Развитие способностей ребенка по монтессори

Развитие способностей ребенка по монтессори thumbnail

Еремеева Маргарита
Развитие интеллектуальных способностей у детей по методитке М. Монтессори в специально подготовленной среде

Педагогическая система Монтессори существенно отличается от тех, которые обычно используются в учебном процессе. Традиционные средства обучения позволяют педагогам раскрыть детям лишь то, что взрослый или группа взрослых людей считает необходимым им передать, а автодидактические материалы М. Монтессори помогают маленькому ребенку «научиться всему, что необходимо для того, чтобы, следуя законам своего внутреннего развития, стать участником социума».

Педагогика Монтессори – это педагогика саморазвития. Ребенку дают возможность развиваться самостоятельно, помощь взрослого оказывается при необходимости. В основном эта помощь заключается в том, что взрослые организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. Создать развивающую среду самостоятельно ребенок не может, так как он еще маленький. Следовательно, основная задача педагогов, действующих по этой системе – организация развивающей предметно-игровой среды.

Что интересно, сама Мария Монтессори, учительница из Италии, работала в начале XX века. Она создала уникальную развивающую среду, в которой даже умственно отсталые дети без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников. Сейчас ее педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира.

Методика Монтессори заключается в свободном, самостоятельном развитии ребенка. Он изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. Возможность свободной работы в пространстве группы дает детям возможность проявить самостоятельность. Дидактические материалы здесь отличаются от других тем, что с ними ребенок может работать сам. Впрочем, деление на группы и классы в педагогике Монтессори чисто условное — по степени усвояемости материала. По одному предмету ребенок может заниматься с детьми старшего возраста, по другому — со своими сверстниками или с теми, кто младше его. И в этом нет ничего постыдного. Каждый идет своим путем и своими темпами. Младшие дети получают в лице старших товарищей в некотором роде наставников, пример для подражания. Польза для старших не меньше — они сами с удовольствием выступают в роли учителей, и в этой роли могут не только укрепить собственные знания, но и почувствовать ответственность за другого человека, что очень важно для дальнейшего формирования личности ребенка.

Почему же для ребенка так важна самостоятельность деятельности? Маленькие дети обучаются в основном через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши же познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. В отличие от взрослого, интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий. Именно это и обеспечивает развивающая среда в системе Монтессори. Вся среда состоит из множества предметов, с которыми ребенок может заниматься в автономном режиме, то есть без помощи взрослого. Ежеминутно ребенок стоит перед выбором – что ему делать, что очень полезно для будущей жизни. Все Монтессори-материалыдолжны отвечать следующим критериям:

— Материал соответствует определенному сензитивному периоду развития ребенка;

— Структура и место нахождения материала соответствуют логике формирования того или иного понятия у ребенка;

— Чрезмерное разнообразие развивающих моментов в одном материале создает хаотическое движение мышления ребенка. Среди многих качеств предмета нужно изолировать одно-единственное;

Монтессори-материал должен быть эстетичным. Все входящие в него предметы одного, максимум трех цветов. Во многих случаях цвет имеет смысловую нагрузку. Нельзя использовать яркие, кричащие цвета;

— В дидактический материал входят не игрушки, а реальные предметы, встречающиеся в жизни или специально подобранные (например, геометрические фигуры);

— Материал легко подвергается санитарно-гигиенической обработке. Он безопасен, чист, укомплектован, удобен и легок в применении, привлекателен для ребенка;

Монтессори-среда имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание.

— Весь материал абсолютно доступен для детей. Он расположен на открытых полках на уровне соответствующем росту ребенка, что обеспечивает ребенку свободу выбора;

— Расположением полок среда разделена на несколько зон. Разбивка на зоны (практической жизни, сенсорную, языковую, математическую) и последовательность предъявления материала ребенку имеет вполне определенное объяснение, связанное с особенностями психического развития малыша;

— На полочках находится только один комплект материала. Не только потому, что детям, одновременно захотевшим одного и того же, приходится договариваться, а значит, вступать в социальный контакт и получать опыт разрешения конфликтных ситуаций, но и потому что единичность материала позволяет сохранить его автодидактичность.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка до трех лет

Некоторые обвиняют систему Монтессори в недостаточной активности монтессори-педагога. Да, ребенок здесь свободен. Он может ходить по группе от стола к столу, может забраться на диван, выйти в коридор или в соседнюю комнату, взять любой интересующий его предмет. Но эта свобода далека от анархии и беспорядка. Дети стремятся во всем разобраться сами и для этого нуждаются лишь в небольшой помощи взрослого. Монтессори-педагог наблюдает за развитием малышей и руководит им при необходимости. Дети, ходящие в Монтессори-сады, за счет всего этого более самостоятельны, чем их сверстники. Задачи раннего, ускоренного или интенсивного развития ребенка Монтессори-педагогика перед собой не ставит. Каждый ребенок живет в том темпе, который присущ только ему.

В центре внимания любой педагогической системы раннего образования детей должен быть ребенок. Но в Монтессори-системе, в отличии от традиционной педагогики, к ребенку относятся как к абсолютно уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира. Ребенка не подгоняют, не заставляют делать то, что в данный момент он не хочет. Его направляют и дают советы. Роль монтессори-педагога также является существенным отличием этой педагогической системы. Учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. Самостоятельность, считают психологи, залог счастливой жизни. Научить ребенка делать свой, самостоятельный выбор, помочь ему изучать мир самостоятельно – основная цель педагогики Монтессори. Девиз образования по Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Как уже говорилось, мы начали работать по системе Монтессори с 1993 года. Во время работы мы наблюдали и исследовали уровень актуального развития детей, занимающихся по этой методике, проводили диагностику. Диагностика развития ребенка основана на наблюдениях за поведением каждого воспитанника. Для этого используются дневниковые заметки, карты и шкалы наблюдения за поведением и развитием детей. Монтессори-педагогу важно выявить темп развития каждого ребенка, чтобы создавать условия для его продвижения на основе учета индивидуальных возможностей и потребностей. Это помогает ребенку выработать чувство самоценности, положительное эмоциональное самоощущение, что формирует позитивное отношение к учению, познанию окружающего мира, себя и других людей. Вместе с психологом мы проводим среди детей психологические обследования, изучаем уровень внимания, памяти, развитие мышления и восприятие, а также выясняем, насколько развито у детей воображение и абстрактное мышление. Эти два фактора очень важны для человечества, именно наличием воображения и абстрактного мышления мы отличаемся от животных. Часто основной причиной неуспеваемости в школе является недостаточно развитый уровень мышления. Наши исследования показали, что у детей, обучающихся по методике Монтессори, наблюдается повышение показателей основных познавательных процессов. Обучение происходит не за счет передачи опыта педагога, а опосредственно, через конкретную деятельность самого ребенка во время свободной работы с дидактическим материалом или учебное литературой. При обучении и воспитании задействован личный интерес ребенка, что положительно сказывается на результатах. Без личной заинтересованности достичь высоких результатов практически невозможно. Монтессори в своих работах отмечала, что концентрация внимания по внутреннему побуждению не утомительна для ребенка, в отличии от принудительное побуждение к концентрации внимания извне, со стороны педагога. И положила это суждение в основу своей методики. Свободная работа позволяет проявить творческий потенциал. Отличительной чертой детей нашей группы является быстрота и точность реакции, которые натренированы сенсорными занятиями.

Как показывает практика, дети, которые ходили в Монтессори–садики, в дальнейшем учатся достаточно успешно, потому что имеют внутреннюю мотивацию к обучению, умеют концентрироваться на работе, могут аргументировано отстаивать свое мнение и рассуждать о проблеме. Кроме того, они более дисциплинированы за счет тесной работы с другими детьми в группах. Дети получают не только навыки и знания, но и учатся самообучения, привычке к самостоятельной работе. Во взрослой жизни эти умения им очень пригодятся. А разобраться во все этом им помогают наши монтессори-педагоги. «Помощь, которую должна оказать учительница, состоит в том, чтобы представить ребенку материал, чтобы показать, как его используют, как с ним работают», говорила Мария Монтессори. Наши воспитатели показывают детям рациональный способ работы с материалом, даем образец действий, направленных на выявление свойств, заключенных в материале. А дальше дети работают с ним сами, развивая свою самостоятельность. Благодаря обучению по методике Монтессори, дети осознают, что ошибка позитивна и является жизненным опытом, поэтому терпимы к чужим ошибкам. Они умеют договариваться, принимают помощь, если сами не могут с чем-то справиться. Они не кичатся своими успехами, поэтому вызывают уважение у взрослых и сверстников. Они много умеют и хотят этим поделиться. Дети, которых мы обучили по системе Монтессори, не становятся сверходаренными и гениальными от этого. Они просто более самостоятельны и лучше приспособлены к жизни, что очень важно для того, чтобы добиться в жизни счастья. А ведь именно к этому стремиться человеческий род.

Читайте также:  Игры для развития ребенка аутиста

Источник

Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Кто такая Монтессори и что это за система?

Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».

Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.

Развитие способностей ребенка по монтессориМария Монтессори / Фото: Wikimedia Commons

После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.

Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.

2. Что такое сенситивные периоды? Их много?

Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.

5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.

6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.

Развитие способностей ребенка по монтессориЗанятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Фото: Flickr (NSW State Archives)

3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?

По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.

Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.

Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.

Читайте также:  Педагогические средства реализации индивидуальных программ развития ребенка

4. Что такое обучение даёт детям?

Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.

Развитие способностей ребенка по монтессориМонтессори-материалы / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)

В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.

5. Где этому учат?

Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.

Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет

Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.

В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.

Развитие способностей ребенка по монтессориПодготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wikimedia Commons (Ilya WWW)

Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.

6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?

Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.

Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.

Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы

Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись

7. В чём минусы такой системы?

Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.

С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.

Развитие способностей ребенка по монтессориМонтессори-среда / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)

8. Кому это не подходит?

Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.

Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.

9. Где узнать про систему Монтессори больше?

Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.

Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.

Источник