Развитие воображения ребенка младшего дошкольного возраста

Развитие воображения ребенка младшего дошкольного возраста thumbnail

юлия стенина
Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста в игре

«Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста в игре«

Составила: Стенина Ю. С.

Воображение-это психологический познавательный процесс создания новых образов

путем переработки материалов восприятия и представления,полученных в прошлом опыте. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре.

Первый этап в развитии воображении у детей возникает к 2,5 годам. Уже в этом возрасте воображение разделяется на аффективное и познавательное.

Второй этап в развитии воображения у детей начинается в 4-5 лет. Идет активное усвоение норм,правил и образов поведения,что естественно укрепляет «Я» ребенка,делает его поведение более осознанным.

Третий период в развитии воображения у детей начинается в 6-7 лет. В этом возрасте ребенок осваивает образцы поведения. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре. Игра очень тесно связана с развитием воображения. Воображение является исходным моментом любой игры,чтобы развивать игру надо развивать игру надо развивать воображение. Воображение считают главным итогом игры.

Самый первый вид игры-это режиссерская игра. Центральным моментом игры являются событийная сторона,ролевые отношения представлены слабо,ребенок,действуя с каким-то абстрактным предметом или мелкой игрушкой,создает вокруг нее целостную игровую ситуацию.

В образно-ролевой игре(4-5 лет)центральным моментом является исполнение какой-либо роли:человека,животного,даже изображение различных предметов. В образно-ролевой игре второй вид взаимоотношений-игры и воображения. В данном случае воображение является итогом игры.Пример:девочка Арина(4 года)представляла себя в игре в виде кошечки,она мяукала и девочка Полина(4,5года)в игре ее хозяйка воображала,что кормит кошечку молочком из блюдца.

Третий вид игры-сюжетно-ролевая игра. Здесь игра и есть воображение,беря на себя какую-то роль,широко использует предметы-заместители или даже воображаемые предметы,ребенок здесь проявляет свое воображение. Во время сюжетно-ролевой игры «Семья»девочка Милена (3 года)выбрала себе роль мамы,а мальчик Петя(4 года)роль папы. Вместе они взяли куклу и представили,что это их дочка,они ходили с ней в магазин и в больницу,готовили покушать.

Неоценима роль воображенияв творчестве ребенка:рисование,лепке,музыке. Неустанная работа воображения-это один из путей,ведущих к познанию и освоению ребенком окружающего мира,к поиску в нем собственного пути. Наиболее важным периодом развития воображения является именно дошкольный возраст.

Проанализировав имеющиеся данные по этому вопросу,а так же учитывая личный опыт,в этом аспекте,я пришла к выводу,что именно игровая деятельность выступает как эффективное средство развития воображения у младших дошкольников,а в формировании разносторонне развитой личности ребенка,игровой деятельности отводится важнейшее место.

Примеры игр на развитие воображения:

1.»Незаконченный рисунок»

Цель:развитие воображения и внимания у детей.

Содержание игры:предложить ребятам подумать,на что похожа эта картинка,и дорисовать ее.

2.»Угадай кто я»

Цель:развитие воображения и внимания у детей.

Содержание игры:дети с помощью жестов или жестов изображает какой-либо предмет (паровоз,Чайник)или животное.Задание: ребенку надо отгадать,что это за предмет или животное.

3.»Использование предметов»

Цель игры:развитие воображения и внимания у детей.

Содержание игры:ребенок должен перечислить все возможные случаи употребления данного предмета.Варианты:карандаш,книга,бумага,лопата,молоток,чайник.

Источник

Игры на развитие воображения для детей младшего дошкольного  возраста

   Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. «Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий» — определение Р. С. Немова. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если     воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

     Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

Репродуктивное воображение воспроизводит реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:

— Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

— Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

— Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

— Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

— Пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Особенности развития воображения в младшем дошкольном возрасте.

     Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. На третьем году жизни происходит свободное употребление предмета со знанием его функций. Это говорит о зарождении воображения и нового вида деятельности – игры. Ребенок использует карандаш, имитируя действие ножа для разрезание кубика, выполняющего роль хлеба. Действия побуждаются не только предметами, данными в восприятии, но и представлениями о них. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. У малышей 3-4 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому,  несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения. Воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Поэтому в этом возрасте образы скудны. Фантазирование в этом случае есть не что иное, как воспоминание о прошлых событиях. Так, сюжеты детских сказок описывают реальные ситуации из жизни ребенка.

      Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира. Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение. 

Игры на развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста

1.      Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

 1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

      Цель: развитие воображения и внимания.

      Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

 1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

      Цель: развитие воображения и внимания.

      Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

 1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

      Цель: развитие воображения и внимания.

      Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

 1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

      Цель: развитие воображения и внимания.

      Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

 1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

      Цель: развитие воображения и внимания.

      Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2.  Игра «Камешки на берегу».

Используется большая картина, изображающая  морской берег. Нарисовано 5-7 камешков  разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.  Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

3.      Игра «Что это такое?».

Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

 Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.

Использованная литература:

Немов Р.С. «Психология». Книга 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Урунтаева Г.А. «Детская психология»

Источник

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания — недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте.

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте [22, с 172].

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне не устойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры (М.Г. Витязь). Например, увидел белый халат — стал играть в больницу, увидел весы — стал продавцом.

Воображение дошкольника является в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.

У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла приходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения.

О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.

Младшие дошкольники играют 5-10 минут. Внешние факторы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется. Они забывают переименование предметов и начинают их использовать в соответствии с реальными функциями.

С возможностью планирования прямо связано умение создавать целостные произведения (О.М. Дьяченко). У детей 3-4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов — это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находиться источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может. Как совершенно справедливо заметил В.А. Сухомлинский, «населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину».

Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте. Трех-четырехлетние дети часто не отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, подчас смешивая сказочные и реальные образы. Рост критического отношения к образам воображения связан с расширением опыта детей, Они начинают понимать, что в сказке не все возможно. Нарушение в сказке типичных свойств предметов, характера производимых с ними действий вызывает отрицательное отношение дошкольника. Он чувствует меру, которую не должно переходить воображение.

В игре дошкольник также понимает логику жизненных связей и следует ей. Он отказывается съесть сначала третье блюдо, а потом первое, объясняя, что так не бывает[22,c.177].

Новые образы в словесном творчестве дошкольника оказываются не менее реалистичными, чем в игре. Ребенок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.

Фантазирование пронизывает всю жизнь малыша. В раннем детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом опыте. У детей 3-4 лет, а часто и в более старшем возрасте воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Фантазирование в этом случае есть не что иное, как воспоминание о прошлых событиях. Так, сюжеты детских сказок описывают реальные ситуации из жизни ребенка.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и примеры воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

Наиболее распространенным примеров в словесном творчестве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений.

Укажем особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

  • 1. воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
  • 2. оно становиться особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
  • 3. ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
  • 4. воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Источник