Развитие восприятия у здорового ребенка

Развитие восприятия у здорового ребенка thumbnail

Развитие восприятия у детей от рождения до 3 лет. Восприятие один из важнейших познавательных процессов, который тесно связан с памятью, мышлением и воображением. Особенно данный процесс важен для подрастающего ребенка. Так как влияет в будущем на самооценку, способность обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в окружающем мире. В различные возрастные периоды  ребенок воспринимает информацию по-разному, и все эти особенности должны знать родители.

Развитие восприятия у детей с рождения до года: первые познания мира

С первого дня жизни ребенка окружают всевозможные звуки, запахи, люди и предметы. Однако в течение первых несколько недель младенец лишь ощущает некоторые свойства действительности. При помощи восприятия ребенок познает мир, который его окружает и накапливает знания о нем и себе. Поэтому восприятие является основной и немаловажной функцией у младенцев. Визуальное восприятие является основой зрительной памяти, мышления и внимания. Для успешного освоения речи важную роль играет слуховое восприятие. Развитое пространственное восприятие поможет ребенку выработать адекватную самооценку и придаст уверенности в себе.

Ребенок от года до 2 лет: восприятие пространства и содержания

В этот период ребенок активно знакомится с пространством, так как к этому времени уже начинает ходить. Хотя характеристика предметов в пространстве у него все еще сливается с их содержанием . А начиная с 1 года 2 месяцев ребенок способен найти предмет по слову, если у него существует связь между этим словом и предметом. Например: «Подай мне кубик». И уже примерно к 1 году 8 месяцам многие слова приобретают обобщающее значение. Таким образом, дети начинают относить то или иное слово к нескольким предметам с разными признаками, а не к одному. Ребенок уже способен отличить новую для него игрушку и сортировать предметы не только по цвету и форме, но и по более сложным признакам, например, отделять игрушки собачки от кошек. Но для правильного выбора предмета по слову ребенку еще необходимо до 8 повторений.

Период от 2 до 3 лет: формирование стойких связей

К этому возрасту у ребенка накапливается определенный опыт, ему уже легче узнавать и различать предметы, которые его окружают. Связь между словом и предметом устанавливается намного быстрее. Уже с двух лет для выбора предмета по названию детям нужно всего 4 повторения. А чем ребенок становится старше, тем более стойкие связи образуются между словами и дифференцированием предметов. Так, в результате проводимых наблюдений было установлено, что к дошкольному возрасту, дети, воспринимая незнакомые объекты, самостоятельно способны находить их названия по сходству со знаковым предметом, например овал – лимон, яйцо.

К концу двухлетнего возраста ребенок способен правильно назвать знакомый ему предмет, однако при выделении некоторых признаков может игнорировать отдельные детали и ошибаться, например, назвать тигренка кошкой и, обобщая предметы по разным случайным признакам назвать их одним словом.

Развитие восприятия у детей  3-х лет

Дети уже воспринимают картинки с простым сюжетом и могут назвать каждый предмет,  на  изображении. Например, мальчик, цветок, машинка и прочее. Однако функциональные связи (человек-действие) дети начинают воспринимать только к концу дошкольного периода.

К 3 годам ребенок может воспринимать бесцветные и контурные предметы, которые ему знакомы. Хорошо воспринимают картинки с различными предметами, поэтому способны правильно подобрать пару в игре лото. Однако незнакомые предметы воспринимают еще только по узнаваемым чертам и второстепенным признакам, поэтому могут ошибаться.

К сожалению, многие ученые спорят относительно того являются ощущения и восприятие врожденными или социально обусловленными. Одни считают, что ребенок уже в утробе многое знает о мире. Другие указывают на важность активности ребенка, так как она влияет на его развитие. Хотя любой ребенок требует всего лишь внимания и заботы, а на активность своего малыша может повлиять любой родитель.

Прочитали:
631

Источник

Âîñïðèÿòèå – ÷óâñòâåííîå ïîçíàíèå ïðåäìåòîâ îêðóæàþùåãî ìèðà. Àíàëèòèêî-ñèíòåòè÷åñêàÿ ôóíêöèÿ êîðû. Äâèæåíèÿ ïîñëå 3 è 6 ìåñÿöåâ. Äèôôåðåíöèðîâêà âðåìåíè è âûðàáîòêà äèôôåðåíöèðîâî÷íîãî ðåôëåêñà íà ðàçíûå ïðåäìåòû. Âîñïðèÿòèå öâåòà, ôîðìû è âðåìåíè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÊÓÐÑÎÂÀß ÐÀÁÎÒÀ

ÐÀÇÂÈÒÈÅ ÂÎÑÏÐÈßÒÈß Ó ÄÅÒÅÉ

Âîñïðèÿòèå — ÷óâñòâåííîå ïîçíàíèå ïðåäìåòîâ îêðóæàþùåãî ìèðà, ñóáúåêòèâíî ïðåäñòàâëÿþùååñÿ íåïîñðåäñòâåííûì. Âîñïðèÿòèå, êàê îùóùåíèå, ñâÿçàíî, ïðåæäå âñåãî, ñ òåì àíàëèçàòîðíûì àïïàðàòîì, ÷åðåç êîòîðûé ìèð âîçäåéñòâóåò íà íåðâíóþ ñèñòåìó ÷åëîâåêà. Âîñïðèÿòèå — ñîâîêóïíîñòü îùóùåíèé. Òàê, âîñïðèíèìàÿ ñâåæåå, ðóìÿíîå, êðóãëîå, àðîìàòíîå ÿáëîêî, ÷åëîâåê îòðàæàåò â îùóùåíèÿõ åãî öâåò, çàïàõ, îùóùàåò åãî òÿæåñòü, óïðóãîñòü, åãî ãëàäêóþ ïîâåðõíîñòü.

Îäíàêî âîñïðèÿòèå áîëüøå, ÷åì ñóììà îùóùåíèé, ïîëó÷àåìûõ îò òîãî æå ïðåäìåòà. Âîñïðèíèìàÿ ÿáëîêî, ÷åëîâåê çíàåò, ÷òî èìåííî ÿáëîêî, ÷òî îíî èìååò õàðàêòåðíûé âêóñ, ÷òî åãî ìîæíî åñòü, ÷òî ýòî ïëîä. Âîñïðèíèìàåìûé ïðåäìåò ÷åëîâåê âñåãäà îáîçíà÷àåò îïðåäåëåííûì ñëîâîì — “ÿáëîêî”, êîòîðûì îáîçíà÷åí íå êàêîé-ëèáî îïðåäåëåííûé öâåò, âêóñ, ôîðìà èëè çàïàõ, íî âåñü ïðåäìåò êàê öåëîå.

Âîñïðèíèìàÿ ÷òî-ëèáî, ÷åëîâåê èìååò â âèäó çíàêîìîå åìó è îòíîñèòåëüíî ïîñòîÿííîå äëÿ äàííîé êàòåãîðèè âåùåé ñîîòíîøåíèå ÷àñòåé â öåëîì.

Âîñïðèÿòèå ïðåäìåòà êàê ñëîæíîãî îáúåêòà òðåáóåò àíàëèòèêî-ñèíòåòè÷åñêîé ôóíêöèè êîðû. Ïðåäìåò êàê öåëîå äîëæåí áûòü âûäåëåí íà ôîíå âñåõ äðóãèõ âåùåé. Äëÿ ýòîãî ïðåäìåò äîëæåí áûòü óæå çíàêîì ÷åëîâåêó, åìó äîëæíà áûòü èçâåñòíà îïðåäåëåííàÿ ãðóïïà ïðåäìåòîâ, ê êîòîðîé îòíîñèòñÿ äàííûé, äîëæíî áûòü èçâåñòíîå ñëîâî, îáîçíà÷àþùåå ýòó ãðóïïó ïðåäìåòîâ. Òàê, ñëîâî, ÿâëÿÿñü íàçâàíèåì äàííîé êîíêðåòíîé âåùè, äàåò ÷åëîâåêó çíàíèå òîãî, ÷òî îí âîñïðèíèìàåò..

1. Ìëàäåí÷åñòâî è ðàííåå äåòñòâî

Î òîì, ÷òî ðåáåíîê ïåðâîãî ãîäà æèçíè ìîæåò âîñïðèíèìàòü ïðåäìåòû, ãîâîðÿò ôàêòû ðàííåãî óçíàâàíèÿ èì çíàêîìûõ ëþäåé, èãðóøåê, âåùåé. Ñïåöèàëüíûå èññëåäîâàíèÿ Ì.È. Ëèñèíîé ïîêàçàëè, ÷òî ïîñëå äâóõ ñ ïîëîâèíîé ìåñÿöåâ ðåáåíîê îñóùåñòâëÿåò ïåðâîíà÷àëüíóþ ïîçíàâàòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü.

Ïîñëå 3 ìåñÿöåâ äâèæåíèÿ ñòàíîâÿòñÿ äðóãèìè: ðåáåíîê “îáñëåäóåò” íîâóþ èãðóøêó.  äåéñòâèÿõ ðåáåíêà ó÷àñòâóþò îäíîâðåìåííî íåñêîëüêî àíàëèçàòîðîâ. Íàèáîëåå èíòåíñèâíûå è áûñòðûå ðåàêöèè îñóùåñòâëÿåò ãëàç, çà íèì èäóò äâèæåíèÿ ðóê. Íàèìåíüøóþ ðîëü èãðàþò îùóïûâàþùèå äâèæåíèÿ ðòà. Ãëàç âûïîëíÿåò îñíîâíóþ ôóíêöèþ ïîçíàíèÿ ïðåäìåòà, ðóêà èñïîëüçóåòñÿ äëÿ åãî çàõâàòûâàíèÿ è óäåðæàíèÿ, äåéñòâèÿ ðòà ñëóæàò äîïîëíèòåëüíûì ñðåäñòâîì àêòèâíîãî îñÿçàíèÿ èãðóøêè.

Ñ âîçðàñòîì ó ìëàäåíöà çàìåòíî óâåëè÷èâàåòñÿ äëèòåëüíîñòü ïîçíàâàòåëüíûõ ðåàêöèé. Ïðè ýòîì êîëè÷åñòâî õàîòè÷íûõ èìïóëüñèâíûõ ðåàêöèé ñíèæàåòñÿ, ÷èñëî àêòèâíûõ è öåëåíàïðàâëåííûõ äâèæåíèé ðàñòåò.

Ïîñëå 6 ìåñÿöåâ ðåáåíîê ìîæåò âûäåëÿòü îáúåêòû âîñïðèÿòèÿ: ìàòü, íÿíþ, ïîãðåìóøêè. Òàê, ðåáåíîê 7-9 ìåñÿöåâ òÿíåòñÿ ê ïåñòðîìó âîë÷êó, ñõâàòûâàåò ÿðêóþ èãðóøêó. Îí ïîâîðà÷èâàåò ãîëîâó ê ìàòåðè íà âîïðîñ: “Ãäå ìàìà?”

Îäíàêî íåò îñíîâàíèÿ ãîâîðèòü î òîì, ÷òî äî 7-8 ìåñÿöåâ ðåáåíîê âîñïðèíèìàåò èìåííî ïðåäìåò, à íå çíàêîìûé åìó êîìïëåêñíûé ðàçäðàæèòåëü. Ìàëûø 8-9 ìåñÿöåâ íå óçíàåò ñâîþ ìàòü, åñëè îíà ïîäîøëà ê íåìó â íåîáû÷íîì âèäå, íàïðèìåð â øèðîêîïîëîé øëÿïå. Îí íå áåðåò â ðóêè ëþáèìîãî ìèøêó, åñëè åãî îäåëè â ÿðêèé êîñòþì è íîâóþ øàïêó. Âîñïðèÿòèå ìàëåíüêîãî ðåáåíêà ñèòóàòèâíî, ñëèòíî è ãëîáàëüíî.

Óñëîâèÿ ïîçíàíèÿ ïðåäìåòà:

1. âûðàáîòêà äèôôåðåíöèðîâî÷íîãî ðåôëåêñà íà ðàçíûå ïðåäìåòû (òàê, âîñïðèÿòèå êîøêè-èãðóøêè ïîäêðåïëÿåòñÿ îùóùåíèåì åå ìÿãêîé øåðñòè, âîñïðèÿòèå öåëëóëîèäíîãî çàé÷èêà íå ïîëó÷àåò òàêîãî ïîäêðåïëåíèÿ);

2. äâèæåíèå ïðåäìåòà íà ôîíå îñòàëüíûõ íåïîäâèæíûõ âåùåé;

3. äâèæåíèå ðóêè ðåáåíêà ïî ïðåäìåòó, îùóïûâàíèå åãî, âûïîëíåíèå ðàçëè÷íûõ ìàíèïóëÿòèâíûõ äåéñòâèé ñ íèì;

4. íàçûâàíèå ïðåäìåòà.

Ñðåäè ýòèõ óñëîâèé äëÿ äåòåé ìëàäåí÷åñêîãî âîçðàñòà îñîáîå çíà÷åíèå èìåþò ïðàêòè÷åñêèå äåéñòâèÿ ñ âåùàìè. Èññëåäîâàíèÿ (À.Â. Çàïîðîæåö, Ï.ß. Ãàëüïåðèí, Ò.Â. Åíäîâèöêàÿ) óáåæäàþò â òîì, ÷òî â ÷óâñòâåííîì ïîçíàíèè ðåáåíêîì ïðåäìåòà ðåøàþùóþ ðîëü èãðàþò äåéñòâèÿ.

Íàáëþäåíèÿ è ñïåöèàëüíûå èññëåäîâàíèÿ (Á. Õà÷àïóðèäçå, Ã.Ë. Ðîçåíãàðò-Ïóïêî, Í.Õ. Øâà÷êèí, Ò.È. Äàíþøåâñêàÿ, Í.Ã. Ñàëìèíà) ïîêàçàëè, ÷òî ñóùåñòâóþò âåñüìà ñëîæíûå è ïîðîé äàæå ïðîòèâîðå÷èâûå îòíîøåíèÿ ìåæäó öâåòîì è ôîðìîé ïðè âîñïðèÿòèè ðåáåíêîì ïðåäìåòà. Ýòè îòíîøåíèÿ íåïîñòîÿííû, èçìåí÷èâû è çàâèñÿò îò ìíîãèõ êîíêðåòíûõ óñëîâèé: îò òîãî, çíàêîì ðåáåíêó ïðåäìåò èëè íîâ, íàçâàí ñëîâîì èëè íåò, îò ïðåäûäóùåé ïîäãîòîâëåííîñòè äåòåé ê ðàçëè÷åíèþ, ñðàâíåíèþ è îáîáùåíèþ ïðåäìåòîâ ïî ðàçíûì ïðèçíàêàì è îò ìíîãèõ äðóãèõ ôàêòîðîâ.

Ðàçâèòèå âîñïðèÿòèÿ ñêàçûâàåòñÿ â òîì, ÷òî ôîðìà ïðåäìåòà ñòàíîâèòñÿ äëÿ ðåáåíêà ïðè âñåõ óñëîâèÿõ âñå áîëåå è áîëåå çíà÷èìîé.

Èòàê, ê îñîáåííîñòÿì âîñïðèÿòèÿ äåòåé äî 3 ëåò îòíîñÿòñÿ ñëåäóþùèå:

1. Äåòÿì òðåòüåãî ãîäà æèçíè äîñòóïíî âîñïðèÿòèå áåñöâåòíûõ è äàæå êîíòóðíûõ çíàêîìûõ ïðåäìåòîâ.

2. Ïîñëå 1 ã. 2 ìåñ. — 1 ã. 8 ìåñ. äåòè ïðàâèëüíî íàõîäÿò ïðåäìåò ïî ñëîâó (“Äàé ìíå ìèøêó”), åñëè ó íèõ óæå îáðàçîâàëàñü ñòîéêàÿ ñâÿçü ñëîâà ñ ýòèì ïðåäìåòîì. ×åì ñòàðøå ðåáåíîê, òåì áûñòðåå ñëîâî ïðèîáðåòàåò îáîáùàþùåå çíà÷åíèå.

3. Ñ êîíöà âòîðîãî ãîäà æèçíè äåòè îáû÷íî ìîãóò ñàìè ïðàâèëüíî íàçâàòü âîñïðèíèìàåìûé çíàêîìûé ïðåäìåò â îòâåò íà âîïðîñ “×òî ýòî?”.

4. Íà òðåòüåì ãîäó æèçíè ðåáåíîê, âîñïðèíèìàÿ êàðòèíêó ñ ïðîñòûì ñþæåòîì, íàçûâàåò îòäåëüíî êàæäûé èçîáðàæåííûé ïðåäìåò: “Ìàëü÷èê, ëîøàäêà, äåðåâî”.

5. Ñ ïðîñòðàíñòâîì ðåáåíîê çíàêîìèòñÿ òîãäà, êîãäà îâëàäåâàåò õîäüáîé.

2. Äîøêîëüíûé âîçðàñò.

2.1 Âîñïðèÿòèå öâåòà è ôîðìû

Ïðè èçó÷åíèè âîñïðèÿòèÿ äåòåé-äîøêîëüíèêîâ óäàëîñü óñòàíîâèòü, ÷òî öâåò ïðåäìåòà ÿâëÿåòñÿ äëÿ ðåáåíêà îïîçíàâàòåëüíûì ïðèçíàêîì ëèøü òîãäà, êîãäà äðóãîé, îáû÷íî ñèëüíûé ïðèçíàê (ôîðìà), ïî÷åìó-ëèáî íå ïîëó÷èë ñèãíàëüíîãî çíà÷åíèÿ. âîñïðèÿòèå ìèð êîðà äèôôåðåíöèðîâî÷íûé

 ïðåäïî÷òåíèè ðåáåíêîì îäíîãî èëè äðóãîãî ïðèçíàêà ïðåäìåòà ñóùåñòâåííàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò ñëîâó. Ôèêñèðóÿ ïðåäìåò, ñëîâî âûäåëÿåò â êà÷åñòâå åãî îñíîâíîãî îïîçíàâàòåëüíîãî ïðèçíàêà ôîðìó.

2.2 Âîñïðèÿòèå âðåìåíè

Âïåðâûå ìëàäåíåö îðèåíòèðóåòñÿ íà âðåìÿ â ñåðåäèíå ïåðâîãî ìåñÿöà æèçíè, êîãäà îí ïðèó÷àåòñÿ ïðîñûïàòüñÿ ðåãóëÿðíî ÷åðåç 3 ÷àñà, ê ìîìåíòó êîðìëåíèÿ. Ýòîò óñëîâíûé ðåôëåêñ íà âðåìÿ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç íàèáîëåå ðàííèõ â æèçíè ðåáåíêà.

Ïåðâîé äèôôåðåíöèðîâêîé âðåìåíè ñëóæèò ââåäåíèå â ðàññêàç ñëî⠓ñíà÷àëà”, “ïîòîì”, “ðàíüøå”, “ïîñëå ýòîãî”. Çíàêîìÿñü ñ ÷àñàìè, èõ ðàáîòîé, ðåáåíîê íà÷èíàåò ïîíèìàòü íåçàâèñèìîñòü âðåìåíè îò æåëàíèÿ è äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà.  ðàçíûõ âèäàõ ïðàêòèêè ó äåòåé ñêëàäûâàþòñÿ áîëåå ðåàëèñòè÷åñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ î âðåìåíè.

2.3 Âîñïðèÿòèå ÷åëîâåêà

Ñëîæíûé ïñèõè÷åñêèé ïðîöåññ, êàêèì ÿâëÿåòñÿ âîñïðèÿòèå ÷åëîâåêà ÷åëîâåêîì, ôîðìèðóåòñÿ ñ ðàçâèòèåì ðåáåíêà, ñ èçìåíåíèåì åãî ïîòðåáíîñòè â îáùåíèè. Óæå â êîíöå ïåðâîãî —íà÷àëå âòîðîãî ìåñÿöà æèçíè ðåáåíîê íà÷èíàåò âûäåëÿòü âçðîñëîãî èç îêðóæàþùåé ñðåäû, ñíà÷àëà óëûáêîé, çàòåì ðåàêöèåé. Àêòèâíî ðàçâèâàåòñÿ ýòîò ñîöèàëüíî-ïåðöåïòèâíûé ïðîöåññ óæå â ìëàäåí÷åñòâå è ðàííåì äåòñòâå.

Îâëàäåíèå ðå÷üþ îêàçûâàåò çíà÷èòåëüíîå âëèÿíèå íà ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ ó ðåáåíêà âîñïðèÿòèÿ ÷åëîâåêà.

 äîøêîëüíûé ïåðèîä âîñïðèÿòèå ÷åëîâåêà ïðîäîëæàåò àêòèâíî ôîðìèðîâàòüñÿ, ÷åìó â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ñïîñîáñòâóåò îâëàäåíèþ ðåáåíêîì íîâûìè âèäàìè äåÿòåëüíîñòè (îñîáåííî — êîëëåêòèâíûìè), ðàñøèðåíèå êðóãà è ïîÿâëåíèå âíåñèòóàòèâíîãî ëè÷íîñòíîãî îáùåíèÿ.

Íàèáîëåå ÿðêóþ ïîëîæèòåëüíóþ îöåíêó èç îêðóæàþùèõ âçðîñëûõ äåòè äàþò òåì, ê êîòîðûì èñïûòûâàþò äîâåðèòåëüíîå îòíîøåíèå, ïðèâÿçàííîñòü.

Âëèÿåò íà âîñïðèÿòèå äîøêîëüíèêàìè äðóã äðóãà è õàðàêòåð èõ âçàèìîîòíîøåíèé. Îöåíèâàÿ ðåáÿò, ê êîòîðûì îíè ïðîÿâëÿþò ñèìïàòèþ, äåòè íàçûâàþò â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ëèøü èõ ïîëîæèòåëüíûå êà÷åñòâà.

3. Ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò

Áëàãîäàðÿ ñîâåðøåíñòâîâàíèþ íàáëþäåíèÿ âîñïðèÿòèå ïðåâðàùàåòñÿ âî âñå áîëåå öåëåíàïðàâëåííûé è óïðàâëÿåìûé ïðîöåññ. Áëàãîäàðÿ íàêîïëåííîìó îïûòó ñåìè-, äåñÿòèëåòíèå äåòè ëåãêî óçíàþò ïðåäìåòû è öåëûå êàðòèíû

 ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ñóùåñòâåííî ðàçâèâàåòñÿ ñïåöèàëüíûé âèä âîñïðèÿòèÿ — ñëóøàíèå. Óæå â äîøêîëüíîì äåòñòâå ðåáåíîê îðèåíòèðîâàëñÿ íà óêàçàíèÿ, òðåáîâàíèÿ, îöåíêè âçðîñëîãî íà îñíîâå âîñïðèÿòèÿ åãî ðå÷è. Îí ñ óäîâîëüñòâèåì ñëóøàë ðàññêàç âîñïèòàòåëÿ, ñêàçêó. Ó øêîëüíèêîâ ñëóøàíèå ñòàíîâèòñÿ íå òîëüêî ñðåäñòâîì, íî è âèäîì åãî ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè. Ñëóøàíèå âêëþ÷åíî â ëþáîé óðîê, à çíà÷èò, åãî óñïåõ è îòìåòêà â ïåðâóþ î÷åðåäü çàâèñÿò îò åãî óìåíèÿ ñëóøàòü îáúÿñíåíèÿ è óêàçàíèÿ ó÷èòåëÿ. Ñëóøàíèå ðàññêàçà òðåáóåò óñòàíîâëåíèÿ ñâÿçåé ñëîâ â ïðåäëîæåíèè è ñâÿçåé ìåæäó ïðåäëîæåíèÿìè, àáçàöàìè è, íàêîíåö, ðàçäåëàìè è ãëàâàìè.

 ðàçâèòèè ìëàäøåãî øêîëüíèêà âñå áîëüøåå çíà÷åíèå ïðèíèìàåò âîñïðèÿòèå âðåìåíè. Ó÷åíèêè âûíóæäåíû ñëåäèòü çà âðåìåíåì, ÷òîáû íå îïîçäàòü â øêîëó, ÷òîáû óñïåòü âûïîëíèòü äî çâîíêà çàäàííóþ ðàáîòó, ÷òîáû âîâðåìÿ íà÷àòü ïîäãîòîâêó äîìàøíèõ óðîêîâ. Äåòè ïðèâûêàþò ê îïðåäåëåííîé äëèòåëüíîñòè óðîêà. Äåòè íàó÷àþòñÿ îðèåíòèðîâàòüñÿ âî âðåìåíè, ïîëüçîâàòüñÿ ÷àñàìè. Èçâåñòíûå èì ñ ðàííèõ âîçðàñòîâ íàçâàíèÿ åäèíèö âðåìåíè íàïîëíÿþòñÿ ñîäåðæàíèåì, ïðèîáðåòàþò îïðåäåëåííîñòü.

Ñðåäè óñëîâèé, îáåñïå÷èâàþùèõ âîñïðèÿòèå âðåìåíè øêîëüíèêàìè, ñóùåñòâåííóþ ðîëü èãðàåò è èçó÷åíèå íà óðîêàõ ðóññêîãî ÿçûêà ãëàãîëà ñ åãî ôîðìàìè íàñòîÿùåãî, ïðîøåäøåãî è áóäóùåãî âðåìåíè. Ðàçáîð ïðåäëîæåíèé, ñïåöèàëüíîå èçìåíåíèå ãëàãîëà è ñîîòâåòñòâóþùàÿ ïåðåñòðîéêà âñåãî ïðåäëîæåíèÿ äåìîíñòðèðóåò äåòÿì ñìûñëîâîå çíà÷åíèå âðåìåíè, îáåñïå÷èâàþò åãî âû÷ëåíåíèå, äèôôåðåíöèðîâêó, ðàñêðûâàþò äëÿ øêîëüíèêà çíàíèå òî÷íîñòè åãî ñëîâåñíîãî îáîçíà÷åíèÿ: “ÿ êóïèë, ïîêóïàþ, êóïëþ”.

Òàêèì îáðàçîì, ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü — îñíîâíàÿ äëÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà — çíàêîìèò åãî ñ êàòåãîðèåé âðåìåíè. Ðàçâèâàþùàÿñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü ðåáåíêà, ó÷àñòèå â êðóæêàõ è ðàçëè÷íîé îáùåñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ïîáóæäàåò åãî ÷àùå, òî÷íåå, è ïîñëåäîâàòåëüíåå îðèåíòèðîâàòüñÿ âî âðåìåíè. Îí ó÷èòñÿ áåðå÷ü âðåìÿ, óçíàåò åãî íåîáðàòèìîñòü, åãî âåëè÷àéøóþ öåííîñòü.

Çàêëþ÷åíèå

1. Âîñïðèÿòèå òðåáóåò íå òîëüêî ãîòîâíîñòè àíàëèçàòîðîâ, íî è íåêîòîðîãî îïûòà: çíàíèé î âåùàõ è óìåíèÿ èõ âîñïðèíèìàòü. Ïîýòîìó âîñïðèÿòèå ôîðìèðóåòñÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåãî ïåðèîäà ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ñîâåðøåíñòâîâàíèå âîñïðèÿòèÿ íåîòðûâíî îò îáùåãî óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

2. Â âîñïðèÿòèè ðåáåíêîì ïðåäìåòà ðåøàþùàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò ôîðìå (êîíòóðó), âíå êîòîðîé íå ìîæåò ñóùåñòâîâàòü ïðåäìåò.

3. Â ðàçâèòèè âîñïðèÿòèÿ ïðåäìåòîâ, ñîáûòèé èç æèçíè ëþäåé îãðîìíóþ ðîëü èãðàþò ïðèçíàêè ïðåäìåòîâ è ñâÿçè: ïðîñòðàíñòâåííûå è âðåìåííûå.

6. Íàó÷èâøèñü îñìûñëåíî âîñïðèíèìàòü îêðóæàþùåå, øêîëüíèêè ó÷àòñÿ ñâÿçûâàòü òåîðåòè÷åñêèå çíàíèÿ ñî ñâîåé ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ.

7. Ðàçâèòèå âîñïðèÿòèÿ åñòü ïåðåõîä îò ñëèòíîãî, ñèíêðåòè÷íîãî, ôðàãìåíòàðíîãî âîñïðèÿòèÿ ðåáåíêîì ïðåäìåòîâ ê ðàñ÷ëåíåííîìó, îñìûñëåííîìó è êàòåãîðèàëüíîìó îòðàæåíèþ âåùåé, ñîáûòèé, ÿâëåíèé â èõ ïðîñòðàíñòâåííûõ, âðåìåííûõ, ïðè÷èííûõ ñâÿçÿõ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Развитие восприятия у детей

Элементарные формы восприятия начинают развиваться очень рано, в первые месяцы жизни ребенка, по мере образования у него условных рефлексов на комплексные раздражители. Дифференциация комплексных раздражителей у детей первых лет жизни еще очень несовершенна и значительно отличается от дифференциации, возникающей в более старшем возрасте. Это объясняется тем, что у детей процессы возбуждения преобладают над торможением.Вместе с тем отмечается большая неустойчивость обоих процессов, их широкая иррадиация и, как следствие этого, неточность и непостоянство дифференциации. Для детей дошкольного и младшего школьного возрастов характерна малая детализация восприятий и их большая эмоциональная насыщенность.

Маленький ребенок прежде всего выделяет блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, т. е. все, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции. Вследствие недостаточности опыта он еще не может отличать главные и существенные особенности предметов от второстепенных. Необходимые для этого условно-рефлекторные связи возникают лишь по мере действия с предметами в процессе игры и занятий.Непосредственная связь восприятий с действиями — характерная особенность и необходимое условие развития восприятия у детей. Увидев новый предмет, ребенок тянется к нему, берет его в руки и, манипулируя с ним, постепенно выделяет его отдельные свойства и стороны.

Отсюда огромное значение действий ребенка с предметами для формирования правильного и все более детального восприятия их. Большие трудности для детей представляет восприятие пространственных свойств предметов. Необходимая для их восприятия связь зрительных, кинестезических и осязательных ощущений образуется у детей по мере практического знакомства с величиной и формой предметов, оперирования ими, а умение различать расстояния складывается тогда, когда ребенок начинает самостоятельно ходить и перемещаться на более или менее значительные расстояния.Вследствие недостаточной практики зрительно-двигательные связи у детей младшего возраста все еще несовершенны. Отсюда неточность их линейного и глубинного глазомера. Если взрослый оценивает длину линий с точностью до 1/10 длины, то дети 2—4 лет —с точностью, не превышающей 1/20 длины. Особенно часто дети ошибаются в величине удаленных предметов, а восприятие перспективы на рисунке достигается лишь к концу дошкольного возраста и часто требует специальных упражнений.

Абстрактные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) связываются в восприятии дошкольников с формой определенных предметов (треугольник дети часто называют «домиком», круг — «колесиком» и т. д.); и только позднее, когда они узнают название геометрических фигур, у них возникает общее представление о данной форме и правильное различение ее независимо от других признаков предметов.

Еще большие трудности для ребенка представляет восприятие времени. У детей 2—2.5 лет оно еще совсем смутное, недифференцированное. Правильное употребление детьми таких понятий, как «вчера», «завтра», «раньше», «позже» и т. д. в большинстве случаев отмечается лишь около 4 лет, продолжительность же отдельных промежутков времени (час, полчаса, 5—10 минут) часто путают и шести — семилетние дети.

Значительные сдвиги в развитии восприятия у ребенка возникают под влиянием речевого общения с взрослыми. Взрослые знакомят ребенка с окружающими предметами, помогают выделять их наиболее важные и характерные стороны, учат способам действия с ними, отвечают на многочисленные вопросы относительно этих предметов.Усваивая названия предметов и их отдельных частей, дети учатся обобщать и дифференцировать предметы по наиболее важным признакам. В большой степени восприятия детей зависят от их предшествующего опыта. Чем чаще ребенок сталкивается с различными предметами, чем больше он узнает о них, тем полнее он может воспринять и в дальнейшем правильнее отражать связи и отношения между ними.

Неполнотой детского опыта, в частности, объясняется и то, что при восприятии малоизвестных вещей или рисунков маленькие дети часто ограничиваются перечислением и описанием отдельных предметов или их частей и затрудняются объяснить их значение в целом.Психологи Бине, Штерн и другие, подметившие этот факт, сделали из него неправильный вывод о наличии жестких стандартов возрастных особенностей восприятия вне зависимости от содержания того, что воспринимается.Такова, например, схема Бине, устанавливающая три возрастные ступени восприятия детьми картинок: в возрасте от 3 до 7 лет — стадия перечисления отдельных предметов, в возрасте от 7 до 12 лет — стадия описания и от 12 лет — стадия объяснения, или интерпретации.Искусственность подобных схем легко обнаруживается, если детям предъявлять картинки с близким, знакомым им содержанием. В этом случае даже трехлетние дети не ограничиваются простым перечислением предметов, а дают более или менее связный рассказ, хотя бы и с примесью выдуманных, фантастических объяснений (данные С. Рубинштейна и Овсепяна).

Таким образом, качественное своеобразие содержания детского восприятия вызывается, прежде всего, ограниченностью детского опыта, недостаточностью систем временных связей, образовавшихся в прошлом опыте, неточностью выработанных ранее дифференцировок.Закономерностями образования условно-рефлекторных связей объясняется также тесная связь детского восприятия с действиями и движениями ребенка.

Первые годы жизни детей — это период выработки основных межанализаторных условно-рефлекторных связей (например, зрительно-двигательных, зрительно-осязательных и др.), образование которых требует непосредственных движений и действий с предметами.В этом возрасте дети, рассматривая предметы, в то же время ощупывают и осязают их. В дальнейшем, когда указанные связи становятся более прочными и дифференцированными, непосредственные действия с предметами бывают менее необходимы, и зрительное восприятие делается относительно самостоятельным процессом, в котором двигательный компонент участвует в скрытой форме (производятся главным образом движения глаз).Обе эти стадии отмечаются всегда, но связывать их с строго определенным возрастом нельзя, так как они зависят от условий жизни, воспитания и обучения ребенка.

Важное значение для развития восприятия и наблюдательности в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет игра. В игре дети дифференцируют различные свойства предметов — их цвет, форму, величину, вес, а так как все это связывается с действиями и движениями детей, то тем самым в игре создаются благоприятные условия для взаимодействия различных анализаторов и для создания многостороннего представления о предметах.

Большое значение для развития восприятия и наблюдательности имеет рисование и лепка, в процессе которых дети учатся правильно передавать контуры предметов, различать оттенки цветов и т. д. В процессе игры, рисования и выполнения других заданий дети приучаются самостоятельно ставить перед собой задачу наблюдения. Тем самым уже в старшем дошкольном возрасте восприятие делается более организованным и управляемым.

Источник