Развитие у ребенка виды чувствительности

Развитие у ребенка виды чувствительности thumbnail

Библиографическое описание:

Шокурова, Н. Ю. Развитие тактильных ощущений у детей / Н. Ю. Шокурова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8776/ (дата обращения: 16.05.2020).

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, ухаживающим взрослым, накапливают опыт тактильной чувствительности, развивают тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность. Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества или «модальности».

В качестве основных видов ощущений различают:

—          кожные ощущения — прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);

—          органические ощущения — голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т. д.

В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Проблемы развития тактильного восприятия у детей первого года жизни связываются с такими действиями, как ощупывание, схватывание и манипулирование. Под тактильным восприятием подразумевают — получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

—          лепка из глины, пластилина, теста;

—          аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

—          аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

—          конструирование из бумаги (оригами);

—          макраме (плетение из ниток, веревок);

—          рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

—          игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

—          собирание пазлов;

—          сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Известно, что почти 18 % тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 103 курск

Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Литература:

1.      Козлова С. А., Куликова Т. А., «Дошкольная психология» 2007 год.

Основные термины (генерируются автоматически): ощущение, окружающий мир, тактильное восприятие, тактильная чувствительность, предмет, материал, тактильно-двигательное восприятие, ребенок, ранний возраст, форма общения ребенка.

Источник

Высокочувствительные дети встречаются везде. Например, в Северной Америке насчитывается примерно 15–20% таких детей, но высокочувствительность часто не распознают или не понимают. Профессор Дебора Макнамара рассказала, что же мы имеем в виду, когда говорим, что ребенок «чувствительный», и как узнать, относится ли к этому типу ваш ребенок?

Чтобы понять, что такое «высокая» или гиперчувствительность, проще начать с понимания того, что ею не является. С высокочувствительными детьми часто путают тех, у кого резкие эмоциональные реакции, или тех, кто легко обижается и расстраивается. Иногда с ними путают эмпатичных детей или нежных и добрых. Хотя высокочувствительные дети выказывают некоторые из этих признаков, они нехарактерны для всех высокочувствительных детей, не помогают нам понять исходную причину отличительного образа взаимодействия наших детей с этим миром.

Высокочувствительные дети — это те, у кого есть повышенная восприимчивость к воздействию мира на их чувства. На любые чувства и ощущения — тактильность, вкус, обоняние, зрение или слух; и у каждого ребенка восприимчивость уникальна. У некоторых детей повышена чувствительность к прикосновениям и запахам, а у других — к визуальным или воздействиям на иные органы чувств. Но затронутые сферы остаются неизменными. 

Говорящие чувства

Вы вряд ли найдете двух одинаковых высокочувствительных детей. Повышенная восприимчивость к сенсорной информации оставляет их как будто без кожи перед атаками окружающего мира. 

Все может оказаться слишком: слишком большим, слишком холодным, слишком громким, слишком горячим, слишком пахучим, слишком болезненным и просто слишком подавляющим. Другими словами, эти дети быстро реагируют на «бомбардировку» возбудителями, это взбаламучивает их эмоции. 

Также они склонны быть более реактивными в такой окружающей среде, которая возбуждающе влияет на их чувства. Пример из жизни: я видела, как один мальчик на музыкальных занятиях «Вместе с мамой» несся к выходу каждый раз, когда шум в классе начинал усиливаться. Какофония звуков для него не была ни успокаивающей, ни веселой, напротив — она набрасывалась на него, затопляла, подавляла его. Но когда он инстинктивно несся к двери, чтобы сбежать, некоторым взрослым казалось, что этот ребенок непослушный, неуправляемый; а на самом деле он просто был перегружен и подавлен.

Очень важно рассматривать повышенную чувствительность не как расстройство, а как часть разнообразия человеческих темпераментов. С точки зрения эволюции, высокая чувствительность не является ошибкой. У других млекопитающих (даже у фруктовых мушек!) тоже встречается гиперчувствительность, и это еще одна причина в поддержку идеи о том, что это не сбой, а, возможно, некий способ адаптации. 

Ясно одно: чувствительным детям требуется СВОЙ взрослый для того, чтобы о них заботиться. Да, это относится ко всем детям, но в особенности — к гиперчувствительным.

Как узнать, является ли ваш ребенок высокочувствительным? 

Для СВОЕГО взрослого высокая чувствительность детей становится очевидной очень быстро. Будет понятно, что ребенок быстрее возбуждается или успокаивается от определенных ощущений или их сочетания. В некоторых случаях излишне стимулирующая среда может провоцировать или расстраивать малышей. Похожим образом ВЧР (высокочувствительный ребенок) может найти успокоение от некоторых ощущений: например, ребенок с тактильной чувствительностью может засыпать только в условиях, когда его обнимают или касаются. Или дети, чувствительные к звукам, успокаиваются гораздо быстрее под мягкие звуки материнского голоса. 

Часто у высокочувствительных детей развита необычная внимательность, даже в младенчестве. И иногда их поведение описывают таким термином, как «умен не по годам» или «видел все в этой жизни». 

  • У них может быть исключительная память, они постоянно пребывают в задумчивости. 
  • Они часто задают наводящие вопросы, которые раскрывают их уникальный взгляд на мир. 
  • У этих детей могут быть как широкие диапазоны интересов, так и узкая концентрация на конкретной сфере. 

Взрослые часто описывают ВЧР как детей живых, страстных, с большими идеями и планами. Когда они счастливы, то могут заразить своим энтузиазмом всю аудиторию, а когда расстроены, то всех вокруг затопит цунами печали. 

У меня двое высокочувствительных детей, и я, так сказать, из первых рук знаю, каково их растить и воспитывать. 

Одна из моих дочерей чувствительна к визуальной информации, которой бывает для нее слишком много. Однажды она начала кричать на незнакомых людей, чтобы они перестали смотреть на нее. Ей казалось неестественным, что незнакомые люди смотрят на нее, их внимание было нежеланным и тревожащим. По этой же причине она никогда не могла выступать или танцевать перед другими родителями в школе — «они все незнакомцы». 

Читайте также:  Развитие и уход двухмесячного ребенка

В то же время ее визуальная чувствительность имеет и свои преимущества, например, память на детали, способность видеть орнаменты в случайных линиях, создание необычных дизайнов и визуальных проектов. 

Исследователи полагают, что причиной такой повышенной восприимчивости может стать как генетический компонент, так и родовой или пренатальный опыт. Генетика играет большую роль при определении интенсивности или уклона каждого из затронутых чувств. Как уже упоминалось, это может быть любая комбинация повышенной восприимчивости пяти основных чувств. Плюс внутренние ощущения, такие как вестибулярная система (баланс), проприоцепции (чувство взаимодействия частей тела в пространстве), а также сложная сенсорная система, которую мы называем «внутренним голосом» или «чуйкой».

Родителям необходимо внимательно следить за тем, что перегружает их ребенка, когда наступает его стадия «слишком», чтобы определить, какие именно чувства в его комбинации — усиленные. Ключ к пониманию чувствительного ребенка в том, чтобы предупреждать атаки внешнего мира, понимать, как эффективно с ними справляться. 

Продолжение следует.

Об авторе:

Доктор Дебора Макнамара трудится на кафедре Института Ньюфелда. Она автор популярной книги «Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а дети растят взрослых». Также она является директором Центра консультирования по вопросам семьи и детей.

Оригинал статьи: https://macnamara.ca/portfolio/sense-and-sensitivity-understanding-the-sensitive-child/

Вольный перевод Натальи Жигилевой

Дебора Макнамара

Источник

Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является безусловно рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. [1, с. 103 ]

Спустя непродолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапное их развития. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикосновение, но и боль. Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды.

С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель. Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий крик. Чувствительность к звуку первоначально низка, но возрастает в первые недели жизни. Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивает голову в сторону источника звука.

На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку. Что касается развития речевого слуха, то ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные. Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно.

Установлено, что ребенок начинает различать цвет на пятом месяце, после чего он начинает проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам. Ребенок, начиная ощущать свет, в первое время не может «видеть» предметы. Это объясняется тем, что движения глаз ребенка не согласованы: один глаз может смотреть в одну сторону, другой в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни. Предметы и лица он начинает различать лишь на третьем месяце. С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, его величины и удаления. По отношению ко всем видам чувствительности следует заметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. Следует также отметить, что уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека. Тем не менее ощущения в известных пределах можно развивать. Развитие ощущении осуществляется методом постоянных тренировок. Именно благодаря возможности развития ощущений происходит, например, обучение детей музыке или рисованию. [2, с. 183 ]

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в норме патологии

По мере овладения новыми видами движения и их совершенствования происходит формирование ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов, в окружающем пространстве.

Зрительное восприятие в младенчестве значительно менее развито, чем у взрослого, но интенсивно развивается. В состоянии бодрствования 3-х месячный ребенок постоянно рассматривает объекты, отслеживает их взором в любом направлении, с различной скоростью и на любом расстоянии; возрастает длительность фиксации взора (до 25 секунд и дольше). Возникают так называемые инициативные движения глаз — перевод взора с одного предмета на другой без всякой внешней причины.

Младенец хорошо различает цвета, формы объемных и плоскостных геометрических фигур. В это время он уже способен предугадывать события: увидев бутылочку, реагирует радостным возбуждением (раньше кричал от голода, пока сосок не оказывался во рту). Бутылочка, на которую он смотрит, — не просто зрительный образ, а предмет, который должен оказаться у него во рту и утолить чувство голода. Можно отметить постепенную дифференциацию слуховых и зрительных психических процессов. Так, если новорожденный удерживал внимание на матери, когда она с ним разговаривала, то теперь малыш встречает появление матери улыбкой, даже если она не произносит ни слова. Зрительные образы ребенка до конца младенчества лишены константности. Знакомый предмет, по-новому ориентированию пространства, расположенный в новом месте, воспринимается как необычный. Дети обычно не узнают свою, мать, если видят ее в новом платье.

Слуховое сосредоточение тоже становится длительным. Его вызывают любые негромкие звуки, чем-либо привлекающие младенца. Зрение и слух начинают координировать: ребенок поворачивает голову в ту сторону, откуда раздается звук, ищет глазами его источник.

Ребенок не только видит и слышит. Он стремится к зрительным и слуховым впечатлениям, получает от них удовольствие. Его взор привлекает блестящие, красочные, движущиеся предметы, слух — звуки музыки, человеческой речи. Все это заметно и при простом наблюдении. Но наблюдение не может ответить на вопрос, что именно видит ребенок, как он разбирается в получаемых впечатлениях. Здесь на помощь приходит эксперимент. Эксперименты показали, что трехмесячные дети хорошо различают цвета, формы объемных и плоскостных геометрических фигур. Удалось установить, что разные цвета привлекают младенца в разной степени, причем, как правило, предпочтительными оказываются яркие и светлые (хотя это правило нельзя считать всеобщим: сказываются индивидуальные вкусы младенцев).

Обнаружилось также, что дети этого возраста очень чувствительны к новизне: если рядом с предметами, на которые ребенок части смотрит, поместить новые, отличающиеся от них по цвету или форме, ребенок, заметив его, целиком переключается на новый предмет, надолго сосредотачивает на нем взор.

С разнообразными свойствами предметов — их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и т.д. — младенец знакомиться в процессе хватания и манипулирования. К 10 — 11 месяцам ребенок, прежде чем взять какой-либо предмет, заранее складывает пальцы в соответствии с его формой и величиной. Значит, зрительное восприятие ребенком этих признаков в объектах теперь направляет его практические действия.

Ребенок исследует предметы, чтобы открыть их свойства. Прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, он ощупывает поверхность, переворачивает предмет, медленно двигает его, и только затем применяет привычные формы манипулирования. Действия ребенка, по определению Ж. Пиаже становятся инструментальными, т.е. одни объекты начинают использоваться для достижения других. Например, ребенок тянет скатерть со стола, чтобы достать объект, стоящий на ней.

Получаемые впечатления «от исследовательской деятельности» превращаются в образы восприятия, отражающие устойчивые свойства предметов, с которыми ребенок знакомится в своих действиях. Это создает почву для использования таких свойств при решении возникающих перед ребенком новых задач — для элементарных форм мышления.

На основе зрительного восприятия возникает понимание речи ребенком. Взрослый показывает предмет и спрашивает: «где то-то?» (называют его словом). В результате такого обучения складывается связь между предметом, действие с ним и словом взрослого. Возникшая в 10 месяцев начальная форма понимания речи строится на основе зрительной ориентировки. И в то же время зрительный поиск объектов управляется словом. В конце первого года жизни появляются первые слова ребенка, которые относятся к предмету.

Все это свидетельствует о том, что к концу младенчества у ребенка формируется мыслительная деятельность, которая носит главным образом наглядно-действенный характер. И на основе организуемых взрослыми движений и действий ребенка у него складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющая ориентироваться в этом мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта, которые происходят в раннем детстве.

Источник