Развитие слуха у глухого ребенка

Развитие слуха у глухого ребенка thumbnail

Татьяна Доровских
Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в системе подготовки к школьному обучению

Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, а между тем наше ухо – очень хрупкий орган. Статистика показывает, что один человек из трех может иметь неполноценное ухо (данные профессора В. И. Воячека).

Как же обстоит дело у ребенка, слух которого оказался в той или иной степени дефектным с раннего возраста, т. е. в первые годы его жизни, когда слух должен служить не столько общению, сколько усвоению первых звуков, первых слов и фраз, составляющих нашу речь?

Для овладения ребенком значением слов, для их различения по звуковому составу требуется высокая степень сохранности слуха. Ребенку, который впервые усваивает слова с помощью слуха, все они еще неизвестны. Для того, чтобы он мог пытаться повторять слова вслед за окружающими его людьми, ему необходимо слышать с достаточной четкостью каждое из обращенных к нему слов.

Если ребенок не слышит речевые звуки с достаточной отчетливостью и постоянством, повторяющиеся слова могут каждый раз показаться ему иными, и поэтому он не связывает их с теми предметами, которые они обозначают, и, следовательно, не усваивает или недостаточно усваивает их значение.

Еще труднее ребенку с неполноценным слухом научиться произношению звуков и слов. В норме ребенок усваивает произношение по подражанию на основе слуха. Прислушиваясь к звукам речи, ребенок делает попытку воспроизвести воспринятые звуки. Ему не сразу удается достаточно точное произношение. Но ребенок, обладающий нормальным слухом, прислушиваясь к своей речи, сравнивает свое произношение с произношением окружающих, делает все новые попытки правильно произ-нести слово и, наконец, пользуясь слуховым контролем, достигает тех движений речевого аппарата, которые требуются для реализации того или другого речевого звука. Это оказывается невозможным при неполноценном слухе.

При неполноценном слуховом восприятии оказывается невозможным достаточное накопление словарного запаса и овладение грамматическим строем языка.

Ребенок, лишенный полноценного слухового контроля, не может само- стоятельно научиться тем движениям артикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков. Без нормального слуха, без достаточного восприятия собственной речи, ребенок лишен возможности сравнивать свою речь с речью окружающих и, следовательно, не может самостоятельно исправить свое дефектное произношение.

Нарушения слуха у детей различны по степени и характеру нарушения. Специальная аудиометрическая аппаратура позволяет установить у ребенка ту или иную степень снижения слуха на чистые тоны и определить, какую частоту звуковых колебаний данный ребенок способен уловить.

Существующая в настоящее время система работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста была разработана в 70-е гг. (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард и др.). Экспериментальные исследования выявили значительные потенциальные возможности детей с нарушенным слухом в восприятии устной речи, которые могут быть развиты в результате длительной целенаправленной тренировки при условии постоянного использования качественной звукоусиливающей аппаратуры. В процессе развития слухового восприятия слабослышащих детей под влиянием тренировок повышается уровень восприятия речи на слух. Увеличивается расстояние, на котором дети могут воспринимать речевой материал (И. Г. Багрова, К. П. Каплинская).

Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия является обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.

Специальная работа предусматривает формирование умения различать, опознавать и распознавать речевой материал только на слух, исключая зрение.

В качестве методических приемов при обучении различению или опо-

знаванию речевого материала использую демонстрацию предмета или картинки, выполнение действий, ответы на вопросы, рисование, работу с сюжетной картинкой, серией картин по знакомой тематике, складывание разрезной картинки с изображением предмета, название которого предлагается на слух, фланелеграф, дидактические игры. Разнообразие методических приемов имеет важное значение для детей дошкольного возраста, потому что превращает слуховые тренировки в интересную для ребенка игру.

На основании результатов обследования слуха и речи составляю планы индивидуального коррекционного сопровождения.

Коррекционная работа с детьми, имеющими различные нарушения слуховой функции, проводится ежедневно в индивидуальной и подгрупповой формах.

При формировании у детей неречевого слуха, т. е. акустических образов неречевых звучаний на сенсорно-перцептивном уровне, включающем развитие слуховых ощущений и процесса восприятия,учитываю:

1. Соответствие звукового материала (частотного диапазона неречевых звучаний и уровней интенсивности звуковой активности) слуховым возможностям детей.

2. Значимость звукового материала, т. е. соотнесенность его с конкретным предметом, действием или их изображением, интересными для ребенка.

3.Последовательность ознакомления с акустическими невербальными стимулами: от знакомых к малоизвестным.

4. Постепенность нарастания сложности предъявляемых на слух неречевых звучаний: от контрастных акустических сигналов – к близким.

5. Разнообразие видов работ (выполнение инструкций, ответы на вопросы, подвижные и дидактические игры и т. д.) и наглядных средств обучения (натуральных звучащих предметов, иллюстративного материала, технических устройств – магнитофонов, диктофонов для воспроизведенияразличных неречевых звучаний: голосов животных, птиц, звуков неживой природы, музыки, повышающих познавательные интересы детей.

Развитие неречевого слуха осуществляется с помощью различных упражнений,направленных на:

— активизацию слуховых ощущений, слухового внимания путем вырабатывания двигательной и вербальной реакций на слышимый звук (стук, звон, писк и т. д.);

— дифференциацию слуховых ощущений (обнаружение одинаковых и разных акустических сигналов, развитие слухового внимания и слуховой памяти;

— формирование невербального слухового восприятия (первичных слуховых образов) слухового внимания, слуховой памяти и слухового контроля.

Для развития, поддержания и активизации внимания детейиспользую разнообразные приемы и средства: доступность и живость изложения материала; наглядность в приемах подачи информации и действенность обучения; опрос, обращенный первоначально ко всем детям, а затем – к отдельному ребенку; оценочные обращения к детям, замечания, стимуляция соревнования и т. д.

Слуховые ощущения и внимание детей активизирую при исключенном зрительном восприятиизвучащих объектов в процессе выполнения заданий:

— условные движения (поворот головы, хлопки, подпрыгивание, откладывание фишки и т. д.) на услышанный неречевой звук;

— вербальное реагирование на появление акустического сигнала (например, с помощью слов «да», «слышу» и др).

Дифференциация слуховыхощущений проводится с помощью следующих упражнений:

— определение из трех звучащих предметов два одинаковых/различных неречевых звука (на материале контрастных звучаний, например барабана и колокольчика, погремушки и свистка и т. п.) с помощью отрицательных/утвердительных невербальных и вербальных реакций;

— выделение одинаковых и различных неречевых звуков (на материале сходных речевых звучаний, например баночек с различной крупой. Дети отвечают невербально и вербально;

— самостоятельный выбор одинаковых звучаний из множества звучащих предметов.

В ходе выполнения заданий у детей активизируется слуховое внимание, развивается слуховая память.

Невербальное слуховое восприятие развивается у детей, во-первых, в процессе узнавания и дифференциации неречевых звуков по характеру звучания. Дети вначале учатся узнавать и дифференцировать акустически резко контрастные неречевые звуки, воспроизведенные с помощью знакомых натуральных предметов, соотнося их непосредственно с предметами и их изображениями на картинках. Затем они знакомятся с менее контрастными звуками. И в заключение – с близкими по звучанию сигналами.

Умения воспринимать, дифференцировать, запоминать неречевые звучания, а также выполнять темпо-ритмические движения по музыку являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи.

Импрессивная и экспрессивная речь формируются в постепенно усложняющихся условиях слухового восприятия.

Исходя из того, что звуки речи различаются на основе артикуляционных и акустических признаков, работа по развитию фонетического слуха и формированию произношения проводится одновременно, что способствует формированию межанализаторных связей (слухо-речедвигательных, развитию слухового внимания, слуходвигательной памяти, слухового и кинестетического контроля.

Параллельно дети знакомятся с интонационными средствами языка: ритмом, темпом, мелодикой, тембром.

Фонетическая система развивается в процессе реализации нескольких взаимосвязанных направлений работы, отражающихся в содержании

занятий: коррекции звукопроизношения, развитии фонетического слуха, развитии интонационного слуха.

Развитие фонетического слуха проводится одновременно с формированием звукопроизношения и включает различение слогов, звукокомплексов по акустическим характеристикам (громкости, высоте, длительности).

Восприятие и определение различной громкости речевых стимулов способствуют понижению порога слуховой чувствительности и повышению разборчивости аудирования речи в изменяющихся акустических условиях (эффект «прислушивания») и являются основополагающими при определении ударности, ритма, эмоциональной окрашенности речевых структур.

Слуховое восприятие речи тренирую в упражнениях, вырабатывающих условные невербальные и вербальные реакции на речевые звукокомплексы заданной громкости. Например, хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки, и «спрятаться» в ответ на громкие; повторить звукокомплексы различным по силе голосом; показать на сюжетной картинке «громко говорящего» и «тихо говорящего», соотнеся понятия «далеко – тихо», «близко – громко» и т. д.

Определение и воспроизведение высоты звука являются базовыми для умениями в практическом усвоении мелодической стороны речи. Понятия «высокий»«низкий»закрепляются с помощью:

— движений (например, руки, соответствующих понижению и повышению голоса;

— раскладывания предметов и картинок, в соответствии с повышением высоты их голоса;

— отгадывание принадлежности звучания без зрительной опоры;

— собственных голосовых упражнений (пропевание гласных звуков низким и высоким голосом) по показу и по инструкции; «озвучания» предметов, их изображений и т. д.

Определение длительности речевых сигналов является базовым умением

для различения словесного и фразового ударения, темпа речи, ее выразительности. В практических упражнениях длительные и краткие звучания речевых элементов (звуков, слогов, звукоподражаний, слов, фраз)усваиваются импрессивно и экспрессивно в процессе:

— показа длительности и краткости услышанных звуков, звукоподражаний движениями руки;

— подбора предметов, картинок в соответствии с инструкцией педагога;

— изменения скорости произнесения речевых единиц по заданию и т. д.

Развитие интонационного слуха заключается в различении и воспроизведении:

— речевого темпа – выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слогов педагогом; воспроизведение детьми слогов и коротких слов в различном темпе, скоординированном с темпом собственных движений или демонстрацией движений с помощью игрушек; воспроизведение в различном темпе доступного для правильного произнесения речевого материала и т. д. ;

— слогового ритма путем отстукивания простых слогоритмов без акцентирования на ударном слоге и с акцентированием; отхлопывания слогового ритма с одновременным проговариванием; отстукивание ритмического контура слова с последующим воспроизведением его слоговой структуры (например, «машина»«та-Та-та» или «па-Па-па» и т. п.);

— тембра речевых звучаний – определение тембра мужского, женского и детского голосов, узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (ой, ну, ах, да-ну и др.) и демонстрация ее с помощью жестов; самостоятельное эмоциональное озвучивание различных состояний и настроений человека по иллюстрациям, словесной инструкции и т. д.

При определении содержания занятий по формированию фонетической системыязыка педагог учитывает:

— характер нарушения слуховой функции, т. к. нарушения слуха по типу звуковосприятия (нейросенсорные) осложняют восприятие высокочастотных звуков (и, э, с, з, ш, ж, ч, щ, ф);

— соответствие звукового материала слуховым и артикуляционным возможностям детей, т. е. степень акустической близости речевых звуков, подготовленность артикуляционного аппарата к воспроизведению того или иного звука, выраженность артикуляции при зрительном восприятии, возможность длительного произнесения звука, комбинаторные и позиционные взаимовлияния звуков в слогах;

— семантическую значимость звукового материала, т. е. соотнесение материала с конкретными натуральными предметами, действиями или их изображениями.

Дифференцированное восприятие фонетических признаков создает базу для обобщения их в фонеме и способствует развитию фонематического восприятия.

Проводится работа по развитию фонематического восприятия. Внимание детей фиксируется на акустических различиях дифференцируемых фонем и на зависимости значения слова от этих различий.

Различение лексических значений тренируют на примере слов, близких по длине и ритмической структуре.Слова предъявляют в такой последовательности:

— начинающихся с дизъюнктных фонем (Маша–каша; ложка–кошка; рога– нога; забор–набор; варит–жарит; пьет–льет–шьет и т. д.);

— начинающихся с оппозиционных фонем (зуб–суп; дом–том; мышка– мишка; мак–бак);

— различающиеся гласными звуками (мак–мок; лак–лук; дом–дым);

— отличающиеся последней согласной фонемой (нож-нос; сом-сок–сон);

— отличающиеся согласной фонемой в середине (коса–коза; касса–каша);

— называющие омонимы (ручка, лист, шляпка, лисички).

Тренировочные упражнения с использованием различных знакомых предметов, иллюстраций, названия которых фонематически отличаются, проводятся в игровой форме. Например, «указание предмета», место

которого менялось; «подавание предмета» (выбор из множества предметов называемого); «поручение с предметом»; «отыскивание предмета»; заканчивание предложения путем показа соответствующей картинки и т. д. Затем наглядную опору следует исключить и выполнять задания только по словесной инструкции.

Дифференциация фонем, особенно смешиваемых, проводится в слогах, словах, фразах с использованием элементов фонетической ритмики.

Слуховое внимание и слуховая память развиваются в процессе запоминания и воспроизведения слоговых рядов, состоящих изразличных сочетаний правильно произносимых гласных и согласных звуков, при изменении ударения и интонации, а также слов, состоящих из ранее отработанных слогов; предложений, включающих правильно произносимые слова.

На этапе автоматизации звуков роль зрительного анализатора сводится к минимуму, и основную роль играет слуховой контроль.

Работа над дифференциацией слов, составлением фраз и объединением их в короткие рассказы подводит детей к овладению звуковым анализом и синтезом.

На базе формирующегося фонематического анализа и синтеза начинают складываться фонематические представления, т. е. обобщенное понимание фонемы.

В процессе овладения операциями фонематического анализа и синтеза,формирования фонематических представлений дети овладевают приемами умственной деятельности: анализа, классификации, обобщения. В процессе решения речевых задач с помощью приемов проверки и самопроверки (соотнесения результатов с условием) формируются языковой контроль, самоконтроль, а также самооценка.

Вышеуказанная деятельность по развитию речи и психических функций готовит детей к усвоению более сложных коммуникативных навыков.

Литература:

Шматко Н. Д., ПелымскаяТ. В. Развитие слухового восприятия и обучение произношению // Дошкольное воспитание аномальных детей/ Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993.

Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991.

ВласоваТ. М. Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М. ,1998.

Бельтюкова В. И. Об усвоении детьми звуков речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964.

Нейман Л. В. Основы методики слуховой работы в школах глухих и слабослышащих. – М.: Просвещение, 1974.

Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 1988.

Речицкая Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. – М.: Владос, 2000.

Источник

Важное значение имеет, родился ли малыш уже с нарушением слуха или же потерял слух после травмы или болезни. Но в развитие детей с нарушениями слухалюбом случае существуют особенности психического развития глухого ребенка. Один из способов восприятия мира нарушен, значит, организм начинает искать возможность компенсировать это.

Например, глухие дети очень подвижные, так как это помогает им исследовать мир вокруг, понимать свойства предметов. Для детей важно иметь возможность учиться, развиваться, заниматься любимым делом. Ограничивать их в самостоятельности нельзя. Гиперопека родителей может серьезно навредить малышу – его личность должна развиваться без давления комплексов.

Ограничивая малыша, ограждая его от простых детских обязанностей, родители формируют негативные качества его характера.

Сегодня существует много возможностей для таких детей: образование, общение, игры, развлечения. Это позволяет им не воспринимать свои особенности как что-то резко негативное.

Нарушения слуха

Особенности развития зависят от того, какова причина появления глухоты:

  • наследственная (родители глухие или слабослышащие);
  • дефект внутриутробного развития;
  • родовая травма;
  • болезни, перенесенные во младенческом, грудничковом, раннем, школьном возрасте.

В любом случае таких детей можно обучать, развивать и учить развитие детей с нарушениями слухабыть самостоятельными. Глухие люди успешно учатся, работают и создают семьи. Они занимаются профессиональным спортом, творчеством, музыкой. Сегодня практически нет серьезных ограничений для дееспособности человека с нарушением слуха. Конечно, если оно не идет в комплексе с другими проблемами:

  • слепотой;
  • потерей речи;
  • нарушением активности;
  • умственной отсталостью.

Различают нарушения слуха разной степени тяжести: от легких до полной глухоты. Люди, которые находятся посередине данной градации, слабослышащие. Их способность слышать потеряна лишь частично. Все зависит развитие детей с нарушениями слухаот того, какова причина нарушения. В некоторых случаях может помочь операция, терапия, слуховой аппарат. В других, к сожалению, слух будут медленно ухудшаться.

Сегодня большой популярностью пользуются альвеолярные импланты, который могут помочь мозгу наладить связь с ухом. Даже тем, кто глух от рождения, они часто помогают. Конечно, каждый случай рассматривается врачами отдельно. Эта операция не самая простая, но она помогла начать слышать уже многим детям и взрослым.

Снижение или потеря слуха у грудного ребенка

К сожалению, выявить отсутствие или снижение слуха можно не сразу. Некоторые мамы первое время вообще не замечают, что с ребенком что-то не так.

Дело в том, что родившийся малыш будет кричать, плакать, как и все другие развитие детей с нарушениями слухадетки. У него начнется фаза гуления с 2-3 месяцев, а с 5-6 месяцев он будет лепетать. Все это благодаря естественному моторному развитию.Тут важны отличия в интонациях. Плач глухого малыша однообразен, безэмоционален.

Обычно только к 10 месяцам удается точно понять, что кроха не слышит. Этот этап психологического развития у других детей проходит в попытках активного общения. Дети без проблем со слухом проходят его, учась «перекличке». Мама зовет малыша – он отвечает ей криком особой тональности. А глухой младенец более отстранен, не реагирует на звук голоса матери.

Обучение ребенка

Важно учитывать 4 момента для определения развития и планирования обучения малыша:

  • насколько сильно снижен слух, есть ли зависимость между снижением слуха и дефектом речи;
  • чем раньше появилось нарушение слуха, тем тяжелее проблемы с речью;
  • была ли ему оказана помощь, были ли обследования, следуют ли родители советам врача или нет;
  • уровень психического развития к младшему или дошкольному возрасту.

Учиться в обычной школе такой малыш не сможет, поэтому для детей с нарушением слуха предусмотрены специальные учебные заведения.

Сурдологический кабинет

Дети от 0 до 18 лет с разной степенью глухоты посещают сурдологический кабинет. Врач направляет малыша к сурдологу для:

  • уточнения диагноза, формирования плана лечения;развитие детей с нарушениями слуха
  • принятия решения, можно ли повести операцию по сохранению или восстановлению слуха;
  • подбора учебного заведения и программы для детей со сниженным слухом или глухотой.

Здесь же сурдолог проконсультирует родителей. Для многих родителей такой диагноз ребенка — шок. Они просто не знают, как быть, к кому идти за помощью, их пугают некоторые особенности поведения малыша. Правильные отношение детей с родителями важны для их психического развития.

Необходимость обучения

Если у малыша сохранен или даже немного снижен школа для детей с нарушением слухаинтеллект, то его можно и нужно обучать. Это стимулирует нормальное психологическое развитие ребенка. Если не учить даже здорового малыша, это приведет к серьезным изменениям его психики, личности. Что уж говорить о детях с дефектами восприятия! Конечно, обучение проводят специальные педагоги-дефектологи, а не обычные учителя. Школа для малышей с нарушением слуха устроена не так, как обычная:

  • небольшие классы (4-6 человек);
  • учитель и несколько помощников (каждому малышу нужно внимание, помощь при разъяснении материала);
  • специальное оборудование для работы;
  • специальные учебные пособия.

Как и другие, эти школы делятся на начальное, среднее и старшее отделения. Основная нагрузка начальной школы — обучение речи. Тут идут в ход разные речевые методики. У детей с нарушением слуха большая проблема с воспроизведением, артикуляцией. Чем легче дефект, чем позднее он появился, тем проще научить малыша говорить. школа для детей с нарушением слухаЗдесь же учат языку жестов, азбуке глухих. Это дает детям возможность общаться между собой, вести нормальные дружеские беседы.

Последующее обучение в школе позволяет развивать навык устной речи, расширять словарный запас ребенка. Особенности такого образования в том, что его нельзя проводить по обычным учебным планам. Министерство образования разработало специальные планы и пособия. Но уже в старшей школе есть возможность учить детей по обычной программе. После завершения школы молодой человек получает аттестат – он прошел полный курс среднего образования. Возможно и дальнейшее обучение для получения специальности.

Психическое развитие

Особенности восприятия мира влияют на развитие психики малыша. И чем сильнее глухота, тем больше это влияние. развитие детей с нарушением слухаОчень часто родителям советуют вместе с ребенком посещать детского психолога. Это помогает ему избавиться от многих комплексов и пересмотреть свое поведение.

Для малышей с нарушением слуха определяющим фактором является, было ли это нарушение врожденным или приобретенным. Если малыш потерял слух полностью или частично, ему бывает очень тяжело адаптироваться к новым условиям жизни. Все меняется:

  • часто друзья отворачиваются от него;
  • нельзя ходить в свой садик или продолжать учебу в обычной школе;
  • многие любимые дела приходится забросить.

Конечно, нельзя оставлять сейчас малыша или подростка один на один с проблемой. Чтобы не случилось кризиса развитие детей с нарушением слухапсихического развития, родители должны быть рядом и оказывать поддержку. Точно не стоит постоянно указывать детям на их проблему, ограждать от обычной детской активности.

Если малыш с потерей слуха уходит в себя, это губительно для правильного психического развития. Лучше всего в таком случае проконсультироваться у врача, специалиста по работе с детьми с такими проблемами. Поддержка ребенку нужна будет не только в особой школе, но и дома.

Личность

Многое зависит от того, в какой среде воспитывается человек. Родители могут заложить две совершенно противоположные установки:

  • малыш понимает суть своего дефекта, осознает, что путь его развития будет не таким, как у других детей. Но он знает, что с помощью родителей, друзей, родственников, учителей он сможет реализовать свои возможности. Тут не только адаптация в мире, учеба, но и творчество, спорт, общественная деятельность;
  • малыш понимает, что он не такой как другие, у него есть серьезный дефект. Эта особенность воспринимается как негативная, ограничивающая его возможности. Он не сможет занять в мире какое-то достойное место, всегда будет нуждаться в помощи других.

Разница огромная. Развитие личности происходит у всех детей (с сохраненным интеллектом) вне зависимости от того, развитие детей с нарушением слухаслышат они или нет. Это лишь один из органов чувств. Если у малыша сохранилось зрение, вкусовые ощущения, обоняние, возможность двигаться, то он может вполне успешно развиваться.

С нарушением слуха связаны некоторые личностные особенности, но это никак не делает человека «второсортным», ненужным, бесполезным. Главное, чтобы у него была возможность общаться, так как это один из определяющих факторов развития личности.

Негативные последствия гиперопеки

Другой важный фактор — самостоятельная деятельность, независимость (хотя бы частичная), наличие ответственности. С физической точки зрения потеря слуха не ограничивает человека так сильно, как, например, слепота.

Детей нужно обязательно учить заботиться о себе – тут они мало чем отличаются от здоровых детей.

Глухой или слабослышащий ребенок вполне может заниматься собственной гигиеной, одеваться, кушать сам, играть, иметь какие-то домашние обязанности. Губительным для личностного развития было бы ограничение его в этих простых действиях.

Некоторые родители из самых благих побуждений пытаютсядети с нарушеним слуха оградить глухого ребенка от какой-то домашней работы, сложностей в учебе, проблем с другими детьми. Это негативно отражается на развитии личности, собственного и общественного «я». Установка, при которой дети чувствуют себя зависимыми, ограниченными, ведет к формированию очень опасных для личности качеств:

  • неадекватное возрасту поведение;
  • претензии к здоровым детям;
  • мысль, что «все мне должны»;
  • постоянная потребность в помощи взрослого;
  • эгоистичное поведение;
  • отсутствие воли.

Такое обращение с ребенком делает его инвалидом тогда, когда он им не является. Часто гиперопека родителей по отношению к детям с нарушением слуха тормозит их развитие, ведет к инфантилизму.

Эмоции

Дети с нарушением слуха проявляют меньший спектр эмоций. У них преобладает раздражительность, нетерпение. Они легко впадают в гнев. Это связано с невозможностью получать слухинормальную обратную связь от мира. Очень многое зависит от нашего голоса – так мы показываем мелкие нюансы настроения, шутки, сарказм. Если человек не слышит, он лишен возможности это понимать. С эмоциональной точки зрения, для глухих и слабослышащих детей, мир лишен многих красок.

При правильной работе с ребенком многие нюансы эмоционального поведения можно исправить. Очень важно, чтобы у таких малышей была возможность общаться друг с другом и со здоровыми детьми. Это помогает им учиться. Оставить его дружить и заниматься вместе только со слабослышащими и глухими – для эмоционального развития это будет очень вредно. Ведь дети копируют поведение другдети с нарушеним слуха друга, учатся, общаясь с другими. Так, от здоровых детей малыш с нарушением слуха получит навыки мимического выражения многих эмоций.

Опять же важно нормальное общение с родителями. Они — первые люди, которых увидит малыш. Он научится их улыбкам, будет лучше понимать, как реагирует на то или иное событие мама или папа. Не стоит ограждать кроху от обычных детских развлечений: походов в музеи, зоопарки, парки, совместных поездок. Это помогает ему получать позитивные эмоции. Так он не будет считать, что чем-то сильно отличается от других. Как и обычным детям, ему нужны радость, восторг, удивление – словом, самые разные впечатления.

Важность движения

Глухота или частичная потеря слуха могут серьезно повлиять на координацию движения. Обычно для таких людей характерно следующее:

  • шаркающая походка;
  • проблемы с координацией и ориентацией;
  • они часто падают;
  • плохо ощущают свое тело в пространстве.

У детей с проблемным слухом отмечается высокая двигательная активность. Даже несмотря на то, что малыш может часто падать, спотыкаться, он дети с нарушеним слухаочень подвижный. Это компенсация организма – еще один способ познавать мир. Так активизируется использование всех остальных, непострадавших видов восприятия. Часто бывает так, что малыш гиперактивен, но после быстро устает, нуждается в длительном дневном сне. Ничего страшного – его активность полезна для психического развития.

Если нет противопоказаний от врача, малышу можно попробовать себя в каком-то виде спорта. Существуют специальные секции для таких детей. Спорт поможет им преодолеть проблемы с координацией. Например, из-за особенности восприятия звуков как вибраций они могут хорошо танцевать.

Возможности музыкального развития

Многие дети со снижением слуха стали успешными музыкантами. Тут нет ничего удивительного. Их ограниченная способность слышать тут может стать вдруг очень полезной:

  • аудиограмма не влияет на звуковое восприятие;
  • развита вибрационная чувствительность;
  • легче улавливают ритм.

Не каждый ребенок может заниматься музыкой – это относится и к глухим детям. Зато, если есть дети с нарушеним слухапредрасположенность, ее можно использовать. Такая реализация своих способностей благоприятна для психического развития. Кроме того, можно научить малыша играть на музыкальном инструменте. Особенности восприятия звуков помогают им удерживать такт, ритм, не отвлекаться на посторонние звуки. Некоторые глухие музыканты отмечают, что их восприятие музыки совершенно особенное. Они ее «чувствуют» пальцами, телом, а не ушами.

Социальные возможности детей с нарушением слуха

Школой и кружками социальная жизнь таких детей не заканчивается. У них масса возможностей. Сегодня большинство музеев оборудовано программами помощи дети с нарушеним слухалюдям со сниженным слухом, проводятся экскурсии на языке глухих. Существуют всевозможные программы адаптации детей, а потом и взрослых людей. Возможно дальнейшее обучения по выбранным профессиям. Причем это не только профессиональное, но и высшее образование.

Родителям обязательно нужно узнать обо всех возможностях для детей. Чем активнее будет их жизнь, тем больше пси?