Развитие технических способностей в ребенке

Развитие технических способностей в ребенке thumbnail

Развитие технических способностей детей дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена такая задача, как сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой [6]. В современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется развитию творческого потенциала и способностей личности. Этой проблеме посвящены работы Е. А. Глуховской, С. Р. Евинзон, Н. В. Клоповой, В. Ф. Копосовой, Л. В. Мещеряковой, В. Ф. Овчинникова, В. Г. Рындак и др. Мы склонны рассматривать творческий потенциал личности как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении, саморазвитии и самореализации на основе нравственных ценностей. С.Л. Рубинштейн под способностями понимает свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности [4]. Мы поддерживаем точку зрения ученого и подчеркиваем, что способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. К этим способностям можно отнести музыкальные, художественно-творческие, литературные, лингвистические, математические, технические, спортивные и другие. Остро встает проблема развития технических способностей детей дошкольного возраста средствами современных информационных технологий. Проанализируем особенности развития технических способностей детей дошкольного возраста. Л. Терстон рассматривает технические способности как общие умственные. Исследователи В. Ю. Шурыгин, А. В. Дерягин под техническими способностями понимают взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга качества к пониманию вопросов, связанных с техникой, к изготовлению технических устройств, к техническому изобретательству. Это те способности, которые проявляются в непосредственной работе с различным техническим оборудованием или его частями. Под техническими способностями В. А. Крутецкий понимает следующее:

  • наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющая видеть их достоинства и несовершенства;
  • точность и живость пространственных представлений;
  • комбинаторная способность (способность составлять из данных узлов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов);
  • техническое мышление (способность понимать логику технических устройств). И. В. Абокумова, К. А. Бабиянц рассматривают технические способности как психологические особенности, проявляемые в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами. Чаще всего под этими особенностями подразумеваются техническое мышление и техническая осведомленность. В качестве измеряемых показателей чаще всего выступают технический опыт, приобретаемый человеком в работе с техникой, пространственные представления и понимание технических устройств.

На наш взгляд, технические способности – это личностные качества человека, позволяющие ему достигать особых успехов при создании различных приспособлений, механизмов и устройств. У такой личности должна быть хорошо

Технические способности – это взаимосвязанные и независимые друг от друга личностные качества, проявляющиеся в основном в игровой, конструкторской и продуктивной видах деятельности: — понимание назначения техники, ее полезных и вредных функций; — умение обращаться с техникой (подключение, запуск, управление функциями); — изготовление технических изделий (сборка деталей, конструирование, навешивание технических функций на предметы-заместители); — проявление в продуктах творчества ребенка идей технического изобретательства (идея с субъективной для ребенка новизной, способность видеть, формулировать и разрешать противоречия (телевизор и широкий, и узкий одновременно), уместное использование датчиков и их программирование в игре с конструкторами первороботами, способность комбинировать технические системы). При этом важно учитывать, что такая работа требует не только особых умственных способностей, но и высокого уровня развития сенсомоторных способностей, ловкости, физической силы. Развитие технических способностей детей опирается на сформированную мелкую моторику, пространственное представление, логическое мышление. Выявив особые характеристики, соответствующие человеку, обладающему техническими способностями, мы можем определить основы развития технических способностей детей дошкольного возраста, выстроенные в соответствии с возрастными периодами развития:

1. развитие мелкой моторики рук (младший возраст);

2. развитие пространственного мышления ребенка (средний возраст);

3. развитие логики, включение в продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, черчение и рисование, решение творческих задач и изобретательских задач (основы ТРИЗ) (старший возраст).

Опора на возрастные особенности обеспечивает поступательность развития психических процессов и индивидуальных способностей детей. При этом мы ориентируемся на результаты деятельности детей в продуктах творчества. Если в продуктах творчества детей проявляется опережение в развитии сверстников на 1,5-3 года, то мы можем говорить о признаках одаренности. В области развития технических способностей это может реализовываться в способностях ребенка 4–5 или 5,5–6 лет в установлении закономерностей, выполнении логических операций таких, как анализ и синтез, обобщение, установление связей между системами и их частями, в способности разрешить противоречие и объяснить прием его разрешения (например, в основе нового для ребенка решения заложены объединение объектов, чередование функций, переход признаков объекта в новое качество и т.д.).

Читайте также:  Новогодние игры для развитие ребенка

Приведем пример творческих технических задач для детей старшего дошкольного возраста: представить проект кошкиного дома, который не сгорит; придумать экодом, модельустановку, обеспечивающую охрану окружающей среды, идею прибора нейтрализации радиации, модель технического средства для экологического туризма.

Рассмотрим подробнее особенности развития технических способностей детей в различные возрастные периоды. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Работа заключается в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. О значимости развития мелкой моторики рук говорили такие ученые как Л. В. Антакова-Фомина, М. М. Безруких, С. П. Ефимова, М. М. Кольцова, М. Монтессори, Е. Н. Соколова, С. О. Филиппова и др. Развитие мелкой моторики детей раннего возраста обусловлено возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития в будущем. Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте станет пропедевтикой развития конструкторских способностей в последующих возрастных этапах. При конструировании и сборки технических моделей в старшем возрасте важно уметь скреплять мелкие детали, устанавливать датчики, крепить шестеренки, моторы и т.д. Так конструкторы Lego для детей дошкольного возраста делятся на 4 основных блока: «Время играть», «Творческое конструирование», «Ранняя математика и английские буквы» (АВС), «Простые механизмы», которые максимально отвечают возможностям и требованиям развития детей дошкольного возраста.

Каждый из 4-х блоков содержит в себе наборы конструкторов Lego для детей раннего возраста (от 1,5 лет), среднего возраста (от 3 лет) и дошкольного возраста (от 5 лет). Для каждой возрастной группы специально разработаны удобные по размеру детали: крупные (DUPLO) – для малышей от 1,5 до 5 лет; мелкие (SYSTEM) – для детей постарше, от 5 лет, что постепенно усовершенствует развитие мелкой моторики, концентрации внимания и памяти ребенка. Наборы конструкторов Lego для детей более старшего возраста (от 5 лет) дают ребенку возможность получить первые представления о технике и науке. Конструкторы Lego содержат в себе детали, оси, болты, колеса, балки, рычаги и шестеренки, что позволяет ребенку собирать технику различной тематики и уровня сложности: домик, вертолет, подъемный кран и т. д., что дает возможность поближе познакомиться с принципами работы простейших основных механизмов.

Развитие пространственного мышления является следующей ступенью развития технических способностей детей. Проблемой формирования пространственных представлений занимались многие ученые: Б. Г. Ананьев, О. И. Галкина, Л. Л. Гурова, В. П. Зинченко, Е. Н. КабановаМеллер, A. M. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Е. Ф. Рыбалко, Б. А. Сазонтьев, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и другие. В их исследованиях раскрывается природа восприятия пространства и возникновение пространственных представлений, в частности, процессы ощущений, восприятий и представлений рассматриваются в неразрывном единстве. Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения прикладных и теоретических задач. Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов. Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее, сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Учет всех этих моментов и заставляет с особым вниманием отнестись к развитию образного мышления дошкольников.

Что же касается мышления отвлеченного, логического, то возможности его формирования следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами научных знаний. Умение ориентироваться в пространстве в дошкольном возрасте заключается в том, что дети выделяют отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими). В младшем школьном возрасте речь идет о пространственных соотношениях элементов: правее – левее, выше – ниже; умении понимать расположение деталей: если один элемент выше, то другой оказывается ниже. Ребенок 5–6 лет способен выйти на новый уровень пространственного мышления, избавившись от мыслительного эгоцентризма. Самостоятельно избавиться от мыслительного эгоцентризма ребенок сможет не ранее 8 лет. Приведем пример мыслительного эгоцентризма ребенка 4–5 лет. На рисунке слева направо изображено три горы (вторая больше первой, третья больше второй). За самой высокой горой (правый угол рисунка) изображено дерево, а на самой маленькой горе сидит человека. Логика рисунка такова, что человек на маленькой горе видит только большие горы, но он никак не может увидеть дерево. Взрослый спрашивает ребенка: «Что видит человек, сидящий на горе?..». Ребенок младшего дошкольного возраста не умеет мысленно поворачивать объекты, он не видит объекты глазами другого человека, поэтому ответ ребенка будет следующим: «Человек видит дерево». Младший дошкольник не может понять, каким образом то, что для него находится справа, для другого человека может находиться слева.

Читайте также:  Эволюция понятия ребенок с проблемами в развитии

Профилактику пространственного мыслительного эгоцентризма можно проводить через игры, направленные на освоение пространства, например, игра «Найти клад» по плану квартиры (дома, участка) или игра «Да-Нетка» (линейная, плоскостная, пространственная). Также развитию зрительноинтеллектуальных операций способствует срисовывание (продолжение) клеточных орнаментов. Преодолению мыслительного эгоцентризма служат и логические задачи: «У Пети было две сестры: Маша и Катя. Сколько сестер было у Маши?..». Пятилетний мальчик, идентифицирующийся с персонажем «Петя», делает ошибку в подсчете сестер. Преодоление мыслительного эгоцентризма позволит ребенку (в дальнейшем) понять все математические операции и причинно-следственную логику.

Формируются пространственные представления у детей дошкольного возраста в процессе обучения следующим путем:

1) наблюдение;

2) восприятие и осмысливание информации;

3) практическая деятельность (измерение, построение, рисование, моделирование, конструирование, решение задач и др.);

4) мысленное оперирование пространственного представления.

На основе этих умений выделяются уровни сформированности пространственного представления детей.

Пространственное мышление служит основой развития логического мышления, а целенаправленное развитие логического мышления ребенка является базисом развития индивидуальных способностей в области технического творчества.

Абстрактно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Другое явление, открытое им же и относящееся к детям данного возраста, нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов – свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства (6 лет), многие дети еще не владеют логикой. Н. Н. Поддьяков изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерного для логического мышления. Вывод, который был сделан Н. Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач».

Развитие технических способностей детей старшего дошкольного возраста опирается на уровень развития мелкой моторики ребенка, его пространственные представления, основы логического мышления, индивидуальные творческие способности в области моделирования и конструирования, элементарную компьютерную грамотность, умения управлять бытовыми техническими средствами. «Информационный взрыв» сыграл огромную роль в средствах развития технического творчества детей дошкольного возраста. Это связано в первую очередь с ранней доступностью средств массовой информации, ранним освоением мобильной связи и компьютерных игровых комплексов. Средствами развития технических способностей детей дошкольного возраста выступают легоконструкторы и первороботы. Например, работа с легоконструктором «Роболаб» и «WeDo» развивает навыки программирования. Дети имеют возможность дистанционно строить карусели, машины, роботов, подъемные краны и многое другое. Программирование моделей требует от детей большой сосредоточенности и логического построения действий, чтобы модель могла прийти в движение. Обобщая вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что развитие технических способностей детей дошкольного возраста – это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники, механизмов.

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольного возр с

Литература

1. Алексеева Г.Ю. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся младших классов (в процессе изучения математики): дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2000. – 182 с.

2. Кураев Г.А. Психология человека – DJVU. – Ростов н/Д, 2002. – 232 с.

3. Мухина В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. Л.А. Венгера.–2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.–272 с. 4. Емельянова И.Е. Развитие одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов – Челябинск: Рекпол, 2011. – 131 с.

5. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М.: ЭКСМО, 2010. – 48 с. 6. Федеральные образовательные стандарты дошкольного образования от 03.06.2013 г. № 466 [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org

Источник

1. Когда проявляются технические способности у детей.

2. Тест на определение технических способностей у ребёнка

3. Как развить технические способности ребёнка.

1. Когда проявляются технические способности у детей?

Развитие технических способностей в ребенке

Технические способности часто проявляются позже, чем многие другие. У некоторых детей технические способности можно заметить ещё в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Таких детей интересуют машины, роботы и механизмы гораздо больше, чем всё остальное. Однако говорить о развитых технических способностях принято гораздо позже – с 10-12 лет. У некоторых детей технические склонности становятся заметными уже в более старшем возрасте- 14-15 лет.

Итак, как определить, что у Вашего сына или дочери технические способности и что с этим делать? Пройдите короткий тест (это займёт 2 минуты).

2. Тест на определение технических способностей у ребёнка

1. Ребёнок явно интересуется механизмами и машинами, пытается понять, как что устроено? (Да / Нет)

2. Ребёнок предпочитает играть с машинами, роботами и конструкторами? (Да / Нет)

3. Ребёнок часто рисует технику, машины. Рисунки при этом похожи на чертежи и схемы, часто детализированы? (Да / Нет)

4. Ребёнок пытается собрать из деталей конструкторов что-то своё (не по инструкции)? (Да / Нет)

5. Ребёнок «замирает» при просмотре мультфильмов «Смешарики ПИН КОД»? (Да / Нет)

6. Ребёнку нравится читать техническую литературу, в том числе предназначенную для взрослых? (Да / Нет)

Развитие технических способностей в ребенке

Результаты:

Больше 4 ответов «Да» – Возможно, у Вас растёт будущий технический гений.

2-3 ответов «Да» – У ребёнка явно есть технические способности.

0-1 ответ «Да» – Нельзя сказать, что у ребёнка доминируют технические способности. Скорее всего, Ваш сын или Ваша дочь сильны в чём-то другом. Правда, технические способности можно развивать.
 

3. Как развить технические способности ребёнка.

Итак, Вы обнаружили, что у ребёнка есть технические способности и явная любовь к технике. Что же с этим делать?

Прежде всего, нужно помнить, что технические способности — штука довольно сложно устроенная, и в нашем мире весьма и весьма востребованная. Помогите ребёнку!

Таким детям нужна особая среда — техническая. Как её создать?

1. Покупайте конструкторы – лучше, если они будут разными.

3. Запишите детей в технические кружки.

4. Научите ребёнка программировать.

5. Помогите ребёнку разобраться в электронике и робототехнике, научите его создавать собственные устройства и программировать их.

Развитие технических способностей в ребенке

С первыми тремя пунктами всё понятно. А вот с последними пунктами… Если Вы сами отлично во всём этом разбираетесь – круто. Тогда без вопросов. А если нет? Или не так хорошо, как хотелось бы? Для этого есть специальные конструкторы. Например, «Эвольвектор», который сделан по принципу «от простого к сложному» и помогает разобраться в том числе в школьной программе по физике, научит программировать и поможет собрать свои первые электронные устройства и роботов.

Эвольвектор хорош своей продуманностью и последовательностью: ребёнок учится не просто делать устройства по схеме, но и понимать, почему схема именно такая, какая есть. Есть возможность поэкспериментировать – поменять какие-то компоненты, параметры и увидеть результат. Это именно то, что нужно: не просто собирать по картинке, а развитие вдумчивого понимания, что как устроено, и как делать можно и нужно, а как нельзя, и почему.

На сегодняшний день у Эвольвектора есть три направления: основы электроники, программируемые контроллеры, одноплатные компьютеры.

Наша команда искренне желает успеха Вашим детям. Именно для таких детей «Эвольвектор» работает уже четвёртый год.

Делайте открытия вместе с нами!

Источник