Развитие творческой личности ребенка на уроке изо
Развитие творческих способностей на уроках
изобразительного искусства.
«Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут
в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.»
В.А. Сухомлинский
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность ребенка.
Изобразительное искусство в школе осваивается детьми через творческую деятельность (рисование, лепка, художественное моделирование, аппликация и т.д.), что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно — творческие способности и интересы учащихся. Изобразительное искусство — предмет многогранный и очень интересный, поэтому очень важно в работе использовать как можно больше различных техник, приемов, таким образом можно заинтересовать каждого ребенка и способствовать развитию его творческих способностей.
В новых образовательных стандартах второго поколения особое внимание обращено на личностный рост учащегося. Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное «Я» через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы. Главным условием развития творческих способностей учащегося является удовольствие от умственной деятельности, ярко выраженные положительные эмоции. На уроках изобразительного искусства это проявляется в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Творческая папка, в которой собраны и хранятся результаты творческой деятельности учащегося может стать дополнительным баллом при поступлении в высшие учебные заведения художественной направленности.
Творческие способности — это индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.
Деятельность человека, результатом которой является ни воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий является творческой. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, — все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
С помощью воображения мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок сочиняет и фантазирует, сочетая реальное с воображаемым.
Творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Н. Рерих способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И моя задача, как учителя изобразительного искусства, помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям.
Ввиду ограниченности урочного времени, школьники не всегда могут в полной мере реализовать свои возможности. Поэтому на кружковых занятиях, дети могут не спеша выполнить работу, проявляя при этом свою фантазию и воображение.
Уроки искусства способствуют снятию нервно – психологических перегрузок, помогают восстанавливать положительный эмоционально – энергетический тонус учащихся.
Эффективное общение с учащимися обеспечивает благоприятную эмоциональную атмосферу, что является предпосылкой для развития мотивации достижения и творческого характера учебной деятельности. Считаю очень важным внедрять на уроках технологии оздоровления детей различными средствами: создание комфортного психологического климата на уроке, моменты релаксации, динамические паузы, проявление толерантности, артистизм. Психологическое тестирование (методика «Цветопись настроения») позволяет определить самочувствие учащихся на уроке.
Уроки искусства и внеклассные занятия содержат в себе огромный творческий потенциал и вместе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребенка. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же я стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Индивидуальную работу с учащимися я веду так, чтобы все учащиеся, в особенности те ребята, которые испытывают трудности при выполнении задания, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от учеников наиболее успешно выполняющих творческую работу. Научить ребенка работать самостоятельно, с полной отдачей сил и создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Уроки ИЗО привлекательны, наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и находят в этом творении счастье.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создавать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.
Процесс детского изобразительного творчества приобретает характер дизайнерской деятельности. Для того, чтобы ребёнок не был ограничен в средствах передачи художественного образа, необходима взаимосвязь видов изобразительной деятельности, при которой у ребенка есть право выбора наиболее выразительного средства для создания конкретного образа. Очень важно давать детям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие замыслы. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
На занятиях ИЗО ребята осваивают различные художественные материалы (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладевают такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д. Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.
В работе с детьми исхожу из уже проявленных способностей (графика, живопись, лепка, декоративно — прикладное искусство).
Для успешной реализации задач и развития творческих способностей максимально использую интерес, предоставляя им право выбора. На своих уроках я использую элементы арт-терапии, что позволяет с помощью изобразительного искусства учить детей выражать свои чувства и формировать у них позитивное мировосприятие.
Современное общество ставит перед учителем изобразительного искусства задачу творческого развития личности ученика в новых информационных условиях, способного к эстетическому освоению мира, ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Применение информационных технологий в преподавании изобразительного искусства позволяет более успешно решать задачи по развитию образного и творческого мышления, по воспитанию познавательного интереса, коллективизма и коммуникативности в процессе обмена данными между учащимися при обсуждении или создании совместных проектов.
Формирование разносторонней творческой личности ребенка потребовало от меня внедрения в образовательный процесс новых педтехнологий, отбор форм и методов урока, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся в соответствии с целями и задачами преподавания изобразительного искусства. Актуальность внедрения инновационных педагогических технологий обусловлена обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью формирования интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной деятельности личности.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.
Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать чётко придерживаться ограничения.
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.
Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.
Значение уроков ИЗО для развития творческих способностей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами.
Урок искусства для каждого ребёнка должен стать ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Созданный при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.
Источник
Развитие творческого начала, творческих
способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и
педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми.
Творчество — высшая форма активности, самостоятельности, способность
создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере
человеческой деятельности: научной, художественной,
производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов
развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач
обучения и воспитания.
Задачи моей работы:
1. использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;
2.
использование потенциала учебно-познавательной деятельности как
средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на
уроке и дома;
3.
развитие личности учащихся в процессе организации деятельности каждого
ребенка, поддержания его индивидуальности и степени обученности;
В
своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению
методов и методических приемов обучения, которые способствуют более
успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию
умственной и практической деятельности учащихся. Для успешного развития творческих способностей учащихся работаю над:
· развитием способностей, склонностей,
интересов каждого учащегося с учетом их возможностей;
·
приемами осознанного решения различных творческих задач; ·
направляю и активизирую творческие способности учащихся через
практическую деятельность.
Формой проведения занятий по программе является урок.
Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:
— сотворчество учителя и ученика;
— диалогичность;
— четкость поставленных задач и вариативность их решения;
— освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Урок искусства стремлюсь
сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к
самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз
новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой
увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с
учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых
ситуаций, использования компьютерных программ.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются
связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление
взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей
(изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических
событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и
т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), информатикой.
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех
ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать
каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и
испытать радость творческого труда.
Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в
особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не
отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с
полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с
наиболее выдающимися способностями.
Природа и окружающая нас реальность — первооснова творчества во
всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию
фантазии — этой прекрасной способности любого человека. В основе любой
фантазии — правда жизни, так как художник способен фантазировать только
на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь
вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е.
творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться
над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии
является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Привожу
несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно,
дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному
решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному
замыслу:
· чудо-зверь ;· сказочные птицы, птицы-фантазии; город будущего (город-фантазия);- фантазийное царство;
· портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов, геометрических фигур;
· необычная игрушка из необычного материала; (показ) сочинение орнаментов на определенную тему;
·
интеллектуально – развивающие игры: «На что это похоже?”,
«Заколдованные картинки”, «Волшебные кляксы”, «Помоги художнику”,
«Волшебные очки”.
Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ.
Составляем всем классом такие композиции, как «Мир бабочек», «Цветочный
луг», «Зоопарк», «Подводный мир», «Бал во дворце» и др. Индивидуальное
творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие
результаты
Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.
На
мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они
рисуют «правильно» или «неправильно». Критерии оценки – умение мыслить,
создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент
поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной
деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих
уроках.
Одна
из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной
выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей,
на праздники и т.д.
Периодическая организация выставок дает детям
возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость
успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы
как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и
становятся прекрасным ее украшением (показ открыток, игрушки из пластилина, бумаги, куклы)
Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со
своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети
могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут
думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении
счастье. И хочется закончить такими словами:
Скажи мне — и я забуду, Покажи мне — и я запомню, Вовлеки меня — и я пойму.
Источник
Развитие личности ребенка на уроках ИЗО
Условия, необходимые для развития личности ребенка при соблюдении принципа преемственности:
1. общность понимания учителями начальных классов и воспитателями дошкольных учреждении теории и методики изобразительной деятельности;
2. единство целей и задач учебно-воспитательной работы, определяющее содержание и методы деятельности учителей и воспитателей;
3. единое понимание путей формирования художественных интересов, мышления и чувств детей;
4. общность понимания учителями и воспитателями индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей детей.
5. преемственность — по видам рисования (декоративное, предметное, сюжетно-тематическое).
Подготовка детей к школе осуществляется и тогда, когда в процессе художественно-творческих деятельностей формируются компоненты деятельности учебной.
1. Учебная задача, умение понять ее, принять и выполнить во всех видах художественной деятельности, в изобразительной — создать изображение, передав основные свойства, образ предмета, явления;
Овладение способами решения учебной задачи в художественных деятельностях — это усвоение средств и способов создания образа. Овладение способами деятельности происходит в процессе обучения под руководством взрослого.
Очень важным является формирование действий оценки у детей в процессе обучения той или иной художественной деятельности, при которой формируется потребность в оценке созданного ими образа. Сначала такую оценку ребенок слышит от педагога. Эта оценка определяется учебной задачей, индивидуальными особенностями ребенка (учащегося), спецификой художественной деятельности. Постепенно к оценке работы (его собственной и работ сверстников) следует привлекать и ученика. Так он будет овладевать действиями оценки. Овладение действиями оценки необходимо прежде всего для совершенствования самой художественной деятельности, через испытание ребенком удовольствия от созданного им «получившегося» изображения, формирования положительного эмоционального отношения к деятельности. Вместе с тем у детей формируется такой важный для успешного обучения в школе компонент учебной деятельности, как действия оценки.
Формирование действий контроля — cоздавая образ предмета или явления, например, в рисунке или лепке, ребенок контролирует свои действия и их результаты и оценивает их.
— контроль в процессе создания изображения (контроль за способами действия),
-контроль по результату
— контроль предвосхищающий (на основе создания образа будущего изображения).
Занятия по изобразительной деятельности, являющейся деятельностью орудийной, способствуют развитию ручной умелости, координации движений, руки и глаза, необходимых для успешного овладения в школе различными графическими деятельностями, и прежде всего письмом. Особая роль в этом принадлежит рисованию в детском саду.
Формирование художественной культуры школьников как части их духовной культуры — цель школьного художественного образования, определенная обязательным минимумом содержания предмета «Изобразительное искусство» для общеобразовательной школы. Она должна проявиться, прежде всего, в эмоционально-нравственном отклике на художественные произведения, в развитии творческих способностей и художественного вкуса.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
— Развитие художественно-творческих способностей уч-ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
— Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
— Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
— Овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Учитель ИЗО и технологии
ОГБОУ «ЦОДТ»
Рогозинникова Ксения Игоревна
Список литературы и интернет-ресурсов:
1-Художественное воспитание школьников. Цель, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах
https://studfiles.net/preview/5439826/page:7/
2-Изобразительное искусство в начальной школе
https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00235185_0.html
3-Виды занятий по изобразительному искусству в начальной школе.
https://cyberpedia.su/1×1139.html
4-Исследования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
https://dohcolonoc.ru/stati/7343-issledovaniya-v-izobrazitelnoj-deyatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
5-Организация исследовательской деятельности на уроках ИЗО
https://infourok.ru/organizaciya-issledovatelskoy-deyatelnosti-na-urokah-izo-1287234.html
Источник