Развитие способности ребенка к самоопределению самореализации

Доклад на тему: «Развитие способности ребенка к

самоопределению и самореализации».

В нормативных документах, в стратегии модернизации содержания общего образования указывается, что целью обучения является развитие у ребенка самостоятельности, самоорганизации, инициативы, способности самообучаться, умения практически применять знания и развитие творческих способностей учащихся, стремления к самореализации и самоопределению.

На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности. Перед школой стоят очень важные задачи максимального раскрытия в человеке его самостоятельного, активного, деятельного начала, развития индивидуального своеобразного творческого потенциала, воспитания творческой личности, способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации. Выпускник любого класса, не зависимо от выбранного профиля, должен быть творческой личностью, однако, сейчас идет снижение познавательной и творческой деятельности учащихся. Известно, что познавательная деятельность учащихся складывается из творческой и репродуктивной частей. Они взаимосвязаны, находятся в определенном отношении, которое зависит от уровня подготовки учащегося. Развитие познавательных способностей детей в решающей степени зависит от их творческой деятельности. Развить творческие способности, воспитать творческую личность в процессе обучения очень важно, т.к. творческие способности являются базовым ресурсом цивилизации. Причем наиболее эффективной является систематическая творческая деятельность учащихся. Эпизодическая же ее форма малоэффективна. Многие ребята не стремятся по собственной инициативе без указаний и требований учителя и воспитателя принять участия в рассмотрении и обсуждении фронтальных вопросов, в дополнении и исправлении ответов товарищей, пассивны и невнимательны. Задания часто воспринимаются безразлично, плохо работают самостоятельно. Ответы лаконичные, не полные, неоригинальные. Дополнительные творческие задания выполняются только для исправления оценок. Не на должном уровне выполняются домашние задания, школьники не заинтересованы в поисках дополнительного материала и в выполнении творческих развивающих заданий.

В современной психологии существует две точки зрения на творчество.

1. Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет)

2. Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту.

В Большой советской энциклопедии творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают, общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Поэтому такой критерий, как общественная значимость продукта деятельности, не совсем подходит для определения творчества. А.В. Усова в своих работах отмечает, что развитие у учащихся творческих способностей — составная часть воспитания. Творческие способности человека развиваются на основе высокоразвитого мышления, глубоких знаний в специальной области, практического опыта и интереса к делу.

Творчество — это вид деятельности человека, результатом которой является идеальный или материальный продукт, обладающий новизной и общественной значимостью. Это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Это — привнесение в мир чего-то нового.

Творчество, по определению, взятому из энциклопедического словаря, — это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью» [«Советская Энциклопедия», 1980].Значит, творческая личность — это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности» , умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Следует отличать объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество определяется его конечным научным продуктом, научным открытием, изобретением. С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом творчества, даже если конечный продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально.

В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Дети от природы любознательны и полны желания учиться.

Школа — не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Жизнедеятельность учащихся, её содержание, общение и отношение детей и взрослых — естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей, наполненная разнообразными делами, должна быть организована так, чтобы каждый ребёнок нашёл своё дело по душе, пережил радость творческой удачи. Организации и проведению коллективных творческих дел помогает работа кружков и секций.

Дополнительное образование является неотъемлемой частью общеобразовательной системы, оно значительно обогащает содержание основного общего образования, условия для развития творческой одаренности обучающихся, их самореализации, раннего профессионализма и личностного самоопределения.

Период детства характеризуется проявлением талантов. Развитие творчества детей является одной из важнейших задач дополнительного образования. Процесс развития личности предполагает социальное становление человека, то есть формирование у него готовности к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах. В духовной сфере – это формирование нравственной позиции, от которой зависит дальнейшее развитие личности.

Этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и его способностей.

Целью такого образования является создание оптимальных условий для формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной и творческой личности ребенка, способной адаптироваться в современной социально-экономической ситуации.

Самостоятельный выбор форм образования, дополняясь свободой принятия решения, расширяет пространство самореализации личности. Дополнительное образование не только позволяет детям овладеть способами продуктивной деятельности, но предоставляет возможность выбирать дело всей своей жизни, проявлять в значительной мере таланты и склонности, решать проблему полезной занятости тем, что ими избрано самими.

В содержании деятельности выделяются четыре основных, тесно взаимосвязанных направления:

— образовательная деятельность – мотивация познания в освоении мира;

— творческая деятельность – мотивация творческой, поисковой, исследовательской

деятельности;

— социально ориентированная деятельность – мотивация самосознания «я»-

концепция;

— культурно развивающий досуг – мотивация эмоционально-ценностных отношений.

Творческая деятельность – это целенаправленный процесс постоянного стимулирования ребенка к творческому самообразованию, творческому саморазвитию, творческому самовыражению. Основой творческой деятельности является сотворчество: «ребенок – педагог», способствующие самосовершенствованию, развитию одаренности и таланта ребенка.

Сущность содержания социально ориентированной деятельности понимается не только как готовность приспособиться к имеющимся социально-экономическим и профессиональным требованиям, но и как постепенное формирование его готовности ориентироваться в новых социально-экономических условиях, способности отыскивать для себя новые смыслы жизни и таким образом обеспечивать свое полноценное развитие.

Основными средствами формирования профессионального самоопределения учащихся являются:

— развитие социально значимых интересов, склонностей и способностей;

— профессиональная консультация и социально-профессиональная адаптация.

При этом социальное самоопределение представляется как «я» – концепция индивидуальности, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные действия в конкретных социальных условиях. Самоопределение личности осуществляется в единстве жизненного и личностного самоопределения.

Образование выступает как средство социальной безопасности, как способ выживания в условиях постоянного выбора: «Познай свои возможности, развивай свои способности, научись их реализовывать на всех стадиях проектирования и закрепления, на всех этапах собственной деловой карьеры».

Культурно — досуговая деятельность базируется на избирательности и добровольности участия детей, наполнении активно-деятельным содержанием свободного времени ребенка, формировании чувства принадлежности к социальному культурному развитию, способности к ценностно-ориентационной деятельности через досуг. Формы культурного досуга – фестивали, конкурсы, творческие встречи, смотры, праздники и др.

От человека любознательного к человеку увлеченному, человеку, исследующему до всесторонне развитой, функционально грамотной, интеллигентной личности, способной к сотрудничеству — этапы, что способствует реализации поставленной цели.

Источник

Доклад на тему: «Развитие способности ребенка к

самоопределению и самореализации».

В нормативных документах, в стратегии модернизации содержания общего образования указывается, что целью обучения является развитие у ребенка самостоятельности, самоорганизации, инициативы, способности самообучаться, умения практически применять знания и развитие творческих способностей учащихся, стремления к самореализации и самоопределению.

На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности. Перед школой стоят очень важные задачи максимального раскрытия в человеке его самостоятельного, активного, деятельного начала, развития индивидуального своеобразного творческого потенциала, воспитания творческой личности, способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации. Выпускник любого класса, не зависимо от выбранного профиля, должен быть творческой личностью, однако, сейчас идет снижение познавательной и творческой деятельности учащихся. Известно, что познавательная деятельность учащихся складывается из творческой и репродуктивной частей. Они взаимосвязаны, находятся в определенном отношении, которое зависит от уровня подготовки учащегося. Развитие познавательных способностей детей в решающей степени зависит от их творческой деятельности. Развить творческие способности, воспитать творческую личность в процессе обучения очень важно, т.к. творческие способности являются базовым ресурсом цивилизации. Причем наиболее эффективной является систематическая творческая деятельность учащихся. Эпизодическая же ее форма малоэффективна. Многие ребята не стремятся по собственной инициативе без указаний и требований учителя и воспитателя принять участия в рассмотрении и обсуждении фронтальных вопросов, в дополнении и исправлении ответов товарищей, пассивны и невнимательны. Задания часто воспринимаются безразлично, плохо работают самостоятельно. Ответы лаконичные, не полные, неоригинальные. Дополнительные творческие задания выполняются только для исправления оценок. Не на должном уровне выполняются домашние задания, школьники не заинтересованы в поисках дополнительного материала и в выполнении творческих развивающих заданий.

В современной психологии существует две точки зрения на творчество.

1. Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет)

2. Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту.

В Большой советской энциклопедии творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают, общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Поэтому такой критерий, как общественная значимость продукта деятельности, не совсем подходит для определения творчества. А.В. Усова в своих работах отмечает, что развитие у учащихся творческих способностей — составная часть воспитания. Творческие способности человека развиваются на основе высокоразвитого мышления, глубоких знаний в специальной области, практического опыта и интереса к делу.

Творчество — это вид деятельности человека, результатом которой является идеальный или материальный продукт, обладающий новизной и общественной значимостью. Это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Это — привнесение в мир чего-то нового.

Творчество, по определению, взятому из энциклопедического словаря, — это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью» [«Советская Энциклопедия», 1980].Значит, творческая личность — это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности» , умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Следует отличать объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество определяется его конечным научным продуктом, научным открытием, изобретением. С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом творчества, даже если конечный продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально.

В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Дети от природы любознательны и полны желания учиться.

Школа — не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Жизнедеятельность учащихся, её содержание, общение и отношение детей и взрослых — естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей, наполненная разнообразными делами, должна быть организована так, чтобы каждый ребёнок нашёл своё дело по душе, пережил радость творческой удачи. Организации и проведению коллективных творческих дел помогает работа кружков и секций.

Дополнительное образование является неотъемлемой частью общеобразовательной системы, оно значительно обогащает содержание основного общего образования, условия для развития творческой одаренности обучающихся, их самореализации, раннего профессионализма и личностного самоопределения.

Период детства характеризуется проявлением талантов. Развитие творчества детей является одной из важнейших задач дополнительного образования. Процесс развития личности предполагает социальное становление человека, то есть формирование у него готовности к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах. В духовной сфере – это формирование нравственной позиции, от которой зависит дальнейшее развитие личности.

Этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и его способностей.

Целью такого образования является создание оптимальных условий для формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной и творческой личности ребенка, способной адаптироваться в современной социально-экономической ситуации.

Самостоятельный выбор форм образования, дополняясь свободой принятия решения, расширяет пространство самореализации личности. Дополнительное образование не только позволяет детям овладеть способами продуктивной деятельности, но предоставляет возможность выбирать дело всей своей жизни, проявлять в значительной мере таланты и склонности, решать проблему полезной занятости тем, что ими избрано самими.

В содержании деятельности выделяются четыре основных, тесно взаимосвязанных направления:

— образовательная деятельность – мотивация познания в освоении мира;

— творческая деятельность – мотивация творческой, поисковой, исследовательской

деятельности;

— социально ориентированная деятельность – мотивация самосознания «я»-

концепция;

— культурно развивающий досуг – мотивация эмоционально-ценностных отношений.

Творческая деятельность – это целенаправленный процесс постоянного стимулирования ребенка к творческому самообразованию, творческому саморазвитию, творческому самовыражению. Основой творческой деятельности является сотворчество: «ребенок – педагог», способствующие самосовершенствованию, развитию одаренности и таланта ребенка.

Сущность содержания социально ориентированной деятельности понимается не только как готовность приспособиться к имеющимся социально-экономическим и профессиональным требованиям, но и как постепенное формирование его готовности ориентироваться в новых социально-экономических условиях, способности отыскивать для себя новые смыслы жизни и таким образом обеспечивать свое полноценное развитие.

Основными средствами формирования профессионального самоопределения учащихся являются:

— развитие социально значимых интересов, склонностей и способностей;

— профессиональная консультация и социально-профессиональная адаптация.

При этом социальное самоопределение представляется как «я» – концепция индивидуальности, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные действия в конкретных социальных условиях. Самоопределение личности осуществляется в единстве жизненного и личностного самоопределения.

Образование выступает как средство социальной безопасности, как способ выживания в условиях постоянного выбора: «Познай свои возможности, развивай свои способности, научись их реализовывать на всех стадиях проектирования и закрепления, на всех этапах собственной деловой карьеры».

Культурно — досуговая деятельность базируется на избирательности и добровольности участия детей, наполнении активно-деятельным содержанием свободного времени ребенка, формировании чувства принадлежности к социальному культурному развитию, способности к ценностно-ориентационной деятельности через досуг. Формы культурного досуга – фестивали, конкурсы, творческие встречи, смотры, праздники и др.

От человека любознательного к человеку увлеченному, человеку, исследующему до всесторонне развитой, функционально грамотной, интеллигентной личности, способной к сотрудничеству — этапы, что способствует реализации поставленной цели.

Источник