Развитие творческого потенциала ребенка в программном обучении музыке

Министерство Образования Республики Мордовия

ГБОУ РМ СПО  (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж»

Доклад:

« Развитие творческого потенциала детей средствами музыкального искусства»

                                                     Составила: преподаватель ВКК Савина Н.С.

Зубова Поляна, 2012г.

План.

             1.  Восприятие музыки – как творческий процесс развития     музыкального воображения.

2. Творчество в вокально  – хоровом  музицировании.

3.Импровизация – один из путей развития творческих способностей учащихся.

4. Пластическое интонирование – одна из форм эмоционального выражения музыкального произведения.

5.Инструментальное  музицирование –  как деятельность развития творческих способностей учащихся в процессе  восприятия музыки.

Развитие в человеке с самых ранних лет творческого начала стало одной из фундаментальных основ педагогики.  Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, педагоги еще 20-х, 30-х годов: Н.К.Крупская, А.В. Луначарский, П.П.Блонский и др.  Продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества В.Н.Шацкая, М.А.Румер, Н.Л.Гродзенская.  Творчество  рождает живую фантазию, живое воображение, оно  базируется на ярких музыкальных впечатлениях ребенка.  Слушая музыку, в душе  ребенка, в его сознании рождается то, что создает его собственное творческое воображение.   Так, прослушанное музыкальное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного его восприятия. К творчеству композитора и к творчеству  исполнителя присоединяется творчество слушателя!

Вот пример разбуженного музыкой творческого воображения. Когда, в связи с темой урока в третьем классе «Развитие музыки» знакомились с  темами героев из оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят», многие дети вспомнили, что вместе со всем классом смотрели мультипликационный фильм «Сказка на новый лад» и как им всем было интересно и весело. Для них  это была не просто музыка, но и частица их собственной жизни, поэтому волновала больше и в сознание входила глубже.

Воображение  у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, «музыкальные картинки они слушают с удовольствием, причем чаще всего  следует музыку слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении. Для развития творческого воображения можно использовать следующее  задание. Привожу один из примеров творческого задания: предлагаю детям написать небольшое сочинение по прослушанному произведению Л.В.Бетховена «Веселая. Грустная» — «В первой части  музыки мне представляется маленькая девочка, которая танцует. На ее лице улыбка, она радуется жизни, ей нравится  кружиться под веселую музыку. А потом, что-то ее огорчило, и музыка зазвучала очень грустная и  печальная».

Наблюдения за ребятами заставляют сильно усомниться в правильности широкого распространения в музыкальной педагогике мнения, будто дети легче усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую программных названий.  Они легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. В этих случаях программа не только не активизирует музыкальное восприятие детей, но зачастую парализует его.

Вот почему для творческого развития детей,  играя им программную музыку (это, конечно, должна быть очень хорошая, ярко образная музыка, с очень точным авторским названием), не  следует сообщать предварительно названия с тем, чтобы они вначале определили характер самой музыки,  а  уже потом попытались дать ей свое название, исходя из того, что ими было услышано, прочувствовано и осмыслено.

Ответы ребят, дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Так, например,  произошло с фрагментом из «Утра» Грига. Ребята по-разному называли его: «Весна», «Восход солнца», «Цветы распускаются», «Утро в лесу». Можно постепенно  подвести их к правильному названию. Следует осторожно и ненавязчиво приблизить слушателей к музыке, а не увести их в мир детских от музыки наивных фантазий.  Прибегаю к «подсказкам», полагая, что они помогают  восприятию музыки т.к. чуткая подсказка может оживить творческое воображение, интеллект и память ребенка и тем самым принести добрые плоды. В процессе беседы о прослушанном произведении следует создавать как можно больше проблемных ситуаций. Проблемно-поисковые ситуации активизируют музыкальную деятельность, концентрируют слуховое внимание детей, заставляют мыслить, рассуждать тем самым развивают творческие способности. Перед  слушанием  произведения  Э.Грига  «В пещере горного короля»  знакомимся со сказочными существами  народных сказок и легенд (гномы, эльфы кобольды, тролли), а затем, создавая проблемные ситуации, следим за развитием музыкального образа и определяем, как постепенно сказочный маршевый характер музыки перерастает в фантастический танец (домашнее задание – нарисовать гнома с ярко выраженной мимикой —  добрый, злой).

Среди разнообразных творческих заданий в вокально — хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на разные формы музицирования, сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни «веером» сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее  слышание интонации данной песни; активное включении в игровые ситуации, в диалоги — музыкальный  «разговор», сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, «проживая» текст песни, рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу. Порой у детей возникают достаточно оригинальные художественные решения. Самый простой импульс к творчеству – это заинтересовать изобретением подголосков или вариантов напева. Можно предложить напев и спеть его на память. Одни исполняют это частично, другие точно, третьи внесут в напев некоторые изменения. Сам напев может быть подобран таким образом, чтобы подтолкнуть воображение на перевоплощение. В данный опыт можно внести много оттенков. Например, взять стихотворение, подобрать к нему мотив, а затем навести детей на мысль, что нельзя ли в этот мотив внести изменения, которые бы точнее выразили смысл стихов. Как приятно, когда дети хотят поделиться со мной своим творением – песней. Или даже желая спеть ее перед классом. Не стесняются четвероклассники просолировать сочиненные на школьные темы частушки. Оказывается интересным творческим процессом создание вариаций, а также эпизодов к форме рондо. Большую творческую радость доставляют  подготовки и проведения праздничных утренников.  Приглашаем родителей, учителей стать очевидцами нашего творчества.

Читайте также:  Развитие воображения в игре ребенка дошкольного возраста

«Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания» (С.Миропольский)

Стараясь раскрыть творческую индивидуальность каждого ребенка,  можно увеличить число народных песен, предложенных программой. Многие песни дают возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа. Дети сами ищут  движения, характеризующие тот или иной персонаж: ворон в красных сапогах, позолоченных серьгах.

 Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями. Быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением. В четвертом классе, дети поют колядки, заклички, в которых ребята стараются искать свою индивидуальную манеру исполнения.

 Постепенно народно-игровые формы занятий могут стать потребностью для учителя и учеников, потому что процесс совместного творчества будет приносить радость всем.

Импровизация – это один из путей развития творческих способностей ученика. С чего начинается детская музыкальная импровизация?  Ценность импровизации как методического приема в работе с детьми – не в умении создавать музыкальные конструкции, а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления. В процессе импровизации мелодия создается непосредственно во время ее исполнения. Как навести на импровизацию? Допустим, что детям понравилось какое – либо стихотворение, а напев не нравится.  Вот уже стимул.  Вначале надо выяснить,  почему не нравится? Затем предложить детям исполнить их  варианты и показать свои варианты  разного характера с расчетом увлечь воображение на путь творчества. Конечно, в последнем случае импровизацию ведет преподаватель, но постоянный контроль со стороны учащихся, их одобрение или неодобрение, наконец, их отбор по существу, обусловит все сочинение. Надо только помнить, что суть дела вовсе не в том, чтобы сочинять оригинальную музыку и выискивать вундеркиндов – композиторов, а в том, чтобы вызывать и воспитывать музыкально – творческий инстинкт.

Многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя  творчески в движениях, инсценировках песен. Примером является «Кузнец» И. Арсеева. Дети делятся на две группы – кузнецы и всадники, исполняя, каждая поочередно импровизирует образные движения, подчеркивая характерные особенности своего персонажа. Такое же творческое задание они получают при исполнении скороговорки Д.Кабалевского «Барабан».

Активизация творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к ней самого учителя, от уровня  его собственного творческого развития, музыкального вкуса теоретической подготовки. Поэтому импровизацию, нельзя рассматривать как обязательную часть программы школьных занятий музыкой, и отсутствие ее не может рассматриваться как недостаток  в проведении уроков музыки.

Самостоятельная творческая деятельность детей связана с пластическим интонированием. «Пластическое интонирование» — это один из способов, одна из возможностей «проживания»  образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания музыкального произведения.  Жест,  движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное  состояние ребенка. Дети очень любят произведение М.И.Глинки «Арагонская хота». Но более эмоционально почувствовать атмосферу праздничного веселья поможет им  и пластическое интонирование хоты, поиск выразительных жестов, поз, движений, изобразительных моментов.

Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном отношении учащихся  к делу, их непосредственном участии в «создании» музыки пробуждается интерес к искусству.

Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в кабинете музыки различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей  учеников и их возраста. Инструментальное музицирование – это творческий процесс восприятия музыки через игру на детских музыкальных инструментах.

Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:

— ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;

— учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;

— учитель помогает ученику найти прием исполнения.

Детское музыкальное творчество начинается с «обследования»

звуковых возможностей инструментов и осознания их выразительной сущности. Овладев приемами и  способами игры на каждом инструменте,  ученики постепенно  овладевают навыками ансамблевого исполнения, накапливают эмоции и чувства. И вот итог – звучит музыкальное  произведение и  ребята  аккомпанируют своим маленьким оркестром.

Игра на инструментах – интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество,  и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно  «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял технические задания учителя. Все школьники должны испытывать радость творчества, которое развивает эмоциональную отзывчивость на музыку.  Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально – слуховые представления,  ребенок внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

Источник

Вострикова Елена
Консультация «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе использования эвритмии в музыкальной деятельности»

Авторы: Гольева Светлана, Вострикова Елена Георгиевна

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка, гармонизации его личности должно уделяться достаточное внимание. В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка. В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такая инновационная технология, как эвритмия.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка мое понимание

Эвритмия — искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на развитие эмоционально-психической сферы ребенка. Это искусство особого гармоничного движения, в котором проявляется взаимосвязь культуры движения, слова и музыки, где наряду с душевной гармонизацией, укрепляются и волевые качества.

Дошкольный возраст характеризуется стремительным развитием физических и психических функций, которые становятся фундаментом всей последующей жизни, поэтому важным становится понимание того, чтобы двигательная активность ребенка была эмоционально и высокохудожественно окрашена.

Эвритмические занятия помогают в обретении пластичности, грации, развитии гибкости и подвижности тела, улучшении общего физического состояния, создании красивых и гармоничных образов в движении. Занимаясь эвритмией ребенок живет в добром, деятельном, ритмичном и доброжелательном мире, окунаясь в атмосферу свободы и творчества, раскрывает себя, преобразовывая свой внутренний мир и эффективно улучшая своё эмоциональное состояние.

Занятия по эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность взрослых людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с временем года и темами занятий.

Эвритмия – это и социально-ориентированное искусство. При работе в коллективе концентрация на собственном движении постоянно связана с необходимостью чувствовать движение других; всей группы как единого организма. Элементы упражнений позволяют развивать утончённое восприятие другого человека, окружающей природы.

Эвритмию целесообразно использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, гимнастике после дневного сна, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх детей.

В самом начале занятия дети двигаются свободно, но стараясь не сталкиваться друг с другом. Для концентрации внимания и собраннности слушают биение своего сердца или музыку умеренного темпа, но с четким ритмическим рисунком (без движения, по предложению педагога изображают, как бьется сердце, как выдох чередуется со вздохом.

Затем дети встают рядом с педагогом и, взявшись за руки, образуют большой круг, потом опускают руки и садятся на пол. Каждый по очереди называет свое имя, повторяет его еще раз, акцентируя слоги, пытаясь его прохлопать. Выбрав несколько имен, дети прохлопывают их: тихо, громко, маленькими группами. Следующее задание – прохлопать ритм имени, состоящего из двух-трех слогов, и догадаться, какое это имя.

Другой вариант: вместо имени на фоне равномерных хлопков произносится рифмовка. Дети сначала выполняют задание вместе с педагогом, затем самостоятельно – педагог обозначает только начало каждой части. Чтобы научить детей дифференцировать движения и динамику различий, хлопки можно заменить, например, шлепками, чередовать шлепки и хлопки.

При выборе темпа и ритма музыкального сопровождения обязательно учитывать характер движений, их специфику. Для старших дошкольников желательно выбирать веселую музыку, жизнерадостные мелодии. Следует помнить: с возрастом вкусы меняются, соответственно меняется и излюбленный репертуар. Детям нравятся игровые тематические циклы и сюжетные композиции типа «Игрушка», «Зоопарк», «Путешествие», «Спортсмены» и т. д. Каждое упражнение в таких комплексах носит не просто игровой и подражательный, но и творческий характер.

В основной части на первых занятиях разучивание танцевальной композиции или комплекса упражнений проходит следующим образом:

после прослушивания музыкального отрывка дети вместе с педагогом определяют характер музыки (темп, настроение, жанр, пытаются воспроизвести его ритм (прохлопать, протопать, затем выполняют движения, характерные для данного произведения (педагог показывает некоторые па изучаемого танца, обращая внимание на их сочетание по стилю и по характеру с музыкальным произведением). На дальнейших занятиях педагог предлагает детям самостоятельно найти движения, отвечающие темпу и характеру данной музыки.

После разучивания движений и танцевальных композиций детям предлагают свободное фантазирование на заданную тему (например, передача характера движений животного) или произвольное движение под музыку. Ритмическая импровизация дает ощущение свободы. Импровизируя, ребенок получает возможность выразить свою особенность, неповторимость, что важно для самоуважения, внутренней устойчивости, последовательности в действиях.

Для релаксации и восстановления используются игры на внимание и игры-превращения: «куклы-марионетки», «тряпичные руки», «деревянные руки», или «стоп-упражнения». Для развития мелкой моторики применяется пальчиковая гимнастика и жестовые игры. К таким заданиям относятся следующие: «сделать когти», «вымыть руки», «надеть перчатки», «человек-оркестр», «танец рук», «слушать свой ритм» и ритм биения сердца друг друга.

По желанию детей предлагается задание на дом: подобрать музыку и придумать движения под нее, выучить стихотворение или песню и подобрать к ним простые движения.

Учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка, педагог должен так подобрать приемы обучения и воспитания, чтобы занятия эвритмией приносили положительный результат. На занятиях важно создать ситуацию успеха для подкрепления положительной мотивации.

Содержание занятий должно быть приближено к тем природным явлениям, которые окружают ребенка в данный день и соответствовать темам периода в ДОУ: зима – бег по скользким дорожкам, ходьба по сугробам т. д. ; весна – перепрыгивание через ручейки; осень – сбор урожая; лето – бег по траве, дыхательные упражнения и т. д.

Главная особенность эвритмических упражнений – это акцентирование внимания не столько на внешнюю сторону обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных. На развитие и тренировке психических процессов, развитии восприятия, внимания, мышления, умении выражать различные эмоции в мимике и пантомимике. Дети учатся владеть собственным телом, нестандартному мышлению, психологической свободе.

Читайте также:  Влияние на развитие ребенка в утробе

Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма, гармонизации эмоциональной сферы, творческого выражения.

При выполнении данных упражнений важно помочь ребенку при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции. Игра – ведущая деятельность дошкольника, где создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.

Музыкально-ритмический круг (основная часть). Она включает в себя дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

— ритмические игры: «Загудел паровоз», «У совы» (приложение)

— блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации, равновесия, ловкости стопы, упражнения для изучения географии тела): «Снежная баба», «Засыпающий цветок» (приложение).

— блок развития мелкой моторики: «5 веселых капелек», «Цветки» (приложение).

— пространственная ориентация: «Лужа», композиция «Последний листопад» (приложение).

— социальные игры (взаимодействие с партнёром, групп детей и всей группы, как единого коллектива): «Любование цветком», «Передай мяч», «Аромат роз» приложение).

— импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением : «Падают снежинки» и др.

Занятия завершаются фазой успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди – «закрыть замочек» или выполнить комплекс релаксирующих упражнений.

Педагог побуждает детей выразить эмоции и внутренние образы посредством движения и речи. Упражнения характеризуется состоянием активного слушания, ребёнка побуждают двигаться. Совместное движение, атмосфера свободы и творчества дают ребенку возможность раскрыть творческий потенциал, преобразовать внутренний мир. Психотерапевтическое воздействие движения приводит к улучшению эмоционального состояния, приобретению уверенности, осознанию собственной неповторимости, удовлетворённости от взаимодействия с другими детьми. Эвритмия включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

— ритмические игры;

— блок развития мелкой моторики;

— блок развития крупной моторики (упражнение для развития координации, равновесия, ловкости);

— пространственная ориентация;

— социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива);

— импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением;

— игропластика — специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях;

— игротанцы — танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.

Цель эвритмии: Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

— формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;

развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

— коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног; улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);

расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

— формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.

Регулярное включение эвритмии в музыкальную деятельность помогает формированию гармоничного развития личности, развивает способности двигательной импровизации, воображения и фантазии, способствует улучшению самочувствия, работоспособности, двигательной активности, эмоциональной отзывчивости, развивает вербальные и невербальныхе средства общения.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами эвритмии осуществляется на основе следующих принципов:

1. Принцип природосообразности. Применяется для того, чтобы ребенок на занятиях мог пройти путь становления мышления от наглядно – образного к логически – абстрактному без навязывания ему определенных шаблонов действия, они приобретают свой опыт для раскрытия творческих проявлений и самореализации.

2. Принцип здоровьесбережения. Предполагает создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников на музыкальных занятиях.

3. Принцип развития творческого воображения. Предполагает создание на занятии ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал. Поиск, творчество, проявление самостоятельности становится для ребенка необходимым внутренним условием, к которому он стремится.

4. Принцип формирования способности к содействию сопереживанию. Применение этого принципа позволяет ребенку в ходе проведения упражнений получать различные ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность. Ребенок учится контролировать свое поведение с целью не причинить неудобство и боль. Каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка к другому и учит их взаимодействовать.

Средства эвритмии.

1. Релаксация — это средство для расслабления мышц и приведения общего эмоционального и физического состояния детей в физиологическую норму; игропластика – это специальные упражнения для развития мышечной силы, гибкости в образных и игровых двигательных заданиях. Так, упражнение «Зоопарк» в игровой форме позволяет воздействовать на определённые группы мышц.

2. Метод поисковых ситуаций. Предполагает самостоятельные действия детей по поиску наиболее удачных решений двигательных заданий. С помощью данного метода развивается воображение, дети учатся проявлять себя, самовыражаться, реализуют свой творческий потенциал в музыкально-двигательной деятельности.

3. Метод умелого переключения. Выражается в умении менять характер движения, чередовать статичные состояния и энергичное движение, мелкие и крупные жесты, музыку и речь, умело менять темп с быстрого на медленный и наоборот.

4. Наблюдение, как метод обратной связи. От занятия к занятию ребёнок должен «раскрываться», прийти к некоему равновесию в эмоциональном и физическом плане для комфортного соотнесения духовных и телесных начал.

Приёмы: показ способов действия, пояснения, указания, поощрения.

Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественно-эстетического воспитания дошкольников. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения. способствует максимальному обогащению эмоциональной сферы личности, ее эстетически-ценностному становлению и духовному росту, что является гарантией самореализации и самоактуализации в дальнейшей жизни и деятельности. Как часть духовной жизни сообщества, представляет из себя одно из успешных средств нравственного воспитания и раскрытия неповторимого личного «я» и принятию нестандартных решений.

Источник