Развитие способностей ребенка с ограниченными возможностями

Наталья Осипова
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ

Творчество играет огромную роль в жизни человека, а тем более для детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально.

В процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Аверина Н. Л. рекомендует использовать развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства.

Кроме того некоторые дети с ОВЗ ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и эмоции, оказывается невербальные средства.

Так же творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребенка непреодолимыми. Если ребенок нерешительный, боязливый, застенчивый, для него очень полезна творческая деятельность, она независимо от сюжета, позволяет ребенкувыйти из состояния зажатости.

Для детей с ОВЗ развитие творческих способностей, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.

Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ огромный потенциал заключен в изобразительной и декоративной деятельности, использование нетрадиционных техник (витраж, коллаж пуговиц, рисование пластилином, свечой; папье-маше, комбинированная аппликация).

Все эти перечисленные техники привлекают своей художественной выразительностью, активизируют индивидуальные способности детей.

В работе с детьми мы стараемся найти с ними контакт. Этому способствует мягкий речевой тон, яркие изобразительные материалы, игровой момент (показ персонажа кукольного театра) в зависимости от возраста ребенка. Выявляем умения и навыки детей: способность пользоваться карандашом, фломастером, умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать овал, круг. На последующих занятиях пытаемся выяснить художественную одаренность детей посредством различных игр:

o разрезные картинки (сначала из 2–3 частей составить целую, затем увеличить количество частей);

o сюжетные картинки (разложить по порядку 3–4 картинки);

серия «Дополни изображение» («что увидел котёнок?»); серия «Лото» («что нужно повару, врачу для работы?»).

Занятия строим из 4–5 частей:

1. Эмоциональный настрой (можно использовать игру, персонажей кукольного театра, эпизоды из сказок с нарисованными персонажами). Если у ребенка плохое настроение, и он раздражен — мы применяем следующий прием: кладем перед ним большой лист зеленой или желтой бумаги, в комнате раскладываем 2–3 предмета такие же по цвету, ребенку предлагается найти эти предметы.

2. Чтение стихотворения или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Объяснение задания.

5. Непосредственная работа.

Специфика проведения занятий определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, мы используем выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Обязательно включаем пальчиковую гимнастику, применение которой наиболее способствует развитию продуктивной деятельности и очень нравится детям. Игры с пальчиками очень увлекательны. Играем пальчиками — развиваем речь, творческую деятельность. Дети с удовольствием повторяют движения, развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое место имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому мы стараемся постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Дети испытывают потребность не только в познании, но и в овладении навыками, умениями, способами деятельности.

Можно выделить два направления, которые удовлетворяют любопытство маленького художника, и в тоже время не требуют от него технической виртуозности. Это игры с красками и работа с разными материалами. Т. С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы выбрали нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развивать фантазию, воображение и творчество, так как они особенно интересны для детей. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка или история, с выходом на деятельность. Различные действия с красками, материалами, необычные техники помогают детям преодолеть страх перед чистым лицом, помогают удовлетворить их любопытство и преодолеть боязнь, возможность показаться непонятыми, смешным. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить яркие положительные эмоции.

Читайте также:  Как описать развитие речи у уо ребенка

Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме, равные возможности для дальнейшего существование в нем.

Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Детям будет интересно узнать, что рисовать можно даже на воде, а также пальчиками и ладонью? Техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Тампонирование — совершенно увлекательное занятие, когда необходимо нарисовать что-то легкое и воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или одуванчик. Монотипия, кляксография, рисование свечой, цветными ниточками — все эти техники способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации. Необычность рисования помогает развивать познавательную активность, желание экспериментировать, а главное корректировать их психические процессы, ведь для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

В своей работе используем интегрированные виды занятий. (Нарисованную ёлочку предлагаем украсить разноцветными шариками, вырезанными из бумаги; Дед Мороз — борода, шапка, отделка костюма из ваты). Помогает в работе использование ИКТ (мы рассматриваем слайды по теме занятия, презентации).

Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, приобретениюуспешного опыта в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме.

Список используемой литературы:

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева — М.: Академия, 1999.

2. Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова — М.: Педагогическое общество России, 2000.

Источник

Галеева Г.Н.
Аспирант, Башкирский Государственный Педагогический Университет им.М.Акмуллы

ГЛАВНЫЕ СТУПЕНИ РАСКРЫТИЯ  СПОСОБНОСТЕЙ  И РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Аннотация

Автором представлены особенности работы с высоко мотивированными детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. Описаны ступени реализации развития творческой деятельности и способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, дети с ограниченными возможностями здоровья, творчество, творческие способности, творческая личность, творческая деятельность, ситуация успеха, помощь и поддержка детей с ОВЗ.

GaleyevaG.N.
The graduate student, the Bashkir State Pedagogical University of M. Akmulla

THE MAIN STEPS OF DISCLOSURE OF ABILITIES AND DEVELOPMENT OF TALENT OF CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES

Abstract

The author presented features of work with highly motivated children with limited opportunities of health in system of additional education. Steps of realization of development of creative activity and abilities of children with limited opportunities of health are described.

Keywords: additional education of children, children with limited opportunities of health, creativity, creative abilities, the creative person, creative activity, a success situation, the help and support of children with OVZ.

Одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации становится развитие дополнительного образования детей (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»). Вместе с тем получает дальнейшее развитие политика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), и в первых же Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599).

Выбирая профессию – педагог дополнительного образования, каждый из нас прокладывает свою тропинку к сердцу ребенка.Но есть дети особой заботы – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Таких детей часто называют «детьми с особыми нуждами». Здесь необходимо учитывать их особые потребности в общении, психофизическое и психоэмоциональное состояние, готовность к сотрудничеству, содействию и помощи.

Современная концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности. В национальной доктрине образования на период до 2025 года поставлена задача создания максимально благоприятных условий для выявления  и развития творческих способностей каждого учащегося.

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья также как и здоровые дети, обладают талантом к творческой деятельности. Но для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь.

Читайте также:  Оценка уровня развития и поведения ребенка предложения педагога

Что же может помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья раскрыть свои способности и развить талант?

Первая ступень к развитию способностей и таланта детей с ОВЗ – вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в творческую деятельность. Это позволяет эффективно решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоления комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. Это главное условие дающее стимул к развитию талантов и способностей детей с ОВЗ [1]. Виды творчества могут быть разными в зависимости от склонностей детей. Важно то, что ребенок с ОВЗ имеет возможность при наличии большого спектра предложений выбрать любой из подходящих именно ему видов творчества.

Главная задача педагогов, работающих с данной категорией детей,- создать такие условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического состояния, мог бы развивать способности, данные ему от природы [6]. Инвалидность не должна становиться причиной исключения маленького человечка из жизни. Альфред Адлер знаменитый психолог, основатель индивидуальной психологии считал, что движущей силой развития личности становится стремление к преодолению чувства собственной неполноценности и слабости, которое возникает у ребенка сразу же после рождения в силу своей беспомощности, слабости и зависимости от взрослого. Преодоление своей неполноценности становится главной целью развития человека. В случае благополучного развития эта задача может быть решена двумя способами – путем компенсации своего дефекта или неполноценности и путем сверхкомпенсации, когда человек добивается максимального успеха именно в той области, которая, казалось бы, должна быть закрыта для него в силу специфики его дефекта [1]. Ступенькой к его маленькому сердечку для реализации этих условий является творчество.

Знаменитый писатель Антон Павлович Чехов сказал: «Человек, познавший творчество, не знает других удовольствий». Наверное, по-настоящему счастлив человек лишь в творчестве. Именно здесь, он проявляется как личность, раскрывается и становится более раскрепощенным, уверенным в себе и в своих возможностях. Он знает, что ему нужно, к чему стремиться и чего добьется в жизни. У него появляется конкретная цель в жизни. Талант преодоления определяется готовностью и способностью личности ставить цель и работать над ее достижением, преодолевать препятствия, верить в себя и в будущее, уметь сотрудничать с другими людьми, уважать себя и других [1].

Каждый ребенок, в той или иной мере олицетворяет собой творческое начало. И поэтому самая главная задача – не растерять и не упустить творческую энергию этих особенных детей, дать ей возможность воплотиться и дарить свет.

Занятия творческой деятельностью – это начало главного пути, это та дверка для творческой энергии, где можно заразиться только положительными эмоциями и заражать окружающий мир этой эйфорией, мечтой, капризами, творчеством и созиданием. Главное, что здесь ребенок с ограниченными возможностями здоровья не чувствует себя особым среди всех, а свободным в своем творчестве. Он стремится к красивому, доброму и лучшему. А стремление к лучшему – это эволюция мыслей, привычек, образа жизни, то есть хорошее настроение, радость и обреченность на успех в любых начинаниях.

Вторая ступень – создание ситуации успеха. Для любого подростка и особенно ребенка с ОВЗ очень важна ситуация успеха. Именно успехом можно воспитать любого учащегося. Но если в учебной деятельности проявить себя может не каждый, то в творчестве состояться может практически любой воспитанник.

Здесь важно, чтобы дети с проблемами здоровья могли оценить не только свой труд, свое неумение, на первых порах, делать что-то, но и то, как получается или не получается выполнение заданий у их сверстников. Тем самым постепенно снижая некоторую неуверенность и тревожность.

Очень важно создавать ребенку ситуацию успеха, оказывать ему положительную поддержку, эмоционально реагировать похвалой на, пусть и небольшое, достижение ребенка. Дети данной категории очень болезненно реагируют на порицание и критику, поэтому нельзя использовать этот метод воздействия. Если невозможно не указать ребенку на его ошибку, нужно обязательно объяснить, почему не получилось на этот раз и, авансируя на будущее, убедить воспитанника в том, что в следующий раз у него эта работа получится обязательно. Важно воспитать у ребенка уверенность, что нет безвыходных ситуаций и выработать у воспитанника чувство уверенности в собственной полноценности и собственной значимости и умение преодолевать любые трудности.

Большое значение имеет организация праздников, которые должны проектироваться так, чтобы выступать в качестве концентрата культурной жизни. Современные массовые праздники зачастую имеют характер развлекательного шоу, предназначенного для культурного потребления; они навязывают искусственные ситуации, не учитывая человека «играющего», творящего, а значит, природу праздничного поведения. В таком празднике, как и во всей нашей популярной культуре, человек выступает в качестве потребителя, а не творца. Необходимо, чтобы ставилась задача создания творческого инклюзивного пространства, открытого для всех посетителей, предполагающего активность каждого участника, включая детей с ОВЗ. В них обязательно должна учитываться собственная активность детей с ОВЗ и иметься инклюзивный характер, т.е. рассчитываться как на здоровых детей, так и на детей с ограниченными возможностями [4].

Читайте также:  Развитие ребенка с первого месяца

С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей. Одним из важных направлений развития творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья является организация выставок творческих работ воспитанников и конкурсов детских работ. Очень много детей и подростков, обладающих одаренностью и талантом. Конкурсы и выставки развивают личностные особенности самого ребенка, его самоотношение и самоуважение, веру в свои возможности, готовность  к преодолению трудностей [4,6].

Третья ступень – психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Психологическая поддержка родителей – это система мер, направленная на:

–                 принятие ребенка таким, какой он есть;

–                 снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;

–                 укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

–                 формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;

–                 установление адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;

–                 формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций.

Достаточно часто родители детей с ОВЗ занимают позицию чрезмерной опеки, пытаясь поместить ребенка в тепличные условия, оградить от трудностей и неудач, изолировать от реальной жизни. Это может привести к тому, что у ребенка формируется так называемая «выученная беспомощность» [5,6]. М.Селигман писал, что такая гиперопека и стремление сделать все за ребенка с целью облегчить ему жизнь приводит к противоположному результату. Такой ребенок, сталкиваясь с малейшим затруднением или сложностью в какой либо деятельности заявляет «Нет, я не смогу, у меня не получится». Это становится реальной причиной отклонений в поведении ребенка, препятствует раскрытию его способностей и тормозит развитие. Поэтому воспитание в семье с детьми с ОВЗ должно предусматривать сочетание помощи и поощрения его самостоятельности. Родители должны поддерживать общение с ребенком, разнообразить и обогатить его деятельность, а также требовать от него результата в разумных пределах [5].

Следует понять, что болезнь ребенка – действительно тяжелое испытание, которое может и должно быть преодолено любовью, терпением и правильным пониманием того, как следует строить воспитание, чтобы реализовать потенциал познавательных и творческих возможностей ребенка. Нередко, родители просто стесняются недуга ребенка, либо испытывают страх того, что их ребенка обидят, будут смеяться, и предпочитают изолировать его от общества под «стеклянным колпаком». Необходимо создание широкой сети поддержки и сопровождения развития детей с ОВЗ. Психологическая поддержка родителей предусматривает участие всех специалистов, работающих с ребенком: медицинского работника, дефектолога, социального педагога и, конечно же, педагога-психолога. Иногда родители испытывают необоснованное чувство вины за болезнь ребенка и пытаются компенсировать это подарками, вседозволенностью. А нередко, чувство отвержения ребенка, как «неоправдавшего ожидания», маскируется повышенным вниманием, опекой. Но недостаток любви и родительского внимания становится причиной возникновения новых трудностей в развитии ребенка. Необходимо развенчивание мифов о врожденной «отсталости» и бесталанности детей с ОВЗ. Нужно на корню развеять убеждения о том, что ребенок с ограниченными возможностями обречен на неуспех, что сферы профессионального труда и образования для таких детей ограничены или даже невозможны. Надо формировать новые установки на создание условий развития творческой деятельности, таланта и одаренности в отношении детей с ОВЗ.

 Литература

  1. Альфред А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека «Наука жить». – Киев,1997. – С. – 57-58.
  2. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебн. Пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с.
  3. Креативная педагогика, Методология, теория, практика под ред. В.В. Попова и Ю.Г. Круглова. – М., 2011.
  4. Творчество инвалидов – неограниченные возможности. Организация в музеях выставок инвалидов и адаптация выставок для востриятия людьми с ограничениями здоровья: Материалы обучающего семинара 18.09.11. М., 2011.
  5. Хрусталева Т.М. Возрастные особенности проявления социальной одаренности школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 10 – С. 170-176.
  6. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей – М.: Просвещение, учебная литература, 1996. – 136 с.

Источник