Развитие связной речи ребенка его речевого творчества

Развитие связной речи ребенка его речевого творчества thumbnail

Грифенштейн Светлана
Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми

Проблема развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое.

У детей нашей группы, самым сложным моментом при обучении связной речи является составление описательного рассказа. Основу описательного рассказа о явлениях природы, о животных, растениях составляют конкретные представления.

Для решения проблем, большое значение в развитии связной речи мы отводим играм. Посредством театрализованной деятельности в нашей старшей группе «Непоседы», мы решаем ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время инсценирования активно упражняются в диалогическом взаимодействии. Большую роль отводим таким средствам как мимика, жесты, движения. Много внимания уделяем артикуляции звуков (артикуляционная гимнастика, знанию зрительных образов звуков (букв) и умению соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки (пальчиковые игры и упражнения, глазомера, чувства ритма. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники – моделирование, мнемотаблицы, пиктограммы. Пиктограмма знакомит ребёнка со словом, его значением, развивает речевую память, способствует быстрому обучения связной речи. Пиктограммы – символы, которые состоят из элементов доступных ребёнку и рука ребёнка сможет легко их изобразить.

Развиваем связную речь детей, через дидактические упражнения и развивающие игры:

а. Согласование существительного и числительного.

б. Согласование в роде, числе и падеже.

в. Образование родственных слов.

г. Образование глаголов.

С помощью словесных игр у детей воспитываем желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольника к школьному обучению. Словесные игры развивают внимание, сообразительность; формируют логическое мышление, умение делать правильные умозаключения. Из словесных игр, очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы. ?», «Что бы я сделал?», «Кем бы хотел быть и почему?».

Мы считаем, что у воспитанников наметилась положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно.

Развитие связной речи через творческие формы работы с детьмиРазвитие связной речи ребенка его речевого творчестваРазвитие связной речи ребенка его речевого творчестваРазвитие связной речи ребенка его речевого творчестваРазвитие связной речи ребенка его речевого творчестваРазвитие связной речи ребенка его речевого творчества

Источник

елена безаева
Педсовет «Творческое рассказывание как средство развития связной речи у старших дошкольников»

Как у любого педагога у меня есть профессиональное кредо:

«Мальчишек, девчонок любить не устану,

Для них самой лучшей на свете я стану,

Чтоб жили как в сказке ребята на свете,

Чтоб были счастливы и веселы дети.

Для этого надо чуть-чуть постараться

Немного сомою ребенком остаться!

(2слайд) Тема моей работы «Творческое рассказывание как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

(3слайд) «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языко- знания и психолингвистики.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л. С. Выготский,А. Н. Леонтьев,С. Л. Рубинштейн,Д,Б. Эльконин,К. Д. Ушинский,А. Н. Гвоздев,И. Е. Тихеева и др.). Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможности для участия в речевом общения каждого ребенка.

(4слайд) «Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»

Творческое рассказывание занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста, играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Овладение навыками творческого рассказывания знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, максимально способствует приближению ребенка к тому уровню связной речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности.

Термин «творческие рассказы» — условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т. к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы).

(5слайд) «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарём. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

Читайте также:  Психология развития ребенка от трех

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флёриной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других учёных, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приёмы и последовательность обучения.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложна задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел.

1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни (экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

2. Другим важным условием успешного обучения творческому

рассказыванию принято считать обогащение и активация словаря.

3. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий — умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы.

4. Ещё одно условие — правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать сказку или рассказ.

(6слайд) «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Целью нашей педагогической деятельности: способствовать развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения творческому рассказыванию.

Задачи: (вы видите на экране)

Развивать содержательность и связность монологической речи: обогащать содержание описательных рассказов детей за счет развития обследовательских действий детей, описательные рассказы о литературных персонажей,о реальных и сказочных животных, умение определять настроение,состояние живого существа по его внешним проявлениям.

• Продолжать развивать ситуативно деловое общение в диалогической речи детей, строить внеситуативно–познавательное общение на основе обсуждения прошедших и будущих событий в группе или в жизни отдельного ребенка.

Развивать речевое творчество и выразительность.

Развивать индивидуальные способности у детей в речевой деятельности.

• Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования».Для успешного воспитательно-образовательного процесса в группе преобразовывается развивающая предметно — пространственная среда по образовательной области «Речевое развитие». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наши занятия проходят в форме ведения игровых обучающих ситуаций, где дошкольникам предоставляется возможность не только обучаться умению творчески рассказывать по картине, но и проявить свое творчество, для этого мы обращаемся к комплексу игр, предложенных известными авторами: Л. В Красильниковой, Кузнецовой А. Б., Сидорчук Т. А.

В ходе проведения игр дети с удовольствием и в непринужденной обстановке придумывали, рассказывали по картинам, одновременно проявляя свои творческие способности. Например, в ходе ведения игры «Живые картинки», дети не только отвечали за предмет, изображающий ими, но и вживались в роль, говоря уже после игры, «давай мы будем, как на картине изображать кошку с котятами.

Детям на первых занятиях давались образцы описания предметов, изображенных на картинке, сначала — перед рассказами детей; на последующих занятиях были предложены только планы описания предметов, а образец давался в конце занятия. Затем детям предлагалось для закрепления представлений о кошке, рассмотреть живого котёнка.

В педагогической деятельности мы используем такие методы моделирования как:

-Предметное моделирование – Л. В. Красильникова, Т. А. Ткаченко (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений);

-Графическое моделирование — Л. В. Красильникова, В. К. Воробьева (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

При обучении детей рассказыванию с использованием моделирования главными выступали следующие методические приемы: чтение текста, беседы, загадки, сюрпризы, игры, театры, рассказ: по плану-схеме; мнемотаблицы, по опорным вопросам, по цепочке, выборочный; по следам демонстрируемого действия;

Технические средства обучения: аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения; моделирование: графические схемы, фланелеграф, иллюстрации произведений, детские рисунки сюжетных фрагментов, детские схемы; иллюстрации рассказа одного ребенка другим (подбором картинок).

При обучении детей составлению рассказов-описаний, мы воспользовались схемами Л. В. Красильниковой, Т. А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В. К. Воробьёвой, которые и брали за основу, но изменяли и совершенствовали их.

Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят пред собой, на других — составляют рассказы на темы из личного опыта (т. е. на материале образов памяти, на третьих — придумывают сказки и рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.

Источник

«Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»

             Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи.

Читайте также:  К кому обратиться чтобы определили развитие ребенка

К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора. Это ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объема «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи. Все эти отклонения сами по себе  не исчезают и  при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшее развитии ребенка.

Дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка, но при стихийном речевом развитии лишь не многие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.

В детском саду предусмотрены такие средства развития речи:

  • свободное речевое общение;
  • культурно – языковая среда;
  • обучение родному языку и речи на специальных занятиях;
  • различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые);
  • художественная литература;
  • различные виды искусства (изобразительное искусство, музыка, театр);
  • использование произведений народного творчества;
  • взаимосвязь с семьей по речевому развитию.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает воспитателю разнообразить методики стимулирующие развитие речи у детей. Оптимизировать учебный процесс, повысить его эффективность уже невозможно, пользуясь лишь традиционными, а иногда, откровенно говоря, устаревшими методами и приёмами воспитания и обучения связной речи детей  дошкольного возраста. Чтобы речевое взаимодействие детей было эффективным, воспитатель должен создать условия для речевого творчества и развития коммуникативных навыков воспитанников.

Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явления языка и речи. Речевое творчество – это проявления творчества в речевой деятельности. Рассмотрим некоторые творческие формы работы с детьми.

Хочется сказать про театральную деятельность в детском саду. Это настолько обширная тема, что она требует отдельного разговора, поэтому  затронем её чуть-чуть.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении воспитатели проводят, начиная с младших групп.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Текст произведения является лишь канвой,   в которую вплетаются новые сюжетные линии, вводятся новые герои и т.д.  Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы  это осуществить, надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм относятся: настольный и теневой театры, театр на фланелеграфе. В данных видах театрализованных игр ребенок или взрослый не являются действующими персонажами, а создают сцены и ведут роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Персонаж изображается с помощью интонационной выразительности голоса, частично – мимики.

К играм-драматизациям относят: игры-драматизации с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли,  в которых задействованы все средства выразительности – интонация, мимика, пантомимика. Самой сложной разновидностью игр-драматизаций является импровизация. Она предусматривает разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К ней готовят все предыдущие виды театра. Импровизация требует совместного продумывания и проговаривания темы,  обсуждения средств ее изображения, характерных эпизодов. К старшему дошкольному возрасту,  дети могут предлагать свои варианты изображения темы либо самостоятельно выбирать  и разыгрывать тематику.

Рассмотрим, как должна быть развита связная речь у дошкольников по возрастам.

Средняя группа: дети составляют небольшие рассказы и сочиняют рассказы из личного опыта. Это предполагает обучение разным типам высказывания – описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения. Используя схемы для составления рассказа, дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Развивается интонационный синтаксис – умение строить и произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

Старшая группа: дети связно, последовательно и выразительно передают готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику или моделирование; развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Подготовительная группа: дети составляют текст коллективно (командами), проявляя творчество; умеют выстраивать сюжет, связывать между собой части текста; выстраивают сюжетную линию в рассказе; используют разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания.

В старших и подготовительных группах педагогам от репродуктивных форм связной речи (пересказ, заучивание) следует переходить к её инициативным формам. К ним относиться творческое рассказывание, которое считается наиболее сложным.

Читайте также:  Доклад роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка

При обучении детей связной речи специалисты рекомендуют педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:

  • добавление в рассказ предшествующих или последующих событий;
  • составление рассказа, аналогично данному, с изменением времени или результата действия;
  • составление рассказа с включением (исключением) объектов;
  • составление рассказа по комплекту игрушек;
  • рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;
  • придумывание рассказа о знакомом герое;
  • составление рассказа по его названию;
  • придумывание рассказа по нескольким опорным словам.

Подробнее рассмотрим некоторые из них.

  • Метод противоречий. Один из элементов диалектики (закон единства и борьбы противоположностей) – наличие двух противоречивых качеств в одном объекте. В бытовой ситуации они встречаются ребенку на каждом шагу: надо поесть – будешь сытым, здоровым; не надо кушать – растолстеешь, будет тяжело; драться плохо – сделаешь больно; бейся – ты защищаешь слабого, обиженного. Работая по этому методу, открываем перед детьми «тайну двойного» во всем, в каждом явлении (событии, факте, веществе) – когда что-то в нем хорошо, а что вредно; что-то мешает, а что-то нужное.

Используем игры: «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот» — это игры на умение видеть противоречия, «обе стороны одной медали». Например, игра «Хорошо – плохо». Дети делятся на две команды. Одна – «хорошо», другая — «плохо». Они передают игрушку (собачку) как эстафету друг другу, называя положительные и отрицательные качества: хорошо, что песик пушистый; но плохо, что быстро сбивается шерсть.

  • Метод решения проблем или «дерево решений».  Сначала нужно выбрать проблему, которая не имеет однозначного решения (эпизоды из сказок, ситуации из жизни), например: «Что нужно цветочку для счастья?».

Затем рассматриваем схему – «дерево решений». Ствол «дерева» обозначает проблему, крона – пути ее преодоления, а листочки – ее решение. Предлагаем детям разбиться на подгруппы и, общаясь между собой, найти решение данной проблемы нарисовать его на листе бумаги и прокомментировать. Дети, достигнув взаимной договоренности путем обсуждения, находят свое решение: бабочку, пчелку, солнышко, дождик и тому подобное. Затем каждая группа размещает свой рисунок на дереве решений и объясняет свой выбор.

Нужно учить детей выслушивать каждого, кто хочет высказаться. Воспитатель оценивает детей только положительно. При оценивании, желательно, не называть слово «правильно», а говорить: «интересно», «хорошо»,  «прекрасно»,  «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

  • Придумывание рассказа по логически стройной цепочке высказываний.

Чем выше интеллект, тем интереснее рассказ. Например, что можно рассказать о бабе Яге? Кодируем информацию  в пиктограммы и составляем рассказ. Сам процесс создания пиктограмм является творческим, т.к. ребёнок может пользоваться не только готовыми пиктограммами, но и придумывать и зарисовывать их самостоятельно. Один из вариантов рассказа:

  • Придумывание рассказа с продолжением.

Например, воспитатель говорит, что ему на глаза попался рассказ «Прогулка в лес», но он не закончен: «Папа с Димой пошли на прогулку в зимний лес. Погода была хорошая, слегка пощипывал морозец, светило солнце. Снег блестел на солнце и поскрипывал под ногами. Вдруг Дима увидел чьи-то следы на снегу…»

Попробуем придумать:

  • радостный, веселый конец рассказа;
  • поучительный;
  • фантастический вариант.
  • Рассказ-зарисовка по опорным словам.

Сейчас вы будете художниками и нарисуете две картины. Я назову только слова-действия.

  1. Скрылось, набежали, подул.

Закачались, сверкнула.

Согнулись, ударил, и полил.

  1. Прошла, выглянуло.

Распрямились, зазеленело, запели.

Вышли погулять.

А теперь, глядя на свои рисунки, составьте рассказ.

  • Рассказы – небылицы.

Они учат детей фантазировать, развивают ассоциативную память, внимание, воображение, чувство юмора.

  • Небылица может начинаться с предложения: «На окне стоял цветок, в лепестках цветка жили крошечные человечки…».
  • Небылица возможна по заданной теме («Если бы я был волшебником», «Фантастические страны», «Винегрет из сказок»).
  • По множеству предложенных картинок, по силуэтам, фигуркам.
  • Небылицы могут быть и в стихах.
  • Сочинение сказок «наизнанку». Использовать этот приём можно в различных вариантах:
  • «Свойства наоборот». Берётся любая знакомая сказка, и её героям приписываются прямо противоположные свойства. Или меняются духовные свойства, внешность. Это даёт возможность крупному стать маленьким, но ловким и незаметным, а маленькому и слабому – великим и могучим. Например, сказка «Красная шапочка». Волк в ней будет маленький и добрый, а Красная шапочка большая и злая.
  • «Задом наперёд». Этот вариант предлагает рассказывать сказки не с начала, а с конца. Это довольно сложная задача, поэтому первоначальное использование приёма предполагает опору на картинки или иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.
  • «Из собственного опыта». Предложите ребёнку пофантазировать. Пусть он попробует придумать сказку или рассказ, в котором обязанности, поступки, мысли взрослых и детей поменялись местами.
  • Модификация сказок. Ребёнок изменяет знакомые сюжеты сказок. Использовать этот приём также можно в различных вариантах:
  • «Введение в название сказки нового объекта». В название хорошо знакомой ребёнку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Колобок и воздушный шарик», «Волк, семеро козлят и компьютер», «Теремок и паровоз».
  • Салат из сказок – создание новой сказки на основе эпизодов, выбранных детьми из разных сказок.
  • Продолжение сказки – каждый придумывает продолжение сюжетной линии сказки.
  • «Я – герой сказки». Предложить ребёнку представить, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости.
  • «Смена места действия». Сюжет сказки перемещается в другое место и пространство. Например, жили-были старик со старухой в наши дни, Красная шапочка в космосе.

Умение ребёнка придумывать разные истории, сказки, загадки, считалки поможет ему в дальнейшем. Например, писать сочинения в школе. Возможно, кто-то из них станет писателем или поэтом.

Используемая литература:

  1. Большева Т. В. Учимся по сказке.
  1. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
  3. Рудик О. С. Развитие речи детей в свободной деятельности.
  4. Филатова н. А. Моделирование в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Источник