Развитие социальных навыков у ребенка
Екатерина Фетищева
Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности
Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности
Фетищева Е. В. ,
воспитатель,
МКДОУ № 17 «Чебурашка»
Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками играет ведущую роль в его развитии. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Наблюдая за взрослым, подражая, слушая, ребенок учится думать, говорить и действовать. В процессе взаимодействия с партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, решать возникающие конфликты, поэтому проблема общения со взрослыми и сверстниками в настоящие дни не утратила своей острой значимости. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и личные качества, следовательно, растет его творческая самостоятельность и социальная компетенция, что также обусловливает актуальность данной работы.
«Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта». А. В. Мудрик
Социальные навыки – это умение эффективно управлять отношениями с другими людьми.
Для установления правильного социального взаимодействия необходимо:
• знание норм поведения в общественных местах и дома (здороваются, прощаются, благодарят, и т. д.);
• норм общения со взрослыми и сверстниками (вежливо обращаются, не кричат, не перебивают, разговаривают спокойно, проявляют интерес к собеседнику)
• знание правил и норм поведения при организации совместной деятельности детей (умеют договариваться, управлять разногласиями).
Если дети правильно применяют социальные навыки, то они лучше знают, что говорить и делать, общаясь с другими людьми, и в целом лучше взаимодействуют с окружающими.
Цель: Развитие социальных навыков взаимодействия у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить особенности личностного поведения детей дошкольного возраста, подобрав для этого необходимый диагностический инструментарий.
2. Определить технологию развития социальных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
3. Создать условия для развития навыков взаимодействия.
4. Организовать работу с родителями.
5. Реализовать план действий.
6. Сделать выводы об эффективности проводимой работы и предоставить педагогическому сообществу.
Новизна опыта заключается в определении последовательности работы с детьми по развитию социальных навыков взаимодействия, разработке перспективного планирования.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, выделила три формы отношений ребенка с окружающими людьми (на основе методики Т. В. Сенько, но модернизированной).
1 группа детей (высокий уровень): это дети, которые пользуются популярностью у сверстников. Они активны, любознательны, доброжелательны, легко вступают в общение.
2 группа детей (средний уровень): это дети, которые обладают хорошими положительными качествами, легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, доброжелательны. Они хорошие исполнители, но не достаточно активны.
3 группа детей (низкий уровень): дети не умеющие взаимодействовать с окружающими взрослыми и детьми (конфликтные дети, застенчивые, неуверенные).
Изучение личностного поведения ребенка
2012-2013г 2013-2014г
Младшая группа Средняя группа
Высокий уровень 2 ребенка 5 детей
Средний уровень 11 детей 11 детей
Низкий уровень 8 детей 5 детей
Количественные данные изучения личностного поведения ребенка подтвердили актуальность нашей работы: необходимо обратить внимание и оказать необходимую помощь детям со средним уровнем и особое внимание обратить на детей с низким уровнем личностного поведения.
За основу я взяла здоровьесберегающую педагогическую технологию группы авторов Елены Владимировны Примы, Людмилы Васильевны Филипповой и Ирины Николаевны Кольцовой «Развитие социальной уверенности у дошкольников». Авторами даны методические рекомендации, планы занятий. Данный опыт я использовала частично, а именно мое внимание привлекли рекомендации по развитию навыков взаимодействия в процессе организации игровой деятельности.
Всю работу условно разделила на два направления
Основы социального взаимодействия
• Положительный образ «Я» рассматривается как уверенность в себе. Социально уверенный ребенок верит в то, что он будет действовать успешно и правильно и добьется положительного результата.
• Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему, умение понимать, сопереживать ему.
• Установление контактов предполагает умение устанавливать связь, вступать в контакт с другими, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой и т. д.
• Реализация самоутверждающих способов поведения проявляется в выражении своих желаний, чувств, эмоций (как позитивных, так и негативных).
Организация работы с детьми строится по этапам
I этап «Я и мир» (3-4 года) –помощь ребенку в осознании себя, через обогащение сенсорного опыта.
II этап «Я и другие» (4-5 лет) – развитие умения воспринимать окружающих.
III этап «Один и вместе» (5-6 лет) – развитие умения сотрудничать.
Решение образовательных задач осуществляется в рамках совместной деятельности взрослых и детей:
• непосредственно образовательной деятельности;
• образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (в утренний прием детей, на прогулке, вечером);
• в совместной деятельности педагогов и семьи, как участника образовательного процесса.
• Самостоятельная деятельность детей реализуется в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды;
Планирование работы
Младшая группа
«Я и мир»
Цель: побуждать детей прислушиваться к различным звукам и передавать свои ощущения и чувства при восприятии звуков. Средняя группа
«Я и другие»
Цель: развивать у детей умение воспринимать другого человека, развитие эмоциональной отзывчивости, преодоление неуверенности. Старшая группа
«Один и вместе»
Цель: формировать у детей некоторые социальные навыки, такие как умение сотрудничать.
сентябрь Игра «Поезд». Игра «Разноцветный зонтик»
октябрь Слушаем шум дождя, поем песенку про дождь. Игра «Солнышко и зонтик»
ноябрь Игра –инсценировка «Гав-гав» Игра «Праздник зонтика»
декабрь Путешествие по стране звуков. Игра «Угадай-ка», «Нарисуем, что слышим». Игра «Прогулка в лес»
январь Игра «Оркестр погремушек» Игра «Узнай по голосу»
февраль Игра-инсценировка «Теремок». Игра-инсценирование «Упрямые козлики»
Март Игра «В гостях у животных». «Идет Матушка-весна»
апрель Игровое упражнение «Прогулка» Игра-инсценировка «Репка»
май Игра «Приглашение». «В гости к березке»
Алгоритм занятия
I часть: введение в игровую ситуацию, создание мотивации и эмоционального настроя у детей.
II часть: игровые упражнения, ситуации, задания, имеющие смысловую нагрузку и направленные на реализацию задач занятия.
III часть: Подведение итогов занятия. Рефлексия: беседуем с детьми о том, что им понравилось на занятии, в какие игры они хотели бы играть в свободное время, приятно ли им было общаться с другими детьми. Даем возможность высказаться всем детям. Делимся с детьми своими впечатлениями, чувствами, которые испытывали на занятии.
Занятие проводим 1 раз в месяц. Проводится большая работа вне занятий. Основное внимание уделяем игровым методам: используем игры-инсценировки, игры с правилами, дидактические упражнения и игры.
Большое разнообразие игр позволяет использовать их как сильное, и ненавязчивое педагогическое средство, так как их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы каждого ребенка.
Используем и другие формы работы: чтение художественной литературы, художественно-творческую деятельность, беседы, рассказ воспитателя и др.
Условия для развития социальных навыков:
1. Положительный психологический климат в группе (интерес к ребенку, готовность принять его, не осуждать, искренне верить в него, улыбаться ребенку, использовать ласковые слова).
2. Создавать в группе условия для развития различных видов деятельности.
3. Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми, создающая основу для общения, проявления активности, совместных переживаний, сотрудничества и т. д.
4. Создание проблемных ситуаций, помогающих освоению новых способов взаимодействия.
Работа с родителями. Цель: оказание консультативной помощи семье по вопросам социализации ребенка и формирования социальных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В дошкольном возрасте для ребенка значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они формировали у ребенка чувство собственной значимости.
Показатели развития социальных навыков:
1. В разговоре ребенок проявляет инициативу.
2. Способен слушать.
3. Осмысленно отвечает на вопросы.
Во взаимодействие с другими:
1. В игре ждет своей очереди.
2. Может играть с другими детьми или сидеть рядом.
3. Делится игрушками, другими предметами в игре. Не отбирает у другого его вещи.
Оценка результативности работы:
• Дети вступают во взаимодействие друг с другом, увеличивается число контактов между детьми.
• Дети активны, любознательны, готовы к контактам с другими детьми и взрослыми.
• Сравнивая детей младшей и средней группы, можно отметить, что увеличилось количество детей с высоким уровнем личностного поведения и меньше стало детей с низким уровнем развития.
Перспективы работы связываю с разработкой плана на старшую группу, выбором игр для формирования социальных навыков взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
Источники:
1. Безруких М. М. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М., Издательский центр «Владос», 2003.
2. Емельянова Н. В. Роль и место социальных навыков в структуре компетенций бакалавров экономических вызов. https://www.teoria-practica.ru/-1-2012/sociology/emelyanova.pdf
Источник
Расскажите об этой статье в социальных сетях
Развитие правильных социальных навыков у детей поможет их отношениям, а также стать намного более позитивными. Сегодня мы поговорим о ядре социального и эмоционального обучения.
Давайте зададим простой вопрос: «Как наши дети действительно учатся?». Как говорят нам многие исследования по социальной психологии, и даже как продемонстрировал сам Альберт Бандура в своих экспериментах, дети учатся через наблюдение, подражание и постоянное взаимодействие.
Социальные навыки могут быть несколько сложными. Они представляют собой сочетание чувств, убеждений, ценностей и целого набора стратегий, которые ребенок использует, чтобы выжить и завершить свое социальное и эмоциональное путешествие здоровым образом.
Мы называем все эти процессы «общительностью», и они являются основой жизни ребенка. В зависимости от качества обучения и его жизненного опыта, восприятие ребенка — в дополнение к социально-эмоциональному обучению — должны формировать здоровые и эффективные социальные навыки.
Социальные навыки у детей сегодня
С другой стороны, специалисты в области детской психологии говорят о том, что современный мир гораздо сложнее для детей, чем для их родителей. Средства массовой информации, новые технологии и постоянно меняющиеся правила в нашем обществе сбивают детей с толку.
Важно! Способы общения и даже встречи с людьми изменились. Социальные сети и службы обмена сообщениями более динамичны. Они предлагают новые возможности, они быстрее, и им не хватает механизмов контроля. Иногда они довольно опасны.
Это полезно для социального развития ребенка, чтобы охватить различные области, ситуации и сценарии. Мы должны дать им достаточно инструментов, чтобы они могли эффективно функционировать в социальной среде.
Как развиваются?
Одной из наиболее эффективных стратегий обучения социальным навыкам у детей является создание «социального языка» на раннем этапе. Мы говорим о некоем легко понятном, базовом, но эффективном языке, который смогут понять даже маленькие дети в возрасте до двух лет.
Важно! Помните, что этот возраст является решающим моментом в развитии ребенка. Они определяют свою личность и гораздо более восприимчивы к вещам, происходящим вокруг них.
Социальный язык, который будет способствовать раннему развитию социальных навыков у детей, основан на следующем:
- Обучение активному слушанию. Мы не можем говорить, пока другой человек что-то говорит, мы должны уважать их очередь говорить. Это трудно для них, потому что их самообладание все еще очень ограничено. Лучший способ научить их — это подавать пример. Например, если мы не прервем их, они научатся не перебивать нас.
- Дети должны научиться выражать благодарность, знать, когда и как извиняться, и говорить «пожалуйста».
- Хороший социальный язык также включает в себя различную «мудрость». Это позитивное подкрепление, умение сказать «спасибо» и терпимость. Это также умение делиться и познавать.
Помогите им сформировать позитивный образ себя
Научить наших детей ценить себя, любить друг друга и защищать свои права — значит инвестировать в качество их жизни и дать им лучшее будущее. Тем не менее, как мы это делаем? Иногда мы настолько обеспокоены их оценками, стараемся, чтобы они могли выполнять математику и хорошо владели английским языком, что мы полностью пренебрегаем самой важной вещью из всех: наличие положительного имиджа.
Основа к продвижению хорошей самооценки у детей
- Будь примером: работай над собственной самооценкой.
- Проведите время со своими детьми. Это не просто «присутствие», а то, что ваше присутствие вдохновляет.
- Дайте им возможности. Ребенок, который чувствует себя компетентным, развивает хорошую самооценку каждый день.
- Избегайте ярлыков любой ценой. Не сравнивайте их с другими детьми, их братьями и сестрами или любым другим человеком. Ваш ребенок уникален, ценен и способен делать невероятные вещи.
- Всегда ценим их усилия. Кроме того, прежде чем прибегать к наказанию или негативной критике, научите их, как правильно поступать.
У детства есть свой собственный способ видеть, думать и чувствовать, и нет ничего более глупого, чем пытаться заменить их своим.
Жан-Жак Руссо
Напористость: ключ к социальным навыкам у детей
Обучение детей искусству уверенности в себе должно быть одним из главных приоритетов как родителей так и педагогов. Напористость связана с самооценкой, но идет немного дальше. Это способность защищать и отстаивать свои права.
Понятно, что человек передо мной также заслуживает того же уважения, что и я. В конце концов, это самая здоровая основа социальных навыков, которая позволяет нам уверенно ходить в любой обстановке, будь то в школе, дома или на работе.
Советы по развитию уверенности в себе у детей
Мы должны дать детям инструменты, чтобы они научились управлять своими эмоциями. Только тогда они поймут, что должны контролировать свой гнев, например, чтобы хорошо выразить разочарование или гнев.
- Поддержите их инициативы. Если они чувствуют себя в безопасности, они будут чувствовать себя комфортно, когда дело доходит до участия в новых мероприятиях. Для детей и подростков очень полезно воспринимать себя достойными и способными иметь свои собственные цели. Кроме того, не имеет значения, если позже они терпят неудачу или делают ошибки. Они учатся на этом, и это действительно помогает им быть напористыми.
- Поощряйте уверенность с раннего возраста в различных ситуациях. Пусть купят билет в метро или помогут купить что-нибудь в магазине. Призовите их пойти поиграть с детьми, которых они не знают, в парке, попросить учителя помочь, если они чего-то не понимают.
- Кроме того, может быть полезно дать им «сценарии» для подражания, если они хотят протестовать или защищаться от чего-то, что кажется несправедливым. Для этого мы должны поддерживать постоянный диалог дома. Дайте каждому право говорить, быть услышанным и быть уважаемым.
Учимся жить вместе и наслаждаться социальными отношениями
Есть немного подарков, столь же ценных как наслаждение детством с нашими первыми приятелями и партнерами. Поощрение дружбы и уверенность в том, что они хорошие, также является нашей обязанностью.
- Мы должны быть образцами уважительных отношений, где сотрудничество, уважение, сочувствие и взаимопонимание помогут им построить хорошие дружеские отношения.
- Аналогично, чтобы научиться жить в гармонии со своими сверстниками и другими людьми, они должны научиться выявлять проблемы и реагировать на них. Например, что делать, когда сталкиваешься с агрессией, издевательством и критикой.
- С другой стороны, как родители или учителя, мы также должны поддерживать дружеские отношения, которые строят дети. Мы должны быть тем человеком, который всегда рядом, если им нужно поговорить о проблеме или задать вопрос о своей дружбе.
Учимся решать конфликты
Жизнь не ясна, это не легко. Иногда это больно и очень запутанно. Если бы мы могли, мы бы боролись с любой трудностью, любой проблемой и возможным конфликтом, который может появиться в жизни наших детей. Однако, если мы сделаем это, мы не будем обучать ребенка жить в обществе, мы будем моделировать нереальную среду.
Поскольку в какой-то момент их жизни они столкнутся лицом к лицу с человеческими конфликтами, необходимо дать им стратегии, чтобы из плохих ситуаций всегда было что-то хорошее. Ниже приведены некоторые ключевые моменты:
- Помогите им развить хорошую уверенность в себе. Они должны чувствовать себя в безопасности, когда выражают, действуют, общаются с кем-то, кто с ними не согласен.
- Поощряйте ненасильственное отношение. Агрессия, крик или любое другое выражение, связанное с насилием, ничего не решает. Наоборот, это увеличивает его.
- Дайте им несколько простых советов, которые помогут им контролировать свои эмоции.
- Кроме того, ребенок должен со временем овладеть такими навыками, как уверенность в себе, терпимость и умение принимать решения, чтобы чувствовать себя более эффективно при разрешении конфликтов.
- Такие навыки, как чувство юмора или креативность, являются очень эффективными инструментами для разрешения конфликтов и поиска более полезных возможностей для эмоций.
В заключение, мы также должны помнить о социальных навыках у детей: мы обычно не придаем им большого значения в раннем детстве. Но затем, в последние годы начальной школы — и особенно в подростковом возрасте — внезапно появляются проблемы с социализацией, страданиями и конфликтами.
Не все дети равны, у одних навыки самоконтроля выше, у других — проблемы с общением, а у других — насилие как единственный способ выразить свои чувства.
Развитие хороших социальных навыков у детей — это не то, что им дают, как витамины или учебник. Речь идет об обучении интуитивным потребностям, и для этого вам нужно работать во всех социальных сферах. По этой причине важно, чтобы семьи были в контакте с учителями, а также чтобы они способствовали развитию социальных навыков у детей. Нам нужно быть более чувствительными к их внутреннему миру, где, если им чего-то не хватает, они могут выразить это.
Источник