Развитие творческих способностей ребенка узорова

Наталья Бобкова
Развитие творческих способностей у детей

Консультация для родителей.

«Развитие творческих способностей у детей».

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной до солнца достать

И подарить его людям.

На протяжении многих лет люди размышляют о том, как воспитать творческую личность? В чём секрет успеха? Что же такое творчество?

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество — это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.

Воображение — это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим — когда образ предмета создается по его описанию, и творческим — когда рождаются абсолютно новые образы.

Креативность — это способность к творчеству, готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схеммышления.

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка. Поэтому формирование творческой личности, одна из наиболее важных задач воспитания.

Обычно родители акцентируют внимание на речи, мышлении и памяти малыша, при этом забывая про творчество и воображения. Конечно, никто не спорит, что все эти три пункта очень важны для ребенка, но полностью творчество исключать нельзя. Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности, то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими.

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:

• 1–2 года: кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания — вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;

• 3–4 года: пик творческой активности малышей, и даже если вам кажется, что кроха ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия — напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности;

• 5–6 лет: занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты.

Главную роль в дошкольном возрасте в процессе развития творческих способностей у детей играют непосредственно родители. За частую, многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. Нельзя вырастить творческую личность, не изменив собственный привычный уклад жизни. Живите ярко и насыщенно, постоянно развивайтесь и самосовершенствуйтесь. Такая атмосфера весьма плодотворно влияет на развитие творческой личности. А если родители обладают определенными творческими способностями, то это просто идеально — может получиться прекрасный семейный творческий тандем. Ну, а если по воле судьбы, творчество далеко не ваш конек, то это не беда и расстраиваться в этом случае не стоит. Вы все равно можете помочь своему любимому чаду. Главное — иметь огромное желание и соответствующие знания в этой области вопроса.

1. Окружающий мир

• совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;

• рассказы о животных и растениях;

• объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;

•ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.

2. Развивающие игры

• покупайте детям настольные развивающие игры;

• у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек;

• они должны соответствовать их возрасту;

• мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.

3. Рисование

• очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры;

• не жалейте бумаги на это дело;

•никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду: возможно, это и есть тот самый творческий хаос;

• сначала — изучите цвета, затем — познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.

4. Лепка

• лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию;

• вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;

• после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;

• пластилин должен быть ярким и мягким.

5. Чтение

• детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты;

• книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;

• старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами;

• берите малышей с собой в библиотеку;

• книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности;

• тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческийпотенциал можно выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого возраста.

6. Музыка

• с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;

• пойте ему колыбельные как можно дольше;

• это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр., хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.

Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

Источник

Развитие творческих способностей у детей.

Что такое творческие способности?

Все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит так: творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания, из компонентов творческого потенциала человека, составляют следующие способности.

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

 5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

 6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

 9. Развитая интуиция.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Как и с какого возраста развивать творческий потенциал ребенка?

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» впервые годы жизни.

Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы. Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов

Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую книгу, кассету. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности.

Взрослые должны помочь ребенку научиться, не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно, так же, устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, включать в игру творческие элементы.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3.Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка » своих возможностей.

 4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи.

Игровые задания

        Данные задания представляют собой отдельные упражнения, этюды, способствующие развитию фантазии, воображения и художественного творчества.

1.Расскажи о своей игрушке. Покажи, как она двигается, говорит.

2.Представь, что ты стал домиком, диваном и прочим предметом. Расскажи о нем от его имени.

3.Представь, что ты на машине времени попал в будущее (прошлое). Что ты видишь?

4.С помощью любимого музыкального инструмента изобрази, как двигаются мишка, зайчик, птичка.

5.Изобрази медведя (лису, зайца и пр.) геометрической фигурой какого-либо цвета. (Например, медведь – коричневый квадрат, прямоугольник, овал).

6.Отгадай звуки (льется вода, рвется бумага, хрустит откусываемое яблоко и пр.).

7.Отгадай запах (духи, лекарство, растительное масло, лимон, кефир и пр.). Изобрази запах цветом.

8.Определи на ощупь вид материала (ткань, дерево, металл, стекло).

9. Придумай конец сказки или рассказа.

10. Расскажи о чуде, невероятном происшествии, случившимся с тобой.

11.Сочини стихотворение о  своем любимом существе, растении, игрушке, придумай к нему мелодию, спой,

12.Убеди нас, что это вовсе не чайник (не стул, не шкаф, не веник и пр.).

ПОМНИТЕ!

·        Любите ребенка

·        Радуйтесь его присутствию

·        Принимайте его таким, каков он есть

·        Не подрывайте его уверенность в себе 

·        Не отказывайте ему в своем доверии

·        Дайте ему повод любить вас

·        Помогите ребенку накопить собственный жизненный опыт

·        Идите с ним по жизни, при этом не тащите его за руку за собой, а подталкивайте вперед, готовясь вовремя отпустить от себя.

Источник

Антонина Кулак
Развитие творческих способностей дошкольников посредством различных видов художественного творчества

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

В условиях модернизации Российского образования особое внимание уделяется личностному развитию ребёнка, В «Концепции модернизации образования до 2010 г.»конкретизируется: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нём творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребёнка активно участвовать в мире. Таким образом, создание условий для развития потенциала ребёнка на сегодняшний момент является актуальным и значимым в процессе дошкольного воспитания, а понятие креативности сегодня рассматривается как интегральный показатель качества дошкольного образования, определяющая роль в развитии которого принадлежит профессиональной компетентности педагогов-дошкольников.

Вопросы развития творческого потенциала детей для меня всегда являлись особенно значимыми. Ещё много лет назад, придя работать в детский сад, я поняла, что каждый ребёнок талантлив по-своему. Однако, жёсткая регламентация процесса воспитания и обучения в детском саду, «усреднённость» подхода к воспитанникам не позволяла в полной мере заниматься развитием их творческого потенциала. Позитивные изменения происходящие в дошкольном образовании позволяют мне, как и каждому педагогу-дошкольнику, свободно выбирать приоритетное направление в своей работе. Для меня, безусловно, важнейшим стало развитие творческого потенциала моих воспитанников через разнообразные виды художественного творчества.

Психологи считают, что формирование способностей происходит до пяти лет, поэтому дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Я давно заметила, что дети старшего дошкольного возраста охотно берутся за любые дела, но у них нет ни достаточного опыта, ни навыков мастерства.Без помощи взрослых: меня — воспитателя, или родителей, многие затеи обречены на провал, или на весьма посредственное исполнение. Но в совместной деятельности с детьми, возможности каждого ребенка выходят на качественно иной уровень. Моя задача, как педагога, предлагать задания в порядке нарастания сложности, постоянно находить оптимальную нагрузку для детей и тем самым создавать благоприятные условия для их творческого роста, поощряя активность и поддерживая должный уровень трудности, помогать развиться воле ребенка, его фантазии…

Психологи считают, что формирование способностей происходит до пяти лет, поэтому дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.

В основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения (Л. С. Выготский). Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание предметно-пространственной среды, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка » своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т. д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является продукт, в котором ребёнок отражает свои впечатления и жизненный опыт.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Я заметила, что необычные способы рисования так увлекают детей, что даже в ясельной группе, образно говоря, может разгореться настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. Рисовать можно как угодно и чем угодно! Малыши моей группы с восторгом и удовольствием осваивали кляксографию, рисование пальцами, солью, мыльными пузырями, разбрызгиванием, нитками. Создавали композиции свечкой, зубной щёткой, руками, губной помадой. Разнообразие материалов ставило передо мной, как перед воспитателем, всё время новые задами, заставляло что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, дети постепенно начинали лучше понимать чувства других, учились преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Из каракуль и мазни вырисовывались узнаваемые объекты. А в детских глазах вспыхивали первые искорки творчества, радость и удовлетворение от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».

Традиционно в детском саду художественное творчество представлено рисованием, лепкой, аппликацией. Если при рисовании изображение остаётся на плоскости листа, на котором постепенно, в процессе обогащения опыта ребёнка прорисовываются мелкие детали, то особенность лепки в объёмном способе изображения. Основным изобразительным свойством лепки является пластичность. Благодаря пластичности передаётся динамика движения, ведь под воздействием пальцев форм меняет очертания. Фигурка приобретает какую –либо позу. Она легко передвигается в пространстве. Можно осмотреть её со всех сторон. При обучении детей приёмам лепки путём раскатывания, сплющивания и соединения осваивается конструктивный способ лепки, тогда как создание выразительного образа требует владения приёмом скульптурной лепки (из целого куска). Это даёт возможность видеть образ в целом, передавать движения, позу, выражать своё эмоциональное отношение к изображаемому. Однако пластилин материал синтетический, «бездушный». Особое удовольствие и новый толчок к развитию творчества даёт детям работа с солёным тестом…. Из отдельных работ общие групповые композиции…

Я стараюсь, что бы предметно-пространственная среда группы становилась стимулом к развитию моих воспитанников, для поддержания и развития интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству в целом.

В уголке художественного творчества ребята всегда (с учётом возрастных особенностей)имели возможность выбора:

— изобразительного материала (цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, темпера, пастель, тушь, уголь, сангина, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал);

— материала,на который будет нанесено изображение: бумаг белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, плитка ПВХ, фольга – различной формы и размеров.

По мере взросления моих воспитанников мы осваиваем новые виды художественного творчества: бумагопластику, квиллинг.

Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как, сгибание, складывание, надрезание, склеивание. Это развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. В процессе работы концентрируется внимание, что имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Освоение способов действия с бумагой проходит с использованием игровых ситуаций. Создав из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями.

Для развития воображения моих воспитанников в процессе художественного творчества стараюсь ставить перед ними творческие задачи требующие обязательного решения. При выполнении таких заданий у ребёнка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать прошлый опыт.

Интересной и всегда любимой для детей является работа с природным материалом. Изготовление различных поделок из шишек, листьев, желудей, мха и прочего увлекает ребят, развивает абстрактное мышление, прививает любовь к природе. А вот работа с бросовым материалом позволяет по новому взглянуть на мир привычных вещей,подумать: «На что это похоже? Что из этого можно смастерить?»

В практической деятельности для развития творческих способностей считаю очень полезным обогащённое художественное творчество: в рисунках, пластилиновых скульптурах, поделках из природных и бросовых материалов, должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты; мы с детьми всегда обсуждаем замысел сюжетов, предлагая новые, интересные темы. Для себя я давно развела два термина «замысел» и «тема». Тему работы можно легко сформулировать в словах, иногда только в названии («Весна», «Прогулка в лесу»). Замысел же предполагает наглядное представление будущей работы, хотя бы в в общих чертах, до того как её начать. Лишь в тех случаях, когда дети наглядно представляют себе задуманное содержание, они при соприкосновении с материалом ищут средства воплотить образы, созданные их воображением. Это даёт возможность, по завершении работы, судить об интересах детей, степени развития творческих способностей, овладении изобразительными умениями и навыками, способствует развитию самостоятельности и инициативы детей.

С физиологической точки зрения использование в работе с дошкольниками наряду с традиционными и нетрадиционных форм художественного творчества,таких как: нетрадиционное рисование, оригами, квиллинг, бумагопластика повышению активности как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что в свою очередь,ведет к позитивному изменению целого ряда показателей:

— повышает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой рукой;

— повышает активность правого и левого полушарий мозга;

— активизирует творческое мышление, увеличивает его скорость и гибкость;

— улучшает глазомер;

— повышает и стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние.

— формируется дисциплина, но не внешняя, а внутренняя, основанная на укрепление воли, развитии внимательности;

— происходит формирование и совершенствование различных общих учебных навыков.

В процессе художественного творчества осуществляется развитие эмоциональной сферы детей через включение их в совместную деятельность с другими детьми, со мной – воспитателем.По мере накопления практического опыта и теоретических знаний я пришла к выводу: работа с необычными, нетрадиционными материалами в процессе художественного творчества, знакомство с оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Самый сильный толчок к развитию эмоций даёт совместное творчество с родителями, бабушками, дедушками, старшими братьями и сёстрами. В процессе совместного творчества близких, любимых людей рождаются удивительные работы! Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к родным людям, переносятся им на изображаемые персонажи. С восторгом, бережно, почти трепетно уносят домой свои работы дети и родители, чтобы надолго сохранить радость совместного творения.

С большим успехом прошли выставки семейного творчества в нашей группе: «Осень-волшебница» с использованием природного материала и «Зимушка-зима» (бумага, картон, вата, ниткография).

Вывод:

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, в сложной ролевой игре могут разыгрывать различные эмоциональные стояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в художественном творчестве – это дар, о котором можно только мечтать. Научить ценить прекрасное должны мы — взрослые. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет духовная жизнь ребёнка.

Включение разнообразных видов художественного творчества дошкольников в учебно-воспитательный процесс позволяет ребенку получить возможность для своевременной реализации своих возрастных задатков и потребностей в осуществлении своих замыслов. В плане саморазвития возникают навыки ведения внутреннего диалога, формируется и углубляется внутренняя мотивация к деятельности, самопознанию и познанию, развивается смекалка. Создаются условия для гармонизации обмена между содержанием логического и образного видов мышления. В плане формирования общих учебных навыков происходит повышение точности мелких ручных действий, рост произвольности внимания, укрепление стремления к аккуратному исполнению своей работы, обогащение сферы пространственных представлений, развитие способности к чтению чертежей, схем к самостоятельному руководству.

Хорошо развитая мелкая моторика рук поможет детям и на уроках в школе. Концентрация внимания, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижении цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена. А такие качества личности, как взаимопомощь, творческий потенциал, умение преодолевать трудности будут необходимы на протяжении всей их дальнейшей жизни.

Источник