Развитие творческих способностей ребенка вывод

Развитие творческих способностей ребенка вывод thumbnail

Данное исследование было посвящено развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. Исследование проводилось на теоретическом уровне.

В первой главе были изучены теоретические вопросы по проблемам творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии.

Анализируя представленные точки зрения по вопросу о составляющих творчества, можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют — творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей:

  • · Развитие воображения
  • · Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Также воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Во второй главе теоретической части были изучены основные направления развития творческого потенциала ребенка старшего дошкольного возраста и охарактеризованы такие направления как творческое мышление и творческое воображение.

Проанализировав этот материал, можно сделать следующие выводы, что в основе творческих способностей ребенка лежат процессы творческого воображения и мышления.

Развитие творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство представлений, которое составляет базу для работы воображения. Представления обычно изменяются, складываются, комбинируются в новые образы. Чем богаче образы представления у детей, тем богаче и разнообразнее будут замыслы, а творческая деятельность в дошкольном возрасте способствует развитию творческого воображения.

Развитие качеств творческого мышления, которые формируют творческость: такими качествами являются ассоциативность, диалектическое мышление, системность мышления. Эти качества представляют для ребенка специальную проблему. Развитие умения осуществлять такой поиск должно стать одним из приоритетов педагогической работы в сфере формирования творческого мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Обобщая данную курсовую работу, на основе изученной литературы, по данной теме, делаем следующее заключение, что творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного роды, и, что дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны и у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Также, успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию и при целенаправленной работе по развитию творческого потенциала детей таких как гибкость мышления, самостоятельность и последовательность, системность и последовательность, диалектичность мышления..

Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза, утверждающая, что специальная педагогическая работа способствует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, доказана.

Рекомендации по развитию у детей творческих способностей (для воспитателей дошкольных учреждений и родителей)

  • 1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
  • 2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.
  • 3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
  • 4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей (приложения № 2 — 4).
  • 5. Работа с родителями.

Источник

Анастасия Замотаева
Анализ работы «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Справка

о наличии собственного инновационного опыта

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

воспитателя Замотаевой Анастасии Владимировны

Выбор темы «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» возник не случайно, так как мне близка эта тема (в своё время я окончила художественную школу). Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Поэтому очень важно находить индивидуальный подход к каждому ребёнку, необходимо знать его личные творческие способности.

Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.

Прежде всего, я изучила литературу, освещающую изобразительную деятельность дошкольников.

Также, я веду кружок «Пластилиновая картинка», который развивает все навыки изобразительного творчества, моторику рук, фантазию.

Несомненно, в процессе занятий главную роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности. В процессе работы использую техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Я никогда не акцентирую внимание на то, получилось у ребёнка или нет. Мы с ним обговариваем что он хочет нарисовать, как хочет и т. п. В результате ребёнок всегда остаётся довольным своей работой. Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать.

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество, развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Концептуальность. Исходя из этого, следует, что многим детям необходим индивидуальный подход для раскрытия таланта. Новизной и особенностью инновационного опыта является то, что ребёнок сам ищет приёмы и методы для реализации своих творческих идей. Но прежде умениям и навыкам ребёнок должен научиться. А в этом ему помогает педагог.

Теоретическая база опыта.

Я тщательно изучила труды: «Художественное творчество и ребенок» под ред. Н. А. Ветлугиной, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под ред. Р. Г. Казаковой. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опираюсь на методические разработки Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»; Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»; Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности», «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комаровой. Также я активно изучаю информацию в интернете, ищу что-то новое, интересное.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке системы занятий по изобразительной деятельности с целью развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Длительность работы над опытом составляет 2 года.

На первоначальном этапе я проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела анкетирование родителей и диагностировала детей с целью выявления уровня развития творческих способностей в живописи.

По результатам диагностики я составила тематический перспективный план работы на год, охватывающий несколько направлений, что позволило мне работать по намеченной теме в системе.

На втором этапе работы я провела практические мероприятия:

— организация интересной содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье;

— экскурсии и наблюдения по обогащению детей яркими впечатлениями (по городу, в парк);

— организация в группе условий для самостоятельной художественно-изобразительной деятельности детей (уголок творчества, оборудованный и оснащённый всеми необходимыми материалами, создание предметно-развивающей среды, художественной галереи, полочки красоты, мини-выставок детских работ;

— разработка творческих заданий и использование проблемно-поисковых ситуаций, обеспечение эффективной мотивации, создание атмосферы доверительного общения и сотрудничества на каждом занятии;

— создание развивающих дидактических игр по разным разделам изобразительной деятельности; оформление тематических альбомов по изодеятельности;

— консультирование и просвещение родителей;

— организация совместной творческой деятельности детей и родителей (выставки, конкурсы).

На третьем этапе я провела анализ результатов, подвела итог работы.

Цель педагогического опыта – развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

Я определила цели своей работы:

— Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

— Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

— Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

— Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Поставила следующие задачи:

— Расширять представление о многообразии техник рисования;

— Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с различными техниками рисования;

— Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

— Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

— Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

— Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Оптимальность и эффективность средств.

В своей работе я использовала следующие формы работы — подгрупповые занятия, индивидуальная деятельность, общая организационная деятельность, свободная.

Применяла такие методы — словесные, наглядные, практические, игровые.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Поэтому большое внимание я уделила созданию развивающей среды, уголка эстетического восприятия, художественного фонда – коллекций жанров живописи (портрет, памятники, сказочно-былинный жанр, натюрморт, книжная графика, пейзаж).

Приготовила для детей следующие игры: «Соедини по линиям и раскрась»; «Какое настроение?»; «Составь фигуру»; Лото «Народные промыслы»; Лото «Узнай элемент узора» и т. д.

Результативность опыта.

Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

— Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощённее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

— Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

— Дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции,

— Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

— Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

Таким образом, я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.

3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

Возможность тиражирования.

Свой материал по изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, я разместила на сайтах:

https://дошкольник. рф/profile/userprofile/86059.html

https://www.maam.ru/users/az10031981

Также, своим опытом работы я делюсь с педагогами ДОУ.

Наличие обоснованного числа приложений: представлены приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и методы работы с воспитанниками по изобразительному творчеству.

Источник

Развитие творческих способностей у детей.

Способности и задатки выделяются в качестве одного из пара­метров целостного психического облика личности. Они дают пси­хологическое описание человека с какой-то специфической сторо­ны, являющейся жизненно значимой. Слова «способный» или «не­способный» широко употребляются в быту, особенно в практике обучения. Понятие способности является дискуссионным, содер­жит в себе непростые общечеловеческие, психологические, в том числе этические, нравственные вопросы. Это понятие пересекается со многими другими психологическими категориями и явлениями. Ведь любое научное знание понятийно, и составляющие его опреде­ления и термины не изолированы, не рядоположены, а связаны в непротиворечивую конструкцию, концепцию.

Люди совершают каждый день много дел: больших, маленьких, сложных, простых, легких и тяжелых. Каждое дело – это задача, более или менее трудная. При решении задач надо уметь творить, находить новый путь решения задачи или создавать нечто новое, что не использовалось раньше. Вот здесь-то и требуются особые качества ума такие, как умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, наблюдательность –т.е., все то, что вместе и составляет творческие способности. Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача образования: выявить и развить их в интересной и доступной детям форме.

Способности — это индивидуально-психологические особенно­сти, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личнос­ти, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Советские психологи С. Л. Рубинштейн и Б. М. Теплов в своих работах дали классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию — успешности деятельности. Они считают, что способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, аодаренность –это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого также зависит возможность успеха в деятельности.

Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Задатки — этоврожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения.

Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью.

Современная медицина утверждает, что мама- это проводник ребенка во внешний мир, это первая вселенная ребенка. Ребенок непрерывно улавливает мысли мамы, ее ощущения, чувства. Эти ощущения формируют определенным образом личность будущего человека.

Ученые доказали, что еще не родившийся ребенок способен слышать. Предполагается, что плод воспринимает вибрации звука всеми клетками с момента зачатия. При этом звуковая информация сохраняется в клеточной памяти.

Если отец разговаривает с ребенком во время беременности жены, то сразу после рождения ребенок узнает его голос. Часто родители отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в период беременности. Особенно неоценим в развитии ребенка – голос матери. Еще не родившийся ребенок воспринимает музыку, которую слушает его мама. Родители еще до рождения ребенка могут привить ему вкус к прекрасной музыке.

Вкус можно привить не только к музыке, но и к поэзии, живописи, а также и ко всем остальным видам творчества. Зная об этом, многие мамы приобщают своих будущих детей к шедеврам мирового искусства. Ребенок запоминает очень многое из того, что будет читать или показывать ему мама. Нужно выбирать самое лучшее, самое доброе, самое красивое: стихи и сказки, которые мама читает, картины, которые она смотрит, музыку, которую она слушает. Еще до рождения ребенка необходимо воспитывать художественный вкус и умение чувствовать красоту музыки, живописи и слова, а также такие качества, как доброта и чуткость.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – это первые толчки к развитию творческих способностей, и надо как можно полнее использовать их. Это обьясняется тем, какое количество связей задействовано между нейронами мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатую нейронную сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные связи. Реальными, они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают действовать те или иные способности и по линиям связи начинают проходить биотоки. И чем младше ребенок, тем образование этих связей проходит проще и легче, а с возрастом все сложнее и труднее.

Ни у кого не возникает вопроса, когда начинать учить ребенка говорить. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово! Условия для этого, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи ребенка, непрерывно стимулировали эту речь, и созревание соответствующих частей и отделов мозга развивалось успешно. А что если и в развитии других способностей поступить так же: заранее окружить ребенка такой системой отношений и такой средой, которые бы развивали самую разную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в данный момент способно наиболее успешно развиваться? В этом и состоит необходимое условие эффективного развития творческих способностей.

Лишая ребенка своевременного и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы обрекаем его на замедление темпов развития, на большие траты сил и времени и на очень низкий итоговый результат.

Важное условие успешного развития творческих способностей исходит из самой характеристики творческого процесса, который требует большого напряжения сил. Удивительно, но это условие лучше осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но пока еще не говорит. Процесс познавания мира в этот период идет очень интенсивно. В это время ребенок больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать разнообразные, для него совершенно новые задачи. Наблюдая, как быстро развиваются наши малыши, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали.

Точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года. Поэтому надо начинать развитие как можно раньше, поэтому первые годы жизни – самое лучшее время, когда наши заботы вырастят самые богатые плоды, которые останутся у детей на всю жизнь.

Творчество– вещь тонкая и хрупкая. Оно слишком сильно зависит от многих субъективных факторов, чтобы можно было делать вывод о таланте или гениальности на основании одного или нескольких тестов. Как можно сравнивать, например, уровень таланта Лермонтова с уровнем таланта Мусоргского, сравнивать Бетховена с Рафаэлем, Репина с Шаляпиным?

Понятно, что их таланты,

1. из разных областей искусства,

2. они сформировались и расцвели со временем благодаря неустанному оттачиванию граней таланта.

Почему же взрослые часто забывают о чувстве такта, когда дело касается детей?! Откуда нам знать, кем станет ребенок, “выбракованный”, как неспособный или тот, уровень способностей которго оказался близким к гениальности? Педагог, постоянно проверяющий детей, является селекционером, который периодически измеряет высоту растения и размер цветов. Но детям нужна настоящая помощь и поддержка взрослых, а не измерение их способностей “по линеечке”. Помощь взрослых заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Нужно научить ребенка удивляться всему, что тебя окружает, будто видишь все в первый раз. Нужно научить его удивляться всему живому, каждой вещи, любому жизненному явлению. Надо понять, что все в жизни — есть чудо. То есть, надо как бы возродиться, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил.Как бы нужно научиться видеть с закрытыми глазами. Источник художественного творчества – память.

Надо уметь мечтать. Ведьфантазия, мечта – это цемент скрепляющий самые разные вещи, соединяя их в одно удивительное целое. Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы сочинять, чтобы творить, надо научиться владеть техникой процесса, приемами ремесла.

Педагоги и психологи выделяют четыре основных этапа развития способностей.

1) Игровой

Обычно развитию специальных способностей у детей помогают различного рода игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Игры в развитии специальных способностей выполняют особую функцию, заложенную природой человека. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей. В игре человеку позволяется значительно больше, нежели в реальном мире. Игра дает возможность попробовать себя в новом качестве.

На игровом этапе думающие родители играют роль воспитателей, наставников и учителей, являясь примером для подражания. Малыш как бы «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные занятия и увлечения. Ребенка может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность».

2) Индивидуальность.

Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше. На этом этапе большую роль играют традиции семьи. Так, например, в цирковых семьях дети буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.

Многие дети школьного возраста вступают в какую — нибудь секцию, в какой — нибудь кружок или студию. Тогда у ребенка появляются педагоги -наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Достижения первых его успехов будет наградой для преподавателя. Для этого этапа характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются, притираются к ребенку, постигающему свою одаренность.

Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Поэтому, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже иногда подчиняет распорядок всей семью распорядку юного дарования. Особенно это проявляется в таких видах спорта, как художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание. Поэтому родители на этом этапе должны очень тесно взаимодействовать с преподавателем, тренером. На этой стадии ребенок уже может проявлять упорство, желание трудиться и достигать поставленной педагогом цели и, соответственно, высоких результатов.

3) Третий – этап роста.

Ребенку уже необходим более квалифицированный педагог, который становится основным судьей его успехов. Роль родителей сводится к материальной и моральной поддержке, они занимают подчинительную позицию. На этом этапе важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Они поддерживают желание достигать результатов, желание трудиться, желание быть первым или среди первых. Здесь родители выступают в роли группы поддержки, выступают в роли зрителей.

4. Четвертый – этап мастерства.

На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, а добиваются таких высот единицы. Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».

Приемы развития творческих способностей у детей, которые мы перечислим, знакомы многим родителям, фактически это программа занятий в детском саду. Однако нельзя забывать о том, что на раннем этапе развития вы закладываете базовые представления о мире, которые лягут в основу личностных черт и качеств характера ребенка. Личность ребенка развивается непрерывно, а не от случая к случаю, поэтому задача родителей создать и постоянно поддерживать среду, которая будет побуждать к творчеству. Сделать это можно с помощью следующих методов:

Надо беседовать с ребятами об окружающем мире. Необходимо обсуждать с детьми все, что происходит вокруг вас: дома, на игровой площадке, в детском саду, в школе, на занятиях в кружках, в секциях, в общественном транспорте. Надо рассказывать им о животных и растениях, которые встречаются вам на пути или обитают в вашей местности, о музыкальных произведениях, о картинах, которые вы смотрите, о мультфильмах, кино, книгах, которые вы им читаете или они читают сами, объяснять смысл природных явлений.

Нужно отдавать предпочтение развивающим играм, игрушкам, которые допускают многовариантное применение, соответствуют возрасту. Это конструкторы, пазлы. мозаики, кубики, мячи, посуда т.д. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

1) развитие способностей необходимо начинать с самого юного возраста,

2) задания — это ступеньки, которые создают условия, опережающие развитие способностей ребенка,

3) творческие и развивающие игры должны быть разнообразны по своему содержанию. Они должны создавать атмосферу свободного и радостного творчества.

Необходимо заниматься рисованием, при этом необходимо самим приобрести минимальные знания о том, как создается рисунок. Попробуйте разобраться в предмете и передать ребенку полученные вами знания. Приобретите большой альбом, краски, кисти, карандаши и фломастеры. Покажите ребенку, как нарисовать круг, квадрат, солнце и облака

Можно начать заниматься лепкой. Начинать занятия можно с лепки шариков и колбасок, затем переходите к более сложным предметам и даже композициям.

Обязательно надо читать детям. Уделять чтению хотя бы полчаса, час в день. Это могут быть стихи, сказки, приключенческие рассказы. Вы можете читать книги по ролям, разыгрывать сценки, создавая своего рода импровизированный домашний театр.

Необходимо слушать музыку. Пойте ребенку колыбельные, давайте ему слушать детские песни и произведения классиков, даже если они кажутся сложными. Обсуждайте с ребенком, на что похожи звуки мелодий.

Когда ваш ребенок будет достаточно взрослым и осведомленным о названиях и свойствах окружающих предметов, можно будет перейти от общих методов к конкретным упражнениям. Кто знает, может они и вас самих подстегнут к развитию творческого мышления.

Если в детстве вы любили рисовать домики, воображая себя архитектором, то сейчас вам будет не сложно войти в роль. Вы – клиент архитектора, вам нужно построить дом. Напишите на листочке слова, которые должны найти отражение в проекте. Например, ботинок, зеркало, шар. Какое отражение это найдет в чертеже, который предстоит выполнить ребенку: дом в виде ботинка, зеркало вместо крыши, мебель в виде шаров? А может что-то еще более интересное?

Игра в названия доставит немало веселья и вам, и ребенку. Для этого нужно лишь представить, что вы – редакторы газеты или журнала и готовите материал на первую полосу. Вам нужно придумать яркий заголовок обо всем, что встречается по пути. Если ваш ребенок вдруг захочет стать журналистом, это будет крайне полезный опыт.

Еще одно упражнение – возьмите обычный предмет, например шариковую ручку и найдите ей нестандартные способы применения. Сделать из нее стрелу для лука, подпорку для дерева, маленькую подзорную трубу. Впрочем, возможно, если разобрать ее на части, применений можно найти еще больше.

Игра «найди выход из ситуации» — практичный метод развития творческого мышления. Задайте ребенку повседневную задачу, например, что сделать, если порвался ботинок на прогулке, но нельзя идти босиком, а мастерских поблизости нет. Какими подручными средствами можно решить проблему? К примеру, обмотать подошву платком, приклеить ее на жвачку или оторвать совсем. И такие ситуации можно придумывать бесконечно.

Развитие творческих способностей у детей – важный процесс формирования гармоничной личности. Поэтому родители должны уделять ему должное внимание. 

Гармоничное развитие ребенка требует большого внимания со стороны окружающих его взрослых: родителей и педагогов. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, уметь находить слова поддержки для новых его начинаний, относиться к ним с добротой и теплотой. Спокойно, ласково и ненавязчиво следует поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо оказать сочувствие, и ни в коем случае не надо высказываться неодобрительно и плохо о творческих попытках малыша.

Взрослые должны проявлять терпение к необычным идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней что – то рациональное. Надо терпеливо и доброжелательно отвечать на вопросы ребенка, чтобы у него не возникло ощущение, будто вам надоели его «отчего» и «почему». Наоборот, всем своим видом и поведением следует показывать, что вам нравится стремление ребенка познавать мир, особенно радоваться интересным и глубоким вопросам.

Необходимо чаще оставлять ребенка одного и позволять ему самостоятельно заниматься своими делами. Чрезмерная бдительность и опека со стороны родителей может заглушить творческий потенциал ребенка.

Обязательно надо учить ребенка уважать точку зрения других людей, потому что только тогда другие люди будут уважать его мнение. Для этого необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего мнения. Надо открыто выражать свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви родителей, быстрее качественнее развиваются.

Надо постараться научить ребенка выделять главное и стараться объяснить и показать, что его увлечение или занятие – это часть сложной, но увлекательной жизни, в которой ему очень пригодиться способность справляться с отрицательными эмоциями, не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть красивое и хорошее в жизни. Очень важно говорить ребенку то, что он занимается творчеством ради других, а не ради собственных достижений.

Все эти воспитательные требования установки призваны помочь ребенку развить творческие способности. Они должны подсказать взрослым, как лучше понять ребенка, как взглянуть на окружающий мир детскими глазами. Только тогда раскроются способности, данные ребенку от рождения.

Источник