Развитие уровня притязаний и самооценки развитие я ребенка
Эмоциональная
децентрация.
Известно,
что детская оценка и самооценка
формируется только при общении ребенка
с другими людьми. Уже первые сознательные
активные проявления ребенка получают
со стороны окружающих взрослых оценки
в виде порицания или ободрения. В
дальнейшем совершая какое-либо действие,
ребенок то и дело слышит: «это хорошо»,
« это плохо», « этого нельзя делать».вся
психическая жизнь ребенка развивается
под воздействием оценок окружающих;
каждый новый опыт, новое знание, умение,
приобретенное ребенком, оценивается
окружающими. И скоро ребенок сам начинает
искать оценку своих действий, подкрепление
правильности или не правильности
познаваемой им действительности. Дети,
воспитывающиеся в детском саду, обладают
довольно высоким уровнем оценки и
самооценки. Это и понятно: их деятельность,
их умения, их поступки направляются и
организуются педагогом, который
объективно оценивает деятельность
детей, сравнивает их поступки и умения.
Конечно
оценка воспитателя качеств и умений
детей, играет большую роль в формировании
детских оценок и самооценок. Однако,
нельзя не учитывать и других факторов
— оценку ребенка его родными, а также
сверстниками.Особенности детской оценки
или самооценки заключаются в том, что
в оценке своих товарищей и самих себя
дети дошкольного возраста не выделяют
каких-либо индивидуальных, характерных
черт. Их оценка носит общий,
недифференцированный характер: «плохой»,
«хороший», «умный», «неумный».
Особенностью
детских оценок и самооценок является
их эмоциональный характер. Детям легко
оценить себя положительно и трудно
оценить себя отрицательно.
Конечно,
оценка ребенком своих умений зависит
и от того, в какой стадии формирования
они находятся. Если умение более или
менее сформировано, то и оценка его
будет более правильной, более адекватной.
Это относится к умению бегать, прыгать,
выполнять обязанности дежурных, рисовать
и т.д.
Старший
дошкольник довольно объективно знает
свои возможности, умения, у него есть
известная самокритичность. Поэтому ему
не совсем удобно поставить свой рисунок
на самое первое место. Трудно открыто
похвалить себя, когда перед тобой
непосредственные факты, которые могут
уличить в неправильной оценке.
Под
самосознанием следует понимать процесс
осознания своей личности, своего «Я»,
как физического, духовного и общественного
существа. Самосознание — это знание и в
тоже время отношение к себе как к
определенной личности. Все стороны
личности (физическая, духовная,
общественная) находятся в теснейшем
единстве, влияют друг на друга. Процесс
осознания этих сторон личности, есть
сложный единый процесс.
Особенности
развития самосознания в дошкольном
возрасте:
— возникает критическое
отношение к оценке взрослого и
сверстника;
— оценивание сверстника
помогает ребенку оценивать самого
себя;
— дошкольник осознает свои
физические возможности, умения,
нравственные качества, переживания и
некоторые психические процессы;
— к
концу дошкольного возраста складывается
правильная дифференцированная самооценка,
самокритичность;
— развивается
способность мотивировать самооценку;
—
появляется осознание себя во времени,
личное сознание.
Самосознание
— это свойство личности, которое зависит
от индивидуальных особенностей ребенка
и, главным образом, от условий его жизни,
воспитания и обучения.
Вступая в
дошкольный возраст, ребенок осознает
только сам факт, что он существует,
по-настоящему еще ничего не зная о себе
и о своих качествах. Стремясь быть как
взрослый ребенок раннего возраста не
учитывает своих реальных возможностей.
Для того
чтобы научиться правильно оценивать
себя, ребенок должен сначала научиться
оценивать других людей, на которых он
может смотреть как бы со стороны. А это
происходит далеко не сразу. В этот
период, оценивая сверстников, ребенок
просто повторяет мнения, высказанные
о них взрослыми. То же самое происходит
и при самооценке («Я хороший, потому что
мама так говорит»).
В 3-4 года дети
не только различают пол окружающих их
людей, но и довольно хорошо знают, что
в зависимости от пола, к человеку
предъявляются разные требования: девочки
обычно играют в куклы и одеваются как
женщины, а мальчики играют в машинки
или, например, в пожарников.
В
4 — 5 лет, самостоятельная оценка ребенком
других людей, их поступков и качеств
первоначально зависит от его отношения
к этим людям. К старшему дошкольному
возрасту (к 6-7 годам) отношение к себе
снова существенно меняется. К этому
возрасту дети начинают осознавать не
только свои конкретные действия и
качества, но и свои желания, переживания,
мотивы, которые, в отличие от объективных
характеристик, не являются предметом
оценки и сравнения, но объединяют и
консолидируют личность ребенка в целом
( Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь и пр.) все
это отражается в усилении субъектной
составляющей самосознания и в изменениях
взаимоотношения 6-7-летнего ребенка к
другим людям.
Агрессивные
дети отличаются повышенным стремлением
к самоутверждению, защите своего Я,
доказательствам соей силы и превосходства;
другие становятся для них средством
самоутверждения и предметом постоянного
сравнения с собой.
Уровень
притязаний — степень трудности задач,
которые человек ставит перед собой.
На
основе самооценки формируется и уровень
притязаний младшего
школьника, т.е. уровень достижений,
которые, по мнению ребенка, ему по силам.
Чем адекватнее самооценка, тем, как
правило, адекватнее и уровень притязаний
ребенка.
Для детей с завышенными
притязаниями характерны острые
аффективные переживания, если эти
притязания, столкнувшись со средними
возможностями ребенка, не
удовлетворяются. Такие дети могут
проявлять грубость, агрессивность,
упрямство, повышенную раздражительность
и обидчивость.
Притязание
на признание-Ребенок
очень хочет завоевать расположение как
взрослых, так и сверстников. На протяжении
дошкольного детства у него формируется
весь комплекс переживаний, связанных
с притязаниями на признание: так, он
испытывает чувство вины
и стыда,когда
не удовлетворяет социальным требованиям;
он осознаёт, что значит «должен»
и «обязан» и
как соотносятся эти понятия с«хочу», поэтому
мы можем взывать к его совести; у
него появляется чувство гордости за
то хорошее, что он сделал для других,
преодолев себя; он стесняется своих
негативных проявлений и отрицательных
поступков.
Эмоциональная
децентрация-способность
отстраниться от собственных эмоциональных
переживаний, способность к восприятию
эмоций, эмоционального состояния другого
человека.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Валерия Юрьевна Коротицкая
Развитие самосознания и самооценки в дошкольном детстве
Содержание
Введение…. …3
1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте …. 4
2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте….…. 7
Заключение…. 11
Список используемой литературы…. 12
Приложение №1….13
Приложение №2….14
Введение
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др., субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте
Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.
Структурными звеньями самосознания являются:
1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени;
2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание;
3) осознание себя как представителя определенного пола, половая идентификация;
4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее;
Самосознание не дается от рождения, это один из процессов развития.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) происходит становление самосознания. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «Я» – т. е. он осознает себя как личность.
В дошкольном детстве (от 3 до 6–7 лет) продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста.
У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я», месте в системе общественных отношений. При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка появляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять их так, как хочется ему самому.
Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».
Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:
— возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
— оценивание сверстника помогает ребенку оценивать само го себя;
— дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;
— к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;
— развивается способность мотивировать самооценку;
— появляется осознание себя во времени, личное сознание.
Ведущие линии развития самосознания:
Идентификация себя со своим именем.
Ребёнок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложиться в основу его личности. Ребёнок отстаивает право на своё имя и протестует, если его называют другим именем.
Притязание на признание.
Элемент социализации, связанный с усвоением личностью определенного наборасоциальных норм, в целях получения признания собственной значимости со стороны других.
Половая идентификация.
Ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.
Освоение психологического времени личности.
Время (как и пространство) является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т. п., которые регулируются социальной средой.
2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте
Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.
Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Именно после осознания себя как личности у ребенка возникает потребность сравнивать себя с другими людьми, на основе чего и формируется самооценка. Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Под влиянием оценки окружающих и на основе знаний и мыслей о себе у ребенка постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности — наиболее сложного компонента самосознания.
В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть», но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.
К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.
В разных видах деятельности самооценка разная. В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте — переоценивает, а в пении может недооценивать себя.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Каждая из них характерным образом проявляется в жизнедеятельности человека.
Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.
Дети с неадекватно заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Ребенка с низкой самооценкой, неуверенного в собственных силах легко можно отличить в игровой деятельности от других детей. Такой малыш выбирает роли ведомого: в сюжетно-ролевой игре «Корабль» он никогда не станет капитаном, а в «Дочках-матерях» он скорее примет на себя роль малыша, чем папы или мамы. Рекомендуемые игры для повышения самооценки у детей дошкольного возраста (Приложение №1).
Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделяться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами
Как определить завышенная или заниженная самооценка у детей дошкольного возраста? Самый простой вариант –это тест (см. Приложение №2).
Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.
Заключение
Семья является первой социальной средой, в которой берет начало самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность ребенка.
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной степени влияют на личность ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом – далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, а во втором – строгость и наказание.
Если у родителей налажен хороший и устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, то родители склонны выбирать демократический стиль воспитания, если же эмоциональный контакт между родителями и подростком слаб, то родители склонны выбрать авторитарный стиль воспитания.
Список используемой литературы
1. Возрастная психология. Часть 1. Сборник студенческих работ/ Отв. редактор, доктор соц. наук, проф. Ушамирская Г. Ф. -М.: Студенческая наука, 2012.- с 138.
2. «Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. » Смирнова Е. О. — СПб.: Питер, 2009. -277с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
4. Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983.
5. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки детей дошкольного возраста.
Источник