Развитие творческого потенциала ребенка в различных видах

Развитие творческого потенциала ребенка в различных видах thumbnail

Марина Федоренко
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его реализации».

Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС — воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Развитие творческого потенциала детей: что это такое?

Способности к творчеству объединяет несколько составляющих. Среди них:

• Тяга к познанию;

• Живой ум;

• Умение постигать новое

• Уметь в обычных вещах и явлениях видеть нестандартное;

• Воображение без границ;

• Стремление делать открытия;

• Уметь в жизни применять полученные знания;

• Интуиция и фантазия, которые порождают открытия и изобретения, а также что-то свежее и новое.

Развитие творческого потенциала детей: когда начинать?

Важнее всего творчество как раз для взрослого человека, потому что помогает ему успешно справляться с трудностями, строить отношения с людьми, быть радостным и счастливым. Однако если у ныне взрослого в детстве с творчеством «не сложилось», то, скорее всего, творческой личностью ему стать не удастся, как бы он не хотел. Поэтому развитие творческого потенциала детей нужно начинать с ранних лет, как и все иные задатки. Нередко небылицы, которые рассказывает малыш, взрослые не воспринимают всерьез, а иногда и грубо пресекают. А ведь фантазирование – это свойственная дошкольникам черта, и не нужно мешать им, воображать. В это время рождается творчество. Нужно знать, что пик фантазирования приходится в возрасте трех или четырех лет, и малыш может насочинять таких историй, что диву даешься, как можно вообще такое придумать.

Как же найти такие стимулы к творчеству, которые бы рождали у ребенка подлинное желание творить? Как развить творческий потенциал всех детей, ибо каждый ребенок одарен и талантлив, оберегая индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу, страшась заглушить способности?

Самое важное условие развития творческого потенциала детей — это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.

Условия, способствующие развитию творческого потенциала у детей:

*Планирование содержания и методов обучения, учитывая взаимосвязь всех видов деятельности.

*Педагогический процесс, способствующий накоплению впечатлений, эмоций, опыта.

*Использование разнообразных технологий в работе с детьми.

*Предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, доступность любого материала.

*Создание творческой, доброжелательной атмосферы в каждой деятельности, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству. *Возможность для совместного творчества.

*Обогащение эмоционально-интеллектуального опыта детей.

Для того чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог должен сам уметь искренне чувствовать, видеть красоту в жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться. Можно проводить минуты созерцания.

Советы педагогам:

Что мешает развитию творческого потенциала дошкольника.

Взрослые не должны делать следующее.

1. Наблюдать за ребенком, не участвуя в его деятельности, а также следить за дошкольником постоянно. Стоит не только играть с ребенком, но и давать ему возможность чем-то заняться в одиночестве.

2. Оценивать его творчество по привычной шкале. Исследователи доказали, что когда дети ждут награду за «правильные» ответы или поведение, они стремятся угодить взрослым, и это мешает их творческому развитию, они учатся искать стандартные выходы, а не мыслить креативно.

3. Критиковать как результат, так и сам процесс, а также идеи ребенка. Ищите во всем то, что можно похвалить, а недостатки указывайте, только акцентируя внимание на том, как их можно исправить.

4. Отмахиваться от вопросов ребенка как от нелепых или «неправильных», избегать вопросов, ответов на которые вы не знаете. Развитие творческого потенциала дошкольника возможно только тогда, когда ум его находится в интеллектуальном напряжении – поощряйте любознательность и покажите, что некоторые ответы нужно искать, размышляя над ними.

Развитие творческого потенциала детей: роль родителей.

Успех в работе может быть, достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

Советы родителям: Начинать родителям нужно с самих себя, ведь именно они играют главную роль в воспитании ребенка. Многие взрослые хотят, чтобы осуществлялось развитие творческого потенциала детей, но при этом сами творчески не развиваются, и менять в себе ничего не хотят. Если мама или папа имеют творческие способности – это просто великолепно, семья будет отличным творческим тандемом. Если же нет – не беда. Это вовсе не означает, что вам нечем помочь ребенку. Важно иметь желание, а также знания в этой теме. Не относитесь к фантазиям малыша, как к примитивности, ведь любая фантазия содержит в себе толику творчества. Не высмеивайте его небылицы. Ведь творческий малыш видит обычные вещи совершенно иначе. Не расстраивайтесь и не ругайте его, если он говорит, что на иллюстрации в книге видит не чайник, а уточку, не стул, а осьминога. Несомненно, ребенок узнает стол или чайник, но скорее всего ему просто захотелось немного пофантазировать. Помните, что дети часто не хотят воспринимать обычное понимание предметов, а склонны дать волю воображению. Скованность, консервативность и излишняя серьезность родителей не способствуют развитию потенциала творческого детей. Учитесь играть в детские игры, не опасайтесь на какое-то время снова стать ребенком, веселитесь и шалите. Порой стоит нарушить правила поведения взрослого во имя вашего сына или дочери. Это сблизит вас с ребенком, но не только.

Читайте также:  Центр развития ребенка маленькая страна

Это будет хорошей психотерапией для самих родителей, позволит отдохнуть, отвлечет, снимет стресс и напряжение. Сочиняйте вместе с ребенком сказки и стихи, воображайте несуществующие растения и животных, поддерживайте развитие творческого потенциала детей. Всякий ребенок – индивидуален, имеет персональные задатки и свой предел уровней способностей.

Только совместная систематическая, планомерная работа педагогов и родителей даст положительные результаты.

Источник

Нина Голоденко
Доклад из опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством разных видов деятельности»

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.

Творчество – это:

искать;

изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Творческая деятельность – это:

деятельность, рождающая нечто новое;

свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. Н. Волков и другие.

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.

Театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно — воспитательном процессе. В процессе работы над спектаклем:

интегрируется содержание разных образовательных областей;

создаются условия для познавательной деятельности;

создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;

формируются коммуникативные качества;

расширяется социальный опыт.

развиваются творческие способности.

В рамках театрализованной деятельности можно показать спектакль о безопасном поведении на улицах города, экологическую сказку или что-нибудь о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу, что будет способствовать интеграции таких образовательных областей как –«социально – коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие». Главных героев спектакля можно склеить из бумаги, вылепить из пластилина, глины, теста и эти же материалы можно использовать для создания декораций к спектаклю, а потом этим всем поиграть, и произойдет интеграция таких образовательных областей как «художествен – эстетическое развитие», «социально- коммуникативное развитие». Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных государственных требований и нашло отражение в программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Влюбленная в театрализованные игры, я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.

Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

2. Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)

3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).

5. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. К концу учебного года дети стали чаще обращаться к различным видам кукол, приобрели более сложные навыки кукловождения. Повысились и показатели эмоционально – образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние героя, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Цель работы по развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник и приемов рисования: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.

В. А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Читайте также:  Причины приводящие к дисгармоничному развитию ребенка в семье

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Для развития творчества и систематизации знаний детей дошкольного возраста в рисовании нетрадиционными приемами и техниками поставила следующие задачи:

1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.

3. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Источник

ФГОС ДО в качестве приоритетных требований выдвигает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

В своей практической деятельности я стремлюсь реализовать данное требование. Почему я считаю важным развивать творческие способности ребенка?

Во-первых, определенный уровень творчества – это проявление психического здоровья. Творческий человек активен, его интерес к жизни многогранен и неисчерпаем. Во-вторых, при творческом отношении к миру, многое усваивается не только легко, но и прочно. В-третьих, наше общество нуждается в активных, способных самостоятельно мыслить гражданах. И в-четвертых, начинать заниматься этим должны педагоги именно детского сада, потому что делать это в школе уже поздно, так как любые виды способностей зарождаются именно в дошкольном возрасте.

Для того чтобы ребенок прошел путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета творческих способностей в группе создала следующие условия:

– наличие интересной развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей разнообразную самостоятельную деятельность ребенка; (Монтессори – материал использую при работе в сенсорной зоне, зоне математики, речи, космического воспитания; оформила уголок «Познавайкин мир» при знакомстве с детьми с анализаторами мы разместили их на капельках облака, карточки признаков помещаем на дереве с яблоками в центре композиции мальчик с зонтиком, на котором семь типов вопросов. Внизу композиции стрелки для установления причинно-следственной связи и сундук с преобразователями-волшебниками; много пособий сделано своими руками – это и круги Луллия с подбором картинок по всем тренингам, игра «Да-Нет», игра с анализаторами, морфологические таблицы и т.д. В группе постоянно работает лаборатория Всезнайки, где дети проводят наблюдения, экспериментируют, делают записи в протоколах наблюдения). Перечисленные пособия эффективны не только для формирования творческих способностей, но и речевых умений, так как в основе каждого из них «лежит» алгоритм действий.

Развитие творческого потенциала ребенка в различных видах

– создала атмосферу доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановку формирующую чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности. Считаю, что сначала ребенок должен чувствовать себя комфортно, и защищено – это необходимый базовый фон для последующего творческого развития. Затем ему нужно дать возможность пережить успех – тогда появляется уверенность в собственных силах. Постепенно дети начинают ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, т.е. творчески – здесь важно поддержать его, показать значимость его усилий. Так при работе с сенсорным материалом ребенок при помощи розовой башни и коричневой лестницы может выполнить постройку по образцу, а может сам придумать свой вариант постройки, также может использовать для своей цели и другой Монтессори – материал, с которым в данный момент он хочет работать.

Развитие творческого потенциала ребенка в различных видах

Главной моей задачей является то, чтобы предоставить ребенку возможность получать знания самостоятельно. Для решения этой задачи использую технологии «Система М.Монтессори» и «ТРИЗ». В основе работы группы лежит монтессори-материал, максимально развивающий сенсорное восприятие. Полученная из общения с материалом информация, становится базовой для формирования глубокого и разнообразного представления об окружающем мире.

Читайте также:  Как влияет семья на воспитание ребенка и его развитие

Розовая башня, коричневая лестница, красные штанги и шершавые таблички, шумовые коробочки, вкусовые баночки – все это служит сенсорным материалом для ребенка.

Материал сделан из очень теплых, приятных на ощупь пород деревьев (чаще всего бука), и ребенку очень комфортно работать с таким оборудованием, при этом он получает массу разнообразных сенсорных ощущений, учится различать не просто цвета, а их многочисленные оттенки, не просто звуки, а его источник, не просто запах, а его разнообразные варианты.

Монтессори – материал дает ребенку возможность самостоятельно приобретать знания в соответствии с собственным темпом развития. Богат и разнообразен материал на развитие математических представлений. Дети гордятся тем, что умеют работать с «золотым материалом» и легко считают десятками и даже сотнями. Числовые штанги, доски Сегена, веретена – в этом развивающем оборудовании заложен главный секрет – каждый ребенок в зависимости от индивидуальных способностей получает знания определенного уровня, возможность самостоятельно продвигаться на пути, приобретения знаний, а это действительно творческий путь.

Развитие творческого потенциала ребенка в различных видах

Главный девиз нашей группы «Помоги мне это сделать самому». Результаты развития наших детей – это высокий уровень самоорганизации, самостоятельность и инициативность. Чтобы добиться таких результатов в своей работе использую такие формы организации:

– работа на линии, когда дети совершают движения по начерченному на полу круге, тем самым учатся концентрировать свое внимание, сосредотачиваться на выполнении задания;

– познавательный круг, который провожу на основе метода проектов, где присутствуют все дети и активно участвуют в обсуждении заявленной темы;

– работа с материалом, в том числе с использованием индивидуальных ковриков – суверенной территории каждого. Благодаря этому учу детей уважать личное пространство: свое и окружающих.

Наблюдая за детьми, сделала выводы, что дети часто выдвигают разнообразные идеи, фантазируют, многие дети с ярко выраженным воображением, умеют нестандартно мыслить. Вот тогда-то я и решила использовать в своей работе методы и приемы ТРИЗ, которые интересны в плане развития творческих способностей. Именно методы и приемы ТРИЗ формируют самостоятельность, независимость мышления, инициативность, способность находить выход из нестандартных ситуаций, брать на себя ответственность за принятые решения. Так, например, при игре в «Теремок» детям раздаются различные предметные картинки. Ведущий сидит в «теремке». Каждый приходящий в теремок сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми являются слова «Тук-тук, кто в теремочке живет?».

Развитие творческого потенциала ребенка в различных видах

В ходе игры ведущий может менять установку: «Пущу тебя, если скажешь, чем похож на меня», или: «Пущу тебя, если скажешь, чем отличаешься от меня».  Это одна из игр на сравнение систем. Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям,  по местонахождению или по видовой принадлежности (нитки и ножницы и т.д.).

С помощью приемов и методов технологии ТРИЗ в своей работе с детьми я решаю следующие задачи:

1. Формирую у детей представления о разнообразии и противоречивости окружающего мира, начиная с игры «Хорошо – плохо», когда в одном объекте дети учатся находить два противоположных свойства, метод морфологического анализа, позволяет расчленять, а затем произвольно объединять части объектов, действий или явлений (например: игра «Фоторобот», «Волшебная дорожка). Используя эти методы, дети создают новые объекты, появляются новые ситуации, ребенок ощущает себя творцом, автором, создающим что-то ранее неизвестное. При знакомстве с Моделью мира дети не только ощущают глубину и разнообразие окружающих объектов,  но и учатся их классифицировать. Дети быстро усваивают неоднозначность и противоречивость окружающего мира, начинают понимать, что все имеет свою противоположность, у них формируются основы диалектического мышления.

2. Развиваю речь на основе творческих методов и приемов: составляем загадки, рассказы по серии картинок, сочиняем сказки (загадываем героя из одной сказки, берем действия из другой, с помощью волшебников переносимся в другое время, место). При составлении логических рассказов по серии картинок использую схему этанов работы:

– Даю ребенку набор перепутанных картинок и прошу разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составить паровозик из картинок);

– Предлагаю детям, глядя на картинки найти место, где происходят события и как можно точнее обозначить его словами;

– Определяем время года или часть суток на каждой картинке;

– Находим сквозного героя и объекты, которые изображены на всех без исключения картинках;

– Предлагаю детям поочередно брать картинки, называя героя, его действия и обсуждать, с какой целью он действовал именно так.

– Ребенок берет любую понравившуюся ему картинку и перекладывает ее ближе к себе. Затем еще раз называет действие объекта и его цель.

– Ребенок расшифровывает «секретное письмо», т. е. составляет рассказ по серии картинок. Придумывает название получившемуся рассказу.

– Метод составления загадок дает ребенку возможность стать маленьким волшебником и самому придумать загадку на любой объект на основе сравнительного анализа его характеристик. При использовании этого метода у детей повышается самооценка, поскольку они видят продукт своей деятельности, который с удовольствием демонстрируют окружающим и заслуживают одобрение (например: на одной ноге кружится, гудит? Юла и т.д.). Стараюсь, как можно больше читать с детьми, тогда на основе методов ТРИЗ (салат из сказок, карты Проппа и т.д.) они творчески подходят к пересказыванию, а также выступают в качестве авторов новых сказок.

Таким образом, использование данных технологий в работе с дошкольниками позволяет детям проявлять свои способности, стимулирует развитие творческого мышления, а мне помогает выявить и поддержать нестандартно мыслящих детей.

Источник