Развитие у ребенка дошкольного правильной речи

Развитие у ребенка дошкольного правильной речи thumbnail

Речь маленького человека – один из основных показателей его развития. Чем более понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы. Однако, в последние годы все больше и больше детей говорят нечетко, невнятно, с многочисленными ошибками в произношении (к примеру, дошкольник имеет фонетико-фонематическое недоразвитие речи), перестановками букв, слогов. Это, несомненно, ведет к тому, что малыша не понимают или лишь догадываются о том, чего же он хочет.

Грамотная речь (активный словарный запас) способствует познанию окружающего мира, помогает узнавать что-то новое. Следовательно, активно развиваются психические познавательные процессы – внимание, память, мышление.

Очень важно принимать активное участие в жизни ребенка всем членам семьи (особенно в первые несколько лет его жизни). Тем самым помогать осваивать новый для малыша навык – учиться разговаривать: сначала произносить отдельные звуки, затем слоги, слова и, наконец, связные предложения.

Общение в семье — важная составляющая развития речи ребенка

От того, насколько каждый взрослый включен в общение с малышом, будут зависеть его успехи. На начальных этапах маленький сын или дочка наблюдает, потом подражает и только затем учится произносить самостоятельно.

Точное определение

Понятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, которая исторически возникла посредством языка. Язык необходим нам для общения, так как он включает в себя различные средства (лексику, фонетику, грамматику).

Актуальность

Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время.

Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие взрослые люди активно развивают и усовершенствуют свою речь, свои речевые навыки.

Статистика

Данные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности.

Факторы, от которых зависит развитие речи

Факторы, влияющие на развитие речи

Каждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:

  1. Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание. Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность, а также предупредить развитие болезни. В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект либо подготовиться к последующей коррекции. Например, укороченная уздечка не позволяет языку полноценно двигаться в ротовой полости, и он не достает до нёба. Тем самым она предопределяет возникновение неправильного звукопроизношения.
  2. Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.). Самая хорошо известная и любимая игра − «Волшебный мешочек».
  3. Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой. Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то подмигнет, кому-то «агукнет», а кому-то скажет что-то).
  4. Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д. Поэтому важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.

К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.

Этапы формирования речи

Развитие связной речи у дошкольников

Речь новорожденного начинает развиваться сразу после его рождения. Речевые навыки развиваются параллельно с физическим и умственным развитием ребенка – осваивая новые движения и делая определенные успехи в интеллектуальном плане, речь обогащается, увеличивается активный и пассивный словарный запас.

Таким образом, ребенок приобретает свой собственный речевой и мыслительный опыт.

Считается, что речь развивается по двум направлениям:

  • Практический опыт малыша – используя язык на практике, в творческой деятельности, он тем самым расширяет свои речевые возможности.
  • Специально организованное обучение – закрепление и совершенствование речевой и языковой практики происходит в детском саду, школе и других учебных заведениях. На самом деле, освоение речи происходит постоянно, даже во взрослом возрасте.

Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:

  1. Первый этап − подготовительный, или пассивный. Возраст – от рождения до 1 года. Данный этап является основополагающим, потому что характеризуется появлением первого крика, эмоциональных откликов на общение с родителями, близкими людьми, первыми поворотами головки на звуки, лица родных, готовностью к игровым действиям, реакцией на слова и др. Основной источник получения информации об окружающем мире – пальчики и рот, куда отправляется все, что попадается под руки. Появляются первые звуки, звукокомплексы, слоги.
  2. Второй этап. Автономный, или преддошкольный. Возраст – от года до 3 лет. Появляются первые слова и фразы, которые могут быть сказаны не совсем правильно. Дошкольник учится произносить, улавливая реакцию окружающих и стараясь повторять за взрослыми, начинает понимать смысл сказанного и использовать это в дальнейшем. Единственное, что может отличать речь ребенка от взрослого на данном этапе – это отличия в произношении и множественные значения некоторых слов (со временем дитя научится понимать разные или переносные смыслы употребления одних и тех же слов).
  3. Третий этап. Активный, или дошкольный. Возраст – от трех до 7 лет. Речь усиленно развивается, расширяются словарный запас и кругозор ребенка. На этом этапе (физиологически правильно) можно исправлять нарушенное произношение любых групп звуков – ребенок слышит свою искаженную речь и способен осознавать сделанные ошибки, и впоследствии их исправлять. Речь становится более связной, развернутой − ребенок усложняет предложения, может составлять и сочинять рассказы.
  4. Четвертый этап. Школьный. Возраст – от 7 до 17 лет. Самый серьезный и осознанный этап в формировании правильного речевого навыка. Школьник изучает и запоминает основы грамматики, постепенно овладевает письменной речью, совершенствует устную и литературную речь.
Читайте также:  Значение общения в развитии личных качеств ребенка

Основные задачи, направленные на развитие речи

Основная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:

  • Формировать и расширять словарный запас.
  • Грамматически правильно строить предложения.
  • Использовать звуковую составляющую речи (умение слышать и правильно передавать звуки русского языка, используя интонационный компонент, произношение и верные ударения).
  • Употреблять в речи монолог и диалог.
  • Изучать классические литературные произведения (они помогают развивать связную речь).

Нормы ВОЗ

1 год:

  • Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
  • Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
  • Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
  • Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
  • Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.

Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь.

В 1 год ребенок произносит 5–10 простых слов

1-2 года – увеличивается автономность:

  • Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
  • Увеличение пассивного словаря.
  • Умение соотносить изученное слово с картинкой.
  • Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.

2-3 года:

  • Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
  • Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
  • К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.

3-4 года:

  • К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
  • Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
  • Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
  • Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
  • Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
  • Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
  • Построение фразы становится грамматически правильным.

Малыши активно общаются со сверстниками

4-5 лет:

  • Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
  • Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
  • В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
  • Может отсутствовать четкое произношение звука Р.

5-7 лет:

  • Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
  • Появление внутренней речи.
  • Умение выделять звуки в словах.
  • В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
  • Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.

Как помочь формировать речь по возрастам

До года малыш делает свои первые попытки заговорить – улыбается в ответ на зрительный и речевой контакт со взрослыми, пытается сказать какой-то звук или даже повторить за мамой, папой. Поэтому очень важно акцентировать внимание на этих попытках, улыбаться, смотреть на малыша, показывая всяческими способами, что вам интересно.

Мать общается с грудным ребенком

1-3 года. В этом возрасте мамы и папы при общении с ребенком пытаются (на бессознательном уровне) говорить с малышом на его языке – коротко, понятно, четко. Таким образом, дитя понимает то, о чем с ним говорят, то, что он хочет сказать. Постарайтесь избавиться от сюсюканья и пустого повторения (такого как, «ба-ба», «ку-ку»). Ребенок должен слышать слова полностью, чтобы впоследствии смог их так же сказать, а не сокращать слоги, переставлять их местами, искажая смысл. Правильная речь стимулирует общение.

От 3 лет и старше. Наиболее распространенным мнением большинства современных родителей является то, что, отдав трехлетнего ребенка в садик, можно снизить темп общения, а все необходимые речевые навыки сформируют работники детского учреждения. Это не так. Родительское общение остается таким же важным, потому что именно в семье закладываются основы коммуникации, на которые будут накладываться остальные получаемые знания.

Отклонения

Отклонения от нормативного речевого развития возникают у детей тогда, когда они не в полной мере усваивают речевые образцы, не могут произнести отдельные звуки самостоятельно, искажая или заменяя их. Существующие классификации (медицинская и педагогическая – в логопедии) выделяют дефекты устной и письменной речи, а также нарушения средств общения и их применения.

Нарушения касаются всех компонентов речевой деятельности, могут быть множественными и комбинированными. Для того чтобы выявить тот или иной дефект, необходима логопедическая диагностика, осмотр узких специалистов − невролога, отоларинголога, дефектолога, психолога, окулиста и др.

При подозрении на ЗРР необходима консультация специалистов

Если вы подозреваете, что у вашего малыша есть какие-то трудности в речевом плане, не стесняйтесь получать консультации у специалистов. Желательно посетить нескольких одного и того же профиля – кто-то обладает более обширными знаниями и может помочь скорректировать нарушение или направить к другому профессионалу.

Как узнать, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи?

Обычно неговорящий ребенок в говорящем коллективе своих сверстников уже отличается от них. Однако, бывает и такое, что все дети в группе детского сада молчат. Как определить, что именно из речевых компонентов нарушено и что сохранно?

  • Во-первых, понимание речи окружающих (как следствие, способность следовать полученным инструкциям).
  • Во-вторых, трудность в выражении своих мыслей словами (неспособность произносить). Это выражается в следующем – простые и короткие предложения, маленький словарный запас, длительные паузы между словами (ребенок пытается подобрать нужное слово), в речи нарушен грамматический компонент.
  • В-третьих, искаженное звукопроизношение приводит к нарушению понимания смысла сказанного.
  • Критерии специфического речевого расстройства:
  • Задержка речи (к 3 годам малыш молчит).
  • Нечеткость речи.
  • Трудности с употреблением глагольной формы (путаница, пропуски глаголов).

Рекомендации

Рекомендации по речевому развитию ребенка

  • Общайтесь с малышом начиная с того момента, когда он еще находится в утробе матери. Рассказывайте все то, что видите, акцентируйте внимание на происходящем, на любых мелочах и незначительных деталях. Может показаться, что годовалый карапуз ничего не понимает, но это не так – в сознании и памяти откладываются слова, предложения.
  • Читайте вслух. В книжных магазинах огромный выбор книг, предназначенных на любой возраст и на самые разнообразные темы и тематики. Остается только выбрать подходящую литературу.
  • Используйте меньше гаджетов (телевизор, компьютер, планшет). Маленькому человеку важно слушать и слышать живую речь своих близких.
  • Совместные прогулки позволяют узнать много нового, расширить как свой кругозор, так и своего малыша. К тому же единение с природой, с каждым родителем объединяют.
  • Ребенок берет пример с вас! Дети отражают истинную сущность своих родителей.
  • При разговоре с сыном, дочерью, старайтесь говорить максимально понятно и доступно их возрасту.
  • Повторенье – мать учения. Не злитесь и не сердитесь, когда малыш просит повторить, не расслышав или не услышав вас.
Читайте также:  Центр развития ребенка 44 альметьевск

Детство – особый период в жизни маленького человека. Главная задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, а близкие, смотря на вас, начнут принимать в этом удивительном процессе более активное участие.

Источник

Алеся Кудымова
Консультация для воспитателей «Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование правильной, грамотной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Ребёнок с хорошо развитой,связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выражать свои мысли и желания, правильно и чётко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками. И наоборот, неясная речь, скудный словарный запас весьма затрудняют общение со сверстниками и взрослыми. Ещё острее встанет вопрос с развитием речи в школе, где могут привести к специфическим нарушениям чтения (дислексия) и письма (дисграфия). И чем раньше ребёнку помочь в овладении нормами грамотной речи, тем увереннее он будет себя чувствовать в школе.

Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. И ещё: нельзя не учесть того, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развёрнутого, грамотного в языковом отношении высказывания.

В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Коммуникативной задачей связного высказывания является создание словесного образа объекта. Основные характеристики связного развёрнутого высказывания:

— тематическое и структурное единство;

— адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;

— произвольность, плановость и конспективность изложения;

— логическая завершённость;

грамматическая связность.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо бабушкиной сказки – запись на магнитофоне или кассеты с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растёт. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития.

Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. Но формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребёнок в этот период, самый сенситивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать всё, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребёнка.

Именно в этом возрасте необходимо показать ребёнку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутьё, научить почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.

Но, к сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети перечисляют изображённые предметы или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, места действия, времени. В работе по серии картин они не могут выявить причинно-следственные отношения. Эти недостатки особенно ощутимы у детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Логопедическая практика показывает, что у детей старшей и подготовительной групп отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы – фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

Для высказывания детей с общим недоразвитием речи характерны:

— нарушения логической последовательности повествования;

— нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;

— возвращение к ранее сказанному;

— длительные паузы на границах фраз;

— отчётливо выражены лексические затруднения – бедный словарный запас, недостатки в грамматическом построении предложений – неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

Дополнительные трудности в овладении связной речью следствие вторичных отклонений в развитии психических процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Работа по развитию связной речи старшей и подготовительной групп дошкольников с общим недоразвитием речи помогает ребёнку приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. И ещё: нельзя не учесть, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развёрнутого, грамотного в языковом отношении высказывания.

Для развития словарного запаса, формирования связной речи можно играть с детьми на прогулке, дома, даче в речевые игры, упражнения.

Упражнение «Назови умные словечки»

Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты («овощи», «деревья», «цветы», «мебель» и т. д.).

Игра «Что это?»

(оборудование – мяч)

Взрослый называет любой предмет и бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен вернуть мяч и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет.Например: яблоко – фрукт, юбка – одежда, туфли – обувь и т. д.

Упражнение «Угадай, кто это?»

Угадать, о ком идёт речь.

Беленький, длинноухий, трусливый, маленький. (Зайчик).

Рыжая, хитрая, пушистая, проворная. (Лиса).

Добрая, домашняя, ласковая, чёрная. (Кошка).

Большой, бурый, косолапый, (Медведь) и т. д.

Упражнение «Чья у зверя голова»

(Закрепление в речи притяжательных прилагательных)

У собаки голова (чья) – собачья.

У коровы голова – коровья.

У лошади голова – лошадиная.

У кошки голова – кошачья и т. д.

Можно предложить ребёнку придумать предложения с этими прилагательными.

Упражнение «На что похоже?»

Предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на (что)

Синий лёд похож на …

Чистый дождь похож на … густой туман похож на …

Упражнение «Закончи предложение» или «Подбери сравнения»

Земля покрыта снегом, как …

Лёд блестит у берега, как…

Дождинки текут по лицу, как…

Упражнение «Закончи предложение»

Задание: «Попробуйте угадать конец фразы».

Дети ели…

На столе лежат бумага и кра…

Читайте также:  Значение сюжетных игр для развития ребенка

В лесу растут гри…

В саду растут цве…

Зимой бывает…

Упражнение «Пропавшие слова»

Задание: «Прочитайте рассказ. Некоторые слова в нём потерялись. Попробуйте догадаться, какие?»

Стоит жаркая погода: небо___, солнце светит. Коля и Вася идут гулять в поле. Они слушают там пение маленьких. Они собирают. Вдруг небо становится тёмным, оно покрывается большими. Дети торопятся вернуться. Но прежде чем они успели прийти, разразилась. Они постучались в один ___, чтобы укрыться от сильного ___, так как у них нет с собой___ и их одежда совсем.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Задание: определить, где начало рассказа, придумать название рассказу, пересказать его.

Упражнение «Пересказ по картине»

У Тани день рождения. К ней пришли гости и принесли подарки. Саша принёс мишку, Маша подарила книгу и цветы. В комнате уже накрыт стол. На столе торт, чай, сок, варенье и конфеты. Гости пили чай, потом пели песни, веселились. Всем очень понравилось у Тани на дне рождении.

Вопросы:

У кого был день рождения?

Кто пришёл к Тане?

Что они ей подарили?

Что делали гости?

Упражнение «Волшебный рисунок»

Предлагается родителям вместе с ребёнком сделать рисунок к тексту для пересказа.

Например: Рассказ «Катин щенок»

Кате подарили щёнка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щётку и стал с ней играть.

Пересказ с использованием картинок (цепной текст)

У Кати жила кошка. У кошки были котята. Котята любили лакать молоко их блюдца. Молоко им наливала Катя.

Упражнение «Писатель»

Например тема «Домашние животные». Составить рассказ о любимом домашнем животном.

План рассказа.

1. Название домашнего животного.

2. Описание внешнего вида.

3. Чем питается.

4. Какую пользу приносит.

5. Почему я люблю своё домашнее животное.

Упражнение «Путаница»

Взрослый произносит запутанные предложения, предлагая ребёнку внимательно их прослушать, понять смысл и сказать, всё ли сказано правильно. Ребёнок должен исправить ошибки и сказать правильный вариант.

Шарик ловит Аню.

Петя позавтракала и пошла гулять.

Лена спать легла завтра.

Мама купила в магазине два яблока, одно ананас и одна торт.

Этюды «Я и моё тело»

Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение.

Походки

А) Ребёнку предлагается изобразить повадки и движения животных (как медведь, как заяц, как лиса и т. д.)

Б) Возможен другой вариант игры, когда другие дети стараются угадать, кого ребёнок хотел изобразить.

Это упражнение предназначено для снятия напряжения, эмоционального раскрепощения детей.

Этюды на выражение страдания и печали

«Ой-ой, живот болит!»

Два зайчонка Тим и Том съели вкусную, но немытую морковь. У них разболелись животы.Зайчата жалуются:

Ой, ой живот болит!

Ой, моркови не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим.

Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.

«Я так устал!»

Маленький бельчонок несёт большой гриб. Вот он остановился,положил гриб у своих ног и говорит: «Я так устал! Я очень устал!»

Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Этюды для детей с пониженной самооценкой

Проигрывание ситуаций:

А)Зайчиха принесла три морковки: тебе, твоему брату-зайчонку. Как ты поделишь эти морковки? Почему?

Б) Бельчата играют на поляне в интересную игру, ты опоздал. Попроси, чтобы бельчата-дети из твоей группы и тебя приняли в эту игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя?

Эта игра поможет ребёнку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.

В играх с детьми полезно использовать разыгрывание определённого сюжета. Важно, чтобы каждый ребёнок побывал в одной из главных ролей.

«Потерялся»

Зайчонок потерял свою маму зайчиху.

Выбирают детей, которые играют роли зайчонка и зайчихи. Все остальные дети – деревья в лесу. Зайчонку даётся план-схема, как ему найти маму. По этой схеме, проходя между деревьями, зайчонок находит свою маму.

Игра, развивающая сплочённость группы.

«Зайчата»

Дети-зайчата встают друг за другом, держась за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.Им надо:

-обогнуть широкое озеро;

-пробраться через дремучий лес;

-спрятаться от волка.

На протяжении всего упражнения, дети не должны отцепляться от своего партнёра.

Игра, направленная на то, чтобы помочь ребёнку лучше осознать себя и черты своего характера.

Дети садятся в круг. Выбирается один ребёнок,а все другие отвечают на вопросы взрослого: «На какое животное похож ребёнок? Почему? На какое дерево? Почему?». И т. д.

Игра, для развития своих индивидуальных особенностей.

«Сказка по кругу»

Дети выбирают героя сказки – какое-либо животное. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», сочиняют историю. Первый ребёнок говорит первое предложение, второй продолжает и т. д.

Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать свои мысли, учит способам взаимопомощи, умению спокойно выслушивать своего собеседника.

Логоритмические игры

«Узнай, кто это»

А) Дети слушают музыку, отгадывают какое животное подходит к данной музыкальной фразе.

Б) Под заданную мелодию дети должны изобразить повадки животного.

«Зайки на полянке»

Под музыкальное сопровождение, зайки прыгают то быстрее, то медленнее, слушая сильные доли и темп музыки.

«Грибы»

Дети-белочки собирают в корзинки грибы, которое находятся на ковре в разных местах. Но они могут двигаться только тогда, когда слышат музыку. Как только музыка заканчивается, подсчитывают, сколько у каждого собрано грибов.

«Капканы»

Дети- капканы стоят попарно, сцепив руки и подняв их вверх. Лисица, заяц, волк бегут по кругу под музыку. С окончанием музыки, «капканы» закрываются. Важно, чтобы «животные» не попали в капкан.

Игры – драматизации

По К. Д. Ушинскому «Белочка и зайчик».

По русским народным сказкам «Теремок», «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята»

Дидактические игры и упражнения

«4-й лишний»

«Чего не стало»

«Узнай по описанию»

«В чём ошибся художник»

«Будь внимателен»

«У кого какое жилище?»

«Обведи контур и дорисуй»

«Сравни животных»

«В зоопарке»

«Кто как голос подаёт»

«Кто как передвигается»

«Доскажи словечко»

«Мой, моя, мое, мои»

«Отгадай-ка»

«Ласковый зайчонок»

«Я фантазирую — Кто это, что это?»

«Длинный-короткий»

«Что я вижу»

«На что похоже?»

Подвижные игры

1. «Море волнуется»

Цели: закрепить знания внешних особенностей и повадок разных животных, уметь через пантомимику передать образ животного, проявить волевое усилие при сохранении позы.

2.Игры с бегом и прыжками: «Волки и овцы», «Волк во рву». Игры с ориентировкой в пространстве «Дай морковку зайцу», «Бездомный заяц». Игры-забавы «Зайки серые».

3. Малоподвижная игра «Большие и маленькие»

Цели: закрепить знания отличий животных по росту и величине, развивать умение быстро реагировать на название животного, представляя его образ и соотнося животных по величине, ориентироваться в пространстве (верх-низ).

Приложения:

Источник