Развитие творческого мышления ребенка в процессе воспитания и обучения

Развитие творческого мышления ребенка в процессе воспитания и обучения thumbnail

Условия или факторы,
влияющие на течение творческой
деятельности, бывают двух видов:
ситуативные и личностные. К личностным
относятся устойчивые свойства, черты
личности или характера человека, которые
могут влиять на состояния, вызванные
той или иной ситуацией. Примером может
служить такая черта, как тревожность.

К ситуативным
факторам, отрицательно влияющим на
творческие возможности человека,
относятся: лимит времени, состояние
стресса, желание быстро найти решение,
слишком сильная или слишком слабая
мотивация; неуверенность в своих силах,
способ предъявления условий задачи,
провоцирующий неверный ход решения и
др.

К личностным
факторам, негативно влияющим на процесс
творчества, относят конформизм, низкую
самооценку, эмоциональную подавленность,
отсутствие склонности к риску,
доминирование мотивации избегания
неудачи над мотивацией стремления к
успеху, высокую тревожность, сильные
механизмы личностной защиты и ряд
других.

Среди личностных
черт, благоприятствующих творческому
мышлению, выделяют следующие: уверенность
в своих силах, доминирование эмоций
радости и даже определенную долю
агрессивности, склонность к риску,
отсутствие конформности, хорошо развитое
чувство юмора, наличие богатого по
содержанию подсознания, любовь к
фантазированию и построению планов на
будущее и т. п.

Можно сформулировать
некоторые педагогические принципы и
прямые рекомендации преподавателям,
придерживаясь которых можно уменьшить
«антитворческий» эффект любого обучения.
Многие из этих рекомендаций могут быть
напрямую перенесены и в условия вузовского
обучения.

1.Не подавлять
интуицию ученика. Учащегося следует не
порицать, а поощрять за попытку
использовать интуицию и направлять на
дальнейший логический анализ выдвинутой
идеи.

2. Вторая рекомендация
состоит в формировании у учащегося
уверенности в своих силах, веры в свою
способность решить задачу.

3. В процессе
обучения желательно в максимальной
степени опираться на положительные
эмоции (удивления, радости, симпатии,
переживания успеха и т. п.). Отрицательные
эмоции подавляют проявления творческого
мышления.

4. Необходимо
всемерно стимулировать стремление
учащихся к самостоятельному выбору
целей, задач и средств их решения.

5. Следует в довольно
широких пределах поощрять склонность
к рискованному поведению. Исследования
показывают, что склонность к риску –
одна из фундаментальных черт творческой
личности.

6. Важнейшая задача
не допускать формирования конформного
мышления, бороться с соглашательством
и ориентацией на мнение большинства.

7. Развивать
воображение, не подавлять склонность
к фантазированию, даже если оно граничит
с представлением выдумки за истину.
Особенно это касается начальных этапов
обучения.

8. Формировать
чувствительность к противоречиям,
умение обнаруживать и сознательно
формулировать их. Основная роль
противоречий в мыслительной деятельности
состоит в их способности служить
источником новых вопросов и гипотез.

9. Чаще использовать
в обучении задачи так называемого
открытого типа, когда отсутствует одно
правильное решение, которое остается
только найти или угадать.

10. Шире применять
проблемные методы обучения, которые
стимулируют установку на самостоятельное
или с помощью преподавателя открытие
нового знания, усиливают веру учащегося
в свою способность к таким открытиям.

11. Весьма полезным
для развития творческого мышления
является обучение специальным
эвристическим приемам решения задач
различного типа.

12. Важнейшим
условием развития творчества студентов
является совместная с преподавателем
исследовательская деятельность. Она
возможна лишь в ситуации, когда решается
задача, ответ на которую не знает ни
студент, ни преподаватель. В этих условиях
задача превращается из учебной в реальную
научную или производственную, что
побуждает творческую деятельность.

13. Наконец,
самая главная, тринадцатая заповедь, –
всячески поощрять стремление человека
любого возраста быть самим собой, его
умение слушать свое «Я» и действовать
в соответствии с его «советами». Для
этого на всех этапах обучения преподаватель
должен не просто декларировать свое
уважение к личности ученика, но и реально
чувствовать, переживать непреходящую
и ни с чем не сравнимую ценность каждой
живой личности.

Литература

1.
А н д р и е н к о, Е. В. Социальная
психология: учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко;
под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия,
2000.

2.
Б а н д у р к а, А. М. Основы психологии
и педагогики: учеб. пособие / А. М.
Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко.
– Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

3.Б о р о з д и
н а, Г. В. Основы психологии и педагогики:
учеб. пособие / Г. В. Бороздина. –
Минск: Изд-во Гревцова, 2009.

Читайте также:  Возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка

4. Б о р д о в с к а
я, Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская,
А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2001.

5. Ж
у к, А. И. Основы педагогики: учеб.
пособие / А. И. Жук [и др.]; под ред.
А. И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003.

6. Педагогика: учеб.
пособие для студентов пед. вузов и пед.
колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого.
– М.: Педагогическое общество России,
2004.

7. П о д л а с ы й,
И. П. Педагогика: новый курс: учеб.
пособие для студентов высших учеб.заведений
/ И. П. Подласый.– М.:Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС,2002.

8. С л а с т е н и н,
В. А. Общая педагогика: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / В. А.
Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов;
под ред. В. А. Сластенина: в 2 ч. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………

3

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

1.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
……………………………………………..

4

Л
е к ц и я 1. Введение в курс «Основы
психологии»………………………..

4

Л
е к ц и я 2. Биологическая и психологическая
подструктуры личности….

8

Л
е к ц и я 3. Социальная подструктура
личности……………………………

15

Л
е к ц и я 4. Направленность
личности……………………………………….

22

Л
е к ц и я 5. Эмоции и психические
состояния личности……………………

29

Л
е к ц и я 6. Свойства личности……………………………………………….

36

2.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ……………………………..

42

Л
е к ц и я 7. Межличностные отношения и
взаимодействие людей в малых
групп……………………………………………………………………………

42

Л
е к ц и я 8. Личность и группа как субъект
и объект управления…………

50

Л
е к ц и я 9. Роль и психологические
функции руководителя в системе
управления……………………………………………………………………………

57

Литература………………………………………………………………………

64

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

3.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ……………………………………….

66

Л
е к ц и я 10. Введение в курс «Основы
педагогики» Педагогика в системе
наук о человеке…………………………………………………………………..

66

Л
е к ц и я 11. Образование как социокультурный
феномен………………..

72

Л
е к ц и я 12. Система образования в
Республике Беларусь в контексте
мировых тенденций………………………………………………………………….

79

4.
РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

85

Л
е к ц и я 13. Развитие, обучение и
воспитание личности…………………..

85

Л
е к ц и я 14. Семейное воспитание…………………………………………..

93

5.
АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ………………………………………….

100

Л
е к ц и я 15. Самосовершенствование
личности……………………………

100

Л
е к ц и я 16. Личность и творчество…………………………………………

107

Литература………………………………………………………………………

114

117

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Можно сформулировать некоторые педагогические принципы и прямые рекомендации родителям и преподавателям, придерживаясь которых можно уменьшить «антитворческий» или «творчество-подавляющий» эффект любого обучения. Действительно, всякое знание является не только поставщиком новых областей для творческой активности, высоких примеров творческой деятельности других людей, но при определенных условиях и убийцей творчества. Ведь если человек уже знает, как решать задачу или как осуществлять ту или иную деятельность, чтобы добиться желаемого результата, он будет действовать в соответствии с этим знанием и не станет «изобретать велосипед».

«Творчествоподавляющее» действие знания во многом определяется способом его получения, степенью «уроднения», как выражались поэты-символисты, человека с этим знанием. Было ли оно творчески воссоздано, переоткрыто самим человеком или осталось для него чем-то формальным, чуждым и инородным? От ответа на этот вопрос и зависит дальнейшая роль приобретенного знания в нашей жизни. Ниже приводятся некоторые рекомендации, обобщающие опыт педагогов и психологов, озабоченных развитием творческого потенциала своих воспитанников. Многие из этих рекомендаций могут быть напрямую перенесены в условия вузовского обучения, другие преподаватель может использовать в своей консультационной работе со студентами.

  • 1. Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения развития творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять интуицию ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащийся, высказывающий догадку или предположение, получает порицание от преподавателя за то, что не может логически обосновать их. Проверка интуиции логикой необходима, но это уже следующий этап творческого акта. Если не будет первого, то не будет и второго; негативные оценки опирающегося на интуицию предположения могут привести именно к этому. Учащегося следует поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.
  • 2. Вторая рекомендация состоит в формирования у учащегося уверенности в своих силах, веры в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной, но важно понять, что переоценка своих возможностей учащимся менее опасна, чем недооценка. Исключение из этого правила касается только учащихся с патологически завышенной самооценкой, которую преподавателю обычно удается достаточно быстро обнаружить. Другая проблема состоит в том, что завышенная самооценка может негативно сказаться на развитии интеллекта и совершенствовании профессионального мастерства.
  • 3. В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.п.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
  • 4. Необходимо всемерно стимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения (как в больших, так и в частных вопросах). Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности.
  • 5. Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному поведению. Разумеется, любой риск таит в себе массу опасностей, в том числе и для физического здоровья. Но здесь встает вопрос, который Я. Корчак сформулировал как проблему выбора между физически здоровой, но неразвитой личностью (недоличностью) и созданием условий для личностного развития, но с риском ущерба для здоровья, а иногда и жизни человека. Исследования показывают, что склонность к риску — одна из фундаментальных черт творческой личности.
  • 6. Важнейшая задача — не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства. Преподаватель может позволить себе создать искусственную педагогическую ситуацию, в которой студент, демонстрирующий слишком высокий уровень конформизма, попадает в неловкое положение, бездумно поддержав заведомо абсурдную точку зрения только потому, что за нее высказалось большинство других участников дискуссии. Разумеется, здесь необходимы чувство меры и такт, чтобы не унизить «конформиста».
  • 7. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения. Любовь детей к сказкам демонстрирует ведущую роль воображения на определенном этапе их умственного развития. Но даже в подростковом возрасте дети часто неполно дифференцируют воображаемые и реальные ситуации. В таких случаях упреки в адрес учащегося в злонамеренной лжи могут создать весьма неблагоприятный фон для педагогического общения в дальнейшем.
  • 8. Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их. В этом могут помочь специальные задачи из психологического практикума, содержащие противоречия в картинках, рассказах и т.п. При этом само противоречие, даже формально-логическое, отнюдь не должно отождествляться с ошибкой, которую просто надо исправить. Основная роль противоречий в мыслительной деятельности состоит в их способности служить источником новых вопросов и гипотез.
  • 9. Чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать. Сама по себе тренировка в продуцировании возможных решений (гипотез) существенно повышает показатели беглости, гибкости и оригинальности мышления.
  • 10. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливает веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.
  • 11. Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа
  • 12. Важнейшим условием развития творчества студентов является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь в ситуации, когда решается задача, ответ на которую не знает ни студент, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пул» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др. Для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность со студентом.
  • 13. Наконец, самая главная, тринадцатая заповедь, — всячески поощрять стремление человека любого возраста быть самим собой, его умение слушать свое «Я» и действовать в соответствии с его «советами». Для этого на всех этапах обучения преподаватель должен не просто декларировать свое уважение к личности ученика, но и реально чувствовать, переживать непреходящую и ни с чем не сравнимую ценность каждой живой личности.
Читайте также:  Для развития ребенка музыка скачать бесплатно

Творческие способности — особый вид умственных способностей, выражающихся в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в мышлении от традиционных норм и генерировать разнообразные оригинальные идеи, находить способы их практического решения.

Каким образом мы можем развивать творческие способности у наших студентов?

Проанализировав вышеизложенные понятия о творчестве, креативности можно сделать обобщенный вывод — это специфическая деятельность педагога и студента, отличающаяся оригинальностью, способностью действовать не по стандарту, а вопреки ему, создавая нечто новое, незнакомое, неожиданное отличающаяся нешаблонностью решения предлагаемых задач.

При этом человек, как субъект творческой деятельности должен упорно работать. Преподаватель не создает человека. Он не рождает в нем способности любить, быть любопытным, философствовать или творить. Но педагог дает возможность, побуждает, помогает тому, что существует в зародыше стать реальным и актуальным. В силах педагога увидеть талант, поддержать его, развить, бережно направить в нужное русло.

Современная наука утверждает, что для занятия творчеством, изобретательством очень важны — вдохновение, потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление. Но одного этого мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм. Всего этого не восполнить никакой одаренностью, никакими желаниями, никаким вдохновением. Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций.

Так как уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения, необходимо включать в учебный процесс специальные развивающие средства.

Педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей.

Итак, мы подошли к рассмотрению необходимых педагогических условий в развитии творческих способностей (пед. условия — совокупность мер в процессе обучения, реализация которых приводит к достижению тех или иных целей обучения и развития). Педагогические условия формирования творческой личности студентов в учебно-воспитательном процессе традиционно рассматриваются в контексте организации подготовки будущих специалистов.

Читайте также:  Рекомендации родителям по развитию творческих способностей ребенка

Во-первых, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы студенты умели выходить за рамки образца.

Во-вторых, сам процесс обучения направленный на овладение этим материалом, должен стимулировать развитие творческих способностей. Для этого рекомендуется использовать специально сконструированные вариативные задания, состав и структура которых ориентированы на развитие творческих способностей. Создавать действенные мотивы, подводить студентов к самостоятельной постановке задач. Необходимым условием при этом выступает обеспечение гуманного взаимодействия педагога и студентов; создание психологического контакта между всеми членами группы, включая педагога. Остановимся подробнее на мотивации.

Мотивация. Мотив (от французского motif — «побудительная причина») — психическое явление, становящееся побуждением к деятельности.

При решении педагогических задач важно не только то, что делает студент, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать.

  • 1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом.
  • — Мотивация содержанием — мотивы, связанные с содержанием учения (побуждает учиться, стремиться узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений).
  • — Мотивация процессом — мотивы, связанные с самим процессом учения (увлекает процесс общения с педагогом, сокурсниками в учебной деятельности, процесс учения насыщен концертными выступлениями, гастрольными поездками и др.).

Источник