Развитие внимания ребенка на начальных этапах онтогенеза

Развитие внимания ребенка на начальных этапах онтогенеза thumbnail

Глава 1. Изучение литературы по проблеме исследования

Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе

«Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность» [Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.].

Внимание направлено на работу органов чувств, на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность, т.е. формы проявления внимания многообразны. Существует три вида внимания:

1) Произвольное: приспособление тела зачастую непрочное, неполное. Так же может наблюдаться приспособление движений, но они могут, появляется время от времени. Организм сосредоточивается, но вяло и слабо: личность захвачена отчасти и только временно. Произвольное внимание связано с участием воли, требует усилий для того, чтобы удерживать и сосредоточивать на чем-то внимание в течение определенного времени.

При произвольном внимании человек осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет внимание на другой.

2) Непроизвольное: на объекте внимания сосредотачивается все тело, приспосабливаются все движения, и все стремление личности, вся энергия направлены к одному пункту.

3) Послепроизвольное: это разновидность внимания, которая связана с автоматизацией деятельности по удерживанию сознания на конкретном явлении, готовностью к восприятию именно этого явления.

Внимание обладает пятью основными свойствами:

1) Устойчивость – способность в течении длительного времени сохранять внимание на каком-либо объекте не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

2) Переключаемость – перевод внимания с одного объекта, явления, вида деятельности на другой. То есть, внимание проявляется в скорости, с которой человек переводит свое внимание с одного объекта на другой.

3) Сосредоточенность – удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального. Синонимом сосредоточенности является концентрация.

4) Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, умение выполнять несколько видов деятельности или действий.

5) Объем внимания – количество информации, которая одновременно способна сохраняться в сфере повышенного сознания человека.

Функции внимания в человеческой жизни различны.

Внимание способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психики.

Направленность и избирательность познавательных процессов связаны с вниманием. Их перестройка зависит от того, что в данный момент представляется более важным для организма. Точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности – определяется вниманием.

Также внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению конфликтов.

Развитие внимания в онтогенезе

Л.С. Выгодский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов — указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов — стимулов. Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание — обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем — и в отношении самого себя. Общая последовательность культурного развития внимания пол Л.С. Выгодскому состоит в следующем: » Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя.

Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы — указания; затем ребенок начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующие его предметы».

Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь к ребенку, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

Можно представить из некоторых экспериментальных исследований последовательность основных этапов развития детского внимания в виде хронологического резюме:

1. Первые недели — месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно — исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй — третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной — пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять — шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства)

Читайте также:  Влияние детского фольклора на гармоничное развитие ребенка

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным, однако это происходит не сразу. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей.

Вместе с этим происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание.

К возрасту 10-11 лет объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей почти такие же, как и у взрослого человека. При этом переключаемость у детей этого возраста развита существенно выше, чем средний ее показатель у взрослых. Вероятно, это обусловлено молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка.

Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.

Особое место для произвольного внимания у ребенка играет школа и учебный процесс. В процессе школьных занятий ребенок дисциплинируется, у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания, также проходит определенные стадии.

В начальных классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему превалирует непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка с периодической сменой методов подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление наглядное. Поэтому, для того чтобы заинтересовать его, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным. Постепенно, в процессе целенаправленной познавательной деятельности, внимание у детей младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня развития.

С момента рождения у человека развивается два основных вида внимания: непроизвольное, направляемое внешними стимулами и произвольное, управляемое самим человеком. Развитие непроизвольного внимания включает в себя три системы внимания, которые прямо связаны с созреванием соответствующих отделов головного мозга человека. Становлению этих трех систем внимания соответствуют три основных этапа, условно выделяемых в развитии внимания младенца.

На первом этапе — с момента рождения к 2 — 3 неделям у ребенка возникает реакция слухового сосредоточения на громком звуке, выражающаяся в прекращении движений, но он еще не способен к зрительной фиксации, и поэтому прослеживает только взглядом движущиеся объекты. К 4 неделям младенец осваивает зрительное сосредоточение — фиксирование взгляда на неподвижном объекте. Эти фиксации длительны и навязчивы, младенец вынужденно удерживает взгляд на объекте до 15 минут. Данная форма внимания называется «облигаторной» или «обязательной» и обусловлена особенностями функционирования мозговой системы ориентировки внимания. В этот период до 2 месяцев развивается система бдительности, или настороженности, отвечающая за «достижение и поддержание состояния готовности» — поддержание определенного уровня бодрствования, и в частности состояния бдительности. Она вступает в действие, когда решаемая человеком задача требует длительного ожидания какого — либо объекта или сигнала к действию. С одной стороны, за бдительностью стоит общий тонус, или уровень активации организма и мозга. С другой стороны, бдительность обычно предполагает, что за появлением сигнала последует ответ, и чем более бдителен человек, тем быстрее ответ.

На втором этапе — в возрасте от 2 — 3 до 6 месяцев, когда малыш осваивает не только перенаправления внимания с одного места в окружающем пространстве на другое, но и фиксацию отдельных зрительных объектов посредством управления движения глаз начинает развиваться система ориентировки, или направления внимания, ответственна за выбор того, что станет объектом внимания. Она участвует в привлечении внимания к определенным объектам или местам в окружающем мире и обеспечивает отвлечение внимания от уже обследованных объектов или мест для того, чтобы оно могло быть переключено куда — то еще. Начинает формироваться ориентировочный рефлекс — непроизвольная реакция на новизну раздражителя, который включает в себя целый ряд двигательных, вегетативных, нейрофизиологических и сенсорных компонентов. С ним связаны поворот глаз и головы в направлении раздражителя; изменение дыхания и тонуса мышц; расширение сосудов головного мозга и повышение уровня активации его коры, которое выражается в характерных изменениях мозговых ритмов; наконец, снижение порогов чувствительности отдельных органов чувств: познающий субъект становиться способен к распознаванию более слабых сигналов. Ориентировочная реакция возникает в случае, если вновь поступающая информация о стимуле расходиться со следами, оставшимися в нервной системе в результате предыдущего воздействия этого стимула. Эти следы получили название «нервная модель стимула». Если мы встречаемся с некоторым стимулом впервые, ориентировочный рефлекс не может не возникнуть. Если же стимул уже появлялся ранее, то сопоставление этого стимула с его нервной моделью может дать два результата. Либо они одинаковы, либо различаются по какому — то признаку. В первом случае ориентировочный рефлекс угасает, тогда как регистрация различий между взаимодействием и «нервной моделью стимула» приводит к появлению или усилению ориентировочного рефлекса.

Читайте также:  Игры и упражнения для развития личности ребенка

На третьем этапе — с 5 — 6 месяцев ребенок уже может сосредоточиться на объекте по своему собственному выбору. Концентрация его внимания довольно высока и если его отвлекают от объекта внимания, то он может начать капризничать, так как не может продолжать заниматься тем, что его заинтересовало и одновременно слушать собеседника. Начиная с этого периода и далее происходит становление системы управления вниманием или исполнительного контроля, которая является магистральной линией в развитии внимания, равно как и в общем развитии ребенка, поскольку ей принадлежит едва ли не ведущая роль в управлении поведением, так как обеспечивает прежде всего «разрешение конфликтов» между реакциями на события в окружающем мире.

Задачи этой системы — установление того, что попадает, а что не попадает в сознание, на что следует и на что не следует реагировать. Среди ее функций — следование инструкциям, которые человек может получить извне, так и сформулировать самостоятельно. Иными словами, система исполнительного контроля участвует в обеспечении целенаправленности познания и предметных действий. Она непременно задействована в решении задач, в которых заложено противоречие между несколькими источниками информации или возможными действиями, требующими внимания. Эти этапы — только первые шаги в становлении мозговых механизмов внимания. Процесс их созревания продолжается на протяжении всего детства и завершается примерно к 9-10 годам.

В следующие этапы развития ребенка к 2 — 3 годам малыш уже может переключать свое внимание на взрослого и обратно на свое занятие, а к 3 — 4 годам переключаемость еще возрастает. Развитие внимания в раннем детстве тесно связано с освоением целого ряда новых для ребенка навыков: прежде всего это ходьба, речь и простая предметная деятельность. Освоение ходьбы ведет к расширению круга возможных объектов внимания. А когда ребенок учиться говорить и понимать речь, он должен научиться удерживать внимание не только на предметах, но и на обозначающих их словах. Особая задача для малыша заключается в удерживании внимания на инструкциях, которые дает взрослый: если ребенок отвлечется в самом начале речевой инструкции, то в результате не сможет выполнить и требуемого действия. Потом, в дошкольном возрасте, слова сами станут для ребенка средствами организации его внимания, но сначала малыш должен научиться удерживать внимание на обращенные к нему высказываниях. Поэтому очень важно, чтобы взрослые, взаимодействуя с ребенком, придавали своим словам эмоциональную окраску. Наконец, освоение предметной действительности, в частности в форме манипуляцией с различными предметами, приводит к тому, что ребенок начинает обращать внимание на все большее число признаков этих признаков, особенно на те признаки, которые значимы для выполнения деятельности. Например, ложкой удобно зачерпывать суп, вилкой — уже затруднительно, а ножем и вовсе невозможно. Однако и на этом этапе развития внимание все еще направляется новизной объектов, с которыми сталкивается ребенок.

В 4 — 5 лет у ребенка появляется способность распределять внимание: на короткое время он может удерживать внимание одновременно на двух объектах или действиях. Например, малыш может одновременно что — то показывать и рассказывать. Он уже способен выполнять определенную задачу и слушать советы взрослого, музыкальную пластинку или читаемую слух сказку, не отрываясь от дела. Только при усложнении задачи ребенку приходиться сосредотачиваться на ней и отвлекаться от всего остального.

Примерно в этом же возрасте внимание ребенка начинает обретать особенности, характерные для внимания взрослого человека: оно становиться не только произвольным, но и опосредованным. Ребенок начинает обучаться тому, на что, когда и на какое время ему следует обращать внимание. До 5 лет опосредствование детского внимания — прежде всего внешнее. В качестве ведущих средств организации внимания ребенка выступают указательные жесты и речь взрослого. Например, мать называет предмет или указывает на него, и в результате ребенок выделяет этот предмет среди прочих и сосредотачивается на нем. Потом ребенок сам может назвать предмет, чтобы выделить его и сосредоточиться. Таким образом, внимание ребенка сначала опосредованно речью взрослого, а потом — своей собственной речью, которая тогда же приобретает функцию планирования действий. К 7 годам управление вниманием и его опосредствование постепенно становиться внутренним.

Наконец, к 10 — 12 годам, когда происходит значительный скачок в умственном развитии ребенка, складываются абстрактное мышление и логическая память, вновь изменяются и показатели свойств внимания. Возрастают его объем и концентрация, оно делается более устойчивым. Эти изменения обусловлены уже не столько созреванием мозга, сколько завершением становления всей системы высших психических функций ребенка, их взаимопроникновением и слаженной совместной работой.

Развитие внимания продолжается на протяжении всей жизни человека, но организм стареет, а вместе с ним стареет и мозг. Нейронная активность лобных долей мозга, связанная с направлением и удержанием внимания, тоже снижается, что приводит к снижению функционирования различных видов внимания и к ухудшению показателей его свойств. Внимание становится рассеянным, резко снижается его переключаемость, в мышлении нередки персеверации, заметно ухудшается память, возрастает отвлекаемость. Данный процесс называется процессом когнитивного замедления.

Источник

Онтогенез
психики

— ее непрерывное развитие от рождения
до конца жизни человека. Основные этапы
развития детского внимания:

1.
Первые
недели-месяцы жизни
.
Появление ориентировочного
рефлекса как
объективного, врожденного признака
непроизвольного внимания
ребенка.

Читайте также:  Среда благоприятная для развития ребенка это

2.
Конец
первого года

жизни. Возникновение
ориентировочно-исследовательской
деятельности
как средства будущего развития
произвольного внимания.

3.
Начало
второго года

жизни. Обнаружение зачатков
произвольного внимания
под влиянием речевых инструкций
взрослого, направление взора на названный
взрослым предмет.

4.
Второй-третий
год

жизни. Достаточно хорошее развитие
произвольного внимания.

5.
Четыре
с половиной — пять лет
.
Появление способности
направлять внимание
под влиянием сложной инструкции
взрослого.

6.
Пять-шесть
лет
.
Возникновение элементарной формы
произвольного
внимания под влиянием самоинструкции
(с опорой на внешние вспомогательные
средства).

7.
Школьный
возраст
.
Дальнейшее
развитие
и совершенствование произвольного
внимания,
включая волевое.

10. Память как познавательный процесс и как деятельность. Классификация видов памяти, их характеристика.

Про
память как деятельность нашла только
чуть-чуть.

Память

это познавательный
процесс,
состоящий из запоминания, сохранения,
воспроизведения и забывания приобретенного
опыта, обеспечивающего возращение в
сферу сознания и повторного использования
в деятельности.

Память
как деятельность
имеет свои мотивы и цели. В общем и целом,
память имеет структуры такую же как и
любая другая деятельность. Она не может
функционировать без смысла, мотивации,
специальных «внутренних» средств
запоминания, а иногда и забывания.

Виды
памяти
:

  1. Двигательная
    (моторная) – на движения, эмоциональная
    – на чувства и переживания, образная
    — на представления (запахи, звуки, зрит.
    образы); словесно–логическая
    – на мысли, идеи, т.е. любые продукты
    мыслительной деятельности, выраженные
    в вербальной/словесной форме

  2. По
    наличию
    цели
    произвольная
    и непроизвольная.
    Запоминание и воспроизведение, в котором
    отсутствует специальная цель что-то
    запомнить или припомнить, называется
    непроизвольной памятью. В тех случаях,
    когда мы ставим к-л цель, говорят о
    произвольной памяти.

  3. По
    продолжительности
    закрепления и сохранения материала
    – на кратковременную,
    долговременную
    и оперативную.
    Долговременная
    память – длительное сохранение материала
    после его многократного повторения и
    воспроизведения. Кратковременная
    память – очень краткое сохранение
    после однократного очень непродолжительного
    восприятия и немедленное воспроизведение.
    Оперативная
    память – удержание материала в памяти
    на время операции (арифметическое
    действие, чтение, списывание).

  4. По
    способу
    запоминания:
    логическая
    (установление и запоминание смысловых
    связей между словами) и механическая
    (через простое повторение)

11. Процессы памяти, их характеристика. Пути, приемы и средства улучшения памяти у людей. Условия продуктивного запоминания

Мнемические
(направленные на запоминание и
воспроизведение) процессы памяти:

  1. Запоминание
    — продукт предшествующего действия,
    запоминается способ осуществления
    последовательности  предыдущих
    действий: оно может быть произвольным
    (требует волевого усилия) и непроизвольным
    (при отсутствии осознанной цели)

  2. Сохранение
    — процесс удержания
    информации
    в памяти, её переработки
    и преобразования. Сохранение осуществляется
    неосознанно,
    не подчиняется волевому контролю и
    регулированию.

  3. Воспроизведение
    — актуализация
    в сознании
    ранее сформированного психологического
    содержания (мысли, образы, чувства) в
    условиях его отсутствия. Это —
    извлечение
    содержания из
    долговременной
    памяти и перевод
    в оперативную.

  4. Узнавание
    — процесс осознания на основе материала
    уже известного, основан на сличении
    воспринимаемых признаков, соответствующих
    следам памяти – эталонам

  5. Забывание

    активный процесс, потеря доступа к
    ранее запомненному, невозможность его
    воспроизведения

Условия,
способствующие повышению эффективности
запоминания.
 

1.
Активность
и разнообразность
.
При активном повторении происходит
оживление связей, поскольку разнообразие
форм повторения способствует образованию
новых связей изучаемого материала с
практикой. В результате запоминание
делается более полным. Пассивное же
повторение не дает такого эффекта.

2.
Распределение
повторения во времени
.
В психологии известны два способа
повторения: концентрированное
(материал заучивается в
один прием,
повторение следует одно за другим без
перерыва) и распределенное
(повторении каждое чтение отделено от
другого некоторым промежутком, оно
более рационально, экономит время и
энергию, обеспечивает стойкость знаний).

3.
Метод
воспроизведения во время заучивания
.
Его суть состоит в попытках воспроизвести
материал, который еще полностью не
выучен. Например, выучить материал можно
двумя способами: а) ограничиться только
чтением и читать до тех пор, пока не
возникнет уверенность, что он выучен;
б) прочитать материал один — два раза,
затем попытаться его воспроизвести,
после чего снова прочитать его несколько
раз и вновь попытаться воспроизвести
(этот способ лучше).
Продуктивность
запоминания зависит и от того, как
осуществляется запоминание: в целом
или по частям. Способы
заучивания
большого
по объему материала: целостный
( чтение текста от начала до конца
несколько раз), частичный(
заучивание по частям) и комбинированный(
чтение целостное и частичное), последний
способ самый эффективный.

Улучшение
памяти
.
1. Составление
плана
,
(выделение в изучаемом материале главных
мыслей и группированием их в виде плана.
Каждый пункт плана — это обобщенный
заголовок определенной части текста.
Переход от одной части к следующим
частям — это логическая последовательность
основных мыслей текста.
2. Сравнение, т.е.
нахождение сходства и различия между
предметами, явлениями, событиями и т.д.
Одним из вариантов данного метода
является сопоставление изучаемого
материала с полученным ранее. Конкретизация,
пояснение общих положений и правил
примерами, решение задач в соответствии
с правилами, проведение наблюдений,
лабораторных работ и т.п.

3.  Метод
повторения
 является
важнейшим методом осмысленного
запоминания материала и достижения
высокой прочности его сохранения.
Повторение — важнейшее условие овладения
знаниями, умениями, навыками. 

Соседние файлы в папке Bilety2kurs

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник