Развитие у ребенка мелкой моторики рук анкеты
Уважаемые родители!
Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Просим Вас принять участие в анкетировании, целью которого является выяснение Вашей заинтересованности и информированности в вопросах развития мелкой моторики у дошкольников. Ваши искренние ответы позволят педагогам найти пути для установления более тесного сотрудничества с Вами в вопросах развития мелкой моторики дошкольников.
Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, то допишите его.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество!
Ваш пол ___Ваш возраст ___Образование ___
Возраст Вашего ребенка ___Пол Вашего ребенка ___
- Знаете ли вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.
2. Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?
а) детском саду; б) ТВ; в) в интернете; г) подсказывает своя интуиция;
д) свой вариант (напишите)______________
3. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие способы используете в своей практике? (перечислите)____________________________
4. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего ребенка? (нужное подчеркните)
— шнуровки;
— вкладыши;
— кубики (пластмассовые или деревянные);
— мелкий конструктор;
— дидактические игры;
— мозаики;
— пазлы, разрезные картинки;
— пирамидки;
-дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и
прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками,
кнопками, «липучками»);
— специальная детская литература с пальчиковыми играми.
5. Доступно ли ребенку в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)
а) да; б) иногда; в) нет.
6. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)
а) да; б) иногда; в) нет.
7.. Разрешаете ли Вы ребенку играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)
а) да; б) иногда; в) нет.
8. Какие развивающие игры предпочитаете покупать ребенку Вы? (перечислите). ______________________________________
9. Укажите ведущую руку Вашего ребенка (нужное подчеркните)
а) правая; б) левая; в) обе; г) затрудняюсь ответить.
10. В каком возрасте нужно начинать развивать моторику руки?
а) в младенчестве; б) 3-4 лет; в) 7 лет; г) свой вариант_____________
11. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)
а) да; б) иногда; в) нет.
- Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?
а) родительское собрание; б) мастер – класс; в) индивидуальная беседа; г) консультации в родительском уголке; д) никакая, информации хватает вполне.
- Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
а) да; б) не знаю; в) нет.
Источник
Людмила Зезера
Анкета для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»
1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?
— Да
— Затрудняюсь ответить
— Нет
2. Как вы думаете когда можно начинать развивать мелкую моторику?
— В младенчестве
— 3-7 лет
— в школе
3. Есть ли у вас дома игры на развитие мелкой моторики? Укажите какие?
___
___
4. Используете ли Вы нетрадиционный материал для развития мелкой моторики? Выберите из предложенного и добавьте свой.
— Крупа, природный материал
— Пуговицы, бусины, нитки
— Конструктор, мозаика
— Кубики, пирамидки, матрешки.
5. Откуда используете информацию о видах развития мелкой моторики?
— В детском саду
— Литература
— В интернете
— Подсказывает своя интуиция
6. Любит ли ребенок выполнять задания? Как он это делает?
— Пассивно
— Активно
7. Какая форма работы Вам наиболее комфортна?
— Родительское собрание
— Открытые просмотры
— Мастер – класс
— Индивидуальная беседа
-Консультация
— Материал в родительском уголке
— Никакая, информации хватает вполне.
8. Готовы ли Вы участвовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
— Да
— Не знаю
— Нет
9. Что нового по этой теме Вы хотели бы узнать?
___
Публикации по теме:
Анкета для родителей «Игра в жизни вашего ребенка»
Анкета «Игра в жизни вашего ребенка» Уважаемые родители! Пожалуйста, в каждом вопросе выберите и подчеркните нужный вариант ответа или.
Анкета для родителей «Здоровый образ жизни вашего ребенка»
Цель анкеты: Выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом.
Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать»
«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.
Консультация для родителей детей раннего возраста «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать»
ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ПОЧЕМУ ВАЖНО ЕЕ РАЗВИВАТЬ В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости.
Консультация для родителей «Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать?»
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких.
Консультация для родителей «Мелкая моторика»
Консультация для родителей Мелкая моторика Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику? • Запускать пальцами мелкие.
Консультация для родителей «Мелкая моторика — что это? Нужно ли развивать мелкую моторику рук?»
Изъясняясь понятно и кратко, мелкая моторика – это ловкость рук. Вокруг много взрослых людей, у которых все валится из рук, движения их.
Консультация для родителей на тему «Мелкая моторика рук в раннем возрасте»
Что же такое мелкая моторика? Это движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том,.
Памятка для родителей «Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать?»
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких.
Рекомендации для родителей «Как игры на кухне с детьми влияют на счастливое будущее вашего ребенка»
Как игры на кухне с детьми влияют на счастливое будущее вашего ребенка Кухня — это серьезно, кухня — это опасно, и здесь нет места детским.
Источник
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Вот и стал Ваш ребенок воспитанником детского сада. Он посещает наше дошкольное учреждение, где ему приходится на некоторое время оставаться без Вас. Мы хотим помогать малышу в Ваше отсутствие шагать по тропинке развития. А для этого нам необходимо лучше узнать и понять Вашего малыша. Поэтому просим Вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».
Ваши ответы помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу.
1. ФИО заполняющего анкету (заполняется по желанию) _____________________________________________________________________________________
2. Фамилия, имя ребёнка (заполняется по желанию) _____________________________________________________________________________________
3. Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей? (нужное подчеркните)
Знаю. Смутно представляю. Не знаю.
4. Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей правильным? Почему? (нужное подчеркните)
Да, потому что…___________________________________________________________
Нет, потому что…__________________________________________________________
Затрудняюсь ответить.
5. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)
Знаю. Смутно представляю. Не знаю.
6. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике? (перечислите) _____________________________________________________________________________________________
7. Имеются ли дома у Вас специальные пособия, игры, литература по данной теме?
(нужное подчеркните)
8. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего малыша? (нужное подчеркните)
— Шнуровки.
— Вкладыши.
— Кубики (пластмассовые или деревянные).
— Мелкий конструктор.
— Дидактические кубы.
— Мозаики.
— Пазлы, разрезные картинки.
— Пирамидки.
— Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).
— Специальная детская литература с пальчиковыми играми.
9. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)
Да. Иногда. Нет.
10. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)
Да. Иногда. Нет.
11. Разрешаете ли Вы малышу играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)
Да. Иногда. Нет.
12. Какие развивающие игры предпочитаете покупать малышу Вы? (перечислите). ___________________________________________________________________________________________
13. Укажите ведущую руку Вашего малыша (нужное подчеркните)
Правая. Левая. Обе. Затрудняюсь ответить.
14. Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по вопросу «Какие средства развития и активизации речи детей Вы знаете» (помимо стимулирования и развития мелкой моторики рук) _________________________________________________________________________
14. Мы будем рады, если Вы поделитесь с нами Вашим опытом и предлагаем принять участие в родительском собрании на тему: «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования у детей раннего возраста », которое состоится …
15. Задавайте вопросы. Мы вместе найдем решение
Уважаемые родители!
Мы хотим, чтобы Вы понимали, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не может сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.
Спасибо за уделенное нам внимание. Надеемся на взаимопонимание!
Источник
ковалева наталья
Анкета по вопросу о развитии и влиянии мелкой моторики на организм младших дошкольников
1. Что такое мелкая моторика?
1. развитие движения пальчиков ног;
2. развитие координации движения;
3. развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.
2. Когда должна начинаться работа по развитию мелкой моторики?
1. с момента рождения;
2. с 2 лет;
3. с момента поступления в школу.
3. Влияет ли мелкая моторика на интеллектуальное развитие?
1. да;
2. нет.
4. Можно ли стимулировать развитие речи детей, развивая мелкую моторику?
1. да;
2. нет
5. Есть ли у Вашего ребенка дома в свободном пользовании карандаши, фломастеры, кисти, краски, пластилин, глина, ножницы?
1. да;
2. нет.
6. С какого возраста нужно привлекать ребенка к самообслуживанию (застегивать, расстегивать, завязывать?
1. с 1,5 лет;
2. с 2 лет;
3. с 3 лет.
7. Позволяете ли Вы действовать ребенку с предметами домашнего обихода?
1. да;
2. нет.
8. Как часто Вы дома с детьми играете в настольные игры?
___
9. Влияет ли развитие мелкой моторики на физическое развитие Вашего ребенка?
1. да
2. нет
10. Хотели бы Вы принять участие в проведении проектной деятельности о влиянии мелкой моторики на физическое развитие Вашего ребенка?
1. да;
2. нет.
11. Какие вопросы Вы хотели бы рассмотреть в ходе исследования по данной теме?
___
___
Публикации по теме:
Роль мелкой моторики в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
Роль мелкой моторики в развитии речи детей
Эти прекрасные слова принадлежат известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Это не просто красивые слова. Доказано, что тонкая работа пальцев.
«Веселые овечки». Аппликация из салфеток — отличный способ развития мелкой моторики младших дошкольников
Использование салфеток как материала для изготовления поделок, явление само по себе не новое. Но один из способов применения такого подручного.
«Значение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей»
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал.
Итоговое занятие во второй группе по развитии мелкой моторики рук.
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Консультация для родителей «О развитии мелкой моторики»
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ: «О РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК». Сегодня мы поговорим о том, какие пальчиковые игры для детей 2-3 лет являются наиболее.
Мастер-класс: пособие для развития мелкой моторики младших дошкольников «Занимательные дорожки»
Известно, что работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка.
Обобщение опыта работы «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики»
Проект: «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» «Ум ребенка находиться на кончиках его.
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики кисти рук у младших дошкольников
В нашей 1 младшей группе мы уделяем большое значение развитию мелкой моторики рук у детей. Пальчиковый театр представляет не только эту.
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Актуальность темы: Работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими.
Источник
Ирина Маркова
Консультация-практикум «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»
Цель:
• показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
• обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи, всех психических процессов у дошкольников дошкольника;
• научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
Подготовительная работа:
1. Организация выставки литературы и пособий
2. Изготовление памяток для родителей
3. Подготовка презентации
4. Подготовка раздаточного материала для практикума
Оборудование: презентация
— мультимедийная установка
-клубки, карандаши, орехи, зубные щетки
-макароны, крупы, подносы, лотки
-картон с отверстиями, леска
-шаблоны головы, нитки, ножницы
Ход:
О важности развития мелкой моторики дошкольников вы, конечно, хорошо знаете. Сегодняшнею нашу встречу я предлагаю посвятить этой теме. Хочу представить вашему вниманию презентацию «Развитие мелкой моторики» и несколько практических советов.
Представление презентации.
Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, опытом, как Вы дома развиваете руку ребенка.
А теперь приглашаю вас вместе с детьми на практическую часть.
Перед вами лежат предметы, которые есть в каждом доме и с помощью которых возможно прекрасно заниматься с детьми.
1. Разогреем пальчики мы пальчиковой игрой:
Разотру ладошки сильно (растираем ладони)
Каждый пальчик покручу … (захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги)
затем руки я помою… («моют руки»)
пальчик в пальчик я вложу (пальцы складывают в «замок»)
на замочек их закрою
и тепло поберегу.
Выпущу я пальчики –
Пусть бегут, как зайчики (расцепляют пальчики и перебирают ими)
2. А можно помассажировать любыми предметами, которые окажутся под рукой. Это и карандаш, орехи, клубочки, старая зубная щетка.
3. А теперь поиграем с крупой или макаронами, имитируя движения с тестом. Можно читать небольшие стишки:
Месим, месим тесто.
Есть в печи место.
Будут, будут из печи
Булочки и калачи.
А из макарон сделать бусы.
4. Можно смешать крупы и сортировать их.
А беря по одному зернышку набрать горсть. Рассыпать крупу на столе и нарисовать узоры.
5. Дома практически всегда есть спички или зубочистки. Их можно превратить в интересную постройку или выложить картинку.
6. Шнурки тоже можно приспособить, завязывая или развязывая узелки.
А нитки сматывать в клубки или наматывать на карандаш, устраивая соревнования.
7. Можно не просто развивать ручки ребенка. А одновременно заниматься творчеством. Например, вырезать шаблон головы, сделать отверстия и вдевая нитки получить красивую прическу.
8. Положительное влияние на мелкую моторику оказывает шитье, а если ребенок мал, то можно заменить нитку с иголкой на леску.
9. Хорошо развивает пальчики работа с соленым тестом и пластилином. Можно лепить не только предметы, но и буквы, цифры, создать целые картины. Чем меньше слепленные детальки, тем лучше развивается моторика
Конечно, это лишь малая часть того, чем можно развивать мелкую моторику в домашних условиях, но я буду рада, если эти советы вам пригодятся.
А в помощь предлагаю вам памятки по развитию мелкой моторики, а также посмотреть выставку специальной литературы и пособий.
Спасибо за внимание.
Источник
Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.
Общее понятие и особенности мелкой моторики детей
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).
Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.
Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2. Ладушки
Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
3. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
4. Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
5. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
6. Вкладыши-мисочки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
7. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
8. Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
9. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
Игрушки для развития мелкой моторики
10. Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.
11. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
13. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
14. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.
15. Собирание мозаик и паззлов
Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.
16. Вырезание
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.
Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
Источник: сайт Развитие.ру
Источник