Развитие внимания у ребенка психология

Развитие внимания у ребенка психология thumbnail

Под вниманием понимается выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает как направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.

Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом — ее качественное ориентировочный рефлекс «что такое?», выполняя биологическую защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его положительное или отрицательное значение.

Внимание имеет внешние и внутренние проявления. К первым относят напряженную позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым — изменения в организме, например учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и пр.

Традиционные виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательным и применению волевых усилий для его поддержания. Данная классификация включает непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с объектом, связано с интересами, потребностями, склонностями человека. Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания, например ребенок противостоит отвлечениям, продолжая готовить домашнее задание. Послепроизвольное внимание наблюдается тогда, когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется по тому, насколько человек углублен в работу. Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий, например рассказывает стихотворение, перемещаясь по комнате.

1. Функции и виды внимания

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов и т. д.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.

Наконец можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли.

2. Развитие внимания в младенчестве

Первые реакции на раздражители у ребенка наблюдаются сразу после рождения. Он вздрагивает при резком звуке, отворачивается от слишком яркого света. Уже на первом месяце жизни у малыша проявляется ориентировочный рефлекс «что такое?». Если у животных такой рефлекс выполняет только биологическую функцию, то ребенку он дает возможность выделять предметы, их признаки на основе познавательного отношения к ним.

Элементарным проявлением внимания выступает реакция сосредоточения, когда малыш как бы устанавливает свой анализатор так, чтобы лучше воспринять сигнал. На 2-3-й неделе жизни у младенца можно заметить слуховое сосредоточение при громком звуке, когда малыш замолкает и прекращает движения. На 3-4-й неделе жизни наблюдается зрительное сосредоточение на лице взрослого и слуховое при его разговоре с малышом. Новорожденный, конечно, не понимает, что ему говорят, но прислушивается. Тем самым создаются предпосылки для перехода к активному бодрствованию. В конце первого месяца жизни ребенок ориентируется на новые достаточно сильные раздражители, например задерживает взгляд на необычном предмете..

Наиболее значимым раздражителем для младенца становится взрослый. Так, ребенок в возрасте 2-3 мес. длительно сосредоточивается на лице матери, а затем на предметах, которые включены в контекст общения с ней. Следует подчеркнуть, что на протяжении всего младенчества наиболее выраженное сосредоточение вызывают раздражители, которые включены в общение и совместную со взрослым деятельность.

Дальнейшее развитие внимания связано с освоением хватания, которое дает возможность удерживать предметы и манипулировать с ними. После 6 мес. рефлекс «что такое?» преобразуется в рефлекс «что с этим можно делать?». Теперь ребенок фиксирует не только предмет, но его признаки, а также действия с ним. Это ведет к бурному развитию ориентировочно-исследовательской деятельности, зарождению способности познавать окружающий мир. В конце года на основе манипулирования с предметами возникает распределение внимания, когда ребенок действует одновременно с двумя предметами; совершенствуется переключение, например малыш складывает шарики в коробочку, пере нося фокус внимания с одного шарика на другой.

Укажем особенности развития внимания в младенчестве:

  • первоначально выступает как реакция сосредоточения;
  • сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними;
  • сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему;
  • появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.

3. Развитие внимания в раннем детстве

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.

Освоение назначения, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а с другой, совершенствовать свойства самого внимания — распределение, переключение.

В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.

Читайте также:  Характеристика концепция развития ребенка эльконина

При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.

Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания.

И все-таки, несмотря на то, что ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания. Малыш нередко так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. Например, рисуя, он не замечает, что опрокинул баночку с краской, не реагирует на указание взрослого ее поднять. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Оно как бы скользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, так увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку — и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается и в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним.

Выделим особенности развития внимания в раннем детстве:

  • расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;
  • малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову,речи;
  • под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;
  • внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

4. Развитие внимания в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

  • значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
  • складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
  • внимание становится опосредованным;
  • появляются элементы послепроизвольного внимания.

5. Руководство развитием внимания

Развитие внимания непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с малышом, а также от того, как он организует деятельность ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка — это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник». В младенчестве присутствие взрослого, совместные действия с ним могут поддержать внимание малыша на предмете, к которому он потерял интерес.

Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.

Большую роль в поддержании внимания в раннем детстве имеет показ ребенку предметов и новых способов действия с ними. Например, ребенок играл с куклой и готов был уже ее бросить. Воспитатель предлагает ему: «Построй для куклы домик». И тогда деятельность приобретает иной смысл и содержание, а внимание снова становится устойчивым.

На всем протяжении дошкольного детства малыша притягивает эмоционально насыщенный материал. Взрослый, помня об этом, создает зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая непроизвольное внимание ребенка. Подчеркнем, что в развитии этого вида внимания главную роль играет именно взрослый. Например, он использует особенности раздражителя для его организации, когда проводит такую игру с детьми раннего возраста: по очереди накрывает одного из них прозрачным платочком и, обращаясь к остальным, задает вопрос «Где Лена (Аня)?» А потом снимает платочек: «Вот Лена (Аня)». В чем смысл этой игры? Поскольку педагог обеспечил прерывистость воздействия раздражителя, внимание ребенка привлекается к другим детям, возникает интерес к ним.

Читайте также:  Влияет ли соска ребенку на развитие речи

Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания.

Воспитатель направляет движение малыша с помощью слова или указательного жеста: «Посмотри, послушай, потрогай». Он учит ребенка использовать для управления вниманием внешние опоры. Например, помещает перед ним серию картинок, которые отражают последовательность одевания. Ребенок, переходя от одной картинки к другой, выполняет соответствующие действия и проверяет себя. Так облегчается переключение, возрастает устойчивость внимания, которое превращается в произвольный опосредованный процесс. Развитие произвольного внимания — важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.

Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата. Помня о трудностях переключения внимания, педагог готовит малыша к смене деятельности, заранее предупреждая его об этом: «Поиграйте еще немного. Скоро будем мыть руки и ужинать».

Использование игровых ситуаций, установление связей между разными видами деятельности облегчает переход от одной деятельности к другой. Например, дети увлеченно играют в моряков. Близится время ужина. Воспитатель берет на себя роль радиста и передает сообщение: «Кораблю зайти в порт. Здесь команду ожидает вкусный ужин и отдых».

Литература

Ветер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. — 1974. -№12. — С. 24-30.

Волкова Н. Внимание детей во время занятий // Дошкольное воспитание. — 1971. — №12. — С. 6-9.

Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я. Романова. — М., 1976. — С. 184-219.

Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе // Психологический журнал. — 1982. — Т. 3. — №5. — С. 54-65.

Зверева Г. И. О воспитании внимания // Дошкольное воспитание. — 1960. — №12. — С. 46.

Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания // Дошкольное воспитание. — 1970. — №7. — С. 36-38.

Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1990. — №4. — С. 161-167.

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 1999. — 336 с. С. 115-122.

Источник

Внимание,
как психический процесс, имеет свои
этапы развития.

Историю
развития внимания,
как и многих других психических функций,
пытался проследить Л.С.
Выготский
в русле своей культурно-исторической
концепции их формирования. Он писал,
что история внимания ребенка есть
история развития организованности его
поведения, что ключ к генетическому
пониманию внимания следует искать не
внутри, а вне личности ребенка. Психолог
указывал на то, что произвольное
внимание возникает из того, что окружающие
ребенка люди «начинают при помощи
ряда стимулов и средств направлять
внимание ребенка, руководить его
вниманием, подчинять его своей власти
и этим самым дают в руки ребенка те
средства, с помощью которых он впоследствии
и сам овладевает своим вниманием».
[2]

При
помощи взрослого ребенок усваивает ряд
искусственных стимулов-средств (знаков),
посредством которых он дальше направляет
свое собственное поведение и внимание.

Процесс
возрастного развития внимания по идеям
Л.С. Выготского представил А.Н.
Леонтьев.
По его мнению, «с
возрастом внимание ребенка улучшается,
однако развитие внешне опосредствованного
внимания идет гораздо быстрее, чем его
развитие в целом, тем более натурального
внимания. При этом в школьном возрасте
наступает перелом в развитии, который
характеризуется тем, что первоначально
внешне опосредствованное внимание
постепенно превращается во внутренне
опосредствованное, и со временем эта
последняя форма внимания занимает,
вероятно, основное место среди всех его
видов. Различия в характеристиках
произвольного и непроизвольного внимания
возрастают, начиная с дошкольного
возраста, и достигают максимума в
школьном возрасте, а затем вновь
обнаруживают тенденцию к уравниванию».

Первый
этап развития внимания
– первые недели-месяцы жизни. В это
время появление ориентировочного
рефлекса как объективного, врожденного
признака непроизвольного внимания
ребенка.

В
первые месяцы жизни у ребенка отмечается
наличие только непроизвольного внимания:
на 10-12-й день жизни, ребенок вначале
реагирует только на внешние раздражители.
Причем это происходит только в случае
их резкой смены, например, при переходе
из темноты к яркому свету, при внезапных
громких звуках, при смене температуры
и т.п. Однако наблюдаются и некоторые
проявления внимания, когда он тянется
к материнской груди, ищет ее, начинает
фиксировать взором некоторые предметы,
прекращает движения, услышав громкие
звуки. К концу первого месяца он уже
может следить в течение нескольких
секунд за ярким блестящим предметом,
движущимся на расстоянии около метра
от его глаз.

Начиная
с третьего месяца, ребенок все больше
интересуется объектами, тесно связанными
с его жизнью, т.е. с наиболее близкому к
нему. Со второго полугодия дети проявляют
большой интерес к окружающим предметам,
начинают рассматривать их, брать в рот,
вертеть в руках. Возможность манипулировать
вещами значительно расширяет круг
объектов внимания и продолжительность
его удерживания на каком-либо предмете.
Особенно заметно проявление его интереса
к ярким и блестящим предметам. Это
позволяет говорить о том, что его
непроизвольное внимание уже достаточно
развито.

К
6-месячному возрасту увеличивается как
длительность зрительного сосредоточения,
так и дальность расстояния до фиксируемого
предмета. Ребенка привлекают не только
яркие, подвижные предметы, но и звуки,
а начиная со 2-го месяца возрастает и
длительность сосредоточения на звуках.
На 2-3 месяце жизни внимание ребенка
наиболее легко привлекает человек и
его голос. Сосредоточение на словах
взрослого – результат и необходимое
условие развития слушания, а затем и
разговорной речи ребенка. Однако в этом
возрасте внимание ребенка еще очень
неустойчиво. Стоит показать ему другой
предмет, как он роняет на пол первый и
тянется за вторым. Увидев какую-либо
заинтересовавшую его вещь, ребенок
начинает требовать ее, даже плачет, если
не удовлетворяют его желания, но
достаточно показать ему в этот момент
что-либо другое, чтобы он сразу же
заинтересовался новым и забыл о том,
что именно только что требовал.

Второй
этап развития внимания – возникновение
ориентировочно-исследовательской
деятельности как средства будущего
развития произвольного внимания. Ребенок
уже может сосредоточенно заниматься с
разными предметами в течение 8-10 минут.

Читайте также:  Игры для ребенка в 3 года дома для развития

Третий
этап развития внимания
– начало второго года жизни. Обнаружение
зачатков произвольного внимания под
влиянием речевых инструкций взрослого,
направление взора на названный взрослым
предмет. Можно предположить, что
возникновение и формирование произвольного
внимания связано с процессом воспитания
ребенка. Окружающие ребенка люди
постепенно приучают его выполнять не
то, что ему хочется, а то, что ему нужно
делать.

Четвертый
этап развития внимания
– второй-третий год жизни. Достаточно
хорошее развитие указанной выше
первоначальной формы произвольного
внимания. На втором году жизни, благодаря
появлению возможности самостоятельно
передвигаться и приобретению умения
не просто манипулировать предметом, а
выполнять простейшие действия (например,
брать песочек лопаткой), объектами
внимания становятся самые различные
предметы, используемые ребенком в его
деятельности. Формирование этого вида
внимания происходит главным образом
под влиянием взрослых, которые начинают
предъявлять детям различные требования
(соблюдать чистоту, определенным образом
пользоваться теми или иными вещами и
т. п.).

Параллельно
с произвольным вниманием на основе
чувственного опыта развивается и
непроизвольное внимание. Знакомство
со все большим и большим количеством
предметов и явлений, постепенное
формирование умения разбираться в
простейших отношениях, постоянные
беседы с родителями, прогулки с ними,
игры, в которых дети поражают взрослым,
манипулирование игрушками и другими
предметами – все это обогащает опыт
ребенка, а вместе с тем развивают его
интересы и внимание.

Пятый
этап развития внимания
– четыре с половиной – пять лет. Появление
способности направлять внимание под
влиянием сложной инструкции взрослого.
Дети – дошкольники (4-5 лет) обнаруживают
иногда интенсивное и устойчивое внимание,
подчиненное той деятельности, которую
они выполняют. Они могут подолгу играть
в интересующую их игру, внимательно
слушать рассказы взрослых, однако даже
в этих случаях их внимание все еще
характеризуется значительной
отвлекаемостью, если на них начинают
действовать другие, интересные для них,
предметы. Ребенок 4–5 лет, например,
внимательно слушает сказку, его глаза
горят живым интересом, даже рот приоткрыт
от удивления, но вот в комнату вбегают
играющие дети, и мысли ребенка сразу
отвлекаются от сказки. Все это говорит
о том, что дети-дошкольники еще не умеют
намеренно поддерживать внимание в
течение длительного времени в одном и
том же направлении. Так, в одном
эксперименте детям в возрасте 5 лет
предложили указать на картинке, кто из
группы катающихся на катке детей потерял
варежку. Многие из детей с этой задачей
не справились, так как их внимание все
время отвлекалось другими предметами,
нарисованными на картинке. Они так и не
смогли сосредоточиться на поставленной
перед ними задаче и рассмотреть в
соответствии с ней руки изображенных
на картине детей.

В
дошкольном возрасте происходит расширение
объема внимания и рост его устойчивости,
формируется произвольное внимание.
Расширение объема внимания проявляется
в том, что ребенок старшего дошкольного
возраста может воспринять уже не один
предмет, однако у 4-6-летних детей объем
внимания еще недостаточен для различения
сложных или малоотличимых друг от друга
объектов (например, буквенных или
цифровых знаков).

Большое
значение для развития произвольного
внимания имеет игра. В процессе игры
ребенок учится координировать свои
движения сообразно задачам игры и
направлять свои действия в соответствии
с ее правилами. Нарастание устойчивости
внимания проявляется у детей в увеличении
продолжительности игр. Если годовалые
дети сохраняют устойчивое внимание на
играх в среднем 14,5 минут, то у 3-летних
это время достигает 27 минут, а 5-6-летние
дети могут играть на протяжении 96-100
минут. Если младшие дошкольники
рассматривают картинку 6-7 секунд, то
старшие дошкольники тратят на те же
картинки 12-19 секунд времени. В устойчивости
внимания особенно сильно сказываются
индивидуально-типологические особенности
нервной системы детей. У возбудимых
детей устойчивость внимания в 1,5-2 раза
меньше, чем у детей сдержанных,
уравновешенных.

Шестой
этап развития внимания–
пять-шесть лет. Возникновение элементарной
формы произвольного внимания под
влиянием самоинструкции (с опорой на
внешние вспомогательные средства).К
концу дошкольного возраста ребенок
приобретает некоторый опыт в управлении
вниманием, что является одним из
показателей его готовности к обучению
в школе.

Седьмой
этап развития внимания
– школьный возраст. Дальнейшее развитие
и совершенствование произвольного
внимания, включая волевое. В процессе
школьных занятий ребенок приучается к
дисциплине. У него формируется усидчивость,
способность контролировать свое
поведение. В школьном возрасте развитие
произвольного внимания также проходит
определенные стадии. В школе ученик
должен внимательно слушать то, что
говорится в классе, и быть внимательным
не только к тому, что его интересует, но
и к тому, что не представляет для него
интереса.

В
первых классах ребенок не может еще
полностью контролировать свое поведение
на уроках. У него по-прежнему преобладает
непроизвольное внимание. Поэтому опытные
учителя стремятся сделать свои занятия
яркими, захватывающими внимание ребенка,
что достигается периодической сменой
формы подачи учебного материала. При
этом следует помнить, что у ребенка в
этом возрасте мышление в основном
наглядно-образное. Поэтому, для того,
чтобы привлечь внимание ребенка,
изложение учебного материала должно
быть предельно наглядным.

В
старших классах произвольное внимание
ребенка достигает более высокого уровня
развития. Школьник уже в состоянии
достаточно длительное время заниматься
определенным видом деятельности,
контролировать свое поведение.
Подростковый возраст характеризуется
большей интенсивностью, концентрацией
и устойчивостью внимания. Его внимание
обуславливается, помимо привычки быть
внимательным, появлением интересов
познавательного характера. Ему многое
хочется выполнить самостоятельно. У
него много энергии и активности, многое
его интересует. Но именно поэтому он
легко отвлекается от работы, ему еще
трудно сдерживать свои желания,
заставляющие его искать новых впечатлений.

Юношеский
возраст характеризуется дальнейшим
развитием внимания, которое обусловливает
уже высокую работоспособность старшего
школьника. Широкий круг познавательных
интересов в этом возрасте обеспечивает
интенсивное развитие непроизвольного
внимания, а сознательное отношение к
обучению, понимание задач, связанных с
подготовкой к будущей деятельности,
помогает произвольно направлять и
поддерживать внимание. В этом возрасте
ученики становятся участниками
производительного труда, задания многие
из них выполняют уже с немалой степенью
квалификации. Они уже могут работать
сосредоточенно в течение довольно
продолжительного времени и противостоять
всякого рода отвлечениям. В особо трудных
случаях (подготовка к экзамену, срочное
задание на производстве) старшие
школьники могут мобилизовать свое
внимание на длительный срок.[8]

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник