Развитие сюжетно ролевой игры ребенка

Наталья Александровна Потапова
Сюжетно-ролевая игра: роль и значение в развитии ребенка

«Сюжетно — ролевая игра, роль и значение в развитии ребенка»

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.

Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

Сюжетно-ролевая игра – это та игра, которая помогает воспитывать эти качества у детей. Сюжетно-ролевая игра теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом.

Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми.В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли. Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.

В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра — это школа жизни, школа труда и общения с людьми. Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, развивает творческое воображение, необходимое в других видах деятельности. Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.

Роль воспитателя в проведении сюжетно- ролевой игры

Существуют различные сюжеты ролевых игр, которые в детском саду могут проводить с детьми воспитатели, либо в которые дети могут играть самостоятельно.

Игры могут носить чисто импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Во втором случае руководство игрой осуществляет воспитатель, который раздаст роли, объяснит правила, покажет способы взаимодействия игроков друг с другом. Однако психологи утверждают, что это – далеко не лучший вариант для развития дошкольников.

Основная цель сюжетно – ролевой игры в детском саду — развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свои выбор. Когда дети в сюжетно – ролевой игре исполняют только указания воспитателя, игра превращается в тренировку, которая не способствует ни запоминанию информации, ни общению, ни развлечению ребенка, а значит, не представляют никакой пользы. «Семья», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Перекресток», – список игр для детей достаточно большой. Роль воспитателя должна ограничиваться тем, чтобы подталкивать детей к выбору игр, которые были бы интересны всем, не навязывать им каких бы, то, ни было сценариев и жестких рамок поведения. Важно контролировать, чтобы дети играли по правилам.

Основные цели и задачи, которые воспитатель выполняет при проведении сюжетно – ролевых игр: научить ребенка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения.

В группе для проведения сюжетно-ролевых игр должна быть создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия воспитателя с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая готовит ребенка к игре. Задача воспитателя направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета.

Рассмотрим алгоритм проведения игр на примере игры в «Дочки – матери».

Этап первый. Подготовка.

«Дочки – матери» это очень условное название игры, в которой речь идет о семье, ее быте и отношениях. Играть могут и папа с сыном. Здесь нам не нужно столь тщательное планирование. Суть отношений между родителями и детьми ребенок видит каждый день. И правила особо тут не надо оговаривать, равно, как и планировать заранее игру. Можно примерно оговорить сюжет, например, пускай, это будет день из жизни на даче. Вспомните, как вы проводите такие дни, обсудите роли, возможно, ваш ребенок вообще захочет играть сам при помощи двух или тех кукол.

Этап второй. Игра.

Дайте волю фантазии ребенка. Присоединяйтесь к игре в любой из моментов, если ребенок играет сам. Многие родители, наблюдая за такой игрой со стороны, видят, как выглядят из отношения с ребенком, ведь в такой игре, ребенок проигрывает именно то, что видит каждый день. Вы можете взять на себя роль дочки или сына, отдав ребенку роль мамы или папы. Посмотрите, как ведет себя персонаж, за которого играет ребенок? Вы никого не узнаете? Присмотритесь повнимательнее, этот персонаж похож на вас.

Этап третий. Обсуждение игры.

После того, как игра окончена, обсудите, все ли было логично, не получилось ли так, что персонажи сначала поужинали, потом пошли купаться и только после этого позавтракали. Если да, обсудите, почему так вышло, что было не логично. Можете прямо по горячим следам переиграть нелогичный фрагмент, обсудить, что могло быть по – другому и спланировать, что вы хотите добавить в сюжет в следующей игре.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности ребенка.Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями можно провести ряд консультаций: «Ребенок и его игрушки», «Играйте вместе с детьми», «Роль современной игрушки в жизни детей». Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей.

Методическая литература:

Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников».

Н. В. Краснощекова «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста».

Источник

Вероника Галынская
Развитие сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста

Сюжетно — ролевая игра — это ведущая деятельность дошкольника, в которой он отражает свои впечатления об окружающей социальной действительности.

Сюжетно — ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга.

Этапы развития сюжетно-ролевой игры:

1) до 2-х лет — предметная игра

2) от 2 до 3 лет — развитие игровых действий (понарошку).

3) от3 до 4 лет — этап принятия роли.

4) от 4 до 5 лет — этап ролевого взаимодействия.

5) от 5 до 6 лет — этап сюжетосложения.

Вместе с игрой развивается и сам ребенок. На первом году жизни ребенка начинается этап развития предметной игры:

Развивается предметно- игровая деятельность (ознакомитель-ная игра со своим телом: руками, ногами).

Появление манипулирования с предметами и игрушками (стучит, обследует, бросает.)

С 9-10 месяцев появляется отобразительная игра (качает, кормит куклу)

У многих игра носит разрушительный характер (т. к. это единственно доступный для ребенка на данном этапе способ проявления активности в игре, а не проявление агрессии).

Взаимодействия со сверстниками в игре НЕТ.

Роль взрослого в данный период:

Общение с ребенком;

Обучение игровым и предметным действиям;

Создание развивающей среды для активной предметной и игровой деятельности.

Со второго года жизни у ребенка начинается этап отобразительной игры:

На 2- м году жизни развивается ходьба. Ребенок любит много двигаться, ориентироваться в окружающем, перетаскивать предметы;

Манипулируют с открывающимися коробками, ящиками, вкладышами.

Дети повторяют действия, показанные взрослым и начинают самостоятельно воспроизводить увиденное в жизни (кормление, укладывание спать куклы.) т. е. развивается отобразительная игра.

Ребенок многократно повторяет одни и те же действия («круговые сюжеты«).

Появляются первые попытки конструирования с игрушками-вкладышами.

Ребенок постоянно ищет взрослого для игры и развлечения.

Взаимодействия со сверстниками в игре НЕТ.

Роль взрослого заключается в:

Обогащении ребенка яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни;

Показа способов игровых и предметных действий;

Подборе и правильном размещении игрового материала.

Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно — отобразительной игры, которая предшествует становлению сюжетно- ролевой игры.

В игре ребенок увлечен действиями с игрушкой;

Появляются простые сюжеты из 2-3 взаимосвязанных действий (уже не круговые) ;

Роли пока нет (ребенок не осознает ее);

Идет активная подготовка к принятию роли: с 2.5 лет начинает активно развиваться самосознание ребенка, развивается воображение. Малыш начинает понимать, что оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять какую- либо роль.

Сверстник в игре малозначим (ребенок увлечен личной игрой). В контакт малыш вступает чаще ради своих интересов — завладеть игрушкой.

Основные задачи взрослого заключаются:

В развитии целенаправленной игровой деятельности, учить придумывать цель в игре, подбирать под нее игровые действия.

Помогать детям усваивать назначения предметов и овладевать действиями с ними.

Готовить детей к принятию роли;

Поддерживать интерес к игре.

В начале года игры детей не продолжительны (3-6 мин., но постепенно, при условии правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование игровых умений, игры становятся более длительными (8-10 мин.)

Малыш 2-3 лет часто еще действует подражательно,но его действия существуют в рамках определенной роли: мамы, шофера, доктора.

В начале года ребенок в игре называет себя своим именем, то к концу года, как правило отождествляет себя с тем взрослым, действия которого изображает (я- доктор). Отдельные игровые действия объединяются в единую сюжетную линию. Поначалу цепочки игровых действий осуществляются довольно хаотично, но с приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика, затем цепочки становятся более продолжительными, обогащается содержание игры. Основной задачей взрослого является формирование у детей раннего возраста игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.

Исследователи, в частности Е. В. Зворыгина, отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач. При формулировке игровой задачи могут использоваться как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так,игровая задача может быть оставлена прямо: «Уложи куклу спать»,может быть сформулирована в косвенной форме: «Кукла хочет спать»,а затем и менее конкретно: «Кукла устала»- в этом случае ребенок ищет решение сам. Одна игровая задача может решаться разными способами, можно решить показывая и (или) называя игровое действие. Далее задачу нужно усложнить. Затем ребенка следует поставить ребенка в условия необходимости использования предмета — заместителя. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком нужно ставить следующие, более сложные задачи.С усложнением задач их решение также постепенно усложняется:

Один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов;

Использование заместителей сопровождается словом, пояснением;

Используется несколько заместителей;

Используются нарисованные предметы;

Таким образом, взрослый тщательно продумывает ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре. Для этого он заранее предусматривает наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу.

Источник

света абрамова
Этапы развития сюжетно-ролевой игры в детском саду

Развития сюжетно-ролевой игры

от рождения до школы

Игра как отражательная деятельность является важным этапом в познании ребенком действительности.

Однако в сюжетно-ролевой игре знания,впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.

Сюжетно-ролевая игра появляется в деятельности ребенка не сразу. Она проходит ряд последовательных этапов развития. Раскроем игру в развитии.

Необходимо выделять следующие этапы развития игровой деятельности представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый этап.

Первый этап – ознакомительная игра

Основным содержанием игры являются действия с предметами. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе с взрослым, исследуя свойства и качества предметов.

Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается.

• Действия однообразны и часто повторяются.

• Роли не обозначены.

• Дети охотно играют с взрослым.

• Самостоятельней игра кратковременна.

• Как правило, стимулом возникновения нет. Интересом является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.

Второй этап.

На втором этапе развития игровой деятельности появляется отображающая игра.

• На этом этапевнимание ребенка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по физическим свойствам. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка обобщать действия, то есть переносить усвоенные действия с одного предмета на другой. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом.

• Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). В игре объединяются 2—3 человека. Объединения кратковременны.

• Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется.

Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые.

Третий этап.

Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни

• Роли четко обозначены и распределены до начала игры.

• Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью.

• Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом.

• Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом.

• Продолжительность игры увеличивается.

Сюжетыстановятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.

Четвертый этап.

Четвертый этап – сюжетно-ролевая игра.

Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом.

• Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей.

Игры носят совместный, коллективный характер.

Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5—6.

Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей.

Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.

• В игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок).

• Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников.

Эти уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры.

Рекомендуемый перечень сюжетно – ролевых игр по возрастам

Вторая группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа

«Купание куклы»

«Даша заболела»

«Куклы на прогулке»

«Печем пирожки»

«Напоим Ваню чаем»

«Настя проснулась Построим куклам дом»

«Больница»

«Парикмахерская»

«Автобус»

«Магазин»

«Покатаем куклу на машине»

«День рождения куклы Кати»

«Семья»

«Больница»

«Строители»

«Моряки»

«Магазин»

«Парикмахерская»

«Шофер»

«Автобус»

«Поликлиника»

«Семья»

«Библиотека»

«Железная дорога»

«Кафе»

«Строительство»

«Салон красоты»

«Аптека»

«Магазин»

«Больница»

«Скорая помощь»

«Ателье»

«Зоопарк»

«Детский сад»

«Магазин»

«Цирк»

«Швейное ателье»

«Библиотека»

«Дом, семья»

«Школа»

«Ветеринарная лечебница».

Источник