Развитие у ребенка ценностного отношения к себе

Яна Позднякова
Особенности формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников

Старший дошкольный возраст закономерно привлекает внимание исследователей на протяжении всей истории становления педагогики. Представители различных теоретических школ по-разному понимали границы дошкольного возраста, значительно отличались и трактовки особенностей психического развития на протяжении этого периода развития личности.

Период дошкольного возраста в исследованиях (В. Н. Колюцкий, И. Ю. Кулагина, А. А. Реан и др.) именуется как раннее детство (от 2 до 6 лет). Выделяются следующие особенности развития дошкольника:

• доминирующая роль отводится творческому характеру через воспроизведение различных знаков, символов; ребенок приравнивается к субъекту культуры;

• впервые появляется социокультурный контекст в процессе становления и развития личности дошкольника;

• сензитивность дошкольного возраста – чувствительность к осознанию, усвоению и реализации норм, форм и условий процесса жизни человека (языка, способов общения и т. д.);

• в качестве движущей силы развития выступает совместная деятельность взрослых и детей;

• ведущий вид деятельность – игра;

• условием свободного поиска (развития) через определение формы деятельности и общения является процесс амплификации (расширения);

• становление сознания в результате совместной деятельности эмоциональной и личностной составляющих;

• приоритет знаково-символических структур для образования связей между предметами и действиями;

• неравномерность уровней и компонентов развития личности [43, с. 145-148].

С дошкольного возраста развитие личности рассматривается через структуру психических явлений: процессы, состояния и свойства. Так психические процессы руководят поведением человека. Отличаются конкретным началом, течением и концом. На их основе формируются знания, навыки и убеждения. Выделяются познавательные (ощущение, восприятие, память, речь, мышление и др., эмоциональные (импрессия и экспрессия эмоций и чувств, общий эмоциональный фон, «язык» чувств, осознание своего внутреннего мира) и волевые (нормы, установки, расширение потребностей) психические процессы.

Т. Э. Мангер считал, что в центре структуры самосознания дошкольника воображение. Мечтания дошкольника не связаны с реальной ситуацией, он «работает» с категорией возможного. Таким образом, углубленное самосознание дошкольника позволяет ему по-новому воспринимать окружающий мир, как материальный, так и духовный. Способность к наглядно-действенному мышлению, сюжетно-ролевая игра, развитие эмоциональной сферы приводит к осознанию особенностей своего тела, физических возможностей, восприятию себя членом социальной группы, формированию эмпатии и самоконтроля в его ранних проявлениях.

Общепринятым, теоретически обоснованным и подтвержденным данными эмпирических исследований, является тезис о сензитивности ребенка данного возраста к усвоению системы норм взаимоотношений в обществе, в частности и моральных норм. Ценностные отношения определяют направленность личности дошкольника на цели и средства деятельности, и таким образом выражают ее отношение к миру. Ценностные отношения рассматриваются как элемент мировоззрения формирующейся личности. Мировоззрение представляет собой систему претворяемых в жизни, в деятельности человека философских, политических, нравственных убеждений, идеалов и ценностных ориентации, отношений к природному и социальному миру, осознание субъектом своего назначения [35, с. 192-199].

Старший дошкольный возраст – это возраст, когда впервые в онтогенезе возникают необходимые условия для формирования ценностных отношений. Качественно новый уровень развития психических процессов является определяющим психологическим условием формирования ценностных отношений. В отечественной психологии вопрос о периоде формирования ценностных отношений и в настоящее время остается дискуссионным. Можно выделить две точки зрения. Часть исследователей считает периодом формирования ценностных отношений возраст 14 – 18 лет (Е. А. Савина, Е. К. Узденова). Сторонники другой точки зрения считают временем формирования ценностных отношений более ранние периоды, период подросткового возраста (Т. Э. Мангер) и, даже, период младшего и дошкольного возраста (М. С. Коренькова). Возможно, верна каждая рассматриваемая позиция исследователей. Развитые ценностные отношения – признак зрелой личности, показатель меры ее социализации.

Таким образом, старший дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период для присвоения системы ценностей общества, построения картины мира, отражающей конкретный фон и особенности социальной ситуации развития воспитанника.

Современные старшие дошкольники среди терминальных отдают предпочтение таким ценностям, как «наличие хороших и верных друзей». В конце прошлого века эти ценности имели средний рейтинг. Напротив, доминировавшая в 70–80-е годы ценность «счастье других» сегодня относится к наименее значимым. Подобная тенденция, хотя и в менее яркой форме, проявилась в отношении таких терминальных ценностей, как «творчество» и «красота природы».

Среди инструментальных ценностей современные дошкольники выделяют «ум» и «умение добиваться своего», занимавшие у дошкольников 70–80-х годов одно из последних мест. Незначимыми сегодня являются такие инструментальные ценности, как «аккуратность», «исполнительность», имевшие в конце ХХ века рейтинг несколько выше среднего. Современные данные характеризуются также значительно большей индивидуальной вариативностью результатов.

Обобщая их, можно сделать вывод, что современные старшие дошкольники ориентированы на терминальные ценности межличностного общения, реализуемые в ближайшем окружении, в то время как их сверстники 70–80-х годов прошлого столетия – на общественно значимые и общегуманистические ценности. Преобладающие сегодня инструментальные ценности характеризуют, по нашему мнению, тип «современного предпринимателя», в то время как ценности, преобладавшие в конце ХХ века, – тип «исполнителя». Существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных отношений современных старших дошкольников, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных отношений [46].

В научных исследованиях ценностное отношение к семье является залогом стабильности государства, условием процветания и развития его народов. Семья является первым социальным институтом, в котором развивается личность. Е. Н. Алексеева поясняет, что семью необходимо характеризовать как систему, включающую следующие признаки:

• влияние и зависимость членов семьи друг на друга;

• цельность;

• наличие иерархичной структуры;

• многообразие и индивидуальность процессов внутри семьи;

• динамичность и развитие;

• самоорганизация;

• установление границ, описывающих отношения семьи и окружающей действительности [2, с. 173-176].

В рамках нашего исследования рассмотрим формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников. Вопросами формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников в отечественной педагогике занимался целый ряд авторов (А. С. Биджиев, В. П. Вдовиченко, М. А. Дмитриева, Л. А. Дюдюкина, И. Б. Левицкая, Н. Б. Лисовская, Т. Э. Мангер, М. П. Прошкина, Л. В. Суркова, Е. К. Узденова, Л. Н. Урбанович, М. Б. Хватова и др.). Ученые акцентируют внимание на то, что именно данный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательного отношения к миру, подготовке к учебной деятельности, организованности и саморегуляции.

И. В. Дубровина считает, что ценностное отношение к семье – интегративное личностное образование, которое характеризуется восприятием семьи как морально-нравственного идеала, как источник нравственности для личности и социума. Ценностное отношение к семье включает в себя:

• создание фундаментальных основ для формирования ценностного образа семьи;

• установки на регистрацию официальных супружеских отношений;

• становление и развитие ответственности, любви, уважения, взаимопомощи и поддержки к членам семьи;

формирование совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для успешной семейной жизни;

• закрепление установок на грамотное ведение домашнего хозяйства;

• соблюдение основ здорового образа жизни членами семьи [20, с. 74-78].

Ю. Е. Алешина утверждает, что формирование ценностного отношения к семье является составной частью процесса воспитания и развития личности в целом. И поэтому его целесообразно рассматривать как педагогическую деятельность по привитию ценностного отношения к культуре семьи (формирование семейных отношений, благоприятного межличностного взаимодействия родителей и педагогов и т. д.) в соответствии с социальными идеалами и реальностью настоящего времени [4, с. 60-61].

Мы разделяем точку зрения Е. А. Колесниченко, выделяющую главные ценности семьи – любовь, дети, здоровье членов семьи и совместное времяпрепровождение. В такой интеграции появляются и тесным образом переплетаются результаты духовной деятельности всех ее членов. Ценности семьи выступают в качестве средства единения и энергетического обмена между членами семьи. А нравственные ценности способствуют передаче и закреплению социального опыта от родителей к детям. Духовная область семьи отвечает за воспитание подрастающего поколения. Только семья позволяет ребенку освоить весь спектр социальной информации. Обеспечивают данный процесс родительская любовь, безграничное доверие ребенка своим родителям и благоприятный психологический климат в семье. Духовные ценности семьи обладают свойством долговечности и чаще всего имеют материальную оболочку [28, с. 68-72].

А. И. Антонов рассматривает родовые ценности семьи и брака: любовь между супругами, рождение потомства, взаимоотношения, безопасность. Автор обосновал содержание формирования ценностного отношения к семье в возрастном аспекте с дошкольного до студенческого возраста в схем

Е. К. Узденова при описании формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников уделяет внимание ее структуре. Данный подход основан на мнении, что семья – это отрегулированная структурная система реализации каждого члена, с учетом его индивидуальных, личностных, биологических и психодинамических особенностей. К структурным компонентам семьи автор относит: принятые способы поведения, стиль детско-родительного взаимодействия и формы структурирования информации [44, с. 74-75].

М. С. Коренькова формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников видит через «семейные стабилизаторы»: семейные мифы, семейные нормы и правила, семейные ценности, традиции и ритуалы. Семейный миф – это определенное знание о своей семье, чаще всего неосознанное, но имеющее единую суть среди всех ее членов. Семейные нормы и правила – совокупность ценностей, на основе которых строится жизнедеятельность семьи. Правила – перечень требований к членам семьи, позволяющий успешно ориентироваться в окружающей действительности и дает возможность семье быть устойчивой структурной системой благодаря четкой регламентации прав и обязанностей ее членов. Чаще всего отсутствие правил является источником различного рода конфликтов и обид. Семейные ценности – приоритеты процесса функционирования семьи, одобряемые и значимые для ее членов; они культивируются и передаются от родителей к детям. Традиции и ритуалы – символические мероприятия, «узаконенные» и имеющие смысл только для конкретной семьи. Отсутствие традиций и ритуалов приводит к разобщению членов семьи, их изоляции и высокому уровню тревожности [29, с. 340].

Л. А. Дюдюкина отмечает, что формирование ценностного отношения к семье у старшего дошкольника становится возможным при наличии оптимальной родительской позиции на развитие личности ребенка. Автор выделяет следующие варианты отношений «родитель-ребенок»:

1. Благоприятная любовь – проявляется в виде взаимных симпатий, уважительных отношений между родителем и ребенком, эмоциональной и психологической близости.

2. Формальные отношения – родитель проявляет по отношению к ребенку симпатию и уважение, но при этом эмоционально холоден и ограничен.

3. Отрицательная любовь – отсутствие уважения к ребенку на фоне эмоциональной близости и демонстративной симпатии.

4. Снисходительные отношения – симпатия к своему чаду сопровождается отсутствием уважения к нему как к личности и большой эмоциональной дистанцией.

5. Отвержение – основывается на чувствах антипатии, неуважительном отношении друг к другу и отсутствии межличностного контакта.

6. Презрение – антипатия сопутствуется неуважением и незначительной межличностной дистанцией.

7. Преследование – преобладает нездоровое желание эмоциональной близости при антипатии и неуважении родителя к ребенку.

8. Отказ – полное отсутствие межличностного взаимодействия [21, с. 51-54].

В. П. Вдовиченко подчеркивает, что успешное формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников обеспечивает неразрывная связь различных социальных институтов, которые оказывают влияние на развитие личности. Это и система образования, и общество, и государство в целом. Автор уделяет значительное внимание взаимодействию детского сада и семьи с целью воспитания не только детей, но и повышению родительского потенциала. Семья и детский сад должны развивать индивидуальность личности, формировать ценностное отношение к семье у подрастающих поколений [14, с. 65-69].

Идея В. П. Вдовиченко перекликается с точкой зрения М. П. Прошкиной, которая в основе формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников видит высокий уровень развития культуры родителей, их воспитанность и образованность. Под культурой понимается педагогическое образование родителей, как структурной единицы населения страны. Формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников возможно только в тесной взаимосвязи семьи и образовательной организации, в задачу которых входит обучение регуляции правильных взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Детский сад, в свою очередь, призван помогать семье выстраивать правильное воспитание детей и формировать ценностное отношения к семье у дошкольников. Семья ориентирована на воспитание у детей таких качеств как: справедливость, честность, откровенность, умение отстаивать свою точку зрения, чувство сопричастности, дружелюбие, гуманизм и любовь к Родине и пр. [38, с. 276-280].

И. Б. Левицкая полагает, что в последнее время особенно актуальна проблема систематичности и постоянства родительского воспитательного воздействия. Воспитательное воздействие взрослых должно ощущаться во всем семейном укладе [31, с. 25-28].

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что ученые рассматривают формирование ценностного отношения с различных научных позиций: осознанное родительство у обучающихся (И. Б. Левицкая, ответственное отношение к родительству (Е. К. Узденова); эмоционально-ценностного отношения в семье, основанное на любви, добре, уважении, сострадании (В. В. Николина); ответственного родительства с позиций семейных духовно-нравственных ценностей (С. П. Акутина) и др.

Важно помнить, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных отношений современных старших дошкольников, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций. О духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких целей она направляет свои усилия, какие объекты являются для неё наиболее значимыми, то есть ценностные отношения выступают как обобщенный показатель направленность интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития. От того, какие ценностные отношения будут сформированы у старших дошкольников сегодня, от того, насколько, они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества.

На основе анализа научных исследований одной из основных задач современной дошкольной образовательной организации является реализация принципа единства семьи и других социальных институтов в воспитании личности и формировании у нее ценностного отношения к семье в целостном воспитательно-образовательном процессе и применение с этой целью разнообразных форм совместной работы детского сада с семьей по формированию у старших дошкольников ценностного отношения к ней, чему и будет посвящен следующий параграф нашей работы.

Источник

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования ценностного отношения дошкольников к окружающему миру. На основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и психолого-педагогических подходов разных исследователей к данной проблеме, выделяются структурные компоненты и средства, способствующие эффективному формированию ценностного отношения у детей дошкольного возраста к окружающему миру. Также в статье приводятся основополагающие, взаимосвязанные направления и компоненты (блоки) в системе работы по формированию в дошкольном детстве ценностного отношения к окружающему миру.
Ключевые слова: социально-ценностное поведение, ценности, ценностное отношение, ценностные ориентации, компоненты ценностного отношения. 

Преобразования в различных сферах жиз­недеятельности людей, произошедшие в нашей стра­не в последнее десятилетие, стремительный темп жизни общества привели не только к из­менениям политических и экономических условий жизнедеятельности общества, но и социокультурной среды в целом. Данные изменения влекут за собой реформирование системы образования на всех ее уровнях.

Одной из актуальных проблем дошкольного детства является проблема формирования ценностного отношения ребёнка к окружа­ющей его действительности. Данная проблема сегодня приобретает особую значимость. Усложнение социальной среды, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи, общества негативным образом сказываются на процессах воспитания детей дошкольного возраста, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды.

Формирование целостного образа мира детей старшего дошкольного возраста имеет решающее значение как при поступлении ребенка в школу, так и для последующего развития, успешного вхождения в мир. Целостный образ мира составляет основу сознательной жизни и деятельности ребенка, является базовой составляющей в становлении мировоззрения ребенка [1].

Детская картина мира является синкретичным предметно-чувственным образованием, выступающим не как пассивно-отражательное, но как активно-конструирующее начало построения ребенком пространства собственных отношений с окружающим миром как определенных ожиданий и требований к нему. Эта модель отношений с окружающей действительностью и другими людьми выстраивается ребенком в соответствии с его ожиданиями, определяющими вероятностный характер тех или иных событий и явлений жизни, поведения людей и пр.

Детская картина мира представляет собой расширяющееся с возрастом ребенка физическое пространство от размеров вытянутой руки — до космических расстояний, от изображения маленькой комнаты — до планетарного масштаба (например, изображение Земли из космоса). В физическом пространстве располагается социальное пространство людей (реальных или воображаемых), с которыми ребенок идентифицирует себя, в той или иной степени. Посредством системы значений в сознании ребенка предстает модель мира, которая включает мир вещей и предметов, мир людей, мир самого себя [2].

Картина мира включает совокупность представлений — смысловых отношений в системе следующих пространств:      

  • физическое пространство отношений к окружающей среде,
  • социальное пространство отношений к другим людям (взрослым и сверстникам),
  • моральное пространство норм и ценностей,
  • личностное пространство отношения к себе, к своему будущему.

При анализе основных государственных документов, регламентирующих российское образовательное пространство, од­ним из приоритетов развития образования выделяется становление значимости си­стемы общечеловеческих ценностей. С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образование впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Теперь дошкольное образование рассматривается не как предварительный этап развития детей дошкольного возраста перед обучением в школе, а как самодостаточный самоценный период в жизни ребёнка на пути непрерывного образования в жизни человека. Вместе со вступлением в силу нового Федерального закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных образовательных организаций стало актуальным введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Благодаря введению ФГОС в систему дошкольного образования многое подверглось переосмыслению. Одна из задач Стандарта направлена на создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с окружающим миром. На фоне эмоционального благополучия детей и системы положительного отношения к миру, к себе и к другим людям в дошкольной образовательной организации должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях [4]. Направления их развития представлены в таблице 1. 

  Таблица 1 

Основные образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

Художественно-эстетическое развитие

предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ФГОС ДО обозначает значимость развития такого направления как си­стема общечеловеческих ценностей на этапе дошкольного детства.

Стандарт определяет следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в аспекте нравственного воспитания:

—  ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

—  ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

С одной стороны, значительным теоретическим психолого-педагогическим опытом доказано, что дошкольный возраст – уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время развития познавательных способностей, активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира. Но, с другой – по результатам данных практических исследований, к концу дошкольного возраста значительный процент дошкольников не достигает социальной зрелости (О. С. Богданова, В. И. Петрова, В. И. Верхов и др.) и необходимого возможного уровня нравственной воспитанности (Р. С. Буре, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, А. А. Рояк). В последние годы многие исследователи (О.А. Белобрыкина, Г.С. Голошумова, Т.Д. Молодцова и др.) констатируют интенсивное увеличение числа детей с нарушениями поведения, общения, психосоматическими расстройствами, вызванными трудностями адаптации к социокультурной среде современного мира.

Данные противоречия обуславливают актуальность формирования ценностного отношения к окружающему миру необходимостью разработки системы педагогически целесообразных методов и средств целостного, личностного подхода к ребёнку дошкольного возраста как к социокультурному феномену и субъекту ценностного освоения мира.

Проблема ценностных отношений, ценностей и ценностных ориентаций является одной из фундаментальных проблем психологии и педагогики, и привлекает к себе внимание многих исследователей, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Как отмечает Б.Г. Ананьев, понятие ценностных ориентаций имеет междисциплинарный характер, и изучение ценностных ориентаций сегодня идет на стыке различных отраслей знания о человеке – философии, социологии, психологии, педагогики. Данными научными знаниями накоплен значительный теоретико-практи­ческий опыт решения проблемы становления ценнос­тной культуры личности (работы Б. Г. Ананьева, В. И. Андреева, С. В. Бондаревской, В. А. Василенко, 3. И. Васильевой, Т. И. Власовой, П. С. Гуревич, В. В. Давыдова, О. М. Демченко, О. Г. Дробницкого, М. С. Кагана, Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, В. П. Тугаринова, П. М. Якобсон и др.).

В.А. Сластенин определяет ценностное отношение как внутреннюю позицию личности, отражающую взаимосвязь личностных и общественных значений, как «целостное образование личности, основанное на личностном опыте, сформированном в процессе деятельности и общения, отражающее выбор индивида между ориентациями на ближайшие цели и отдаленную перспективу с учетом присвоенных человеком ценностей общественного сознания и являющееся основанием ценностного поведения». По его мнению, «ценностное отношение – это осознание того, что жизненный выбор и ориентация на ценности являются долговременным состоянием; превращение жизненного выбора в основание для оценки ориентаций других людей». Ценностное отношение возникает в ситуации свободного выбора деятельности, мотивирует настоящее поведение и программирует будущее. По мнению В.А. Сластенина, на внутригрупповом уровне регулятором отношений является польза, на межгрупповом – идея блага, на личностном – ценность во взаимосвязи с пользой и благом [6].

Под ценностями понимаются обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт, выражающий смысл культуры отдельного этноса и всего человечества [7]. Эти существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми он соотносит свои действия, становятся основой для формирования конкретного типа поведения. С одной стороны, ценности представляют собой поле возможных мотивационных образований субъекта, с другой стороны, ценности являются тем внешним критерием оценки ситуации, на которой субъект опирается в процессе выбора мотива. Каждый индивид сквозь призму собственной жизнедеятельности выбирает и выстраивает собственную иерархию ценностей, выступающим связующим звеном между общественным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в сознании субъекта в форме ценностного отношения.

Ценностные отношения – это устойчивая избирательная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для объекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни отдельного человека. Основные функции ценностных отношений – регулирования поведения, как сознательного действия в определенных социальных условиях [8].

Ребенок, попадая изначально (с момента рождения) в исторически сложившуюся систему общечеловеческих ценностей, принимает от значимого взрослого систему ценностных ориентиров как нечто фундаментальное и неизменное. Углубляясь в познание социальной действительности, ребенок начинает обогащать собственные знания о ценностных ориентирах, накапливает привычки нравственного поведения, которые входят в социальный опыт и которые впоследствии преобразуются в навыки социально-ценностного поведения.Социально-ценностное поведение рассматривается как активность личности в сфере гуманных взаимоотношений с социумом, направленная на практическую реализацию в поступках социальных норм и ценностей, воспринимаемых ребенком как личностно значимые [9].

На основе определения ценностного отношения к окружающему миру, можно выделить его компоненты и критерии их сформированности:

Таблица 2 

Компоненты и их критерии ценностного отношения к окружающему миру

Компонент

Критериальные показатели

когнитивный компонент

характеризуется наличием представлений ребенка об окружающем мире и отношением к себе и окружающим, проявляется в осознанности; полноте представлений о том, что окружающий мир является культурной ценностью общества

эмоционально-мотивационный компонент

отражает насыщенность детской деятельности эмоциональными реакциями, познавательным интересом и самостоятельностью, проявляется в сопричастности ребёнка к окружающему его миру, в наличии положительных эмоциональных проявлений по отношению к окружающему миру

поведенческо–деятельностный компонент

характеризуется отражением в деятельности ребенка представлений об окружающем мире, обогащенных новыми знаниями и личностным опытом, проявляется в сформированности ценностного отношения дошкольника к окружающему миру.

Мы считаем, что только лишь комплексное развитие всех компонентов на высоком уровне позволит человеку избирательно взаимодействовать с окружающими явлениями и предметами, адекватно воспринимать и оценивать субъективную и объек­тивную реальность, ориентироваться в мире духовной и матери­альной культуры, успешно социализироваться в окружающем его мире.

Для решения проблемы формирования ценностного отношения необходима разработка тех­нологии воспитания основ ценностного отношения к окружающей действительности у детей дошкольного возраста. Основой дайной технологии, на наш взгляд, дол­жен стать системный подход к реализации всех струк­турных компонентов ценностей посредством такой орга­низации образовательного процесса, которая бы спо­собствовала интеграции всего спектра ценнос­тей человека в систему его личностных образований. В связи с этим мы выделяем необходимость разработки двух основополагающих, взаимосвязанных направления:

1) разработка содержательных компонентов, обеспечивающих возможность осуществ­ления комплексного подхода к развитию основ ценностного отношения к миру у детей;

2) разработка целостной системы организа­ции образовательного процесса, направленного на формирование основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста.

Мы выделяем основные содержательные компоненты (блоки) системы работы по данным направлениям:

1. Работа с детьми:

— формирование ценностного отношения к окружающему миру;

— формирование системы знаний об окружающем;

— развитие познавательных умений и способностей;

— расширение социально-нравственного опыта детей.

2. Работа с педагогами:

— знакомство со способами и методами формирования у детей ценностного отношения к окружающему миру;

— обучение способам организации педагогической диагностики;

— обучение созданию психолого-педагогической среды для формирования у детей ценностного отношения к окружающему миру;

— обучение построению ценностно-мотивированных взаимоотношений с детьми.

3. Работа с родителями:

— педагогическое образование по проблемам социально-нравственного и познавательного развития детей;

— развитие психолого-педагогической культуры родителей.

Опираясь на базовые положения концепции Л. С. Выготского куль­турно-исторического развития личности, а также идеи А. Н. Леонтьева о развитии личности в деятельности, мы полагаем, что становление компонентов ценностного отношения может происхо­дить только в процессе активной деятельности, актив­ного взаимодействия человека с окружающим миром.Одним из возрастных этапов, когда эта активность максимальна – этап дошкольного детства.

Ценностное отношение к окружающему миру само по себе не воз­никает, а на протяжении всей жизни воспитывается под влиянием накопленных на­учных знаний, жизненного опыта, искусства, а также непосредственного общения, в процессе сотрудничества с людьми и с тем многогранным миром, который его окру­жает и с которым он активно взаимодействует. Не­сомненно, неотъемлемой составляющей этого слож­ного процесса является становление внутреннего мира личности, его мировоззренческой позиции.

Таким образом, мы считаем, что именно этап дошкольного детства один из наиболее сензитивных периодов для формирования ценностного отношения к окружающему миру.

Ссылки на источники:

  1. Русевич В. В. Педагогические условия формирования образа мира у детей 5-7 лет : дис.на соиск степ. канд. пед. наук / В.В. Русевич — Волгоград, 2009 – 210 с.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев — М., 2000 — 232с.
  3. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Росси?