Развитие у ребенка зрительного восприятия 5 месяцев

Татьяна Твердунова
Статья «Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти детей первого года жизни»

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ

И ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Т. В. Твердунова

СПб ГКУЗ «Психоневрологический дом ребенка № 9»

В раннем возрасте зрительное восприятие еще очень несовершенно. В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Какова же роль взрослого в развитии и становлении зрительных функций ребёнка?

Глаз – самый активный из органов чувств. Другие рецепторы, например уши, более или менее пассивно воспринимают воздействующие на них сигналы, глаза же находятся в непрерывном движении. Они все время обследуют детали окружающего нас видимого мира одну за другой, играя важнейшую роль в зрительном восприятии.

Задолго до того, как ребенок начинает исследовать окружающий мир с помощью рук и ног, он уже активно исследует его глазами.

Эксперименты по изучению зрительного мира грудного ребенка американских ученых Т. Бауэра, Р. Фанца позволили разработать экспериментальный подход к изучению этого вопроса. [4]

У детей уже в первые дни после рождения обнаружились ориентировочные рефлексы на свет, защитные рефлексы на яркий свет, безусловный рефлекс на движущийся предмет – движение глаз в направлении перемещающегося раздражителя, зрительное сосредоточение – фиксация глаз на предмете с одновременной задержкой импульсивных движений ручек, ножек и головы. Новорожденные начинали с разглядывания очертаний вещей. На третьей неделе жизни зрительное сосредоточение длилось до 5 минут. Однако еще до появления зрительной фиксации на неподвижном предмете на первой неделе жизни у новорожденных обнаружилась реакция на контакт «глаза в глаза» — дети смотрели в глаза человека, который брал их на руки. Далее было установлено, что новорожденные предпочитают лицо или его схематичное изображение любому другому стимулу, а более естественные изображения лица зрительно фиксируются в течение большего времени.

Период от рождения до 5-6 месяцев очень важен для развития зрения ребенка, так как именно в это время наиболее быстро и интенсивно формируются глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации. В результате улучшаются зрительные функции (светоощущение, цветоощущение, острота зрения, контрастная чувствительность, поле зрения, которые лежат в основе зрительного восприятия. Психофизиологи рассматривают этот возрастной период как критический для формирования зрительной системы. В этот период особое внимание следует обратить на детей, которые подверглись влиянию различного рода неблагоприятных факторов, как во время беременности, так и во время родов (например, асфиксии, гипоксии, внутриутробной инфекции, родились недоношенными, а также, если кто-либо из родителей, дедушек и бабушек имеет заболевания зрения. Такие дети относятся к группе риска.

Важно помнить, что самый чувствительный к внешней стимуляции и оптимальный для нее период развития зрительной системы – это первое полугодие жизни ребенка.

Для того чтобы зрение развивалось нормально, необходим разнообразный зрительный опыт. И взрослый, делая все необходимое для накопления этого опыта, сам служит наиболее предпочитаемым стимулом для малыша.

В приложении к статье приведены примеры занятий с ребёнком первого года жизни, включающие в себя упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Приложение

Примеры занятий с детьми 1-го года жизни

Новорожденный: Поскольку у грудных детей, как утверждают исследователи, существует врожденный механизм опознания человеческого лица (уже в 5-7 минут от рождения он видит лицо, то первым пособием, которое можно использовать для развития зрительного восприятия, будет черно-белое изображение человеческого лица (черно-белое, так как цвет ребенок начнет воспринимать позже – к 3-4 месяцам). Перемещать лицо тогда, когда малыш его видит. Затем начать передвигать лицо: сначала вправо, затем влево. Время предъявления: 1-2 минуты, 1-2 раза в день.

2 месяца: Пособия могут быть следующими – диск с печатным текстом; концентрические черно-белые круги; шахматная доска; книжка-раскладушка, которую можно поставить вдоль кроватки. После просматривания можно дать ребенку в ручку погремушку с подобным схематичным рисунком.

3 месяца: положить ребенка на спинку и предъявлять ему: цветные изображения человеческих лиц с различными выражениями (радость, плач).

4 месяца: изготовить из картона конус-колпачок с радиусом 20 см. Спрятали игрушку под колпачок у малыша на глазах. Хорошо использовать разнообразные игрушки (спрятался мячик – появилась пирамидка, спряталась большая матрешка – появилась маленькая). Можно выставлять перед малышом панель-картину с рисунками, повторяющими предыдущие (полосы, точки, спирали).

Читайте также:  Марины суздалевой дома с мамой система развития ребенка от а до я читать

5 месяцев: игра в колпачок усложняется – выставляются два колпачка. На глазах малыша под один из колпачков спрятать игрушку (например, мячик) и со словами «Где мячик?» поднять пустой колпачок: «Здесь нет мячика!». Затем поднять другой колпачок: «Вот мячик!». Предлагать малышу предметы прямоугольной и треугольной формы: бруски, кирпичики, призмы. С 5-6 месяцев предлагать ребенку для занятий зеркало.

6 месяцев: значительное время должно быть посвящено развитию зрительного предвосхищения, то есть развитию ожидания того, что предмет вот-вот появится в определенном месте. Учить ребенка следить за движением падающей игрушки.

9-12 месяцев: формируем умение рассматривать игрушки и предметы, а также их плоскостные изображения. Продолжаем работу по развитию зрительного предвосхищения. Малышей обучаем ожидать появления игрушки в одном месте, а через некоторое время в другом. Развиваем умение находить спрятанную на глазах у ребенка игрушку. Значительное внимание уделяем умению различать форму двух предметов6 кирпичика и кубика. С этой целью значительное количество игр должно быть направлено на развитие действий с этими предметами.

Также вашему вниманию хотим предложить пособие Бернадской Марины Эдуардовны, в котором Вы найдете так называемые «решетки» — контрастные структурированные изображения, которые малыш может «рассматривать», лежа в кроватке. В данном пособии имеются карточки, предназначенные для определенного возраста: от рождения до 1 месяца; от 1 до 3 месяцев; от 3 до 5 месяцев. На обороте карточек дана информация, как работать с картинками-«решетками».

Подводя итог, хочется вспомнить слова Т. Бауэра «… зрительный мир младенца, вероятно, может быть подчас ошеломляюще сложным, но не бессмысленным и хаотичным, каким его долгое время считали». У новорожденных имеется потребность в сенсорном стимулировании, удовлетворение которой обеспечивает их нормальное развитие. И мы, взрослые, должны делать все необходимое для удовлетворения этой потребности.

Литература и интернет-ресурсы

1. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. – М. : Изд-во МГУ, 1973.

2. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу «Дефектология»; вып. 6. – М., Школа-Пресс, 2001.

3. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М. : Адель, 1998.

4. https://psychlib.ru/

5. https://defectus.ru

6. https://psihologia.biz

Источник

Работа по развитию зрительного восприятия

детей первого года жизни

        Еще сравнительно недавно существовала абсолютно ложная точка зрения понимания новорожденного как «вещи в себе», жизненные проявления которого обусловлены исключительно органическими потребностями.

        В 1974 году американскими учеными (Т. Бауэр, Р. Фанц и др.) были поставлены интересные эксперименты по изучению зрительного мира грудного ребенка. Ученых интересовал вопрос – что видит грудной ребенок, когда он смотрит на окружающий мир? Ощущает ли он лишь хаос пятен различного цвета и яркости, или он воспринимает и различает определенные формы предметов? Ученые разработали экспериментальный подход к изучению этого вопроса.

        Их методика вела начало от исследований на низших животных. Исследования были предприняты в 1951 году и проводились на только что вылупившихся цыплятах. Оказывается, вскоре после вылупления из яйца цыплята начинают разыскивать мелкие предметы, которые можно было бы клевать и есть. Цыплятам предъявляли ряд мелких предметов различной формы. Каждый их предметов был заключен в прозрачную пластмассовую коробочку, чтобы устранить возможное влияние осязания, обоняния или вкуса, но это не мешало цыплятам часами клевать объекты «предпочитаемой» им формы. К каждой коробочке была подсоединена электрическая цепь для регистрации ударов клювом. В эксперименте было использовано более пяти тысяч цыплят и около ста различных предметов. Полученные результаты убедительно доказывали, что цыплята обладают врожденной способностью воспринимать форму, объемность и размер. К тому же они используют эти способности с определенным «смыслом» — без всякого предварительного научения выбирают те объекты, которые скорее всего могут быть съедобными: округлые, трехмерные, близкие по величине к частицам обычного корма.

        Когда ученые решили исследовать зрительные способности обезьян, то самыми первыми испытуемыми стали детеныши шимпанзе. В качестве самого подходящего показателя стали использовать движения глаз. Детеныш лежал на спине в удобной кроватке внутри специальной камеры с одноцветной окраской стен и равномерным освещением. К потолку этой камеры прикреплялась та или иная пара тест-объектов на небольшом расстоянии друг от друга. Через небольшое отверстие в потолке можно было видеть крошечные отражения объектов в глазах животных. Когда отражение одного из них находилось в центре глаза над зрачком, ученые знали, что детеныш шимпанзе смотрит прямо на этот объект. Исследователи обнаружили явное предпочтение определенных предметов, что указывает на врожденную способность различать их.

Читайте также:  Диаграмма развития ребенка до года

        Перейдя от шимпанзе к человеку, ученые не внесли существенных изменений в методику экспериментов, если не считать того, что последним случаем не были нарушены условия повседневной жизни испытуемых.

        Интерес грудных детей к форме определялся по их реакции на различные пары фигур. Наибольшее внимание привлекали более сложные пары.

        Швейцарский педиатр Ф. Штирнеман получил сходные материалы на детях еще более раннего возраста (от одного до четырнадцати дней) и нашел, что карточки с рисунком вызывают больше интереса, чем сплошные одноцветные; дети чаще всего смотрели на «настоящее» лицо, а не на овал, где черты лица изображены в беспорядке, либо на овал с окрашенной верхней частью; большой интерес вызывала объемная фигура, а не диск.

        Последний эксперимент доказал большую привлекательность формы по сравнению с цветом и яркостью. Детям предъявлялось шесть тест-объектов – дисков, примерно 15 см в диаметре: три диска с изображением лица, концентрического круга и печатного текста, три других были однородными (красного, желтого и белого цвета). Они предъявлялись на голубом фоне. Интерес к объектам угасал в такой же последовательности: изображение лица – печатный текст – концентрические круги – однородно окрашенные диски.

        Очевидно, что с ролью зерен в жизни цыпленка сравнима та роль, которую играют в жизни грудного ребенка окружающие его люди. Самая же характерная особенность человека – строение лица. Таким образом, ученые опровергли представления о том, что новорожденного ребенка, когда он учится видеть, приходится учить с самого начала. Грудного ребенка интересуют те виды форм, которые впоследствии будут помогать ему узнавать предмет, реагировать на других людей и ориентироваться в пространстве, т.е. информация, существенная для выживания. Однако, глаза, зрительные нервные пути и зрительные отделы мозга к моменту рождения еще плохо развиты. Так, если дети в возрасте до 1 месяца различали полосы шириной 3 мм, то к 6 месяцам – 0,4 мм (на расстоянии 25 см от глаз). Однако, существует определенный критический возраст для развития данной зрительной реакции. Если эта реакция не будет «запечатлена» в критическом возрасте из-за отсутствия зрительных стимулов, то развитие будет протекать аномально, без включения зрительного компонента. Так, детеныши обезьян, выросшие в темноте на протяжении от 1 до 11 недель, натыкались на предметы, падали со столов, не могли определять положения видимых объектов, т.е. практически вели себя как слепые. Иногда  им нужны были недели, чтобы «научиться видеть». Детеныши, росшие в темноте не так долго, уже через несколько часов или дней хорошо ориентировались в пространстве и проявляли нормальный интерес к предметам видимой структуры, в то время как животных, долгое время лишенных света, больше интересовали размеры, цвет и яркость. Поэтому наша задача – не пропустить благоприятный момент для развития ребенка.

        Используя данные экспериментов, можно заниматься развитием зрительного восприятия ребенка почти с рождения.

Поскольку у грудных детей, как утверждают исследователи, существует врожденный механизм опознания человеческого лица (уже в 5-7 мин. от рождения он видит лицо), то первое пособие, которое можно использовать для развития зрительного восприятия, будет черно-белое изображение лица человека (черно-белое, т.к. цвет ребенок начинает воспринимать позже – к 3-4 месяцам). Пособие следует подвешивать над кроваткой на расстоянии 25см от глаз (большое удаление дает рассеянное изображение). Диаметр лица – 17см.

Бауэр провел эксперимент с 3-х недельными младенцами на восприятие общего движения: «Если предметы движутся, то младенцы будут прослеживать движения глазами. Если после совместного движения контуры предмета распадутся на части, которые начнут самостоятельное движение, то совсем маленькие дети обнаруживают явные признаки удивления». Рекомендуемое второе пособие для детей конца первого месяца жизни – круг или овал с выпадением одного сектора.

С 1,5 месяцев необходимо над кроваткой повесить небьющееся зеркало на расстоянии 18-20см от глаз. С полутора месяцев на стену подвешивается цветной вращающийся диск. С 2 месяцев предъявляются такие пособия: диск с печатным текстом, концентрические черно-белые круги, рисунок типа шахматной доски, куб с вертикальными или горизонтальными полосами (ширина полос равна 3мм, между полосами тоже по 3мм), игрушку для прослеживания (оранжевую или желтую), в диаметре 5-7см. На высоте,  равной 40см, перемещать на 180 градусов.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка в младенческом возрасте

Между вторым и третьим месяцами подвешенная игрушка предъявляется на высоте 40-50см под углом 45 градусов, а после трех месяцев игрушка спускается для развития ручных умений (вниз ручкой).

С двух месяцев для самостоятельного восприятия предлагаются детям книжки-раскладушки, поставленные вдоль края кроватки (ребенок, лежа на боку, рассматривает изображения). Требования к изображениям: схематические черно-белые. Можно после такого рассматривания дать ребенку погремушку со схематическим рисунком.

С 2-3 месяцев надо соединять ниткой подвешенную звучащую игрушку с ножкой ребенка или с его ручкой. Вместо игрушки можно использовать воздушный шарик,  колокольчик. Выставляются наряду с книжкой карточки с аналогичными рисунками, их можно подвесить на стену, прикрепить к кроватке. С 304 месяцев предъявляются цветные изображения человеческого лица с различными выражениями (радость, плач). Можно провести игру с ширмой и двумя дисками (синим  и желтым). За ширму прячется один диск, а появляется другой.

В 4-5 месяцев надо поиграть в «колпачок», под который прячется игрушка.

В игре с ширмой меняется цвет дисков на красный и зеленый. Используются игрушки: спрятался мячик – появилась пирамидка; спряталась большая кукла – появилась маленькая.

С 4-х месяцев можно выставлять панель-картинку с рисунками, повторяющими предыдущие: полосы, точки, спирали…

Игра в колпачок тоже постепенно усложняется: в 5-6 месяцев – 2 колпачка, в 6-7 месяцев – 3 колпачка, в 8-9 месяцев – 4 колпачка, в 9-10 месяцев – 5 колпачков. К 1 году прячется игрушка под красный колпачок, все остальные колпачки синие. Вместо игрушки можно прятать конфетку, печенье, а вместо колпачков, особенно сначала, использовать салфетки, платки.

С 7-8 месяцев ребенку предъявляется игрушка двусторонняя: с одной стороны с нарисованным черно-белым узором, с другой – цветная. Такие игрушки можно вешать на стену, подвешивать к одежде. На ощупь обе стороны игрушки тоже разные (бархатистая – шершавая, например).

В 8-9 месяцев цветные диски меняются парами и предъявляются в различных сочетаниях.

Таким образом, дети уже в самом раннем возрасте способны регистрировать большую часть информации, доступной взрослым людям, но могут перерабатывать меньшую ее долю, чем взрослые. В результате созревания, по-видимому, развивается необходимая способность к переработке большого количества информации (Т. Бауэр).

Наша задача заключается в том, чтобы увеличивать количество информации, доступной детям. И тогда возникнут благоприятные основы для их последующего развития и совершенствования.

Литература:

  1. Ст. Р. Фанц «Восприятие формы», ст. Т. Бауэр «Зрительный мир грудного ребенка» в сб. «Восприятие» (механизмы и модели), «Мир», М., 1974
  2. «Психологические проблемы семейного воспитания ребенка на различных этапах его развития. Новорожденный» (рекомендации для учителей вечерних школ к проведению факультативных занятий). Лен.,1986, Академия педагогических наук СССР.

Организация активного бодрствования детей  до 1 года.

Развитие зрительного восприятия

        Зрительное восприятие необходимо развивать с рождения. Сначала у ребенка черно-белое восприятие, поэтому ему необходимо подготовить для рассматривания такие пособия:

до 2-х месяцев:

  1. Черно-белое лицо
  2. Зеркало
  3. Круг или овал с удаленным одним сегментом
  4. Диск с шахматным рисунком, концентрическими кругами, печатным материалом
  5. Куб с вертикальными полосами и другими черно-белыми рисунками
  6. Цветной вращающийся круг
  7. Игрушки желтого или оранжевого цвета величиной 5-7см подвешивать на расстоянии 40см

с 2-3 месяцев:

1. Книжка-раскладушка с черно-белыми рисунками

2. Погремушка с черно-белыми узорами

3. Игрушка, соединенная с ножкой ребенка ниткой

4. Карточки на стену для рассматривания детьми с рук взрослого

с 3-4 месяцев:

1. Цветное улыбающееся лицо

2. Игрушка спускается к рукам ребенка

3. Перемещение желтого и синего дисков за ширмой

4. Прятание игрушек под колпачками

5. Показ из-за ширмы контрастных игрушек (мячик, пирамидка)

6. Показ из-за ширмы игрушек контрастной величины (большой-маленький)

7. Панель с четким, стимулирующим зрение , рисунком

с 5-6 месяцев

Игра в колпачки усложняется, используются 2 колпачка, в 6-7 месяцев – 3 колпачка, в 8-9 месяцев – 4 колпачка. Вместо колпачка для разнообразия используются салфеточки и т.д.

В этом возрасте надо использовать яркие игрушки с разными наполнениями, с различными по шероховатости поверхностями. Эти игрушки подвешиваются в манеж для захватывания или даются в руки ребенку. Одна сторона игрушки может иметь черно-белый рисунок, другая – цветной.

 В более старшем возрасте эти игры используют с усложнениями.

Источник