Развитие творческих способностей ребенка в театрализованной деятельности

Ирина Ефременко
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Каждый из нас как педагог задается вопросами…Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Пожалуй, самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

Приоритетным направлением в своей работе считаю развитие творческих способностей

у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Опыт проводимых занятий позволил мне сделать вывод, что театральные игры

создают благоприятные условия для развития чувств партнерства, освоение способов

позитивного взаимодействия, осуществляется эмоциональное развитие,

совершенствуется диалогическая и монологическая речь, в так же её выразительность.

К нам приходят дети уж в среднем возрасте. Результаты диагностического обследования показывают, что большинство детей не могут исполнять монологи и диалоги, не находят выразительных средств исполнения роли. Не все дети согласуют свои действия с действиями партнёров. Большие трудности испытывают дети при придумывании сказок. У детей не развито воображение. Многие дети скованны на праздничных утренниках.

Появилась мысль: а нельзя ли повысить уровень развития дошкольников, проводя целенаправленную, систематическую работу по театрализованной деятельности, учитывая современные методы и приёмы организации театрализованной деятельности в детском саду. И на педсовете наши педагоги приняли решение создать программу (вариативную часть) по театрализации «В гостях у сказке». Создали учебный план, разработали сами занятия.

Программа включает в себя следующие разделы:

1. Развитие эмоционального мира дошкольников.

2. Развитие интонационной выразительности речи.

3. Развитие и совершенствование детской пластики.

4. Игры (театрализованные, драматизации, превращения).

5. Разыгрывание сказок.

Работа по театрализованной деятельности проводится в среду, во второй половине дня и проходит в игровой форме. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия у нас выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае не сводится к подготовке выступлений.

Примерная структура занятия по театрализованной деятельности:

1. Ритмическая разминка

Ритуал начала занятия это- игры способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом.

Игры:««Передай улыбку», «Телеграмма», Передай хлопок», Ребенок посылает хлопок стоящему рядом, т. е. хлопает, повернувшись к нему, тот передает дальше по кругу и в обратном направлении.

«Солнечные лучики» Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.

«Комплименты» «Волшебный клубочек». Клубочек», «Найди друга», ««Рукавички», «Утка, утка, гусь», «Рычи, лев, рычи», «Поварята»и т. д.

Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций «Уходи, злость, уходи!», «Два барана», «Тигр на охоте», «Минутка шалости и минутка тишины», «Ругаемся овощами», «Нет! Да!», «Каратист», «Подушечный бой», «Злая кошка».

2.Речевая разминка:упражнения на дикцию и артикуляцию:

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Произнесение отдельных фраз с различной интонацией: радостно, удивленно, обиженно, сердито, жестоко. Иронично. Насмешливо, грубо, вопросительно, капризно и т. д. Например –песенка Козы (от лица Козы, от лица Волка)

Различные скороговорки для развития дикции: «Вез корабль карамель», «Курочка по зернышкам», «Маша шла, шла, шла» и т. д. «Диалогические скороговорки».

Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки. Или делятся на 3 группы. 1группа –«Расскажите про покупки?»2 группа – «Про какие покупки?»,

3 группа – «Про такие покупки». Все – «Про покупочки (3 раза) мои» (постепенно темп увеличивать)

Разыграние мини- сценки:

«Еж – чистюля». Т. И. Петрова, Потешка «Кисонька- Мурысонька»,

«Еж и лиса». В. Фетисов.

Выразительная декламация стихотворений: Л.Шевченко: «О котах и кошках расскажу немножко», «У реки», «Времена года», «В гостях у Кати» и др. И.Токмакова: «Ели», «Снеговик», «Гусеница».А.Барто: «Бычок», «Зайка», «Котенок», «Мишка», «Машина». С.Насауленко: «Лошадка», «Курочка и петушок», «Бегемотик» и т. д.

3. Ритмопластика

Ритмопластика – это игры, создающие пластический образ; это выражение своих чувств и эмоций через пластику своего тела; ритмопластика развивает движения и фантазию детей. На театральных занятиях дети не просто учатся петь, двигаться и танцевать, действовать с теми или иными предметами. Они пробуют раскрыть тот или иной образ различными театральными приемами: жестами, мимикой, пластикой тела.

Упражнения:

а) для рук – «Звонкие ладошки», «Ловлю комариков», «Тарелки», «Плавные руки» и т. д.

б) на развитие пластической выразительности при создании образа – «Пройди по камушкам через ручей», «Расскажи сказку жестом», «Подкрадись к спящему зверю (зайцу, медведю, волку)», «От лица различных персонажей поймай бабочку (муху)», «Изобрази прогулку семейства трех медведей».

При выполнении данных упражнений важно внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремилась разнообразить свои движения, мимику.

в) «Расскажи стихи руками»«Ученые мартышки», «Смелый капитан», «Радость», «Мы – шоферы», «Футболисты – проказники», «Любимые куклы», «Мамины помощники», «Вкусный арбуз», «На пляже», «Веселый оркестр», «Я все умею», «Рыбка плавала в пруду», «Сосулька», «Паучок – ткач», «Дождевые червячки».

г) игры на пластику (ритмические упражнения)«Я на скрипочке играю», «Шла коза по лесу», «Как у наших у ворот», «Дети по лесу гуляли», «Я иду, поднимая ножки».

д) Ритмопластика под музыку, помогает творчески использовать пластическую выразительность. Например под песню «Губки бантиком»(исп. К. Орбакайте) «У Оленя дом большой», «У жирафа пятна, пятнышки везде», «Зверобика, «Песня Кота Леопольда», «Веселые лягушата», «Шел по лесу музыкант» и т. д.

4. Театральная игра. Упражнения и этюды

Для того, чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научить детей владеть своим телом (произвольно напрягать и расслаблять мышцы). Этому помогут игры – превращения. Они должны научить будущих актеров выразительности, оживлять фантазию и воображение, без которых не обойдется ни одно движение маленького актера.

Театральные игры такие как ««Веселый Старичок-Лесовичок» ,«Поиграем. — угадаем.» (АБосева, «Зеркало», «Где мы были, мы не скажем» и. т. д.

Упражнения: «Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочек», «Маятник», «Паровозики», «Незнайка», «Крылья самолета и мягкая подушка», «Мельница», «Кузнечик», «Лисичка подслушивает», «Танец розы», «Игра с платком», «Отгадай, кто мы», «У зеркала (ролевая гимнастика)». Игра «Кактус и ива»

По команде педагога «Кактус» дети «превращаются в кактус» (напрягают мышцы, по команде «Ива»«превращаются в иву» (расслабляют мышцы)

Театральные этюды должны развивать детское воображение, обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Этюды: «Был у зайца дом как дом», «Капуста», «Кошка», «Жадный пес», «Умываемся», «Самолет», «Кошки – мышки», «Мишка косолапый», «Звонкий день», «После дождя», «Игра в лесу», «Лошадки». Например этюд «Хвастливый заяц».Заяц гордо хвастается. Голова откинута назад. Голос громкий, уверенный.

Этюды на развитие выразительной мимики – «Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Лампочка потухла, зажглась», «Тепло – холодно», «Грязная бумажка», «Обиделись», «Мне грустно», «Испугались забияку», «Удивились», «Мне грустно», «Я чищу зубы», «Не сердись!», «Восторг», «Артисты пантомимы».

5. Разыгрывание сказок.

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из ее героев.

Театрализация сказки позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Если сказки знакомая, такие как «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя» то мы с детьми вспоминаем и играем по ролям.

Если произведение новое, например «Маша Обедает» «Кто колечко найдет», «Кто как считает?» М. Карим. Мы вначале работаем над текстом.

Это чтение сказки, беседа по содержанию; пересказ сказки по сюжетным картинкам и уж затем идет рассказывание сказки по ролям.

Из опыта работы могу сказать, что очень хорошо проходят театрализованные представления, сценки, мюзиклы по сказкам на утренниках. Проводили утренник в подготовительных группах на 8 марта по сказке «Муха –цокотуха», на праздник осени проводили «сказка «Кот Федот и кошка Матрешка». Где у всех детей была возможность проявить самостоятельную художественную деятельность. Танцевали и семейство петуха, гуси-грузины, цыганки, скоморохи, продавцы на ярмарке.

Так же с подготовительными детьми проводили осенние посиделки.

В 2018 учебном году со старшими детьми на праздник Осени ставили сценку «Пчелки-лучшие подружки», на 8 марта готовим сказку «Соленный колобок», где опять примут участие вся группа. Кроме основных героев, еще будут мальчики помогать деду месить и печь колобок, исполнять танец «Пекарей», а девочки будут исполнять танец цветов, потом их колобок соберет и подарит бабушки.

А в апреле проведем мюзикл «Волк и семеро козлят». Так из простой сказки будет происходить превращение в новую, более интересную сказку. С танцами, песнями, играми.

Для обеспечения положительного результата совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе оборудован театральный уголок, уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. Есть пальчиковый, настольный, куклы-биабо, театр на перчатках.

Конечно вся работа по театрализации не проходит только на специальных занятиях, она идет постоянно в течении дня, сочиняем истории, сказки, проводим конкурсы, викторины по сказкам, конкурсы чтецов.

Птица говорун, помогает произносить скороговорки, сочинять рифмы,

Очень нравится мне применять платковые куклы. Применение платковых кукол развивает пластику, координацию движений. Мы их используем и в драматизации, и на утренниках, так на праздник день матери мальчики танцевали танец «Аленушка», и на занятиях «Приходит то Бабушка-загадушка, то «Дед Зная».

Изучая литературу по теме самообразования, меня заинтересовало учебно-методическое пособие М. И. Родиной и А. И. Бурениной «Кукляндия» своей яркостью художественного музыкального материала. Здесь присутствуют все виды театральных кукол, как уже давно известных, так и уникальных, используется современная и классическая музыка, есть также фонограммы детских весёлых песенок, обширный игровой репертуар, который может использоваться и как тренинг на занятиях, и как материал для проведения досугов и театрализованных представлений.

Игры- сказки, с помощью перчаток по этой методике на развитие мелкой моторики стала уже использовать в своей работе. Упражнения «За грибами», «Облако и птичка», «Необычные существа», сценка «Необычная планета».

Так же игры с бусами, с браслетами все это по методике Маий Родиновой, как нетрадиционное направление театрального искусства, – необычайно выразительно и чрезвычайно неизведанное.

Марионетки на руку из старых детских колготок и носков вызывают полнейший восторг у моих детей! Думаю, всем знакомы эти куклы, сделанные своими руками, — просовываешь в носок сложенную ладонь, и кукла разговаривает.

В планах изготовить и использовать куклы марионетки с подготовительной группой на следующий учебный год. Переходя в подготовительную группу мы хотим, чтобы самим дети выступали в роли режиссера, сценариста, декоратора.

Каждый возрастной этап требует своего подхода к методике работы с детьми.

Разница подхода связана с пониманием возможностей детей в каждом возрасте, с предъявлением требований к ребенку и ожиданием определенных результатов.

— Обучаться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому значимым моментом является систематическая работа с родителями.

Привлекали родителей к изготовлению пальчикого театра, штоковых гусениц, червячков, и конечно в планах шире привлекать их к совместным постановкам мюзиклов, спектаклей.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам.

Работая с детьми, я не ставлю перед собой задачу воспитать профессиональных артистов, я ставлю перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Источник