Развитие словаря ребенка при онр

Развитие словаря ребенка при онр thumbnail

Впервые
теоретическое обоснование ОНР был
сформулировано в результате исследований
различных форм речевой патологии у
детей дошкольного и школьного возраста,
проведенных Р.Е. Левиной и коллективом
научных сотрудников НИИ и дефектологии
в 50–60-х годах ХХ в. [38; с.18].

В
настоящее время под термином общее
недоразвитие речи следует понимать
форму речевой аномалии, при которой
нарушено формирование всех компонентов
речевой системы, относящихся к звуковой
и смысловой стороне речи у детей с
нормальным слухом и первично сохранным
интеллектом [22; с. 12].

Филичева
Т. Б. и Чиркина Г. В. дают следующее
определение общему недоразвитию речи:
ОНР – различные, сложные речевые
расстройства, при которых у детей
нарушено формирование всех компонентов
речевой системы, относящихся к звуковой
и смысловой стороне, при нормальном
слухе и интеллекте.

У
детей с ОНР на разных уровнях отмечается
ограниченный словарный запас, характерны
значительные индивидуальные различия,
которые во многом обусловлены различным
патогенезом. Так же дошкольникам с ОНР
характерно расхождение объема пассивного
и активного словаря, однако они понимают
значения многих слов, поэтому их пассивный
словарь близок к норме. Актуализация
словаря и употребление слов в экспрессивной
речи, вызывает большие затруднения [56;
с. 17].

Бедность
словаря проявляется, например, в том,
что дошкольники с ОНР даже 6-летнего
возраста не знают многих слов: названий
овощей, птиц, цвета, диких и домашних
животных, птиц, посуды, профессий, многих
геометрических фигур, частей тела и т.
д. 

У
детей с ОНР нарушение развития словаря
проявляется в более позднем формировании
лексической системности, организации
семантических полей, качественном
своеобразии этих процессов.

Характеристика
сформированности словаря детей с ОНР.

1-й
уровень

– активный словарь
детей в зачаточном состоянии. Он состоит
из звукоподражаний, лепетных слов и
небольшого количества общеупотребительных
слов. Значения слов неустойчивы и
недифференцированы. Звуковые комплексы
непонятны для окружающих, часто
сопровождаются жестами. Дети могут
пользоваться отдельными общеупотребительными
словами, но эти слова недостаточно
сформированы по структуре и звуковому
составу, а так же употребляются в неточных
значениях.

Дифференцированное
обозначение предметов и действий почти
отсутствует. Объединение предметов по
тем или иным названиям определяется
сходством отдельных, частных признаков.
Ориентируясь на внешнее сходство, дети
один и тот же предмет в один и тот же
момент называют по-разному. Названия
действий часто обозначают названием
предмета. Слова, обозначающие отвлеченные
значения, не используются.

Пассивный
словарь
шире активного, но понимание речи вне
ситуации ограничено. Отсутствует
понимание значений, грамматических
изменений слова (единственных и
множественных чисел, женских и мужских
родов прилагательных, прошедшего времени
глаголов) [40; с. 3]. Существенную роль
играет лексическое значение слов, а
грамматические формы дошкольниками не
учитываются. Так же отмечается смешение
значения слов, имеющих сходное звучание.

2-й
уровень

– активный словарь
расширяется за счет некоторых
прилагательных (особенно качественных).
В речи используются личные местоимения,
изредка простые предлоги и союзы в
элементарных значениях. Пояснения слов
иногда сопровождается жестами. Нередко
одно название заменяется другим названием
– сходным, с добавлением частицы “не”
(Например: “помидор” – “ яблоко не”).
Отсутствует навык словотворчества и
словообразования.

Пассивный
словарь.
Используются отдельные формы
словоизменения. Наблюдаются попытки
изменить слова по родам, числам и падежам,
глаголы по временам, но часто эти попытки
оказываются неудачными. Дети со 2-м
уровнем ОНР могут не соотнести имена
существительные в числе, роде и падеже;
они употребляются в основном в именительном
падеже, а употребление их в косвенном
падеже носит случайный характер. Детям
свойственно незнание частей предметов
и их размеров, форм, цветов [48; с. 36-39].

3-й
уровень

– в активном словаре
преобладают существительные и глаголы,
реже прилагательные. Наблюдается большое
количество ошибок в использовании
простых предлогов, а сложные почти не
употребляются. Отмечается незнание и
неточное употребление некоторых слов
(кресло — диван), а так же близких по
звучанию слов (смола — зола); замена
названий частей предметов названиями
целых предметов. Даже знакомые глаголы
дети часто недостаточно дифференцируют
по значению (поить — кормить).

Замены
слов происходят как по звуковому, так
и по смысловому признаку. Прилагательные
употребляются преимущественно
качественные, обозначающие признаки
предметов: величина, цвет, форма.
Относительные и притяжательные имена
прилагательные используются для
выражения хорошо знакомых отношений.
Наречия используются редко.

В
речи используются местоимения различных
разрядов, а так же простые предлоги для
выражения пространственных отношений:
в, к, над, под и др., а временные, причинные,
разделительные отношения с помощью
предлогов выражаются реже. Редко
используются предлоги: около, между,
сквозь; они могут опускаться или
заменяться [22; с. 214].

Пассивный
словарь
близок к норме, но все же ограничен, так
как часто отмечается неточный выбор
слов.

4-й
уровень

– Нерезко выраженное недоразвитие речи
(по Филичевой Т. Б.).

У
детей с данным уровнем недоразвития
речи, несмотря на разнообразный предметный
словарь, отсутствуют слова, обозначающие
названия некоторых животных, растений
(кактус), профессий людей (пианист),
частей тела (локти, ноздри). Отвечая на
вопросы, дети смешивают родовые и видовые
понятия (елки — лес). При обозначении
действий, признаков предметов используются
типовые, исходные названия (прямоугольник
— квадрат). Лексические ошибки проявляются
в замене слов, близких по значению.

Дети
с 4 – м уровнем достаточно легко
справляются с подбором общеупотребительных
антонимов, указывают на размер предметов,
на пространственную противоположность
(далеко — близко) и оценочную характеристику
(плохой — хороший). Недостаточный уровень
сформированности лексических средств,
особо ярко проявляются в понимании и
употреблении фраз, пословиц с переносным
значением [23; c.
6-9]

Особенно
большие различия между детьми с нормальным
и нарушенным речевым развитием наблюдается
при актуализации предикативного словаря.
В глагольном словаре детей с ОНР
преобладают слова, обозначающие действия,
которые ребенок ежедневно выполняет
или наблюдает. У дошкольников с ОНР
выявляются трудности в назывании многих
прилагательных, употребляющихся в речи
их нормально развивающихся сверстников.
Большие затруднения вызывают слова
обобщенного значения, слова, обозначающие
оценку, качества, признаки и др.

Нарушение
словаря у детей с ОНР наблюдается в
поиске нового слова и в трудности
актуализации пассивного словаря.

Характерной
особенностью лексики детей с ОНР является
неточность употребления слов, выраженная
в вербальных парафразиях. Иногда дети
используют слова в слишком широком
значении, в других – появляется наоборот,
слишком узкое понимание значения слова.
Детям с общим недоразвитием речи
свойственно употребление определенного
слова, лишь в конкретной ситуации,
однако оно не вводится в контекст другой
ситуации. Поэтому, понимание и употребление
слова носит еще и ситуативный характер,
что объясняет большое количество
вербальных ошибок, проявляющихся в
заменах слов, относящихся к единому
семантическому полю [7; с.24].

Замены
прилагательных говорят о том, что детям
трудно выделить признаки и качества
предметов, дифференцировать признаки
высоты, величины, толщины, ширины
(например: высокий – большой, широкий
– большой, маленький – низкий, узкий —
тонкий) [30; с.19].

По
мнению Р.И. Лалаевой организация
семантических полей у детей с ОНР имеет
специфические особенности, основными
из которых являются следующие:

– ассоциации
у детей с ОНР, в отличие от детей с
нормальным речевым развитием, в большей
степени носят немотивированный, случайный
характер;

– наиболее
трудным звеном формирования семантических
полей у детей с ОНР, является выделение
центра семантического поля и его
структурная организация;

– у
детей с нарушениями речи наблюдается
малый объем семантического поля, что
проявляется в ограниченном количестве
смысловых связей;

– период
реакции на слово-стимул у детей с ОНР
сравнительно длительнее, чем в норме
[29; с.23].

Задания
на подбор противоположных слов (антонимов)
и слов близких по значению (синонимов),
требует достаточного объема словаря,
сформированности семантического поля,
сопоставления слова по признаку
принадлежности. Для дошкольников с ОНР
эти задания оказываются сложными к
преобладающему количеству слов, в
отличие от детей с нормой [39; с. 24].

Характерным
для таких детей является недифференцированное
произношение звуков, замена звуков
более простыми по артикуляции. Отмечается
нестойкость замен, сочетание нарушенного
и правильного произношения. Структура
многосложных слов часто упрощена,
сокращена, имеются пропуски слогов. На
фоне относительно развернутой речи
выявляются неточность употребления
слов и словосочетаний по смыслу, нарушение
лексической системности, затруднения
в словообразовании и словоизменении.

В
активном словаре преобладают имена
существительные и глаголы. Дети испытывают
затруднения при использовании абстрактной
и обобщающей лексики, в понимании и
употреблении слов с переносным смыслом,
не используют в речи синонимы, антонимы
[21; с. 43].

Дети
с ОНР не могут самостоятельно выйти на
онтогенетический путь речевого развития,
поэтому они нуждаются в эффективной
логопедической помощи. Коррекция речи
– длительный процесс, направленный на
формирование речевых средств, достаточных
для самостоятельного развития речи в
процессе общения и обучения.

Итак,
для детей с разными уровнями ОНР,
характерным является: недифференцированное
произношение звуков, замена звуков
более простыми по артикуляции; нестойкость
замен сочетается в правильном и нарушенном
произношении. Структура многосложных
слов часто упрощается, сокращается,
пропускаются слоги. В словаре преобладают
имена существительные и глаголы. Дети
испытывают затруднения при использовании
обобщающей и абстрактной лексики, в
понимании и употреблении слов с переносным
значением, с трудом используют в речи
синонимы, антонимы [21; с. 43].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Марина Мелешко
Коррекция словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Мелешко М. М., студентка ШГПУ

научный руководитель: Калинина. О. В., канд. психол. наук, доцент ШГПУ

г. Шадринск

КОРРЕКЦИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема коррекции словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, предложены диагностические методики для обследования уровня сформированности словаря у детей 5-6, дан анализ результатов этого обследования, установлены особенности словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Предложена система логопедических занятий, направленные на коррекцию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и обоснована их эффективность.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи III уровня, коррекция словаря, номинативный, предикативный, атрибутивный словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь обобщающих слов.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Проблема его формирования, развития и коррекции занимает важнейшее место в современной логопедии. Вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его формирования и коррекции является одним из актуальных вопросов. Между тем у современных детей часто наблюдается бедность словарного запаса, аграмматичность речи. Это происходит под влиянием улицы, средств массовой информации (телевидения, радио, которые часто наполнены бессмысленной и безграмотной информацией, которую дети слушают бесконтрольно.

Для детей с общим недоразвитием речи III уровня коррекция словаря имеют особо важное значение, так как именно эти дети испытывают значительные трудности при овладении словарем и развитии лексической стороны речи, от чего у них имеются трудности в свободном общении с другими людьми, в процессе обучения и разных видах детской деятельности.

В работах логопедической направленности (Н. С. Жукова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова, Р. Е. Левина, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.) отмечается, что коррекция словаря детей с ОНР III уровня – необходимый, хотя и сложный и длительный процесс, так как трудности, которые испытывают эти дети при усвоении программы дошкольной образовательной организации и при дальнейшем обучении в школе, чаще всего обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря.

Анализ количественных и качественных данных развития словаря в онтогенезе ребенка дошкольного возраста показывает, что его объем постоянно увеличивается, преобладают имена существительные, глаголы и прилагательные. У детей с общим недоразвитием речи III уровня эти процессы происходят замедленно и с нарушениями, поэтому они нуждаются в логопедической работе по коррекции словаря.

Коррекция словаря в нашем исследовании рассматривается как процесс и результат его обогащения, улучшение качества понимания значения слов и активизации употребления новых слов в речи (Е. Ф. Соботович).

Важность и социальная значимость проблемы коррекции словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня определяет постоянный поиск новых и эффективных методов и средств решения этой проблемы.

Объект исследования: процесс формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования: особенности логопедической работы по коррекции словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Выделить особенностей словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

3. Разработать и апробировать программу логопедической работы по коррекции словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

В ходе работы использовались следующие методы исследования:

1. Анализ литературы по проблеме исследования.

2. Наблюдение, беседа.

3. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Целью экспериментальной работы, проведенной на базе МБДОУ – Детский сад «Алёнка» г. Советский, Советского района, Тюменская область, ХМАО-Югра, являлась разработка и апробация логопедической работы по коррекции словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровня.

На этапе констатирующего эксперимента для обследования уровня сформированности словаря у детей с ОНР III уровня использовались 4 методики.

1. Методика Г. А. Волковой – на выявления уровня сформированости лексического строя речи.

2. Методика О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой для обследования объема и особенностей активного и пассивного предметного словарного запаса.

3. Методика И. А. Смирновой на оценку понимания и употребления слов предметного и атрибутивного значения, антонимов и обобщающих слов.

4. Методика М. А. Поваляевой на выявление способности ребенка быстро подбирать наиболее точное слово, умения правильно употреблять обобщающие слова в речи.

По результатам обследования было установлено, что 40% детей показали низкий уровень, 50% – средний уровень и 10% – высокий уровень сформированности словаря. Таким образом, большинство детей с ОНР III уровня демонстрируют средний уровень сформированности словаря, что не соответствует возрастной норме.

Установлены следующие особенности словаря детей с ОНР III уровня:

1. В активном словаре имен существительных по количеству гораздо больше, чем других частей речи (глаголов, имен прилагательных, наречий, предлогов).

2. Номинативный словарь беднее, чем у детей с нормальным речевым развитием, что вызывает трудности при переводе слов из пассивного в активный словарь, употребление слов в несвойственных им значениях.

3. Затруднения возникают при подборе и употреблении имен прилагательных и предлогов, обобщающих и многозначных слов, синонимов, антонимов.

Все это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности активного и пассивного словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста, что подтверждает необходимость проведения с ними логопедической работы по коррекции словаря.

Логопедическая работа по коррекции словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровнябыла разработана нами с учетом следующих принципов: системности, опоры на закономерности онтогенетического развития, ориентации на зону ближайшего развития ребенка, поэтапного формирования умственных действий, последовательности и постепенного усложнения заданий, наглядности, дифференцированного и индивидуального подходов.

Основными задачами логопедической работы по коррекции словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня являлись:

1. Обогащение словаря детей новыми словами, усвоение слов, ранее не известных ребенку, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в словаре ребенка.

2. Обогащение словаря ребенка в первую очередь за счет слов общеупотребительной лексики.

3. Закрепление и уточнение словаря.

4. Активизация словаря.

Исходя из результатов нашего исследования, коррекция словаря у детей с ОНР III уровня на логопедических занятиях проводилась по следующим направлениям /темам:

1. Развитие номинативного (предметного) словаря.

2. Развитие предикативного словаря (словаря глаголов).

3. Развитие атрибутивного словаря (словаря имен прилагательных).

4. Обогащение словаря синонимов.

5. Обогащение словаря антонимов.

6. Развитие словаря обобщающих слов.

Для осуществления дифференцированного и индивидуального подходов в коррекции словаря у детей с ОНР III уровня нами был составлен план подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий по коррекции словаря у детей с ОНР III уровня.

Всего было проведено 24 подгрупповых занятия (по 4 занятия по каждой из 6-ти тем) и 60 индивидуальных занятий (по 2 занятия по каждой теме).

Для успешной коррекции словаря у детей с ОНР III уровня в логопедической работе использовались две группы методов.

Первая группа – методы увеличения объема словаря посредством ознакомления с окружающим миром, его предметами и явлениями, рассматривания и обследования предметов, наблюдений, осмотров помещений детского сада, чтения художественных произведений, рассматривания изображений на картинках, фотографиях, компьютерных презентациях.

Вторая группа – методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны, посредством рассматривания игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, дидактических речевых игр и упражнений.

Среди приемов, способствующих коррекции словаря у детей с ОНР,на логопедических занятиях использовались следующие:

– показ и называние нового предмета или действия, его существенных признаков и рассказ логопеда об этом предмете или действии;

– проговаривание нового слова сначала хором, затем индивидуально для закрепления правильного его произношения;

– объяснение значения нового слова с помощью однокоренных слов и слова обобщающего характера (например, сахар – сахарница – это посуда, в которой хранят сахар и т. д.);

– использование синонимов для уточнения значений слова (например, громадный дом – высокий, высоченный, большой, огромный);

– подбор названий предметов к действиям и наоборот (например, рисовать – рисунок, чтение – читать и т. д.); наречий к названиям действий (например, говорить (как) громко, тихо, быстро, медленно и т. д.); определений-эпитетов (имен прилагательных) к предметам (например, трава (какая) зеленая, свежая, молодая и т. д.); однокоренных слов (например, лес – лесной, лесник, лесовичок, перелесок, лесосека, лесопарк и т. д.)

Эти методы и приемы на логопедических занятиях по коррекции словаря у детей с ОНР III уровня использовались в комплексе.

Логопедическая работа по коррекции словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня осуществлялась в два этапа. На первом этапе обогащался пассивный словарь, на втором – слова из пассивного словаря переводились в активный словарь и осуществлялось их активизация и закрепление с помощью специальных речевых упражнений и дидактических игр, помогающих ребенку использовать новые слова в речи.

Исходя из полученных нами результатов, у дошкольников с ОНР значительно хуже, чем номинативный и предикативный словарь, сформированы словарь синонимов, антонимов и атрибутивный словарь. Поэтому логопед обязательно занималась работой по расширению и активизации словаря синонимов, антонимов и атрибутивного словаря.

На каждом логопедическом занятии обязательно проводилась работа по уточнению лексического значения новых слов, по обучению детей умственной операции классификации предметов (разложить картинки на группы по их обобщенным названиям – фрукты, овощи, мебель, одежда, обувь, транспорт, дикие животные, домашние животные и т. д.).На каждом логопедическом занятии активно использовалась наглядность: красочные и яркие рисунки, схемы, которые помогали детям овладеть различными категориями предметов, представить их образы, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями и т. д.

Дидактические речевые игры являлись эффективным средством коррекции словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня. Это игры по коррекции и активизации номинативного словаря и словаря прилагательных («Наблюдательность», «Хамелеон», «Один – много» и др., коррекцию словаря глаголов («Что делает кукла», «Что происходит в природе», «Кто может совершать эти движения», расширение словаря антонимов («Скажи наоборот») и словаря синонимов («Похожие слова») и т. д.

Результаты повторного диагностического обследования детей с ОНР III уровня показало, что 30% детей стали демонстрировать высокий уровень сформированности словаря, 70% детей имеют средний уровень, не осталось детей с низким уровнем. Все дети улучшили свои показатели и перешли со среднего на высокий или с низкого на средний уровень сформированности словаря, что свидетельствует об эффективности логопедической работы.

Таким образом, предложенная нами логопедическая работы по коррекция словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проводилась по шести направлениям (темам) и включала групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми.

Предложенное нами содержание логопедической работы по коррекции словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня позволяет преодолеть трудности формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Его использование возможно в логопедической работе, в работе дефектолога, психолога, на занятиях по развитию речи, проводимых воспитателями детского сада, также ими могут пользоваться родители детей.

Список литературы

1. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] : Учеб-метод. пособие / Н. С. Жукова. – М.: Соц. -полит, журн., 1994. – 96 с.

2. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты [Текст] / А. Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.

3. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева,

Н. В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.

4. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.

5. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) [Текст]: Учеб. пособие для студентов / Е. Ф. Соботович. – М.: Классике Стиль, 2003. – 160 с.

6. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 5-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.

7. Шаховская, С. Н. Развитие словаря в системе работы при ОНР [Текст] / С. Н. Шаховская // Психолингвистика и современная логопедия. – М., 1997. – С. 41-47.

Источник