Развитие воображения ребенка в 4 года

Развитие воображения ребенка в 4 года thumbnail

5 упражнений на развитие воображения у детей 4–5 летВоображение — это психический процесс, который заключается в создании сознанием образов и идей. Воображение лежит в основе наглядно-образного мышления и участвует в таких важных процессах, как игра, творчество, планирование и моделирование. Развитое воображение способствует укреплению памяти и повышению внимательности, оно помогает мыслить креативно и находить эффективные решения нестандартных задач.

Но воображение, словно резвый породистый скакун, без надлежащего управления способно умчать наше сознание в дали, где фантазия путается с реальностью. Так часто происходит у маленьких детей, которые настолько увлекаются воображаемыми образами, что начинают верить в них не меньше, чем в то, что видят, слышат и испытывают в действительности.

Важно научить ребёнка управлять воображением усилием воли, придать детскому воображению произвольности. Какие игры и упражнения помогут вам в этом? Давайте разбираться вместе, друзья!

Упражнение 1. Ассоциации

Подключая к выполнению заданий ассоциативное мышление, вы активно подстёгиваете работу воображения. То, что нужно!

«Пары слов»

Вы называете слово, ребёнок — ассоциацию к нему. Тут важна скорость. Не надо долго размышлять над ответом. Пусть малыш произносит первое, что приходит ему в голову, а если пауза затягивается, просто переходите к следующему слову.

Например:

  • зима — [снег | холод | Новый год | санки];
  • улица — [горка | фонарь | машины | прогулка];
  • детский сад — [воспитатель | дети | тихий час | утренник].
«Цепочки ассоциаций»

По аналогии с предыдущим упражнением надо подбирать аналогию к слову, но так, чтобы слова выстраивались в цепочку, как в популярной словесной игре «Снежный ком».

Новый год → Дед Мороз → Волшебство → Сказка → Колобок → Бабушка →…

«Парные картинки»

Для этого упражнения вам понадобятся карточки с изображениями различных объектов или явлений.

В упрощённом варианте задания, доступном для ребёнка 4–5 лет, вы предлагаете ему пару картинок, между которыми можно провести аналогию, а малыш должен эту аналогию обнаружить и назвать. В усложнённом варианте картинки из стопки выбираются случайным образом.

Можно вытягивать по три и более картинки и искать общее для всей группы.

Например:

Что общего у книги и дерева:

  • и там, и там есть листья;
  • книги делают из деревьев;
  • они не могут перемещаться с место на место без посторонней помощи.

Предложите ребёнку поиграть в ассоциации, и вы удивитесь, как далеко способно увести вас его воображение.

Упражнение 2. Рассказчик

В эту группу упражнений мы собрали игры, требующие от ребёнка сконцентрировать своё воображение на заданной теме, а затем облечь полученные образы в слова.

«Сказка наоборот»

Предложите малышу изменить сюжет знакомой сказки так, чтобы получилось всё шиворот-навыворот.

Например:

Вместо колобка бабушка с дедушкой воспитывали маленького лисёнка, который однажды погнался за красивой бабочкой и заблудился в пирожковом лесу. Там к нему подходили то пироги с капустой, то пончики с повидлом и предлагали скушать себя на обед. Но послушный лисёнок не поддался на уговоры и вернулся домой, где бабушка с дедушкой накормили его борщом с пампушками и рыбной котлеткой с рисом.

Пусть малыш сам выберет сказку, на основе которой будет сочинять свою историю. Если сначала сочинительство покажется сложным, помогайте карапузу, задавая ему наводящие вопросы.

«Необычное интервью»

Предложите ребёнку поиграть в журналиста, который берёт интервью у… игрушечного мячика, или кастрюли, или… В общем, нужно, чтобы это был какой-то хорошо знакомый малышу неодушевлённый предмет.

Сначала вы выступаете в роли журналиста, который задаёт вопросы, а карапуз отвечает. Потом можно поменяться ролями.

Ну-ка, каково это — вообразить себя на месте какой-либо вещи? Хватит ли на такое вашего воображения?

«Что, если»

В этом упражнении ребёнку предлагается немного пофантазировать, опираясь на сформулированную взрослым установку:

  • Что ты сделаешь, если сейчас в окно влетит Дед Мороз?
  • Что будет, если у кошки Мурки вырастут крылья?
  • Что скажет папа, если к его приходу ты запомнишь алфавит?

Упражнение 3. Художник

«Рисуем музыку»

5 упражнений на развитие воображения у детей 4–5 летДля этого упражнения вам следует подготовить фонотеку, представленную композициями, которые отличаются жанром, строем, темпом…

Пусть малыш выразит на листе бумаги те образы, которые навевает в нём прослушанная музыка.

«Сам себе иллюстратор»

Проиграв упражнение «Сказка наоборот» (см. выше), предложите ребёнку составить иллюстрации к придуманной истории.

Вы можете сначала обсудить, что попадёт на картинку. Но не исправляйте малыша, не оценивайте работу его воображения с позиций «правильности».

«Волшебные превращения»

Положите перед карапузом лист бумаги, на котором нарисованы крупные фигуры:

  • круг;
  • овал;
  • прямоугольник;
  • квадрат;
  • треугольник.

Предложите, дав волю фантазии, превратить фигуры во что-то новое. Так, например, у одного малыша на листе появятся забавные сказочные персонажи, у другого — причудливые растения… Позвольте детской фантазии поработать на славу.

Когда превращение свершится, обсудите, во что ещё можно было преобразить фигуры:

  • круг — в солнышко, блин, тарелку или лужу;
  • треугольник в шляпу звездочёта, космическую ракету, парус корабля или флаг.

Упражнение 4. Сюжетно-ролевые игры

Простые ролевые игры и более сложные их вариации — игры с сюжетом, прекрасно развивают воображение ребёнка.

Ваша задача, дорогие друзья, создать благоприятную среду для раскрытия детской фантазии в игре. Озадачьтесь созданием тематических атрибутов, придумайте интересные декорации и костюмы. И, конечно, хотя бы иногда подключайтесь к игре. Если позволить придуманному малышом сюжету увлечь вас в игровой мир, вы удивитесь, как, оказывается, может быть интересно торговать вымышленными продуктами за нарисованные деньги или быть пациентом у вашего маленького доктора в медицинском колпаке и белом накрахмаленном халатике.

Читайте также:  Задачи для развития ребенка 2 класса

У малышей 4–5 лет обычно есть свои любимые сюжеты для игр, но старайтесь ненавязчиво переключать воображение ребёнка на другие тематики, ведь вариантов так много:

  • больница;
  • дочки-матери;
  • школа;
  • армия;
  • семья;
  • в деревне;
  • в поезде;
  • цирк.

Упражнение 5. Подвижные игры

Двигательная активность — важный компонент общего развития детей дошкольного возраста. Подключайте весёлые подвижные игры и к занятиям, направленным на тренировку воображения.

«Покажи, кто ты»

Под весёлую музыку ребёнок произвольно танцует в центре зала. Когда музыка замолкает, он должен подбежать к стоящей в углу коробке и вытащить оттуда карточку с заданием. В качестве заданий подготовьте рисунки с изображениями животных, разных видов спорта или представителями знакомых ребёнку профессий.

Важно: малыш должен сообразить, какими действиями можно охарактеризовать выпавший ему объект. Например:

  • попрыгать, как зайчик;
  • попинать воображаемый мяч, как футболист;
  • резать, замешивать и перемешивать, как повар.
«Придумай зарядку»

Для этой игры вам понадобится некоторое свободное пространство и простой спортивный инвентарь:

  • гимнастическая палка;
  • широкая лента;
  • несколько мячей разного размера;
  • скакалка.

Ребёнок выбирает один из предложенных предметов и придумывает с ним как можно больше различных упражнений. Когда фантазия иссякнет, можно переходить к следующему упражнению.

Чтобы игра получилась интересней, приготовьте комплекты по количеству участников. Пока один показывает свои варианты — другие игроки повторяют за ним. Чем не урок физкультуры?

«Физкульт-загадки»

Запаситесь загадками (помочь в этом может наша рубрика «Загадки»).

Задача ребёнка — сообразить ответ и показать отгадку движениями, без слов.

Это упражнение отлично развивает воображение и фантазию, стимулирует творческий подход к решению задач и способствует быстроте мышления. К тому же оно вызывает у ребятишек много радости и веселья!

Друзья! Мы желаем вам не забывать, что, по мнению Альберта Эйнштейна, воображение важнее знаний, потому что знание ограничено, а воображение окружает мир. Фантазируйте и творите, наполняя своё родительство счастьем созидания!

До новых встреч!

Источник

Консультация для педагогов

«Развитие воображения детей 3-4 лет»

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения. Ребенок, уже научившийся несколько владеть ложкой, берет вместо нее спичку и «кормит» ею бабушку или мать, а заодно с ними и фарфоровую собачку. Так происходит воображаемое «кормление».

Дети трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается.

Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт — основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых.

С первого взгляда может казаться, что воображение в дошкольном возрасте развито лучше, чем в более поздние периоды жизни. Легкость и своеобразие комбинаций, которые возникают у детей этого возраста, привели некоторых исследователей к мысли о богатстве воображения. Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения. Еще Ушинский говорил о том, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно и чего не может быть. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто смешивают воображаемое с действительным.

В воображении детей младшего дошкольного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность. Например, ребенок четырех лет говорит: «Мой братик болел, не мог ходить, доктор вставил ему пружинку, теперь он бегает». Ребенок этого возраста еще не умеет критически относиться к воображаемому и еще недостаточно соотносит его с жизненной практикой.

Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны.

Подчинение воображения восприятию обнаруживается и в том, что в младшем дошкольном возрасте дети еще не умеют планировать деятельность, не могут сказать, что будут рисовать, лепить, строить, что будут делать дальше. Приступая, например, к рисованию, они часто еще не имеют ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе рисования, воспринимая линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом меняют его. Ребенок начал рисовать домик, но тут же дом легко превращается в башню, башня — в большой пароход и т. д. Экспериментально установлено, что нанесение нескольких посторонних для данного изображения линий на рисунке в процессе создания его ребенком заставляет детей перестраивать и менять весь рисунок. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного рисовальщика новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения.

Читайте также:  Рассчитать срок беременности и развитие ребенка

Игры, способствующие развитию воображения

в младшем дошкольном возрасте

«Придумки».

Суть игры в простых разговорах с малышом, а вернее в ненавязчивом обучении придумыванию. Гуляя по улице, старайтесь разговаривать с малышом. Обратите внимание на облака, плывущие по небу, спросите на что они похожи: вот облако, похожее на лошадку, а другое на домик.  Увидели чирикающих воробушков на дереве, спросите, о чем это они разговаривают, может о зернышках, а может о кошке. Заметили как ветер колышет листочки на деревьях, придумайте очем они шепчутся. Видите кошка бежит по дорожке, придумайте с малышом куда она торопиться. Играя в эту полезную игру можно отлично развить у малыша не только воображение, но и наблюдательность, и конечно речь.

Подарки от феи.

Приготовьте фигурки разной формы и размера из цветного кртона, сложите их в мешочек или коробочку. Расскажите малышу историю, например, что фея приготовила подарки для зверят, но злой волшебник их заколдовал. Давай подумаем. что бы это могло быть:вот этот цветной треугольник может быть пирамидкой, а этот круг -мячиком. В процессе игры ребенок запоминает цвета, формы, а также развивает воображение.

Стройка.

Отлично развивает воображение мелкий строительный материал. Дети очень любят заниматься постройками из него, придумывая постоянно что-нибудь новенькое. Можно дополнить его материалом из различных коробок. Также вы можете превратить такие коробки  в дома, обклеив их цветной бумагой и строить уже из готовых домов целые улицы и города.

Кто это. 

Эту веселую игру очень любят малыши. Сначала взрослый изображает кого-нибудь,можно знакомое животное, птицу. Ребенок отгадывает. Позже малыш сам придумывает и превращается в котенка, медвежонка, мышонка. Теперь отгадывает взрослый.

Источник

Развиваем воображение.  

          Ребёнок 4-5 лет начинает проявлять творчество в ручном труде, рисовании и «сочинительстве». Но если присмотреться, окажется, что малыш совсем не умеет играть самостоятельно. Вспомните себя в детстве: какие сюжеты! А современный ребёнок часто не может придумать, чем ему заняться. Основная задача данного возраста – научить сына или дочь играть, принимать на себя роль. Для начала возьмите на себя роль организатора, помогите ребёнку развить сюжет, пригласите куклу Машу и зайчика поиграть с вами. Вы можете устраивать поездки в цирк, в деревню, плыть на корабле и т.д. Дома найдётся большая коробка, из которой можно сделать космический корабль, автобус и даже дворец. Если пришло время обеда, отправляйтесь в кафе.  Но помните, ребёнок в воображаемую ситуацию включает события прошлого опыта, комбинирует то, что знает. Поэтому, чем шире кругозор, тем интереснее игра.
Существуют так же специальные упражнения, способствующие развитию воображения.

«Помоги художнику»

Нарисуйте на листе бумаги круг. Предложите ребёнку подумать, на что он похож и расскажите историю: “Один художник задумал нарисовать картину, но не успел и очень просил тебя помочь.” Малыш с радостью откликнется. Ему нужно будет дорисовать круг. Вначале можно дорисовывать предметы круглой формы – тарелку, арбуз, шарик. А затемвыстраивать более сложные образы, в которых круг – это часть предмета – светофор, иллюминатор в ракете, колесо от велосипеда. К началу обучения в школе, выполняя данное упражнение, ребёнок должен рисовать сюжетную картинку: круг – колесо поезда, который едет мимо речки, где плавают рыбы, на небе светит солнце и летают бабочки и т.д. Для игры используются изображения геометрических фигур, разные линии.

«Сочинители»

В общественном транспорте или в очереди к врачу есть время заняться сочинительством. Есть несколько вариантов составления сказок. Взрослый может начать историю и предложить ребёнку продолжить. Можно задумать главного героя (и не одного), а можно просто сочинять весёлые истории – путаницы. Для такой игры подойдут картинки из старых книг и журналов, по которым можно сочинять сказки. Фантазируйте.

«Только представь»

Для обсуждения подбираются нестандартные ситуации. Например: “Представь, что было бы, если бы с неба падали конфеты?” (по речке плавали арбуз, на деревьях росли сапоги, ты стал маленьким гномом, ты превратился в муравья и т.д.) Истории получаются очень забавные. Попробуйте!

«Домашний театр»

Изготовьте или купите театральных кукол, используйте мягкие игрушки и бросовый материал. Договоритесь, кто какую роль будет исполнять и начинайте спектакль. На ходу родится потрясающий, захватывающий сюжет и все получат удовольствие от творчества.
Стоит напомнить, что у ребёнка в комнате должен быть оборудован уголок творчества (ящик, коробочка). В распоряжении вашего сына или дочери должны быть разнообразные изобразительные средства – карандаши, восковые мелки, пальчиковые и акварельные краски, кисточки разных размеров, пластилин, ракушки, нитки, пёрышки, пуговицы, проволока, много разной бумаги, картона, картинки для вырезывания персонажей, ножницы и куча всяких «нужностей» для сотворения шедевров. Старайтесь к праздникам делать родственникам подарки вместе с детьми. Это стимулирует моторику, воображение и заставляет ребёнка включать процесс мышления – а что может быть лучше!

Читайте также:  Центр развития ребенка ауэзовского района

Удачи!

Источник

Развитие воображения детей 3, 4, 5 лет

Как развивать воображение ребёнка?

Научные исследования показали, что 70 % одаренных личностей не проявляют себя при прохождении стандартных тестов на интеллект. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы быть творческим. Если ваш малыш не может (и не хочет!) учиться читать, зато соорудил для вас примитивную полочку на кухне, пусть вас радуют, а не огорчают такие факты. Учите малыша решать разнообразные задачи новыми, нестандартными способами, поощряйте его оригинальность.

Что бы ни говорили о развитой детской фантазии, она не может состязаться с воображением взрослого человека. Воображение — одна из составляющих мыслительных процессов. А детское мышление проходит свои этапы и стадии формирования, оно еще не созрело. Поэтому воображение ребенка нужно развивать так же, как мышцы, как бы это примитивно ни звучало.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ.

Что дает человеку воображение? Новые творческие идеи! Творчество немыслимо без воображения. Однако дети этого возраста многое делают по схеме, образцу. Вы замечали, что многие дети не любят, чтобы изменяли слова в любимой сказке, переставляли игрушки, клали одежду в другое место?

Такие требования не связаны с капризами. Они отражают психическую жизнь ребенка, где все должно быть обозначено, знакомо. Все новое их настораживает, им нужно время, чтобы проверить новый объект или событие на безопасность.

Многие вещи в их жизни доходят до автоматизма.

Задача взрослых — расширять границы мира ребенка, постепенно наполняя его новыми фактами, деталями и качествами. Дети — консерваторы, но они — лучшие ученики, которые легко перенимают опыт взрослых (как положительный, так и отрицательный).

Психологи дают следующие рекомендации, касающиеся развития воображения детей.

❀ Учите детей отличать реальность от вымысла. Если ребенок все время пребывает в мире сказки и не умеет застегнуть пуговицы, со временем это может привести его к оторванности от реальной жизни.

❀ Воображение растет с общим психическим, интеллектуальным развитием ребенка. Поэтому важно давать малышу как можно больше разнообразной информации о мире.

❀ Не просто рассказывайте ребенку о предметах и явлениях, вкладывая в его голову «теорию». Пусть он на практике, путем экспериментов (конечно, безопасных для здоровья) узнает о свойствах предметов. «Опыт — сын ошибок трудных». Пушкин, как всегда, прав.

❀ Не путайте анимизм детского мышления (когда дети представляют мир одухотворенным, живым) с воображением. Анимизм иссякнет примерно к десяти годам, а воображение — инструмент, которым мы можем пользоваться на протяжении всей жизни.

❀ Всегда идите от простого к сложному. Это касается выбора игрушек, игр, художественных произведений, приобретения различных навыков.

❀ Пусть ваш кроха вкусит радость творчества, пусть он почувствует себя изобретателем, художником, скульптором, танцором или садовником. Закрепляйте положительные результаты творческих поисков, отмечайте успехи, хвалите за нестандартные находки.

ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ. В традиционном представлении многих людей творчество — это занятия музыкой, живописью, скульптурой, сочинительством и т. п. Однако творчество выходит за рамки этих узких понятий. В принципе, вся жизнь является творческим процессом, и мы выбираем сценарии игры.

Творчество всегда нестандартно, оригинально, гибко. Нужно обладать смелостью, чтобы жить творчески. Ведь в творчестве есть свои «муки» и риски, не только радости и лавры признания. Творчество всегда несет новизну, спонтанность и неизвестность, поэтому дети не слишком спешат применять творческий подход к жизни. Однако есть один бесценный способ, который выводит детей в творческое состояние сознания, — это игра. Не важно, во что и чем играть, главное — играть и перевоплощаться.

Поддерживайте игры ребенка, помогайте их проводить и организовывать, подбрасывайте свежие идеи. Чтобы поддерживать огонь, нужно подбрасывать в него дрова. Игры как раз и являются «топливом», неиссякаемым источником для развития воображения.

Кружки и студии

В 3—4 года ваш кроха уже может посещать различные творческие кружки, художественные, танцевальные и музыкальные студии. Вы можете пробовать себя в нескольких направлениях, только не во всех сразу. Важно также начинать заниматься творчеством «для себя», для собственного удовольствия, а не ради успехов. Бывает и так, что малыш отказывается петь, рисовать, танцевать, лепить из пластилина. Это не значит, что он «неспособный» и далек от изящных искусств. Возможно, изящество он находит в сооружении песочных замков или в игре «дочки-матери».

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие воображения детей 3, 4, 5 лет

Игры для развития воображения детей 6 лет

Игры для развития воображения от 4 до 10 лет

Способы развития воображения у старших дошкольников

Источник