Развитие у ребенка потребности в физическом совершенствовании

Наталья Мурыгина
Развитие у детей младшего возраста потребности в двигательной активности, интереса к физкультуре

Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение следующих целей: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, формирование основ здорового образа жизни.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Правильная организованная двигательная активность способствует формированию личности ребёнка. У него появляются такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, формируется смелость и разумная осторожность. Важно так организовать жизнь ребёнка, чтобы он полностью удовлетворил свою потребность в движении.

Первым шагом в моей работе по развитию у детей потребности в двигательной активности стало создание условий для развития и оздоровления детей. В группе сделан центр физического развития, картотека подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, пальчиковых игр. Создана предметно-развивающая среда в группе для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.

В начале учебного года я провела диагностику физического развития детей (педагогическое наблюдение).

В нашей группе дети в основном второй группы здоровья. Уже в раннем возрасте имеющие хронические заболевания.

Результаты диагностики:

Дети с хорошо развитой двигательной активностью – 15 %

Дети с недостаточно хорошо развитой двигательной активностью- 40 %

Дети, у которых двигательная активность развита слабо – 45 %

На основе полученных данных я определила перспективы индивидуальной и групповой работы по физическому воспитанию на год. Основные формы:

1 .Физкультурные занятия;

2. Утренняя гимнастика;

3. Корригирующая гимнастика после сна, массаж стоп;

4. Пальчиковая гимнастика;

5. Дыхательная гимнастика;

6. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

7. Самостоятельная двигательная деятельность детей;

8. Индивидуальная работа по развитию двигательной активности.

Основной формой организованной двигательной активности являются физкультурные занятия. В младших группах физкультурные занятия должны доставлять удовольствие, учить ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучать приемам элементарной страховки.

Я использую разнообразные формы и методы, оборудование и физические упражнения для поддержания интереса и эмоционального настроя детей на занятиях по физическому воспитанию.

1. Разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

— классические (занятия по традиционной схеме);

— игровые (занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности);

— сюжетные (построенные на одном сюжете);

Наибольший интерес для ребят представляют занятия, построенные в интересной форме, по сюжету. В своей работе я использую

• сюжетные занятия по сказкам: «Заюшкина избушка»,»Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба».

• занятия – путешествия: «Путешествие в сказочный лес», «Путешествуем на машине», «Мы едем в Африку», «В гости к зайчику».

• Занятия познавательного цикла «Зима в гости к нам пришла», «Домашние животные».

Начинаю образовательную ситуацию с мотивации, которая помогает воспитанникам заинтересоваться, увлечься. Например:

1) Появление любимого сказочного литературного героя -лисички, зайчика, котенка. 2) Использование художественного слова.

3) Рассказывание истории. («Жили- были в корзинке мячики большие и маленькие. И заспорили они, который из них летает дальше. Как узнать, какие мячи летают дальше — большие или маленькие? Давайте проверим.»)

4) Создание проблемной ситуации (Как зайчику перебраться на другой берег реки? Как помочь мишке построить ворота)

5) Использование волшебного мешочка.

6) Использование мультимедийной презентации.

В своей работе я часто использую театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций, русских народных подвижных игр, считалок.

2. Использование фольклора.

Дети активно работают на физкультурных занятиях, построенных с использованием фольклора, прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Использование малых форм фольклора, помогает детям приобщаться к русской народной культуре, развивает речь, воображение. Часто использую потешки для выполнения общеразвивающих упражнений и русские народные песни. Например, при выполнении ходьбы на носках исполняем песни «Во поле береза стояла», «По тропинке в лес идем…»

3. Использование разнообразного спортивного инвентаря: красочные флажки, ленты, платочки, кубики, кольцебросы, обручи маленькие и большие, мячи маленькие и большие, дуги, мешочки для метания на дальность. Они повышают эмоциональное состояние и активность детей при выполнении упражнений.

4. Использование различных атрибутов для подвижных игр и выполнения различных видов движений: масок для игр, картинок, игрушек.

5. Использование различных предметов (стулья, гимнастические скамейки, и т. д., природного материала (листья, шишки и т. д., овощей, фруктов, животных.

6. Использование нестандартных видов упражнений:

— Пальчиковая гимнастика помогает развивать у ребёнка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление. («Ладушки», «Замок», «Моя семья», «Апельсин» и др.)

— Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру. (Упражнения «Часики», «Трубач», «Петух», «Филин»)

— Массаж и самомассаж — способствует саморегуляции организма, регулирует кровоток. («Орех», «Теплые ручки», «Точилка»)

— Гимнастика для глаз способствуют восстановлению нормального зрения.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Для поддержания интереса к утренней гимнастике традиционную форму проведения чередую с менее традиционными. К таким формам относится проведение гимнастики в сюжетной форме, трех- четырех подвижных игр с разными движениями и разной степенью подвижности. Часто провожу гимнастику под текст стихотворения; с использованием потешек, песенок, прибауток, музыки.

В комплекс утренней гимнастики включаю:

• упражнения для мышц лица, глаз: предлагаю детям улыбнуться, нахмуриться, высунуть язык, надуть щеки.

• дыхательные упражнения (показать, как задувают свечку; как подуть на горячий чай; как разговаривает филин).

• Пальчиковые упражнения, самомассаж.

Повышению интереса к утренней гимнастике способствует использование разных атрибутов (платочки, ленточки, кубики).

Ещё одной формой развития двигательной активности является гимнастика после сна. Её цель — поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия (ходьба по массажным коврикам, заканчивается гимнастика упражнениями на дыхание. Для проведения гимнастики использую разнообразные комплексы с использованием художественного слова. Например, «Веселый зоопарк», «Прогулка по морю», «Путешествие снежинки».

Читайте также:  Ребенок три с половиной года развитие

Подвижные игры занимают большое место в жизни маленького ребёнка. В них детям так же приходится проделывать разнообразные движения: ходить в разных условиях, бегать, прыгать, бросать, лазать и т. п. Выполняя данные движения, ребята, обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. В играх детям приходится согласовывать свои действия с действиями других детей, выполнять несложные правила, например, выполнять движения в соответствии с текстом игры, убегать только после определённых слов и т. п. Это дисциплинирует ребят, воспитывает выдержку, внимание.

Прогулка — это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях. При планировании содержания прогулки я предусматриваю равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей. Во время прогулки я применяю малые фольклорные формы (потешки, считалки, русские народные игры). Использую на участке и выносные пособия: мячи, обручи, кегли, ведёрки, метёлки, лопатки, санки, ледянки.

И, наконец, хочется сказать о самостоятельной двигательной деятельности детей. Она возникает по инициативе ребёнка. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются движения. Преимущество её заключается в том, что ребёнок сам выбирает движения, двигается в своём темпе, делает паузы, чередует их.

Самостоятельную двигательную деятельность воспитанников стремлюсь связать с игрой, с предметами, игрушками, пособиями. Дети активно пользуются оборудованием физкультурного уголка (мячи, обручи, играют в подвижные игры с машинками. В группе есть уголок ряжения, здесь всевозможные костюмы, шапочки, изображающие героев народных сказок, мультфильмов, бусы, украшения. Всё это очень привлекает детей, побуждает их к двигательной деятельности.

Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию планирую в течение всего дня. Она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Я стараюсь вызвать интерес к физкультурным занятиям у каждого ребенка: выделяю застенчивых детей в роли ведущих, вовлекаю малоподвижных детей в двигательную деятельность, подбадриваю отстающих, помогаю личным примером тем, у кого не получается и т. д.

Благодаря проведенной работе у детей развивалась потребность к двигательной активности, интерес к физическим упражнениям. Сравнительный анализ данных диагностики показывает положительную динамику уровня развития детей.

Результаты диагностики:

Дети с хорошо развитой двигательной активностью– 25 %

Дети с недостаточно хорошо развитой двигательной активностью- 55 %

Дети, у которых двигательная активность развита слабо – 20 %

Источник

Ольга Бондина
«Взаимодействие с семьей для формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников»

«Взаимодействие с семьей как важнейшее условие формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников»

Цель проекта:

Формирование у дошкольников потребности в физическом совершенствовании, сохранение и укрепление здоровья детей через организацию взаимодействия с семьей.

Актуальность:

Федеральные государственные требования предъявляют высокие требования к здоровью человека, а тем более подрастающего поколения, которое является непревзойденной ценностью общества и основным критерием его благополучия. В связи с этим особое внимание должно быть уделено физическому состоянию детей дошкольного возраста, так как только здоровый человек может усвоить программу воспитания и развить те качества, которые на выходе из детского сада должен показать ребенок (любознательность, инициативность, коммуникабельность, др.)

Становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста

В перечне причин называются снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансирование образовательных учреждений и многие другие.

В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в физическом совершенствовании, формировании у детей представлений о здоровом образе жизни, возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.  Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А. И. Захаров, Ю. П. Литвинене, А. Н. Демидова, В. Я. Титаренко, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.

Проблемой работы с родителями в системе ДОУ занимались Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, В. М. Иванова, Т. А. Куликова, О. Н. Урбанская, Я. И. Ковальчук и др.

Искусство долго жить состоит прежде всего в том, чтобы научится с детства следить за своим здоровьем. То что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знании: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С. Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева) и педагогики (Ю. Ф. Змановский, В. Г. Алямовская и др.).

Успешное решение поставленных задач и выполнение требований  Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя  все направления

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и т. д.

Описание работы

На первом этапе осуществила теоретическое изучение проблемы организации мероприятий по профилактике детских заболеваний,  провела диагностику в группе, производила накопление фактического материала, характеризующего состояния изучаемой проблемы

Разработала различные формы деятельности по проекту:  на занятиях и  в игровых ситуациях старалась  донести детям нужную информацию («Быстрые ножки», «Разговор о правильном питании», «Самые полезные продукты», «Что надо есть, если хочешь стать сильным», «Где найти весной витамины», «Мебель и дети», «Красивая осанка- залог здоровья» и другие. Объединила родителей для изготовления различных атрибутов (делали флажки, шили платочки, изготавливали атрибуты для профилактики плоскостопия, для занятий физкультурой и др.)

На втором этапе было составлено перспективное планирование по физкультурно- оздоровительной деятельности  для своей   группы. Разработан перспективный план досуговых мероприятий с детьми   и картотека по подвижным играм с подробным описанием каждой игры.  Так же разработаны  комплексы закаливаний для детей с учетом того, чтобы родители в домашних условиях также могли их выполнять.    Составлена  система специально организованной работы с детьми по физическому развитию и оздоровлению детей   в течение года

Читайте также:  Таблица развития ребенка по категориям

Запланировала и провела мероприятие «Неделя здоровья». Провели совместно с родителями спортивное развлечение к 23 февраля. Участвовали в марте в конкурсе «Загляните в семейный альбом с темой «Дружная семья выбирает спорт«. В апреле приняли участие в конкурсе «01 спешит на помощь».Провела с родителями консультации и беседы по проблеме. Приготовила демонстрационный материал, папки передвижки и др. Провела с родителями во время консультации физминутку (чтобы родители использовали свой опыт при работе с детьми). Разработала картотеку подвижных игр и комплексы взбадривающей гимнастики.

На третьем этапе проведен анализ заболеваемости детей за год, итоговая диагностика, в результате которой наблюдается положительная динамика. В сентябре 2011 года я провела диагностику «Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта» Веракса. Было продиагностировано 28 детей, из которых: высокий уровень- 14%, средний — 39%, низкий — 47%.

Последняя диагностика проводилась мной в апреле 2012 года. Её результаты таковы: высокий уровень — 50%; средний уровень — 46%; низкий уровень — 4%. Провела анкетирование родителей по теме «Здоровье и спорт», которая показала высокую заинтересованность родителей в развитии физических качеств ребенка, повышение активности в совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

Источник

жанна барышева
Организация системы работы по формированию потребностей детей дошкольного возраста в двигательной активности

АКТУАЛЬНОСТЬ

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Год от года увеличивается количество взрослых людей, страдающих сердечно-сосудистыми и дыхательными заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, что является прямым следствием гиподинамии, являющейся своеобразной болезнью, определение которой звучит угрожающе: «Нарушение функций организма при ограничении двигательной активности». Эта страшная болезнь наблюдается не только у взрослых, но она становится моложе и о ней стоит говорить уже в дошкольном детстве.

Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Так, у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.

Таким образом, интенсивность и характер психофизического развития детей, здоровье зависит от их двигательной активности.

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Двигаясь, дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём.

Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы дети моей группы росли физически здоровыми и крепкими является одной из важнейших. Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, является потребность в двигательной активности детей.

1. СИСТЕМА РАБОТЫ:

Начала эту работу с изучения различных современных программ, таких как: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеева, «Я – человек» С. Козловой, «Здравствуй» М. Лазарева, «Движение день за днём» М. Руновой, «Здоровый дошкольник» Ю. Змановского. Все программы направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. За основу взяла двигательную активность как источник здоровья детей.

Мною были определены основные направления работы:

Первым шагом стало создание условий для развития и оздоровления детей. В группе сделана «Тропа здоровья», физкультурная зона, картотека подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, пальчиковых игр.

Следующей задачей стала организация работы по двигательной активности детей в течение дня. В своей работе я исходила из того, что только двигательная активность, закаливание обеспечивают здоровье, энергию, не говоря уже о хорошем настроении.

Поэтому очень важно рационально организовать режим в группе для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.

1-ый этап педагогического процесса — » Утро «- самый насыщенный воспитательно-оздоровительными задачами. Утром стараюсь планировать игры малой или средней активности. Но в то же время при планировании подвижных игр обязательно учитываю, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, ИЗО, то планирую игры средней и большей подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то планирую более спокойную окончательную игру.

Для закаливания организма, повышения работоспособности детей после ночного сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Её провожу в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов.

На занятиях по физической культуре планирую взаИмосвязь процесса обучения основным видам движений и развития потребности двигательных качеств и способностей детей.

Каждое занятие для ребенка — это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности.

У старших дошкольников контроль и оценка двигательных заданий направлены на стимулирование каждого ребенка к улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.

Особенностями проведения занятий по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.

Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного от-ношения к проявлению своей двигательной активности.

При разработке содержания воспитательных задач обращаю внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.

Вместе с тем отличительной особенностью занятий в старшей группе является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаю в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием потребности в двигательной активности. Для достижения оптимальной двигательной активности детей во время занятий по физической культуре программирую оптимальный объем, продолжительность и интенсивность ДА; распределяя её с учетом состояния здоровья детей и их физической готовленности, индивидуальных возможностей;

Читайте также:  Условия развития ребенка со сложной структурой дефекта

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности провожу динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также провожу физкультминутки, пальчиковые и телесные игры.

2-ой этап педагогического процесса – «Прогулка». В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.

Планируя прогулки, тщательно подбираю игры для прогулок с учётом возраста детей. В игры включаю различные виды движений бег, метание, прыжки и интересные двигательные игровые задания. Дети с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры- эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.

Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки провожу пробежку, например, вокруг здания детского сада, после чего нужно перейти на ходьбу. Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребность детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре. В условиях прогулки осуществляется тесное общение ребенка со взрослым. Воспитатель имеет возможность уточнять, закреплять знания, полученные детьми на занятиях, обучать тем или иным умениям.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ДВИГАЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной актив-ности (ДА). Дети 5-7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биоло-гическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.

К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала для занятий по физической культуре взаи-мосвязь процесса обучения основным видам движений и развития двигательных качеств и способностей детей.

Отличительными особенностями старших дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому во время занятий должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.

Каждое занятие для ребенка — это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической це-лесообразности.

У старших дошкольников контроль и оценка двигательных заданий направлены на стимулирование каждого ребенка к улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.

Особенностями проведения занятий по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.

Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного от-ношения к проявлению своей двигательной активности.

При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.

Вместе с тем отличительной особенностью занятий в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Эффективность занятий по физической культуре в дошкольном учреждении во многом определяется пони-манием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

• удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

• обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

сформировать навыки в разных видах движений;

• способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

• стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

• создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельно-сти, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Литература:

1. Антонов, Ю. Е., Кузнецова, М. Н., Саулина, Т. Ф. Здоровый дошкольник.

Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для

исследователей и педагогических работников. — М.: Аркти, 2000.

2. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного

возраста /М. А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2007. — №4. –

С. 10-14.

3. Емельянова, М. Н. Подвижные игры как средство формирования

самооценки /М. Н. Емельянова //Ребенок в детском саду. – 2007. — №4. —

С. 29-33.

4. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие

двигательные программы для детей 5-6 лет. — М.: Владос, 2001.

5. Кожухова, Н. Н. и др. Воспитатель по физической культуре в

дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед.

учеб. заведений. Под ред. С. А. Козловой. – М.: Издательский центр

Академия, 2002.

6. Корепанова М. В., Харламова Е. В. Диагностика развития и воспитания

дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». – М., 2005.

7. Кудрявцев, В. Т., Егоров, Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления

/дошкольный возраст/. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

8. Литвинова, М. Ф. «Русские народные подвижные игры». — М.: Айри-

Дидактика, 2003.

9. Мартынов, С. М. Нетрадиционные методы реабилитации часто

болеющих детей. — М.: Владос, 2002.

10. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. —

М., 2002.

11. Ноткина, Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического

развития детей дошкольного возраста. — Санкт-Петербург:

Детство- Пресс, 2000.

12. Потопчук, А. А., Овчинникова, Т. С. Двигательный игротренинг для

дошкольников. — С. -Пб.: Речь, 2002.

Источник