Развитие творческих способностей ребенка в лепке
Любовь Кутыркина
Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях лепкой
Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.
По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно — творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия творческой деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитой личности.
На мой взгляд, формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Сегодня, как и всегда, наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.
Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.
Об эстетическом воспитании написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей.
Значение изобразительной деятельности и творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.
В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект (С. М. Вайнерман, А. А. Грибовская, Т. Н. Доронова, А. В. Дубровская, О. П. Карачунская, Т. С. Комарова, О. А. Лебедева).
К концу пребывания в детском саду дети должны достичь определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимать содержание произведения, запоминать и узнавать знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечать изобразительно-выразительные средства, с помощью этих средств создавать образ в рисунке, лепке, аппликации; оценивать то, что получилось, отмечать выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации.
Именно поэтому, в формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.
Лепка – это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.
В настоящее время исследованиями доказано, что творческая деятельность в лепке доступна уже детям дошкольного возраста.
На занятиях лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование вида будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей.
Ознакомление дошкольников с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством) оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки.
Большую роль в детском творчестве играет воображение. Известно, что зачатки его у ребенка появляются еще в преддошкольном возрасте.
Элементы творческого воображения проявляются на занятиях лепкой, если перед детьми раскрывается возможность самостоятельно планировать свою деятельность и отбирать приемы как изобразительного, так и технического порядка. Творческое воображение ребенка проявляется обычно в придумывании для изображаемых героев новых деталей одежды или добавлении таких предметов, как корзинка, палка, лопата и др., а также в решении различных композиций.
Образ, создаваемый ребенком, обладает вполне определенными чертами выразительности. Под воздействием эмоций дети украшают свои скульптуры узором, сопровождают работу рассказом, песней, действием, они изменяют пропорции, желая показать значимость героя, но все это лишь элементы выразительных средств, которыми пользуются художники. Особенности развития ребенка дошкольного возраста и развития его изобразительных способностей определяют общие задачи развития детского творчества на занятиях лепкой в детском саду.
Основные задачи развития детского творчества в лепке следующие:
* развивать интерес к данному виду деятельности;
* учить, начиная с младшей группы, создавать форму предметов на основе восприятия действительности путем обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков;
* подводить к использованию и комбинированию вылепленных форм. По мере возможности в каждой возрастной группе научить свободно пользоваться способами лепки и выразительными средствами;
* постепенно научить детей самостоятельно задумывать тему для лепки, пользуясь впечатлениями от воспринятого посредством наблюдений окружающего, от слушания художественной литературы, рассматривания иллюстраций и восприятия произведений искусства;
* учить детей активно воспринимать указания воспитателя, проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств.
В связи с тем что развитие творчества, умение детей свободно задумывать тему и решать ее зависит от того, насколько они владеют техникой лепки, на эту сторону следует обратить большое внимание. На каждом занятии наряду с задачами творческого характера ставятся задачи обучения детей технике лепки. Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка.
Перечисленные задачи должны направить деятельность воспитателей на развитие у детей умения создавать выразительный образ, осуществлять поиск формы, пропорций, дополнительных деталей, углубляющих тему, т. е. поиск выразительных средств, приемов лепки, а также умения планировать свою работу. Ребенок должен овладеть способами творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно организовать свою деятельность. Следовательно, воспитатель должен создавать такую обстановку, отобрать такие обучающие приемы и творческие задания, которые дадут детям возможность овладеть комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для создания образа в лепке.
Образ в лепке у дошкольника формируется постепенно, под влиянием восприятия окружающего и обучения. От нерешительных действий с глиной в первой младшей группе дети переходят к вполне осознанному изображению формы, пропорций, динамики. От образа, который создается ребенком под влиянием взрослых и совместно с ними и определяется малышом только на основании ассоциации со знакомыми предметами, ребенок в подготовительной группе может подойти к созданию образа на основе предварительного замысла, с обдумыванием сюжета лепки и некоторых выразительных средств при передаче образа.
Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых, от применения тех или иных приемов обучения. Специальные исследования показывают, что благоприятное влияние на появление замысла оказывают наблюдения, чтение художественной литературы с целевой установкой («Вылепи по сказке.»). Подобные установки активизируют мысль детей в процессе чтения или наблюдений, а также заставляют их после чтения еще и еще раз рассматривать иллюстрации.
Использование художественных иллюстраций для формирования образа перед занятием лепкой может быть полезным только в том случае, если дети предварительно познакомились с формой объемного предмета, иначе работы у детей получатся хотя и динамичные, но с плохим изображением формы. По картинке ребенок хорошо вспоминает общие очертания формы, строение предмета, его действия, но особенности объемной формы ему воспринять трудно.
Лепке с картинки можно посвятить специальные занятия, которые также помогают развивать детское творчество. На основе знаний формы ребенку предлагают лепить, пользуясь плоскостным, односторонним изображением. За ребенком остается инициатива использования приемов изображения, так как графические средства картинки не подсказывают скульптурных. Дети должны самостоятельно, глядя на картинку, вспомнить объем, вид предмета со всех сторон, осмыслить, какие изобразительные и технические приемы можно использовать.
При обучении детей лепке в условиях детского сада можно сначала предложить детям слепить знакомые предметы, овощи, фрукты. На одном занятии они могут вылепить 2-3 предмета разной формы и величины.
Используя способность дошкольников к анализу, им можно предложить лепку этих предметов с игрушек, скульптур малой формы, изделий народных умельцев.
Особое внимание уделяется работе пальцами. Основные формы предметов, туловище и голова человеческой фигуры, туловище и ноги животного предлагается лепить способом вытягивания из одного куска глины. Воспитатель должен показать, как надо скреплять части, чтобы они плотно прилегали одна к другой. Предметами для изображения могут быть Снегурочка, мальчик на санках, заяц, собака, мишка.
Для развития мелких мышц кисти руки и движений пальцами детям предлагается лепить посуду для кукол, горшки, миски, чашки по мотивам керамических народных изделий. Эти занятия связаны не только с развитием изобразительных навыков, но и с упражнением детей в таких технических приемах, как лепка из целого куска, вдавливание, вытягивание, прищипывание, работа над мелкими деталями и фактурой, которая в данном случае должна быть очень гладкой. Изготовление посуды открывает возможность использовать умения, полученные на занятиях рисованием, т. е. роспись глиняных изделий ангобом или гуашью.
Для того чтобы фигурки были выразительными, дети должны изображать человека и животных в действии. Изображение действия в лепке является одним из выразительных средств, которое усваивается ребенком быстрее, чем в рисовании, так как в лепной работе он имеет дело с реальным объемом.
Движения, которые изображают дети, очень несложные: поднятые руки или расставленные ноги у человеческой фигуры, вытянутые вперед лапы у животных. Предлагаемая тематика может быть следующая: «Петрушка танцует», «Мишка играет», «Кошка с клубком», т. е. даются те предметы, приемы, изображения которых детям известны.
Летом дети закрепляют свои знания в области изобразительного искусства, знакомясь ближе с природой, приобретая новый жизненный опыт в понимании окружающего
Таким образом, можно сделать вывод, что творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период.
Для развития творчества детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомить с произведениями искусства.
Широкое включение в педагогический процесс, разнообразных занятий по художественно- творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости, а использование в разных возрастных группах разнообразных приемов обучения и стимулирующих проявление самостоятельности, активности, инициативы детей, способствует развитию детской фантазию и представлений.
Занятия разнообразными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение.
В творческой деятельности важно не только обучение детей творчеству, но и обеспечение основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Источник
Марина Буторина
Консультация для педагогов «Лепка для развития творческих способностей дошкольника»
Лепка— это один из видов изобразительной деятельности дошкольников, основное назначение которой – образное отражение действительности. Значение лепки для развития ребенка огромно. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложения предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки». Это – искусство детей – очень живое, непосредственное, с реалистическим и экспрессивным отношением к действительности. Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах.
Лепка— один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. Техника лепки- самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения,это и:
— координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
— разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
— возможность создания объемных поделок;
— умение планировать работу и доводить ее до конца;
— богатое воображение.
В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.
Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создать обстановку эмоционального благополучия, обеспечить развитие у детей способностей к эстетической деятельности. Во время работы с пластилином, глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от их пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомиться с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности.
Лепка оказывает влияние на развитие творческих способностей ребенка. Создание ребенком во время лепки самых простых скульптур- творческий процесс. Так, шарообразный комок глины ему представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик – кольцом, баранкой. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности.
Дети любят лепить. Задачей же воспитателя является пробуждение творческих сил ребенка, предоставление ему «пищи» для творчества. В младшем дошкольном возрасте пробуждение интереса к лепке может быть осуществлено через подражание ребенка деятельности взрослого. На глазах у детей в руках у воспитателя рождаются разные фигурки, что стимулирует их на собственную деятельность. А в старшем возрасте воспитатель лепит вместе с детьми, демонстрируя способы обращения с материалом.
Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок.
Глина
Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. Хранят глину в полиэтиленовых пакетах, чтобы не проходил воздух; время от времени глину обрызгивают водой. Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом работы следует слегка смазать руки подсолнечным маслом. С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею. Если глина попала на одежду- это не страшно, после высыхания она легко стряхивается.
Пластилин
Услышав слово «пластилин» сразу же представляем, что предстоит лепить. Дети очень любят лепить из пластилина — это красочный, яркий пластичный материал для лепки. Благодаря развитию современной химической промышленности на прилавках магазинов можно увидеть много разных видов пластилина — обычный, перламутровый, флуорисцентный; в коробочках, баночках. Даже взрослому трудно устоять перед изобилием выбора – сразу хочется лепить. Чтобы пластилин к началу работы был мягок, его следует положить ненадолго в теплое место. Приемы лепки из пластилина разнообразны, но работать с ним надо осторожно, так как пластилин оставляет жирные пятна. Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объема, но и задачи, связанные с выбором цвета. Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков. Процесс смешивания пластилина очень интересен детям и тоже способствует развитию творческой активности.
Тесто
Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени.
Рецепт теста: смешать 2 части муки с 1 частью мелкой соли и добавить немного воды. Хорошо вымесить. Тесто должно быть очень тугим. Хранить тесто лучше в полиэтиленовом пакете в холодильнике. Приемы работы с тестом очень схожи с приемами работы с пластилином. Но нужно учитывать что тесто более сложный материал и отдельные детали не нужно примазывать, а просто смочить водой. Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краски клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Поделки из соленого теста займут достойное место в уголке изодеятельности, украсят интерьер группы, раздевалки, будут способствовать развитию эстетического восприятия.
Снег
Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега- очень интересное и увлекательное занятие. Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Снег можно заготавливать в любую погоду, складывая его в определенное место и прихлопывать, а во влажную погоду гора снега готова для творения. Море положительных эмоций вызовет коллективная лепка снеговика или снежной крепости. Совместное обыгрывание построек сближает детей, укрепляет дружбу, формирует нравственные качества. И пусть живут изделия из снега недолго, но даже за короткое время они радуют всех своей необычной красотой.
Песок
Любимое занятие детворы на прогулке летом – игры с песком. Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объемных фигур различными формочками, ведерками, лопатками. Как и для снега, так и для песка обязательное условие – достаточная влажность. Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол. И не так важно, что может быть испачкана одежда, ведь это вполне устранимо, а вот полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение от сделанного стоят неизмеримо дороже.
Виды лепки :
— предметная
— сюжетная
— декоративная
В предметной лепке изображение отдельных предметов является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребенок имеет дело с реальным объемом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому главной задачей является обучение детей изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные признаки.
Сюжетная лепка требует от детей большего объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями. Основные задачи при обучении сюжетной лепке : — научить задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;
— научить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;
— использовать различные приемы лепки.
Декоративная лепка – это создание детьми предметов на темы народного декоративно-прикладного искусства. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приемам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Художественно-творческая деятельность проявляется не только в конечных продуктах детского творчества, но и в высказываниях детей в момент рождения замысла. Часто именно этот разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным отправным толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве.
Хочется сказать еще об одном виде лепки – по замыслу. Основная задача здесь состоит в том, чтобы дети самостоятельно учились задумывать тему лепки, опираясь на полученные умения и навыки, доводили работу до конца, проявляя самостоятельность и творческую активность в создании четкой формы предмета, в дополнении его деталями, в применении знакомых способов лепки.
Для изображения объемной формы в работе с детьми используют несколько способов лепки : конструктивный, пластический или скульптурный, комбинированный. Это традиционные способы лепки, которые в достаточной мере способствуют всестороннему развитию детей и рекомендованы программой детского сада.
Для поддержания интереса к процессу лепки и развития творческих способностей в работе с детьми можно использовать так называемые нетрадиционные способы и лепить не скульптуры, а картины.. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную, или керамическую, покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.
Барельеф – лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы).
Горельеф – это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.
Эти два способа известны достаточно давно.
Пластилинография – нетрадиционная техника изобразительного искусства,по сравнению с двумя другими, появилась значительно недавно, но завоевала огромную популярность у педагогов. Принцип ее заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Основой может служить цветной картон, что во многом упрощает работу дошкольникам.
На протяжении нескольких лет я охотно использую эту технику в работе с детьми.
Чтобы создавать лепные картины ребенок должен хорошо освоить приемы лепки, которые используют в традиционных способах: отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание, примазывание, прижатие, сглаживание, налепы, процарапывние и др.
Детям младшего дошкольного возраста сложно самостоятельно работать в этой технике, так как у них недостаточно освоены эти приемы. Поэтому знакомить детей с этой техникой я начинаю поэтапно.
Первый этап – нанесение пластилина на поверность бумажной основы-силуэта (круги, листья, овалы, рукавички, елочки и др.) , закрепляем прием отщипывания, оттягивания.
Второй этап – это нанесение пластилина на бумажную основу, ограниченную контуром.
Третий этап – декорирование (пластилином, природными материалами – семенами подсолнечника, кабачков, тыквы, арбуза; бросовым материалом – крышки, пробки и др.) . Закрепляем приемы отщипывания, раскатывания, сплющивания, вдавливания.
Далее – изображение простых предметных картинок на основе (яблоко, дерево, зайчик и др.). Закрепляем приемы отщипывания, раскатывания, сплющивания, оттягивания.
Следующий этап – смешивание пластилина. Дети с интересом узнают, что пластилин можно смешивать так же, как и краски и начинают активно экспериментировать. Это занятие служит большим толчком для развития цветовосприятия, эстетического восприятия, творческого воображения.
Далее мы переходим с детьми к созданию коллективных работ для украшения интерьера (ваза с цветами) или картин с определенным сюжетом.
И уже в старшем дошкольном возрасте, овладев определенными умениями и навыками, ребенок может самостоятельно задумать и воплотить в картине свой творческий замысел.
Приятно, когда ребенок делает что то своими руками. И не важно, что штуковина получается немножко кривая и кособокая, главное, что малыш сам это сделал. Не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом для ребенка будет лепка из различных материалов, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.
Источник