Развитие собственной активной речи ребенка способствует

Развитие собственной активной речи ребенка способствует thumbnail

Наталия Шокурова
Консультация «Развитие активной речи детей»

Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребёнка речь-это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего складывается способность говорить — в этом то и вся сложность. Говорить- это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним и многое другое.

Выделить то главное и единственное качество или ту способность, которые свидетельствуют о правильном, нормальном развитии речи, очень трудно, и потому, что человеческая речь – явление сложное и многослойное. Мы считаем, что ребёнок плохо говорит, когда у него плохая дикция или, когда он не может ответить на простой вопрос. Когда не в состоянии рассказать о том, что с ним только что произошло, когда мало и неохотно разговаривает с окружающими, когда затрудняется назвать одним словом многие предметы или действия и т. п.

Очевидно, перечисленные недостатки отражают разные стороны недоразвития речи и могут не совпадать (ребёнок порой плохо произносит или не произносит вовсе) многие звуки, но правильно по смыслу отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт не менее интересные, но очень мало разговаривает со сверстниками, но при этом охотно беседует с близкими взрослыми. Поэтому говорить о развитии (или недоразвитии) речи вообще невозможно. Обязательно следует понимать, какая именно сторона речи отстаёт; поняв суть, предпринять соответствующие меры.

Речь, как таковая, не развивается вообще, безотносительно и той роли, которую она выполняет в жизни ребёнка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитателя. И в то же время без овладения речью и без специальной работы, направленной на её развитие, не может быть полноценного психического и личностного развития ребёнка. Освоение речи перестраивает всю психическую жизнь ребёнка. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивать речь ребёнка, не включая её в ту или иную деятельность, невозможно.

Наша задача при развитии реи детей – не только сообщать им новые слова, требовать повтора своих рассказов, но (что гораздо важнее) использовать речь как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, рисования и т. д.

Развитие речи во многом определяется развитием общения с взрослыми.

Познавая окружающий мир, мы стараемся, чтобы ребёнок усваивал словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.

Развивая речь двухлетнего ребёнка, мы заботимся не только о том, чтобы малыш произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием.

При поступлении ребёнка в детский сад, мы проводим с ним беседы, задаём ему вопросы, выясняем уровень развития речи, а за тем планируем работу по активизации разговорной речи.

Формирование словаря должна быть тесно связана с работой по ознакомлению с окружающим. Вот почему мы обеспечиваем постепенное усвоение детьми нового. В этих целях используем задания, например: «принеси», «найди зелёный карандаш», «принеси пирамидку», «покажи как поливают цветы из леечки». Эти задания позволяют выяснить, понимает ли ребёнок, о чём идёт речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре.

Когда знакомим с новым словом, неоднократно повторяем его уже в сочетании с уже известными им словами. Пример: «Клюёт курочка? Клюёт. У неё клюв, а у цыпляток клювики. И курочки и цыплятки клюют зёрнышки». За тем с помощью вопросов упражняем в употреблении этого слова. «Курочка клюёт. Что она делает? Клюёт (хоровые и индивидуальные ответы) .

Проводим игры и упражнения, способствующие развитию речи. Пример: «Поможем кукле Кате запомнить посуду (одежду, мебель, животных и т. д.)».

«Куда что нужно положить во время уборки игрушек?», платье повесить в шкаф, тарелку на полку в кухне, куклу посадить на диван и т. д.

Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех занятиях, в ходе которых развивается действие с предметом, а так же в повседневной жизни: в режимные моменты, в самостоятельной игре.

Для развития речи мы широко используем картины с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные картинки. И с помощью вопросов добиваемся, чтобы ребёнок назвал, что изображено на картине. А когда рассматриваем сюжетные картинки, рассказываем, что изображено на картине, и по ходу рассказа задаём детям вопросы. Пример: «На картине мы видим девочку. Кого мы видим? Девочку. Она поливает цветы. Что она делает? Поливает. Что девочка поливает? Цветы.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка в дошкольном детстве

Важное значение для развития речи имеет чтение книги с иллюстрациями.

Большое место отводим слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а так же потешек и других фольклорных форм.

Для того, чтобы научить ребёнка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовать совместное рассказывание. Сначала побуждаем ребёнка, повторять слова и фразы за собой, затем задаём вопросы, дети отвечают на них. Нужно добиваться, чтобы дети отвечали не «да» и «нет», а полными предложениями и фразами. «Что это? Стул. Что делают на стуле? На стуле сидят».

Занятия с использованием сюжетных картинок и игрушек, обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь выступает, как средство общения с взрослыми и сверстниками, активизирует разнообразный словарь.

Проводим сюжетно – ролевые игры (Кормление куклы, купание, лечение, приглашение в гости и т. д.) .

При развёртывании сюжетов даём много названий предметов (посуды, одежды, показываем действия с ними и рассказываем их назначение.

Из глубоких тарелок едят суп, борщ. Из мелких (кашу, котлеты, салат). Из стакана пьют (воду, чай). А так же закрепляем навыки приобретаемые детьми в режимных процессах, нормы поведения.

Проводим игры на развитие внимания, памяти, слухового внимания, на различение цвета, формы предметов. «Найди такой же предмет», «Что в коробочке?», «Узнай, кто позвал?», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек», (с предметами разной формы) .

В режимные моменты закрепляем навыки у детей, приобретённые раннее и систематически формируем новые. Навыки – в процессе еды, раздевания, одевания и т. д.

В каждом режимном процессе получает развитие определённый словарь, связанный с конкретными видами деятельности.

Во время утреннего приёма детей проводим беседы с ними, задаём следующие вопросы: «С кем пришёл в садик?», «Что ты видел по дороге?», «Идёт ли дождь или снег на улице?», «как провёл выходной день?», «с кем ходил на прогулку?», «В какие игры играл дома?», «Расскажи о своих любимых игрушках», и. т. д.

Во время одевания на прогулку закрепляем названия одежды, действия с ними, говорим о том, в какой последовательности нужно одеваться. На прогулке ежедневно проводим наблюдение, за явлениями природы, за животными, растениями, птицами, как одеты взрослые и дети. Задаём вопросы, делаем обобщения.

Для закрепления и уточнения знаний, предлагаем выполнить какое – либо дидактическое задание, игровое упражнение: найти дерево, цветок, собрать листья, принести веточку и т. д.

Проводим наблюдение за трудом взрослых, затем предлагаем детям включаться в совместные с взрослыми трудовые действия: собираем с участка мусор, сгребаем лопатками снег.

В процессе трудовых действий обогащается речь ребёнка, совершенствуется ориентировка в окружающем пространстве, память, внимание.

На прогулке проводим много игр со словами, дети повторяют слова для игры и выполняют соответствующие движения:

«Зайки скачут скок-скок-скок

На зелёный, на лужок.

Щиплют травку, кушают

Осторожно слушают, не идёт ли волк».

У детей формируется умение слушать речь взрослого, развивается навык действовать по сигналу. Запоминание новых слов тренирует память малышей, их речь.

Во время кормления, называем названия блюд, затем задаём вопросы, например: «Сейчас мы будем кушать кашу. Что мы будем кушать? – кашу, и. т. д.

Дети слышат много слов (подвинь тарелку к себе, сядь поближе к столу, возьми салфетку и вытри руки). Если ребёнок правильно выполняет действия, значит, эти слова уже вошли в его пассивный словарь, и он будет ими пользоваться в разговорной речи.

Развиваем активную речь детей и во время умывания (читаем потешки: «водичка-водичка», «будет мыло, пенится», просим засучить рукава, учим правильно пользоваться мылом и полотенцем и т. д.)

Вечером, с детьми, проводим сюжетно – ролевые игры: «Семья». «Кухня», «парикмахерская», «прачечная», «больница» — закрепляем название предметов, необходимых для той или иной игры.

Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполняли: «у меня чистые ручки», «я съела весь суп», «я выпил весь компот».

Развитие речи успешно осуществляется в самостоятельной игре детей. Во время выполнения действий дети произносят много различных слов: «Поехали на автобусе», «Кукла спит» т. д.

Речь это средство совместной деятельности с другими людьми и развивается она в зависимости от того, как эта деятельность организованна и в каких условиях протекает. Когда же и при каких обстоятельствах дети чаще всего разговаривают друг с другом?

Читайте также:  Вопросы по психическому развитию ребенка до года

Чаще всего оживлённые диалоги возникают при совместном выполнении какого – либо задания. Занятия лепкой, рисованием, конструированием – вот те особые условия для речевого общения сверстников. Но именно в этих ситуациях постоянно напоминаем детям, что работать следует, молча, не мешая остальным. И получается: стремление дисциплинировать нередко тормозит речевое развитие ребёнка. Детям очень трудно выполнять работу молча. Они непременно сопровождают свои действия словами, в особенности, если рядом находятся другие дети, которые эти слова услышат и ответят.

Речевое сопровождение собственных действий имеет очень важное значение для психического развития ребёнка. Речевое действие составляет основу мысленных операций и мышления вообще. Поэтому тормозить и останавливать речь детей, сопровождающую их практическими действиями, не следует.

Для развития речи на третьем году жизни применяем разные методические приёмы. По-прежнему сохраняем приём поручений: «Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф».

Если ребёнок говорит не правильно, останавливаем и просим произнести слово правильно.

Для активации речи применяем все те побудительные слова, которые нацеливают ребёнка на высказывания (скажи, повтори, спроси, расскажи) .

Важным в работе являются приёмы договаривания (жила – была курочка… Ряба. Она снесла… яичко и т. д.

В ходе пересказа или чтения наизусть при затруднении употребления, какого либо слова вовремя помогаем ребёнку подсказкой.

Большое значения для развития активной речи детей имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с маленькими детьми.

Речь педагога должна быть чёткой, выразительной, не торопливой. Слова и фразы, адресованные детям, не должны быть случайными. Их следует продумывать заранее.

Воспитатель: Шокурова Н. Ю.

Источник

Сроки начала интенсивного роста активного
словаря, появления двух- и трехсловных
предложений, возникновения вопросов,
обращенных к взрослым, зависят в первую
очередь от характера отношений взрослых
и ребенка, от особенностей общения между
ними. В тех случаях, когда окружающие
мало говорят с ребенком, не вызывают
его на активное использование слов,
речь может отставать в своем развитии.

Имеются случаи задержки развития речи
ребенка на стадии ситуативной речи. В
литературе приводятся описания длительных
задержек развития речи на переходном
этапе. Причин для этого много. Нередко
отставание связано с тем, что взрослые,
хорошо понимая значение ситуативных
слов ребенка и угадывая малейшие его
жела-

365

ния, не стимулируют у него обращения к
более дифференцированной активной
речи.

Часты случаи, когда задержка в развитии
речи вызвана недостаточным общением
взрослых с ребенком. Бывает так, что
взрослые не только сами мало обращаются
к ребенку, но и — это главное — не
поддерживают его обращений, предоставляя
младенцу самому справляться с возникающими
затруднениями. Естественно, что в таких
случаях заглушается сама потребность
ребенка в общении со взрослыми, он
перестает обращаться к ним — в результате
задерживается развитие его активной
речи.

При правильных условиях
воспитания резкий перелом в развитии
речи ребенка обычно происходит в начале
второй половины 2-го года жизни, когда
наряду с увлечением количества
употребляемых слов возникают первые
двух-, трехсловные предложения. В
большинстве случаев они состоят из
слов, уже употребляющихся ребенком и
объединенных в одно предложение без
изменений их формы. Фразы, конструируемые
ребенком в этом возрасте, существенно
отличаются от употребляемых взрослыми
именно неизменяемостью входящих в их
состав отдельных слов. Связи между
словами в двухсловных предложениях в
основном могут быть сведены к двум
типам: субъект и его действие (Дядя
стучит; Кукла плачет),
действие
и объект действия или место действия
(Дай булку).

Ребенок обращается ко взрослым по разным
поводам: просит, указывает, называет,
требует и сообщает. Общение ребенка в
этот период ограничено главным образом
кругом тех взрослых, с кем у него налажен
контакт, с которыми он чаще всего связан.
Собственная речь ребенка уже включена
в его деятельность, часто сопровождая
манипулирование с предметами, игрушками:
малыш баюкает куклу, обращается к мишке,
которого кормит, подгоняет лошадку,
констатирует падение игрушки и т. п.
Постепенно на основе общения со взрослыми
речь ребенка начинает выполнять и
функцию организации его действий, входя
в них как обязательный компонент. В
связи с усложнением общения со взрослыми
значительно обогащается словарь ребенка.
Многозначные слова, составляющие
основной фонд в начале 2-го года, отходят
на второй план. Значения слов становятся
более устойчивыми, с ясно выраженной
предметной отнесенностью.

Конец 2-го года знаменует начало нового
этапа в развитии речи. Основное его
содержание — усвоение грамматической
структуры предложений. Значительно
возрастает запас слов, достигая при
правильной педагогической работе с
детьми 1200—1500 к концу 3-го года. В словарном
составе присутствуют почти все части
речи; среди предложений встречаются
основные их типы, включая сложные
бессоюзные и союзные предложения.

Читайте также:  Центр развития для ребенка своими руками

Следующий, 3-й год жизни характеризуется
чрезвычайно возрастающей речевой
активностью ребенка. Расширяется круг
общения: ребенок много говорит не только
с близкими людьми, но и с другими взрослыми
и детьми. Резко повышается речевая
активность во время

366

игр и самостоятельной деятельности
ребенка. Значительно возрастает интерес
детей к речи взрослых. Дети этого возраста
не только слушают обращенную к ним речь,
но и прислушиваются к ним непосредственно
не обращенной. В этот период дети легко
запоминают небольшие стихотворения и
сказки, воспроизводя их с большой
точностью. Запоминание стихов и сказок
— важный источник развития речи. В связи
с возросшим пониманием слов и быстрым
увеличением их запаса речь превращается
для ребенка в основное средство общения.
Значительно расширяется круг поводов
для высказываний. Не только просьбы и
ответы на вопросы взрослых, но и рассказ
о виденном и сделанном, пересказ
слышанного, требование объяснить, как
выполняется то или иное действие,
становятся содержанием речевого общения
детей этого возраста.

В раннем детстве речь ребенка, будучи
средством общения со взрослыми и другими
детьми, непосредственно связана с
практической деятельностью, осуществляемой
ребенком, а также с наглядной ситуацией,
в которой или по поводу которой происходит
общение. Действия ребенка в большинстве
случаев осуществляются или совместно
со взрослыми, или при их помощи. Это
придает речи форму диалога, т. е. прямых
ответов ребенка взрослым и вопросов к
ним.

Диалогическая форма речи обусловлена
тем обстоятельством, что деятельность
ребенка еще не отделена в своих
существенных звеньях от деятельности
взрослых. Диалог выступает как бы частью
совместной деятельности ребенка со
взрослыми. На основе диалогической речи
происходит активное овладение
грамматическим строем родного языка.

В отношении усвоения грамматического
строя русского языка в раннем детстве
ясно обозначаются два периода (по данным
А. Н. Гвоздева, 1949). Первый — от 1 года 3
мес до 1 года 10 мес. Это период предложений,
состоящих из аморфных слов-корней,
которые во всех случаях употребляются
в одном неизменном виде. И в нем отчетливо
выделяются две стадии: а) однословные
предложения (1 год 3 мес —1 год 8 мес) и б)
предложения, состоящие из нескольких
слов, главным образом двухсловные.

Второй период — от 1 года 10 мес до 3 лет.
Это время усвоения грамматической
структуры предложения, связанное с
формированием грамматических категорий
и их внешнего выражения. Наблюдается
быстрый рост разных типов простого и
сложного предложений, члены которых
получают выражение в синтаксических
средствах языка. В пределах этого периода
намечаются три стадии: а) формирование
первых форм (1 год 10 мес —2 года 1 мес); б)
использование флексийной системы
русского языка для выражения синтаксических
связей (2 года 1 мес —2 года 3 мес) ; в)
усвоение служебных слов для выражения
синтаксических отношений.

Усвоение грамматической системы языка
происходит главным образом при
использовании в речи предложений. Первые
сложные предложения отмечены А. Н.
Гвоздевым в возрасте от 2 лет 4 мес до 2
лет 6 мес.

367

Показателем развития связной
речи может отчасти служить употребление
союзов. В период от 2 лет 4 мес до 2 лет 6
мес сложные предложения, в которых части
соединены союзами, встречаются редко.
Начиная с 2 лет 6 мес и до 3 лет ребенок
овладевает употреблением целого ряда
союзов. По наблюдениям А. Н. Гвоздева, в
это время появляются такие союзы: и,
а, а то, когда, как, только, значит, потому
что, где, чтобы, зато, который, какой.
Из
общего количества союзов, употребление
которых отмечено у детей до 7 лет, в
период до 3 лет усваивается около 40% (из
39 союзов усваиваются 15).

Таким образом, уже в пределах диалогической
формы речь ребенка приобретает довольно
связный характер и позволяет выражать
многие отношения.

В табл. 1 приведена краткая сводка данных,
описывающих последовательность в
усвоении падежных форм, которые также
имеют большое значение для овладения
грамматическим строем языка.

Как показывает эта сводка, ребенок к 3
годам овладевает почти всеми падежами
и всеми предметными отношениями, которые
с их помощью выражаются. То, что именно
падежные формы так интенсивно усваиваются
в раннем детстве, объясняется характером
деятельности ребенка, в процессе которой
происходит овладение способами
употребления предметов. Раньше всего
(до 2 лет 2 мес) усваиваются речевые формы,
обозначающие отношения объекта действия,
орудия, цели, отношения лица, к которому
направляется движение, отношения
совместности действия. Все эти категории
прямо связаны

Таблица 1

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник