Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности

Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности thumbnail

Филиал МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Новоюрьево

Доклад

«Развитие творческих качеств ребенка

через использование активных форм  урочной и внеурочной деятельности»

Учитель начальных классов Сутормина Т.А.

Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается.

В.А. Сухомлинский

     Все мы хорошо помним, как в школьные годы нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы.  Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми, непонятными и неинтересными делами.

     Мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, внедрить в привычную практику новые активные формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что потребность в этом уже существует.

           В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов.

Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Огромную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию. 

На начальном этапе в этом очень помогают задания на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, как основы для развития творческих способностей. В современных учебниках любого учебно-методического комплекта этих заданий большое количество. В ход идут ребусы, кроссворды, головоломки…

Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений. При составлении заданий можно использовать метапредметные связи.

Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный,  нетрадиционный подход и творческое применение знаний. 

         Можно долго и много говорить о математике, но немаловажную роль для развития творческих способностей играют предметы цикла обучения грамоте, это русский язык и литературное чтение.

         Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд учителя. Часто используются на уроках дидактические игры. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, развивает наблюдательность, творческие способности. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления. 
       Большим интересом у ребят пользуется игра «Подбери пару». Цель её — развитие умения правильно соотносить названия предметов и действий. 

У каждого ученика на парте карточка, на которой в столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака и полоски бумаги со словами капает, плывут, падает, метёт, гремит, печёт и др. 

      Ученики к каждому слову, обозначающему название предмета, подбирают слово, обозначающее действие. А затем даётся задание: заменить каждое действие своим возможным вариантом.

      Для обогащения речи используется работа с различными речевыми единицами, например, с фразеологизмами.                                                                            

     Огромные возможности для развития творческих способностей даёт предмет литературного творчества.

Задания практического действия

  • Иллюстрации к тексту.      
  • Составление диафильмов по произведению        
  • Лепка и аппликация. 
  • Книжки- самоделки

Задания речевой направленности

  • Продолжение произведения (придумывание своего финала)  
  • Сочинительство

Работа над сочинительством начинается у ребят с простой игры «Я начну, а ты продолжи» 

Хоть не робкий я мальчонка                                                        

 Испугался *********. (Лягушонка)

Мы читаем книги вместе.

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы – …                 (ни одной).
     В дальнейшем дети с удовольствием составляют загадки, сочиняют четверостишия, пишут  тематические сочинения, сказки. Всё это оформляется в книжки-малышки.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. 

     Создаваемые на уроке ситуация неожиданности; коллизии; ситуации предположения и выбора  активизируют ребят, побуждают их к действию, поиску, размышлению.

На уроках применяю эффективные приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Это:

         Постановка и решение проблемных вопросов «Почему звёзды падают с неба?», создание проблемных ситуаций «Докажите, что Земля круглая» и т. д.

         Использование видео и компьютерной наглядности при проведении вводных уроков, уроков изучения нового материала, уроков обобщающего повторения и других.

         Использование электронных учебных пособий, ресурсов  Интернет позволило  сделать уроки  более интересными и увлекательными, а также, более рационально распределять время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов, что более эффективно.

       Велико значение  проектного и исследовательского методов.  Проекты готовим по темам уже с 1 класса.  Темы проектов обсуждаются и выбираются совместно: «Вырастим кедр сами», «Математика вокруг нас», «Моя семья», «Моя родословная», «Что значит имя мое». Возраст 6-9 лет- это возраст «Почемучек», которых интересует всё, что их окружает.      Найти ответы на вопросы самому – это гораздо интереснее,  нежели услышать готовый ответ. Поэтому  исследовательской деятельности в начальной школе уделяется  особое внимание. Найти ответ в различных источниках, подготовить презентацию, поделиться с друзьями и получить оценку своей работе стимулируют ребенка к занятию активной позиции.

        Для всестороннего развития личности школьника, проявления и развития всех его способностей большое значение имеет привлечение учащихся в различные кружки, студии, а также различные выставки художественного творчества, смотры технических поделок, творческие игры, праздники, фестивали конкурсы, концерты, музыкальные спектакли, школьные, региональные  и Всероссийские олимпиады по учебным предметам. Таким образом, всестороннее развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.

     Вот несколько упражнений, выстроенных в логической последовательности по принципу «от простого к сложному», которые можно применять как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

     Это упражнения типа:

 «Дорисуй рисунок». Создание композиции, элементами которой являются образы, полученные путем дорисовывания  геометрических фигур (треугольников и кругов).

«Волшебная клякса». Получение рисунка или образа из большой цветной кляксы при помощи выдувания воздуха из обычной трубочки.

«Чудесная пленка». Получение абстрактного или конкретного образа, пейзажа путем наложения и плотного прижимания пленки к листу картона с красками разного цвета, выдавленными из тюбиков.

«Чудесные шарики». Получение рисунка при помощи вращения двух-трех небольших шариков в коробке, на дне которой, находится белый лист  бумаги с каплями разноцветной краски.

«Радужная губка». При помощи краски, нанесенной на влажную губку, на листе бумаги создаются чудесные изображения (радуга, поля, луга, волны ).

«Фантазия». Учащиеся складывают пополам лист бумаги, потом раскрывают его, хаотично наносят на одну половинку внутренней стороны листа капли

разноцветной краски, соединяют обе половинки, плотно прижимают друг к другу и получают единый рисунок из симметричных оттисков.

Выполняя эти упражнения, школьники должны в хаосе увидеть определенный образ и, дорисовав, доработав его, получить цельную, яркую картинку и затем подробно описать ее.

Кроме перечисленных упражнений, могу привести примеры заданий на развитие способности ярко и красочно представлять созданные в воображении образы посредством словесной организации, умения создавать небольшие художественные тексты путем гармоничного использования разнообразных выразительных средств литературного языка. К таким упражнениям относятся:

«Угадай предмет». Красочно описать какой-либо предмет (окно, водопроводный кран, стул, книгу и т.п.).

«Придумай». Предложить варианты применения различных предметов (высушенного цветка, кисти для рисования, перегоревшей лампочки, стакана, носка, перчатки т.д.).

«Медаль». Придумать, нарисовать и  устно описать медаль, которую можно было бы вручать за «особые заслуги», например: за «шоколадолюбие», «лучшую лужепроходимость», «скоростное шнуркозавязывание» и т.д.

«Продолжи сказку». Сочинить продолжение знакомой сказки.

«Придумай фантастический рассказ».

«Придумай юмористический рассказ».

Также можно привести примеры упражнений на развитие беглости и оригинальности мышления, на расширение ассоциативных словесных связей:

«Гирлянда». Отталкиваясь от исходного слова, составить ассоциативный ряд, в котором каждое предыдущее слово выступает отправной точкой для последующего (дорога – извилистая – крутая – яйцо – скользкая – горка – снег – сахар – вкусно – компот – фрукты — …).

«Цветок». Каждому лепестку цветка соответствует одна буква слова «цветок». Придумать на каждую букву как можно больше слов, тематически связанных с растительным миром.  Аналогичные упражнения «Звезда». Основой являются лучики звезды и тематическая связь с планетами, звездным небом.

«Снежинка». Основа  — лучики снежинки и тематическая связь с зимней природой.

«Ассоциативный ряд». Подобрать как можно больше слов – ассоциаций (писатель – ручка. Бумага, книга, буквы, сюжет, издательство, популярность, сценарий и т.д.).

«Точка зрения бабочки», «Мысли вслух». Описать мысли, чувства, эмоции, желания конкретного персонажа (например, порхающей над лугом бабочки, летящего в ворота футбольного мяча, комара, увидевшего человека, и т.д.). При этом желательно, чтобы высказывания носили юмористический характер.

«Эмоции». Описать словами эмоцию (грусть, страх, радость, отчаяние и т.п.)

«Чувства». Рассказать о чувствах, которые испытывает человек в той или иной ситуации («попал под холодный ливень», «попал в снежную бурю», «загорает на пляже», «впервые увидел море» и т.д.).

«Подбери рифму». Подобрать рифмы к заданным словам и придумать небольшое стихотворение.

   Для коллективной творческой деятельности можно предложить упражнения, которые требуют  большой подготовки  и выполняются поэтапно в заданных временных рамках.  Такие упражнения развивают у младших школьников широкий спектр психических процессов, а также творческие, литературные и артистические способности. К ним относятся упражнения:

«Спектакль». Учащиеся лепят из пластилина или изготавливают из бумаги фигурки фантастических существ, растений, придумывают им названия, совместно сочиняют сценарий небольшого спектакля с этими персонажами, а потом представляют его.

«Фантастический сад». Каждый учащийся придумывает и рисует свое фантастическое растение, подбирает к нему название, а затем представляет его одноклассникам. Далее проводится коллективная работа – учащиеся создают из этих растений чудесный «фантастический сад» и сочиняют о нем сказку.

Дети и творчество – понятия практически нерасторжимые. Любой ребенок по своей природе – созидатель, и это получается у него порой гораздо лучше, чем у нас, взрослых.

Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя, раскрыть способности. Это задача каждого учителя.

И для учителя — одного желания мало,  надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения, учитывать особенности детей. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении.

Продуманное оформление класса, дети, обеспеченные всем необходимым, наличие наглядных пособий, раздаточного материала  —  все это имеет большое значение для успешного развития ребёнка. Приветливый тон учителя, создающий доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе – повышает мотивацию творчества. А это ведёт:

  • к повышению качества знаний учащихся,
  • приобретению навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
  • активизацию творческой и познавательной активности учащихся,
  • формирование положительных личностных качеств ученика,
  • формирование осознанной потребности в  здоровом образе жизни.

Свое выступление я хочу закончить словами:

                                                      «Ребенок – не кувшин, который
                                                       надо наполнить, а лампада,
                                                        которую надо зажечь». 

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тазовская средняя общеобразовательная школа

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(Выступление на ШМО)

Подготовила и выступила:

учитель начальных классов

Максаева О.В.

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем — профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности:

-гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;

-грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;

— самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;

-самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях.

Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.

Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования.

Главная задача начальной школы — обеспечить развитие личности источниками полноценного развития ребенка. Здесь выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Главная цель развития творческих способностей — воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

-формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

-развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

-находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

-воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

В основе процесса развития творческих способностей лежат:

— формирование академических успехов школьников, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;

— внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;

— создание условий для проявления творчества на уроке и во внеурочной деятельности для всех учащихся независимо от их личностных качеств;

— постоянное поддержание стремления ученика к самостоятельной творческой деятельности

Урок или внеклассное мероприятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего, если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми. Формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях.

.

Педагогическая поддержка выступает как процесс взаимодействия между учителем и учеником, направленный на развитие субъектности, предоставляющей возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации, формирующий эмоционально- волевую сферу, стимулирующий развитие интеллектуальной и мотивационной сфер.

В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии.

Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности. Что я и стараюсь делать, работая с классом и в отдельности с каждым учеником.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.

Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.

При работе над развитием творческих способностей. Я стала исследователем и экспериментатором, так как преобразовала учебную и внеклассную деятельность учащихся. Моя главная задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).

Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.

Для развития творческого мышления и воображения учащихся я предлагаю такие задания:

         классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

         устанавливать причинно-следственные связи;

         видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

         рассматривать систему в развитии;

         делать предположения прогнозного характера;

         выделять противоположные признаки объекта;

         выявлять и формировать противоречия;

         разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

         представлять пространственные объекты.

Творческие задания дифференцирую по таким параметрам, как

         сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

         сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

         формы представления противоречий (явные, скрытые ).

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

         ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,

         реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,

         вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,

         дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время;

         экскурсии, наблюдения;

         творческие мастерские;

         тренинги, проводимые психологом образовательного учреждения.

Все это позволило конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий.

Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности:

-интеллектуальные марафоны;

— интернет-олимпиады;

-творческие интеллектуальные игры, конкурсы;

-творческие конкурсы разного уровня;

-участие в кружках и секциях по интересам.

Для того, чтобы ребенок хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь учителя, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.

Исследовательскую деятельность школьников развиваю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Основной урочной исследовательской деятельности является самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем. Помимо урока, учащиеся могут проводить исследовательскую работу, которая заключается в домашних заданиях исследовательского характера по различным предметам. Исследовательские домашние задания должны быть снабжены четкими, понятными и логическими инструкциями по выполнению заданий следующими словами: Исследуй…., определи…, понаблюдай…, изучи и сравни…, сделай вывод…, опиши увиденное…, сопоставь и проанализируй…

Однако наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы учащихся предоставляет им внеурочная исследовательская деятельность: олимпиады, конкурсы, научно-исследовательские конференции, интеллектуальные марафоны, детские творческие объединения.

Уже с первого класса можно выделить группу детей, которые отличаются от других по своим способностям. Такие дети активны не только в учебе, они посещают несколько кружков и секций, занимаются в музыкальной школе, выполняют различные творческие работы.

Большую работу провожу среди учащихся и их родителей о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, округе и т.д. Совместно с родителями помогаем ученику достичь поставленных целей.

Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.

Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;

  реализация творческих заданий как важнейший компонет не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;

  объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;

— творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;

— стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

Список литературы

1. Азарова Л.Н. «Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников». Начальная школа.- 1998 г.-№4.

2. Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся», 2007 г.

3. Зак А .З. «Методы развития способностей у детей», 1994 г.

4. Миронов Н.П. «Способность и одаренность в младшем школьном возрасте». Начальная школа.- 2004 г. — № 6.

5. Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников». 1988 г.

6. Хуторский А..В. «Развитие творческих способностей», 2000 г.

7. Шадриков В.Д. «Развитие способностей». Начальная школа».- 2004 г, № 4

 8. Борзова В.А., Борзов А.А.«Развитие творческих способностей у детей». 1998 г.

Источник