Развитие умственно отсталого ребенка до 3 лет

Умственная отсталость у детей – это недоразвитие всех психических (когнитивных) процессов. Проявлением такого недоразвития становится понижение уровня интеллекта, не позволяющее ребенку полноценно обучаться и получать знания, познавать мир в рамках его возраста. Как правило, такие дети развиваются до некоего предела, величина которого обуславливается врожденными изменениями или приобретенными нарушениями.

Медицина называет такое состояние олигофренией. Недуг не ставит на малыше крест, но обучение умственно отсталых детей требует от родителей максимальной отдачи физических и душевных сил. Приняв индивидуальную особенность крохи, родители должны понимать и знать, как помочь своему маленькому сокровищу занять свою особую нишу в человеческом социуме. Задача сложная, но не непосильная, если начинать ее решать с любви к ребенку.

Что влияет на развитие олигофрении?

Причины, вызывающие задержку умственного развития, могут быть как внешними, так и внутренними. Врачи выделяют часто встречающиеся:

  • интоксикация организма беременной матери или плода;
  • наследственная несовместимость по резусу крови у ребенка и женщины;
  • паразиты, поражающие плод, переходя из организма матери;
  • изменения во внутренних органах, вызванные дистрофией в период беременности;
  • воспалительный процесс, возникающий в головном мозге ребенка;
  • травмирование плода во время родов;
  • серьезные травмы физического и психического характера, произошедшие в дни младенчества;
  • негативная экологическая обстановка;
  • нарушенный обмен веществ;
  • употребление беременной наркотиков и алкоголя;
  • плохое питание младенца.

Резус-конфликт может послужить причиной развития серьезных отклонений у малыша

Как проявляется умственная отсталость?

Составляя клиническую картину, показывающую развитие умственно отсталого ребенка, специалисты отмечают, что олигофрения находится в тесной связи с психическими отклонениями. Проявляется нарушениями в речи, эмоциях, обобщениях, сознательной деятельности, познании окружающего мира. Характерные симптомы в развитии умственно отсталого ребенка приходятся на разные периоды его жизни.

Признаки олигофрении у новорожденных

Только что родившиеся дети с умственной отсталостью отличаются от здоровых ребятишек внешними признаками и внутренними патологиями. Характерные признаки:

  • аномальное строение тела, головы, лица;
  • патология различных внутренних органов;
  • фенилкетонурия: кислый запах, исходящий от новорожденного и его мочи, бледная кожа, судороги, светло-голубой оттенок роговицы глаза, слабость мышечного аппарата, отсутствие простых реакций.

Как проявляется заболевание до года?

Ближе к году проявляется выраженность симптомов заболевания. Задержка умственного развития выливается в такие признаки:

  • малыш не держит головку;
  • отсутствует привычный для этого возраста детский лепет, свидетельствующий о развитии речевых навыков;
  • мышечная слабость выражается в неумении ребенка ползать, сидеть, самостоятельно вставать.

Если ребенок так и не начал держать головку в младенческом возрасте, это очень тревожный сигнал

Дошкольный возраст

Период дошкольного возраста ярко раскрывает серьезные отклонения в поведении умственно отсталых детей. Олигофрения затрагивает все области жизни и проявляется в таких признаках:

  • несвязная, поздно проявляющаяся речь;
  • нарушение моторики;
  • рассеянное неустойчивое внимание;
  • расстройства поведения;
  • слабое физическое развитие;
  • нестабильность в эмоциональном плане;
  • неспособность к самообслуживанию (неумение чистить зубы, завязывать шнурки, одеваться) (см. также: как научить ребенка завязывать шнурки просто и быстро?).

Школьный возраст

Симптомы болезни у детей школьного возраста показывают, насколько велика задержка развития и сложно их обучение. Для умственно отсталых детей характерны:

  • неспособность усвоения начальной школьной программы;
  • низкий интеллект;
  • неумение мыслить абстрактно;
  • скудные речевые навыки, безграмотность в произношении слов и составлении предложений;
  • рассеянность внимания;
  • полная безынициативность;
  • слабая память;
  • подверженность внушаемости;
  • нарушения физического развития;
  • задержка психического развития выражается во всем: движениях, эмоциях, речи, памяти, проявлении воли, концентрации внимания (рекомендуем прочитать: симптомы задержки психического развития у детей );
  • неумение адекватно поступать в обычных ситуациях: одеваться по погоде, покупать что-то в магазине.

Клиническая картина болезни позволяет установить тип заболевания. Как правило, умеренная умственная отсталость у детей не диагностируется в грудничковом периоде.

Если умственные нарушения обнаруживаются в раннем возрасте, констатируется тяжелая степень болезни. Легкие и умеренные типы олигофрении проявляются в дошкольном или школьном возрасте.

Сниженный интеллект и невозможность усваивать школьную программу может говорить о наличии той или иной степени олигофрении

Характеристика больного ребенка

Дефекты развития умственно отсталого ребенка затрагивают все параметры личности и человека в целом. Органические дефекты выливаются в такие заболевания как гидроцефалия и ДЦП. Интеллектуальные отклонения связаны с повреждением некоторых корковых процессов мозга. Трудности с познавательной деятельностью приобретают разную форму, приводя к невозможности обучения умственно отсталых детей. Физиологические нарушения приводят к снижению зрения, слуха, недоразвитости речи.

Психология определяет три критерия:

  1. клинический – связан с органическим поражением мозга;
  2. психологический – выражается в нарушениях познавательной деятельности;
  3. педагогический – свидетельствует о низком уровне обучаемости.

Проблемы восприятия

Замедленное восприятие, характерное для поведения больных олигофренией, не позволяет ребенку правильно оценивать окружающие его предметы, на опознание знакомой вещи тратится много времени, не получается связывать между собой разные предметы. Больной малыш путает похожие по звучанию слова, не различает по графическому изображению цифры, буквы, предметы.

Читайте также:  Педсовет социально личностное развитие ребенка в доу

Восприятие получаемой информации происходит в неполном объеме. Малышам сложно провести анализ и описать увиденное изображение. Запомнив один предмет, они не стремятся самостоятельно познавать другие вещи, их необходимо подталкивать к действию. Заниматься обучением умственно отсталых детей в обычной школе невозможно. Достигнув возраста 8-9 лет, ребенок проявляет характерные особенности – в поведении проявляется неспособность к пониманию пространства и времени. Больной неспособен отличить правую и левую сторону тела, не может сам найти туалет или свой школьный класс.

Ребенок с подобным отклонением не ориентируется в простейших вещах и не может посещать обычную школу

Проблемы мышления и познания

Познание мира должно происходить поэтапно, но у больных детей этот механизм нарушен. Отсутствует системный анализ предметов, малыш с трудом способен заметить связь между частями целого. Такая рассеянность приводит к потере первоначального представления об изучаемой им вещи. Слабая мыслительная активность мешает правильно оценивать свои поступки и действия.

Сложность обучения умственно отсталых детей объясняется трудностями в озвучивании преподносимой им информации.

Отставание в речи и мыслительных функциях представляет серьезные отличия больных малышей от обычных. Больные дети с большим трудом осваивают письменность и чтение, они невнимательны, не могут довести начатое до требуемого грамотного завершения.

Эмоциональные и физические отклонения

Недоразвитость, как свидетельствует психология, заметна и в эмоциональном плане. Малыши внешне не проявляют своих переживаний, у них плохо работают волевые механизмы, слабо развита активность. Отстают в физическом развитии, запаздывая с освоением основных навыков: плохо и поздно начинают ползать, держать голову, ходить. Особенностью становится и слабый интерес к окружающему миру, у них не получается различать предметы, лица родных и незнакомых людей, плохо развивается речь.

Трехлетний больной ребенок не умеет проявляться как личность. Игровая активность дошкольника состоит из примитивных действий с предметами. Кроме того, больные олигофренией не могут обслуживать себя, им требуется постоянная помощь взрослых.

Игры таких деток даже в школьном возрасте остаются очень примитивными

Степени заболевания

Всестороннее изучение недуга позволило специалистам составить его классификацию по степеням. Каждая форма получила свое название и подробное описание признаков. Легкая, средняя и тяжелая умственная отсталость у детей проявляются с различной интенсивностью и в процентном соотношении не выражается. Рассмотрим классификационные характеристики видов недуга:

ФормаСимптоматика
Легкая степень или дебильность
  • незначительный уклон интеллекта от нормы;
  • обладания навыками самообслуживания, принятия пищи, общения;
  • проявляется замкнутость, нелепость поведения;
  • плохо усваивается программа начальной школы;
  • физические и сенсорные дефекты проявляются редко;
  • отличие становится заметным с возрастом.
Умеренная – имбецильность
  • сильные нарушения речи, моторики, восприятия (подробнее в статье: симптомы и лечение задержки речи);
  • обучаемость некоторым приемам самообслуживания, но без контроля взрослых оставлять нельзя;
  • исключается обучение в общеобразовательной школе, в домашних условиях можно научить простейшему счету, чтению и письму (см. также: слоговая таблица скоростного чтения для улучшения речи у детей).
Тяжелая форма имбецильности
  • выраженная отсталость интеллекта, значительные нарушения речи и двигательных процессов, неумение ориентироваться в пространстве и действовать без помощи родителей (см. также: недоразвитие речи у детей);
  • можно обучить простейшим бытовым навыкам, но при постоянном контроле взрослых.
Глубокая степень или идиотия
  • абсолютная невозможность обучения ребенка чему-либо:
  • речь представляет собой невнятные звуков, серьезная двигательная неповоротливость, нет реакции на прямое обращение;
  • сидение в одной позе с раскачиванием в стороны на протяжении длительного времени;
  • полное отсутствие способностей к самообслуживанию, передвижению, показано содержание в специальных учреждениях.

Коды по МКБ-10

Международная классификация олигофрении обозначается специальными кодами, которые находятся в соответствии с рубрикой F70 медицинского справочника, обозначающей степени олигофрении. Для определения уровня интеллекта больного олигофренией, используют известную в психологии методику Веслера. Сложная система определения IQ была разработана психологом в середине 20 века.

Для больных олигофренией шкала Веслера выглядит так:

КодПоказатель
F70Легкая степень (дебильность) – IQ от 50 до 69 пунктов.
F71Умеренная имбецильность – IQ от 35 до 49 пунктов.
F72Тяжелая имбецильность – IQ от 20 до 34 пунктов.
F73Глубокая степень (идиотия) – IQ меньше 20 пунктов.

Четвертый знак в кодах МКБ-10 в обозначении олигофрении служит для определения нарушений в поведении ребенка. Сопутствующие психические расстройства при этом не учитываются. Кодирование заболевания принято повсеместно и позволяет медикам коротко записывать диагноз в карточке больного и в больничном листе. Для олигофрении четвертый знак выглядит так:

КодПоказатель
«0»минимальное число нарушений или их отсутствие
«1»нарушения, купируемые определенным лечением
«8»присутствие дополнительных расстройств поведения
«9»патологии нарушений поведения не найдены

Способы диагностики болезни

Определить, есть ли задержка умственного развития, можно в возрасте, когда ребенок приступает к освоению речевых и двигательных навыков. Специалисты тщательно подходят к обследованию, чтобы поставленный диагноз был максимально точным и не смог негативно повлиять на будущее маленького человечка. Полное заключение по виду недуга дается лишь к 3 годам, поскольку не всегда снижение интеллекта связано с умственной отсталостью.

Читайте также:  Показатели психического развития ребенка возраста 1 месяц

Определение умственной отсталости проводится в более взрослом возрасте – ближе к 3 годам и старше

Диагностирование проводится психологами и психиатрами. Разработаны специальные тесты, направленные на определение уровня развития и установление интеллектуальных способностей. Делая выводы по задержке умственного развития, специалисты учитывают такие факторы как недостаток функций двигательного аппарата, наличие языкового барьера, культурные особенности, расстройства, связанные со зрением, речью, слухом, перенесенные в младенческом периоде болезни.

Семьям, в которых растут умственно отсталые дети, предлагаются особые разговорники, помогающие тестировать больного дома. Если вы до года обнаружили у своего чада заметные нарушения, незамедлительно покажите его квалифицированному психологу или психиатру.

Болезнь может вызвать дополнительные психические расстройства и соматические недуги, отражающиеся на поведении умственно отсталых детей. Диагноз умственно отсталым детям ставится на основании стандартных тестов и характерных для конкретного заболевания симптомов. Обнаружив недуг, врач обязан выяснить его причины, чтобы выстроить прогноз на динамику развития ребенка. Родителям могут быть даны программы по обучению и консультации по поведению и общению.

В чем заключается лечение?

Вылечить олигофрению невозможно, однако существуют различные методы реабилитации малышей, позволяющие правильно подойти к обучению. Лечение начинают с момента обнаружения заболевания, даже если оно установлено в грудном возрасте. Ощутимых успехов можно добиться, если поместить ребенка в профильное учреждение, в котором обучением занимаются профессионалы.

Если олигофрения у детей сопровождается соматическим расстройством, их помещают в стационар. Индивидуально назначаются препараты, купирующие особые проявления: психотические, неврозоподобные и психопатоподобные. При легкой и умеренной степени болезни есть большой шанс на высокий уровень устранения задержки развития. Занимаясь развитием умственно отсталого ребенка с умеренной степенью болезни, можно с возрастом достичь результата, когда он научится сам себя обслуживать, сможет выполнять несложную работу на производстве.

При должном уходе и развитии повзрослевшие дети смогут показывать отличные результаты восстановления мыслительных функций

Тяжелым приговором считается четвертая, глубокая степень заболевания, не поддающаяся эффективному лечению. Родителям, чьи дети имеют четвертую степень недуга, необходимы постоянные консультации и рекомендации, даваемые специалистами по мере их развития. Родители должны обеспечить детям домашний комфорт и оградить их от опасной внешней среды. Для лечения заболевания привлекаются врачи следующих специальностей:

  • логопед и дефектолог;
  • невропатолог;
  • психиатр;
  • физиотерапевт;
  • ортопед;
  • работник социальной службы.

Можно ли предупредить болезнь?

Понимая, какая ответственность ложится на женщину при вынашивании плода, будущая мама обязана регулярно посещать женскую консультацию, исключить вредные привычки, быть осторожной в бытовом плане. Планируя беременность, нелишним будет выяснить, были ли в роду случаи заболевания олигофренией. Необходимо выяснить степень риска рождения больного ребенка. Профилактика появления отсталости состоит и в своевременной вакцинации от инфекционных болезней, и в постоянном наблюдении педиатра.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

Ребенок не похож на своих сверстников – его общее развитие отстает от нормы, он не справляется с тем, что легко дается другим детям. О таких детях сейчас принято говорить «особый ребенок». Конечно, дети с нарушениями интеллектуального развития – это большое испытание для родителей. Грустно и больно сознавать, что  малыш может оказаться изгоем в обществе. Однако довольно часто задержка умственного развития поддается коррекции.

Отстает или по-другому развивается?

Развитие детей происходит по-разному. Нормы, согласно которым проводится диагностика умственного развития детей, достаточно условны и являются усредненными показателями. Если ребенок развивается другими темпами – это еще не повод считать, что у малыша имеются грубые нарушения развития интеллекта. Случаи, когда в раннем возрасте у человека наблюдалось несоответствие нормам психического и интеллектуального развития, а в старшем возрасте он показывал выдающиеся результаты в сфере познания – не редкость. Даже задержка речи не является свидетельством отставания ребенка – многие дети абсолютно не говорят до двух лет, но в это время у них происходит формирование пассивного словарного запаса – после двух такие дети начинают сразу говорить хорошо и много. Поэтому, если наблюдается одно-два отклонения от возрастных норм, не стоит впадать в панику. Бить тревогу надо, когда  наблюдается комплекс признаков умственной отсталости.

Определимся, что такое умственная отсталость. В первую очередь развитие детей с умственной отсталостью идет на фоне достаточно сильных отклонений условно-рефлекторной деятельности мозга. У них имеется разбалансированность процессов торможения и возбуждения, сигнальная система мозга работает также с нарушениями. Это сильно влияет на когнитивные способности – у детей отсутствует или слабо выражено внимание, любознательность (тяга к познанию), есть недоразвитие познавательных интересов, воли.
Стоит различать собственно умственную отсталость и задержку умственного развития. Умственная отсталость подразумевает более грубые нарушения интеллектуальной и психоэмоциональной сферы. В тяжелых случаях коррекция таких нарушений практически невозможна – речь идет о тяжелых случаях кретинизма, олигофрении. Но, надо сказать, что на самом деле такие случаи достаточно редки. Дети с задержкой умственного развития отличаются рядом особенностей и при этом коррекция их развития не только возможна, но и вполне успешна: в ряде случаев при дети могут догнать в своем развитии сверстников.

Читайте также:  Основные направления развития ребенка дошкольного возраста охарактеризованы в пункте

Причины умственного отставания

Существует целый комплекс причин, которые все вместе или по отдельности могут приводить к отставанию в развитии. Нередко дети с нарушениями интеллектуального развития страдают с рождения дефектами слуха, зрения, речевого аппарата. При таких дефектах изначально интеллектуальные способности ребенка могли быть в пределах нормы, однако они не развивались с первых дней жизни из-за сниженного слуха и зрения. Соответственно, и возникло отставание в умственном развитии. Коррекция в таком случае проходит весьма успешно.

Очень часто причинами задержки умственного развития являются тяжелое протекание беременности, во время которой наблюдалось длительное кислородное голодание плода; родовые травмы, асфиксия при рождении; некоторые инфекционные и соматические заболевания ребенка в раннем возрасте,  интоксикация, генетические повреждения из-за алкоголизма или наркомании родителей.

В очень большом проценте легких случаев умственной отсталости повинно воспитание, вернее полное его отсутствие. Известно, что задержка умственного развития возникает, если родители не занимаются с ребенком, не разговаривают с ним; если по каким-то причинам ребенок в раннем возрасте оказался изолированным от матери.  Здесь также коррекция проходит в большинстве случаев успешно.

Развитие умственно отсталых детей

Умственно отсталым детям требуется больше времени для восприятия материала. Сложности с вычленением главного, с осознанием причинно-следственных связей, замедленный темп узнавания известного влияют на обучаемость малыша, замедляя и затрудняя процесс обучения. 

Но это не значит, что развитие умственно отсталых детей невозможно или не нужно. Напротив, к таким детям надо подходить по особому и очень тщательно простраивать  развивающие занятия, которые должны быть более интенсивными. Но интенсивность здесь требуется иного рода.

В первую очередь родителям надо запастись терпением и верой в своего ребенка. Самое главное – никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Даже для здорового ребенка с интеллектуальным развитием в пределах нормы сравнение вредно  – для особенных детей катастрофически опасно! В результате ребенок замыкается в себе, начинает считать себя безнадежным, впадает в невроз или становится агрессивным.

Для того, чтобы успешно корректировать отставание в интеллектуальном развитии, следует регулярно проводить тестирование. Так называемая диагностика умственного развития детей – это комплекс специальных тестов-нормативов, с которыми ребенок в норме должен справляться по достижении определенного возраста. Небольшие отклонения в ту или иную сторону не должны вызывать опасений у родителей. Если же ребенок явно не дотягивает до нормы – необходимы корректирующие занятия  в этой области. Помните, что умственное развитие происходит неравномерно и есть шанс развить интеллект и психоэмоциональную сферу ко взрослому состоянию. Но на преодоление умственного отставания даже в слабой форме могут уйти годы и надо быть готовым к этому.

Конечно, развитие умственно отсталых детей ежедневный кропотливый труд, который требует большой любви, терпения, самопожертвования. Родителям надо постоянно рассказывать ребенку о мире, взаимосвязи вещей, давать пищу для ума, побуждать пользоваться знанием на практике. Ученые считают, что ребенка с умственным отставанием нужно как можно больше удивлять – это пробуждает любознательность и желание познания. Не стоит даже задумываться о том, что ребенок не поймет – надо говорить с ним обо всем, рассказывать, почему происходит так, а не иначе, показывать.

Рассеянность внимания, неумение и неспособность концентрировать его на чем-то одном – одна из основных причин умственного отставания. Постоянно тренируя внимательность, побуждая его всеми способами в физиологические сроки (когда идет процесс формирования мозга – до 3-6 лет) можно восстановить нарушенные связи и привести к норме. Воспитание внимания настолько важно, что здесь действует правило – если ребенок чем-то занят, с ним ведутся занятия, он сосредоточился на игре – нельзя его отвлекать даже на еду, сон и прочее. Для детей с задержкой умственного развития крайне важно беречь формирующиеся сосредоточенность и концентрацию внимания.

Параллельно с развивающими занятиями полезно принимать препараты, укрепляющие нервную систему и стимулирующие ее развитие. С этой точки зрения полезны отвар двудомной крапивы, экстракт элеутерококка, маточное молочко, земляника, черника,  витамины группы В.

Источник