Развитие восприятия ребенка с ограниченными возможностями

Ригана Тотиева
Особенности восприятия у детей с ОВЗ и приёмы, используемые в их обучении

Стиль обучения тьюторанта – это его индивидуальный способ познания мира. Знание таких характеристик ученика, как его стиль обучения, скорость восприятия и усвоения информации, особенности двигательной активности, поможет тьютору подобрать дидактические материалы, способы поощрения тьюторанта, а также адаптировать учебную программу.

«Особые» дети – особые потребности

Несмотря на то, что идея инклюзии является очень привлекательной, надо понимать, что ребёнок с особенностями развития, попадая в среду детей с «обычными» возможностями, находится в ситуации, требующей от него гораздо большего напряжения и усилий, чем от любого другого ребёнка. То, что «обычным» детям даётся легко или с небольшими усилиями, ребёнку с особенностями развития может даваться крайне тяжело.

Классно-урочная система в массе своей ориентирована на детей, которым легко распознавать изображения на картинках, а также достаточно просто запоминать на слух информацию и понимать смысл спокойной и нередко монотонной речи учителя. При этом от детей требуется ещё и усидчивость. Но, как известно, не все дети обладают хорошей памятью и развитым в достаточной мере наглядно-образным мышлением. Тем, кому гораздо проще воспринимать информацию через двигательно-тактильные ощущения (кинестетики, первые годы в школе даются крайне трудно. Но всё же даются, так как уровень развития детей находится в пределах нормы. Как правило, такие ученики попадают в разряд «троечников». Как говорят учителя – «вроде голова есть, а толку мало».

Современная система преподавания в школе позволяет использовать индивидуальный подход в обучении таких детей, благодаря чему дети имеют возможность быть успешнее в учёбе да и, косвенно, в поведении.

При обучении детей с ООП приходится ещё в большей степени ориентироваться на особенности ребёнка. Нередко усвоение информации через телесные ощущения или через слух является единственно возможным способом получения знаний, по крайней мере, на первых порах. И наиболее предпочитаемый канал восприятия становится той «дорожкой», по которой только и возможно доносить информацию до ребёнка.

Успешное понимание учебного материала возможно через:

• визуальное представление (картинки, тексты, таблицы);

• слуховое представление (рассказ учителя, чтение текста, музыка);

• тактильные и телесные ощущения (участие в опытах и физических упражнениях, уроки моделирования, аппликации, физкультуры, где можно что-либо потрогать, подержать в руках, подвигаться);

• чувства (эмоциональная окраска изучаемого материала).

Также важно всё время помнить о том, что познавательные ресурсы ребёнка постоянно увеличиваются. Чем активнее ребёнок вовлечён в образовательный процесс, тем больше шансов, что со временем он сможет усвоить то, что раньше не мог.

Скорость восприятия и усвоения информации у каждого своя. Об этом надо просто помнить. Если ребёнок после сотого раза повторения путает, какую букву писать – «а» или «о», это не значит, что он никогда не запомнит написание того или иного слова. Некоторым детям требуется «тысячекратное» повторение. Главное не унывать, а творчески искать пути к достижению цели (быть может, попробовать иную стратегию обучения). Эти пути могут быть очень извилистыми.

Особенности двигательной активности – проблема или ресурс? Об этом необходимо сказать отдельно, так как многие дети с особенностями развития не могут сидеть на уроке спокойно. Они могут махать руками, трясти руками или ногой, вертеть карандаш или верёвочку в руках. Этими действиями ребёнок отвлекает остальных, да и сам нередко перестаёт воспринимать то, что происходит в классе, сосредотачиваясь на своих телодвижениях.

В таких случаях нужно попытаться предположить, какую функцию для тела выполняет навязчивая двигательная активность, и придумать действие, которое могло бы заместить исходное, но не было бы таким отвлекающим. Работа по снижению излишней двигательной активности требует более глубоких знаний о нарушениях функционирования нервной системы каждого конкретного ребёнка с особенностями развития, и для такого рода помощи тьютору необходимо проконсультироваться с психологом-дефектологом или нейропсихологом. У детей с РАС движения (потряхивание руками, кручение верёвочки и др.) могут проявляться в ситуации волнения, скуки или, наоборот, радости. Потряхивание руками от радости можно постепенно «переводить» в более приемлемые формы движений: например, хлопки в ладоши – каждый раз предлагая ребёнку выражать свою радость при помощи хлопков. (Правда, если это происходит во время урока, то хлопки в ладоши могут отвлекать других учащихся.) Движения, которые ребёнок производит во время негативных переживаний, пройдут сами собой тем быстрее, чем быстрее тьютор распознает причину его переживаний и сможет предпринять упреждающие меры.

Способ восприятия информации – источник познавательных ресурсов ребёнка. Как известно, каждый человек предпочитает воспринимать поступающую извне информацию тремя основными способами: преимущественно визуально, преимущественно аудиально или преимущественно кинестетически.

1. При преимущественно визуальном способе восприятия и обработки информации человек легче понимает картинки (изображения). Для него важны цвет, форма, размер. Если такого человека спросить, как пройти из пункта А в пункт Б, он, скорее всего, будет указывать ори-ентиры: дома, вывески, магазины, кафе, называя цвет домов, размеры рекламных щитов и т. п. Такой человек, как правило, любит рисовать; для него важна красота окружающих его вещей.

2. При преимущественно аудиальном способе работы с информацией человек легче оперирует цифрами, словами, звуками. Среди «аудиалов» много писателей, музыкантов, в своей речи такие люди часто говорят о звуках, шуме, тишине.

3. При преимущественно кинестетическом способе восприятия для человека гораздо более важными оказываются ощущения, переживания, движения (в первую очередь физиологические, связанные с телом). Категории «горячо – холодно», «быстро – медленно» – это то, что занимает такого человека гораздо сильнее, чем «красиво – некрасиво» или «громко – тихо».

Таким образом, если ребёнок не может понять что-то через один канал, скорее всего, та же информация, но поданная в иной форме, с опорой на другой канал восприятия, может быть им усвоена очень хорошо. А после того как ребёнок получил некоторое знание через предпочитаемый им канал восприятия, велик шанс, что он захочет и сможет усвоить информацию и через не ведущую систему.

В случае с малоговорящими или неговорящими детьми обратную связь придётся также выстраивать в соответствии с возможностями каждого ребёнка. Подавляющее большинство неговорящих детей очень хорошо понимают слова, инструкции и эмоциональную окраску сообщаемой им информации. Поэтому учителю или тьютору, прежде всего, необходимо разработать систему коммуникации совместно с ребёнком. Как ребёнок будет отвечать на вопрос? Он может указать на одну из нескольких картинок, являющихся ответом, или кивнуть (либо издать звук) на ответ, указанный взрослым, или напечатать слово на компьютере, или отстучать ладонью по столу нужное число.

Система коммуникации, отличная от той, которой пользуются в «обычной» школе, – это первый этап включения ребёнка в учебный процесс. Для ряда детей, сталкивающихся с большими проблемами при освоении речи или сильно стеснённых в движениях, эта система, вероятно, и останется единственно возможной (например, для учеников с ДЦП, способных двигать пальцами по клавиатуре – и только).

Разнообразные способы подачи материала и частое его повторение позволят накопить информацию и объединить её в общую картину. Кроме того, дробление процесса обучения на маленькие шаги позволяет добиться успеха быстрее. Здесь принцип «тише едешь – дальше будешь» очень уместен.

Школьная программа построена на двух основных принципах: линейном (от простого к сложному) и концентричном (возвращение к одному и тому же материалу несколько раз на разном уровне; например, темы «Части речи», «Состав слова», все математические операции и т. д. с каждым классом изучаются всё более углублённо). Но дети с особенностями развития могут запоминать не всю информацию; кроме того, более сложное для них может оказаться более понятным. То есть восприятие, переработка, понимание и оперирование информацией могут происходить мозаично, фрагментарно. Это не значит, что если ребёнок на данном этапе обучения усвоит лишь часть информации, то он не сможет в дальнейшем пользоваться ею в полном объёме. Достраивание «до полной картины» может произойти гораздо позже.

Изучение нового требует дополнительных сил. В этом случае оперирование уже знакомым материалом для ребёнка можно облегчить.

Карточки (дидактический материал)

Использование карточек может стать большим подспорьем для успешного усвоения учебного материала особыми детьми. Материал на карточках может быть представлен в виде рисунков или в виде схем, таблиц, отдельных знаков или слов. Любая информация, как уже отмечалось выше, может быть отображена разными способами. В соответствии с ведущим каналом восприятия ученика визуальная информация на карточках тоже может быть представлена по-разному. Например, ребёнку с более развитой аудиальной системой на карточке при изучении темы «Глаголы» можно написать слова: «кричать», «греметь», «стучать», «звенеть». Для кинестетика – «бегать», «дышать», «болеть». А для визуала – «рисовать», пачкать», «стирать» (их можно как написать, так и изобразить в виде картинок).

При изготовлении карточек необходимо обратить внимание на их размер, цвет, удобство в обращении. Для работы с ребёнком с особенностями развития ВСЁ имеет значение – даже то, каким шрифтом написаны слова на карточке. То есть к работе с карточками и к их изготовлению нужно подойти творчески, стараясь сделать их максимально понятными для каждого конкретного ребёнка.

Для слабовидящих детей карточки должны быть яркими, детали изображенных предметов – крупными (желательно на бледно-желтом или бледно-зеленом фоне).

Обучающие компьютерные программы

В наш компьютеризированный век хорошим подспорьем в обучении детей с особенностями развития может стать использование компьютера как средства альтернативной коммуникации, а также применение компьютерных программ, развивающих мышление. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев компьютер привлекает ребёнка так же, как телевизор. Многие программы подают материал красочно, весело; за правильно выполненное задание ребёнок получает «приз» – звуковой сигнал, короткий мультик или просто яркую картинку.

Таким образом, компьютер позволяет педагогу «подстроиться» под индивидуальные особенности ребёнка. Использовать компьютер следует таким образом, чтобы достичь максимального развивающего эффекта.

Преимущества компьютера (по сравнению с другими обучающими средствами) состоят в том, что он:

• привлекает внимание;

• позволяет повторять материал, не перенапрягая руку, как это происходит при письме;

• превращает статичные картинки в динамичные (и наоборот);

• позволяет одновременно использовать большое количество разнообразного дидактического материала.

Важно! Прежде чем предлагать ребёнку ту или иную компьютерную игру, следует крайне чётко сформулировать цель, ради которой она предлагается, а также продумать способы выведения этой игры из программы обучения ребёнка, когда цель будет достигнута или в случае, если ребёнок «зациклится» на игре. Важно помочь ребёнку перенести навыки и представления, получаемые в игре, на реальную жизнь.

В основе обучения лежит индивидуальный подход к каждому ребёнку. Ребёнок с особенностями развития приходит в школу с определённым диагнозом – официальным или неофициальным. Скорее всего, в сопроводительных документах тьютор встретит следующие формулировки названий нарушений его развития: ДЦП, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра (аутизм, ранний детский аутизм, РАС, ЗПР, умственная отсталость, ЗПРР, СДВГ, слабослышащий, слабовидящий и некоторые другие.

Выделение общих признаков нарушений позволило медикам и психологам объединить их в группы. Но даже в рамках одной группы нарушений дети по своим особенностям могут сильно отличаться друг от друга. И наоборот – дети с разными проблемами могут быть весьма похожи по внешнему проявлению своего поведения.

Приёмы удержания внимания:

• частое обращение к ребёнку по имени, более частый контакт глазами;

• прикосновение к ребёнку (поглаживание по плечу, по спине, по голове);

• поручение ребёнку заданий, предполагающих движение: собрать-раздать тетради, дневники, карточки; вытереть доску; можно сделать карточки, на которых будут записаны краткие ответы («да», «нет», «1», «2», «красный», «синий» и т. п.) и предложить ребёнку поднимать карточку с ответом вверх, когда он захочет ответить на вопрос учителя;

• замена устных заданий на письменные, если письмо ребёнку даётся легче;

• поручение ребёнку работ, предполагающих создание аппликаций, объёмных композиций, если он любит конструировать, вырезать из бумаги.

При повышенном мышечном тонусе. Ребёнок должен комфортно сидеть. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок не мёрз. При нарастании напряжения мышц, утомлении – применять релаксирующие упражнения (медленно потянуться, сделать ребёнку лёгкий массаж (поглаживания, потряхивания).

При повышенной чувствительности к порядку (при синдроме Дауна, РАС). Для таких детей важно понимание того, как устроено времяпрепровождение в школе: как проходит урок, что происходит на переменах. В этом могут помочь карточки с перечислением последовательности событий. Некоторые учителя используют разные звуковые сигналы, обозначающие начало, конец урока, физкультурную паузу.

При сниженном слухе. Голос учителя должен быть более чётким. При объяснении желательно находиться в непосредственной близости от ученика, чтобы тьютор смог невербально дополнить указания учителя (показать жестами, что нужно делать). Можно записать инструкции учителя в виде аудиофайла и давать записи ребёнку на дом, чтобы он мог в более спокойной обстановке прослушивать то, что было пройдено на уроке. Учебный материал должен быть в большей степени представлен наглядными пособиями.

При сниженном зрении. Наглядные пособия должны быть яркими, крупными. Здесь тьютору потребуется больше комментировать то, что происходит в классе. Если ребёнок ведёт себя спокойно, его нужно посадить за первую парту.

При сниженном интеллекте. Объём материала и количество заданий должны быть уменьшены. Тексты должны быть простыми, короткими. Ритмичная и эмоционально заряженная информация (например, стихотворения, прочитанные с выражением) запоминается гораздо легче. Для этого подбираются стихи (ориентированные на детей дошкольного возраста) на самые различные темы, в соответствии с программой: «Времена года», «Мой день», «В зоопарке» и т. д.

Также будет эффективно представление материала в виде «опорных конспектов».

При эмоциональной неустойчивости, высокой степени тревожности. Ребёнок должен иметь возможность выйти из класса в случае, когда он сильно встревожен, расстроен, испуган, разгневан. В такой ситуации тьютору лучше отвести ребёнка в комфортное место, где можно поговорить, обсудить ситуацию, помочь ребёнку успокоиться, прежде чем вновь возвращаться в класс. Обращения к ученику со стороны учителя должны быть спокойные, с мягкостью в голосе. Если тьютор замечает, что ребёнок не понимает, что происходит в классе, необходимо прокомментировать обстановку и объяснять ребёнку – «почему, что и как».

В целях успокоения можно использовать «мячики-ёжики», мешочки с крупой, мячики-релаксанты (их можно мять).

При проблемах с мелкой моторикой. В этом случае может помочь «мокрое письмо», при котором ребёнок пишет на доске не мелом, а мокрой губкой. Нужно успеть решить пример, пока он не высохнет. При этом ребёнку писать гораздо легче, чем мелом.

Ручка и карандаш могут быть обмотаны поролоном, изолентой, чтобы ребёнку было удобнее держать её.

Если проблемы с мелкой моторикой обусловлены пониженным мышечным тонусом (учащийся не может удерживать ручку, карандаш, водить рукой по бумаге в тетради, в начале обучения можно взять руку ребёнка с ручкой (карандашом) в свою руку и писать совместно. Следует подобрать такую ручку, чтобы она не пачкала, у неё не западал шарик (ребёнок может очень сильно нажимать на ручку). Необходимо использовать карандаш с мягким грифелем, чтобы чертить линию было легко. Также очень хорошо зарекомендовали себя ручки, чернила которых можно стирать. Первое время тьютор сам стирает неправильно написанное, чтобы не тратить на это силы ребёнка. Если ручка часто выпадает из рук, поднимать её поначалу также лучше тьютору.

Когда рука ребёнка станет двигаться уже более уверенно, можно ослабить своё воздействие, уменьшая его вплоть до чисто условного прикосновения к руке ребёнка. Стимулировать отвлёкшегося ребёнка можно лёгким кратковременным сдавливанием его пальцев и речевой инструкцией: «Пиши!».

Когда ребёнок начнет писать самостоятельно, речевых инструкций будет достаточно. Инструкции даются также особым образом: от кон-кретных («Пиши!») до общих (называние имени ученика с соответствующей побудительной интонацией: «Ваня, работаем!»).

Поощрения

Грамотное использование поощрения ребёнка с ОВЗ позволяет добиваться многого. Как уже говорилось ранее, для каждого ребёнка наилучшим поощрением его деятельности будет что-то своё. В школах традиционно сложилось так, что поощрениями являются лишь словесные оценки («молодец», «правильно», «хорошо») и пятибалльная система отметок. Причем «единицы» и «двойки» ставят крайне редко. В первом классе отметки не выставляют: детям в тетрадках приклеивают наклейки с солнышками и звездочками.

Для ребёнка с особенностями развития такая система поощрений может быть совершенно непонятной и неинтересной (по крайней мере, первое время). Поэтому взрослым, работающим с особым учеником, необходимо выяснить, какой вид поощрения будет восприниматься им как одобрение и поощрение его действий. В условиях урока это может быть более частое прикосновение, объятия, более частый эмоциональный и глазной контакт с ребёнком. На индивидуальных занятиях можно использовать пищевое подкрепление, более частое физическое воздействие. Также, если ребёнок достаточно активный, ему можно давать возможность подвигаться после успешно выполненного задания.

Виды поощрений:

словесное: похвала;

физическое: поглаживание, похлопывание, пожимание руки;

двигательное: дать возможность ребёнку подвигаться; материальное: подарок (сувенир, например, наклейка, ручка и т. п.

пищевое: маленькая конфета, печенье и т. п.

Источник