Развитие уровня притязаний в структуре личности ребенка
В экспериментах, проведенных учеником К. Левина, Ф. Хоппе, человеку предлагалось решать различные задания по его усмотрению. При этом ему объясняли, что задания могут быть простыми, средней сложности и очень сложными, и он мог выбирать любое из них. Время выполнения каждого задания было ограничено. Процедура исследования заключалась в следующем. Человек выбирал задание (простое, среднее или сложное). После того как заканчивалось время его выполнения, ему говорили о правильности или ошибочности решения. Затем человеку предлагалось выбрать следующее задание. Таким образом, можно было проследить, как успешность или неуспешность выполнения предыдущего задания влияет на выбор последующего. В результате Ф. Хоппе раскрыл три характерные стратегии поведения в данной ситуации у разных людей. Прежде всего, он выявил таких людей, которые вне зависимости от того, успешно или неуспешно они выполняли задания, всегда выбирали самые простые задачи. У этих людей, по определению Хоппе, присутствовала стратегия избегания неудач. Вторая стратегия был прямо противоположной: несмотря на то что человек не решая задачу, он всякий раз выбирал самое трудное задание. Третья стратегия проявлялась в том, что выбор следующей задачи зависел от успешности решения предыдущей: если испытуемый успешно решал предыдущую задачу, то при следующем выборе он повышал уровень сложности задания, если же он не решат задачу, то уровень сложности задания при следующем выборе понижался.
Первую стратегию Ф. Хоппе объяснял тем, что такие люди не уверены в своих возможностях и поэтому предпочитают выбирать самые простые задания, чтобы не подвергать себя риску ошибиться. В этом случае они могут сказать себе, что они все сделали безошибочно, и оценить свои действия положительно. Таких людей Хоппе назвал людьми с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Люди, предпочитавшие вторую стратегию, хотя и не добивались положительных результатов, могли сказать себе: «В этом нет ничего удивительного – ведь я решаю самые сложные задачи». Несмотря на то что их результаты были объективно низкими, они оценивали себя положительно (в силу того, что брались за самое сложное дело). Таким людям Хоппе приписывал завышенный уровень притязаний и завышенную самооценку. Те же, кто следовал третьей стратегии, оценивались Хоппе как люди, обладающие адекватным уровнем притязаний и адекватной самооценкой.
Уровень притязаний не только определял отношение человека к себе, но и сложность тех целей и намерений, которые мог выбрать человек. Дальнейшие исследования показали, что уровень притязаний начинает развиваться в дошкольном возрасте и влияет на дальнейшее поведение ребенка в школе. Ребенок с низким уровнем притязаний будет стремиться избегать ситуаций оценки, уходить от выполнения поручений и выбирать такие задания и ситуации, в которых ответственность будет лежать не на нем, а на другом. То есть такой ребенок будет ведомым в отношении с другими детьми. Ребенок с завышенным уровнем притязаний, наоборот, будет претендовать на самые сложные задания, которые он не сможет выполнить. В его команде будут дети с заниженным уровнем притязаний, и эта команда будет обречена на жизненный неуспех. Дети с адекватным уровнем притязаний будут более успешны, чем дети с заниженным или завышенным уровнем притязаний.
Особенность полученных результатов говорит о том, что важная роль принадлежит оценке результатов работы ребенка. Обычно такую оценку детям дает взрослый, поэтому взрослый оказывается ответственным за формирование того или иного уровня притязаний ребенка и его самооценки. Одна из задач, которая стоит перед педагогами и родителями, заключается в том, чтобы развивать у детей адекватную положительную самооценку. Для этого детям нужно давать посильные задания, постепенно увеличивая их сложность и снабжая детей средствами для выполнения этих заданий.
Рекомендации, которые можно сделать на основе позиции К. Левина, касаются прежде всего необходимости поддержки активности ребенка. При этом важно ставить перед ребенком конкретные цели и помогать ему в их достижении. В этом случае у дошкольника будет развиваться и поленезависимое поведение, и положительная самооценка.
Источник
Самооценка и уровень притязаний в структуре личности умственно отсталого ребенка
Одним из важнейших факторов развития личности является формирование объективной оценки и самооценки возможностей и проявлений личности. Оценке могут подлежать люди, предметы, явления окружающей действительности.
Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих отношений, действий, качеств, поступков, достижений и т. д. Самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, а также собственной деятельности ребенка и собственной оценки ее результатов. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Под понятием умственная отсталость объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы. Умственная отсталость — группа синдромов органической природы, проявляющихся выраженным общим психическим недоразвитием с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей. Признаками умственной отсталости считают позднее формирование навыков, неспособность к абстрактному мышлению, эмоциональный инфантилизм. Причиной умственной отсталости могут быть самые различные факторы (генетические, инфекционные, интоксикационные, иммунные, травматические), подействовавшие до рождения или в первые 2—3 года жизни. Следует отметить, что современная медицина может установить точную причину не более, чем в 40% случаев. Частота умственной отсталости в населении составляет около 1%, соотношение мальчиков и девочек колеблется около 1,5 — 2:1 [11,294]. В течение жизни умственная отсталость не прогрессирует, однако навыки, присущие здоровым детям, складываются позже или не формируются совсем.
Классификация степеней умственной отсталости проводится в соответствии с индексом IQ: до 69% — легкая (дебильность), до 49% — средняя (умеренная имбецильность), до 34% — тяжелая (выраженная имбецильность), до 20% — глубокая (идиотия). Легкая степень встречается существенно чаще, чем тяжелые (до 85% всех случаев).
Преобладающее большинство всех умственно отсталых учеников школы 8 вида составляют дети — олигофрены. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит остаточный, не усугубляющийся характер, что дает основания для оптимистического прогноза. Такие учащиеся составляют основной контингент специальной школы, где проводится коррекционная работа, направленная на развитие познавательной сферы, а так же на формирование адекватной самооценки.
Главные функции, которые выполняются самооценкой:
- 1. регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора.
- 2. защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
Самооценку можно разделить на два вида: личностную (то, как человек в целом оценивает себя и свое место среди окружающих) и конкретно-ситуативную самооценку (как человек оценивает себя и свои действия в конкретной ситуации, относительно конкретных личных или рабочих задач).
При этом самооценка бывает адекватной (высокой, средней, низкой) и неадекватной: заниженной или завышенной.
Адекватная самооценка соответствует действительным способностям и возможностям человека. Завышенная возникает в тех случаях, когда человек переоценивает себя, соответственно, о заниженной самооценке можно говорить в тех случаях, когда человек себя недооценивает.
На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Человек не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.
Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности.
Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Адекватная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний — необходимое условие его успешной социально-трудовой адаптации, безболезненной интеграции в окружающее общество. Склонность определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.
Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе как меру удовлетворенности собой.
В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое [17;26-27]. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.
Опираясь на эмпирические данные, психологи пришли к выводу, что «основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин» [25;87]. А так же отметили, что «в раннем возрасте у детей отмечается слабое развитие когнитивного компонента самооценки, в образе самого себя превалирует эмоциональная составляющая, отражающая глобально-позитивное отношение ребенка к себе, заимствованное из отношения взрослых» [8; 72].
Экспериментальные данные (Л.И. Божович, Е.А. Серебрякова, Ж. Нюттен) показывают, что источником истинной самомоценки является обобщенное отношение, неограниченное рамками какой-либо одной деятельности. В качестве основных условий развития самооценки психологи выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация, наполнение личностными смыслами. Из оценок себя окружающими ребенок постепенно вычленяет критерии и способы оценивания другого и переносит их на себя. «Наложение» друг на друга критериев оценки и способов оценивания и порождает деятельность самооценивания.
Самооценка во многом определяет уровень притязаний человека, т.е. те задачи, которые он ставит перед собой и к разрешению которых считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит оценка своих возможностей, а от соотношения самооценки и уровня притязаний в значительной мере зависит эмоциональное состояние человека.
Уровень притязаний может быть заниженным или завышенным, т.е. он не всегда соответствует объективной оценке способностей индивида, а также частным и общим. Первый относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определённое место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. Второй тип уровня притязаний носит общий характер, т.е. относится ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.
Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком лёгких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.
Уровень притязаний как психологическая характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 20-х годах под руководством К.Левина немецким психологом К.Хоппе. Было выявлено, что не сам по себе факт успешной или неуспешной деятельности оказывает влияние на формирование уровня притязаний, а субъективное восприятие человеком своей деятельности, себя в целом как успешного. Уровень притязаний, с одной стороны, связан с объективной результативностью деятельности человека, а с другой — с самооценкой человека, мерой ее адекватности и высоты. Соотношение между тремя данными параметрами можно выразить формулой:
Уровень притязаний = успех/самооценка
Результаты экспериментов показали, что выбор задачи определённой трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи — наоборот, более лёгких (снижение уровня притязаний). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи.
Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые лёгкие задачи, либо самые трудные. Первые — потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые — потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие и самооценка не окажутся уязвлёнными). Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями.
Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень лёгкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.
Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учётом и оценкой прошлых успехов и неудач. Формирование уровня притязаний может быть прослежено в учебной работе школьника при выборе темы доклада, дополнительного задания и т.п.
Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения школьника и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие его качества. В одних случаях важной становится задача повышения уровня притязаний личности: если ребёнок невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности.
Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжёлыми эмоциональными срывами и конфликтами. Педагог, который систематически выставляет ученику низкие оценки, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьёзную ошибку, если оставляет без внимания уровень притязаний школьника, примирившегося с подобным положением вещей.
Пути повышения уровня притязаний различны и зависят от индивидуальных особенностей ребёнка, реальных возможностей педагога и т.д. Это и прямая помощь со стороны учителя, и различные приёмы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанной с той, в которой проявляются неудачи. Затем созданная таким образом активность переключается в сферу, где надо повысить уровень притязаний личности и восстановить снизившуюся самооценку. Бережное отношение к человеческой личности, разумно оптимистический подход к её перспективам дают возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребёнком. Эта работа будет способствовать пробуждению в нём уважения к себе и уверенности в своих возможностях [20; 122 ].
В других случаях важно несколько снизить уровень притязаний ребёнка. Необходимость решения этой задачи определяется не только тем обстоятельством, что ребёнок с неоправданно завышенным уровнем притязаний встречает решительный отпор в детском коллективе, но и потому, что завышенный уровень притязаний, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные конфликты. Нередко при этом ребёнок проявляет упрямство, обидчивость, ведёт себя неадекватно, притворяясь вполне удовлетворённым, либо стремясь объяснить свои неудачи чьим-то противодействием, становясь подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении эти психические состояния закрепляются в виде устойчивых черт характера.
Самооценка во многом определяет уровень притязаний человека, т.е. те задачи, которые он ставит перед собой и к разрешению которых считает себя способным. Самооценку и уровень притязаний принято относить к числу основных компонентов личности. Они играют важную роль в формировании самосознания — сознания субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это понимание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, переживаний, действий.
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Развитие самосознания протекает постепенно. Открытие «Я» происходит в возрасте одного года. К двум — трем годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля. К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка). В подростковом и юношеском возрасте начинается этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют оценки окружающих, статус в группе сверстников, соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное», оценка результатов своей деятельности.
К функциям самосознания относятся самопознание (получение информации о себе), эмоционально-ценностное отношение к себе, саморегуляция поведения.
Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем. Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта. Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
Таким образом, мы установили, что самооценка и уровень притязаний являются важными составляющими самосознания, определяющей не только отношение к себе, но и создающей основу для построения отношений с другими. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Благодаря самооценке осуществляются регуляция поведения за счет решения задач личностного выбора и защита, которая служит основой независимости и стабильности личности.
Источник