Развитие социальных навыков у ребенка

Развитие социальных навыков у ребенка thumbnail

Екатерина Фетищева
Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности

Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности

Фетищева Е. В. ,

воспитатель,

МКДОУ № 17 «Чебурашка»

Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками играет ведущую роль в его развитии. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Наблюдая за взрослым, подражая, слушая, ребенок учится думать, говорить и действовать. В процессе взаимодействия с партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, решать возникающие конфликты, поэтому проблема общения со взрослыми и сверстниками в настоящие дни не утратила своей острой значимости. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и личные качества, следовательно, растет его творческая самостоятельность и социальная компетенция, что также обусловливает актуальность данной работы.

«Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта». А. В. Мудрик

Социальные навыки – это умение эффективно управлять отношениями с другими людьми.

Для установления правильного социального взаимодействия необходимо:

• знание норм поведения в общественных местах и дома (здороваются, прощаются, благодарят, и т. д.);

• норм общения со взрослыми и сверстниками (вежливо обращаются, не кричат, не перебивают, разговаривают спокойно, проявляют интерес к собеседнику)

• знание правил и норм поведения при организации совместной деятельности детей (умеют договариваться, управлять разногласиями).

Если дети правильно применяют социальные навыки, то они лучше знают, что говорить и делать, общаясь с другими людьми, и в целом лучше взаимодействуют с окружающими.

Цель: Развитие социальных навыков взаимодействия у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить особенности личностного поведения детей дошкольного возраста, подобрав для этого необходимый диагностический инструментарий.

2. Определить технологию развития социальных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

3. Создать условия для развития навыков взаимодействия.

4. Организовать работу с родителями.

5. Реализовать план действий.

6. Сделать выводы об эффективности проводимой работы и предоставить педагогическому сообществу.

Новизна опыта заключается в определении последовательности работы с детьми по развитию социальных навыков взаимодействия, разработке перспективного планирования.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, выделила три формы отношений ребенка с окружающими людьми (на основе методики Т. В. Сенько, но модернизированной).

1 группа детей (высокий уровень): это дети, которые пользуются популярностью у сверстников. Они активны, любознательны, доброжелательны, легко вступают в общение.

2 группа детей (средний уровень): это дети, которые обладают хорошими положительными качествами, легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, доброжелательны. Они хорошие исполнители, но не достаточно активны.

3 группа детей (низкий уровень): дети не умеющие взаимодействовать с окружающими взрослыми и детьми (конфликтные дети, застенчивые, неуверенные).

Изучение личностного поведения ребенка

2012-2013г 2013-2014г

Младшая группа Средняя группа

Высокий уровень 2 ребенка 5 детей

Средний уровень 11 детей 11 детей

Низкий уровень 8 детей 5 детей

Количественные данные изучения личностного поведения ребенка подтвердили актуальность нашей работы: необходимо обратить внимание и оказать необходимую помощь детям со средним уровнем и особое внимание обратить на детей с низким уровнем личностного поведения.

За основу я взяла здоровьесберегающую педагогическую технологию группы авторов Елены Владимировны Примы, Людмилы Васильевны Филипповой и Ирины Николаевны Кольцовой «Развитие социальной уверенности у дошкольников». Авторами даны методические рекомендации, планы занятий. Данный опыт я использовала частично, а именно мое внимание привлекли рекомендации по развитию навыков взаимодействия в процессе организации игровой деятельности.

Всю работу условно разделила на два направления

Основы социального взаимодействия

• Положительный образ «Я» рассматривается как уверенность в себе. Социально уверенный ребенок верит в то, что он будет действовать успешно и правильно и добьется положительного результата.

• Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему, умение понимать, сопереживать ему.

• Установление контактов предполагает умение устанавливать связь, вступать в контакт с другими, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой и т. д.

• Реализация самоутверждающих способов поведения проявляется в выражении своих желаний, чувств, эмоций (как позитивных, так и негативных).

Читайте также:  Пособие развитие ребенка до года

Организация работы с детьми строится по этапам

I этап «Я и мир» (3-4 года) –помощь ребенку в осознании себя, через обогащение сенсорного опыта.

II этап «Я и другие» (4-5 лет)развитие умения воспринимать окружающих.

III этап «Один и вместе» (5-6 лет)развитие умения сотрудничать.

Решение образовательных задач осуществляется в рамках совместной деятельности взрослых и детей:

• непосредственно образовательной деятельности;

• образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (в утренний прием детей, на прогулке, вечером);

• в совместной деятельности педагогов и семьи, как участника образовательного процесса.

• Самостоятельная деятельность детей реализуется в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды;

Планирование работы

Младшая группа

«Я и мир»

Цель: побуждать детей прислушиваться к различным звукам и передавать свои ощущения и чувства при восприятии звуков. Средняя группа

«Я и другие»

Цель: развивать у детей умение воспринимать другого человека, развитие эмоциональной отзывчивости, преодоление неуверенности. Старшая группа

«Один и вместе»

Цель: формировать у детей некоторые социальные навыки, такие как умение сотрудничать.

сентябрь Игра «Поезд». Игра «Разноцветный зонтик»

октябрь Слушаем шум дождя, поем песенку про дождь. Игра «Солнышко и зонтик»

ноябрь Игра –инсценировка «Гав-гав» Игра «Праздник зонтика»

декабрь Путешествие по стране звуков. Игра «Угадай-ка», «Нарисуем, что слышим». Игра «Прогулка в лес»

январь Игра «Оркестр погремушек» Игра «Узнай по голосу»

февраль Игра-инсценировка «Теремок». Игра-инсценирование «Упрямые козлики»

Март Игра «В гостях у животных». «Идет Матушка-весна»

апрель Игровое упражнение «Прогулка» Игра-инсценировка «Репка»

май Игра «Приглашение». «В гости к березке»

Алгоритм занятия

I часть: введение в игровую ситуацию, создание мотивации и эмоционального настроя у детей.

II часть: игровые упражнения, ситуации, задания, имеющие смысловую нагрузку и направленные на реализацию задач занятия.

III часть: Подведение итогов занятия. Рефлексия: беседуем с детьми о том, что им понравилось на занятии, в какие игры они хотели бы играть в свободное время, приятно ли им было общаться с другими детьми. Даем возможность высказаться всем детям. Делимся с детьми своими впечатлениями, чувствами, которые испытывали на занятии.

Занятие проводим 1 раз в месяц. Проводится большая работа вне занятий. Основное внимание уделяем игровым методам: используем игры-инсценировки, игры с правилами, дидактические упражнения и игры.

Большое разнообразие игр позволяет использовать их как сильное, и ненавязчивое педагогическое средство, так как их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы каждого ребенка.

Используем и другие формы работы: чтение художественной литературы, художественно-творческую деятельность, беседы, рассказ воспитателя и др.

Условия для развития социальных навыков:

1. Положительный психологический климат в группе (интерес к ребенку, готовность принять его, не осуждать, искренне верить в него, улыбаться ребенку, использовать ласковые слова).

2. Создавать в группе условия для развития различных видов деятельности.

3. Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми, создающая основу для общения, проявления активности, совместных переживаний, сотрудничества и т. д.

4. Создание проблемных ситуаций, помогающих освоению новых способов взаимодействия.

Работа с родителями. Цель: оказание консультативной помощи семье по вопросам социализации ребенка и формирования социальных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В дошкольном возрасте для ребенка значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они формировали у ребенка чувство собственной значимости.

Показатели развития социальных навыков:

1. В разговоре ребенок проявляет инициативу.

2. Способен слушать.

3. Осмысленно отвечает на вопросы.

Во взаимодействие с другими:

1. В игре ждет своей очереди.

2. Может играть с другими детьми или сидеть рядом.

3. Делится игрушками, другими предметами в игре. Не отбирает у другого его вещи.

Оценка результативности работы:

• Дети вступают во взаимодействие друг с другом, увеличивается число контактов между детьми.

• Дети активны, любознательны, готовы к контактам с другими детьми и взрослыми.

• Сравнивая детей младшей и средней группы, можно отметить, что увеличилось количество детей с высоким уровнем личностного поведения и меньше стало детей с низким уровнем развития.

Перспективы работы связываю с разработкой плана на старшую группу, выбором игр для формирования социальных навыков взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

Источники:

1. Безруких М. М. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М., Издательский центр «Владос», 2003.

Читайте также:  Какова роль общения в психическом развитии ребенка

2. Емельянова Н. В. Роль и место социальных навыков в структуре компетенций бакалавров экономических вызов. https://www.teoria-practica.ru/-1-2012/sociology/emelyanova.pdf

Источник

Расскажите об этой статье в социальных сетях

Развитие правильных социальных навыков у детей поможет их отношениям, а также стать намного более позитивными. Сегодня мы поговорим о ядре социального и эмоционального обучения.

Давайте зададим простой вопрос: «Как наши дети действительно учатся?». Как говорят нам многие исследования по социальной психологии, и даже как продемонстрировал сам Альберт Бандура в своих экспериментах, дети  учатся через наблюдение, подражание и постоянное взаимодействие.

Социальные навыки могут быть несколько сложными. Они представляют собой сочетание чувств, убеждений, ценностей и целого набора стратегий, которые ребенок использует, чтобы выжить и завершить свое социальное и эмоциональное путешествие здоровым образом.

Мы называем все эти процессы «общительностью», и они являются основой жизни ребенка. В зависимости от качества обучения и его жизненного опыта, восприятие ребенка — в дополнение к социально-эмоциональному обучению — должны формировать здоровые и эффективные социальные навыки.

Развитие социальных навыков у ребенка

Социальные навыки у детей сегодня

С другой стороны, специалисты в области детской психологии говорят о том, что современный мир гораздо сложнее для детей, чем для их родителей. Средства массовой информации, новые технологии и постоянно меняющиеся правила в нашем обществе сбивают детей с толку.

Важно! Способы общения и даже встречи с людьми изменились. Социальные сети  и службы обмена сообщениями более динамичны. Они предлагают новые возможности, они быстрее, и им не хватает механизмов контроля. Иногда они довольно опасны.

Это полезно для социального развития ребенка, чтобы охватить различные области, ситуации и сценарии. Мы должны дать им достаточно инструментов, чтобы они могли эффективно функционировать в социальной среде.

Развитие социальных навыков у ребенка

Как развиваются?

Одной из наиболее эффективных стратегий обучения социальным навыкам у детей является создание «социального языка» на раннем этапе. Мы говорим о некоем легко понятном, базовом, но эффективном языке, который смогут понять даже маленькие дети в возрасте до двух лет.

Важно! Помните, что этот возраст является решающим моментом в развитии ребенка. Они определяют свою личность и гораздо более восприимчивы к вещам, происходящим вокруг них.

Социальный язык, который будет способствовать раннему развитию социальных навыков у детей, основан на следующем:

  1. Обучение активному слушанию. Мы не можем говорить, пока другой человек что-то говорит, мы должны уважать их очередь говорить. Это трудно для них, потому что их самообладание все еще очень ограничено. Лучший способ научить их — это подавать пример. Например, если мы не прервем их, они научатся не перебивать нас.
  2. Дети должны научиться выражать благодарность, знать, когда и как извиняться, и говорить «пожалуйста».
  3. Хороший социальный язык также включает в себя различную «мудрость». Это позитивное подкрепление, умение сказать «спасибо» и терпимость. Это также умение делиться и познавать.

Развитие социальных навыков у ребенка

Помогите им сформировать позитивный образ себя

Научить наших детей ценить себя, любить друг друга и защищать свои права — значит инвестировать в качество их жизни и дать им лучшее будущее. Тем не менее, как мы это делаем? Иногда мы настолько обеспокоены их оценками, стараемся, чтобы они могли выполнять математику и хорошо владели английским языком, что мы полностью пренебрегаем самой важной вещью из всех: наличие положительного имиджа.

Развитие социальных навыков у ребенка

Основа к продвижению хорошей самооценки у детей

  1. Будь примером: работай над собственной самооценкой.
  2. Проведите время со своими детьми. Это не просто «присутствие», а то, что ваше присутствие вдохновляет.
  3. Дайте им возможности. Ребенок, который чувствует себя компетентным, развивает хорошую самооценку каждый день.
  4. Избегайте ярлыков любой ценой. Не сравнивайте их с другими детьми, их братьями и сестрами или любым другим человеком. Ваш ребенок уникален, ценен и способен делать невероятные вещи.
  5. Всегда ценим их усилия. Кроме того, прежде чем прибегать к наказанию или негативной критике, научите их, как правильно поступать.

У детства есть свой собственный способ видеть, думать и чувствовать, и нет ничего более глупого, чем пытаться заменить их своим.

Жан-Жак Руссо

Развитие социальных навыков у ребенка

Напористость: ключ к социальным навыкам у детей

Обучение детей искусству уверенности в себе должно быть одним из главных приоритетов как родителей так и педагогов. Напористость связана с самооценкой, но идет немного дальше. Это способность защищать и отстаивать свои права.

Понятно, что человек передо мной также заслуживает того же уважения, что и я. В конце концов, это самая здоровая основа социальных навыков, которая позволяет нам уверенно ходить в любой обстановке, будь то в школе, дома или на работе.

Читайте также:  Развитие навыков общения ребенка в играх

Развитие социальных навыков у ребенка

Советы по развитию уверенности в себе у детей

Мы должны дать детям инструменты, чтобы они научились управлять своими эмоциями. Только тогда они поймут, что должны контролировать свой гнев, например, чтобы хорошо выразить разочарование или гнев.

  1. Поддержите их инициативы. Если они чувствуют себя в безопасности, они будут чувствовать себя комфортно, когда дело доходит до участия в новых мероприятиях. Для детей и подростков очень полезно воспринимать себя достойными и способными иметь свои собственные цели. Кроме того, не имеет значения, если позже они терпят неудачу или делают ошибки. Они учатся на этом, и это действительно помогает им быть напористыми.
  2. Поощряйте уверенность с раннего возраста в различных ситуациях. Пусть купят билет в метро или помогут купить что-нибудь в магазине. Призовите их пойти поиграть с детьми, которых они не знают, в парке, попросить учителя помочь, если они чего-то не понимают.
  3. Кроме того, может быть полезно дать им «сценарии» для подражания, если они хотят протестовать или защищаться от чего-то, что кажется несправедливым. Для этого мы должны поддерживать постоянный диалог дома. Дайте каждому право говорить, быть услышанным и быть уважаемым.

Развитие социальных навыков у ребенка

Учимся жить вместе и наслаждаться социальными отношениями

Есть немного подарков, столь же ценных как наслаждение детством с нашими первыми приятелями и партнерами. Поощрение дружбы и уверенность в том, что они хорошие, также является нашей обязанностью.

  1. Мы должны быть образцами уважительных отношений, где сотрудничество, уважение, сочувствие и взаимопонимание помогут им построить хорошие дружеские отношения.
  2. Аналогично, чтобы научиться жить в гармонии со своими сверстниками и другими людьми, они должны научиться выявлять проблемы и реагировать на них. Например, что делать, когда сталкиваешься с агрессией, издевательством и критикой.
  3. С другой стороны, как родители или учителя, мы также должны поддерживать дружеские отношения, которые строят дети. Мы должны быть тем человеком, который всегда рядом, если им нужно поговорить о проблеме или задать вопрос о своей дружбе.

Развитие социальных навыков у ребенка

Учимся решать конфликты

Жизнь не ясна, это не легко. Иногда это больно и очень запутанно. Если бы мы могли, мы бы боролись с любой трудностью, любой проблемой и возможным конфликтом, который может появиться в жизни наших детей. Однако, если мы сделаем это, мы не будем обучать ребенка жить в обществе, мы будем моделировать нереальную среду.

Поскольку в какой-то момент их жизни они столкнутся лицом к лицу с человеческими конфликтами, необходимо дать им стратегии, чтобы из плохих ситуаций всегда было что-то хорошее. Ниже приведены некоторые ключевые моменты:

  1. Помогите им развить хорошую уверенность в себе. Они должны чувствовать себя в безопасности, когда выражают, действуют, общаются с кем-то, кто с ними не согласен.
  2. Поощряйте ненасильственное отношение. Агрессия, крик или любое другое выражение, связанное с насилием, ничего не решает. Наоборот, это увеличивает его.
  3. Дайте им несколько простых советов, которые помогут им контролировать свои эмоции.
  4. Кроме того, ребенок должен со временем овладеть такими навыками, как уверенность в себе, терпимость и умение принимать решения, чтобы чувствовать себя более эффективно при разрешении конфликтов.
  5. Такие навыки, как чувство юмора или креативность, являются очень эффективными инструментами для разрешения конфликтов и поиска более полезных возможностей для эмоций.

В заключение, мы также должны помнить о социальных навыках у детей: мы обычно не придаем им большого значения в раннем детстве. Но затем, в последние годы начальной школы — и особенно в подростковом возрасте — внезапно появляются проблемы с социализацией, страданиями и конфликтами.

Не все дети равны, у одних навыки самоконтроля выше, у других — проблемы с общением, а у других — насилие как единственный способ выразить свои чувства.

Развитие хороших социальных навыков у детей — это не то, что им дают, как витамины или учебник. Речь идет об обучении интуитивным потребностям, и для этого вам нужно работать во всех социальных сферах. По этой причине важно, чтобы семьи были в контакте с учителями, а также чтобы они способствовали развитию социальных навыков у детей. Нам нужно быть более чувствительными к их внутреннему миру, где, если им чего-то не хватает, они могут выразить это.

Источник