Развитие творческих способностей детей в дошкольном центре развития ребенка

Наталья Мишукова
Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС

Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС ДО.

Именно творческая деятельность человека делает его существом,

обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», — писал П. П. Блонский.

Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия. На сегодняшний день все дошкольные учебные заведения переходят на новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ). Стандарт для ДОУ — это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.

В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определение, структурой, условиями и методами развития творческого потенциала детей в различные возрастные периоды. Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте.Среди них: необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; креативность; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений; творческое мышление.

Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей.

1–2 года. Считается, что в это время происходит становление характера и самостоятельности ребенка, выражающееся в желании действовать по собственной воле («я сам», впервые отмечается инициативность в общении и играх. На практике, в этом возрасте чаще всего проявляются музыкальные способности. Дети реагируют на музыку и начинают ритмично двигаться, другие любят находиться в центре внимания. Задача воспитателя — увидеть это и развивать способности детей по их интересам и природным задаткам.

3–4 года. Психологи отмечают, что возраст трех лет является самым важным для становления ребенка как личности, половина всех качеств, присущих взрослому, формируются у ребенка к этому возрасту. Отмечается пик творческой активности малышей, поэтому необходимо уделять как можно больше времени индивидуальным занятиям, особое внимание обращая на выбор упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности, в которой они проявляются у данного конкретного ребенка.

5–6 лет. К этому возрасту ребенок обладает уже достаточно большим словарным запасом, интенсивно развивается логическое мышление (умение анализировать и обобщать, воображение, память, фантазия. Это определяет необходимость включения в занятия и игры заданий творческого характера, что способствует подготовке дошкольника к обучению в школе.

7–8 лет. Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития не только логического мышления, но и всех психических процессов. Это является одним из необходимых условий для развития интеллекта и творческой деятельности — изобразительной, театральной, музыкальной. И хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у ребёнка имеются природные задатки, в каждой области он должен уметь себя проявлять.

Читайте также:  Роль компьютера для развития ребенка

Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Детейвключают во все многообразие художественной деятельности: они поют, лепят, танцуют, рисуют.

Перечислим методы развития творческих способностей, используемых на занятиях в детском саду или дома родителями.

1. Окружающий мир (обсуждение с ребенком того, что происходит вокруг нас, что он видел по дороге в детский сад, дома, куда ходили на выходных). Необходимо поговорить с ребенком о животных и растениях, предметах окружающих нас, а также об элементарных процессах, происходящих вокруг нас в природе. Такие задания дают возможность проявлению необходимости в открытиях. активности, фантазии.

2. Развивающие игры (настольные игры, мозаика, конструкторы). Способствуют развитию воображения (в том числе пространственного) и творческого мышления, умения применять на практике своих знания.

3. Рисование. Зачастую именно в изобразительной деятельности раскрываются творческие способности, поэтому необходимо, чтобы у ребенка всегда в свободном доступе были карандаши, краски, кисточки, фломастеры и бумага для рисования. Рисование способствует развитию воображения, инициативности, фантазии.

4. Лепка. Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, творческие способности детей, фантазию, пространственное воображение. Занятия по лепке начинаются с самого простого, со временем дети начинают лепить более сложные фигуры. Для занятий необходимо иметь яркий, мягкий пластилин, тесто для лепки, глину.

5. Чтение. Некоторые считают, что книга утратила свой статус, на смену ей пришли телевидение, компьютеры, телефоны и интернет технологии. Однако это ошибочно. Читать книги нужно как можно больше и чаще, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты. Книги должны подбираться соответственно возрасту ребенка и его интересам. После прочтения книги необходимо проанализировать текст, обсудить содержание книги с ребенком. Это способствует развитию логического мышления, фантазии. Включение дошкольников в театрализованные игры по содержанию прочитанного развивает их творческие способности.

6. Музыка. С самого младенческого возраста, мама, укачивая своего кроху, поет колыбельную, в более старшем возрасте дает слушать детские песни и классическую музыку — это развивает не только музыкальный слух, но и память, и образное мышление.

Для развития способностей ребенка, взрослым необходимо помнить, что для него значимо мнение взрослых, поэтому стимулируйте его на действие, не забывайте хвалить, давайте волю детской фантазии.

Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада — создать такую развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.

Источник

Шукшина Анна Федоровна
Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО

Сегодня большое внимание уделяется развитию детской инициативы и творческих способностей детей. Инициатива рассматривается нами как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Потому что только активные, творческие личности будут успешными в жизни. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребёнка. Для того, чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребёнка.

Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие особенности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную среду ДОУ. В общении, на занятиях, в играх — ни на минуту не следует забывать, что ребёнок неповторимая личность.

Читайте также:  Психомоторное развитие ребенка по месяцам после года

Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются, прежде всего, в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

2 года считается, что в это время происходит становление характера и самостоятельности ребёнка, выражающееся в желании действовать по собственной воле («я сам» – впервые отмечается инициативность в общении и играх). На практике, в этом возрасте чаще всего проявляются музыкальные способности. Дети реагируют на музыку и начинают ритмично двигаться, другие любят находиться в центре внимания. Задача воспитателя — увидеть это и развивать способности детей по их интересам и природным задаткам.

Психологи отмечают, что возраст трёх лет является самым важным для становления ребёнка как личности, половина всех качеств, присущих взрослому, формируются у ребёнка к этому возрасту. Отмечается пик творческой активности малышей, поэтому необходимо уделять как можно больше времени индивидуальным занятиям, особое внимание, обращая на выбор упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности, в которой они проявляются у данного конкретного ребенка.

Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда ДОУ должна быть организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Детей включают во все многообразиехудожественной деятельности: они поют, лепят, танцуют, рисуют.

Перечислим методы развития творческих способностей, используемых на занятиях в детском саду или дома с родителями.

1. Окружающий мир (обсуждение с ребёнком, того, что происходит вокруг нас, что он видел по дороге в детский сад, дома.) Необходимо поговорить с ребёнком о животных, предметах окружающих нас, а также об элементарных процессах, происходящих вокруг нас в природе. И мы как наставники и помощники детей должны им в этом помочь. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия в которых раскрывается содержание детского экспериментирования. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок сам слышит, видит и делает. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику. Для доступного экспериментирования детей должны быть соответствующие оборудование и материалы.

В младшей группе для этого должно быть: ёмкости разного размера, лейки, формочки, трубочки, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, пластмассовые стаканчики разной формы, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, деревянные ложки, магниты, магнитная доска, камешки, песок, вода и т. д.

В центре экспериментирования оборудование и материалы меняются еженедельно, в зависимости от темы.

1)Какая бывает вода?

Задачи:уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная вода, без запаха.

Наполняемость центра экспериментирования зависит от темы экспериментов.В центре экспериментирования находились: таз с водой, стаканы, бутылки, посуды разной формы, воронки, песочные часы, клеенка, ведерки.

На протяжении всей недели мы с детьми изучали воду, «Какая вода?» Имеет ли вода запах, форму? В каком сосуде больше всего воды? Как можно убедиться, что вода прозрачная?

Таким образом, важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования, которое оценивается по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и в процессе деятельности.

Поэтому, важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования.

2. Развивающие игры (настольные игры, мозаика, конструкторы) способствуют развитию воображения.

Игра основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она наполняет его жизнь глубоким смыслом и содержанием.

Игра для ребёнка не пустая забава, а деятельность, требующая определенного напряжения. В процессе игры малыш познаёт окружающий мир, совершенствует навыки и умения, у него формируется нравственные качества. Играя, ребёнок учится договариваться со сверстниками о совместных делах. Игра помогает ребёнку выработать умение доводить начатое до конца. Но в любом случае, используя те или иные приёмы, руководства игрой родители должны, стремиться развивать творчество и инициативу ребенка. Игра помогает почувствовать себя сильными, ловкими, смелыми, большими.

Читайте также:  Сайт о развитии ребенка у совенка

Но надо помнить одно педагогическое правило – нельзя всё время учить детей новым играм, как нельзя и часто давать им новые игрушки. Все дети любят разнообразные строительные игры. В них развивается находчивость, инициатива и самостоятельность детей. Пользуясь в процессе строительства различными материалами, дети учатся делать сопоставление и сравнение этих материалов по форме, размеру, цвету.

Строительный материал нужно размещать таким образом, чтобы дети самостоятельно, без помощи взрослых могли ими пользоваться. Он должен быть разнообразным.

В играх дети проводят большую часть времени. Поэтому перед игрой помещение должно быть проветрено. Влажную уборку следует проводить ежедневно. Особенно тщательно надо следить за чистотой пола. Место для игры следует выбирать поближе к окну, на пол постелить коврик. Желательно, чтобы в помещении была спокойная обстановка.

Шум, громкая речь, музыка и телевизор отвлекают ребёнка от развития замысла. Игрушки должны храниться в доступном и удобном месте, чтобы ребёнок мог самостоятельно их взять. Таким образом, важную роль в развитии самостоятельности игр детей трёх лет играет подбор игрушек, а также правильное их расположение.

3. Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка. В своём опыте я отметила, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления личных воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

Для реализации творческой активности самостоятельной изобразительной деятельности детей в нашей группе отведено специальное время.

Мы со своими детьми на прогулках и экскурсиях наблюдаем за окружающим миром, исследуем и коллекционируем разный материал, изучаем их свойства. После приобретенных ярких впечатлений, они хотят, как можно быстрее использовать той или иной материал в своих поделках.Я даю им обобщенную тему: животные, птицы, транспорт, путешествие по сказкам,а потом спрашиваю: «А кого или что вы хотите изобразить, смастерить?» Дети с радостью предлагают разные идеи по созданию поделок. В центре изобразительной деятельности помещаем лучшие работы детей. Одним из основных условий для реализации творческой активности в самостоятельной изобразительной деятельности детей является тесные взаимодействие с родителями.

С родителями был проведён мастер –класс: «Нетрадиционные техники рисования». Совместно с родителями были приобретены трафареты. По реализации творческойактивности детей мы поставили перед собой задачи: необходимо изучить новые методы и приёмы для развития творчества и фантазии детей: рисование цветным песком; наладить тесный контакт с родителями для приобретения нового материала. Зачастую именно в изобразительной деятельности раскрываются творческие способности, поэтому необходимо, чтобы у ребенка всегда в свободном доступе были карандаши, краски, кисточки, фломастеры и бумага для рисования. Рисование способствует развитию воображения, инициативности, фантазии.

4. Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, творческие способности детей, фантазию, пространственное воображение. Занятия по лепке начинаются с самого простого, со временем дети начинают лепить более сложные фигуры. Для занятий необходимо иметь яркий, мягкий пластилин, тесто для лепки, глину.

5. Чтение. Некоторые считают, что книга утратила свой статус, на смену ей пришли телевидение, компьютеры, телефоны и интернет технологии. Однако это ошибочно. Читать книг нужно как можно больше и чаще. Книги должны подбираться соответственно возрасту ребенка и его интересам. После прочтения книги необходимо проанализировать текст. Обсудить содержание книги с ребенком. Это способствует развитию логического мышления, фантазии. Включение дошкольников в театрализованные игры по содержанию прочитанного текста развивает их творческие способности.

6. Музыка. С самого младенческого возраста, мама. Укачивая свою кроху, поёт колыбельную. А более в старшем возрасте дает слушать детские песни и классическую музыку – это развивает не только музыкальный слух, но и память, образное мышление.

Итак, развитие детской инициативы и творческих способностей дошкольников проявляется во всех видах деятельности. Основная задача детского сада – создать такую развивающую среду, в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.

Источник