Развитие внимания у гиперактивного ребенка

Развитие внимания у гиперактивного ребенка thumbnail

Содержание:

  • СДВГ: как это выглядит
  • Если у ребенка гиперактивность с дефицитом внимания
  • Игры для подготовки к школе

Предстоящий школьный год беспокоит вас: ребенок, первоклассник или постарше, — часто невнимательный, неусидчивый, иногда по отношению к нему даже звучит слово «гиперактивный». Да, вам потребуется много сил и терпения, но кое-что для подготовки к школе можно сделать уже сейчас. Например, включить в повседневную жизнь несложные игры на развитие памяти, внимания и сосредоточенности.

— Давай уже, делай! Сколько можно витать в облаках?! — с горечью восклицает мама.

Каждый день мама мучилась с моими уроками, пока папа не придумал удивительную штуку. До этого, стоило начать заниматься, как мои мысли отправлялись бродить сами по себе. Мама то и дело одергивала меня, я старался собраться, но опять тетрадка растворялась и буквы прыгали пред глазами. Мне было жалко ее, но ничего я не мог поделать с собой — хотелось лечь на стол и заснуть. Борис Ильич, наш невролог, сказал, что у меня какой-то синдром… активности, что ли?

Но вот как-то раз папа зашел в комнату, где мы с мамой только что начали страдания над тетрадкой, достал секундомер и сказал: «Начинай, посмотрим, сколько времени сможешь продержаться, не отвлекаясь».

Оказалось — примерно 7 минут. Тогда папа вышел и вернулся с кухонным таймером в руках — такая крутилка на пружине, заводишь ее на какое-то время, и потом она звенит.

Мы вместе быстренько определили, сколько примеров можно решать за 7 минут, и папа завел таймер. После звонка — отдых 5 минут, тоже по таймеру, — побегать, попрыгать, и со свежей головой — опять за уроки. Через каждый час — большой перерыв на 20 минут.

Через пару дней я уже сам засекал время и дело пошло веселее. Еще договорились, что если до 6 часов вечера домашку делаю, то иду гулять. Начал успевать гулять, и мама как-то спокойнее стала…

СДВГ: как это выглядит

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это расстройство поведения, для которого характерна гиперактивность, импульсивность и нарушение концентрации внимания. Психологи выделяют 3 варианта СДВГ.

  1. Смешанный тип — вариант, при котором наблюдается сочетание гиперактивности и нарушения внимания. Это наиболее распространенная форма СДВГ.
  2. Невнимательный тип — вариант, при котором есть нарушение внимания, но нет гиперактивности. Эта форма чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в себя, мечтательностью.
  3. Гиперактивный тип — вариант с гиперактивностью, но без нарушения внимания. Эта форма встречается очень редко.

Гиперактивного ребенка узнать легко: он неусидчив, ему трудно сосредоточиться на задании, он находится в постоянном движении. Чтобы отличить активного в силу темперамента ребенка от гиперактивного, психологи разработали критерии, по которым и ставится диагноз.

Симптомы СДВГ:

  • неумение сосредоточиться;
  • забывчивость;
  • отсутствие торможения;
  • неспособность полностью выполнить предлагаемое задание;
  • быстрая отвлекаемость;
  • чрезмерная болтливость («Рот не закрывается»);
  • импульсивность;
  • немотивированная агрессия.

Что делать, если вы видите похожие признаки у своего ребенка или ему даже поставлен диагноз СДВГ? Прежде всего необходимо набраться терпения, оно вам понадобится больше всего. Терпение, стремление понять, внимание и вера в ребенка — вот основные составляющие успеха. Необходимо помнить, что такой ребенок не только доставляет неудобства окружающим своим поведением, но и сам страдает. Ваша задача не ругать, а помогать.

Если у ребенка гиперактивность с дефицитом внимания

  1. Как можно чаще хвалите ребенка, отмечайте малейшие его успехи, искренне радуйтесь достижениям. Дети с СДВГ очень чувствительны к похвале, критику же они почти не воспринимают.
  2. Задания, которые вы даете ребенку, должны быть конкретными. Например, вместо «Собирайся в школу», лучше сказать «Приготовь свою одежду и сложи портфель».
  3. Когда даете ребенку задание, определите время, необходимое для его выполнения, это дисциплинирует, помогает меньше отвлекаться. Для контроля за временем подойдет таймер или песочные часы.
  4. Для ребенка с СДВГ важен физический контакт, поэтому не забывайте несколько раз в день обнять его, поцеловать, приласкать, взъерошить волосы и т.п.
  5. Разработайте четкий режим и постарайтесь не отходить от него. Упорядоченность дня, предсказуемость событий успокаивает таких детей.
  6. Ребенка с СДВГ лучше отдать в школу не в 6 лет, а на 1–2 года позже. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, такие дети отстают от сверстников в психическом развитии на 1,5–1,7 года. Во-вторых, часто синдром СДВГ сочетается с другими нарушениями: трудностями с чтением (дислексией), нарушением письма (дисграфией), проблемами со счетом (дискалькулией). Неспособность быстро воспринимать материал, проблемы с концентрацией внимания могут приводить к плохой успеваемости в школе, снижению самооценки.
  7. Старайтесь развивать способности ребенка: он должен знать, что есть области, где он действует лучше, чем остальные, это повысит его самооценку.

Игры для подготовки к школе

Память, внимание можно и нужно развивать с помощью специальных игр, способствующих развитию наблюдательности, увеличению объема памяти, — они будут хороши для всех детей перед школой.

Игра в корректора. Возьмите любой типографский текст с крупным шрифтом. Один кусок текста дайте ребенку, другой оставьте себе. В качестве задания предложите ребенку вычеркнуть все буквы «к» в тексте, после выполнения задания обменяйтесь текстами, для взаимопроверки. Если ребенок хорошо справился с заданием, усложните его: теперь нужно найти буквосочетание «ко», и т.д. Взрослому рекомендуется время от времени допускать ошибки, чтобы ребенок мог находить их, тем самым тренируя внимание.

Стимуляция объема внимания. Ребенок должен последовательно выполнить 3 и более команд. Например, вы можете дать ему следующие команды:

  • подпрыгни 2 раза;
  • назови любую птицу;
  • встань рядом с предметом красного цвета.

После успешного выполнения задание можно усложнить:

  • подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
  • назови птицу на букву «в»;
  • встань рядом с деревянной мебелью.

Затем добавляется 4-й пункт, 5-й и т.д. Лучше, если в этих играх будут участвовать несколько детей (4–5) примерно одного возраста. Важно называть сразу все пункты для выполнения, именно это будет способствовать увеличению объема памяти.

Игра на развитие наблюдательности. Можно сделать специальные карточки с изображением овощей, фруктов, животных или взять несколько мелких предметов (коробок спичек, карандаш, ручку, ластик и так далее). Играют несколько человек. Предметы или карточки раскладываются на столе, тот, кто водит, должен запомнить, в каком порядке они разложены, далее он отворачивается, и несколько предметов меняются местами. Повернувшись, он должен сказать, что изменилось. Потом следующий занимает его место — и игра продолжается.

Игра «Цепочка». Нужно запомнить и повторить цепочку слов. Например, первый игрок говорит «яблоко», второй «яблоко, груша», третий «яблоко, груша, вишня» — и так по кругу, пока кто-то не ошибется. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Выигрывает тот, кто останется последним.

Игра на развитие внимания. В нее можно играть и вдвоем. Взрослый называет различные слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, название цветка.

Главное — занимайтесь с ребенком, и вы обязательно увидите результат. Но, играя, не забывайте проявлять эмоции, не будьте безучастным, ребенок должен видеть, как вы рады его победам. Если что-то в игре не удается или непонятно, попробуйте объяснить еще раз, не жалейте времени и усилий. Во время занятий старайтесь убрать любые отвлекающие предметы, так вы быстрее добьетесь успеха.

Обычно проявления СДВГ уменьшаются к возрасту 12–15 лет, именно в этом возрасте происходит полное созревание всех структур мозга.

Источник

Канал Мир Прекрасного Здоровья предоставляет справочную информацию. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением. Адекватная диагностика и лечение болезней возможны только под наблюдением добросовестного врача.

Публикация 040. Как было написано в предыдущих статьях, посвященных детям с синдромом Дефицита внимания и гиперактивностью – этих детей нельзя считать плохо воспитанными. На самом деле они стараются понять, что от них требуется, но не могут это претворить в жизнь из-за поражений в организме и в первую очередь в нервной системе. Дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность у таких детей выражается в неспособности концентрироваться, длительное время оставаться внимательным, дождаться своей очереди чтобы что-то делать, потерпеть, дослушать взрослого (все время перебивают), они постоянно что-то делают, если нужно сидеть, то они будут грызть ногти, вскакивать, махать руками и подобное.

Читайте также:  Мдоу центр развития ребенка детский сад родничок

Пока они дети – им можно помочь воспитать некоторые навыки в форме игр. Эти игры вы можете проводить с детьми вначале в семье. Так как такие дети легко отвлекаются и быстро перевозбуждаются в присутствии других людей, то им нужно играть по началу только в паре со взрослым. Потом можно подключать к малым группам с еще одним ребенком. Постепенно увеличивая численность группы детей, в которой будет играть ребенок с СДВГ. Для этого лучше начать посещать специализированные центры для детей с СДВГ или хотя бы группы детей, с которыми работают психологи, например студии рисования песком, где они будут учиться управлять и проживать эмоции и др. Рисование пальцами и взаимодействие с песком очень полезно для детей с СДВГ (расслабляет их, снимает тонус и т.д.). Очень полезно разговаривать с детьми, у которых СДВГ о том, что вызывает у них интерес.

Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».

Игры, которые могли бы корректировать поведение детей с СДВГ должны учитывать их особенности. Начинать нужно с пары (взрослый — ребенок) постепенно привлекая новых участников (пап, мам, дедушек, бабушек, других детей и т.д.). Игры должны быть с четкими правилами. Начинать лучше с игр на развитие внимания, так как это очень важно для таких детей. Нужно стараться увлечь ребенка, взрослому придется быть положительно-эмоционально заряженным, чтобы ребенку было интересно (дети с СДВГ быстро теряют интерес, если потеряли внимание). Полезно вводить различные интерпретации в игре, чтобы в различных ситуациях закреплять новые формирующиеся в мозге связи. Если вы видите, что ребенок перевозбуждается, то отправьте его на тайм-аут (писали в прошлой статье) посидите с ним вдвоем, погладьте его, чтобы он успокоился. Но постепенно учите его оставаться во время этой передышки одному. Это нужно, так как дети с СДВГ очень быстро утомляются, хотя кажутся наоборот – неутомимыми. Поэтому, когда они сильно устают, они выходят из под контроля, и у них начинается истерика.

Игры на развитие внимания

1. Игра Найди отличия. Игра направлена на развитие внимания к деталям. Взрослый просит ребенка нарисовать какой-нибудь простой рисунок. Потом взрослый забирает рисунок и что-нибудь дорисовывает на нем. После этого он возвращает рисунок ребенку и тот должен найти, что изменилось в рисунке. Ребенок может поменяться со взрослым ролями.

2. Игра Запрещенное движение. Эта игра с простыми и понятными правилами, помогает ребенку организоваться, помогает дисциплине и вызывает положительные эмоции. Взрослый определяет какое движение запрещено в зависимости от возраста ребенка, например подпрыгивание на одной ноге. Потом взрослый делает движение, а ребенок его повторяет. Периодически взрослый делает запрещенное движение. Игра идет до тех пор, пока ребенок не сделает запрещенное движение. Если эта игра в группе детей, то выполнивший запрещенное движение выбывает. Побеждает тот, кто остался последним. Так же можно вместо движений называть цифры, одна из которых – запрещенная. Если ребенок называет запрещенную цифру, то пусть выполнит какое-нибудь движение (подпрыгнет или присядет и т.п.)

3. Игра Съедобное – несъедобное. Подобно игре Запрещенное движение учит и закрепляет внимательность и сосредоточенность. Берется мяч (чем меньше ребенок, тем больше мяч, чтобы ребенку было удобно ловить и он не сильно отвлекался). Взрослый объясняет правила. Потом бросает мяч и вместе с тем выкрикивает слово (например, морковка, стол, машина, конфета). Если это съедобное, то ребенок ловит мяч. Если несъедобное – то опускает руки и не ловит мяч. Потом кидает мяч ребенок и также выкрикивает какое-нибудь слово. Так попеременно взрослый и ребенок выкрикивают слова и бросают друг другу мяч.

4. Игра Ласковые лапки. Игра направлена на снятие напряжения, агрессивности, мышечных зажимов, доверительного отношения в паре взрослый – ребенок. Берется 7 предметов, например: стеклянная бутылочка, кисточка, карандаш, вата, кусочек меха, вилка, машинка. Ребенок изучает предметы и затем закрывает глаза. Взрослый по очереди берет предмет и касаясь, старается делать приятные прикосновения этим предметом по оголенной руке ребенка. А ребенок старается угадать какой «зверек» своими ласковыми лапками ходит по его руке.

5. Игра Передай мяч. Групповая. Игра для развития внимательности, концентрации и снятия излишней активности. Сидя на стульях или на полу или стоя в кругу, участники игры передают друг другу мяч, стараясь его не уронить. Начинают, например, передавать игроку слева и так дальше в левую сторону. Потом сторону можно поменять и передавать мяч по кругу в правую сторону. Постепенно задание нужно усложнять, например, передавая мяч максимально быстро, или передавая, повернувшись спиной, или перебрасывать мяч соседу, или передавать с закрытыми глазами, или используя в игре одновременно несколько мячей – так дети будут не успевать отвлекаться и находится в интересе. После этой игры должна быть передышка.

6. Игра Броуновское движение. Групповая. Для распределения внимания за несколькими объектами одновременно. Участники встают в круг, взрослый закатывает в круг мячи от большого тенниса (сначала 3-5), мячи можно толкать рукой или ногой, но мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, т.е. мячи должны быть все время в движении внутри круга. Если это просто, то вкатываются по одному еще несколько мячей и так пока дети не перестанут справляться. После этого подсчитывается количество мячей и объявляется результат. В следующий раз постарайтесь удержать большее количество мячей, чтобы поставить рекорд.

Благодарим Вас, что ставите оценку (большой палец вверх), когда статья показалась интересной. Вам нетрудно, а благодаря вашей оценке кто-то еще, кому она может быть интересна сможет прочитать эту статью.

Источник

Демченко Ю.С.

«Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми СДВГ»

Читайте также:  Развитие ребенка ком печатные буквы

СДВГ или синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это расстройство развития и поведения, которое встречается у 3-5% детей школьного возраста (по оценкам Национального Института Психиатрии); некоторые эксперты считают, что СДВГ подвержены от 8% до 10% детей школьного возраста, причем не у всех из них он проходит с возрастом. Это значит, что СДВГ гораздо чаще встречается у взрослых, чем было принято считать ранее

Хотя это заболевание обычно проявляется в детстве, оно может сохраниться у человека и во взрослом возрасте, вызывая ряд сложностей дома, в школе и на работе, если его вовремя не диагностировать и не применять терапию.

На данный момент эксперты утверждают, что СДВГ продолжает проявляться у около 60% взрослых, у которых синдром наблюдался в детстве.

Причины возникновения СДВГ

Что именно вызывает СДВГ пока что не известно, но учёные продолжают исследования человеческого мозга в поисках ответов. Они склоняются к мнению, что существует несколько факторов, провоцирующих СДВГ, в том числе:

  • Наследственность: тот факт, что СДВГ часто проявляется у нескольких членов семьи, позволяет предположить, что дети наследуют склонность к СДВГ у родителей, среди родственников гиперактивных детей чаще отмечаются случая правонарушений, алкоголизма и депрессии

  • Химический дисбаланс: эксперты полагают, что недостаточное количество особых химических веществ в мозге (нейротрансмиттеров или нейропередатчиков), отвечающих за передачу нервных импульсов, также может быть фактором, вызывающим СДВГ

  • Изменения деятельности мозга: у детей с СДВГ отделы мозга, отвечающие за контроль внимания, как правило менее активны, чем у здоровых детей

  • Травмы головы: бывали случаи, когда у детей после травм головы, особенно после сотрясений, проблемы поведения, очень похожие на СДВГ

СДВГ – это самое распространённое психическое отклонение у детей, причём у мальчиков оно встречается чаще, чем у девочек. Максимально имеющиеся нарушения проявляются в первые годы школьного обучения.

Симптомы СДВГ у детей, как правило, группируют в три категории: невнимательность, гиперактивность и импульсивность

Стратегии управления поведением для детей

  • Устанавливать последовательный порядок ежедневных дел и определённый порядок вещей в окружающей ребенка среде. Сообщать ребенку обо всех ожидаемых переменах в привычном распорядке и о каких-либо необычных происшествиях, которые должны случиться в ближайшее время, например – визит родственников, поездка в магазин, отпуск

  • Четко высказывать ограничения и ожидания. Такие инструкции лучше всего давать непосредственно перед выполнением какой-то деятельности

  • Создать правильную систему вознаграждений за хорошее поведение или за правильное выполнение каких-либо задач. Такой системой может служить шкала выставления баллов или программа выдачи звездочек, которая в итоге подразумевает получение какого-то вознаграждения, например, разрешение заняться любимым делом. Постарайтесь не использовать еду, в частности конфеты, в качестве вознаграждения

  • Вовлекайте ребёнка в конструктивную деятельность, требующую размышлений, например, чтение, игры, пазлы. При этом сами принимайте участие в подобной активности

  • Некоторые родители считают, что использование таймера во время определённой деятельности – это хороший стимулирующий фактор. Например, установка разумного лимита времени для принятия ванны или для игр помогает ребёнку привыкнуть к наличию ограничений даже в том, что касается приятных занятий. Установка ограничения по времени для выполнения рутинных занятий также может быть полезной, особенно если такая работа сопровождается вознаграждением за своевременное выполнение

Советы родителям:

  • Из-за того что дети с СДВГ могут воспринимать наставления неправильно, их зачастую слишком часто поправляют, что приводит к снижению самооценки. Делайте всё от Вас зависящее, чтобы повысить мнение Вашего ребёнка о себе

  • Не откладывая вознаграждайте и хвалите ребёнка за хорошее поведение

  • Будьте последовательны в вопросах дисциплины. Постарайтесь сделать так, чтобы другие люди, заботящиеся о ребёнке, придерживались Ваших методов

  • Давайте чёткие и конкретные указания («Почисти зубы; а теперь можешь одеваться»), вместо общих фраз («Собирайся в школу»)

  • Поощряйте сильные стороны Вашего ребёнка, например, успехи в занятиях спортом или внешкольных увлечениях

  • Придерживайтесь чёткого распорядка в том, что касается принятия пищи, сна, развлечения и просмотра телевизора

  • Не допускайте проведения внешкольного времени только за выполнением уроков; игры и физические упражнения крайне важны

  • Упростите обустройство комнаты ребёнка. Не храните игрушки на видном месте

Игры для детей дошкольного возраста с СДВГ

«Найди отличие»

  • Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

«Ласковые лапки»

  • Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами

«Запрещенное движение»

  • Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

Игра “Четыре стихии”.
Дети сидят в круге. Ведущий договаривается с детьми, если он скажет слово “Земля” – все опускают руки вниз, “Вода” – вытянуты руки вперед, “ воздух”– поднять руки вверх, “Огонь”– повернуться вокруг себя.

Игра с правилами “Смелые мышки”.
Выбирается водящий – “кот”, остальные дети – “мышки”. “Кот” стоит (сидит) и наблюдает за “мышками”. С началом стихотворного текста “мышки” направляются к домику “кота”.

Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час
Раз-два-три-четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон!
Бом-бом-бом-бом!
Убежали мышки вон!”

Читайте также:  Развитие рассуждений у ребенка младшего школьного возраста

Мышки, подходя к дому “кота” выполняют движения, соответствующие тексту. Услышав последнее слово, мышки убегают, а “кот” их ловит. Пойманные “мышки” выходят из игры.

Упражнения для школьников

Игра для гиперактивных детей «Лови — не лови»

Эта игра напоминает известную нам всем с детства игру «Съедобное — несъедобное». В данной ситуации мы можем менять условия каждый раз, чтобы ребёнку игра не наскучила. Главное объяснить,когда нужно ловить, а когда не нужно ловить мяч.

К примеру, можно оговорить, что если водящий кидает мяч и произносит слово, относящееся к животным, то игроки ловят мяч. Если слово не будет иметь отношение к животным, то игроки не ловят, а отбивают мяч. Чтобы ребёнку было интересно играть, можно менять тематику (нужно ловить мяч, если водящий называет только птиц, только растения, исключительно фрукты и т.д.)

Игра предусмотрена на развитие внимания, умение быстро реагировать и принимать решение.

Функциональное упражнение «Каратист».

Цель:   развитие двигательного контроля, элиминация импульсивности.
         Участники образуют круг, в центре которого полулежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратиста», выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети вместе с инструктором хором произносят: «Сильнее, еще сильнее…», помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию интенсивными движениями.

Пальчиковые игры для гиперактивных детей

1. «Многоножки» Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

2. «Двуножки» Игра проводится аналогично предыдущей, но в гонках участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки, между «двуножками» соседей по парте.
3. «Слоны» Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные — в «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов. 

Пример занятия:

1.  Растяжка «Половинка».
Цель:   оптимизация тонуса мышц.
И.п. — сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

2.  Дыхательное упражнение. 
Цель:  развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. 
И.п. — сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота,начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).
Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

3.  Глазодвигательное упражнение. 
И.п. — сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным(вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. 
4.   Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Колечко». 
Цель:  развитие межполушарного взаимодействия.    
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

5.  Функциональное упражнение «Послушать тишину».
Цель:   формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса. 
И.п. — сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

6.  Функциональное упражнение с правилами «Костер».
Цель:   формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. 
         Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. 
         По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», 
по команде «руки замерзли» — протянуть руки к «костру», 
по команде «ой, какой большой костер» — встать и махать руками, 
по команде «искры полетели» — хлопать владоши, 
по команде «костер принес дружбу и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

7.   Функциональное упражнение «Море волнуется…».

Цель:   развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. 
Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:
         Море волнуется — раз! 
         Море волнуется — два!
         Море волнуется — три!
         Морская фигура — замри!
Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «Отомри!» упражнение продолжается.

8.   Релаксация «Поза покоя».
Цель:   освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
         Все умеют танцевать, 
         Прыгать, бегать, рисовать, 
         Но пока не все умеют 
         Расслабляться, отдыхать. 
         Есть у нас игра такая — 
         Очень легкая, простая,
         Замедляется движенье, 
         Исчезает напряженье… 
         И становится понятно — 
         Расслабление приятно!

Библиографический список

  1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской пстихологии им. В.М. Бехтерева. 1993. № 3.

  2. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // Российский вестиник перинаталогии и педиатрии. 2000. № 3.

  3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд.-во Института психотерапии, 2001.

  4. Венгер Л.А. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. 1994. № 4.

  5. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология, 1996. № 3.

  6. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. М.: ВНИНМИ, 1980.

  7. Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. 2000. № 1

  8. Заваденко Н.Н. Детская гиперактивность: особенности диагностики и лечения // Российский медицинский журнал. 1999. № 4.

  9. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. M 1997.

  10. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания как причина школьной дезадаптации // Школа здоровья. М 1994. № 1.

Источник