Развитие у ребенка потребности к познанию

Развитие у ребенка потребности к познанию thumbnail

Развитие у ребенка потребности к познаниюСогласно самой популярной схеме человеческих потребностей – пирамиде Маслоу – выраженное стремление к познанию окружающего мира (когнитивная потребность) характерна для весьма ограниченного количества индивидуумов. Правда, сразу оговоримся, что Маслоу выстраивал свою схему для иллюстрации потребностей и мотиваций взрослых людей. Как ни парадоксально, для подавляющего большинства малышей первых лет жизни (даже для тех, из которых вырастают потом очень равнодушные взрослые) любознательность является очень заметной чертой.

Как же реализует ребенок свои познавательные потребности?

Чтобы понять это, необходимо учитывать, как происходит развитие мышления ребенка и в каком возрасте формируются его основные навыки. Условно можно выделить несколько этапов, на которых изменяется его познавательная активность (естественно, на каждой следующей стадии он продолжает активно пользоваться тем инструментарием, который он освоил на этапе предыдущем).

Получение непосредственного опыта (от рождения примерно до 2-х лет)

На этом этапе ребенок собирает и в какой-то степени структурирует информацию, полученную им непосредственно с помощью своих органов чувств. В первые месяцы жизни ведущие “каналы” для него – осязание, обоняние и вкус (80% информации об окружающем мире он получает с их помощью). Примерно к двум месяцам у малыша практически полностью формируется слух – некоторые дети в этом возрасте уже с удовольствием слушают музыку, даже демонстрируя определенные предпочтения. После 4 месяцев начинается развитие мелкой моторики рук ребенка – и вот он с удовольствием начинает исследовать окружающую обстановку, хватая все доступные предметы. В это же время он учится владеть своим телом: переворачивается, пытается садиться. К 8 месяцем у него формируется зрение, приближенное к зрению взрослого; после 9 месяцев он способен самостоятельно передвигаться по комнате и исследовать предметную среду.

На этом этапе дети, безусловно, уже демонстрируют предпочтение разных видов активности, разных типов информации (слуховой, зрительной, осязательной и т.д.). Но в целом все малыши очень любопытны и с удовольствием постигают пределы возможностей своего тела и свойства окружающих их объектов.

Познание через язык (примерно 2-2,5 года)

Примерно в 2-2,5 года ребенок настолько овладевает речью, что начинает использовать этот навык “в полную силу” для пополнения своего багажа знаний об окружающем мире. Благодаря этому он получает информацию не только о тех объектах, которые его окружают, или о явлениях, с которыми он непосредственно имел дело, но и о каких-то незнакомых ему предметах или вообще об абстрактных понятиях. Получается, что, научив ребенка говорить, вы даете ему новый инструмент для удовлетворения своих познавательных потребностей.

Познание через анализ и синтез (после 5-6 лет)

К 6-7 годам дети овладевают первыми приемами анализа и синтеза. Они могут прослеживать причинно-следственные связи между событиями, соотносить частное и общее – иными словами, используя возможности собственного мышления, ребенок может начать формировать свое представление о мире (предыдущая стадия сводилась к тому, что малыш просто усваивал “закодированную” в языке информацию, которую до него доносили окружающие). Благодаря этим способностям человек может стать блестящим мыслителем.

Почему же это происходит далеко не всегда, и, как показывает статистика, по достижении определенного возраста (обычно это поздний подростковый возраст – 16-17 лет) для многих людей познавательная активность перестает представлять какой бы то ни было интерес? Есть ли возможность выбрать такой воспитательный подход, при котором ребенок и в детстве, и в более старшем возрасте будет стремиться реализовать свое стремление к познанию окружающего мира?

Разумеется, такая возможность есть. Поощрять познавательные потребности ребенка можно и нужно, вот несколько рекомендаций, как можно делать это эффективно.

Итак, для того чтобы поощрять познавательную активность ребенка:
  1. Обязательно в полной мере удовлетворяйте эмоциональные потребности ребенка и потребность в безопасности. Чувство доверия к миру, который предстоит исследовать, – самый важный “фундамент” для дальнейшего развития. Если же этого нет, то даже малыши с самым блестящим потенциалом не смогут реализовать его в полной мере, воспринимая новые возможности как источник потенциальной угрозы.
  2. Старайтесь стимулировать гармоничное сенсорное развитие ребенка, иными словами, тренировать все каналы восприятия: осязание, обоняние, слух, зрение, вкус. Возможно, в этом вам помогут какие-то из методик раннего развития детей. В первые месяцы жизни ребенка лучше отказаться от пеленания и как можно реже использовать соску-пустышку: во время сосания ребенок фиксируется в основном на ощущениях, получаемых во время этого процесса, и меньше внимания уделяет окружающему миру.
  3. Дайте карапузу возможность самому получать опыт, в том числе и негативный. Когда вы учите ребенка ползать или ходить, будьте готовы к синякам и шишкам, и не пытайтесь совсем их избежать: негативный опыт нужен, чтобы учиться на своих ошибках. Не ставьте ребенку слишком много ограничений; если вы что-то запрещаете, будьте готовы обосновать ему свою позицию.
  4. Стимулируйте его творческую активность, читайте ему побольше книг, поощряйте его стремление задавать вопросы.
  5. Учите его правильно распределять свое время и тратить его только на нужные вещи. Найдите ребенку хобби (см. статью “Чем занять ребенка? Несколько идей детского хобби”), которое поможет ему раскрыть его способности и одновременно будет стимулировать его познавательные потребности. Научите его преуспевать в своем увлечении – пусть знает, что интеллектуальная деятельность тоже может ассоциироваться с понятием “успех”.
  6. Станьте ребенку другом, к которому он всегда сможет обратиться с самым неожиданным вопросом
Читайте также:  Умственное развитие ребенка дошкольника в семье
Также читайте:

Источник

Развитие у ребенка потребности к познанию

Искусством воспитания нельзя овладеть раз и навсегда. С возрастом потребности ребенка изменяются, и родителям необходимо научиться чутко реагировать на эти изменения. По моему мнению, у всех детей всех возрастов есть пять основных потребностей: потребность в уважении, потребность чувствовать собственную значимость, потребность в приятии, потребность чувствовать связь с другими людьми и потребность в безопасности.

Я назвал их основными, поскольку успешная реализация этих надобностей — краеугольный камень воспитания эмоционально здорового ребенка. Для родителей эти потребности — словно дорожная карта, с помощью которой можно и нужно корректировать свои действия, оценивать педагогические успехи, развивая сильные стороны детского характера и сглаживая недостатки ребенка.

  1. Потребность в уважении
  2. Потребность ощущать собственную значимость
  3. Потребность принятия
  4. Потребность чувствовать связь с окружающими
  5. Потребность в безопасности

Любовь

Возможно, вы уже задавали этот вопрос: «А как же любовь? Почему ее не включили в число пяти основных детских потребностей?» Я не упоминю о любви умышленно, и вовсе не потому, что недооцениваю ее значимость, — наоборот, важность любви невозможно переоценить. Просто само слово «любовь» приобрело так много разных оттенков, что утратило часть своей силы и смысла.

Слова «я тебя люблю» звучат порой банально, бессмысленно, часто они просто сбивают нас с толку. В одном интервью молодая женщина так пересказывает свой разговор с матерью — они долгое время жили порознь. «Ну ты же знаешь, как мы тебя любим, дорогая? — спрашивает мать. — Разве мы не твердим все время об этом?» На что дочь сердито отвечает: «Любовь? Да что вы знаете о любви? Вы только говорили, что любите меня, но по вашим действиям я этого не заметила!»

Есть родители, которые унижают или игнорируют ребенка, а потом говорят ему «мы тебя любим», надеясь, что эти слова как-то сгладят их безобразное поведение. Слишком часто любовь отождествляется с фразой «я тебя люблю». Если бы одних только слов было достаточно, процент разводов не был бы столь высоким. Семьи разваливаются не потому, что кто-то из супругов перестает говорить о любви. Это происходит из-за того, что люди перестают с любовью друг к другу относиться. Если любви нет в поступках супругов — то все труднее верить словам.

Большинство родителей действительно любят своих детей — это естественно. Но это не значит, что все эти родители умеют себя вести как любящие отцы и матери. Одна женщина рассказывала мне, как некий авторитет в области воспитания уверял ее, что нужно просто любить ребенка, вести себя честно и искренне — и все будет отлично.

Любовь, искренность и честность, конечно, очень важны. Но «не все то золото, что блестит». Я помню одного отца, который постоянно бранил и унижал своего сына, обзывая его толстяком, лентяем, дубиной и еще бог весть кем. Этот сын, уже взрослый мужчина, страдает и мучится до сих пор. А ведь отец любил его, честно и открыто выражал свои мысли и был вполне искренен.

Итак, на вопрос «А как же любовь?» я отвечаю, что без любви обойтись, конечно же, невозможно и что говорить ребенку «я тебя люблю» тоже нужно, но этого будет явно недостаточно: любовь должна быть подтверждена делами. Вот почему слово «любовь» в моем восприятии — скорее не существительное, но глагол, а «поступать как любящие родители» означает обращаться с ребенком так, чтобы на душе у него было светло, радостно и спокойно. Залог эмоционального здоровья ребенка — стремление родителей вести себя так, чтобы дети чувствовали: их уважают, ценят, принимают такими, какие они есть, включают «в команду» и защищают — это и есть лучший способ доказать свою любовь.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка с нарушением речи

Потребность в уважении

Детям необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к ним должно быть самым внимательным, обращение — вежливым и обходительным. Детям нужно, чтобы их ценили и видели в них полноценных людей, а не «довесок» к родителям, которым можно помыкать по собственному усмотрению. Детям необходимо, чтобы их уважали как независимых личностей, обладающих собственной волей и желаниями.

Если обращаться с ребенком без должного уважения, его самооценка будет резко снижаться, он будет вызывающе держаться с окружающими. В конечном счете он совсем отобьется от рук. Дети, чьи родители относятся к ним как к существам второго сорта, часто просто-таки уверены, что с ними что-то не так, — нередко это становится их подсознательным убеждением. См. →

Потребность ощущать собственную значимость

Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что «я что-то таки значу». Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте.

Если дети не чувствуют себя нужными и полезными (а в наше время это одна из главных детских проблем), если у них не получается удовлетворить эту свою потребность «законно», дети, скорее всего, попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безобидным способом. Они могут взбунтоваться, озлобиться, начать дерзить, могут связаться с какой-то бандой или шайкой; пристраститься к наркотикам, начать вести беспорядочную половую жизнь, стать на путь преступления. См. →

Потребность принятия

Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность, а не просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального сына или дочери.

Это означает, что дети вправе иметь свои суждения, свои чувства, желания и представления о мире. Мы должны признать, что чувства не плохи и не хороши — они просто существуют. Принимать — не значит одобрять, соглашаться или проявлять свое снисхождение. Принимать чувства ребенка — это значит признавать, что дети, как и все люди, наделены своими чувствами и что эти чувства не надо подавлять, не надо их бояться — их надо принимать, понимать и обсуждать, при необходимости совместно с ребенком работая над их развитием. См. →

Потребность чувствовать связь с окружающими

Детям необходимо чувствовать себя «в команде». Им нужно, чтобы о них не забывали и позволяли участвовать в происходящих событиях. Между тем вспомните, сколько раз вы слышали и произносили реплики: «Нет, не сейчас. Подрасти сначала», «Ты еще маленький, тебе еще рано».

Если люди занимаются каким-то делом сообща, они острее чувствуют существующую между ними связь. Работа по дому или совместный досуг дают нам возможность стать ближе друг другу, чему-то научиться и помочь другим. Если ребенок чувствует крепкую связь со своими близкими, он сможет успешно противостоять негативным воздействиям извне. Также повышается и вероятность того, что он захочет быть похожим на кого-то из домашних. См. →

Потребность в безопасности

Защитить ребенка означает создать стабильное, безопасное, спокойное и внимательное окружение, в котором ребенок будет чувствовать, что его любят и оберегают, а намерения и поведение близких ему людей продиктованы искренней заботой о его благополучии.

Искусство обхождения с детьми — это, в том числе, искусство балансировать между свободой и контролем. Определенные ограничения неизбежны, без ограничений дети не смогут чувствовать себя в безопасности. Вседозволенность порождает тревогу, ребенок постоянно будет чувствовать какую-то опасность, а незрелость и отсутствие опыта сделают его и вовсе беспомощным. См. →

Источник

Познавательная
потребность

точнее — потребность во внешних
впечатлениях. Как таковая — как
потребность в приобретении новых знаний
— складывается лишь в ситуациях,
способствующих осознанию необходимости
этих знаний для жизни и деятельности.
Развитие потребности в знаниях тесно
связано с общим развитием личности, с
ее умением и навыками находить в
содержании изучаемых наук и во внешней
действительности ответы на жизненно
важные вопросы.

Уровни:

1)
начальный уровень этой потребности —
это потребность во впечатлениях. На
этом уровне индивид реагирует первым
делом на новизну стимула. Потребность
во впечатлениях составляет фундамент
познавательной потребности.

2)
потребность в знаниях (любознательность).
Она выражается в интересе к предмету,
склонности к его изучению, любви к чтению
книг и т. д. Познавательная потребность
на уровне любознательности носит
стихийно-эмоциональный характер и чаще
всего не имеет социально значимого
продукта деятельности.

3)На
высшем уровне познавательная потребность
имеет характер целенаправленной
деятельности и приводит к общественно
значимым результатам.

Формы:

1)Первой
формой проявления потребности в познании
является усвоение готовых знаний
(усвоение знаний, их интеграция,
систематизация и, наконец, потребность
в накоплении знаний).

Читайте также:  Карта развития ребенка психолога в доу по фгос

2)Второй
ее формой выступают исследование
действительности с целью получения
нового знания, анализ впечатлений,
интерес к проблемным ситуациям и,
наконец, стремление к целенаправленной
творческой деятельности.

Познавательная
потребность различается также по широте
и глубине познания, по интенсивности
(экстенсивности) познавательной
деятельности. Тот круг деятельностей,
в которые включен ученик, побуждается
разнообразными потребностями. В процессе
обучения учителю важно поддержать, в
частности, развитие познавательных
потребностей ребенка: в младших
классах-его любознательности, в средних
и старших — потребности в творческой
деятельности. Потребность, <находя>
предмет, способный ее удовлетворить,
становится мотивом, направляющим
соответствующую деятельность.Возрастная
динамика развития познавательных
потребностей.
В
психологии познавательная потребность
далеко не сразу приобрела права
гражданства. Долгое время ученые считали,
что эта потребность лишь обслуживает
все другие.Интерес
к познанию реального мира — один из
наиболее фундаментальных и значимых в
детском развитии. Психолог Л. И. Божович,
обобщая большое количество эмпирических
данных, пришла к выводу, что уже на
третьей-пятой
неделе жизни у
ребенка возникает потребность во внешних
впечатлениях, появление которой знаменует
собой переход от новорожденности к
младенческому возрасту. Этой потребности
предстоит сыграть решающую роль во всем
дальнейшем развитии ребенка. Новая
потребность существенно отличается от
появившихся ранее простых органических
потребностей — в пище и тепле. Если
«двигателем» последних является
в большей мере стремление преодолеть
отрицательные эмоции (избавиться от
неприятных ощущений, дискомфорта), то
в основе новой потребности лежит
положительная эмоция — элементарная
радость познания. Поэтому данная
потребность относится к категории
«ненасыщаемых». Если потребность
в пище по мере насыщения теряет свою
побудительную силу, то новые впечатления
не только вызывают все новые положительные
эмоции, но и развивают любознательность.
Годы
преддошкольного и дошкольного детства
проходят
под знаком быстрого развития этой
потребности — познать такой сложный и
вместе с тем такой привлекательный
окружающий мир. И вот ребенок подходит
к порогу
школы.
К этому времени его познавательная
потребность достигает нового уровня,
что выражается в возникновении интереса
к решению собственно познавательных
задач, приобретению новых знаний и
умений в процессе учения. Эта потребность
находит свое удовлетворение в школьном
обучении. Однако проходит некоторое
время, и возникает странная, парадоксальная
ситуация. Психические функции ребенка
совершенствуются — развиваются
наблюдательность, логическая память,
основные мыслительные операции (анализ,
синтез, абстракция, обобщение), более
устойчивым становится внимание, и вместе
с тем познавательная
потребность как таковая во многих
случаях не только не поднимается на
более высокий уровень, но проявляется
гораздо менее ярко, чем на предыдущем
возрастном этапе.

Исследователи
описывают группы детей, у которых с
возрастом существенно снижается
«познавательный потенциал». Психолог
З.И.Калмыкова, обстоятельно изучив
особенности мышления таких детей,
отмечает, что чем старше дети, тем больше
у них разрыв между словесными формулировками
и той конкретной действительностью,
которую они должны отражать. Эти школьники
как будто формулируют обобщенные
суждения, но словесные формулировки
маскируют пассивность мысли, стремление
уйти от интеллектуального напряжения.
Продуктивное мышление (мышление,
выступающее как способность к приобретению
новых знаний, способность к учению)
подменяется механической репродукцией
известных положений. Проявление
познавательной потребности существенно
зависит от личностной позиции школьника.

Проявление познавательной потребности
существенно зависит от личностной
позиции школьника. Поставить школьника
в активную позицию по отношению к
усваиваемым знаниям — в этом условие не
только развития познавательной
потребности, но и эффективного воспитания
его способностей.

55. Концепция
одаренности Дж. Рензулли.
Среди
современных зарубежных концепций
одаренности самой популярной названа
теория Джозефа Рензули. Он считает,
что поведение одаренного чело­века
отражает взаимодействие между тремя
основными группами качеств: это общие
или специальные способности выше
среднего, высокий уровень включенности
в задачу и высокий уровень креатив­ности.
Одаренный человек обладает ими либо
способен к развитию этой системы качеств
и приложению ее к любой потенциально
цен­ной области человеческой
деятельности.Согласно
теории Дж.Рензулли, одаренность есть
сочетание трех основных характеристик:
интеллектуальных способностей
(превышающих средний уровень), креативности
и настойчивости (мотивация, ориентированная
на задачу). Кроме этого, в его теоретической
модели учтены
знания (эрудиция) и благоприятная
окружающая среда
(схема).
Принципиально
важно то, что Дж. Рензулли предлагает
считать одаренным не только того, кто
по всем трем основным параметрам
превосходит сверстников, но и того, кто
демонстрирует высокий уро­вень хотя
бы по одному из них. Таким образом,
контингент одарен­ных существенно
расширяется по сравнению с тем небольшим
про­центом детей, которых обычно
выявляют при помощи тестов
интеллекта, креативности или по
тестам достижений.

 Развитие у ребенка потребности к познанию

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник