Развитие творческого потенциала ребенка через внеурочную деятельность
Итоги реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Развитие творческого потенциала ребенка
через кружковую деятельность
Одной из отличительных особенностей по ФГОС является предъявление требований к организации внеурочной деятельности школьников. Внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.
За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков.
В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося. Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу.
Задача учителя — отойти от репродуктивного характера деятельности учащихся, вовлечь их через высокую самооценку, психологический климат и благоприятные условия в деятельность для развития творческих способностей. В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно — ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.
Какие условия для этого необходимы?
Прежде всего, возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это — возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования. Необходимо пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства, нетрадиционную проработку содержания учебного материала, изменения окружающего мира, самого ученика, условия воспитания ребенка, вовлечение всех учащихся и их родителей в совместную творческую деятельность, оснащение материально-технической базы школы и время.
Цели: Развитие творческих способностей младших школьников, формирование умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций.
Задачи:
— усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
— организовать досуговую деятельность школьников совместно с семьями обучающихся;
— выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
— оказать помощь в поисках «себя»;
— создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
— развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
— развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Ожидаемые результаты
Продуктивность опыта состоит в том, что учащиеся успешно:
1. овладевают системой знаний практических умений и навыков, предусмотренных не только школьной программой, но и за ее рамками;
2. участвуют в самых разнообразных видах учебной и внеурочной деятельности, что постепенно приводит к привычке проявлять себя творчески;
3. возрастает устойчивый интерес и потребность к познавательной деятельности;
4. формируются взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.
Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.
Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.
Все это позволит конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий. Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности: проблемные уроки, уроки — игры, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии, урок-исследование, урок-путешествие, урок — творческий отчет, урок-проект- вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, округе и т.д
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Первое условие развития творчества — высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».
Второе условие развития способности ребёнка — создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внеурочных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
стимулировать родителей и учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.
Заключение
Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу — воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии.
Задача школы — подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности.
Моя главная задача — вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь — роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.
Кружок «Занимательная математика» в 6 классе
Математика — один из главных предметов в школе. Еще английский философ Роджер Бэкон писал: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества».
Занимательная математика развивает интеллект школьников, закладывает основы для изучения систематических курсов алгебры и начал анализа, геометрии, физики, информатики, астрономии и других наук
Программа кружка составлена на основе типовой программы по математике и современных образовательных стандартов.
Программа направлена на формирование и развитие умений рассуждать, делать простые доказательства.
Современная математика видит три цели математического образования:
Образовательная.
Без математики невозможно понять ряд других предметов. Ядро математического знания давно стало общечеловеческой культурой ценностью.
Прикладная.
Необходимо научить детей принципам математического моделирования каких-либо реальных процессов.
Воспитательная.
Математика развивает логическое мышление, формирует трудолюбие, усидчивость, учит ценить красоту мысли.
Цели занятий в кружке «Занимательная математика»
1.Развивать интерес к математике, помогать в усвоении школьной программы и расширять знания учащихся по предмету.
2. Учить ребят самостоятельно выбирать способы решения задач.
3. Развивать устную и письменную речь.
4. Способствовать развитию личности ребенка.
Формы проведения занятий кружка:
беседа, практическая работа, творческое задание, дискуссия, соревнования, математическая эстафета.
Методы обучения:
Монологический, диалогический, алгоритмический, показательный, эвристический.
Девиз: От развлечения — к знаниям.
Показать работы учащихся
Источник
Развитие творческих способностей обучающихся через внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОС
Суть педагогической идеи, лежащей в основе собственного опыта.
Теоретическое обоснование
Актуальность работы
В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей школы, а, следовательно, и нас учителей.
Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Школа выполняет заказ общества и государства. ФГОСы дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. В стандартах предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.
Современное образование должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личностном опыте ребенка.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».
Базовые термины
Что же такое творчество?
Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.
Творчество – это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.
Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.
Способности – индивидуально–психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.
Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность своей работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении, положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта). Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
Раскрытие понятия развитие творческих способностей
Что это значит развивать творческие способности?
— Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
— Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
— В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании.
2. Технология реализации идеи в собственном опыте.
Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
цель
При организации внеурочной деятельности я ставлю перед собой следующую цель: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижение им духовно-нравственных и культурных ценностей.
Основными задачами при организации внеурочной деятельности являются:
усилить педагогическое влияние на жизнь учащегося в свободное время;
организация досуговой деятельности;
выявить интересы, склонности, способности, возможности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития в избранной сфере;
развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширять рамки общения с социумом;
воспитывать культуру досуговой деятельности.
Проблематика
Я перед собой ставлю задачу: заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.
Ещё К.Э.Циолковский приоткрыл завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины известные многим, затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Это и есть путь становления творческих способностей. Моя обязанность помочь ребёнку встать на этот путь.
В своей работе использую общедидактические принципы:
— научность;
— систематичность;
— последовательность;
— доступность;
— наглядность;
— активность;
— индивидуальный подход;
— от простого к сложному.
Наряду с принципами использую и методы:
— словесно-наглядные;
— наглядно-практические;
— практические;
Приемы используемые в работе
Стараюсь целенаправленно выявлять склонности детей, предлагаю им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Я позволяю ребятам самим выбирать и предлагать для выполнения изделия. Здесь я выступаю в роли помощника. А ученик – экспериментирует, вносит новшества, создает неповторимое изделие.
Индивидуальный труд учащихся во время занятия заключается в том, что под общим моим руководством ребята самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания.
Для успешного выполнения намеченных целей я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей.
Индивидуальные художественные особенности понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнять задание учителя. Ребёнок проявляет свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами. Каждый ребёнок стремиться быть непохожим на других. Поэтому моей задачей является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.
Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям учащихся.
На занятиях соблюдаю следующие принципы:
— добровольность выбора содержания занятия, с учетом склонностей детей;
— опора на самостоятельную творческую инициативу детей;
— знакомлю с новыми видами творчества.
Основное внимание на занятиях уделяю:
— формированию практических умений и навыков;
— выполнению элементов для украшения изделия;
— правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия;
— развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.
Информацию на занятиях сообщаю небольшими порциями. Вновь полученные знания сразу закрепляем практическими умениями. Повторение знаний и совершенствование умений осуществляем на разнообразных изделиях.
Начинаем всегда с простых по конструкции и небольших по объёму работы изделий так, чтобы дети могли быстрее увидеть результат своего труда. Стараемся работать так, чтобы в каждом новом изделии ребята могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку.
Поэтому я нахожусь в постоянном творческом поиске, фантазирую, включаю в работу что-то новое.
Занятия по вышивке и вязанию строятся по схеме уроков трудового обучения. Но есть и отличия. Необходимость охраны зрения и связанное с этим ограничение времени, затрачиваемого на непосредственную работу вышивкой или вязанием.
3 Структура занятия
Примеры занятий
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. В процессе занятий вышиванием и вязанием заложен высокий воспитательный потенциал. На занятиях раскрываются духовные ценности изделий народных мастеров. В процессе занятий формируется эстетический вкус учащихся, у них развиваются трудовые умения и навыки. Занятия в кружках позволяют приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведёт в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом в свободное от работы время.
Построение занятия:
— В начале занятия беседа.
— объяснение последовательности выполнения работы
— практическая часть – не даю готовое решение задачи занятия (выбор материала, технологии изготовления).
Примерная структура занятия:
Организационная часть(2-3мин.)
Объявление темы.
Организация рабочего места.
Теоретическая часть(10-18мин.)
Беседа или рассказ (3-5мин.).
Анализ изделия(3-5мин.).
Показ приёмов работы, используемых для изготовления изделия (3-5мин.), при объяснении новых технологических приемов может потребоваться больше времени.
Физминутка.
Практическая часть (23-33 мин.)
Работа по графическим схемам (10-15мин.)
Физминутка или гимнастика для глаз.
Практическая часть. Продолжение (10-15мин.)
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше.
Оценивание работы: ребёнку следует показать положительные стороны его деятельности, а затем уже указать на недочёты, подсказывая способы их устранения.
Уборка рабочих мест (1-2 мин.)
Выводы
Занятия не только вооружают умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия.
Дети неистощимы на выдумки. В результате – каждая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Внеурочные занятия ценны и тем, что способствуют развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносят ему большое удовлетворение при выполнении изделия. На занятиях дети работают с различным материалом для изготовления поделок.
Деятельность ребёнка в кружке помогает ему стать:
— инициативным;
— последовательным;
— усидчивым;
— доводить начатое дело до конца;
— самостоятельно решать поставленные задачи.
Закрепив ряд трудовых навыков и умений, освоив процесс подготовки и выполнения изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься различными видами трудовой деятельности. Всё это подготовит к жизни, труду независимо от того станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.
В процессе творческой работы ребёнок открывает для себя понятия: линия, цвет, форма, ритм. Это происходит на уровне подсознания без заучивания законов и правил.
С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Работа в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На своих занятиях я стараюсь пробуждать творческое начало, учить трудиться, помогаю ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.
Творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Это развивает волю, укрепляет внимание и память, воспитывает нравственно-волевые качества, совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно, так как это стимулирует развитие мышления ребёнка.
Чтобы ребёнок представлял, что он делает и какой результат получится, я стараюсь направлять его практические действия. Но помню, что направлять – не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и способов передачи своих чувств, ощущений, переживаний. Организуя деятельность, помню, что ребёнку трудно доводить начатое до конца. Для этого создаю положительную мотивацию:
— Хочу сделать!
— Могу сделать!
— Я — сделал!
Для стимулирования творческой деятельности важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он будет стремиться делать всё лучше и лучше, может посмотреть на работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество.
11
Источник