Развитие слухоречевого восприятия глухого ребенка

Татьяна Доровских
Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в системе подготовки к школьному обучению

Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, а между тем наше ухо – очень хрупкий орган. Статистика показывает, что один человек из трех может иметь неполноценное ухо (данные профессора В. И. Воячека).

Как же обстоит дело у ребенка, слух которого оказался в той или иной степени дефектным с раннего возраста, т. е. в первые годы его жизни, когда слух должен служить не столько общению, сколько усвоению первых звуков, первых слов и фраз, составляющих нашу речь?

Для овладения ребенком значением слов, для их различения по звуковому составу требуется высокая степень сохранности слуха. Ребенку, который впервые усваивает слова с помощью слуха, все они еще неизвестны. Для того, чтобы он мог пытаться повторять слова вслед за окружающими его людьми, ему необходимо слышать с достаточной четкостью каждое из обращенных к нему слов.

Если ребенок не слышит речевые звуки с достаточной отчетливостью и постоянством, повторяющиеся слова могут каждый раз показаться ему иными, и поэтому он не связывает их с теми предметами, которые они обозначают, и, следовательно, не усваивает или недостаточно усваивает их значение.

Еще труднее ребенку с неполноценным слухом научиться произношению звуков и слов. В норме ребенок усваивает произношение по подражанию на основе слуха. Прислушиваясь к звукам речи, ребенок делает попытку воспроизвести воспринятые звуки. Ему не сразу удается достаточно точное произношение. Но ребенок, обладающий нормальным слухом, прислушиваясь к своей речи, сравнивает свое произношение с произношением окружающих, делает все новые попытки правильно произ-нести слово и, наконец, пользуясь слуховым контролем, достигает тех движений речевого аппарата, которые требуются для реализации того или другого речевого звука. Это оказывается невозможным при неполноценном слухе.

При неполноценном слуховом восприятии оказывается невозможным достаточное накопление словарного запаса и овладение грамматическим строем языка.

Ребенок, лишенный полноценного слухового контроля, не может само- стоятельно научиться тем движениям артикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков. Без нормального слуха, без достаточного восприятия собственной речи, ребенок лишен возможности сравнивать свою речь с речью окружающих и, следовательно, не может самостоятельно исправить свое дефектное произношение.

Нарушения слуха у детей различны по степени и характеру нарушения. Специальная аудиометрическая аппаратура позволяет установить у ребенка ту или иную степень снижения слуха на чистые тоны и определить, какую частоту звуковых колебаний данный ребенок способен уловить.

Существующая в настоящее время система работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста была разработана в 70-е гг. (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард и др.). Экспериментальные исследования выявили значительные потенциальные возможности детей с нарушенным слухом в восприятии устной речи, которые могут быть развиты в результате длительной целенаправленной тренировки при условии постоянного использования качественной звукоусиливающей аппаратуры. В процессе развития слухового восприятия слабослышащих детей под влиянием тренировок повышается уровень восприятия речи на слух. Увеличивается расстояние, на котором дети могут воспринимать речевой материал (И. Г. Багрова, К. П. Каплинская).

Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия является обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.

Специальная работа предусматривает формирование умения различать, опознавать и распознавать речевой материал только на слух, исключая зрение.

В качестве методических приемов при обучении различению или опо-

знаванию речевого материала использую демонстрацию предмета или картинки, выполнение действий, ответы на вопросы, рисование, работу с сюжетной картинкой, серией картин по знакомой тематике, складывание разрезной картинки с изображением предмета, название которого предлагается на слух, фланелеграф, дидактические игры. Разнообразие методических приемов имеет важное значение для детей дошкольного возраста, потому что превращает слуховые тренировки в интересную для ребенка игру.

На основании результатов обследования слуха и речи составляю планы индивидуального коррекционного сопровождения.

Коррекционная работа с детьми, имеющими различные нарушения слуховой функции, проводится ежедневно в индивидуальной и подгрупповой формах.

При формировании у детей неречевого слуха, т. е. акустических образов неречевых звучаний на сенсорно-перцептивном уровне, включающем развитие слуховых ощущений и процесса восприятия, учитываю:

1. Соответствие звукового материала (частотного диапазона неречевых звучаний и уровней интенсивности звуковой активности) слуховым возможностям детей.

2. Значимость звукового материала, т. е. соотнесенность его с конкретным предметом, действием или их изображением, интересными для ребенка.

3. Последовательность ознакомления с акустическими невербальными стимулами: от знакомых к малоизвестным.

4. Постепенность нарастания сложности предъявляемых на слух неречевых звучаний: от контрастных акустических сигналов – к близким.

5. Разнообразие видов работ (выполнение инструкций, ответы на вопросы, подвижные и дидактические игры и т. д.) и наглядных средств обучения (натуральных звучащих предметов, иллюстративного материала, технических устройств – магнитофонов, диктофонов для воспроизведения различных неречевых звучаний: голосов животных, птиц, звуков неживой природы, музыки, повышающих познавательные интересы детей.

Развитие неречевого слуха осуществляется с помощью различных упражнений, направленных на:

— активизацию слуховых ощущений, слухового внимания путем вырабатывания двигательной и вербальной реакций на слышимый звук (стук, звон, писк и т. д.);

— дифференциацию слуховых ощущений (обнаружение одинаковых и разных акустических сигналов, развитие слухового внимания и слуховой памяти;

— формирование невербального слухового восприятия (первичных слуховых образов) слухового внимания, слуховой памяти и слухового контроля.

Для развития, поддержания и активизации внимания детей использую разнообразные приемы и средства: доступность и живость изложения материала; наглядность в приемах подачи информации и действенность обучения; опрос, обращенный первоначально ко всем детям, а затем – к отдельному ребенку; оценочные обращения к детям, замечания, стимуляция соревнования и т. д.

Слуховые ощущения и внимание детей активизирую при исключенном зрительном восприятии звучащих объектов в процессе выполнения заданий:

— условные движения (поворот головы, хлопки, подпрыгивание, откладывание фишки и т. д.) на услышанный неречевой звук;

— вербальное реагирование на появление акустического сигнала (например, с помощью слов «да», «слышу» и др).

Дифференциация слуховых ощущений проводится с помощью следующих упражнений:

— определение из трех звучащих предметов два одинаковых/различных неречевых звука (на материале контрастных звучаний, например барабана и колокольчика, погремушки и свистка и т. п.) с помощью отрицательных/утвердительных невербальных и вербальных реакций;

— выделение одинаковых и различных неречевых звуков (на материале сходных речевых звучаний, например баночек с различной крупой. Дети отвечают невербально и вербально;

— самостоятельный выбор одинаковых звучаний из множества звучащих предметов.

В ходе выполнения заданий у детей активизируется слуховое внимание, развивается слуховая память.

Невербальное слуховое восприятие развивается у детей, во-первых, в процессе узнавания и дифференциации неречевых звуков по характеру звучания. Дети вначале учатся узнавать и дифференцировать акустически резко контрастные неречевые звуки, воспроизведенные с помощью знакомых натуральных предметов, соотнося их непосредственно с предметами и их изображениями на картинках. Затем они знакомятся с менее контрастными звуками. И в заключение – с близкими по звучанию сигналами.

Умения воспринимать, дифференцировать, запоминать неречевые звучания, а также выполнять темпо-ритмические движения по музыку являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи.

Импрессивная и экспрессивная речь формируются в постепенно усложняющихся условиях слухового восприятия.

Исходя из того, что звуки речи различаются на основе артикуляционных и акустических признаков, работа по развитию фонетического слуха и формированию произношения проводится одновременно, что способствует формированию межанализаторных связей (слухо-речедвигательных, развитию слухового внимания, слуходвигательной памяти, слухового и кинестетического контроля.

Параллельно дети знакомятся с интонационными средствами языка: ритмом, темпом, мелодикой, тембром.

Фонетическая система развивается в процессе реализации нескольких взаимосвязанных направлений работы, отражающихся в содержании

занятий: коррекции звукопроизношения, развитии фонетического слуха, развитии интонационного слуха.

Развитие фонетического слуха проводится одновременно с формированием звукопроизношения и включает различение слогов, звукокомплексов по акустическим характеристикам (громкости, высоте, длительности).

Восприятие и определение различной громкости речевых стимулов способствуют понижению порога слуховой чувствительности и повышению разборчивости аудирования речи в изменяющихся акустических условиях (эффект «прислушивания») и являются основополагающими при определении ударности, ритма, эмоциональной окрашенности речевых структур.

Слуховое восприятие речи тренирую в упражнениях, вырабатывающих условные невербальные и вербальные реакции на речевые звукокомплексы заданной громкости. Например, хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки, и «спрятаться» в ответ на громкие; повторить звукокомплексы различным по силе голосом; показать на сюжетной картинке «громко говорящего» и «тихо говорящего», соотнеся понятия «далеко – тихо», «близко – громко» и т. д.

Определение и воспроизведение высоты звука являются базовыми для умениями в практическом усвоении мелодической стороны речи. Понятия «высокий»«низкий» закрепляются с помощью:

— движений (например, руки, соответствующих понижению и повышению голоса;

— раскладывания предметов и картинок, в соответствии с повышением высоты их голоса;

— отгадывание принадлежности звучания без зрительной опоры;

— собственных голосовых упражнений (пропевание гласных звуков низким и высоким голосом) по показу и по инструкции; «озвучания» предметов, их изображений и т. д.

Определение длительности речевых сигналов является базовым умением

для различения словесного и фразового ударения, темпа речи, ее выразительности. В практических упражнениях длительные и краткие звучания речевых элементов (звуков, слогов, звукоподражаний, слов, фраз) усваиваются импрессивно и экспрессивно в процессе:

— показа длительности и краткости услышанных звуков, звукоподражаний движениями руки;

— подбора предметов, картинок в соответствии с инструкцией педагога;

— изменения скорости произнесения речевых единиц по заданию и т. д.

Развитие интонационного слуха заключается в различении и воспроизведении:

— речевого темпа – выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слогов педагогом; воспроизведение детьми слогов и коротких слов в различном темпе, скоординированном с темпом собственных движений или демонстрацией движений с помощью игрушек; воспроизведение в различном темпе доступного для правильного произнесения речевого материала и т. д. ;

— слогового ритма путем отстукивания простых слогоритмов без акцентирования на ударном слоге и с акцентированием; отхлопывания слогового ритма с одновременным проговариванием; отстукивание ритмического контура слова с последующим воспроизведением его слоговой структуры (например, «машина»«та-Та-та» или «па-Па-па» и т. п.);

— тембра речевых звучаний – определение тембра мужского, женского и детского голосов, узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (ой, ну, ах, да-ну и др.) и демонстрация ее с помощью жестов; самостоятельное эмоциональное озвучивание различных состояний и настроений человека по иллюстрациям, словесной инструкции и т. д.

При определении содержания занятий по формированию фонетической системы языка педагог учитывает:

— характер нарушения слуховой функции, т. к. нарушения слуха по типу звуковосприятия (нейросенсорные) осложняют восприятие высокочастотных звуков (и, э, с, з, ш, ж, ч, щ, ф);

— соответствие звукового материала слуховым и артикуляционным возможностям детей, т. е. степень акустической близости речевых звуков, подготовленность артикуляционного аппарата к воспроизведению того или иного звука, выраженность артикуляции при зрительном восприятии, возможность длительного произнесения звука, комбинаторные и позиционные взаимовлияния звуков в слогах;

— семантическую значимость звукового материала, т. е. соотнесение материала с конкретными натуральными предметами, действиями или их изображениями.

Дифференцированное восприятие фонетических признаков создает базу для обобщения их в фонеме и способствует развитию фонематического восприятия.

Проводится работа по развитию фонематического восприятия. Внимание детей фиксируется на акустических различиях дифференцируемых фонем и на зависимости значения слова от этих различий.

Различение лексических значений тренируют на примере слов, близких по длине и ритмической структуре. Слова предъявляют в такой последовательности:

— начинающихся с дизъюнктных фонем (Маша–каша; ложка–кошка; рога– нога; забор–набор; варит–жарит; пьет–льет–шьет и т. д.);

— начинающихся с оппозиционных фонем (зуб–суп; дом–том; мышка– мишка; мак–бак);

— различающиеся гласными звуками (мак–мок; лак–лук; дом–дым);

— отличающиеся последней согласной фонемой (нож-нос; сом-сок–сон);

— отличающиеся согласной фонемой в середине (коса–коза; касса–каша);

— называющие омонимы (ручка, лист, шляпка, лисички).

Тренировочные упражнения с использованием различных знакомых предметов, иллюстраций, названия которых фонематически отличаются, проводятся в игровой форме. Например, «указание предмета», место

которого менялось; «подавание предмета» (выбор из множества предметов называемого); «поручение с предметом»; «отыскивание предмета»; заканчивание предложения путем показа соответствующей картинки и т. д. Затем наглядную опору следует исключить и выполнять задания только по словесной инструкции.

Дифференциация фонем, особенно смешиваемых, проводится в слогах, словах, фразах с использованием элементов фонетической ритмики.

Слуховое внимание и слуховая память развиваются в процессе запоминания и воспроизведения слоговых рядов, состоящих изразличных сочетаний правильно произносимых гласных и согласных звуков, при изменении ударения и интонации, а также слов, состоящих из ранее отработанных слогов; предложений, включающих правильно произносимые слова.

На этапе автоматизации звуков роль зрительного анализатора сводится к минимуму, и основную роль играет слуховой контроль.

Работа над дифференциацией слов, составлением фраз и объединением их в короткие рассказы подводит детей к овладению звуковым анализом и синтезом.

На базе формирующегося фонематического анализа и синтеза начинают складываться фонематические представления, т. е. обобщенное понимание фонемы.

В процессе овладения операциями фонематического анализа и синтеза, формирования фонематических представлений дети овладевают приемами умственной деятельности: анализа, классификации, обобщения. В процессе решения речевых задач с помощью приемов проверки и самопроверки (соотнесения результатов с условием) формируются языковой контроль, самоконтроль, а также самооценка.

Вышеуказанная деятельность по развитию речи и психических функций готовит детей к усвоению более сложных коммуникативных навыков.

Литература:

Шматко Н. Д., ПелымскаяТ. В. Развитие слухового восприятия и обучение произношению // Дошкольное воспитание аномальных детей/ Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993.

Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991.

ВласоваТ. М. Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М. ,1998.

Бельтюкова В. И. Об усвоении детьми звуков речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964.

Нейман Л. В. Основы методики слуховой работы в школах глухих и слабослышащих. – М.: Просвещение, 1974.

Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 1988.

Речицкая Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. – М.: Владос, 2000.

Источник

Татьяна Аменицкая
Игры для развития слухоречевого восприятия у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (КИ)

Учитель-дефектолог, сурдопедагог высшей категории

Аменицкая Т. С.

МБДОУ «Детский сад № 465»

Кохлеарная имплантация — это система мероприятий, направленная на восстановление отсутствующего слуха. КИ не восстанавливает слух полностью. Поскольку число стимулируемых электродом импланта точек слухового нерва неизмеримо меньше числа волосковых клеток в нормально функционирующей улитке, человек с имплантом слышит сначала не те звуки, к которым мы привыкли. Воспринимаемые через имплант и речевой процессор звуки немного отличаются от звучания речи и окружающих звуков через слуховой аппарат, или при восприятии нормально слышащего уха.

Требуется время для того, чтобы научиться слышать и различать речь и окружающие звуки при использовании системы КИ. Требуется длительный период реабилитации и занятий, чтобы научить ребенка понимать обращенную к нему речь говорить. Вместе с тем, сразу же после включения импланта человек получает возможность слышать звуки окружающего мира, что делает его жизнь более безопасной, а у ребенка вызывает интерес и становится стимулом к развитию.

Сама по себе КИ не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом — научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Наиболее эффективно этого можно добиться через игру.

Предлагаю картотеку игр, которая представляет собой обобщённый, адаптированный материал для работы с детьми раннего возраста. Собранная картотека позволяет педагогам использовать материал в различных педагогических процессах: учебной деятельности, при проведении диагностического обследования, во время индивидуальных коррекционных занятий, при проведении режимных моментов и др. В картотеке игр предложены игровые упражнения помогающие тренировке:

1. Определения и нахождения источника звучания;

2. Различения силы звучания;

3. Различения длительности звучания;

4. Различения и опознавания звучания музыкальных инструментов;

5. Выработка Условной — Двигательной Реакции (УДР);

6. Определения и различения, опознавания имен, звукоподражаний, названий предметов.

При планомерной совместной деятельности с детьми раннего возраста значительно повышается качество усвоения учебного материала: повышается уровень речевого и неречевого слуха детей, облегчается выработка условной двигательной реакции на звучание различных музыкальных инструментов; повышается уровень познавательной активности детей. Следствием этого является возникновения желания самостоятельного говорения, пробуждения речевой активности каждого ребенка.

Картотека игр, направленных на развитие слухового восприятия для детей с КИ

Развитие неречевого слуха

1. «Кто там?»

Цель: формировать умение прислушиваться к неречевым звукам, привлекать внимание и интерес к ним; показать, что речевые звучания могут сообщать о чем-то, предупреждать.

Оборудование: зайка, мишка.

Ход игры Педагог и ребёнок сидят на стульях. Раздается стук (педагог стучит под столом) и прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется, усиливается. Педагог «вводит» в игру зайку (мишку). Радостно: «Это зайка пришёл! Зайка стучал!» — говорит педагог. Зайка предлагает поплясать: «Оп-оп-оп».

Словарь: будем играть; кто там?; зайка, мишка, привет, слушайте.

2. «Коробочки»

Цель: формировать умение находить и показывать направление звучания игрушки, учить выбирать из двух (трех, четырех) коробочек звучащую; обозначать звучащую игрушку звукоподражанием «тук-тук»; повышать коммуникативные возможности ребенка.

Оборудование: две (три, четыре) одинаковые коробочки (баночки) одного цвета; одну из них наполнить камушками.

Ход игры Игра проводиться за столом. Сядьте с ребенком друг напротив друга. Возьмите пустую коробочку. Потрясите ею: «Ничего нет!» Возьмите другую коробочку, потрясите: «Тук-тук, тук-тук! Ты слышишь? Камушки стучат». Поставьте две коробочки на стол и несколько раз поменяйте их местами так, чтобы ребенок их видел: «Где камушки? Найди, где камушки стучат?» Нужно дать ребенку по очереди потрясти все коробочки и показать на ту, которая заполнена камушками.

Словарь: будем играть; коробочка, слушай, тук-тук, там нет, там.

3. «Угадай, что в бутылке»

Цель: формировать умение узнавать источник звука на слух, развивать слуховое внимание и память, пассивный и активный словарь (названия наполнителей, слуховые образы звучаний разных наполнителей, произношение.

Оборудование: 2-3 непрозрачные бутылочки одинаковой формы, материала и цвета, наполненные на 5-10% фасолью, монетами, крупой и т. д. Ещё одна бутылочка, где находится 1 из наполнителей. Карточки с изображением наполнителей и названиями на обратной стороне.

Ход игры: педагог называет образцы наполнителей, которые лежат на столе. Далее он встряхивает бутылочки, вызывая звуки, а затем меняет бутылочки местами так, чтобы ребёнок не видел. Ребёнок должен отгадать, что там находится, назвать наполнитель или показать соответствующую карточку.

Словарь: машина, кукла, мишка, слушайте.

4. «На чем играл Мишка?»

Цель: формировать умение различать звучание двух различных музыкальных инструментов (барабана и гармошки); развивать слуховое внимание.

Оборудование: ширма или экран, игрушечный мишка (зайка, кукла или другая игрушка, барабан, гармошка.

Ход игры: педагог показывает поочередно барабан и гармошку, называет их. Показывает их звучание, дает ребёнку самому извлечь звучание этих музыкальных инструментов. Ставит оба инструмента на стол. Играет на барабане и гармошке. Приходит Мишка (Зайка или кукла) и говорит, что хочет поиграть, только он спрячется, а ребёнок должен будет угадать, на чем Мишка будет играть. Педагог ставит на стол ширму или экран, закрывает от ребёнка Мишку и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл Мишка. Ребёнок отвечает или показывает.

Словарь: Мишка (Зайка, кукла, слушайте, барабан, гармошка, та-та-та, ля-ля-ля.

5. «Услышал — беги»

Цель: формировать умение различать звуки по громкости, развивать слуховое внимание, слухо-моторную координацию.

Оборудование: бубен (можно заменить пластиковой бутылкой с горохом или музыкальным инструментом, позволяющим издавать длительные звучания разной громкости).

Ход игры: ребёнок стоит, повернувшись к педагогу. Педагог объясняет: «Слушайте. Если я буду тихо играть – идите, если громко – бегите!» и показывает, как это делать. Затем ребёнок подражает действиям педагога.

Словарь: будем играть; бубен, слушайте, тихо, громко, идите, бегите.

6. «Что гудит?»

Цель: формировать умение прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки могут сообщать о чем либо, предупреждать.

Оборудование: машина грузовая или легковая, клаксон или дудка имитирующая звук клаксона, кукла или мишка.

Ход игры: дети сидят на стульчиках вместе с одним педагогом. Раздается гудок машины. Педагог обращает внимание детей на звук за дверью, прислушивается. Гудок машины повторяется, входит второй педагог и привозит машину, сопровождая действия гудением машины. Педагог говорит детям: «Это машина! Машина гудит!». В конце игры детям предлагают покатать в машине куклу или мишку.

Словарь: машина, кукла, мишка, слушайте.

7. «Дудка»

Цель: формировать умение соотносить длительность звучания с длиной дорожки, устанавливать связи между моторными и речевыми компонентами. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: дудка, настольная ширма, две картинки с изображением длинной и короткой дорожек.

Ход игры: Положить перед ребенком обе картинки. Дудку нужно спрятать за ширму. Дать установку: «Слушай!» Показать картинку длинной дорожки и погудеть длительно (пока издаётся звук – пальцем вести по длинной дорожке… Несколько раз дать ребенку прослушать различные звучания дудки и подкреплять звучания показом картинки. Потом попросить малыша внимательно слушать и показать, как звучало.

Словарь: будем играть; слушай; дудка, длинная дорожка, короткая дорожка.

8. «Что это за звук и откуда он?»

Цель: формировать умение узнавать источник звука и определять, откуда идёт звук, развивать слуховую память и внимание, пассивный и активный словарь (названия предметов и действий, вызывающих звуки)

Оборудование: пакет, чашка с ложкой, мобильный телефон, крупные бусы; карточки с изображением предметов.

Ход игры Педагог знакомит ребёнка со звучаниями предметов (пакет шуршит, ложка звенит, телефон звонит, бусы стучат). Затем педагог и ребёнок играют, меняясь местами: кто-то издаёт звуки, а кто-то угадывает, что звучало.

Словарь: пакет, чашка с ложкой, мобильный телефон, крупные бусы; пакет шуршит, ложка звенит, телефон звонит, бусы стучат

9. «Ножки топают, ручки хлопают»

Цель: учить соотносить звучание игрушки с самой игрушкой; Учить обозначать действия звукоподражаниями (хлопаем: оп-оп; топаем: топ-топ); Учить соотносить свои действия с действиями педагога; вырабатывать согласованность действий со словами потешки.

Оборудование: две картинки — на одной изображение кисти рук; на другой- ступни; небольшая ширма.

Ход игры: Педагог четко и выразительно читает двустишие:

Мы хлопаем руками: оп-оп-оп!

Мы топаем ногами: топ-топ-топ!

Чтение стихов педагог сопровождает действиями- на слова «оп-оп-оп!» хлопает в ладоши; а на слова «топ-топ-топ!» топает ногами. Предлагает детям поиграть вместе. Взрослый читает стихи, не договаривая звукоподражаний, стимулируя желание повторить звукоподражания самим.

При необходимости педагог помогает детям: показывает сначала одну картинку: «Это рука. Где у тебя рука? Вот рука.» Аналогично повторяется работа по второй картинке. Затем рядом кладет две картинки и проверяет, различают ли дети картинки: «Где рука? Где нога?» Дети должны пальцем или глазами указать нужную картинку.

На следующем этапе проводят работу за ширмой с четким указанием. Если дети правильно показали, то нужно выложить обе картинки на стол, а за ширмой спрятать руки, ноги- под стол. Педагог говорит детям: «Слушайте!» хлопает за ширмой руками и говорит: «Руки хлопают». Топает под столом ногами и произносит: «Ноги топают».

Затем игра усложняется. Взрослый просит детей угадать: «Что я буду делать: ручками хлопать или ножками топать?» Дети должны повторить, какие действия выполняет за ширмой педагог.

Словарь: ноги, топ-топ-топ; руки, оп-оп-оп; слушайте, Где рука? Где нога? Вот рука. Вот нога.

Развитие речевого слуха

1. «Кто за дверью?»

Цель: формировать умение прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить произносить звукоподражания.

Оборудование: игрушки (кошка, собака, птичка, петух, корова и т. д.)

Ход игры: педагог и ребёнок сидят на стульях; прикрывая рот естественными положениями рук педагог произносит «мяу», прислушивается сам и просит послушать малыша. Снова слышится «мяу». Педагог спрашивает, кто бы это мог быть, и независимо от ответа достаёт кошку, она мяукает. Педагог просит ребёнка сказать, как мяукает кошка. Малыш повторяет: «мяу, мяу». На последующих занятиях приходят другие животные (каждый раз: кто-то один) и игра проводится так же.

Словарь: будем играть; слушай, привет, кошка (собака, петух, корова, мышка и т. д., мяу (ав-ав; пи-пи; му-му и т. д.).

2. «Какая у меня картинка?»

Цель: формировать умение определять слова, резко различные по звуковому составу; развивать слуховое внимание.

Оборудование: листы с изображением двух (трех) предметов, названия которых имеют резко различный звуковой состав (дом, самолет; шар, кукла, маленькие карточки с изображениями тех же предметов.

Ход игры Педагог садится напротив ребенка и предлагает ему отгадать (узнать, какие картинки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с двумя (тремя) изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и по мере возможности повторяет слово. Педагог проверяет правильность ответа и, если предмет назван (показан) верно, отдает ребенку маленькую карточку. В противном случае просит еще раз внимательно послушать. Лишь убедившись в том, что ребенок правильно опознает изображение, он отраженно повторяет слово. При повторном проведении игры слова произносятся так, чтобы ребенок не видел, как говорит педагог, т. е. взрослый встает за спиной или закрывает лицо экраном.

Словарь: будем играть; слушай, названия тех предметов, которые изображены на картинках.

3. «Мы гуляем и поем»

Цель: формировать умение соотносить длительность звучания с длиной дорожки, устанавливать связи между моторными и речевыми компонентами. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: две прямые дорожки, вырезанные из грубой наждачной бумаги (шириной 2 см и длиной 5 и 20 см)

Ход игры: Педагог говорит: «Наши пальчики пойдут гулять». Затем взрослый берет ребенка за ведущую руку, выдвигает его указательный и средний пальцы вперед, накладывает свою ладонь сверху и проводит пальцами ребенка по короткой дорожке, пропевая: «а-а». Затем педагог говорит «Это короткая дорожка. Вот она».

Взрослый кладет перед ребенком длинную дорожку и говорит:»это длинная дорожка». Сопровождает свою речь длительным звучанием «А-А-А-А-А». Проводит пальцами ребенка по всей длине дорожки. Долго идем — долго поем.

Словарь: будем играть; слушай, длинная дорожка, короткая дорожка, а-а, А-А-А-А-А.

4. «Птицы»

Цель игры: формировать умение различать звукоподражания; опознавать на слух звукоподражания; подражать действиям взрослого.

Оборудование: картинки с изображением птиц — гуся, курицы, петуха; утки; маски — шапочки; игрушки — птицы.

Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть картинки; называет птиц; произносит звукоподражания. Ребёнок повторяет за взрослым звукоподражания и названия птиц. Педагог приглашает поиграть: берет картинку с изображением одной из птиц, не показывает ее малышу. Громко произносит определенные звукоподражания (ГА-ГА-ГА; КО-КО-КО; КУ-КА-РЕ-КУ) той птицы, которая изображена на картинке. Ребёнок опознаёт звучания и выполняет похожие движения, повторяя звукоподражания.

Словарь: гусь; курица; петух; утка; будем играть; будем слушать; встань; слушай; кто это?

5.«Мишки»

Цель: формировать умение определять направление звука, обозначать звучащую игрушку звукоподражанием, различать громкость звучания и соотносить громкость звучания с различными по величине игрушками (предметами).

Оборудование: две одинаковые игрушки — мишки (если игрушки не звучат, то нужны две пищалки с одинаковым звучанием); лучше взять два резиновых мишки, два домика большой и маленький.

Ход игры Педагог говорит, подкрепляя свою речь показом игрушек и действием с ними. «Вот мишка (демонстрирует первую игрушку). Мишка живет в большом доме. Мишка рычит громко: «У — У — У!». После этого педагог демонстрирует другого мишку и сажает его в маленький дом, тихо говорит «у — у — у!» После показа и игры, просит ребёнка повторить, как рычит один и другой мишки. Когда малыш правильно ответит, то просит его отличить на слух различные по громкости звукоподражания.

Усложнение: по мере обучения ребёнка знакомят с названиями «тихо», «громко».

Словарь: мишка, у-у-у, У-У-У, дом, большой, маленький, слушайте; тихо; громко.

6. «Кто пришел в гости?»

Цель: формировать умение соотносить звук с образом звучащей игрушки, показывать на картинке звучащую игрушку, обозначать предмет облегченным словом (звукоподражанием); развивать устойчивость внимания.

Оборудование: настольная ширма, две (три) игрушки: кошка, собака, поросенок, мышка; картинки с их изображением.

Ход игры Педагог: «Кто это пришел к нам в гости? Давай послушаем и посмотрим. Мяу-мяу! Это кошка пришла». Выкладывает изображение кошки перед ребёнком. Аналогично обыгрываются остальные изображения игрушек. Необходимо проверить различает ли ребёнок изображения; точно ли знает, кто изображен на картинке. Педагог задает наводящие вопросы: «Где кошка? Где собака? Где мышка?» После того, как взрослый приходит к убеждению, что ребёнок не ошибается, можно переходить к следующему этапу работы.

Педагог говорит: «Сейчас мы будем слушать. Послушай, как мяукает кошка — мяу-мяу! Послушай, как лает собака: ав-ав! Послушай, как пищит мышка-пи-пи!» Ма?