Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением
Татьяна Ефремова
Описание опыта работы «Коррекционные упражнения и игры для детей с нарушением зрения»
В нашем МАДОУ ДСКН №4 города Сосновоборска функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения.
Дети, посещающие эти группы, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Чаще всего самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астигматизм, близорукость, амблиопия.
Поэтому на первый план в нашем детском саду выходит проблема восстановления здоровья ребенка.
Необходимо отметить, что ребенок, посещающий специализированную группу, должен ежедневно затратить определенное время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети сада обычных групп.
Эта проблема решается путем сочетания лечебно офтальмологических мероприятий с педагогическими видами деятельности, направленными на профилактику восстановления остроты зрения и устранения косоглазия. Деятельность по коррекции нарушений зрения осуществляется систематически с учетом рекомендаций врача офтальмолога.
В педагогической деятельности используются специальные коррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию и профилактику нарушений зрения.
Представленные коррекционные игры и упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями.
Коррекционные упражнения и игры для развития зрительного восприятия.
1. Эффективны для повышения остроты зрения и развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус. Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить. Например: при сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.
Эти задания способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.
2. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт».
Ребенку предлагается провести к цели: животных, машинки и др., ведя карандашом или пуговицей по лабиринту.
3. Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур». Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Нужно обвести контур. Полученное изображение можно вырезать, заштриховать.
4. Конечной целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения. Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».
Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения листьев. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).
5. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».
Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.
Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.
6. По методике В. А. Ковалева В отдельных случаях дети выполняют данную гимнастику, следя глазами за тренажером «Флажок», «Рукавичка», «Цветные ладошки», которым управляет воспитатель, траектории движения флажка совпадают с рисунком почтового конверта. Вся гимнастика укладывается в 1-2 минуты.
7. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения – разработано академиком В. П. Филатовым.
Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.
При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).
8. Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.
Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.
Тренажер «Бабочка»
Тренажер «Ладошки»
Тренажер «Маршруты глаз»
1. Слежение глазами по заданной траектории;
2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем (указкой) или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.
На плакате изображены линии — «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется в течение дня.
9. Схема зрительно двигательных проекций – разработана профессором В. Ф. Базарным применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.
1. — Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.
2. — Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.
3. — Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.
4. — Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.
5. — Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.
10. «Метка на стекле» (по Э. С. Аветисову).
Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Упражнения выполняются из положения стоя.
Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле (медленно посчитать до десяти, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и тоже медленно посчитать до десяти.
11. Пальминг (автор У. Г. Бейтс)
Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.
Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.
12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.
Особый интерес вызывают следующие упражнения:
Ресницы опускаются…
Глаза закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Тяжелеют, засыпают(2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы чудесно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем…
В свободной деятельности использую игры на формирование координации в системе согласованного умения «глаз — рука» и коррекцию ее недостатков.
Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие зрительной координации.
«Собери из частей целое»
«Выложи из палочек фигуру»
«Пазлы»
«Мозаика»,
«Собери картинку из геометрических фигур»
фланелеграф «Времена года»
«Кто быстрее»
Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:
• У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;
• Повышается познавательная активность, улучшается психоэмоциональное состояние и здоровье детей.
Литература:
1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» — М., 1990
2. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М. И. – М. ,1978.
3. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М. : «Экзамен», 2006.
4. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».
5. Ермаков В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.
6. Нагаева Т. И. Нарушение зрения у дошкольников. — Ростов на Дону: «Феникс», 2008.
7. Л. И. Медведев. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца» Кишинев 1986.
Источник
Ахметшина Илюса
Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением
Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические игры. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.
В дидактической игре мы создаем такие условия, в которых каждый ребенок с нарушением зрения получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой чувственный и действенный опыт. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, соотнесению и т. д. Это особенно важно для детей с нарушением зрения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Вследствие нарушения деятельности зрительного анализатора у детей наблюдаются проблемы в восприятии окружающего мира, сенсорном развитии, в развитии разных сторон речи. Педагог руководит зрительным восприятием детей, учит их выделять в окружающем все признаки, которые можно познать не только с помощью зрения, но и всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусовой, тактильной, температурной чувствительности). Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и осознанным.
Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе игр, прежде всего мы преследуем коррекционные цели и учитываем индивидуальные, психологические и физиологические особенности развития детей с ОВЗ. Игры способствуют развитию мелкой моторики и зрительного восприятия детей. В процессе этих игр и упражнений у детей улучшается память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, формируется сенсорная культура ребенка, совершенствуются движения пальцев рук, что способствует повышению остроты зрения и развитию речи детей.
Игра «Составь узор»
Цель: Учить составлять декоративные композиции мотивов татарских и башкирских орнаментов, уметь располагать элементы, подбирая их по цвету, форме на разнообразных силуэтах изделий быта, обуви, одежды. Развивать чувство симметрии, ритма. Активизировать и тренировать зрительные функции.
Ход игры:
В игре принимают участие один или несколько детей. Силуэты предметов, которые следует украсить и элементы к ним, играющие выбирают по желанию. Ребенок составляет узор копируя по образцу или придумывает свою композицию.
Игра «Подбери бабочке крылья»
Цель: Развивать цветоразличение. Упражнять в умении подбирать оттенки одного цвета, соотносить по цвету и величине.
Игра: «Собери из частей чайник»
Цель: Развивать зрительное восприятие, зрительно — моторную координацию, развивать целостность восприятия, активизация, стимуляция зрительных функций.
Игра «Расставь машины в гараж» «Подбери машинам дорожку»
Цель: Развивать цветовосприятие, умение узнавать, называть цвет предметов, соотносить предметы по цвету.
Игра «Подбери по силуэту. Подбери по контуру»
Цель: Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотнесение их с реальными предметами.
Игра «Подбери пару варежкам»
Цель: Упражнять в умении сличать изображение, сравнивать,находить одинаковые. Развивать точность,полноту, скорость зрительного обследования. Упражнять в ориентировке в микропространстве, умение находить различия.
Особое, коррекционное значение в работе с детьми с нарушением зрения имеет и развитие тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель:Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, ощупывать, передвигая пальцы по предмету, осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета. Закреплять название предметов, форм, геометрических тел, величин.
Игра » Найди друга» «Угадай, кто это»
Цель: Развивать тактильные ощущения, умение узнавать друг друга во внешним признакам, одежде.
Игра «Ателье»
Цель: Упражнять в умении различать на ощупь ткани разной фактуры, подбирать ткани к сезонной одежде.
Игры с использованием повязок
Игры, используемые в моей работе, направлены на коррекцию и компенсацию отклонений детей с нарушением зрения.
Источник
Татьяна Бородина
Дидактическое пособие для занятий с детьми с нарушением зрения «Развивалочка»
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие для занятий с детьми с нарушением зрения «Развивалочка».
Один, два, три, четыре, пять,
Предлагаю поиграть.
Поможет нам считалочка
И столик «Развивалочка».
Компактный, долгоиграющий, прекрасный и совершенно безопасный.
Многофункциональный, разновозрастной.
В общем, наш столик, друзья, непростой.
Зрительное, слуховое, осязательное,
Развивает наш стол восприятие.
Внимание, память, мышление
И творческое вдохновение.
Даже ориентировка закрепляется с ним ловко.
Развивает качества коммуникативные,
И так необходимые, навыки спортивные.
Результат всегда отличный,
Ведь подход к малышам очень личный.
Но… мало будет рассказать,
Лучше это показать.
Один, два, три, четыре, пять,
Сверху будем начинать.
Таз с песком?
— Мы рады очень!
Нарисуем, что захочем.
Не получится – сотрем,
Рисовать опять начнем.
А теперь нырнем на дно.
Чуешь дно?
— Да вот оно!
Что там?
— Камушки. Ура! Будет новая игра!
Выложи из камушков красивую картинку,
Домик, небо, солнышко и девочку Маринку.
Надоел нам песок – не беда.
Подавайте другой таз сюда.
Нальем в него воды, и вот,
Кораблик по реке плывет.
Мы дуем, трудимся старательно,
Пусть цели он достигнет обязательно!
Теперь придется по следам
Расставить все игрушки вам.
Матрешек по росту
Расставить очень просто.
Вас в мастерскую приглашаю,
Не заскучаем, обещаю!
Хочу, чтоб дети взяли нужные детали.
На основу их кладите, надавите, прикрепите.
Вы не бойтесь ошибиться, подвести, не справиться.
Потому что здесь ошибки быстро исправляются.
А вот он вам и «Стрелоплан».
Сейчас будьте очень внимательными,
С заданьем справитесь тогда обязательно.
Разложи картинки, Света, сделай одолжение.
А Серёжа назовет нам их расположение.
Висят мешочки и скучают,
Ребятишек поджидают.
Друг за другом подходите,
Что в мешках определите.
Закрывайте глазки, навострите ушки.
Будем сейчас с вами музыку мы слушать…
А теперь прошу вас, угадайте, дети:
На каком играла для вас я инструменте?
Нюх хороший у щенят, у волчат и медвежат.
Интересно нюх какой у наших маленьких ребят?
В пузыречке голубом, чем сильно пахнет?
— Чесноком.
Правильно!
Остальные пробки, дети, открутите,
И еще чесночный запах мне найдите.
Картина необычная, такого не встречали.
Поверхности различные здесь смело применяли.
Пощупайте, почувствуйте и быстро мне ответьте:
Названия поверхностей знают мои дети?
«Геоконт» игра всем известная,
Развивающая, интересная.
Резинки вам достала я,
Фантазируйте, друзья!
Сколько полок?
— Раз, два, три!
Ты на схему посмотри.
И без опоздания
Выполни задание.
Кто – то спрятался за дверкой,
Догадаться невозможно.
Интересно, любопытно,
Кто так тихо там сидит?
Сунь – ка руку, да не бойся.
Нужно просто постараться.
Вдруг определим на ощупь…
Любопытство победит!
А это что такое?
Выдвигалки? Как нам быть?
Как нам ящики открыть?
Ни к чему мудрилки, ни к чему гадалки.
Можем мы считалкой
Открыть выдвигалки.
(Считают: 1,2,3,4 – ящик мы легко открыли)
Приехал в гости к нам Театр!
Маша рада, Ваня рад!
… В ящики кладите, друзья, что хотите.
Своею задумкой детей удивите.
Продолжаем мы играть.
Нужно, дети, посчитать
Сколько здесь у нас квадратов?
— Один, 2, 3, 4, 5!
Правильно! А теперь
В центр зеленого квадрата посадите стрекозу.
А магнит поставим в угол верхний правый желтого квадрата.
Молодцы, ребята!
Заданье необычное, заданье непривычное!
Но огорчаться мы не будем,
Пробки быстро все прикрутим.
А теперь: Внимание!
У нас соревнование.
Мячи и дротики метаем,
Зоркость, дети, развиваем.
— Мы не дружим больше с ним!
В мяч играть мы не хотим!
Это, дети, не вопрос.
Предлагаю кольцеброс!
А сейчас…
Скорее глазки закрывайте,
До пяти друзья считайте.
Открывайте правый глаз,
Сюрприз мой ожидает вас!
Левый открывайте,
К заданью приступайте:
Не смеяться, не зевать, заплатки нужно отыскать.
Принарядим и обуем,
Заплетем и зашнуруем.
Вот так девочка у нас.
Наша Маша просто класс!
В сеть попался осьминог.
Освободиться сам не смог.
Помогите осьминогу
Вытащить из сети ноги.
Прищепки – подружки как птички порхают,
Похоже, что мест своих точно не знают.
Для каждой домик вы найдите,
По цвету их распределите.
А это что такое?
Скучная полянка, мне она не нравится.
Давайте, быстро превратим мы ее в красавицу!
Один, два, три, четыре, пять,
Как нам нравиться играть!
Ох уж эти сложности – противоположности!
Стол по кругу обойдем,
Все как нужно назовем.
Саша с Таней, не скучайте,
В «заплеталки» поиграйте.
Дима, милый, помоги.
Развяжи все узелки.
Света тренирует глазки, не спешит, старается.
В том, что польза точно будет, никто не сомневается!
Еще добавить хочется, что каждое задание
Имеет вариантов множество, лишь прояви желание.
Чехлов придумать, сколько хочешь можно без сомнения.
На то у нас фантазия и сверх воображение.
И ручки очумелые, и вся родня послушная
На детский сад работает.
Вот мы, какие дружные!
Источник
90% детей посещающих ДОУ имеют те или иные отклонения в здоровье. Педиатры информируют о том, что у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей дошкольного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.
За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Особенно остро встает вопрос в настоящее время из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.
Мне близка эта проблема, так как я работаю в МБДОУ д/с 54 г. Белгорода. В нашем учреждении функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения.
Дети, посещающие эти группы, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Чаще всего самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астигматизм, близорукость, амблиопия.
Нарушения зрения у детей сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, происходят изменения в мелкой моторике.
Поэтому на первый план в ДОУ выходит проблема восстановления здоровья ребенка.
Необходимо отметить, что ребенок, посещающий специализированную группу, должен ежедневно затратить определенное время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети сада обычных групп. Эта проблема решается путем сочетания лечебно офтальмологических мероприятий с педагогическими видами деятельности, направленными на профилактику восстановления остроты зрения и устранения косоглазия.
Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями.
1. Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус.
Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.
Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.
При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.
2. В отдельную группу я выделила упражнения для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.
— Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.
— Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)
— Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).
— Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.
3. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт».
Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.
Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур».
Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.
5. Конечной целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения. Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».
Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).
6. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».
Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.
Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.
Назовите предметы, которые спрятались в чайнике.
7. Упражнение со стереотренером.
Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями и шарика прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа за ручку устройства, нужно раскачивать нитку с шариком, пытаясь попасть шариком в каждое отверстие.
8. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения – разработано академиком Филатовым.
Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.
При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).
9. Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.
Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.
Тренажер «Бабочка»
Тренажер «Бабочки»
Тренажер «Маршруты глаз»
Методика:
1. Слежение глазами по заданной траектории;
2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.
Это схема зрительно двигательных проекций – разработана группой профессора В.Ф. Базарного применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.
На плакате изображены линии — «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется по 15 раз.
1. — Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.
2. — Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.
3. — Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.
4. — Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.
5. — Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.
10. Метка на стекле (По Аветисову).
Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.
11. Пальминг (автор У.Бейтс)
Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.
Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.
12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.
Особый интерес вызывают следующие упражнения:
Ресницы опускаются…
Глаза закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Тяжелеют, засыпают…(2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы чудесно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем…
«Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:
- У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;
- Повышается познавательная активность, улучшается психо – эмоциональное самочувствие и здоровье детей.
Литература:
1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» — М., 1990
2. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И. – М.,1978.
3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: «Экзамен», 2006.
4. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».
5. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.
6. Нагаева Т.И.Нарушение зрения у дошкольников.- Ростов на Дону: «Феникс», 2008.
7. Л.И. Медведев. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца» Кишинев 1986.
Источник