Развитие волевого поведения у ребенка

Развитие волевого поведения у ребенка thumbnail

Консультация для воспитателей на тему:

«Развитие волевого поведения у дошкольников»

Как показывают исследования психологов и педагогов, начинать работу по формированию воли необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте процессы наиболее подвижны и изменчивы.

Что же такое воля? В словаре С.И. Ожегова так трактуется понятие воли: «Воля: 1) способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; 2) сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь; 3) пожелание, требование; 4) властность, возможность распоряжаться; 5) свобода в проявлении чего-нибудь; 6) свободное состояние»

Воля – форма психического отражения, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий, это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели.

Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития.

Воля ребенка 3–7 лет еще очень слаба. Вместо выдержки, самообладания и настойчивости, которыми обычно характеризуется воля взрослого человека, у дошкольника мы наблюдаем неустойчивость желаний, в своей деятельности он часто теряет цель, которую перед собой поставил, его умственные процессы — восприятие, внимание, память, мышление — отличаются большой непроизвольностью.

Вместо решительности взрослого у ребенка импульсивность поведения. Чаще всего чувства, а не размышления являются стимулом поступков ребенка. В силу слабости воли малышу обычно трудно удержаться от различных соблазнов: чтобы не съесть конфету, лежащую на виду, чтобы не взять чужую привлекательную игрушку. Многие действия ребенка носят подражательный характер — это тоже связано со слабостью воли.

Один из основных факторов в воспитании воли – режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов — хорошее средство воспитания воли.

Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он рисует, лепит, конструирует, когда выполняет трудовые поручения взрослых. В процессе этих видов деятельности ребёнок учится осознавать цель планировать свои действия, запоминать их последовательность (например, уборка комнаты, уход за цветами и т. д.), преодолевать трудности.

А так же ярко проявляется в ведущей деятельности дошкольника — игре. Каждая игра требует выполнения правил, которые имеются не только в подвижных, дидактических, но и ролевых играх. Подчинение им вырабатывает у детей выдержку, терпение, самостоятельность, настойчивость, самоограничение и другие волевые качества. Ролевая игра, была названа Выготским школой произвольного поведения.

(Ролевая игра дошкольника сочетает в себе два необходимых условия для развития волевого и произвольного действия: с одной стороны, повышение мотивированности, с другой — осознанности поведения. Сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития этих важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования и волевого, и произвольного поведения в дошкольном возрасте.)

Если в младшем дошкольном возрасте развитие произвольности ребенка особенно эффективно в игре, то позже, в 5-6 лет, возможны и другие методы. Очень полезны беседы с дошкольником о его настроении, о его действиях и отношениях с другими людьми. В таких беседах взрослый как бы выводит ребенка за пределы конкретной ситуации и помогает ему осознать себя.

В дошкольном возрасте у детей формируются произвольные действия и волевые качества, играющие важную роль в становлении личности. В различных видах деятельности дети начинают выделять цели, подчиняя им свои действия, такое развитие целеустремленности требует исследования возможностей ее проявления для выработки системы педагогического воздействия, направленной на эффективное формирование у дошкольников целеустремленного поведения.

Главным же приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям «надо», а не «хочу», необходимый для обучения. На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но ведущее место принадлежит игре.

Конечно, в дошкольном возрасте формирование воли и произвольности ребенка только начинается. В этот период дети только начинают самостоятельно определять и осознавать свои действия. Но если с помощью педагогов и родителей они смогут делать что-то не слишком привлекательное для них в данный момент ради какой-то другой, более значимой цели, это уже явный признак того, что у них появляется волевое поведение. Это серьезный шаг в становлении воли и произвольности дошкольника. Задача взрослых не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) собственные желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам.

Источник

Îñíîâíûå âàðèàíòû âîëåâîãî ïîâåäåíèÿ. Ìåõàíèçì öåëåíàïðàâëåííîãî ïîâåäåíèÿ. Êîìïîíåíò ïñèõè÷åñêîé ñàìîðåãóëÿöèè. Ïðåîäîëåíèå ïðåïÿòñòâèé, âîçíèêàþùèõ íà ïóòè äîñòèæåíèÿ ñîçíàòåëüíî ïîñòàâëåííîé öåëè. Ïðåäïîñûëêè ôîðìèðîâàíèÿ âîëè â äîøêîëüíîì âîçðàñòå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ Ðåñïóáëèêè Ñàõà (ßêóòèÿ)

ÃÁÎÓ ÑÏÎ «ßêóòñêèé ïåäàãîãè÷åñêèé êîëëåäæ èì. Ñ. Ô. Ãîãîëåâà»

Читайте также:  Развитие ребенка с первых дней жизни методики

Îòäåëåíèå «Ïðåïîäàâàíèå â íà÷àëüíûõ êëàññàõ»

ÐÅÔÅÐÀÒ

«Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ âîëåâîãî ïîâåäåíèÿ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà»

Âûïîëíèëà:

ñòóäåíòêà 1 êóðñà ÏâÍÊ-15 À

î÷íàÿ ôîðìà îáó÷åíèÿ

Àëåêñååâà Âàëåðèÿ

Ïðîâåðèëà:

Áóøêîâà Ëóèçà Òåðåíòüåâíà

ßêóòñê, 2016

ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ

Ââåäåíèå

Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ âîëåâîãî ïîâåäåíèÿ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà

Çàêëþ÷åíèå

Èñïîëüçîâàííàÿ ëèòåðàòóðà

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Òåìà äàííîãî ðåôåðàòà «Îñîáåííîñòè âîëåâîãî ðàçâèòèÿ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà». Ðàçâèòèå âîëè ïðîäîëæàåòñÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè ÷åëîâåêà.  èñòîðèè ìèðîâîé ïñèõîëîãè÷åñêîé ìûñëè ïîíÿòèå âîëè èìååò ñëîæíóþ è íåîäíîçíà÷íóþ ñóäüáó.  ñëîâàðå «Îñíîâíûõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïîíÿòèé» Íåìîâà, ôîðìóëèðîâêà ïîíÿòèå Âîëè -ñâîéñòâî (ïðîöåññ, ñîñòîÿíèå) ÷åëîâåêà, ïðîÿâëÿþùååñÿ â åãî ñïîñîáíîñòè ñîçíàòåëüíî óïðàâëÿòü ñâîåé ïñèõèêîé è ïîñòóïêàìè. Ïðîÿâëÿåòñÿ â ïðåîäîëåíèè ïðåïÿòñòâèé, âîçíèêàþùèõ íà ïóòè äîñòèæåíèÿ ñîçíàòåëüíî ïîñòàâëåííîé öåëè.

Øëÿïíèêîâ Â.Í. âûäåëÿåò äâå îñíîâíûå âàðèàíòû âîëåâîãî ïîâåäåíèÿ:

Âî-ïåðâûõ, ìåõàíèçì öåëåíàïðàâëåííîãî ïîâåäåíèÿ. Ïîä öåëåíàïðàâëåííûì ïîâåäåíèåì â çàðóáåæíîé ïñèõîëîãèè ïðèíÿòî ïîíèìàòü ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà, êîòîðîå îí ñàì æåëàåò îñóùåñòâèòü è ðåàëèçàöèÿ êîòîðîãî ïîëíîñòüþ íàõîäèòñÿ ïîä åãî êîíòðîëåì.

Âî-âòîðûõ, êîìïîíåíò ïñèõè÷åñêîé ñàìîðåãóëÿöèè.  çàðóáåæíîé ïñèõîëîãèè ïîä ñàìîðåãóëÿöèåé ïîíèìàþòñÿ ïðîöåññû, ïîçâîëÿþùèå ñóáúåêòó óïðàâëÿòü ñîáñòâåííûì ïîâåäåíèåì â èçìåíÿþùèõñÿ óñëîâèÿõ. Ïðîöåññ ñàìîðåãóëÿöèè âîçíèêàåò â ñèòóàöèè, êîãäà íà ïóòè ê äîñòèæåíèþ ïîñòàâëåííîé öåëè âîçíèêàþò âíåøíèå èëè âíóòðåííèå ïðåïÿòñòâèÿ.

Øëÿïíèêîâ Â.Í. ññûëàåòñÿ íà Ð.Áàãîööè, ÷òî ìåõàíèçì öåëåíàïðàâëåííîãî ïîâåäåíèÿ äåëèòñÿ íà 2 ýòàïà:

1) Ïîäãîòîâêà ê ïðèíÿòèþ ðåøåíèÿ;

2) Èíèöèàöèÿ äåéñòâèÿ;

 ïåðâîì ýòàïå, êàê ñ÷èòàåò Ð.Áàãîööè ÿâëÿåòñÿ «æåëàíèå», êîòîðîå ñîçäàåò èìïóëüñ ê âîñïèòàíèþ íàìåðåíèÿ ê äåéñòâèÿ.

Íà âòîðîì ýòàïå öåëåíàïðàâëåííîãî äåéñòâèÿ ïðîèñõîäèò òðàíñôîðìàöèÿ íàìåðåíèå â àêòóàëüíîå ïîâåäåíèå, åãî óòî÷íåíèÿ â îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ.

 òðóäå Øëÿïíèêîâà ãîâîðèòñÿ, ÷òî ñàìîðåãóëÿöèÿ âîçíèêàåò òîãäà, êîãäà íà ïóòè ê äîñòèæåíèþ öåëè âîçíèêàþò âíóòðåííèå èëè âíåøíèå òðóäíîñòè. Âêëþ÷àþùèå â ñåáÿ òàêèå ôàçû, êàê:

1) âûáîð öåëè;

2) ïîääåðæàíèå íàïðàâëåííîñòè ïîâåäåíèÿ;

3) èçìåíåíèå öåëåíàïðàâëåííåé.

Òàêèì îáðàçîì, â ïðîöåññå îñóùåñòâëåíèÿ öåëåíàïðàâëåííîãî ïîâåäåíèÿ íàìåðåíèå ôîðìèðóåòñÿ äâàæäû: ïåðâûé ðàç â îáðàçå öåëè ïîâåäåíèÿ è âòîðîé — â ôîðìå êîíêðåòíîãî ïëàíà äåéñòâèé, íåîáõîäèìûõ äëÿ äîñòèæåíèÿ öåëè.

Äàëåå Øëÿïíèêîâ îïèðàåòñÿ íà òðóäû Þ.Êóëÿ, êîòîðûé âûäåëÿåò, ÷òî íàìåðåíèå èìååò ñëîæíóþ ñòðóêòóðó, îíà ñîñòîèò èç êîãíèòèâíîé ïåðñîíàëèçàöèè íàñòîÿùåãî, áóäóùåãî è òåêóùåãî ñîñòîÿíèÿ äåéñòâèÿ, îíà ñîñòîèò â êðàòêîâðåìåííîé ïàìÿòè ñóáúåêòà.

Èñõîäÿ èç ýòîãî øëÿïíèêîâ âûõîäèò ê òîìó, ÷òî ïðîöåññ ðåàëèçàöèè íàìåðåíèÿ äåéñòâèÿ ó÷àùèõñÿ èñïîëüçóþò äâà òèïà ñòðàòåãèé:

1) êîãíèòèâíûõ;

2) âîëåâûõ.

Èññëåäîâàíèÿ Øëÿïíèêîâà ïîêàçûâàþò, ÷òî óðîâåíü ìîòèâàöèè èãðàåò êëþ÷åâóþ ðîëü â óñïåøíîñòè îáó÷åíèÿ.

Ðÿä èçó÷åííûõ Øëÿïíèêîâûì òðóäîâ ïîêàçûâàåò, ÷òî:

1) Íåêîòîðûå ó÷àùèåñÿ íå íóæäàþòñÿ â âîëåâîé ðåãóëÿöèè äëÿ ïîâûøåíèÿ óñïåâàåìîñòè;

2) ×ðåçìåðíîå óïîòðåáëåíèå ñòðàòåãèè âîëåâîé ðåãóëÿöèè ìîæåò ïðèâîäèòü ê ñòðåññó è äåïðåññèè;

3) Ýôôåêòèâíîñòü çàâèñèò íå òîëüêî îò òèïà ó÷åáíîãî çàâåäåíèÿ, íî îò ñïîñîáíîñòè.

Íåñêîëüêî èíîå ïîíèìàíèå ïñèõîëîãè÷åñêèõ ìåõàíèçìîâ öåëåíàïðàâëåííîãî ïîâåäåíèÿ ñëîæèëîñü â ìîäåëÿõ, ðàññìàòðèâàþùèé âîëþ êàê ÷àñòü ñèñòåìû ñàìîðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ.

Òàêèì îáðàçîì, äàííàÿ òåìà íóæäàåòñÿ â ðàññìîòðåíèè ñëåäóþùèõ âîïðîñîâ:

1) Êîãäà, êàêèì îáðàçîì âîçíèêàåò âîëåâîå ðàçâèòèå ó äåòåé?

2) Êàê äåòè ïðåîäîëåâàþò òðóäíîñòè?

3) Êàêèå âîçìîæíîñòè ó äåòåé â ðåãóëÿöèè?

Ðåøåíèå ýòèõ âîïðîñîâ òðåáóåò èçó÷åíèå íàó÷íûõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ òðóäîâ. Ýòà òåìà àêòóàëüíà, òàê êàê çíàíèÿ îòâåòîâ íà ïîñòàâëåííûå íàøè âîïðîñû ïîçâîëèò â äàëüíåéøåì ïîíèìàòü âîçìîæíîñòè âîëåâûõ ðåãóëÿöèé ó äåòåé.

ÎÑÎÁÅÍÍÎÑÒÈ ÂÎËÅÂÎÃÎ ÐÀÇÂÈÒÈß Ó ÄÅÒÅÉ ÄÎØÊÎËÜÍÎÃÎ ÂÎÇÐÀÑÒÀ

Äëÿ ðåøåíèÿ ïîñòàâëåííûõ íàìè âîïðîñîâ, ìû îáðàòèìñÿ ê òðóäó Â.Ê.Êîòûðëî «Êàê ïîíèìàòü âîëåâîå ïîâåäåíèå äîøêîëüíèêà è êàê åãî èçó÷àòü». Êîòûðëî ññûëàåòñÿ íà Ñ.Ë. Ðóáåíøòåéíà, êîòîðûé ïèøåò, ÷òî îò ðîæäåíèÿ ðåáåíêó ñâîéñòâåííû èíñòèíêòèâíûå è áåçóñëîâíûå ðåôëåêòîðíûå äâèæåíèÿ.

Ïî ìíåíèþ Êîòûðëî ó íîâîðîæäåííîãî ðåáåíêà åñòü òîëüêî âðîæäåííûå íåïðîèçâîëüíûå, áåçóñëîâíûå ðåôëåêòîðíûå äâèæåíèÿ. Íà ïðîòÿæåíèè ïåðâûõ ìåñÿöåâ æèçíè ó íåãî âûðàáàòûâàþòñÿ è óñëîâíî-ðåôëåêòîðíûå äâèæåíèÿ.

Êîòûðëî ññûëàåòñÿ íà äàííûå èçâåñòíûõ èññëåäîâàòåëåé ðàííåãî âîçðàñòà Í.Ì. Øåëîâàíîâîé, Í.À. Ôèãóðèíà è Ì.Ï. Äåíèñîâîé, Ì.Þ. Êîñòèêîâñêîé è äð. î òîì, ÷òî ñòðîåíèå íîâûõ äâèæåíèé ñ ñàìîãî íà÷àëà îáóñëîâëåíà àêòèâíûì âçàèìîäåéñòâèåì ðåáåíêà ñ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòüþ.

Âîçâðàùàÿñü ê Ðóáåíøòåéíó, Êîòûðëî óïîìèíàåò åãî ìûñëè î òîì, ÷òîáû âûïîëíèòü âîëåâûå äåéñòâèÿ ðåáåíîê äîëæåí ïðåæäå âñåãî îâëàäåòü ñâîèì òåëîì è åãî îðãàíàìè, ò.å. íàó÷èòñÿ ïðîèçâîëüíûì äåéñòâèåì. À ýòî ñîâåðøàåòñÿ ïî ìåðå òîãî, êàê ðàñòåò ðåáåíîê, êàê îí íà÷èíàåò ñâÿçûâàòü ñâîè ðåôëåêòîðíûå äâèæåíèÿ ñ îïðåäåëåííûìè âèäèìûìè ðåçóëüòàòàìè. Ýòè ïðèîáðåòåííûå ïðîèçâîëüíûå äâèæåíèÿ ÿâëÿþòñÿ îñíîâîé äëÿ îáðàçîâàíèÿ áîëåå ñëîæíûõ ïðîèçâîëüíûõ äåéñòâèé.

Òàêèì îáðàçîì, Ðóáåíøòåéí íà êîòîðîãî ññûëàåòñÿ Êîòûðëî, ãîâîðèò î ïðîÿâëåíèè âîëåâîãî àêòà, ÿâëÿþùåãîñÿ íå òîëüêî äâèæåíèåì, à äåéñòâèåì, ïîäãîòîâëÿÿ ïðåäøåñòâóþùèå ðàçâèòèåì ïðîèçâîëüíîãî ïîâåäåíèÿ.

Êîòûðëî ñòàâèò ïåðåä ñîáîé âîïðîñ: «÷òî æå íà ñàìîì äåëå äàåò ïåðèîä ðàííåãî äåòñòâà äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ âîëè?»

Ïîñëå ÷åãî äàåò åìó, ñîîòâåòñòâóþùèé îòâåò, ÷òî ãëàâíûé âêëàä ýòîãî ïåðèîäà ñîñòîèò â ðàçâèòèè ïðîèçâîëüíîé âîëåâîé ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ, áåç êîòîðîé íåâîçìîæíà âîëåâàÿ ðåãóëÿöèÿ. Óæå íà ïåðâîì ãîäó èíòåíñèâíî ðàçâèâàåòñÿ ïðîèçâîëüíîå äâèæåíèå, ïðåæäå âñåãî õâàòàòåëüíûå è îñîáåííî ïîèñêîâûå ïðîèçâîëüíûå äâèæåíèÿ, âîçíèêàþò îíè ó äåòåé îò ïðîøëûõ âïå÷àòëåíèé.

Äàëåå â ñâîåì òðóäå Êîòûðëî ññûëàåòñÿ íà Â.È. Àñíèíà, êîòîðàÿ ãîâîðèò î òðåõ âèäàõ ðåãóëÿöèè: íåïðîèçâîëüíóþ (ïåðâîå ïîëóãîäèå); ïðîèçâîëüíóþ (íà÷àëî âòîðîãî ïîëóãîäèÿ); è ñîáñòâåííî âîëåâóþ.  ñîáñòâåííî âîëåâîé íà÷èíàåò ôîðìóëèðîâàòüñÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Ýòîò âûâîä ïî ìíåíèþ Êîòûðëî âûòåêàåò èç ïîíèìàíèÿ âîëè, êàê ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ. Âîëåâûå óìåíèÿ õàðàêòåðèçóþòñÿ ïðåäíàìåðåííûì âïîëíå îñîçíàííîì äåéñòâèè â óñëîâèÿõ ïðåîäîëåíèÿ òðóäíîñòåé. Íî ýòèõ óìåíèé íåò ó äåòåé ðàííåãî è ïðåä äîøêîëüíûì âîçðàñòîì.

Читайте также:  Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка

Äàëåå Êîòûðëî, ññûëàåòñÿ íà À.Í. Äâûäîâó, êîòîðàÿ íàõîäèò âîëåâûå ïðîÿâëåíèÿ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Îíà âûäåëÿåò òàêèå îñíîâíûå ìîìåíòû, çðåëîãî âîëåâîãî àêòà: îñíîâàííîå íà îòíîøåíèå ê äåéñòâèòåëüíîñòè; ñòðåìëåíèå ê öåëè, óñòîé÷èâîå ñîõðàíåíèå öåëè, âîïðåêè îòâëåêàþùèì ôàêòîðîì, óñèëèÿì ïðåîäîëåíèÿ ïðåïÿòñòâèé íà ïóòè ê äîñòèæåíèþ öåëè. Ýòè ìîìåíòû Äàâûäîâà âûäåëÿåò óæå ó äåòåé â âîçðàñòå 1-3 ëåò. Òàê æå, ïåðâûå ïðîÿâëåíèÿ âîëåâûõ äåéñòâèé îáíàðóæèâàþòñÿ ó ðåáåíêà ñ îïðåäåëåííîé íàïðàâëåííîñòüþ æåëàíèé, à îòñþäà óñòîé÷èâîñòè öåëè. Ïîñëå ÷åãî ïðîÿâëÿåòñÿ âîçìîæíîñòü ïåðåæèâàíèÿ äâóõ ìîòèâîâ -«ýòî õî÷ó», «ýòîãî íå õî÷ó» è ïðåîäîëåíèÿ ñîáñòâåííîãî æåëàíèÿ. Èñõîäÿ èç ýòîãî ñ 2-3 ëåò ïðîÿâëÿþòñÿ íà÷àëüíûå âîëåâûå ïðîÿâëåíèÿ, ïî ñâîåì ñõîäíûå ñ âîëåâûìè ïðîÿâëåíèÿìè âçðîñëûõ, íî ðàçíûå îò íèõ ïî ñâîåìó æèçíåííîìó ñîäåðæàíèþ.

Èññëåäîâàòåëè íà êîòîðûõ îïèðàåòñÿ Êîòûðëî ðàññìàòðèâàþò âåñü ïåðèîä ðàííåãî äåòñòâà, êàê ïðåäïîñûëêó äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ âîëè, íà îñíîâàíèè òîãî, ÷òî ïðåä äîøêîëüíûì âîçðàñòîì ñâîéñòâåííî íåñòîéêîñòü öåëåé, íåñîâåðøåíñòâà ðå÷åâîé ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ, îãðàíè÷åííîñòü ïðîèçâîëüíîñòè ïîâåäåíèÿ êîíêðåòíûìè ïðåäìåòíûìè îáñòîÿòåëüñòâàìè è ïðåäìåòíûìè äåéñòâèÿìè.

Ïîñëå ÷åãî Êîòûðëî ðàññìàòðèâàåò âîëþ, êàê ñàìî ðåãóëÿöèþ ïîâåäåíèÿ íà îñíîâå íðàâñòâåííûõ íîðì: «âîëåâîå ïîâåäåíèå ïðåäïîëàãàåò äîñòèæåíèå îáùåñòâåííî ïîëåçíûõ öåëåé. Îíî âûðàæàåò óìåíèå ñ÷èòàòüñÿ ñ îêðóæàþùèìè, óìåíèå ïîä÷èíÿòñÿ ïðàâèëàì è íîðìàì».

À.Â. Âåäåíîâ, íà êîòîðîãî ññûëàåòñÿ àâòîð òðóäà Êîòûðëî, ñâÿçûâàåò ðàçâèòèå âîëè ñ ôîðìèðîâàíèåì íðàâñòâåííûõ êà÷åñòâ, è ñ÷èòàë, ÷òî îñíîâíàÿ õàðàêòåðèñòèêà âîëè — ýòî ïîä÷èíåíèå ëè÷íûõ ìîòèâîâ, ñîöèàëüíî çíà÷èìûì.

Ïîñëå Êîòûðëî ññûëàåòñÿ íà Ãðóçèíñêèõ ïñèõîëîãîâ, êîòîðûå ñòîÿëè íà ïîçèöèè ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ âîëè íå òîëüêî â ðàííåì, íî è ìëàäøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Íà ñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà íàïðàâëÿòü ñâîå ïîâåäåíèå íà äîñòèæåíèå îáúåêòèâíî çíà÷èìîé öåëè. Ýòî çíà÷èò, ÷òî âîëåâûå ïðîÿâëåíèÿ â èíäèâèäóàëüíîì ðàçâèòèè äîëæíî ïðåäøåñòâîâàòü óïîðÿäî÷åíèå äåòñêèõ ïîòðåáíîñòåé, íàöåëèâàíèå ðåáåíêà íà äîñòèæåíèå îáúåêòèâíûõ öåííîñòåé è ïðèíÿòèå äîëãà, ò.å. óìåíèåì ðóêîâîäèòñÿ ïåðåæèâàíèåì «äîëæåí», à íå «õî÷ó».

Ì.Ð. Äîãîíàäçå è Ð.Ë. Êâàðöõîâà íà êîòîðûõ îïèðàåòñÿ Êîòûðëî, äåëàþò ñëåäóþùèé âûâîä, ÷òî äåòè äî ïÿòè ëåò íå ìîãóò îñóùåñòâëÿòü âîëåâûå ïîâåäåíèÿ, îíè îòìå÷àþò íå ñôîðìèðîâàííîñòü âîëåâîé ðåãóëÿöèè íà ýòàïå äîøêîëüíîãî äåòñòâà.

À â èññëåäîâàíèÿõ Æ. Ïüÿæå íà êîòîðîãî äàëåå ññûëàåòñÿ Êîòûðëî, âîëÿ íà÷èíàåò ôîðìèðîâàòüñÿ ëèøü â âîçðàñòå îò 7 äî 17 ëåò. Ïî åãî ìíåíèþ, íóæíî áûëî îæèäàòü ýòîãî âîçðàñòà èìïóëüñèâíîñòü ïðåïÿòñòâóåò âñÿêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè ìûøëåíèÿ ÷óâñòâ. Íî ïî ìåðå ðåãóëèðîâàíèÿ ÷óâñòâ îðãàíèçóþòñÿ, óñòàíàâëèâàþòñÿ ðåãóëÿöèè êîíå÷íîé ôîðìû, êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ âîëÿ.

Ïîëîæåíèå î òîì, ÷òî âîëÿ íå äàíà ðåáåíêó îò ðîæäåíèÿ, îíà ôîðìèðóåòñÿ ïðèæèçíåííî ïîä âëèÿíèåì óñëîâèé âïå÷àòëåíèÿ. Çíà÷èò, ÷òî ôîðìèðîâàíèå âîëè, ðåàëüíàÿ ïðàêòè÷åñêàÿ çàäà÷à. Íî äëÿ ðåøåíèÿ çàäà÷è, íóæíî ÷åòêî óÿñíèòü, ÷òî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé âîëÿ ðåáåíêà, êàêîâû äâèæóùèå ñèëû åå ðàçâèòèÿ è ïóòè ðóêîâîäñòâà èìè.

Èç âñåãî ýòîãî â òðóäå Êîòûðëî ñëåäóåò ñ÷èòàòü, ÷òî âîëåé ìîæíî ñ÷èòàòü ñîçíàòåëüíî öåëåíàïðàâëåííîå ïîâåäåíèå, ñâÿçàííîå ñ ïðåîäîëåíèåì òðóäíîñòåé èëè ñîçíàòåëüíóþ öåëåíàïðàâëåííîñòü, óïðàâëÿåìóþ ìîòèâàìè ìîðàëüíîãî ïîðÿäêà, ò.å. ìîðàëüíóþ ñàìî ðåãóëÿöèþ ïîâåäåíèÿ.

Ïî ìíåíèþ Êîòûðëî ïîíèìàíèå âîëè, êàê ìîðàëüíîé ñàìî ðåãóëÿöèè âûäâèãàåò íà ïåðâûé ïëàí èåðàðõè÷åñêóþ ñèñòåìó ìîòèâîâ ÷åëîâåêà ïî ñóòè ïåðåâîäèò ïðîáëåìó âîëè â ïðîáëåìó íàïðàâëåííîñòè ëè÷íîñòè. Çäåñü îñíîâíûì ïðîÿâëåíèåì âîëè ÿâëÿåòñÿ ïîñòóïîê, ñ êîòîðîãî è íà÷èíàåòñÿ âûÿñíåíèå âîëåâîé ðåãóëÿöèè.

Äàëåå Ïüÿæå íà êîòîðîãî îïèðàåòñÿ Êîòûðëî, ãîâîðèò, ÷òî ñàìî ðåãóëÿöèåé îáåñïå÷èâàåòñÿ ïîáåäà âûñøåé, íî âðåìåíàìè ñëàáîé òåíäåíöèè, íàä íèçøåé, íî áîëåå ñèëüíîé, ÷òî ïîìîãàåò âîëå ñòàâèòü ÷åëîâåêà âûøå èíòåðåñîâ ìîìåíòà è äåëàåò åãî ñóáúåêòîì àêòèâíîñòè, íàïðàâëåííîé íà îáúåêòèâíûå öåííîñòè. Ïüÿæå ñ÷èòàåò, ÷òî âîëÿ äåéñòâóåò ñîâìåñòíî òàê æå, êàê ëîãè÷åñêàÿ îïåðàöèÿ, êîãäà îíà â ñëó÷àå êîíôëèêòà ñ ïåðöåïòèâíîé âèäèìîñòüþ èñïðàâëÿåò ïîñëåäíþþ.

Äëÿ ãðóçèíñêèõ ïñèõîëîãîâ íà êîòîðûõ ññûëàåòñÿ Êîòûðëî â îñíîâå âîëåâîé ðåãóëÿöèè ëåæèò óïîðÿäî÷åíèå ïîòðåáíîñòåé, à ñòîëêíîâåíèå àêòóàëüíîé ïîòðåáíîñòè ñ íåîáõîäèìîñòüþ èëè äîëãîì çàêàí÷èâàåòñÿ ñ ïðèíÿòèåì ðåøåíèÿ.

Ïîòîì Êîòûðëî ññûëàåòñÿ íà ñîâåòñêèõ ïñèõîëîãîâ, êîòîðûå ðàññìàòðèâàëè ïðîèçâîëüíîñòü ïîíèìàÿ åå, êàê âûñøàÿ ôîðìà, âîëåâàÿ ðåãóëÿöèÿ, êîòîðàÿ âêëþ÷àëà íå ñîâïàäåíèå ìîòèâîâ è öåëè, à èõ îòíîøåíèå.

Äàëåå Êîòûðëî ðàññìàòðèâàåò îñîáåííîñòè âîëåâûõ óñèëèé ó äîøêîëüíèêîâ. Õàðàêòåðèñòèêà âîëè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà äàåòñÿ â òàêèõ òåðìèíàõ, êàê íàñòîé÷èâîñòü, öåëåóñòðåìëåííîñòü è ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, âûíîñëèâîñòü, âûäåðæêà è ñàìîîáëàäàíèå, à òàêæå óâåðåííîñòü â ñâîèõ ñèëàõ, òðåáîâàòåëüíîñòü ê ñåáå, äèñöèïëèíèðîâàííîñòü, îðãàíèçîâàííîñòü è äð. èçâåñòíî òî, ÷òî íå âñå èç íèõ ìîãóò áûòü âçÿòû äëÿ îïèñàíèÿ âîëåâîãî ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà. Ïðîñòåéøèå âîëåâûå äåéñòâèÿ, êàêèì ÿâëÿþòñÿ ãåíåòè÷åñêè ðàííèå åãî ôîðìû íà ñòóïåíè äîøêîëüíîãî äåòñòâà, íå âêëþ÷àåò íåêîòîðûå èç íàçâàííûõ ýòàïîâ (íàïðèìåð: âûáîð öåëè è áîðüáó ìîòèâîâ, êîãäà öåëü ñòàâèòñÿ âçðîñëûì è ïðèíèìàåòñÿ ðåáåíêîì) â êà÷åñòâå îòäåëüíîãî çâåíà, ïîñêîëüêó ïîâåäåíèå ðåáåíîê îðãàíèçóåòñÿ íà èíîé îñíîâå, ÷åì ïîâåäåíèå âçðîñëîãî. Õàðàêòåðíûé ïðèçíàê è çðåëûõ, è ðàííèõ ôîðì âîëåâîãî äåéñòâèÿ -âîëåâîå óñèëèå.

Òàêæå ïðåïÿòñòâèÿ ìîæåò íå âûäåëÿòñÿ ðåáåíêîì, íî òðóäíîñòè âûïîëíåíèÿ çäàíèÿ áóäóò ñóùåñòâîâàòü îáúåêòèâíî â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà äëÿ äîñòèæåíèÿ öåëè íåïðèãîäíû ïðèâû÷íûå ñïîñîáû ïîâåäåíèÿ èëè îáû÷íûå óñèëèÿ, à íåîáõîäèìà ñïåöèàëüíàÿ ïåðåìåíà ñèë èëè óâåëè÷åíèÿ óñèëèé. Óñèëèå íå ñîõðàíåíèå è äîñòèæåíèå öåëè âî âñåõ ýòèõ ñëó÷àÿõ ñâèäåòåëüñòâóþò î âîëåâîé ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ.

Êîòûðëî ó÷èòûâàÿ èìåþùóþñÿ ó äîøêîëüíèêîâ òåíäåíöèþ îáõîäèòü ïðåïÿòñòâèÿ èëè ïåðåêëàäûâàòü èõ äîñòèæåíèå íà âçðîñëîãî -òåíäåíöèÿ êîòîðàÿ âîçíèêàåò â ðàííåì âîçðàñòå áëàãîäàðÿ îñíîâíîé ôîðìå âçàèìîäåéñòâèÿ ñî âçðîñëûìè, êàê ïîìîùè è îïåêè ñ åãî ñòîðîíû -ñëåäóåò ñ÷èòàòü âàæíûì ìîìåíòîì ñòèìóëèðîâàíèå ïîëîæèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ê ïðåïÿòñòâèÿì, ò.å. æåëàíèå èõ ïðåîäîëåòü. Çäåñü èìåþò ñèëó ìîòèâàöèîííûå ôàêòîðû.

Êîòûðëî ñ÷èòàåò, ÷òî âîëåâîå ïîâåäåíèå ðåáåíêà êàæäîé êîíêðåòíîé ñèòóàöèè äåìîíñòðèðîâàíî, êàê ñèòóàöèîííûìè (ò.å. êîíêðåòíûìè îñîáåííîñòÿìè çàäà÷è, óñëîâèé, â êîòîðûõ ïðîòåêàåò äåÿòåëüíîñòü, ñïîñîáàìè âûïîëíåíèÿ è ò.ä.) òàê è ëè÷íîñòíûìè âëèÿíèÿìè (ò.å. îòíîøåíèåì ðåáåíêà ê çàäà÷å, åãî ïðèâû÷êàìè, ñòðåìëåíèÿìè è ïð.). Íåëüçÿ çàáûâàòü î ìíîãîîáðàçèè ýòèõ âëèÿíèé. Îíè âûõîäÿò çà ïðåäåëû òåõ ñèòóàöèîííûõ è ëè÷íîñòíûõ âëèÿíèé, êîòîðûå ðàññìàòðèâàþòñÿ â ÷àñòíîñòè, ñîâðåìåííûìè òåîðèÿìè ìîòèâàöèè ïîâåäåíèÿ.

Читайте также:  Психическое развитие вид деятельности ребенка

Èñõîäÿ èç ýòîãî Êîòûðëî äåëàåò äëÿ ñåáÿ òàêîé âûâîä. ×òîáû ñòèìóëèðîâàòü âîëåâûå óñèëèÿ ó äîøêîëüíèêîâ, íóæíî çíàòü çàêîíîìåðíîñòè îðèåíòèðîâàííîé íà äîñòèæåíèå öåëè, àêòèâíîñòè íà ðàçíûõ âîçðàñòíûõ ýòàïàõ.

Òàê æå â òðóäå Êîòûðëî, Í.È. Íåïîìíÿùåé óñòàíîâëåíî, ÷òî òðóäíîñòü ïîä÷èíåíèÿ ìîòèâó âîçíèêàåò òîãäà, êîãäà â êîíêðåòíîé ñèòóàöèè âûïîëíåíèÿ äåéñòâèÿ ìîòèâ íè â ÷åì íå ôèêñèðîâàí. È ýòîì îòíîøåíèè âçðîñëûé, êîòîðûé âíîñèò ìîòèâ, à òàêæå äðóãèå äåòè, êîãäà ìîòèâ è òðåáîâàíèÿ èñõîäÿò îò íèõ, êàê-òî ôèêñèðóþò ìîòèâ äëÿ îñòàëüíûõ äåòåé â äàííîé ñèòóàöèè.

Òàêæå Êîòûðëî ãîâîðèò, ÷òî â ñòàðøèõ ãðóïïàõ íà âîëåâîì ïîâåäåíèè ñêàçûâàëèñü òàêèå ìîìåíòû, êàê æåëàíèå íå óðîíèòü ñåáÿ â ãëàçàõ òîâàðèùåé, ñòðåìëåíèå âûïîëíèòü çàäàíèå, ïîòîìó ÷òî åãî âûïîëíèëè äðóãèå äåòè, ïåðåæèâàíèå ñâîèõ óñïåõîâ åñëè îíè áûëè çíà÷èìû äëÿ êîëëåêòèâà è ò.ä.

Èñõîäÿ èõ âñåãî ýòîãî àâòîð òðóäà Êîòûðëî ïèøåò, ÷òî âîëÿ êàê ôóíêöèÿ ðàçâèâàþùååñÿ â òî âðåìÿ, êîãäà ìîðàëüíûå óñèëèÿ îðãàíèçóþòñÿ â àâòîíîìíûå ñèñòåìû.

Äàëåå ðàññìîòðèì àâòîðîâ À.Â. Áåëîøèñòàÿ è Í.Ï. Ëîêàëîâà, êîòîðûå ðàññìàòðèâàþò ïðîáëåìó î ïðååìñòâåííîñòè äîøêîëüíîãî è íà÷àëüíîãî îáðàçîâàíèÿ.  ñâîèõ ñòàòüÿõ îíè ðàññìàòðèâàþò ïðîáëåìó ãîòîâíîñòè ê øêîëå, ïðè÷èíîé êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ ðàííÿÿ ïîäãîòîâêà äåòåé ê øêîëå, â äåòñêîì ñàäó ïî øêîëüíîé ïðîãðàììå.

Ðåáåíîê, ïåðåõîäÿ â ïåðâûé êëàññ ïðîõîäèò âñå òî æå, ÷òî åìó äàâàëè â äåòñêîì ñàäó è òåì ñàìûì ó íåãî ïðîïàäàåò æåëàíèå ó÷èòñÿ. À ýòî ïðèâîäèò ê òîðìîæåíèþ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. È òåì ñàìûì àâòîðû ñòàòåé ïðèõîäÿò ê òîìó. ×òî íåëüçÿ ãîòîâèòü ðåáåíêà ñëèøêîì ðàíî ê øêîëå ïî øêîëüíûì ïðîãðàììàì.

Îíè ïîä÷åðêèâàþò âàæíîñòü ñôîìèðîâàííîñòè ñîïîä÷èíåíèÿ ìîòèâîâ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå, ÷òî ÿâëÿåòñÿ öåíòðàëüíûì íîâîîáðàçîâàíèåì äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, ò.ê. ñëåäóþùåå íîâîîáðàçîâàíèå â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå -ýòî êîìïåòåíòíîñòü. Ñòðåìëåíèå çíàòü è óçíàòü.

Çàêëþ÷åíèå

âîëåâîé ïîâåäåíèå ôîðìèðîâàíèå äîøêîëüíûé

Ïîñëå èçó÷åííûõ íàìè òðóäîâ, ìû ïðèõîäèì ê âûâîäó î òîì, ÷òî ñàìà Âîëÿ — ïðîÿâëÿåòñÿ â ïðåîäîëåíèè ïðåïÿòñòâèé, âîçíèêàþùèõ íà ïóòè äîñòèæåíèÿ ñîçíàòåëüíî ïîñòàâëåííîé öåëè. Ìåõàíèçì öåëåíàïðàâëåííîãî ïîâåäåíèÿ è êàê êîìïîíåíò ïñèõè÷åñêîé ñàìîðåãóëÿöèè.

Â.È. Àñíèíà, íà êîòîðóþ ññûëàåòñÿ Êîòûðëî ãîâîðèò î òðåõ âèäàõ ðåãóëÿöèè: íåïðîèçâîëüíóþ (ïåðâîå ïîëóãîäèå); ïðîèçâîëüíóþ (íà÷àëî âòîðîãî ïîëóãîäèÿ); è ñîáñòâåííî âîëåâóþ.  ñîáñòâåííî âîëåâîé íà÷èíàåò ôîðìóëèðîâàòüñÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Ýòîò âûâîä ïî ìíåíèþ Êîòûðëî âûòåêàåò èç ïîíèìàíèÿ âîëè, êàê ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ.

Èññëåäîâàòåëè íà êîòîðûõ îïèðàåòñÿ Êîòûðëî ðàññìàòðèâàþò âåñü ïåðèîä ðàííåãî äåòñòâà, êàê ïðåäïîñûëêó äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ âîëè, íà îñíîâàíèè òîãî, ÷òî ïðåä äîøêîëüíûì âîçðàñòîì ñâîéñòâåííî íåñòîéêîñòü öåëåé, íåñîâåðøåíñòâà ðå÷åâîé ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ, îãðàíè÷åííîñòü ïðîèçâîëüíîñòè ïîâåäåíèÿ êîíêðåòíûìè ïðåäìåòíûìè îáñòîÿòåëüñòâàìè è ïðåäìåòíûìè äåéñòâèÿìè.

 òðóäå Êîòûðëî èìåííî öåëü áûëà îäíîé èç ïåðåìåííûõ â åãî èññëåäîâàíèè äàííîé ñòàòüè, à äðóãîé áûëà ìîòèâàöèÿ, ïîñêîëüêó âîëåâóþ ðåãóëÿöèþ ìû ðàññìàòðèâàåì, êàê îòíîøåíèå ìîòèâà è öåëè.

Êîòûðëî õàðàêòåðèçóÿ ôîðìèðîâàíèå öåëåíàïðàâëåííîñòè, ïîä÷åðêèâàåò òåñíóþ âçàèìîñâÿçü â ðàçâèòèè âîëåâîé è ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû. Âëèÿíèå ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû íà âîëåâóþ ðåãóëÿöèþ ïîâåäåíèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, ÷òî ïåðåæèâàíèå óñïåõà è íåóäà÷è âûçûâàåò è óãíåòàåò âîëåâûå óñèëèÿ.

Ïî ìíåíèþ Êîòûðëî ñïîñîáíîñòü ïîä÷èíÿòü ñâîè äåéñòâèÿ öåëè íå äàíû ÷åëîâåêó îò ðîæäåíèÿ òàê æå, êàê âîëÿ â öåëîì îíà ôîðìèðóåòñÿ â ïðîöåññå æèçíåäåÿòåëüíîñòè. Åå ðàçâèòèå ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé çðåëûõ ôîðì âîëåâîé ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ.

Ïî Êîòûðëî äëÿ ïðåîäîëåíèÿ òðóäíîñòåé ðåáåíîê ïðîÿâëÿåò âîëåâîå óñèëèå, ñìûñë, êîòîðîãî ñîñòîèò â ñîçíàòåëüíîé ïåðåìåíå ðåáåíêîì ñàìî àêòèâíîñòè ïðè ñòîëêíîâåíèè ñ òðóäíîñòÿìè.

Ïî ìíåíèþ Êîòûðëî âîëåâîå ïîâåäåíèå ðåáåíêà òàê æå, êàê è äðóãèå ïñèõè÷åñêèå ñâîéñòâà è êà÷åñòâà ëè÷íîñòè, ôîðìèðóþòñÿ ïîä âëèÿíèåì âîñïèòàíèÿ è ñïåöèàëüíî îðãàíèçóåìûì âçðîñëûì îáó÷åíèÿ. Íî ýòî íå îçíà÷àåò, ÷òî âîëÿ ïðÿìî ïðîåêòèðóåòñÿ âîñïèòàíèåì è îáó÷åíèåì.

Ôîðìèðîâàíèå öåëåíàïðàâëåííîñòè ó äåòåé íåîáõîäèìî ïîä÷åðêíóòü òåñíóþ âçàèìîñâÿçü â ðàçâèòèè âîëåâîé è ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû. Âëèÿíèå ýìîöèè íà âîëåâóþ ðåãóëÿöèþ ïîâåäåíèÿ ïðîÿâëÿþòñÿ â òîì, ÷òî ïåðåæèâàíèå óñïåõà èëè íåóäà÷è âûçûâàåò, èëè óãíåòàåò âîëåâûå óñèëèÿ; è â òîì, ÷òî ïëîõîå èëè õîðîøåå íàñòðîåíèå, ýìîöèîíàëüíûé ôîí äåÿòåëüíîñòè â èçâåñòíîé ìåðå îáóñëàâëèâàþò åå èíòåíñèâíîñòü, óðîâåíü âîëåâîé ïåðåìåííîñòè; è â òîì, ÷òî ðàäîñòü äîñòèæåíèÿ öåëè ðàçâèâàåò öåëåíàïðàâëåííîå ïîâåäåíèå è âî ìíîãîì äðóãîì.

Âîñïèòàíèå âîëåâîãî ïîâåäåíèÿ ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç âàæíåéøèõ çàäà÷, íå òîëüêî ñâÿçàííîé ñ ïîäãîòîâêîé äåòåé ê øêîëå, íî è îñóùåñòâëåíèåì âñåñòîðîííåãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Óìåíèå öåëåíàïðàâëåííî ñòðîèòü ñâîþ äåÿòåëüíîñòü, ðåãóëèðîâàòü äåéñòâèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ïîñòàâëåííûìè çàäà÷àìè, óñòàíàâëèâàòü ðàçëè÷íûå îòíîøåíèÿ ìåæäó ìîòèâàìè è öåëÿìè, ïîä÷èíÿòüñÿ îïðåäåëåííûì òðåáîâàíèÿì — âñå ýòî ïðåäïîñûëêè äëÿ äàëüíåéøåãî óñïåøíîãî øêîëüíîãî îáó÷åíèÿ, à òàêæå òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè.

ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1. Áåëîøèñòàÿ, À.Â. Î ïðååìñòâåííîñòè ìåæäó äîøêîëüíûì è íà÷àëüíûìè çâåíüÿìè ñèñòåìû îáðàçîâàíèÿ / À.Â. Áåëîøèñòàÿ// Âîïðîñû ïñèõîëîãèè -2008. -¹6. -Ñ39-45.

2. Êîòûðëî, Â.Ê. Êàê ïîíèìàòü âîëåâîå ïîâåäåíèå äîøêîëüíèêà è êàê åãî èçó÷àòü. /Â.Ê. Êîòûðëî// Ðàçâèòèå âîëåâîãî ïîâåäåíèÿ ó äîøêîëüíèêîâ -Ñ51-160.

3. Ëîêàëîâà, Í.Ï. Êîãíèòèâíîå ðàçâèòèå äåòåé, êàê óñëîâèå ïðååìñòâåííîñòè äîøêîëüíîãî è íà÷àëüíîãî øêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ /Í.Ï. Ëîêàëîâà// Âîïðîñû ïñèõîëîãèè -2009. -¹6. -Ñ109-117.

4. Øëÿïíèêîâ, Â.Í. Èññëåäîâàíèÿ âîëåâîé ðåãóëÿöèè â ñîâðåìåííîé çàðóáåæíîé ïñèõîëîãèè /Â.Í. Øëÿïíèêîâ// Âîïðîñû ïñèõîëîãèè -2009. -¹2. -Ñ135-143.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник