Развитие слепого ребенка в семье

Развитие слепого ребенка в семье thumbnail

Совсем непросто воспитать здорового ребенка, а если он родился слепым, это просто испытание для родителей. Можно представить себе чувства родителей, шок, растерянность, неподготовленность их к воспитанию такого ребенка.

Воспитание слепых детей в семье 

Жизнь поставила перед ними тяжелую задачу и им необходимо помочь такому ребенку адаптироваться, вместе преодолеть все невзгоды и научить его жить полноценной нормальной жизнью.

Нельзя упускать ни минуты и начинать заниматься с малышом необходимо с первых недель, так как его поведение совсем не отличается ничем от поведения здоровых детей.

Уделяйте внимание интеллектуальному, физическому, психическому развитию, старайтесь развивать те органы, которые в будущем заменят ему зрение. Это слух, обоняние, осязание, им нужно уделять особое внимание при воспитании слепого ребенка.

 Воспитание слепых детей в семье

В этот же период вашему малышу крайне нужна информация об окружающем мире, и чем ее больше, тем лучше для него. Вам необходимо создать адекватную среду для ребенка, где все способствовало бы активному развитию органов чувств. Не нужно, например, его пеленать очень туго, он должен получать максимальное представление о пространстве, которое его окружает.

Обязательно большое внимание уделите тактильным контактам. Помогайте ему в этом, давайте ощупывать как можно больше различных поверхностей. Пусть они будут различной текстуры: шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые. Будет намного эффективнее, если ваш малыш будет лежать на тканях с разной текстурой.

Следующий важный этап — дайте ребенку больше представления о формах предметов, покажите, что они могут перемещаться и в пространстве менять положение.
Если же у вашего ребенка есть остаточное зрение, желательно сопровождать любое перемещение предмета включением фонарика или звуковым эффектом.

У слепых детей есть одна особенность – они не так шустры и подвижны, как дети здоровые.

Совершенствование их вестибулярного аппарата происходит естественно медленнее. Исходя из этого, крайне важно брать ребенка на руки и прогуливаться вместе с ним. Приветствуется переворачивание ребенка, изменение положения в пространстве.

Музыка в воспитании слепого ребенка вообще отдельная тема. Значение музыки огромно, и сложно переоценить эффект, который имеют для развития ребенка музыкальные образы.

Они помогают быстрее привыкать и ориентироваться в окружающем их мире, так как слух является одним из важнейших человеческих органов чувств, а для слепого ребенка – особенно.

Родители не должны замыкать его в замкнутом пространстве, он должен слышать не только их голоса, а голоса и других присутствующих людей. Благодаря этому он научится быстрее различать всех по голосам. И, когда вы увидите, что он встречает посторонних людей с милой улыбкой, тогда вы поймете, ваш ребенок готов к контактам с окружающим миром.

СЕМЬЯ СЛЕПОГО РЕБЕНКА

Рождение слепого ребенка порою оказывается настоящей трагедией для семьи. Это настолько неожиданно, что совсем не приносит морального облегчения матери, которого она естественно ожидала к концу беременности.

 Воспитание слепых детей в семье

Роды, сами по себе стресс для женщины, а рождение ребенка с недостатком – стресс вдвойне. И, наступает для мамы и для семьи период тревоги и неопределенности. Они часто начинают задаваться вопросом, почему такое случилось именно с ними и с их ребенком.

Родители остро начинают переживать такое к нему чувство несправедливости, что в дальнейшем может сказаться и на психическом состоянии родителей. Получается, когда их ребенку крайне необходима их помощь, они сами нуждаются в ней, замыкаются и довольно ревниво относятся к другим здоровым детям.

Именно на этом этапе родителям нужно перестать себя жалеть и повернуться лицом к ребенку и его проблемам. И, именно родители смогут помочь сделать жизнь своего ребенка счастливой и удачной. Слепой ребенок может быть и веселым, и любознательным, а в дальнейшем получить высшее образование, овладеть профессией и стать самостоятельным.

Самые тяжелые для родителей первые три года жизни ребенка. В этот период происходит формирование личности и важно не упустить этот момент.

В дошкольные годы устанавливается очень тесная связь с матерью и взрослыми членами семьи. Общаясь с ними, ребенок постепенно накапливает определенный опыт, усваивает навыки познавательной деятельности. Взрослые всегда должны помнить, что чем раньше они начнут заниматься с ребенком, тем лучше он будет адаптироваться в будущем. И, родители, не то чтобы должны, они просто обязаны помогать ребенку.

Что не нужно делать родителям слепого ребенка?

Постоянная опека родителей ни к чему хорошему не приведет. Нет необходимости чрезмерно проявлять заботу о ребенке, оберегать его от падений и ушибов, разных жизненных ситуаций.

Многие родители не дают ребенку ни ползать, ни ходить самостоятельно и не понимают, как вредят малышу, так он вскорости и совсем разучится ходить. Случается и так, что родители, бабушки и дедушки стремятся выполнить все действия за него, которые ему вполне под силу.

Тем самым, сами того не желая, они так запугают ребенка, что он и шага без них не сделает, а окружающий мир будет казаться ему опасным и страшным.

Маму устраивает, что он сидит тихо в своей кроватке или манеже, упасть ему некуда, а любое желание за него они мгновенно исполнят. Да и вообще, такие родители видят свою роль исключительно в служении ребенку, а затем и на протяжении всего взросления. В итоге родители и общество получают безвольного и апатичного человека, не способного ни на какие поступки.

 Воспитание слепых детей в семье

Существует и другая группа родителей, которые испытывают негативные эмоции к ребенку. Они стыдятся его, всеми силами пытаются скрыть от окружающих факт слепоты, а себя считают несчастными. К чему такое поведение родителей приводит? К полнейшей изоляции ребенка. Они лишают его любви, родительской заботы, общению со сверстниками, не верят в его возможности и способность стать личностью.

Читайте также:  Влияние общения ребенка со взрослыми на развитие речи

Некоторые родители воспринимают зрительный дефект малыша односторонне, как болезнь и тратят годы и деньги, чтобы вернуть зрение ребенку. Возят его по различным клиникам, обращаются к экстрасенсам, тем самым, упуская важный период в развитии малыша, слепота для которого – не болезнь, а состояние.

 Воспитание слепых детей в семье

Но, есть и третья группа родителей, не признающая факта тяжелого зрительного дефекта ребенка. Они всячески убеждают себя, что зрительный дефект автоматически стимулирует речевую и интеллектуальную деятельность ребенка, его музыкальные способности. Своей задачей родители считают создание комфортных условий и предпосылок для одностороннего развития психических способностей и процессов.

Хочется обратиться к родителям, чтобы они не были «слепыми», адекватно оценивали положение и состояние своего ребенка и делали все возможное и невозможное, чтобы ребенок чувствовал себя одновременно защищенным и самостоятельным.

Источник

Развитие слепого ребенка в семье

СЕМЬЯ СЛЕПОГО РЕБЕНКА

  Рождение ребенка ─ важное и ответственное событие в жизни каждой семьи. Но иногда оно становится трагедией для семьи. Это происходит, когда у новорожденного обнаруживается тяжелый физический дефект ─ слепота или слабовидение. Рождение ребенка со зрительным дефектом, как правило, является неожиданным для семьи, не приносит матери облегчения, которого она ждет к концу беременности. Наоборот, наступает период неопределенности и тревоги, необходимость приспособления не к тому ребенку, которого ждали. Родители задают вопросы и прежде всего себе: «Почему именно у нас родился такой ребенок?».Развитие слепого ребенка в семье 

Родители слепого ребенка переживают чувство несправедливости к нему. Оно естественно, хотя о нем редко говорят вслух. Чувство несправедливости отрицательно отражается на психическом состоянии родителей: они замыкаются в своих тягостных переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей и знакомых. Ситуация может оцениваться родителями с позиции: «Вот если бы мой ребенок видел, сколько б я могла ему дать. Но поскольку он не видит, все, что я делаю, бесполезно».

В случае, если слепым оказался второй или третий ребенок, подобный вопрос звучит особенно остро: «Почему и за что мы так наказаны? Ведь у нас никого среди близких не было с дефектом зрения». Одновременно возникают вопросы, от решения которых зависит дальнейшая судьба детей с дефектами зрения: «Как может человек без зрения жить в мире зрячих?», «Можно ли вос-становить зрение моему сыну или дочке?», «Будет ли наш ребенок веселым, научится ли он играть, бегать?», «Можно ли нашего ребенка обучить и воспитать, как других детей?» и «Можно ли его развить физически и психически так, чтобы он стал самостоятельной личностью?»

На последние три жизненно важных вопроса можно ответить сразу «да!». Слепой ребенок может стать веселым и подвижным, получить образование, овладеть профессией, которая принесет ему материальную независимость и самостоятельность. И значительная роль в этом в ранний период жизни слепого или слабовидящего ребенка принадлежит семье.

Первые три года жизни ребенка (как зрячего, так и с дефектом зрения) ─ это период, когда формируется «фундамент» его личности. В дошкольные годы жизни ребенка устанавливается тесная связь между ним и матерью, другими взрослыми членами семьи, которые стимулируют его развитие. Через общение со взрослыми ребенок постигает опыт старших поколений, усваивает навыки познавательной деятельности, которые с трудом постигаются в более поздний период. Особенно важен этот период для ребенка со зрительным дефектом. Он должен приспособиться к познанию мира без зрительного контроля. Это очень трудная задача, и слепой ребенок не может с ней справиться сам. Уже с первых месяцев жизни он должен иметь постоянную и систематическую помощь со стороны родителей.

Горе родителей, связанное с рождением ребенка со зрительным дефектом, по-разному влияет на его положение в семье, отношение к нему других членов семьи.

Многие родители убеждены, что, поскольку их ребенок не видит или видит очень плохо, его надо постоянно охранять, оберегать от ушибов и всех случайностей, которые могут возникнуть на жизненном пути. Родители и близкие родственники не позволяют малышу самостоятельно ползать и ходить, брать в руки предметы и манипулировать ими. Так, мама Кости М. старалась уберечь его в первые годы жизни от всевозможных ушибов при соприкосновении с окружающими предметами, запрещала мальчику осматривать предметы руками. В результате познавательная активность у него развивалась по пути ложной компенсации: Костя знакомился с предметами с помощью рта и языка, как это делают дети на первом году жизни.

Потребовалось усилие со стороны тифлопедагогов и мамы, чтобы преодолеть сложившийся стереотип к познанию окружающего мира и научить ребенка активно использовать осязание, слух и другие сохранные органы чувств во всех видах познавательной деятельности.

В таких семьях мать, отец, бабушка или дедушка стремятся выполнить за ребенка все, даже те действия, которые вполне ему доступны. Малыш постоянно слышит: «Ой, осторожно!», «Мамочка тебе подаст, сделает сама» и т. д. Через какой-то промежуток времени малыш убеждается в том, что окружающий мир является чем-то страшным и опасным. Мама довольна, когда он тихо сидит в кроватке или манеже и качается из стороны в сторону. Любое его желание мгновенно выполняется окружающими. Свою роль родители этой группы видят в «служении несчастному ребенку», а затем и подростку, и взрослому. Такая позиция значительно осложняет развитие ребенка с дефектом зрения, обусловливает формирование отрицательных качеств личности (эгоцентризм, апатичность, безволие), не способствует воспитанию у него познавательной активности.

Другая группа родителей негативно относится к слепому или слабовидящему малышу. Они стесняются и даже стыдятся своего ребенка, стараются скрыть его дефект от окружающих. В результате усугубляется изоляция ребенка от мира нормально видящих людей. Часто родители обвиняют себя или друг друга в рождении ребенка с тяжелыми физическими недостатками и несчастными считают себя, а не ребенка. Они лишают его своей любви и заботы, искусственно изолируют от других детей и близких. Свою задачу видят лишь в том, чтобы обеспечить ребенку необходимую помощь для поддержания жизни, не верят в его возможность стать развитой личностью. Неподготовленность родителей всем предыдущим опытом жизни к воспитанию слепого ребенка приводит к тому, что большинство из них воспринимают зрительный дефект малыша односторонне, как болезнь. Это правильно лишь отчасти. Если исходить из того, что зрительный дефект ─ это болезнь, то приходится признать, что главная задача родителей состоит в «лечении» болезни ребенка.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка за 10 минут в день

Развитие слепого ребенка в семье

Наш опыт общения с родителями слепых детей показывает, что некоторые из них тратят годы на то, чтобы, надеясь на чудеса медицины и экстрасенсов, «вернуть» ребенку несуществующее зрение. Упускается благоприятный возрастной период в развитии слепого малыша, для которого слепота ─ состояние, а не болезнь. Кроме медицинского аспекта, зрительный дефект ребенка должен рассматриваться родителями как психолого-педагогическая проблема.

Встречается и третья группа родителей, которая не признает факта тяжелого зрительного дефекта ребенка. Они готовы поверить тому, что зрительный дефект автоматически стимулирует интеллектуальную и речевую деятельность ребенка, его музыкальные способности. Свою задачу родители видят в создании условий и предпосылок для одностороннего развития психических процессов и способностей.

Несколько лет тому назад в одну из школ слепых поступила девочка из семьи музыкантов. Она значительно отставала в физическом, психическом и интеллектуальном развитии от других детей. Но при этом любила и умела слушать серьезную музыку, воспроизводить голосом части произведений Чайковского, Моцарта и др. Вся забота родителей сводилась к тому, что они вкусно кормили девочку, держали шесть лет в кровати и по нескольку часов в день проигрывали кассеты и пластинки с записями музыкальных произведений. Девочка оказалась не подготовленной к общению в коллективе сверстников, обучению, активному познанию окружающего мира. Уровень притязаний родителей этой группы не соответствует уровню возможностей их детей. В результате на определенном этапе жизни (как правило, в подростковом возрасте) у незрячих детей возникают стрессовые ситуации, нервные срывы, так как они осознают, что не только не превзошли своих сверстников, но и значительно отстают в развитии.

Источник

Введение

Рождение слепого ребенка в семье с двумя незрячими родителями — прогнозируемое событие и воспринимается с пониманием. С появлением слепого ребенка в семье у здоровых людей возникает иная психологическая обстановка. Состояние родителей близко к шоковому. Родители не знают, как будет функционировать семья в дальнейшем, чему можно обучать незрячего ребенка. Им не ясна перспектива его психического развития. Родители слепого ребенка нередко испытывают чувство вины, что отрицательно отражается на их психическом состоянии: они замыкаются в своих переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей, знакомых. В такой ситуации от родителей требуется мужество, совместный труд со специалистами и разумная позиция по отношению к незрячему ребенку. Они не должны сомневаться в способности своего ребенка к обучению только из-за отсутствия у него зрения, но должны ясно представлять, что от них потребуется больше усилий и времени для обучения и воспитания ребенка. Но зато и радость будет сильнее, ощутимее. Тифлопедагоги знают, что при правильном воспитании слепой ребенок может достигнуть высокого уровня физического и духовного развития. Овладев профессией, соответствующей его способностям, он может стать известным музыкантом, певцом, ученым.

Особенно важными являются первые три года жизни ребенка, когда родители могут оказать решающее воздействие на развитие ребенка. Одна из важнейших задач стоящих перед ними, — противостоять сенсорной депривации (лишение ребенка зрительной информации). Последняя может проявиться в снижении общей активности ребенка, его двигательном недоразвитии, стереотипных движениях.

Воспитание слепого ребенка должно с самого раннего детства основываться на любви, чуткости и терпении. В то же время не следует жалеть усилий на развитие самостоятельности ребенка. В случае воспитания в условиях гиперопеки ребенок растет инфантильным, отстает от своих сверстников по развитию и зависит от окружающих.

Родительские позиции по отношению к слепому ребенку и его дефекту могут быть адекватными и неадекватными.

Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. При этом ребенок и недостаточность у него зрепринимаются. Принятие означает способность родителей примириться с фактом наличия у ребенка особенностей, связанных с нарушением зрения, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Родители видят в своем малыше прежде всего ребенка, имеющего особенности, свойственные и другим детям, а также присущее лишь ему своеобразие. Такая позиция становится необходимой предпосылкой создания в семье условий для полноценного развития ребенка. Родители делают все возможное для того, чтобы он стал полноценной личностью, а качество его жизни было бы достаточно высоким.

Неадекватность родительской позиции определяется тем, что ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. При этом родители (чаще матери) испытывают чувство вины перед ним, которую они постоянно пытаются искупить. Такая жертвенная любовь не приносит ребенку пользы. Ребенок растет привыкшим к опеке, не приспособленным к жизни эгоистом. У такого ребенка не формируются навыки самообслуживания, усугубляется задержка развития предметной деятельности, характерная для глубоких нарушений зрения, недостаточно развиваются сохранные анализаторы, и в первую очередь осязание.

Неадекватной и неблагоприятной для психического развития ребенка является такая позиция родителей, когда с недостатком зрения они смирились, но не принимают уже самого ребенка. Мать считает, что у нее не мог родиться незрячий ребенок. Произошла роковая ошибка, и она не обязана расплачиваться за чужие ошибки. Ребенок вызывает у нее раздражение. Она психологически отвергает ребенка, мало с ним занимается и старается отдать его на воспитание родственникам или другим лицам.

Читайте также:  Влияние алкоголя на зачатие ребенка и его развитие

Весьма сложная ситуация создается и в результате такого отношения к ребенку, когда родители принимают его, но отрицают наличие у него каких-либо особенностей. Казалось бы, в данном случае родители (так же как и при адекватном отношении) относятся к ребенку, как к здоровому. Но при этом не принимаются в расчет специфические особенности ребенка, поскольку родители не допускают и мысли о том, что они его не вылечат. Чаще подобную позицию занимают родители слепых детей, имеющих нарушения интеллекта. Настаивая на отсутствии у ребенка нарушений со стороны интеллектуальной сферы, родители создают ему неадекватные учебные условия, не учитывающие сложный характер его нарушения, что создает перенапряжение его нервной системы и отрицательно сказывается на формировании его личности.

Последняя из позиций родителей по отношению к незрячему ребенку предполагает неприятие как недостатка, так и самого ребенка. У родителей появляется желание избавиться от ребенка. Если дефект выявлен уже при рождении ребенка и оба родителя занимают указанную позицию, то они, как правило, отказываются от ребенка.

Нередко мать и отец занимают разные позиции по отношению к ребенку и его дефекту. Это создает почву для конфликтов в семье и может привести к ее распаду.

Почва для конфликтной ситуации в семье особенно легко создается и тогда, когда у ребенка кроме слепоты имеются нарушения со стороны интеллектуальной сферы.

1. Помощь специалистов родителям

Помочь родителям создать в семье климат, способствующий правильному развитию ребенка, могут офтальмолог, дошкольный педагог-дефектолог, специальный психолог, тифлопедагог, воспитатель и другие специалисты. Прежде всего, им следует постараться проанализировать поведение членов семьи и выявить, какого типа позицию они занимают по отношению к своему ребенку и его дефекту, и, если она неадекватна, попробовать изменить ее.

Педагог должен дать семье рекомендации, как проводить коррекционную работу с ребенком. Стимуляцию психического развития ребенка, имеющего патологию зрения, следует начинать с первых месяцев жизни малыша. Для этого родителям требуется наладить эмоциональный контакт с ребенком и всячески его поддерживать. Необходимо обогащать опыт ребенка тактильными и кинестическими ощущениями, менять положение тела младенца, проводить пассивно-активные упражнения с ножками, ручками, привлекая внимание ребенка к возникающим при этом ощущениям и сопровождая эти упражнения речью, пением, музыкой. Такого малыша следует чаще брать на руки и разговаривать с ним. Таким образом он постепенно будет узнавать окружающих по голосу, шагам, по прикосновениям к нему. Недостатки психического развития, связанные со слепотою, могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных анализаторов. Поэтому нужно тренировать у малыша слух и кожное восприятие в процессе ежедневного ухода за ним, обогащая его жизненный опыт.

При обучении и воспитании ребенка необходимо максимально использовать и развивать его остаточное зрение. Ребенка следует учить различать голоса близких, повторять ритмы и мелодии, стимулируя таким образом его психическую активность.

Особо важное значение при воспитании слепого ребенка имеет развитие активного осязания. Малыша нужно учить ощупывать различные предметы, одновременно называя их и говоря об их назначении. Учить его совместно со взрослым пользоваться различными предметами, комментируя действия ребенка. Известно, что выраженные дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений, что определяет недостаточную произвольную моторную активность ребенка и общую медлительность. На этом фоне у детей нередко возникают стереотипные движения в виде похлопываний, потряхиваний рук, малая психическая активность, медлительность, повышенная истощаемость, особенно выраженная у детей с органическим поражением центральной нервной системы. Такие дети больше других нуждаются в наблюдении психоневролога.

У слепых детей уже в первые годы жизни воспитывают восприятие частей собственного тела, формируют начальные пространственные представления. Обучают детей показывать и называть части собственного тела, понимать и выполнять задания, требующие понимания расположения предметов в пространстве, а также местонахождение игрушек по отношению к себе. В специально организованных играх ребенка просят встать впереди или сзади стола, положить предмет на стол и т. д.

Особенно полезны озвученные игрушки, а также игрушки с хорошо воспринимаемой на ощупь фактурой. Дети с дефектами зрения нуждаются в специальных занятиях по умственному и речевому развитию, по воспитанию движений и ощущений пальцев рук. Раннее развитие речи ребенка с дефектами зрения помогает ему в формировании его интеллектуальных возможностей. Но при этом необходимо предупреждать многословие, лишенное смысла, «попугайную» речь, когда малыш повторяет высказывания взрослого, не понимая их значения. Следует иметь в виду, что развитие игровой деятельности у ребенка с нарушениями зрения способствует формированию произвольности и регуляции психической деятельности.

Многие дети с дефектами зрения очень чувствительны к музыке, следует использовать эту их особенность в процессе обучения и воспитания. Для поднятия общего эмоционального тонуса ребенка, для развития его речи можно петь с ним песенки, разучивать стихотворения, сказки, но обязательно при этом объяснять их смысл. Следует избегать механического заучивания.

Некоторые дети с дефектами зрения боязливы, малоконтактны. Поэтому необходимо обогащать чувственный и практический опыт ребенка, постепенно вводить его в круг здоровых сверстников.

Уже в дошкольном возрасте готовят ребенка к обучению грамоте путем развития чувствительности пальцев рук. Слепых детей обучают грамоте с помощью специального точечного шрифта системы педагога Луи Брайля. При этом образы букв и слов формируются на основе тактильного восприятия выпуклых точек. Каждая буква алфавита изображается различной комбинацией шести выпуклых точек. В настоящее время в процессе обучения слепых и слабовидящих детей все шире используются современные достижения бионики и электроники.

Источник