Фонематический слух и развитие речи ребенка

Фонематический слух и развитие речи ребенка thumbnail

Фонематический слух (фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Для развития фонематического слуха в логопедии и нейропсихологии применяются специальные упражнения. Предлагаем вашему вниманию упражнения, разработанные Тумаковой Г.А. — автором методических пособий «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» и «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом». В статье журнала автор рассказывает, как проводить занятия по развитию фонематического слуха у дошкольников.

Как звучит слово

Мама с ребенком развивающие занятия. Одно из непременных условий успеха ребенка в будущих школьных занятиях – развитый фонематический слух, то есть умение различать звуки в потоке речи.

В играх и упражнениях ребенку четырех-шести лет надо показать, что слово звучит, что оно состоит из звуков.

Проводить эти занятия можно таким образом.

1. Взрослый говорит:

— Ты уже знаешь, что слова звучат. Послушай, как они ПО-РАЗНОМУ звучат в стихотворении Агнии Барто.:

Скажи погромче слово «гром» —

Грохочет слово словно гром.

Скажи потише: «шесть мышат»,

И сразу мышки зашуршат.

Скажи: «кукушка на суку»,

Тебе послышится «ку-ку».

Затем взрослый продолжает:

— Слова звучат потому, что они состоят из звуков. Звуки бывают разные, послушай: грроомм, ззаашшууршшаат. Повтори вместе со мной так, чтобы были слышны разные звуки… Хорошо. А теперь сам произнеси слово шалунишка так, чтобы ясно были слышны разные звуки: шшааллуунниишшкаа. А теперь сам вспомни какое-нибудь слово и так же отчетливо произнеси его.

2. – Что это за зверек? (Покажите картинку с изображением мышки или игрушку-мышку).

— Мышка. Маленький зверек, который живет под полом.

— А это кто? (на картинке нарисован медведь).

— Это мишка, большой зверь, он живет в лесу и на Севере.

— Ты прав, это разные животные и называются они по-разному, хотя эти названия и звучат похоже. Вслушайся внимательно: мыыышка – мииишка. Слышишь, чем они различаются? А теперь произнеси сам. Хорошо получается…

3. – Вот еще два слова, они разные, но похожи друг на друга по звучанию: мммак – рррак. Произнеси их так же. А теперь ты назови одно какое-нибудь слово, а я к нему подберу другое, похожее по звучанию. Начинаем.

— Шина…

— Машина.

— Ванна…

— Анна. А сейчас я буду называть слова, а ты будешь подбирать похожие по звучанию. Галка…

— Палка.

— Свечка…

— Печка.

— Кузнец…

— Молодец.

4. — А теперь играем по-другому. Подыскиваем два слова, непохожие по звучанию. Вот какие я знаю: дом – пушка. А твои слова?

— Книга – сом.

— Хорошо, а мои такие: жарко – суп…

— Жук — хлеб.

5. Послушай, какое имя я назову, а ты вспомни другое, сходное по звучанию: Ирина – Марина. Слушай еще: Мая – Рая – Тая. Внимание: Коля…

— Оля.

— Юра…

— Шура.

6. занятия с картинками- Посмотри картинки. Вот на этой картинке нарисована птичка. Какое слово можно добавить, чтобы звучало похоже, подумай. Не вспомнил? Я помогу тебе: синичка. Слушай, что получилось: птичка-синичка. Можно сказать: птичка-невеличка. А кто на этой картинке изображен?

— Зайка-побегайка.

— Хорошо звучит: зайка-побегайка.

Так же рассматриваются другие картинки, к названиям которых ребенок должен подобрать рифму: скворец-певец, лисичка-сестричка, сорока-белобока…

7. – Я брошу мяч и скажу, например, слово резина, а ты вспомни слово, похоже звучащее, например, корзина, и перебрось мяч мне. Начали играть! Сверчок!

— Паучок!

— Елки!

— Иголки!

— Петрушка!

— Зверюшка! Погремушка! Хлопушка!

8. А теперь будем перебрасывать друг другу мяч только после того, как вспомним слово, оканчивающееся на звуки ок. Начинам… молоток!

— Паучок!

— Лесок!

— Песок!

— Лужок!

— Промок!

9. А теперь будем называть непохожие, разные по звучанию слова. Я скажу: гол, а ты?

— Шапка.

— Хорошо, продолжаем: мак…

— Топор!

Ваш ребенок научился вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы были отчетливо слышны составляющие их звуки. Следующий этап – умение различать слова по количеству звуков (короткие — мало звуков в слове, длинные – звуков много).

С ребенком можно провести такие занятия.

1. – Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Послушай еще: он, шар. Если шагать под эти слова, то всего только один шаг и успеваешь сделать, пока короткое слово звучит. Сделаем это вместе: мяч, он, шар, уж. А если взять длинное слово, то и произносится оно дольше и шагов потребуется больше. Слушай и смотри: ленивица, рукодеьница, воспитательница. Произносятся эти слова так: ллее-ннии-ввии-ццаа, рруукоо-деелль-ннии-ццаа, ввоосспии-тааа-теелль-ннии-ццаа. Слышал, как много звуков в этих словах?

2. – Посмотрим, какие предметы находятся в этой комнате…

Можно заранее расположить их так, чтобы на виду были предметы и с короткими и с длинными названиями. Ребенок должен отыскать сразу два предмета: название одного должно быть длинное, название другого – короткое. Например, мяч – грузовик. Затем то же делаете вы, потом снова малыш и т. д.

3. – Теперь надо вспомнить знакомые короткие слова… А теперь вспомни и назови только длинные слова.

4. – Я буду называть разные слова- длинные и короткие. Правила игры следующие: когда я произнесу короткое слово, ты хлопни в ладоши, а когда скажу длинное слово – не хлопай. Слушай: сыр, учительница, карусель, сок, дом. Иванушка, кит, черноглазый, солнышко, кот. Правильно понял задание, ты внимателен…

Затем взрослый меняется ролями с ребенком.

5. – Новое задание будет более сложное. Мы будем короткие слова превращать в длинные, будем их изменять. Например. Короткое слово кот превратим в длинное. Подумай, как это сделать? Теперь скажи.

— Котенок.

— Очень хорошо, а я предлагаю еще такое длинное слово: котеночек. Коотееннооччеек, вот как долго звучит это слово, оно длиннее, чем короткое слово кот? Изменим короткое слово лис, превратим его в длинное. Интересно, какие это будут слова?

— Лисица, лисичка, лисенок, лисеночек…

6. – Теперь будем вспоминать похожие по звучанию короткие слова. Какие есть слова, похожие на слово мак?

— Рак, лак, мак, бак, так, как …

— Хорошо. И звучат похоже и все короткие. Можно предлагать свои слова, даже такие, которых не бывает, но они должны бвть похожими по звучанию и такими же короткими. Начинаем подбирать слова к слову нос.

— Пос, мос, рос, кос, трос, гос, фос…

— Все правильно. А к слову стол?

— Пол, кол, гол, тол, бол, мол, лол, дол…

— А слово футбол удачное или нет? Правильно объясняешь: звучит-то оно похоже, да слово это не короткое.

7. – А к длинному слову зайчонок какие длинные слова будут подходящими по звучанию?

— Цыпленок, жеребенок, козленок…

Самые разные упражнении можно провести « с опорой на рисунок». Здесь возможны такие направления занятий:

1. занятия с рисунками. Осознание звуковой стороны слова:

— Назови предметы, нарисованные на картинке так ясно и четко, чтобы слышно, как звучат слова.

— Ммиишшккаа, ммаашшииннаа.

— Назови слова, похожие по звучанию.

— Галка-палка, шина-машина.

Какие еще слова звучат так же, как мышка-мишка?

— Пышка-шишка.

К этим словам можно подобрать и придуманные слова, которых нет, — пусть только они звучат похоже (двишка, вельмишка).

— Какие слова звучат так же, как слово галка?

— Палка, скакалка.

— Всмотрись в картину и найди два предмета, названия которых по звучанию не похожи.

Читайте также:  Развитие форм общения взрослого с ребенком

— Шина, палка.

— Какие звуки слышны в этих словах? Вспомни другие слова с такими же звуками. Эти слова короткие или длинные?

2. Осознание слоговой стороны слова:

— Произнеси слово галка по частям.

— Гал-ка.

— Сколько частей в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая? А теперь произнеси по частям слово палка. Назови первую часть.

— Пал.

— Назови вторую.

— Ка.

— Подумай, какая часть в словах галка и палка одинаковая?

— Ка.

— Скажи слово машина по частям и назови каждую часть отдельно… Вспомни слова с первой частью ма. А какие можешь назвать слова со второй частью ши? А с частью на? Рассмотри все картинки и назови слова, в названии которых только две части. А теперь – только три части… Ты сказал, что в слове палка две части. Как можно изменить это слово, чтобы в нем стало три части?

— Палочка.

— Произнеси еще раз слово палочка по частям и нарисуй на листочке столько клеток сколько частей в этом слове. Сейчас задание будет сложнее: ответь одним словом из двух частей на мой вопрос: «Галка – это кто?»

— Пти-ца, птич-ка.

— А теперь ответ твой должен состоять из слова, в котором будет три части: Галка какая?»

— Чер-на-я, боль-ша-я.

— А шина какая?

— Кру-гла-я.

Напоследок литературная игра: — Придумай рассказ о том, «как однажды машина рассердилась на шину».

Источник: «Семья и школа», 1977 год

Источник

Виктория Фролова
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием умственного, эстетического и нравственного развития детей.

Долгое время (примерно до 1928г.) ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и из комбинаций. Фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. Значению восприятия речи никто не уделял внимания.

Впервые Л. С. Выготский ввел понятия «фонема»: доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков.

Фонема – это не просто звук, а значащий звук — всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т. е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи. Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи.

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Сформированность фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа способствует успешному обучению чтения и письма.

Чтобы развивать фонематический слух у детей старшего дошкольного возрастанеобходимо решать следующие задачи:

1. Развивать способность слышать есть данный звук в слове или нет.

2. Развивать способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

3. Учить детей различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.

4. Совершенствование речевого слуха.

Формирование у детейнавыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. В настоящее время актуальность проблемы воспитания звуковой культуры речи определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.

Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году).

К двум годам произношение ещёнесовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов.

К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов.

К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-й). Удлиняется структура многосложных слов.

К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов.

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух.

Если у ребёнка не развит фонематический слух, он попадает к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи. А фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем

Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Эти свойства вычленялись детьми еще раньше, при отработке звуков. Например, в процессе работы над звуками с и ш нужно подводить детей к сопоставлению этих звуков,выделяя их основные акустические и артикуляционные признаки: холодный воздух выходит из насоса и свистит ссс. — когда мы произносим звук с, язык лежит за нижними зубами; теплый воздух выходит из лопнувшей шины и шипит шшш. — когда мы произносим звук ш, язык поднимается за верхние зубы

Дифференциация изолированных звуков, звуков в словах и во фразовой речи, обеспечивает возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, т. е. всех сторон звуковой культуры речи, навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.

Типичные нарушения фонематического слуха

Предметом анализа в данной работе явились фонематические ошибки дошкольников,под которыми понимались:

— искажения структуры слова;

— неправильное начертание буквы;

— нарушения основных правил графики.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы.

Итак, как же можно проверить фонематический слух?

Фонематических слух у дошкольников можно проверить с помощью речевых игр и упражнений.

Например:

1. «Найди и назови нужное слово»

Возраст: старший дошкольный.

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

Где обедал воробей? Хулиганам не до шутки,

В зоопарке у дверей. Если Рекс в собачьей дудке.

Землю роет старый кот, Много снега во дворе,

Под землёю он живёт. Едут танки по горе.

2. «Закончи слово»

Воспитатель предлагает ребенку закончить слово, опираясь на картинки (кошка, рак, лук, колобок, кабачок)

Ко. КАБАЧО…

РА… КОЛОБО…

ЛУ…

3. «Длинные, короткие слова»

4. Сколько звуков в слове

«Роза» «дом» «машина»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Язык является средством общения людей. Формирование связной речи у ребёнка тесно связано с усвоением грамматического строя речи и овладением звуковой системы речи.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте

В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребёнка и процесс произнесения звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучения грамоте, а именно чтению и письму.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. На занятиях по звуковой культуре речи у ребёнка развивается умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки из которых состоит слово; дифференцировать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.

Источник

Вдовенко Елена
Консультация для педагогов «Как развить фонематический слух у дошкольника»

Речь – одна из важнейших психических функций, оказывающая влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Речь лежит в основе владения грамотой и всеми другими дисциплинами. Она является основным средством общения людей между собой.

Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития. Речь окружающих регулирует поведение ребенка, расширяет его кругозор. Наряду с другими факторами она развивает у ребенка слуховое внимание, формирует фонематический слух, правильное звукопроизношение, дает образцы грамматически оформленной фразы и т. д. Подражая речи окружающих, ребенок учится точности выражения своих мыслей, чувств, умению владеть голосом, дыханием, всеми интонационными средствами языка, правильному речевому поведению.

Всякому, кто общается с детьми, известно, что даже годовалый ребенок понимает значительно большее количество слов, чем может произнести. Однако неправильно было бы считать, что к тому моменту, когда у ребенка достаточно развит фонематический слух и произношение, процесс формирования речи в какой-то степени оказывается законченным. Этот процесс интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного и школьного возраста.

Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию фонематического слуха ребенок впервые на слух учится различать разнообразные фонематические элементы, их точные слуховые представления, и становится регулятором их в его собственном произношении. Но для их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще артикуляторные навыки. Эти навыки вырабатываются позднее, и с их выработкой звуковые элементы вступают в собственную речь ребенка.

Развитие речевой функции – процесс чрезвычайно сложный,в его формировании участвует: слуховой и речедвигательный анализаторы.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка.

Итак, фонематический слух (Фонематика) – различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребенок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением.

Таким образом, в развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается формированию фонематического слуха.

Сегодня мы поговорим о развитии фонематического слуха. Как же определить уровень сформированности слуха ребенка?

Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом

А теперь у ребенка в руках маракас или бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни «Во поле береза стояла. «,– у него восхитительный музыкальный слух.

Вот шестилетний дошкольникбез ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С],в другую – со звуком [3], – у ребенка сформированный фонематический слух.

Провожая ребенка в школу, мы надеемся, что он будет учиться успешно. От детей, поступающих в первый класс, требуется не только сформированость знаний, умений и навыков, но и способность к действию в умственном плане, к анализу, синтезу и обобщению. Главное условие успешного усвоения русского языка в школе – сформированность фонематического слуха.

Стержнем большинства затруднений учащихся при письме является недостаточная сформированность ФС. Это проявляется в специфических ошибках на письме.

Первичного фонематического слуха, достаточно для повседневного общения. Но для овладения навыком чтения и письма, необходимо умение детей расчленять поток речи на слова, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е, производить анализ звуковой стороны слова, чего не умеют большинство детей.

У детей данной категории полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем.

В основе этих расстройств лежит нарушение фонематического слуха. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.

Вывод: Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове,мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на»«ти-ти-та», основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения

Существуют разнообразные игры и упражнения

для развития фонематического слуха

Развитие фонематического слуха делится на шесть уровней.

Первый уровень – узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Чем играем? (музыка)

Для игры потребуется набор предметов,способных издавать разные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки и др.

Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки.

Шаг — бег — стоп! (физкультура)

Перед началом игры ведущий взрослый, играющий на музыкальном инструменте, — и дети договариваются о характере движений,которые они будут выполнять под музыку: под маршевую — бодро шагать, под плясовую — бежать на носочках, пауза же в музыке требует остановки движения и полной неподвижности.

Сосчитай удары (музыка, математика)

Ведущий предлагает детям закрыть глаза и сосчитать (про себя, сколько ударов в бубен они услышат. Открыв глаза, необходимо найти и показать карточку с соответствующей цифрой (или выложить на столе столько фишек, сколько ударов было слышно) .

Молоточки (музыка)

Ведущий предлагает детям по очереди отстучать «молоточком» (карандашом) тот или иной ритмический рисунок. За каждый правильно повторенный ритм игрок может получить поощрительную фишку. Выигрывает тот, кто справится с игровым заданием лучше остальных, набрав наибольшее количество фишек

Ритмические рисунки (музыка, математика, обучение грамоте)

Перед началом игры ведущий объясняет детям, как можно с помощью знаков записывать тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др., а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

Игровое задание — прослушать предлагаемые взрослым ритмические рисунки и зарисовать их.

Обратное задание — воспроизвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок по образцу.

Читайте также:  Центр развития ребенка 39 курган

Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Быстро – медленно (физкультура, музыка)

Под громкие, редкие удары в бубен дети идут, подражая медведю, — медленно, на внешней стороне стопы; под тихие, частые удары — бегут на цыпочках, словно мышки.

Тихо – громко (физкультура)

Пока ведущий тихо хлопает в ладоши, дети спокойным шагом ходят по комнате, когда раздаются громкие хлопки — стоят, замерев, на месте.

Кто сказал комплимент (режимные моменты)

В этой игре принимают участие 6-8 детей. Из них выбирается водящий, который поворачивается к игрокам спиной и закрывает глаза. Участники игры вперемешку (по очереди) говорят ему комплименты,например: «Саша, ты очень умный», «Ты самый аккуратный», «У тебя красивые волосы» и т. п. Водящий должен по голосу узнать, кто это сказал. Во втором круге игры правило изменяется — теперь каждый, кто говорит комплимент, хотя бы чуть-чуть должен изменить свой голос.

Третий уровень — различаем близкие по звучанию слова

Верно-неверно.

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Доскажи словечко.

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово,которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка —

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его. (белка).

Ты не бойся — это гусь,

Я сама его. (боюсь).

Грязнулю всегда

Выручает. (вода).

В дом войти боится вол:

— Подо мной прогнется. (пол).

Свистнул чижик:

— Фью, фью, фью!

Я с утра росинки. (пью)

Шутки – небылицы.

Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.

1. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

— Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук).

2.Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

3. Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска).

4. Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками).

5. На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

6. Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку (ложку).

7. Школьник кончил строчку

И поставил бочку (точку).

8. У печки с удочкой сижу

От рыбы глаз я не свожу (речки).

9. Русская красавица

Своей козою славится (косой).

10. Усатый кит сидит на печке,

Выбрав теплое местечко (кот).

К четвертой ступени ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги

Четвертый уровень – различение слогов.

Похлопаем.

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. (Если ребенок затрудняется посчитать слоги, можно предложить ему подставить руку к подборотку)

Что лишнее?.

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Чистоговорки.

Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба — у дороги два стол. (ба).

За-зу-за — уходи домой, ко. (за).

Ти-ди-ти — на Луну ле. (ти).

Де-де-те — сядем в темно. (те).

Лю-лу-лю — лук зеленый я по. (лю).

Фе-ве-фе — посижу я на со. (фе).

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Пятый уровень – различение звуков.

На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

Угадай-ка.

1. У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички.Взрослый объясняет: «Волк воет: у-у-у», «Младенец плачет: а-а-а», «Птичка поет: и-и-и». Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.

2. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает и наоборот.

Звук заблудился.

Прочитайте ребенку стишок, в котором последнее слово зарифмовано, но не соответствует общему смыслу. Малыш должен исправить его и закончить предложение словом более подходящим, определив, какая буква была пропущена.

Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ла. пу (лампу).

На арену вышли. игры (тигры,

Мы от страха все притихли.

Землю роет старый к. от (крот,

Под землею он живет.

Шестой уровень – освоение навыков анализа и синтеза.

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь «отхлопывать», «отстукивать» ритмический рисунок дву- и трехсложных слов. Затем приступаем к анализу согласных звуков. Начинаем мы с того, что учим выделять последний согласный звук в слове,

3агадки

Не река,но здесь живут

Разные рыбешки.

Дом стеклянный.

Свет. Уют.

И еда есть — крошки. (Аквариум)

Он вздыхает очень тяжко.

Так бедняжка растолстел,

Что зеленую тельняшку

На себя с трудом надел. (Арбуз)

Города, моря найдем,

Горы, части света.

Умещается на нем

Целая планета. (Глобус)

Дети, мамы, папы

Носят только шляпы. (Грибы)

Испугается — бежит,

Остановится — дрожит.

(Заяц)

Растет она в земле,

Известна в целом мире.

Частенько на столе

Красуется в мундире. (картошка)

Он не любит свет дневной,

Проживает под землей,

Землю роет, роет, роет

Каждый день метро он строит. (Крот)

Остроносо и черно

В землю брошено зерно.

А теперь над этим местом

Солнца круг и зерен двести. (Подсолнух)

Что за облако — ловушка:

Скрылась в нем вся деревушка. (Туман)

С виду кроха, но — силен,

Озорует слишком,

Лишь родился, сразу он

Свой сломал Домишко. (Цыпленок)

Что сказать о ней? Трусишка.

Тихо жить старается.

Костяной надежной крышкой

С детства укрывается. (Черепаха)

Отгадай слово. (обучение грамоте)

(- тка, — голка, — рбуз, — камейка, автобу -, — адуга, — арабан). Четко, сохраняя ударение, произносить сочетания звуков. Дети поднимают соответствующие символы (красный или синий) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.

Сколько точек — столько звуков (математика, обучение грамоте)

Для игры требуется кубик, на гранях которого расположено разное количество точек (две, три, четыре, пять, шесть, ноль). Дети по очереди бросают кубик и называют слова, количество звуков в которых равно количеству точек на верхней грани кубика. В том случае, если выпадает ноль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку. За каждый неверный ответ игрок платит фант.

Молчанка (математика, обучение грамоте, ознакомление с окружающим)

Карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ребёнка. Перед началом игры из числа участников выбирается помощник ведущего — «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в данном слове. (Подбор слов может быть как произвольным, так и тематическим.)

Цветочный магазин (математика, ознакомление с окружающим, обучение грамоте)

Игровой материал — открытки с изображением цветов, которые выставляются на наборном полотне. Это «цветочный магазин», а цветные фишки в руках у детей — это «деньги». Педагог объясняет, что каждый может купить для себя цветы, только необходимо правильно рассчитаться с продавцом (его роль исполняет сам педагог или кто-то из детей, т. е. отдать за каждый цветок столько фишек «монет», сколько слогов в слове — названии цветка. Покупать цветы нужно по очереди.

Выигрывает тот, кому удастся «купить» наибольшее количество цветов.

Магазин (ознакомление с окружающим, обучение грамоте)

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’].На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, гр?