Развитие внимания и памяти у ребенка раннего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это время, когда активно развиваются все познавательные процессы. Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. С помощью простых игр и упражнений Вы сможете научить малыша легко запоминать и воспроизводить информацию.
Виды памяти
Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти.
Критерий | Виды памяти |
По сроку хранения информации |
|
По объекту запоминания |
|
По форме хранения информации в памяти |
|
По участию воли в процессах памяти |
|
По участию мышления в процессах памяти |
|
У каждого из нас одни виды памяти развиты лучше, а другие хуже. Например, кто-то хорошо воспринимает информацию на слух, а у кого-то фотографическая память. Занимаясь с малышом, нужно стараться уделять внимание всем видам памяти, так как в дошкольном возрасте психические процессы пластичны и развиваются легче, чем у взрослых.
Особенности памяти дошкольников
У детей младшего дошкольного возраста преобладает образная память. Малыши могут запоминать лица людей, голоса, мелодии, вкусы и запахи. Информация запоминается ими, в основном, механически, непроизвольно. То есть маленький ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи информации. С развитием речи увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. В дошкольном возрасте также активно развивается двигательная память. Многократно повторяя одни и те же действия (например, разучивая танец или работая с ножницами), ребенок постепенно запоминает их.
Не стоит забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому информацию, которую необходимо запомнить, лучше преподносить малышу в игровой форме.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Однако для этого необходима мотивация, то есть ребенок должен понимать, зачем ему нужно что-то запоминать. Произвольная память развивается активнее, если побуждать малыша воспроизводить накопленный опыт: спрашивайте у ребенка, что происходило в течение дня, просите его рассказывать сказки по картинкам и так далее.
Игры для развития зрительной памяти
- «Что изменилось?» Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.
- «Вспомни и нарисуй». На 1 минуту покажите крохе картинку (чем больше на ней мелких деталей, тем задание сложнее), а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.
- «Опиши соседа». Эта игра подходит для группы детей. Малышам дается задание запомнить, как выглядит сосед. После этого его просят отвернуться и по памяти описать внешность и одежду товарища.
Чтобы ребенку было интересней, в этой и других подобных играх можно предложить ему «побыть фотоаппаратом». Малыш может жестами изображать, как он делает снимки, а также озвучивать щелчок затвора. Игровая ситуация должным образом мотивирует ребенка и мобилизует его способности.
- «Дорога домой». Во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.
- «Мемори». Эта игра состоит из парных карточек или фишек. Перед началом они все перемешиваются и кладутся на стол «рубашкой» вверх. Игроки поочередно переворачивают по две фишки, и если они одинаковые, забирают их себе и открывают следующие. Если фишки не совпали, то ход переход к сопернику. Цель игры — набрать как можно больше парных фишек.
Упражнения для развития слуховой памяти
- «Слова». Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву.
- «10 слов». Предложите малышу запомнить 10 слов, которые не связаны по смыслу. Читайте слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу.
- Пересказы.
- Заучивание песен и стихотворений.
- «Вспомни, как прошел день».
Развиваем ассоциативную память малыша
- «Я знаю пять…». Игра заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо, отбивая мяч. Например: «Я – знаю – пять – городов: Москва – раз, Санкт-Петербург – два, Вологда – три… и так далее».
- «Назови пару». Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите малыша вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.
Игры для развития двигательной и тактильной памяти
- «Руки помнят». Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.
- «Графический диктант». Нарисуйте на листе в клеточке несложный узор, попросите ребенка его продолжить. Затем дайте малышу чистый лист и предложите воспроизвести узор, который он рисовал ранее.
- «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.
Подробно о развитии двигательной памяти смотрите на видео:
Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников
Перечисленные нами игры и упражнения, безусловно, приносят большую пользу малышу. Но не стоит забывать о простых жизненных правилах, которые следует регулярно соблюдать:
- Правильное питание;
- Прогулки на свежем воздухе;
- Физическая активность;
- Соблюдение режима дня;
- Здоровый сон.
Эти факторы благотворно влияют не только на развитие памяти детей дошкольного возраста, но и на их познавательные способности в целом.
Выводы
Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами игры, Вы сможете развить у ребенка слуховую, зрительную, тактильную и моторную память. Но не стоит забывать, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка постоянными упражнениями не нужно.
Заключение
В детском Монтессори-клубе «Созвездие» к каждому малышу относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Наши педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!
Источник
Родители первоклассников сталкиваются с проблемой неподготовленности детей к объему школьной программы. Нагрузка на школьников приводит к усталости и даже болезни.
Развитие памяти и внимания у детей должно начинаться задолго до школы. Эти процессы помогут ребенку утвердиться как личности в окружающем социуме. Научить его пользоваться природными инструментами своего разума — вот главная задача для родителей.
Особенности развития внимания в детском возрасте.
Внимание — способность получать целостную информацию о чем-либо без отвлечения.
Бывает нескольких видов:
- Произвольное — вырабатывается в дошкольном возрасте, связано с умением поставить цель и приложить усилия для ее достижения. Оно формируется, когда ребенку необходимо проявить волю, чтобы сконцентрироваться на предмете и произвести с ним какие либо действия. Большую роль в этом играет состояние малыша, если ребенок устал, болен или перевозбужден то это будет мешать ему сконцентрироваться;
- Непроизвольное — бесконтрольное переключение на объект выделяющейся чем либо например (громкий звук, резкий запах, яркий свет). Эти предметы или явления вызывают непроизвольный интерес ребенка внезапным действием, движением, новизной или необычным цветом, формой, размерами. У детей дошкольного возраста этот вид внимания является основным. С помощью непроизвольного внимания малыш познает мир. Он начинает обращать внимание на все яркое и необычное;
- Послепроизвольное внимание — контролируемое внимание при возникновении интереса, когда усилия столь сильны, что уже нет необходимости прикладывать их. Эти занятия настолько увлекают малыша, что выполняются без затруднений
Следует также понимать некоторые механизмы внимания:
- Переключение (умение заниматься несколькими делами, переходя с одного на другой и наоборот);
- Распределение (способность заниматься сразу несколькими делами);
- Объемность (количество информации, которые малыш может охватить и удерживать в сознании);
- Концентрация или сосредоточенность (способность сконцентрироваться на чем либо, невосприимчивость к отвлекающим моментам);
- Устойчивость (другое название усидчивость — умение выполнять дело долгое время).
Развитие внимания в детском возрасте позволяют ребенку сосредоточиться даже если ему это занятие не интересно, если он будет знать, что дело нужно довести до конца, то малыш не будет отвлекаться.
Движущей силой концентрации внимания является любознательность и развитие познавательных навыков. Ребенок может долгое время изучать предмет который его заинтересовал.
Для каждого возраста свойственны свои особенности внимания
3-4 года. В большей степени преобладает непроизвольное внимание. При большом интересе малыш в этом возрасте способен 5-7 минут сконцентрироваться.
4-5 лет. Ребенок может руководить своим вниманием до 20 минут при возникновении интереса. При этом он ни на что не отвлекается.
5-6 лет. Теперь в поле зрения ребенка может попасть сразу несколько предметов. Он может контролировать внимание сразу на всех заинтересованных объектах.
6-7 лет. Среднее время произвольного внимания увеличивается до 25 минут, тогда как объемная память продолжает увеличиваться.
Как помочь развитию внимания в детском возрасте?
Причины, по которым малыш невнимателен, могут быть разными: слабое здоровье и, как следствие, быстрая утомляемость, неподготовленность, особенности нервной системы.
Главная помощь родителей для развития памяти и внимания у детей заключается в том, чтобы у него были развивающие игрушки: пазлы, кубики, конструкторы, пирамидки.
В развитии внимания в детском возрасте существует несколько основополагающих принципов:
- Постепенное усложнение заданий. Сложность заданий необходимо повышать постепенно, при этом его надо разбить на несколько упрощенных подзаданий и снабдить каждый шаг словесной инструкцией. При этом малыш обдумывая инструкцию и следуя шаг за шагом скорей всего справится с поставленной задачей.
- Запоминание инструкции. Повторение инструкции несколько раз, как родителем, так и самим ребенком, позволит запомнить алгоритм действий и выполнить задание.
- Самоконтроль. При выполнении задания малыш, проговаривает то, что он делает, этим самым контролируя себя. Пример: «Рисуем кошку, сначала рисуем туловище, потом рисуем голову, теперь хвостик и так далее».
Развивать внимание особенно таких свойств, как переключение и концентрация можно , как с помощью пазлов и конструкторов, так и с помощью простых игр, например
«Охотник» (игра на развитие внимания). Ребенок представляет себя охотником, который находится в лесу, и прислушивается, что происходит в лесу. Цель игры: Малыш рассказывает все что услышал за несколько минут (проехала машины, мяукнула кошка и так далее).
«Найди игрушку» Ребенок выходит из комнаты, а вы ставите небольшую игрушку на видное место, маскируя ее с другими предметами. Малыш заходит в комнату и становясь в центре должен найти ее взглядом.
Читайте также:
- Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
- Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста
- Психологическое развитие ребенка — деятельность и обучение
Развитие памяти и внимания у детей.
Проведите с ребенком тест. Дайте ему задание скопировать изображение. Попросите не зачеркивать рисунок, если что-то малыш забыл нарисовать. Объясните, что можно нарисовать новый рисунок рядом.
При проверке результатов оцените: неверно изображенные или потерянные элементы; ребенок постоянно заглядывает на образец или рисует по памяти; отвлекается ли при работе; сравнивает конечный результат с заданным изображением. Это задание поможет определить, как уровень внимания, так и уровень развития памяти.
Память — способность собирать и пользоваться полученными знаниями. Этот процесс состоит из запоминания, хранения и воспроизведения информации.
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.
Одним из основных критериев умственного и интеллектуального развития ребенка, является развитие память, ведь она способствует усвоению новой информации, познанию мира. Чем больше уделяется времени развитию разных видов памяти тем выше потенциал ребенка.
Выделяют несколько видов детской памяти:
- Двигательная — связана с запоминанием повторяющихся действий (чистить зубы, ходить, играть);
- Наглядно-образная (зрительная) — запоминание окружающих вещей и эмоций, приводящих малыша в восторг;
- Эмоциональная — способность реагировать на объекты, оказывающие влияние;
- Непроизвольная — знания, полученные в независимости от желания. Запоминается все самое интересное и захватывающее.
- Произвольная память подразумевает прикладывание усилий чтобы запомнить чего либо например стихотворение.
Как изменяется детская память с возрастом
3-4 года. Этому возрасту присуща непроизвольная память. Все ежедневные процессы, связанные с движениями и речью, накапливаются в сознании.
4-5 лет. Появляются первые зародыши произвольной памяти, которая развивается лучше, с подключением движений.
5-6 лет. Информация, которую малыш осознал, запоминается лучше.
6-7 лет. Возраст, когда приобретается умение классифицировать новые и старые знания.
Особенности развития зрительной памяти у детей дошкольного возраста.
Обычно зрительная память у детей развита сильнее остальных. Развивая этот вид памяти у детей, необходимо использовать его для формирования остальных видов:
- Перед малышом выкладывается несколько объектов, после один убирается, его-то и нужно отгадать;
- Тот же вариант с объектами, только они меняют место, а не исчезают совсем;
- Для облегчения запоминания, придумайте, с чем это можно ассоциировать или составьте стишок (для запоминания последовательности цветов радуги придуман всем нам известную поговорку);
- Запоминая новое, можно использовать те знания, что уже находятся в памяти (даты, происшествия, названия).
Игры для развития памяти у детей дошкольного возраста.
Особенности развития памяти и внимания у детей дошкольного возраста лучше всего происходит через игру:
- Выбрать несколько интересных по форме и качеству предметов. Дать малышу ознакомиться с ними. Завязать глаза и давать по очереди предмет в руки. Ваша задача не только помочь ему отгадать предмет, но и обговорить все его качества;
- Проговаривать вслух буквы в словах в правильной последовательности, а потом наоборот. Сначала взять маленькие слова, постепенно увеличивая длину слова и скорость озвучивания;
- Предложить озвучить с вашей помощью мультфильм или сказку. Выключите звук при воспроизведении, выбрав роли, попробуйте в точности воспроизвести слова героев;
- Возьмите любую сказку, которую малыш слышит каждый день. Выложите перед ним карточки с изображением героев. Читая сказку, попросите ребенка, в нужный момент показывать карточку. Очень забавно получается со сказками, имеющими много повторений (колобок, теремок, репка);
- Покажите малышу небольшую сценку с несколькими действиями и попросите его все повторить;
- Ребенок, произнося одну из частей тела, дотрагивается до него. Второй игрок сначала все повторяет, а потом неожиданно делает другое движение, побуждая отвлечься.
Зная особенности развития памяти у детей, процесс обучения пройдет легко и интересно. Играйте со своими детьми!
Источник
Детская память избирательна. Что заинтересовало, удивило, удержало внимание, то и запомнилось. За время дошкольного периода интенсивно развиваются виды памяти, а также постепенно формируется произвольность запоминания и воспроизведения. Необходимо стимулировать развитие памяти у детей дошкольного возраста, чтобы к началу школьного обучения они научились схватывать обязательный к усвоению материал.
Формирование памяти как основной психической функции
Познавательное развитие ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот психический процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать нужную информацию. Память дошкольника с каждым годом расширяет свои возможности.
В первые годы жизни память формируется как составная функция восприятия. Самые яркие характеристики тех объектов, которые воспринимаются ребенком, непроизвольно фиксируются клетками мозга. Накапливается информация об окружающих людях, о различных предметах, об их свойствах, о повторяющихся действиях. В возрасте трех лет память уже выступает самостоятельной познавательной функцией.
Наиболее простая форма припоминания проявляется в узнавании малышом объектов, которые он уже видел, слышал или трогал ранее. В дошкольном возрасте активно развиваются функциональные возможности получения и извлечения информации, что обеспечивает более сложную работу памяти. Дошкольник использует все функции памяти:
- запоминание
- сохранение
- припоминание
- узнавание
- воспроизведение
Запоминание осуществляется путем «привязки» нового материала к уже знакомому. У дошкольника подобное закрепление происходит мимолетно. Дети еще не умеют использовать специальные приемы запоминания.
Сохранение – психический процесс, обеспечивающий удержание информации определенное время. Может быть как кратковременным, так и долговременным. Маленькие дети могут долго помнить то, что вызвало особые эмоции. Надолго может засесть испуг, но также малыш может сохранить впечатления о радостных событиях.
Припоминание – процесс извлечения запомненной ранее информации. Просьба по дороге домой: «Мама, купи мне куклу, как у Оли» — не что иное, как припоминание собственного восхищения от Олиного сокровища.
Узнавание – более простой способ вспомнить знакомую информацию, поскольку есть опора на вновь видимый, слышимый или ощущаемый стимул.
Воспроизведение – комплексный процесс извлечения уже сохраненного материала. Малый жизненный опыт дошкольника накладывает ограничения и на воспроизведение информации. Ребенок вспоминает под влиянием сходных впечатлений.
Главная особенность памяти дошкольника заключается в преобладании непроизвольного запоминания. Точно так же работает и воспроизведение.
Какие виды памяти преобладают в дошкольном возрасте
Активизация памяти дошкольника происходит благодаря восприятию. Информация к ребенку поступает через зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные рецепторы. Получаемые сигналы складываются в определенный образ, который запоминает ребенок. По этой обусловленной природой причине преобладающим видом памяти у дошкольников является образная.
Интенсивно развиваются следующие виды памяти у дошкольников:
- образная
- словесная
- двигательная
Образная память помогает ребенку осваивать новые понятия и расширять запас слов.
Услышав, что зебра – это «полосатая лошадка», малыш живо формирует образ животного. Новой информацией для него больше выступает непосредственно слово «зебра».
Возможно, детское воображение нарисовало и не совсем похожий образ. В реальности он скорректируется. Тем временем, новое слово уже прочно осядет в лексическом запасе дошкольника. Происходит становление словесно-логической памяти.
Таким образом, развитие памяти в онтогенезе проходит путь от преобладания образной к использованию словесных форм. Можно сказать, что речь переводит память дошкольника на более высокую ступень и повышает ее продуктивность.
Двигательная память в дошкольном возрасте ориентируется на заданный образец. Это уже не те простейшие движения (собрать пирамидку, продеть в петлю пуговицу), которые осваиваются в раннем возрасте. Дошкольник, глядя на взрослого, обучается танцевальным движениям. Осваивает такие сложные бытовые операции, как завязывание шнурков, пришивание пуговицы.
Память детей младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте образы формируются на основе практических действий. Ребенок 3-4 лет познает мир через действия, так и запоминает главное для себя.
Сохраняется информация отрывочная, в виде образных единичных представлений. Так, ребенок может испугаться Деда Мороза, и никакие пояснения, что в этот костюм к очередному празднику нарядился папа, не помогут.
В этом возрасте запоминаются наиболее эмоциональные события, яркие предметы, часто повторяемые действия.
Разделение признаков, их обобщение при осмыслении и запоминании формируется благодаря развитию речи. Когда дошкольник осваивает больше понятий, использует слова, становится более устойчивым и его восприятие. Это, в свою очередь, помогает ребенку связывать содержание с определенным словом и запоминать в виде образа. Но у младших дошкольников такое связывание происходит непроизвольно.
Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте
Чем старше становится дошкольник, тем сильнее становится связь между памятью и мышлением. Ребенок овладевает родным языком, учится анализировать, сравнивать и обобщать. Как следствие, образы запоминаются с помощью мыслительных операций.
Старший дошкольник сам составляет описательные определения, чтобы запомнить новое понятие. «Эскалатор – тоже лестница, только движется», «Ежевика так называется, потому что она вся в колючках, как ежик».
Но в старшем дошкольном возрасте, чтобы запомнить и припомнить, опора в виде образа нужна не всегда. Стихи запоминаются своим ритмом и рифмами, так как развивается звуковая культура речи. В пересказе прослушанной сказки или истории дошкольник опирается на логическую последовательность событий. Хотя в равной степени может представлять себя в роли одного из персонажей, что способствует запоминанию.
Особенности запоминания и воспроизведения в старшем дошкольном возрасте проявляются еще и в том, что постепенно приобретают произвольный характер.
Формирование произвольной памяти
Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются личностные возрастные изменения. Начинают формироваться волевые функции. Ребенок учится подчинять свои действия принятым правилам, с подачи взрослого пытается контролировать свою речь, произносить правильно слова.
В дошкольном возрасте происходит становление контролируемых волей механизмов, управляющих поведением и деятельностью.
Применение волевых усилий проявляется по отношению к каждому познавательному процессу, в том числе, к памяти.
Интересно, что припоминание первым приобретает произвольность. Мама спросит 3-летнего малыша, куда он положил свою игрушку, и ребенок будет силиться вспомнить. Причем, зачастую успешно.
Произвольное запоминание приходит позднее. Исключением является простая цепочка действий. Младшие дошкольники хорошо запоминают, как воспроизвести «мелодию» из трех нот на пианино, как сложить элементарную конструкцию по образцу.
Закономерности формирования произвольной памяти
Развитие произвольного запоминания подчиняется определенным закономерностям. Не сразу дошкольник приходит к тому, чтобы нацелиться усвоить определенную информацию. Сначала такую цель формулирует для него взрослый: «Давай выучим стишок», «Я покажу тебе несколько картинок, постарайся запомнить, что на них изображено».
Даже при немедленном отклике ребенок проявит внимание слишком поверхностно. Первый результат будет слабым.
Если дошкольника как-то заденет неутешительный показатель, он согласится на повторные попытки. Воспроизведение окажется более успешным, но не достаточным.
Только, когда сам ребенок осознает, что испытывает сложности воспроизведения, то направит усилия, чтобы запомнить каждое слово, каждую картинку.
Отсюда вытекают условия для развития произвольной памяти. Для эффективного запоминания дошкольник должен иметь мотив. Мотивация может быть разной: соревновательной (запомнить больше других), вызов себе (запомню с первого раза), ответственной (должен запомнить, чтобы в точности передать).
Общие рекомендации как развивать память дошкольника
Взрослый, обучая ребенка восприятию информации, своим примером показывает, как улучшить запоминание. Посмотреть внимательнее, прислушаться, повторить – те естественные способы, которые позволяют еще раз уделить внимание запоминаемому материалу. С каждой попыткой будут заполняться белые пятна, возникающие при активном припоминании.
Источник