Развитие слухового восприятия умственно отсталого ребенка

Развитие слухового восприятия умственно отсталого ребенка thumbnail

Полина Силантьева
Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта

Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта.

Выполнила:

учитель-дефектолог

МБДОУ ДС №5 г. Челябинск

Силантьева Полина Вячеславовна

План:

• Понятие и значение слухового восприятия в общей и специальной психологии.

• Особенности слухового восприятия дошкольников с нарушением интеллекта.

Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта

Понятие и значение слухового восприятия в общей и специальной психологии.

В литературе по общей и специальной психологии существуют различные определения понятия восприятия.

Восприятие – это процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

Слуховое восприятие – форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора.

Органом, воспринимающим звук и анализирующим его, является орган слуха. Многообразие слуховых ощущений связано с особенностями и функцией слухового анализатора, обеспечивающего различение звуков по их высоте, ритму, тембру, их сочетаниями (фонемы, мелодии). Их восприятие вызывает у ребенка элементарные чувствования предметов и явлений, их движение в пространстве. Значение слуховой ориентации весьма важно в психическом развитии ребенка. Воспринимая звуки, исходящие от различных объектов и предметов, дети учатся понимать звучащий мир и правильно реагировать на него.

В своей книге Головчиц Л.А пишет: «Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка».

Являясь одной из важных характеристик и свойств окружающих предметов, а также явлений живой и неживой природы, звук обогащает представления ребенка об окружающем мире. В развитии ребенка овладение предметными действиями и познание предметов оказываются тесно связаны с восприятием звука как одного из свойств предметов. В процессе сенсорного развитияребенка происходит формирование звуковых дифференцировок: вначале по принципу «звучит — не звучит», далее —с учетом различных характеристик звука: его громкости, высоты, тембра сложных звуков. Овладение этими характеристиками способствует более полной предметности восприятия и его целостности.

Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Регуляция поведения, связанная с ориентированием человека в пространстве, характеризуется как выделением зрительно воспринимаемых предметов, так и локализацией их на основе пространственного слуха. Ориентирование ребенка в окружающей среде связано со способностью слуха оценивать и измерять пространственные характеристики самого предмета. Пространственные характеристики звучания — одни из наиболее существенных при слуховом восприятии, определяют познавательный компонент этого процесса. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания — все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения в окружающей среде. Для регуляции поведения и деятельности принципиальное значение имеют эмоционально-оценочные характеристики слухового образа. Форма реагирования особенно сильно изменяется в случаях восприятия экстремальных звуковых сигналов (плач, стон больного). Говоря о пространственном восприятии, имеется в виду как способность слуха локализовать звуковые объекты в пространстве, так и способность производить анализ всего комплекса характеристик.

Бинауральность слуха, или возможность воспринимать звук двумя ушами, делает возможной достаточно точную локализацию предметов в пространстве. Бинуральность восприятия обеспечивает улучшение дифференцировки одновременно звучащих предметов. Важное значение для регуляции поведения имеют и временные характеристики звучания. Динамические, или временные, характеристики имеют принципиальное значение для формирования слухового образа, поскольку выраженность процесса звучания во времени является специфическим признаком звука. Таким образом, формирование пространственно-временных представлений тесно связано с возможностями определения направления звучания предмета, его отдаленности, длительности звучаний, а также регуляции поведения и ориентирования в окружающем мире.

Наиболее велика роль слухового восприятия для речи и музыки. Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Звук как объект слухового восприятия имеет в своей основе коммуникативную направленность. Уже у новорожденного ребенка слуховыереакции имеют ярко выраженный социальный характер: в первые месяцы жизни ребенок более активно реагирует на голос человека, и прежде всего матери. По мере развития слухового различения речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь малыша, что в дальнейшем обеспечивает его потребности в общении. Формирование слухового восприятия устной речи связано с овладением ребенком системой звуковых (фонетических) кодов. Усвоение одной из важнейших для человека знаковых систем (фонематической) обусловливает активное усвоение ребенком произносительной стороны речи. Формирующаяся на основе полноценного слухового восприятия речь является важнейшим средством общения и познания окружающего мира.

Одним из важных средств эмоционально-эстетического развития является музыка, восприятие которой базируется на слуховой основе. С помощью музыки ребенку передается содержание образов, состояний, ощущений, выраженных композитором. Музыка способствует формированию эмоциональной стороны жизни ребенка, влияет на поведение человека.

Прежде всего восприятие музыкальных звуков связано с моторной природой чувства ритма. «Восприятие музыки имеет активный слухомоторный компонент» (Б. М. Теплов). Реакции организма на слушание музыки проявляются в мышечных движениях, к которым относятся движения головы, рук, ног, невидимые движения голосового, речевого и дыхательного аппаратов.

Однако не только музыка, но и некоторые характеристики речи, в частности интонация и акустические особенности речи и голоса, содержат значимую для ребенка эмоциональную информацию.

Воздействие звука на эмоциональное состояние ребенка связано также с характеристиками звуков. Слишком громкие звуки вызывают усталость, раздражительность. Шум нарушает способность сосредоточиться, вызывает у ребенка подавленность, утомление, приводит к расстройству сна. Отрицательное воздействие на эмоциональное состояние, вплоть до стрессовых ситуаций, оказывают неожиданные и непривычные звуки, в том числе с излишней громкостью.

Читайте также:  Развитие у ребенка 6 лет мышления и логики 6 лет

Таким образом, восприятие звуков окружающего мира, речи и музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепляется другими анализаторами (зрительным, тактильным, двигательным, обонятельным, служит важнейшим средством развития психики ребенка.

Особенности слухового восприятия дошкольников с нарушением интеллекта.

Процесс слухового восприятия требует от учащихся умения сосредотачиваться на звуке — слуховое внимание — очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. У умственно отсталых детей способность к слуховому вниманию и восприятию снижена, следовательно, у детей с нарушением интеллекта выделяются особенности в слуховом восприятии такие как: не часто реагируют на слуховые раздражители, самостоятельно не вырабатываются разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов, не дифференцируют на слух звучание музыкальных инструментов, звукоподражания, бытовых шумов, звуков природы. Зачастую, ребенок с умственной отсталостью не соотносит игрушку с соответствующим звукоподражанием, не выделяет знакомые предметы и явления по их звуковым характеристикам. Дети затрудняются в определение направления звука, интенсивности и его источника без опоры на зрительный анализатор. Дошкольники не могут определять последовательность звучания звукоподражания. Так же у детей не развит фонематический слух (глобальное различение на слух резко различных по слоговому и звуковому составу слов, без фонетического анализа/ близкие по слоговой структуре). Трудности вызывают выделение заданного слова из предложенной фразы и отмечание их каким-либо действием. В более старшем возрасте возникают сложности в воспроизведение заданного ритма.

У умственно отсталых детей часто отсутствует интерес, внимание к речи окружающих, что является одной из причин недоразвития речевого общения.

В связи с этим важно развивать у детей интерес и внимание к речи, установку на восприятие окружающих звуков. Работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков.

Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта

Развитие слухового восприятияидет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (неречевых, с другой — восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Фонематическое восприятие — это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др.

Развитие неречевого слуха

Неречевой (физический) слух — это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи, различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.

С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. Одновременно он начинает различать звуки по тембру звучания. Слуховые впечатления, которые переживает малыш, воспринимаются им неосознанно. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков.

Тем не менее, неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) — важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.

Развитие речевого слуха

Речевой (фонематический) слух — это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков — слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках речи — очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь — основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить — произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.

Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному):

Восприятиесо зрительной опорой: ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку.

Слухозрительное восприятие: ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего.

• Чисто слуховое восприятие: ребенок не видит говорящего (а также предмет, явление, о котором говорят, а только слышит голос.

В процессе развития слухового восприятияможно использовать приемы:

– привлечение внимания к звучащему предмету;

– различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

– знакомство с характером звучащих предметов;

– определение местонахождения и направленности звука,

– различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;

– запоминание последовательности звучаний (шумов предметов, различение голосов;

– выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам;

– реагирование на громкость звучания, узнавание и различение гласных звуков;

– совершение действий в соответствии со звуковыми сигналами.

Работу по развитию слухового восприятия можно реализовать через слушание, игры и упражнения и др.

Литература:

­ Янушко Е. «Помогите малышу заговорить!».

­ Немов, Р. С. Специальная психология / Р. С. Немов. – М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

­ Психологический словарь. И. М. Кондаков. 2000.

­ Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения /Под ред. Л. И. Плаксиной – М., 1995

­ Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Читайте также:  Вывод развития ребенка раннего возраста

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА»

«Развитие слухового восприятия у умственно отсталых детей с помощью дидактических игр и упражнений»

hello_html_m6419298f.png

Автор: Лазутина Татьяна Хасяновна

Должность: Инструктор лечебной физической культуры

«Развитие неречевого слуха у умственно отсталых детей с помощью дидактических игр и упражнений»

Цель: Учить прислушиваться к неречевым звукам, обращать внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки могут о чем-то сообщать, предупреждать.

Задача: Хорошо вырабатывать отношение к звуку как значимому сигналу; быстро реагировать на звук.

Ведение:Умственно отсталые дети в большинстве случаев плохо воспринимают неречевые звуки и не опираются на них в своей деятельности. Они испытывают большие трудности не только в дифференциации звуков, но и в их осмыслении. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Между тем восприятие неречевых звуков может идти у них достаточно хорошо, если правильно организовать коррекционное обучение.

Дидактические упражнения по развитию неречевого слуха у умственно отсталых детей.

1.Упражнения «Тук – тук — тук»

Дети сидят в кругу. Раздаётся стук в дверь. За дверью оказывается мишка. Инструктор садится с ним в круг, где сидят дети, и спрашивает, где он был. Мишка говорит, что он был на улице. Инструктор спрашивает, не замерз ли он – на улице холодно, а он без пальто, без шапки. Мишка отвечает, что ему не холодно – у него теплый мех. Инструктор предлагает детям по очереди потрогать мишку, погладить его. Мишка обходит всех детей.

2. Упражнения «Кто за дверью» (участвуют двое взрослых)

Дети сидят в кругу. За дверью раздаётся «мяу», инструктор прислушивается и просит детей послушать. Снова слышится «мяу», инструктор спрашивает, кто бы это мог быть, и независимо от ответа открывает дверь и приносит кошку. Инструктор просит детей сказать, как мяукает кошка. Дети вместе со взрослым повторяют: «Мяу», «мяу».

На последующих занятиях к детям приходят другие животные – собака, лягушка, петушок.

3. Упражнения «Что гудит»

Дети сидят в кругу. Инструктор по очереди показывает на картинке где изображено средство передвижения автомобиль, поезд, велосипед, пароход, самолёт. Показывая поочерёдно изображения. Инструктор проговаривает, вместе с детьми, как сигналит транспорт. Например автомобиль «Би – би – би», поезд «Ту –ту – ту» и тд.

4. Упражнения «Учим счет по звукам»

Ребёнок сидит за столом. Инструктор становится за спиной у ребёнка и начинает хлопать в ладоши, один хлопок – это один счет. Ребёнок должен ответить сколько раз хлопал в ладоши инструктор.

Вывод: Зачастую умственно отсталые дети плохо различают слова на слух. В ряде случаев их принимают за слабослышащих или за детей с тяжелыми речевыми дефектами. Однако у умственно отсталых детей в отличие от детей со сниженным слухом или с локальными нарушениями речи это дефект вторичный, и при правильной постановке обучения он поддаётся педагогической коррекции. Поэтому проведение дидактических упражнений, направленных на развитие слухового восприятия, являются необходимой составной частью коррекционно – воспитательного процесса.

Список литературы:

1.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990-191с.

2. Поддякова Н.Н. Сенсорное воспитание дошкольников доп.-М.: Просвещение, 1981-192с.

Источник

Выступление по теме:

«Развитие зрительного и слухового восприятия

умственно отсталых школьников на уроках русского языка»

Учитель: Еремеева И.В.

2016 г.

Восприятие – это процесс непосредственного отражения действительности. Воспринимать можно те свойства и предметы окружающего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы. Ощущение и восприятие – первая ступень познания внешнего мира. Эта ступень остаётся важной на протяжении всех лет обучения.

Материальной основой нашей речи является звуковая система. Именно на её базе формируются лексические, синтаксические и морфологические понятия. Это так называемый системный фонд нашей речи, из элементов которого строится общение. У умственно-отсталых детей, так же как у детей в норме, создаётся этот фонд, но он недостаточно системен в связи с нарушенным интеллектом и слабостью слухового и зрительного восприятия. Вот почему на протяжении всех четырёх лет обучения в младших классах и в последующие школьные годы (5-6 классы) специально и целенаправленно ведётся работа, направленная на коррекцию и развитие системы восприятия, на осознание учащимися законов фонетики.

Формирование слухового восприятия у умственно-отсталого ребёнка начинается с развития грубых дифференцировок, а именно умений:

  • Различать неречевые звуки окружающего мира (шуршание листьев на дереве, под ногами; звуки, издаваемые различными игрушками);

  • Узнавать людей по тембру их голоса (игра «Угадай, чей голосок»);

  • Находить игрушки (игра «Громко-тихо»);

  • Определять направление звука;

  • Сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами со звуками речи (з – звенит комар, ш – шипит гусь);

  • Узнавать и дифференцировать фонемы русского языка.

Уже в первом классе школьники учатся различать гласные и согласные звуки с опорой на зрительную артикуляцию; дифференцировать оппозиционные звуки, в том числе те, которые произносятся с голосом и без голоса; устанавливать место звуков в слове, определять их последовательность.

Решению задач развития слухового и зрительного восприятия служат дидактические игры и упражнения.

А

1.Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, муха …

2.Вставить в данные слова пропущенные буквы: руч_а, кры_а, …

3.Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.

4.Выбрать из предложенных слов слова с определённым количеством звуков.

5.Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова, например: па_ — пар, пары, парад.

6.Подобрать слова с определённым количеством звуков, например: с тремя звуками (дом, дым, рак), с четырьмя звуками (роза, рама).…

Читайте также:  Как получить выписку из истории развития ребенка

7.Выбрать предметные картинки, в названии которых определённое количество звуков.

8.По сюжетной картинке подобрать слова с определённым количеством звуков.

9.Преобразовать слова:

  • добавляя звук в начале слова (рот-крот, мех-смех)

  • добавляя звук в конце слова (пол-полк, пар-парк)

  • изменяя один звук слова (сом-сок-сук-суп)

  • переставляя звуки (пила-липа, слово-волос)

10.Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани на грани кубика.

11.Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики отгадывают записанное слово.

12.Составление звуковых и условно-графических схем предложений, слов.

13.Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке (сон-нос, лес-сел).

14.Придумать слова к графической схеме.

15.Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.

16. Определить количество звуков в названии предметов по картинке и положить под картинки соответствующие цифры.

Б

1.Найти букву среди ряда представленных букв (после длительного и кратковременного предъявления).

2.Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным).

3.Назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.

4.Определить букву в неправильном положении.

5.Обвести контурные изображения букв.

6.Дописать букву.

7.Выделить буквы, наложенные друг на друга.

8.На фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы.

9.Конструирование печатных и рукописных букв из элементов, слов из букв.

10.Реконструирование букв:

  • Добавляя элементы (Р-В)

  • Уменьшая количество элементов (ж-к).

  • Изменяя пространственное расположение элементов (Р-Ь).

11.Показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально (Г , В ).

12.Определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом (Р-В, З-В).

Во 2-4-м классах продолжается формирование первоначальных фонетических обобщений. Ученики дифференцируют твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные (с соответствующей терминологией), наблюдают за оглушением звонких согласных на конце слова, узнают ещё один признак гласного звука – его способность образовывать слог. На базе первоначального слухового и фонетического восприятия усваиваются и первые правила орфографии. Рассмотрим подробнее методику работы над темой раздела с целью выявления значения развития слухового и зрительного восприятия в изучении тем русского языка.

Различие мягких и твёрдых согласных опирается на точность слухового восприятия и зрительного контроля, на четкость произносительных навыков. Вот почему, прежде, чем вводить соответствующие термины для обозначения данных групп звуков, необходимо поупражнять школьников в умениях слышать разницу в произносимых звуках, точно воспроизводить их. Для тренировки слухового восприятия детям предлагается серия таких игр, как «Эхо», «Магнитофон», «Раз, два, три – без ошибки повтори» и другие. В этих играх учитель даёт задание услышать то, что он произнёс, и точно воспроизвести звуковой или слоговой ряд. Например, педагог произносит ль-л-ль или ля-ла-ля, учащиеся, выполняя роль эха или магнитофона, повторяют за учителем.

После подобного рода игр и формирования соответствующих умений вводятся термины: м – произносится твёрдо, это твёрдый согласный; м – произносится мягко, это мягкий согласный. Наблюдая за произношением оппозиционных звуков, утрируя вслед за учителем движения органов артикуляционного аппарата, учащиеся устанавливают, что мягкие согласные произносятся с большим напряжением, чем твёрдые. Зрительной опорой для их дифференциации может стать подчеркивание букв, обозначающие твёрдые согласные, одной четой, а мягкие – двумя. Введение соответствующих обозначений аргументируется: большее усилие в произношении мягких согласных – большее количество чёрточек (2), меньшее усилие в произношении твёрдых согласных – одна чёрточка. Включение игр в дальнейшую работу по различению оппозиционных фонем создаёт условия для более успешного осознания и развития слухового восприятия и слуховых дифференцировок. Здесь можно рекомендовать игры:

1.»Наоборот». Ученик произносит твёрдый согласный, ученик отвечает произнесением мягкого согласного и наоборот.

2.Дифференциация значения слов с опорой на зрительный анализатор картинки. Например, с помощью картинок уточняется значение слов угол – уголь.

3.Определение конечного звука в первом и во втором слове (кон – конь).

4.Обозначение буквами конечных звуков слов (л, л ).

5.Прочтение слов по схеме.

6.Поднять букву –ь- на слова, в которых его можно написать в конце слова (дом, быль, мак, рысь, окунь …).

7.Назвать конечные звуки (буквы) слов (песо(к), меда(ль), писа(ть)…).

8.Назвать слово с мягким вариантом последнего звука (кон – конь, кров – кровь).

9.Найти ошибку. На доске записаны слова, в некоторых из них пропущен — ь. Детям предлагается исправить ошибки в словах (санки, албом, палма, парта, палто).

11.Добавить -ь- в середину слова. Какое слово получится? (банка, галка, полка, горки, пенки).

11.Выделить из предложений похожие по звучанию и написанию слова. Определить их значение: (Мише шесть лет. Около сарая шест.).

Вся предшествующая работа по дифференциации оппозиционных фонем на слух и со зрительной опоры, по осознанию наличия в нашей речи мягких и твёрдых согласных помогает детям подойти к характеристике звука. С этой учитель сначала задаёт вопросы, которые служат планом ответа: «В слове пень последний звук нь – мягкий или твёрдый?». Позднее произнесения звука учителем опускается. Далее ученики выполняют фонетический и звукобуквенный анализ предложенных учителем слов.

Такая же система игровых заданий и фонетических упражнений по развитию зрительного и слухового восприятия предшествует изучению почти всех тем русского языка в младших классах. Это обусловлено замедленностью, суженностью объёма и ограниченной восприимчивостью информации умственно отсталыми школьниками.

Список литературы:

  1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе», М. «Владос», 1990.

  2. Бордочева А.Я. «Дидактические игры на уроках обучения грамоте», журнал «Начальная школа», №8 1988.

  3. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», М. «Владос», 1999.

  4. Рубенштейн С.Я. «Психология умственно отсталого школьника», М., «Просвещение», 1979.

Источник