
к решению важнейших вопросов, свя­занных
как с общими принципами мозговой
организаций психи­ческих процессов,
так и с закономерностями ее формирования
в онтогенезе. Развитие высших корковых
функций предполагает не столько
дифференциацию, сколько интеграцию
различных от­делов головного мозга,
обеспечиваемых формированием
межполу-шарных и внутриполушарных
связей.

С
позиций концепции межполушарной
асимметрии мозга обычно рассматривается
лишь нарушения высших психических
функций (ВПФ), причем без их соотносительного
анализа с резуль­татами клинического,
морфологических и функциональных
иссле­дований.

Вместе
с тем, знание особенностей мозговой
организации ВПФ, а также формирование
в онтогенезе функциональной асим­метрии
мозга в условиях его раннего поражения
чрезвычайно важ­но Для понимания
пластичности и восстановительных
способнос-

47

тей
мозга при коррекции и реабилитации
детей с различной пато­логией мозга.

И.
Ф. Марковская (46, 47) провела нейропсихологическое
ис­следование детей с задержкой
психического развития церебрально-органического
генеза. Ею были выделены две группы
детей: в пер­вую группу вошли дети с
преобладанием незрелости морфо-функциональных
структур, во вторую группу — дети с
более выраженной симптоматикой
органического повреждения мозговых
структур. В первой группе наблюдался
синдром психического инфантилиз­ма,
а во второй — психоорганический синдром
с преобладанием нарушения интеллектуальных
предпосылок в виде органической
дефицитарности высших корковых функций.
Нейродинамические нарушения в первой
группе характеризовались истощаемостью
и нестойкостью психического тонуса, а
во второй повышенной истощаемостью и
инертностью психических процессов.

В
последующих нейропсихологических
исследованиях неуспе­вающих младших
школьников были выделены две причины,
обусловливающие недостаточную
сформированное отдельных функ­циональных
систем психики ребенка (57). Первая из
них обознача­ется авторами как
«иррегулярность психического развития
ребен­ка», т.е. отклонение от нормы,
неподчиненность определенному порядку,
неравномерность, возникающая в силу
индивидуальных особенностей онтогенеза
ребенка и не связана с какими-либо
орга­ническими нарушениями. Второй
причиной неуспеваемости считаются
«минимальные мозговые дисфункции», при
которых про­исходит изменение
функционирования отдельных мозговых
структур или мозга в целом, С учетом
этих особенностей разрабо­таны
специальные методы нейропсихологической
коррекции.

Нейропсихологические
исследования детей с отклонениями в
сенсорном и интеллектуальном развитии
показали, что с увели­чением тяжести
сенсорного и психического дефекта
возрастает функциональная активность
правого полушария, и гиперфункция
правого полушария компенсирует дефицит
функциональной ак­тивности левого
полушария (84).

Т.Б.
Глезерман (13) изучала минимальные
мозговые дисфунк­ции у детей и их
родственников с целью выявления
генетического наследования некоторых
форм нарушения высших корковых фун­кций,
связи между нейропсихологическими
синдромами и структурно-уровневыми
характеристиками интеллекта. Было
выявлено, что нейропсихологические
особенности оказывают специфичес­кое
влияние на структуру интеллектуальных
функций и опосредо­ванно воздействуют
на общий уровень умственного развития.
Пря­мой связи между показателем
интеллекта и характером дефекта

Читайте также:  Ребенок 1 год 3 месяца развитие питание режим

48

у
взрослых больных не наблюдается, при
одинаковом развитии ин­теллекта могут
быть различные по локализации и степени
тяжести нарушения.

Использование
психометрических методов в сочетании
с ней-ропсихологическими, предложенное
Т.Б. Глезерман (13), имеет, на наш взгляд,
важное значение при исследовании
нейропсихологических синдромов у детей.
Такой подход позволяет выявить не только
уровневые, но и структурные характеристики
интеллекта у каждого обследуемого,
определить значимость изучаемых функ­ций
в общей структуре интеллекта, выделить
характер нарушения и его локализацию.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

 Определение, этиология, основные формы

Церебральный паралич входит в более широкую категорию на­рушений развития, которая включает в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с такими нарушениями характери­зуются наличием недостатков мышечной, скелетной систем и оп­ределенным состоянием центральной нервной системы.

Термин «детский церебральный паралич» (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недо­статке или отсутствии контроля центральной нервной системы за произвольными движениями. Таким образом, термином «детский церебральный паралич» объединяются синдромы двигательных расстройств, возникающие в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза.

Детский церебральный паралич является резидуальным состо­янием, т. е. не имеет прогрессирующего течения. Однако по мере развития ребенка различные проявления недостаточности дви­гательных, речевых и других психических функций могут видоиз­меняться, что связано с возрастной динамикой морфо-функциональных взаимоотношений патологически развивающегося мозга. Кроме того, более выраженные проявления декомпенсации могут определяться нарастающим несоответствием между возможностями поврежденной центральной нервной системы и требованиями, предъявляемыми окружающей средой по мере роста ребенка.

Явления декомпенсации также могут усиливаться при ослож­нении двигательных расстройств различными патологическими не­врологическими и психопатологическими синдромами. Среди них наибольшее значение имеют: гипертензионно-гидроцефальный синдром, судорожный синдром, синдром вегетативно-висцераль­ных дисфункций, стойкий церебрастенический синдром.

В основе детского церебрального паралича лежит внутриутроб­ное или перинатальное повреждение головного мозга ребенка под влиянием различных неблагоприятных факторов, действовавших во время внутриутробного периода развития и (или) в момент родов. К таким факторам риска относятся в первую очередь ас­фиксия в родах и родовая травма. В более редких случаях (около 2 — 3%) в возникновении ДЦП может играть роль генетический фактор.

Тяжесть и распространенность поражения при ДЦП могут быть различными. В одних случаях наблюдается тяжелое поражение всех четырех конечностей, причем руки поражаются в такой же степе­ни, как и ноги, а иногда и сильнее. Эта форма церебрального паралича носит название двойной гемиплегии. Развитие двигатель­ных и психических функций у этих детей крайне затруднено.

При более легкой степени заболевания — спастической диплегии — поражаются преимущественно ноги. Руки поражаются в мень­шей степени. Большинство детей с этой формой заболевания при своевременном комплексном лечении и психолого-педагогической работе осваивают ходьбу, у них развиваются речь, познаватель­ные функции, многие из них способны к обучению по программе общеобразовательной школы.

У некоторых детей наблюдаются односторонние двигательные нарушения — гвмипарезы. При этом отмечается более тяжелое по­ражение руки.

У части детей с гиперкинетической формой ДЦП осуществле­ние произвольных движений затруднено в первую очередь за счет насильственных движений. Наличие насильственных движений и тонических спазмов в мышцах верхних конечностей резко затруд­няет развитие у них манипулятивной деятельности и навыков са­мообслуживания. Кроме того, у этих детей обычно имеют место наиболее тяжелые недостатки звукопроизносительной стороны речи, которые нередко сочетаются с нарушениями слуха.

При атонически-астатической форме ДЦП двигательные на­рушения определяются в первую очередь недостаточностью ко­ординации движений, несформированностью реакций равнове­сия, наличием низкого мышечного тонуса во всех группах мышц, недоразвитием выпрямительных рефлексов. У этих детей также имеют место стойкие дефекты звукопроизносительной стороны речи, а также различные по структуре нарушения психического развития.

У многих детей наблюдается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных и речедвигательных рас­стройств.

Психическое развитие при детском церебральном параличе

Ранний органический дефект центральной нервной системы, составляющий основу детского церебрального паралича, обуслав­ливает сложное сочетание двигательных и психических недостатков, что и составляет специфическую структуру психического дизонтогенеза при этом заболевании.

В структуре и двигательных, и психических нарушений на­блюдается своеобразная взаимосвязь симптомокомплексов, обус­ловленных как задержкой созревания тех или иных психомотор­ных функций, в первую очередь наиболее поздно формирую­щихся в нормальном онтогенезе, так и проявлениями поврежде­ния центральной нервной системы. Это обуславливает формиро­вание сложного дизонтогенетически-энцефалопатического симпто-мокомплекса, обуславливающего своеобразие психомоторного раз­вития при ДЦП.

Особенностью формирования моторных и психических функ­ций при ДЦП является не только их более замедленный темп, но и своеобразная диспропорциональность, асинхронность созрева­ния с появлением вторичных компенсаторных и гиперкомпенса­торных, часто патологических симптомокомплексов.

Так, например, структура двигательного и речедвигательного дефекта при многих формах детского церебрального паралича ха­рактеризуется неравномерностью с наличием вторичной как адек­ватной, так и патологической компенсации, что приводит к фор­мированию стойких порочных поз и положений конечностей, нарушенной осанки и патологических речедвигательных стерео­типов.

Читайте также:  С чего начинать развитие ребенка с 2 до 3 лет

При гиперкинетической форме церебрального паралича свое­образная структура интеллектуальной недостаточности в извест­ной степени определяется диссоциацией между относительно со­хранными возможностями интеллектуального развития и нару­шениями эмоциональной сферы, произвольной регуляции дея­тельности, внимания, памяти, умственной работоспособности.

При атонически-астатической форме заболевания характерна неравномерность нарушений познавательной, эмоционально-во­левой и личностной сфер. Так, при значительной частоте сохран­ности интеллектуальных возможностей обращает на себя внима­ние эмоционально-личностная незрелость.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений соб­ственных движений. Двигательные нарушения при детском цереб­ральном параличе представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей ранней кор­рекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход форми­рования нервно-психических функций и личности ребенка. При ДЦП имеют место недостатки зрения и слуха, эмоционально-во­левой сферы, поведения, умственной деятельности, речи, свя­занные с ранним органическим поражением головного мозга и определяющие сложную структуру нарушенного психического развития.

Таким образом, у детей с церебральным параличом имеет ме­сто не только замедленный, но и часто неравномерный темп пси­хического развития с диспропорциональностью в формировании отдельных психических функций, что дает основание говорить о своеобразной дизонтогении психического развития церебрально-органического генеза, которая включает следующие основные варианты:

— локальный дизонтогенез отдельных высших психических функ­ций (речи, пространственных представлений, различных видов гнозиса, праксиса, внимания, памяти и др.);

— нарушения умственной работоспособности;

— нарушения произвольной регуляции психической деятель­ности;

— специфическую задержку психического развития, при кото­рой имеет место сочетание представленных выше нарушений со стойко ограниченным запасом знаний и представлений об окружа­ющем и специфическими особенностями мыслительной деятель­ности, обуславливающими замедленное усвоение нового материала.

Среди синдромов у детей с церебральным параличом преобладают следующие: церебрастенический с выраженными нарушениями умственной работоспособности, синдромы локальных на­рушений отдельных высших психических функций, отставание в развитии эмоционально-волевой сферы, что проявляется прежде всего в отсутствии у большинства детей личностной готовности к обучению. Задержка в развитии личностной саморегуляции и неравномерность развития различных высших психических функций, а также крайне ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, недостаточность ручной моторики и зрительно-мо­торной координации, несформированность пространственных представлений и слабость кинестетических ощущений в общей, ручной и речевой моторике определяют специфику и стойкость психического дизонтогенеза при детском церебральном параличе.

Астеноадинамический синдром наиболее типичен для детей со спастической диплегией и атонически-астатической формой це­ребрального паралича.

При гиперкинетической форме более часто наблюдается астено-гипердинамический синдром с проявлениями двигательного беспокойства, повышенной раздражительности, суетливости.

В предпубертатном и пубертатном возрасте может отмечаться чередование указанных синдромов.

Церебрастенические синдромы наиболее отчетливо проявля­ются в школьном возрасте при различных интеллектуальных на­грузках. В этот же период более четкими становятся и особенности мыслительной деятельности.

Дефекты мыслительной деятельности проявляются в недоста­точной сформированности понятийного, абстрактного мышления.

У этих детей отмечается не только ограниченный запас знаний и представлений об окружающей действительности за счет бедно­сти их практического опыта, но и имеют место специфические трудности переработки информации, получаемой как в процессе коммуникативной, так и предметно-практической деятельности.

Характерной особенностью мышления является также нару­шенная динамика мыслительных процессов. Наиболее часто на­блюдается замедленность мышления, а в ряде случаев и более выраженная инертность. Причем это далеко не всегда сочетается с интеллектуальным недоразвитием олигофренической структуры, чаще это имеет место при задержке психического развития, а иногда и при относительно сохранных возможностях интеллекту­альной деятельности. Частым нарушением является также недо­статочная последовательность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям, что особенно характер­но для детей, у которых детский церебральный паралич осложнен гидроцефалией.

Таким образом, в структуре интеллектуальной недостаточности у детей с церебральным параличом большое место занимает несформированность организационно-операционной стороны мыслительной деятельности, которая, как правило, сочетается с замедлен­ностью мышления и низкой умственной работоспособностью.

Характерной особенностью психического развития детей с це­ребральным параличом является задержанное формирование регуляторной функции психических процессов, что в значительной степени связано с замедленным созреванием переднелобных от­делов коры головного мозга.

Кроме того, недостаточная сформированность наглядно-дей­ственного и образного мышления у детей в сочетании со стойки­ми речевыми расстройствами обуславливает отставание в разви­тии словесно-логического мышления.

Недостатки операциональной стороны мыслительной деятельно­сти обычно более выражены на начальных этапах обучения. Обраща­ло на себя внимание отставание в формировании понятийного аб­страктного мышления. Специфика этого отставания в значительной степени определялась недоразвитием семантической стороны речи.

Низкий уровень наглядно-действенного мышления особенно ча­сто наблюдался у детей с недостаточно сформированными про­странственными представлениями.

У детей с церебральным параличом наиболее задержанными в развитии являются те высшие корковые функ­ции, которые в своем формировании наиболее тесно связаны с двигательно-кинестетическим анализатором.

Особенностью недостаточности высших корковых функций у детей с церебральным параличом является сочетание различных нарушений разв?