Развитие творческих способностей ребенка в конструктивной деятельности

Мария Васина
Развитие творческих способностей в конструктивной деятельности

Творчество является важной составляющей развития личности человека, поэтому очень важно развивать творческие способности с дошкольного возраста.

Одно из важных направлений программы Крыловой Н. М. «Детский сад — дом радости»конструирование. Конструирование из строительного материала как часть игровой деятельности представляет собой интересную, но очень сложную практическую деятельность, направленную на получение результата (конструкции). Оно формирует у ребенка конструктивные представления и конструктивное мышление, а также развивает поисковую деятельность во всех видах и формах. Все это является необходимым условием не только умственного развития дошкольника, но и развития личности в целом.

Один из основных показателей конструктивной деятельности — умение творчески создавать свои постройки. В процессе игры-конструирования на основе полученных знаний у детей формируются обобщенные представления о том, какие бывают мосты, дома, транспорт, игровые площадки, дворцы. Дети находят общие признаки, сравнивают, делают зрительный анализ, проявляют свое творчество. У них развиваются пространственные представления, умение выделять основные части предмета и определять, как они расположены относительно друг друга. Дети учатся планировать работу, делать схемы, чертежи, планы, самостоятельно или с помощью воспитателя исправлять свои ошибки.Они учатся различать геометрические фигуры: куб, брусок, пластина, призма, цилиндр, дощечка.

Разные постройки развивают у детей способность замечать прекрасное, видеть красивое, ценить что имеешь. Дети знакомятся с архитектурой, учатся украшать постройки.

Конструирование имеет огромное значение и в развитии речи. Дошколята с хорошей речью легко могут пригласить своих дружочков в игру, рассказать правила игры, придумать свой сюжет; они вместе обсуждают задумку постройки, выбор материала, как они будут это делать и что получат в результате. В разговоре между собой, договариваются, какая будет постройка (высокая, низкая, какие детали нужно взять и т. д.

Конструктивная деятельность тесно связанна с физическим развитием ребенка.Во время осуществления своего замысла ребенок находится постоянно в движении: то надо принести кирпичик, то дощечку, то цилиндр. А это к тому же развивает глазомер, ловкость, координацию движений и ориентировку в пространстве.

При этом формируются моральные качества личности, ведь результатом замысла станет материализация заботы о матрешках, дочках, лошадях, мишке. Дети учатся вместе выполнять общую работу, распределять

обязанности, проявлять дружескую взаимопомощь. У них воспитывается сдержанность, самостоятельность, ответственность, настойчивость.

Самое главное – играть нужно по-настоящему. Ведь основная деятельность дошкольника — игра, где проявляется деятельность воображения, эмоции радости, самоутверждение, познание, коммуникация, художественное творчество. Воспитатель сам должен верить в то, что делает он это впервые и по собственному замыслу. И тогда игра будет интересной и взрослым, и детям. Она будет и средством формирования умственных способностей, и средством формирования отношений.

Временной отрывок, в который дети учатся строить, может быть и во время непосредственно образовательной деятельности, может быть организован и в свободную деятельность, и в подгрупповой работе.

В группе созданы все условия для того, чтобы ребенок в любое время мог организовать свою строительную деятельность.

Чтобы детям было легко воспроизвести в памяти алгоритм постройки, используются различные схемы. Для проведения НОД нужна правильная организация среды и большая подготовка дополнительного материала. Это машинки, елочки, клумбы для цветов, цветы, фонари, фонтаны, дороги, которые дети изготовляют совместно с воспитателем в свободной деятельности. Если ребенок, организует себе среду, он учится культуре труда, что тоже очень важно для его дальнейшего развития. Необходимо приучать ребенка по окончании работы разбирать постройку сверху вниз, носить по одной, две детали и ни в коем случае не ломать, не рушить построенное. Напольный конструктор хранится на специальных полках, чтобы дети знали, где что лежит и могли в блоке самостоятельной деятельности свободно найти необходимое оборудование.

К каждому НОД необходима задумка «А зачем мы это делаем? О ком заботимся».В процессе построения необходимо задавать вопросы: «Вот какие дома, а окна нужны? А зачем? А дверь нужна? А зачем? А это удобно?» При этом нужно давать ребенку самому решать поставленные задачи, формировать логическое и умственное мышление.

В младших группах используется показ строительства, «театр» воспитателя, т. к. у детей пока нет опыта конструирования. А вот в старших группах перед дошкольниками ставится задача, которую они решают самостоятельно. Они должны уметь планировать последовательность своей постройки, строить по схеме, находить нужные детали или заменять их на другие, уметь договориться между собой, распределять роли, кому быть «управляющим стройки», кому «разнорабочим».

Читайте также:  Отклонения в психическом развитии ребенка 2 лет

Важное значение имеет метод обучения. В зависимости от заданий, которые даются детям, выделяют конструирование по схеме, по замыслу. При конструировании по схеме ребенок воспроизводит представленную ему

схему (например, построить маленький дом или большой). При конструировании по замыслу дети сначала рассказывают, что будут строить и из чего.

Продолжение конструктивной деятельности идет в игре. Вот девочки решили позаботиться о куклах, а стульев нет. «Возьми куб и кирпичик и построй стул», — предлагает воспитатель, и дальше дети уже сами делают стол и кровать, но сначала этому они учились у воспитателя во время НОД.

В старших группах дети часто строят постройки, объединенные одним сюжетом, которые после занятия остаются в группе, где они разворачивают игры, если позволяет место в группе.

В подготовительной группе дети с удовольствием строят по чертежам, внося в постройки что-то новое. Они сами спрашивают чертежи, фотографии, договариваются между собой, выбирают место для постройки, ведь все это формирует у них положительные качества, которые надо воспитателю заметить и похвалить каждого. Когда что-то не получается в постройке,воспитатель должен подсказать вопросом: «А что если заменить эту деталь на другую, что получится?» Когда постройка сохраняется несколько дней, ребёнок к ней возвращается, что-либо изменяет или дополняет ее. Ребенок строит постройку, воспитатель оценивает ее, после чего он может ее потом разобрать и построить снова. Оценку получает каждый воспитанник.

Конструктивная деятельность очень значима для подготовки детей к школе. В конструктивной деятельностиформируется высокий уровень познавательной сферы: развивается функция обобщения, происходит формирование памяти, внимания, развитие речи, высокий уровень самооценки и контроля, умение устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, что является важным для обучения в школе. Занятие по конструированию из мелкого строителя.

Тема: «Улица для матрешек».

Программное содержание:

1. Учить детей строить улицу города.

2. Закрепить умение детей строить дома и магазины по собственному замыслу, объединяя постройки общим сюжетом;

3. Продолжать развивать коллективные взаимоотношения между детьми посредством создания общего замысла;

5. Воспитывать у детей желание сооружать разнообразные постройки и использовать их в дальнейших играх.

Активизация словаря:

* улица, дорога, жилые дома, тротуар, магазин, парк;

* фундамент, стены, ступеньки, вывеска;

* кирпичик, воротики, полукубик, цилиндры, перекрытие, брусок; -фонтан, деревья, скамейка, заборчик, качели, песочница.

Материал:

* наборы мелкого строителя на каждого ребенка;

матрешки, машинки, деревья, фонтан, фонари, светофор, дорога, тротуары.

Игровой момент: Матрешки приехали к нам в город. Захотели они поселиться здесь и жить. А вот улицы для матрешек нет. Как же теперь помочь матрешкам? (надо построить улицу)

1 часть.

Воспитатель спрашивает:

— А вы, ребята, сможете матрешкам построить улицу? (да)

— Кем мы сегодня с вами будем? (строителями)

-Какие здания нашего города можно увидеть на улицах? (дома, в которых люди живут; магазины, парк, дорогах).

— Что же мы задумали построить? (мы задумали построить улицу города).

— Из чего мы будем строить? (из мелкого строителя)

— Чем будем строить? Какие инструменты нужны? (наши руки)

— Как по порядку будем строить? (сначала фундамент, потом стены, окна,

крыша, двери)

— Какой должен быть фундамент здания, где располагается магазин? (большой, широкий)

— А стены какие сделаете? (высокие, прочные; большие, светлые окна) «

— Сколько магазинов построим? (два)

— Как думаете, где будет удобно построить магазины? (один посередине улицы, а другой можно построить около парка)

— Что в парке можно построить? (скамейки, песочницу, качели, поставить деревья)

— Где будем строить парк? (в конце улицы)

Жилые дома надо построить с двух сторон от дороги.

— Работы у нас много, поэтому надо договориться, кто будет строить жилые дома, кто магазины, а кто построит парк, (выбираем одного ребенка дня постройки парка, двоих детей — для магазинов, а остальные будут строить жилые дома)

— Теперь, строители, занимайте свои рабочие места, (дети встают за столы; воспитатель еще раз уточняет, кто что строит).

2часть.

Дети самостоятельно сооружают постройки.Воспитатель индивидуально подходит к детям: наблюдает, советует, дает указания, исправляет ошибки.

Детям, которые раньше закончат свои постройки, предложить украсить улицу (поставить деревья, фонтан, сделать заборчик у дома, скамейку).

3часть.

— Что мы построили? (улицу)

Читайте также:  Роль обучения в психологическом развитии ребенка

— Получились дома для матрешек? Удобно в них будет жить?

— Какие получились у нас магазины? (просторные, светлые, большие, удобно подниматься по ступенькам, вывеска есть).

— Как называется твой магазин? А твой? (игрушечный, продуктовый)

— А в парке приятно оудет отдыхать? Почему? (удобно, красиво)

— Вот какая получилась у нас улица! Давайте придумаем ей название, (де! предлагают названия).

— Теперь и матрешек можно позвать, машины могут по дороге проехать. Молодцы, строители!

Предложить детям взять матрешек, машины и поиграть с постройками.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного  вида  № 75 «Гвоздичка»

Выступление на семинаре:

«Формирование творческих способностей  через конструктивную деятельность»

                  Подготовила:

                  воспитатель МетудановаА.О.

Набережные Челны, 2013

Формирование творческих способностей  через конструктивную деятельность

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.
Отечественные психологи и педагоги  — Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Н.А.Ветлугина и др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому – множество открытий, создание  интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций.                                                    
          По определению С.И.Ожегова, творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие  предметы. Способность —  природная одаренность, талантливость.
 Психологами доказано, что у человека врождены не сами способности, а способность к их развитию.
         Эффективным средством для развития творческих способностей  детей является конструктивная деятельность, а именно конструирование.
 В конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».
 Наблюдая за детьми на занятиях по конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения. Работая с детьми, размышляла над вопросами: как организовать детское конструирование и как им руководить? Как развить творческие способности дошкольников в конструировании, как добиться того чтобы каждый ребенок стал творцом? Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет четко разработанной системы работы с дошкольниками конструированию, где последнее выступает средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
 Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Художественное конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей  у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи художественного конструирования актуальным.
Поэтому мною была разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста, целью, которой является развитие творческих способностей старших дошкольников посредством  конструирования.

 Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

•    Создать условия для развития и реализации способностей каждого ребенка.
•    Развивать творческий потенциал дошкольников средствами  конструирования.
•    Формировать у детей знания, умения и навыки конструктивной деятельности.
•    Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.
В своей работе использую следующие формы организации обучения  конструированию, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности (по Л.А.Парамоновой).

¬    Конструирование по образцу
(обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа).
¬    Конструирование по теме
   (дети сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал.)
¬    Конструирование по замыслу
(умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок)
¬    Конструирование по условиям

   При разработке системы работы по художественному конструированию я ознакомилась с вопросами теории и практики таких исследователей как  В.Г. Груба, Э.К.Гульянс, А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, А.Р.Лурия, Л.А.Парамонова, Н.Н.Поддьяков, О.А.Сафонова и др. Это явилось методологической основой моей работы.
Ожидаемый результат. Предполагается, что организованная работа по художественному конструированию, будет способствовать повышению развития творческих способностей детей:
 — Дети  будут создавать «образы» (конструкции) – выразительные, оригинальные, удаленные от исходных данных, наделять одни и те же «образы» разными свойствами.
— Научатся строить «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей.
— Научатся планировать свою работу, добиваться результата.
— Дети смогут самостоятельно экспериментировать с новым материалом.

Читайте также:  Субъективная составляющая развития ребенка в раннем детстве

Основные педагогические условия, обеспечивающие реализацию этой системы:

•    Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом.
•    Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей.
•    Предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению.
•    Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности игрой, сочинением сказок и др. и включение его в широкий спектр событий детской жизни.
Система работы с дошкольниками по конструированию включает в себя:
—  цикл тематических занятий;
—  комплекс  дидактических игр;
—  работу с родителями.
Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по художественному конструированию, развитию творческих способностей дошкольников.

Работа  планируется по следующим разделам:

I раздел — «Самоделкино». Работа с бросовым материалом. Темы занятий:
•    Игрушки для дома и улицы. «Подарки малышам» — матрешки из пластиковых бутылок разной емкости; веселые человечки и забавные зверушки, гусеницы и бабочки из пластиковых  футляров «киндер-сюрприза».  «Магазин игрушек» — работы из пластиковых и картонных упаковок; веселые человечки из проволоки; фотоаппараты из картонных коробок, стаканчиков от йогурта или колпачков и т.д.
•    Город – сегодня, вчера, завтра. Многоэтажные дома из упаковок из-под сока; крепости и замки из картонных коробок.
•    Космос. Космические корабли из пластиковых бутылок; робот – монстр из картонных коробок и т.д.
•    Зоопарк. Фигурки животных из спичечных коробков, трубочек от бумажных полотенец, забавные животные из цветной проволоки.
•    Автомобили. Модели разных видов пассажирского и грузового транспорта.
II раздел — «Волшебная бумага».  Работа с бумагой, освоение техники оригами, объемной скульптурой.  Темы занятий:
•    Сказочный мир. Поделки на основе треугольника к отогнутыми к соответствующим сторонам  углами.  «Теремок» персонажи из сказки, «Аленький цветок» и др.
•    Волшебные цилиндры. Закручивая прямоугольник в цилиндр, и добавляя детали по своему выбору, можно получить бусы, бабочку, божью коровку, дерево, фонарик и т.д.
•    Волшебные превращения круга.  Закручивание круга в конус («низкий»), полукруга в конус («высокий»)
•    Город будущего. Конструирование домов разной конфигурации.
III раздел – «Природная мозаика». Работа с природным материалом (шишки, ветки, ракушки, песок и т.д.)  Дети создают забавные игрушки,
картины, панно, портреты в декоративных рамочках, игрушечные сказочные замки, персонажи детских сказок. Темы занятий:
•    Мы из сказки; Замок для Золушки; Букет для Снегурочки; Веселый снеговик; Портрет Деда Мороза и т.д. (2)

         Не менее важным условием  развития творческих способностей детей  является активное участие в образовательном процессе  родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.
Детские поделки использую в оформлении детского сада, организую выставки из природного материала к собраниям и праздникам.
При взаимодействии  с родителями использую такие формы работы: консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел провожу с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско-родительские занятия, развлечения, родительские собрания. Опыт работы по развитию творческих способностей детей очень заинтересовал родителей моих воспитанников. Дети из дома приносят разнообразные поделки, сделанные с помощью родителей. Например, отец Самиры заинтересовался нашей коляской из спичечного коробка и смастерил вместе с дочкой из такой же коробочки и бумаги  машину «Победа».

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.
Результатом моей работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей на 12%, конструктивных навыков на 16%.  

Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы работы с дошкольниками по художественному конструированию. Стабильная, систематическая работа в данном направлении  позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Позитивные результаты моей работы указывают: дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети  стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявляли живой интерес к знаниям.

Источник