Развитие словаря ребенка в разных видах деятельности
Елена Бабич
Развитие словаря детей в разных видах деятельности
Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности. Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними.
В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе.
Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы — профессиональная лексика; в строительных играх — слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
Исключительные возможности для развития словаря создает творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря.
Публикации по теме:
Использование современных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми в разных видах деятельности
Атяшева Вера Дмитриевна. Старший воспитатель Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые.
Активизация словаря, развитие связной речи и творческого воображения в различных видах деятельности
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ, РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Использование арт-терапии в развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности
Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием методов арт-терапии,.
Использование игрового пособия «Чудо-парашют» в разных видах детской деятельности
Конспект по инновационным технологиям Тема:«Использование игрового пособия «Чудо-парашют» в разных видах детской деятельности». Цели и.
Консультация для педагогов на тему «Групповой сбор как способ развития детской инициативы в разных видах деятельности»
Консультация на тему: «Групповой сбор — как способ развития детской инициативы в разных видах деятельности» Слайд 2. Ребенок дошкольного.
Консультация для родителей «Роль педагога в разных видах деятельности детей»
Любая деятельность детей сопровождается педагогом. Например,при игровой активности ипользую различные приемы: -добавляю количество персонажей;.
Консультация для молодых педагогов ДОУ «Педагогические задачи в разных видах деятельности»
.
Проект «Развитие самостоятельности в разных видах деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников»
Участники проекта: — Воспитатели групп (средняя, старшая,подготовительная) — Дети — Специалисты — Родители Актуальность. В федеральном.
Пути развития речевого общения детей 4-го года жизни в разных видах деятельности
Развитие речи и речевого общения в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности.
Совершенствование связной речи дошкольников в разных видах деятельности. Обучение детей рассказыванию
Совершенствование связной речи дошкольников в разных видах деятельности. Обучение детей рассказыванию. Развитие связной речи занимает одно.
Источник
Способы формирования словаря в разных видах
детской деятельности
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3,5 тысяч
Формирование словаря детей разных возрастных групп реализуется в тех или иных видах детской деятельности это может быть: обучение, игра, труд, бытовая или повседневная деятельность, восприятие произведений искусства, т.е. любая деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.
В повседневной жизни дети самостоятельно пользуются речью из своего словаря. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т.д.
Обучение – это планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и формирование соответствующего словаря, Основная форма дошкольного обучения – это непосредственно образовательная деятельность.
Для обогащения словаря, а также расширения и уточнения знаний дошкольников, активизации памяти и эмоций – используются следующие приемы: беседа, объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений (или отрывков), в том числе пословиц, загадок, рассматривание картин и картинок, игрушек, показ наглядного материала, игровые приемы (кратковременные словесные игры или упражнения, привлечение игрового персонажа или создание игровой ситуации, например получение «письма» или «бандероли» из другого детского сада и т.п.).
Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач. Одна группа специфичных приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его. Характер беседы должен быть непринужденным, естественным, при котором не только допускаются хоровые реплики детей, живые реакции, смех, но и должны быть видны серьезные усилия их мысли.
Воспитателю нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо. Для того, чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу.
В обогащении словаря малышей очень велика роль художественной литературы. Для введения эмоциональной лексики особенно ценны сказки, стихи, потешки, прибаутки. Произведения художественной литературы используются и на прогулке, и в повседневном общении, и на других занятиях. Воспитатель читает детям стихи, загадывает загадки. Словарь малышей следует обогащать меткими словами и выражениями народной речи: косолапый мишка; петушок — золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка; красное солнышко; травушка-муравушка; зайчик-побегайчик, лягушка-квакушка и др.
Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы — профессиональная лексика; в строительных играх — слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
Рассматривание игрушек как метод словарной работы используется во всех возрастных группах. Подобные занятия проходят интересно, так как при этом используется игровая деятельность детей: игрушку трогают, двигают, катают и пр. Эти занятия важны и с воспитательной точки зрения. Одновременно с развитием словаря ребенка учат правильно обращаться с игрушкой, воспитывают аккуратность, активизируют коллективные игры с игрушками.
Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря.
Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.
В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе.
Словарная работа проводится на всех занятиях по другим разделам программы. Например, на занятиях по изобразительной деятельности дети осваивают названия предметов, оборудования, материалов, их качеств; занятия по физической культуре помогают уточнить и закрепить глаголы движения и т.д.
Исключительные возможности для развития словаря создает творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей.
Закрепление и активизация словаря происходит в процессе рассматривания картин. Используются настенные предметные и сюжетные картины. Предметные картины служат для уточнения названий предметов, признаков (петух, петушок, большой, красивый, у него гребешок, бородка, клюв, ноги, хвост; курица, наседка, цыплята). Сюжетные картины служат для активизации словаря («Наша Таня», «Мы играем»). Можно использовать серии картинок и фотографий, связанных одной темой.
Картины рассматриваются, по ним проводятся беседа и рассказывание, способствующие развитию речевой активности детей, формированию обобщающей функции слов, умений употреблять их в связной речи. С настольными мелкими картинками организуются дидактические игры.
Например, закрепление названий одежды происходит в игре с парными картинками «У кого такая картинка?». Один набор картинок у воспитателя, другой роздан детям. Воспитатель показывает картинку и спрашивает: «У кого такая же? Что это у тебя?»
Большое место занимают экскурсии в природу. Природа дает много интересного для наблюдений и для развития словаря.
При посещении парка зимой внимание детей обращают на снегопад, на то, что деревья стоят в снежном уборе, мороз, метель, небо серое, пасмурное. Весной наблюдают голубое небо, яркое солнце, на деревьях набухли почки или уже распускаются листочки. Дети узнают новые слова: капель, почки; закрепляют известные: сосульки, ручейки. Осенью наблюдают листопад, деревья, стоящие в золотом уборе, слушают шелест под ногами опавших листьев, собирают семена, срезают цветы. Дети узнают названия цветов (астры, циннии, георгины), их окраску (синяя, сиреневая, розовая), величину, форму, определяют цветы по запаху.
Много ценного для обогащения словаря дают наблюдения на прогулке за состоянием погоды. Так, можно научить детей определять силу ветра по раскачиванию деревьев, одновременно употребляются слова ветер слабый, сильный, порывистый; срывает, гонит листья, раскачивает, ломает, подгоняет.
Проводится рассматривание предметов и живых объектов. Объектами наблюдений в значительной степени остаются те же предметы и явления, но расширяется круг знаний о них, наблюдения усложняются. Дети узнают не только названия животных, но и чем они питаются, какую пользу приносят людям.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
Источник
Светлана Павленко
Формирование словаря у детей дошкольного возраста во всех видах деятельности
1 слайд.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важнейших задач развития речи.
2 слайд
Задачи:
Помочь ребенку в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления.
2. Формировать словарь ребенка, обогащая его и пополняя.
3. Выявить детей с низким уровнем развития словаря.
4. Провести работу над пополнением словаря детей, через все виды деятельности.
3слайд
4 слайд
Занятие с детьми по картинкам занимает в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.
5 слайд
Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, сохраняется в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
6 слайд
Общие требования к организации и методике проведения занятий:
Единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).
Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятий.
Наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности.
Единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии.
7 слайд
Вернейшим путем к тому, чтобы те или другие слова или выражения были восприняты ребенком, является частое и надлежащее употребление их воспитателем в своей собственной речи и еще больше – живые образцы литературной, художественной речи, в которой они встречаются.
8 слайд
Речь воспитателя должна быть образцом для подражания, «слова – паразиты», воспитателю нужно научиться задавать вопросы продуктивного характера, не требующие прямого ответа.
9 слайд
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Поэтому, одним из важных средств развития речи детей является создание развивающей среды. В группе мы оборудовали различные развивающие зоны: «Наша улица», «Уголок природы», «Мини-лабораторию», «Уголок по развитию мелкой моторики», разные виды театров, «Уголок настольных игр и игрушек», музыкальный уголок, «Книжный и ИЗО уголок» речевой уголок, уголки для сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Библиотека», «Больница», «Парикмахерская», в группе есть конструкторы разных видов и размеров.
Словарь формировался через следующие приемы работы:
1Рассматривание и обследование предметов
2 Наблюдения за животными, растениями
3 За деятельностью взрослых.
4 Осмотры помещения детского сада
5 Целевые прогулки
6 Экскурсии (социальное окружение, природа)
7 Ознакомление с природой
8 Показ видеофильмов, презентаций
9 Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием
10 Рассматривание игрушек
11 Рассматривание картин знакомого содержания
12 Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале)
13 Дидактические игры с игрушками, предметами
14 Дидактические игры с картинками
15 Игры — театрализации
16 Словесные игры. Загадывание и отгадывание загадок.
Источник
Елена Кумицкая
Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности.
«Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь
много ума, чтобы пользоваться им»
Г. Гегель.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесна связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.
Детский сад- это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры.
Работая над развитием речи дошкольников ставлю перед собой цель:
Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.
Для этого решаю следующие задачи:
–Создать в группе развивающую среду;
—Развивать все компоненты устной речи: грамматический строй речи, связную речь;
-Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;
—Развивать мелкую моторику рук.
Считаю, что качество и результативность проводимой мной работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В группе созданы все условия для развития речи детей:
«Речевой уголок» (В нем размещены все необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры).
«Театральный уголок»
(Очень важна для ребенка театральная деятельность. Участвуя в спектакле дети обмениваются информацией, что способствует общению детей, взаимодействие и сотрудничество между ними. Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубы», «Заводим мотоцикл» и т. д)
«Сюжетно –ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью»
(Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Развивается диалогическая речь.
«Книжный уголок»
(Необходимый элемент предметно развивающей среды. В нем выставляем различные книги, портреты писателей. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать.
В свой работе использую различные методы и формы:
Методы речевого общения
Наглядный
Практический
Словестный
Формы работы с детьми
. Непосредственно – образовательная деятельность. Составление описательных рассказов
Решаю задачи из всех разделов программы: развиваю навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности; помогаю реализовать возможности речевого развития.
Также использую музейную педагогику. Она помогает интегрировано решать задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Развитие связной речи посредством художественной литературы.
. Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Значительно чаще рассказываю им о писателях, знакомлю с историей произведения, расширяю и усложняю круг чтения детей. Художественная литература служит действенным, нравственного и эстетического воспитания. Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас. Большим плюсом в работе с детьми по речевому развитию является то, что нам помогают сотрудники детской библиотеки, с которыми совместно проводятся мероприятии для детей: «Библиобус», инсценировки сказок, выставки, обзор литературы.
. Художественное творчество и развитие речи
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности детей учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
Развитие речевого общения через игровую деятельность
Через игру побуждаю детей к общению друг с другом. а сюжетно-ролевая игра способствует:
— закреплению навыков пользования инициативной речью,
— совершенствованию разговорной речи,
— обогащению словаря,
-формированию грамматического строя языка и т. д.
Развитие речи средствами дидактической игры
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Развитие речи на прогулке
Прогулка — это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
Подвижные игры в речевом развитии
Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.
Во время игры стремлюсь к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
Подвижные игры бывают:1. С разнообразными движениями и пением: «У соседа лучше», «Ровным кругом», «Карусель», «Курочка и цыплята», «Воробушки и автомобиль», «Совушка»
2. С бегом: «Перемени предмет», «Найди себе пару», «Ловишка», «Поймай ленту», «Хитрая лиса»
3. С прыжками: «Кролики», «Не оставайся на полу», «Мой веселый, звонкий мяч», «Удочка», «Лягушки и цапля»
4. С подлезанием и лазанием: «Лиса в курятнике», «Медведи и пчелы», «Пожарные на учении»
5. С метанием и ловлей: «Охотники и зайцы», «Мяч водящему», «Мяч в корзину», «За мячом»
6. На ориентировку в пространстве: «Волшебные елочки», «Перелет птиц», «Осенние листочки», «Цветные автомобили», «Найди свой домик»
7. Хороводные игры: «Эхо», «Горшки», «Мышеловка»
8. С мячом
Работа с родителями
Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками. В нашем ДОУ используются различные формы работы с родителями: индивидуальная (беседа, консультации и рекомендации) ;
информационно-практическая (тематические консультации, информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания, открытые просмотры занятий, неделя открытых дверей, групповые открытые занятия с участием родителей и библиотека для родителей) ;
информационно-аналитическая (анкетирование и опросы.)
Так же проводим беседы по просьбе логопеда, передаем домашнее задание.
Рекомендации родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии
Источник