Развитие творческого потенциала одаренного ребенка

Развитие творческого потенциала одаренного ребенка thumbnail



Обучение одаренного ребенка предполагает принятие личности и его индивидуальности, самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Педагогическая деятельность дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности обучающихся, наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование позволяет ребенку сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения, проявить себя, свои возможности.

Одним из важных направлений деятельности центров творчества в рамках президентской программы «Одаренные дети» является создание условий, оказание помощи и поддержки каждого одаренного и талантливого ребенка, что способствует увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности.

Расширяя сферу творчества обучающихся, дополнительное образование учитывает индивидуальные запросы и интересы одаренных детей.

В объединения по интересам часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. Занимаясь в Центре, дети имеют возможность использовать единство и взаимодействие различных искусств. Творчески одаренный ребенок после обучения в объединениях по интересам может выйти на следующий уровень, т. е. получить профессиональную подготовку.

Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога. Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка, например заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть. МБУ ДО «ЦТТ и ПО» города Старый Оскол, Белгородской области становится исключительно значимым для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути.

Работа педагога дополнительного образования направлена на создание среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации, в соответствии со способностями их жизненной стратегии, ориентированной на успешную деятельность в контексте современной среды и современной культуры.

Мы не отбираем одаренных детей, а принимаем детей и работаем индивидуально с каждым, помогая самоопределиться. Ребенок сам еще не определился в интересах и предпочтениях к каким-либо видам творческих направлений. Реализацию своего потенциала он начинает с подачи педагога дополнительного образования, главным принципом которого является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Как правило, одаренный ребенок выделяется из остальной группы, очень важно не создать у него «чувства исключительности», это может не получить подтверждения в дальнейшей жизни. Объединения по интересам посещают не только одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься творчеством, и отношения с ними должны складываться гармонично. Так же педагогу дополнительного образования необходимо всегда помнить то, что эксплуатация неординарных способностей ребенка ради престижа учреждения и самого педагога часто идет во вред самому ребенку. Если всего этого удается избежать, то область дополнительного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к сознательному профессиональному пути.

Обучение, развитие и поддержка одаренных детей, в рамках объединения осуществляется в ходе решения следующих задач:

– создание механизма для выявления одаренных и талантливых детей;

– создание условий для обеспечения индивидуального развития детей;

– предоставление широкого спектра знаний;

– психолого-педагогическое сопровождение;

– взаимодействие с родителями обучающихся.

Раскрытие одаренности детей является самой важной задачей для педагога и родителей. Ведь дело не только в передаче знаний, но и в создании условий ребенку для углубления этих знаний, разработать на их основе новые навыки, необходимые для творчества и жизни. Для определения одаренности ребенка достаточно выявить уровень способностей личности к творческой деятельности с помощью тестов.

Критерии одаренности ребенка:

– решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;

– в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;

– общаясь, ребенок широко использует мимику и жесты, особенно в разговорах со сверстниками;

– речь ребенка отличается повышенной выразительностью.

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает реализацию специальных программ. Реализация программы «Начальное техническое моделирование» предусматривает, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей. Каждый ребенок имеет разработанную образовательную траекторию.

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагога — понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности. Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы, педагога, ребенка и родителей.

Читайте также:  Развитие ребенка в новой усмани

Основные элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:

– деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность);

– формирование внутренней мотивации;

– рефлексия;

– возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление;

– соблюдение принципов –“ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т. д., которые создают благоприятный морально-психологический климат;

– проектное обучение;

– технология полного усвоения;

– инновационные компьютерные технологии.

Формы и методика проведения занятий в объединении по интересам дает возможность использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой ситуации часто составляет основу занятий. Приоритетной формой работы является общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микро-коллективов и т. п., что даёт хорошую возможность уделить каждому ребёнку максимум внимания.

Дети, наделенные талантом, демонстрируют свои достижения через конкурсы проектных и исследовательских работ.

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

Работа с одарёнными детьми — это сложная, но интересная работа, которая должна вестись родителями и педагогами. Каждый шаг в этом направлении принесёт пользу в будущем. Воспитание одаренных детей в силу их особенностей требует индивидуального творческого подхода. Индивидуальная работа по развитию одаренных детей при активном включении их в совместную творческую деятельность повышает не только уровень их самостоятельности, но и помогает развивать их мыслительную деятельность и речь.

Литература:

  1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии- СПб.: Питнр Ком, 1999.-720с.
  2. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов.-СПб.: Питер, 2002.-544.: ил.-(Серия «Учебник нового века»)
  3. А. А. Реан, Я. Л. Коломенский Социальная педагогическая психология.-Спб.:Издательство «Питер», 2000.-416с.:(Серия «Мастера психологии»)
  4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. высш. учеб. Заведений/Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.-М.:Издательский центр «Академия, 2001.-368с».

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дополнительное образование, творческая деятельность, одаренный ребенок, развитие, создание условий, педагог, одаренность ребенка, обучение, интерес.

Источник

Развитие творческих способностей одарённых детей в начальной школе

Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

                     интерес к серьёзной интеллектуальной работе,

                           самостоятельность как личностную черту,

                     вселить  в  них  радость  сотворчества,

                              то создавай  им такие условия, чтобы искорки

                      их мыслей образовывали царство мыслей,

           дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Ш.А. Амонашвили

Политика государства в области образования определила актуальность и особую важность работы с одаренными детьми. В национальной инициативе «Наша новая школа» среди шести основных направлений развития системы образования, на втором месте после обновления образовательных стандартов заявлена поддержка талантливых детей.  Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях выявления и поддержки юных талантов, закреплено требование об  увеличении числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях. Развитию одарённости и таланта детей способствуют и  окружные долгосрочные целевые программы, действующие в регионах РФ. На сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы  во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования мимо. Поэтому важно развивать одаренность в каждом ребенке. Ведь одаренные дети — главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания.

             Понятие  «одаренность»  происходит от слова  «дар» и означает  особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Одаренность – высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определенных областях деятельности».

             Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна. 

У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей. Одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как они не понимают, что восприятие мира у всех разное. 

По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности. 

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения.

Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей. Признаки одарённости:

  •  одарённый ребёнок – это всегда творческая личность;
  • его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников (определить IQ ребёнка помогут специальные тесты) и приближены к показателям взрослых;
  • одарённый ребёнок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов;
  •  они весьма и весьма любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без исключения), они разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать;
  •  интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он;
  •  они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе;
  • одарённые дети проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы.
Читайте также:  Фонематический слух и развитие речи ребенка

На современном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей. Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.

Этапы выявления  одаренных детей:

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом. Ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей..

На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых — сформировать и углубить их способности.
При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий: 

  • своевременное применение различных видов тестирования;
  • оценки способностей по успеваемости;
  • участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
  • заключение психолога;
  • заключение экспертов в определенной деятельности;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
  • самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);
  • наблюдение родителей и представителей науки.

Безусловно, одарённые дети встречают на своём пути режим наибольшего благоприятствования, однако было бы ошибкой считать, что у них не бывает проблем. Как и у всех нас, у них также бывают неудачи, срывы и падения. Как же им помочь в этом?

Особенности работы учителей с одарёнными детьми

 1. Стремление к совершенству. Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются , не достигнув высшего уровня . Свойство это проявляется весьма рано.

 2.Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей стремлением достичь совершенства во всём ,чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены , отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

 3. Нереалистические цели . Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности  достичь их они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

 4. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи ,они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим, они более уязвимы, часто воспринимают слова или невербальные сигналы как не приятия себя окружающими. В результате такой ребёнок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует  на  разного рода раздражители и стимулы.

 5. Потребность во внимании взрослых . В силу природной любознательности и стремления к познанию дети нередко монополизируют внимание учителей, это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

 6. Нетерпимость – Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям , стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и нетерпение.

 7. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием – Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они порой уступают последним в физическом развитии.

     Чтобы такой ребёнок не попал в изоляцию и не испытал дефицит общения, на помощь ему должен прийти учитель. Следует найти такие творческие задания, которые реализуют способности такого ребёнка. Для развития творческих способностей ребёнка, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. 

          В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета.

Для этого используются следующие формы:

 — подготовка презентаций;

 — создание и защита проектов по теме исследования;

 — организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;

       — предметные олимпиады;

       — интеллектуальные марафоны;

       — различные конкурсы и викторины;

       — словесные игры и забавы;

       — ролевые игры;

       — индивидуальные творческие задания;

       — классно-урочная (работа в парах, в малых группах);

        — разноуровневые задания,

        — творческие задания;

        — консультирование по возникшей проблеме;

      Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса — это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ — это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса

 Как правило, у одаренных детей проявляются:

 — высокая продуктивность мышления;

 — легкость ассоциирования;

 — способность к прогнозированию;

 — высокая концентрация внимания.

Читайте также:  Школа развития ребенка читай и пой

 Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.

            При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

 -обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

 -стимулировать познавательные способности учащихся;

 -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

 -принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

 -анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

 -отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

          Кроме того, что талант ребёнка будет развивать учитель, необходима помощь и участие родителей. Специалисты утверждают, что любой ребёнок может стать одарённым, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Надо учить своего ребёнка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и своё интересное дело. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда.

Работа с родителями одаренных детей реализуется  в четырех направлениях:

  • Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка. Данная работа направлена на: расширение возможностей понимания одаренного ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
  • Организация информационной среды для родителей:   классные  и общие родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам деткой одаренности  («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем креативные способности»,  «Творим вместе!», «Как создать уголок творчества дома»). Оформляются  печатные консультации (буклеты, памятки, выпуск газеты «Детский городок»), оформляется страничка на интернет сайте «Развиваем способности детей» с разнообразными рубриками: «Поиграем вместе», «Разгадай ребус», в классах оформлены уголки  для родителей «Маленький Почемучка»; «Разгадай-ка»,  периодически оформляются фотогаллереи талантов, выставки детских работ, ставших  победителями разнообразных  конкурсов и т.д.
  • Совместная практическая деятельность  ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ, подготовка проектов и т.д.).
  • Поддержка и поощрение родителей на уровне школы (на интернет сайте школы, класса, благодарности на общих родительских собраниях)

Тесты на определение одаренности

Тест-вопросник, определяющий одаренность и направленность школьника

 к той или иной области деятельности

       Отвечая на вопросы, записывайте ответы: утвердительные, «да» — 1 очко; отрицательные, «нет» — 0 очков. Затем складывайте все очки. По шкале результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок.

— Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

— Меняет ли он свои интересы, наклонности?

— Любит ли рисовать воображаемые предметы?

— Любит ли рисовать абстрактные картинки?

— Любит ли фантастические истории?

— Сочиняет ли рассказы или стихи?

— Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?

— Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

— Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

— Боится ли темноты?

— Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

— Считал ли это слово понятным без разъяснений?

— Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

— Был ли удачен этот замысел?

— Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

— Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

— Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?

— Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?

— Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

— Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

— Любит ли читать книжки без иллюстраций?

— Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?

— Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?

 Шкала результатов:

   От 20 до 23 очков — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.

   От 15 до 19 очков — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован.

   От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

   От 4 до 8 очков — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

   Менее 4 очков — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)

Оцените своего ребенка по семи пунктам. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно. Мой ребенок способен:

— Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).

— Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).

— Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).

— Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).

— Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).

— Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).

— Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).

Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам:

     35-28 баллов — высокий уровень креативности; 27-17 — средний; 16-0 — низкий.

Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои  коррективы и ребенок еще может измениться.

Использованная литература

  1. Научно-методический журнал «Заместителя директора по воспитательной работе» №3/2009
  2. Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры.материалы 1 Республиканского семинара-совещания классных руководителей. К., 2004 г.
  3. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов-на Дону, Феникс, 2007 г.
  4. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатери Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
  5.  Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
  6.  Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
  7.  Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
  8.  Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .

Источник